По завещанию отца (1212 г.) он первоначально назначен был ростовским князем, но старший брат его Константин, владея великим княжением, не отдавал ему и Ростова, в котором жил, вследствие чего отец, лишив Константина великого княжества, объявил Георгия Владимирским, великим князем. После Липицкой битвы (в 1216 г.), когда Георгий был разбит, братья примирились и бездетный Константин объявил Юрия своим преемником. В 1217 г. Георгий, по смерти брата, опять взошел на престол Владимирский. Сделавшись великим князем, он явил особое усердие к делу религиозного просвещения и утверждения христианской веры как между своими подданными, так равно и между иноверными соседними народами. С этой целью он основал Нижний Новгород и построил в нем два благолепных храма, которые и были первоначальным рассадником Православия в той области. Суздальский храм Спасителя и храм Божией Матери во владимирском женском монастыре (оба каменные) — памятник благочестия Георгия. В 1225 г. в 140 верстах от Костромы на месте явления иконы св. вмч. Георгия основал на горе Юрьевец Поволжский. Был князь весьма милостив: даже врага своего отпускал он от себя с дарами и не берег имения своего, раздавая милостыни бедным, украшая храмы Божии иконами и книгами; почитал чин иноков и священников и подавал им нужное; приносил молитвы Господу днем и ночью. Любя святую веру, он горячо любил и православную Русскую землю, за что еще при жизни был почтен от благодарных современников титулом «отца и государя». Благоверный князь отличался воинской доблестью, и в 1228 году наказал войной дикую мордву, а болгар усмирил. Когда пришли в Россию татары, Георгий вооружился против них и расположился с войском на берегах реки Сити. В 1238 г. Батый явился под стенами Владимира; город был взят, семейство Георгия погибло, большая часть жителей побита и немногие взяты в плен. Узнав о гибели своего семейства и народа, Георгий приготовился к решительной битве и сразился с татарами на реке Сити. Русские бились мужественно, но должны были уступить превосходству силы: Георгий пал в рядах своих воинов (4 марта 1238 г.). Ростовский епископ Кирилл отыскал в куче мертвых обезглавленное тело Георгия, которое узнал по княжеской одежде, привез его в Ростов и положил там в храме Богоматери. Положенная во гроб глава его прильнула к телу так, что даже не стало заметно следов отсечения. В 1239 г. тело Георгия перенесено из Ростова во Владимир братом его Ярославом и положено в Успенской соборной церкви «по обещанию, в честь и славу великому князю Георгию мученику, владимирскому чудотворцу». Около этого времени состоялось и церковное прославление святого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Князь Георгий с юных лет отличался горячей любовью к Богу и делами благочестия, стараясь выполнять заповеди Господни и храня в сердце своем страх Божий. Еще в ранней юности он содействовал благоустроению владимирской Рождественской обители, благотворил ей, приходил в эту обитель «ко всякому церковному пению – к тому, что произносится, и чтениям из Священного Писания усердно внимал и слышимые книжные слова полагал себе на сердце, и размышлял часто в уме своем о том, что христианам должно в Царство Небесное войти многими напастями». Одновременно, с малолетства же, приучая Георгия к суровой воинской науке, отец брал его с собою в военные походы 1208–1209 гг. А в 1210 г. Георгий Всеволодович уже сам возглавил войско. В 1211 г. князь Всеволод женил Георгия на Агафье Всеволодовне, дочери Киевского князя Всеволода Святославовича Чермнаго. В то же время по распоряжению отца князь Георгий был назначен Ростовским князем, но старший брат его Константин, живя и владея до того времени великим Ростовским княжением, не пожелал отдать Георгию Ростова, желая оставить за собою и великокняжеский Владимирский престол и Ростовское княжество. Вследствие чего великий князь Всеволод лишил своего старшего сына Константина Владимирского престола и объявил Георгия великим князем Владимирским. В апреле 1212 г. после смерти отца 24-летний Георгий принял на себя бремя верховной власти. Практически сразу же началась открытая вражда князя Константина против брата Георгия. Споры между братьями вылились в кровопролитную битву на реке Липеце. Потерпев поражение, князь Георгий отошел во Владимир. Брат Константин со своим войском осадил город. Тогда, сдавшись на милость победителя, Георгий, по слову Константина, удалился с семьей в почетную ссылку в Городец, в страну Волжскую. В 1217 г. братья все же примирились, и князь Георгий получил в удел г. Суздаль. Чувствуя свою близкую кончину, князь Константин назначил Георгия своим преемником. После смерти старшего брата в 1218 г. князь Георгий окончательно унаследовал Владимирский престол. Оказывая отеческую заботу вдове и сыновьям Константина, князь Георгий отдал в княжения Васильку Ростов, а Всеволоду – Ярославль.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Пишу вам это слово затем, чтобы не пресеклась память о родителях наших и о нас и свеча бы не погасла, – с тревогой писал умирающий великий князь в завещании своим младшим братьям Ивану и Андрею. Тульская область. Куликово поле. Фото: Viktor Kornushin/globallookpress      Иван Калита и Симеон Гордый оставили наследникам крепкую региональную державу, в которой Москва уже четверть века безраздельно владела обширным Великим княжеством Владимирским, использовала в своих интересах его ресурсы, полностью отлучила от них соперничающую Тверь, привлекала к себе со всей Руси своими миром и тишиной не только крестьян и мастеровых, но и, что ещё важнее, – знатных бояр с их дружинами, стремившимися послужить сильному князю Московскому. Не за горами маячила скорая консолидация всех русских земель вокруг Москвы. Династический крах Ивановичей-Семёновичей в одночасье поставил под вопрос все эти надежды. 6 лет отца Дмитрия Донского – Ивана Ивановича Красного прошли неярко, хотя и стабильно, но под знаком всё усиливавшегося напор со стороны могущественного соседа – Великого княжества Литовского. Его великий князь Ольгерд стремился использовать ослабление русских земель под ордынской зависимостью для их захвата. В 1358 году по его приказу в Киеве был схвачен митрополит Алексей, который в результате не смог присутствовать при смерти в ноябре 1359 году Ивана Красного и не имел возможности своевременно повлиять на политические события. Внезапный переход власти от молодого 33-летнего князя к его сыну, 9-летнему ребёнку, едва не обрушил всю столь тщательно выстраивавшуюся в предыдущие десятилетия конструкцию московского великодержавия. В Орде начиналась эпоха Великой замятни, когда ханы сменялись один за другим. И вот один из первых случайных ханов, Навруз, решил в 1360 году, что оставлять русский улус девятилетнему ребенку – рискованно, и, после отказа Андрея Константиновича Нижегородского принять власть, назначил Великим князем Владимирским его брата – суздальского князя Дмитрия Константиновича. Москва в одночасье потеряла доступ к обширным земельным и денежным ресурсам Великого княжения.

http://pravoslavie.ru/123716.html

Благоверный князь велел изобразить Богоматерь в том виде, в каком явилась она ему, и на месте видения велел строить обитель и храм в честь иконы боголюбской. 530 Место это получило от него название Боголюбова, как ознаменованное знамением любви небесной, и оно стало любимым местом пребывания его. Поныне еще цела каменная пристройка к боголюбскому храму, где жил кн. Андрей и где довелось ему окончить жизнь. Оставаясь удельным князем Владимирским, он теперь заботился, улучшать состояние княжества своего, – по мере способов своих. Когда умер отец Андрея Юрий, князь суздальский и киевский (1157 г.), ростовцы и суздальцы, узнав вблизи высокие качества Андрея, признали его своим князем, хотя и не того желал Юрий. 531 Так благоверный Андрей стал великим князем северной России. Теперь круг действий его расширился. И дела его можем мы рассмотреть: а) в отношении к соседним областям – к Болгарии, к Новгороду, к Киеву; б) дела в его собственном княжестве. Болгары и прежде к. Андрея платили дань суздальскому князю. При нем оказались оскорбления для русских со стороны болгар – магометан. В. к. Андрей решился образумить их, для славы имени Христова. Он отправился к ним с многочисленным войском. Чудотворная икона Богоматери и икона Спасителя, что замечательно для нашего времени, благословляющего именословно 532 находились в войсках его вместе со св. крестом. Болгары не раз были разбиты, несколько городов их взято, торжество над ними было полное. Возвращающиеся чудные иконы все духовенство и народ встретили торжественно на берегу р. Клязьмы 21 сент. 1164 г. и на месте встречи поставлен был храм в честь Богоматери, к которому потом каждый год 21 сент. бывал крестный ход из собора. В тоже самое время имп. Мануил одержал победы над магометанами арабами. Потому поставлено было и в Греции, и в России праздновать кресту Христову в 1 д. августа. 533 В отношении к Новгороду в. к. Андрей в самом начале правления своего объявил (1159 г.): «хочу искать Новгорода добром и лихом». Это значило, что по сознанию умного и дальновидного князя демократия богатого и сильного княжества не способна была доставлять всей пользы при раздробленной власти и он положил смирить ее, для пользы всей России; в продолжение всего княжения стремился он к этой цели и достиг ее: Новгород слушался в.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В следующем 1151 году Юрий возобновил войну, но безуспешно: битвы под Киевом и при р. Руте, где Андрей выказал такое же мужество, как под Луцком, кончились поражением Юрия. Юрий был стеснен в Переяславле Изяславом и принужден целовать крест, что отказывается от Киева и уйдет через месяц в Суздаль. Андрей сряду же отправился в любимую Суздальскую землю и уговаривал отца последовать его примеру: «нам здесь, батюшка, делать нечего, уйдем за тепло». Но Юрий сделал еще попытку засесть в Городке, был осажден вторично Изяславом и только тогда исполнил крестное целование. В 1152 г. князь Андрей участвовал в походе Юрия на Чернигов , предпринятом в союзе с князьями рязанскими, муромскими, северскими и половцами, при чем показал пример союзным князьям самим водить дружину на приступы. Чернигов не был взят только потому, что на выручку осажденных явился Изяслав Мстиславич . Когда в 1155 г., уже по смерти Изяслава (+ 1154) и прикрывавшего его родовым старшинством Вячеслава (старшего брата Юрия), Юрию удалось сделаться великим князем киевским, он посадил Андрея в Вышгороде . Но в Киевской земле Андрею, видимо, не нравилось, и он без воли отца ушел в Суздальскую землю, в которой и жил с тех пор постоянно. Князь Андрей увез во Владимир помимо вышгородского клира также меч св. Бориса и хранившийся в Вышгородском женском монастыре Богородичный образ, который под именем Владимирской иконы Божией Матери стал одной из наиболее почитаемых святынь Владимиро-Суздальской Руси, а затем Москвы и всего Российского государства. Видимо, это снискало Андрею Боголюбскому популярность среди ростово-суздальского боярства, позволившую ему в 1157 г., после смерти отца, вопреки завещанию последнего в пользу младших сыновей от второго брака Михалка и Всеволода занять ростово-суздальский стол, после чего центр княжества из старой столицы Ростова и резиденции Юрия Долгорукого Суздаля переместился во Владимир . Великое княжение (1157 - 1174) Начало правления Андрея Боголюбского сопровождалось политическими мерами, направленными на внутреннюю консолидацию княжества, следствием чего было происшедшее ок. 1161 г. столкновение владимирского князя с оппозицией со стороны ряда младших Юрьевичей. В результате трое младших братьев Андрея Боголюбского - Мстислав , Василько и Всеволод вместе с матерью последнего, второй женой Юрия Долгорукого (видимо, визант. происхождения), а также племянники князя Андрея, сыновья его покойного старшего брата Ростислава , вынуждены были искать убежище в Византии у имп. Мануила I Комнина . Князь изгнал также и «мужей передних» своего отца, что указывает на радикальность его преобразований.

http://drevo-info.ru/articles/24607.html

С государственной самостоятельностью Руси надолго покончено. Северо-Восточная Русь и юго-западные княжества смогли, признав Батыя свои верховным государем, сохранить прежнюю структуру княжеского управления и местные династии Рюриковичей. Но южные земли с Киевом, Переяславлем, а также часть Черниговского княжества и Подолия стали территориями, непосредственно управляемыми монголами, которые держали там свои войска. Эти земли наиболее пострадали от монголов, а после нашествия более всего испытывали на себе их насилие. Поэтому большая часть населения отсюда бежала на Северо-Восток или в Галицию. Укрываться от монголов в почти безлесой Киевской земле было очень сложно. Князья, сохранившие свои уделы, отныне получали от хана ярлык на управление своими княжествами. Уже в 1242 г. князь Ярослав Всеволодович, отец св. Александра Невского, отправившись в ставку Батыя, был утвержден великим князем Владимирским. Ярослав также должен был отправиться и в Каракорум, ко двору великого хана монголов Гуюка. Подобные визиты в Орду или в Монголию на первых порах после завоевания Руси должно было совершать большинство русских князей. Поездку в Орду, на поклон к Батыю, вскоре был вынужден совершить и Даниил Романович Галицкий. В 1246 г. в Орду прибыл и св. князь Михаил Черниговский. Он ехал фактически на верную смерть, так как его активная борьба с монголами и убийство послов в Киеве не давали никаких шансов на помилование. Михаилу было предложено пройти через очистительные языческие огни и поклониться идолу Чингисхана, что православный князь с негодованием отверг. Михаил проявил себя не лучшим образом в борьбе с Даниилом Галицким и в годы нашествия Батыя. Известно, что на Лионском соборе он пытался заручиться помощью западных католических держав в борьбе с монголами. Но в конечном итоге князь Михаил на исходе жизни многое переосмыслил как православный христианин и возвысился над своими духовными немощами. Его жизнь была увенчана мученическим подвигом: за отказ совершить языческий обряд Михаил и его верный боярин Феодор были казнены по приказу Батыя.

http://sedmitza.ru/lib/text/436245/

Около года длилась осада; но наконец рижане, терпя сильный голод, запросили мира и получили его на тяжких условиях: лучшие граждане должны были явиться в стан рыцарей и у ног магистра положить все свои привилегии. Потом, велевши засыпать часть городских рвов и понизить валы, магистр заложил новую крепость, которая должна была сдерживать беспокойное народонаселение. С тех пор, говорит летописец, как московский князь Иоанн Данилович стал великим князем, наступила тишина великая по всей Русской земле и перестали татары воевать ее. Таково было непосредственное следствие усиления одного княжества, Московского, на счет всех других; в одном древнем памятнике деятельность Калиты обозначена тем, что он избавил Русскую землю от воров (татей) - видно, что предки наши представляли себе Калиту установителем тишины, безопасности, внутреннего наряда, который до тех пор постоянно был нарушаем сперва родовыми усобицами княжескими, потом усобицами князей или, лучше сказать, отдельных княжеств для усиления себя на счет всех других, что вело к единовластию. Борьба эта для усиления себя на счет других с презрением родовой связи и счетов началась давно: Михаил Хоробрит московский, Ярослав тверской, Василий костромской, Андрей городецкий показали ясно новый характер борьбы; борьба Твери с Москвою была последнею сильною, ожесточенною, кровавою борьбою двух княжеств, стремившихся к окончательному усилению. Для Москвы средства к этой борьбе были приготовлены еще при Данииле, начал борьбу и неутомимо продолжал Юрий Данилович. Калита умел воспользоваться обстоятельствами, окончить борьбу с полным торжеством для своего княжества и дал современникам почувствовать первые добрые следствия этого торжества, дал им предвкусить выгоды единовластия, почему и перешел в потомство с именем первого собирателя Русской земли. Калита умер 31 марта 1341 года, не успев окончить дел своих с Новгородом. До нас дошли две его духовные грамоты: между тремя сыновьями и женою поделил он свое движимое и недвижимое имение: старшему, Семену, отдано 26 городов и селений, в числе которых примыслы Юрия Даниловича - Можайск и Коломна; второму сыну, Ивану, 23 города и селения, из них главные Звенигород и Руза; третьему, Андрею, 21 город и селение, из них известнее Серпухов; княгине с меньшими детьми опять 26. Таким образом, величина уделов следует старшинству: самый старший и материально сильнее, притом города его значительнее, например Можайск был особым княжеством; старшему же должно было получить и великокняжескую область Владимирскую с Переяславлем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Польск. король являлся также великим князем Литовским, а в состав княжества входили Белоруссия и до Люблинской унии 1569 г. Левобережная и Правобережная Украина, Волынь и Подолье. Это были земли с большой долей правосл. населения. На территории княжества король пользовался правом подателя «столиц», т. е. епископских кафедр, и «хлебов духовных», т. е. иных доходных церковных должностей, напр. архимандритов и игуменов мон-рей. «Духовные хлеба» иногда служили средством вознаграждения за услуги, оказанные королю, но при недостатке средств в казне могли и продаваться. В ряде случаев на правосл. епископские кафедры или на должности монастырских настоятелей ставились миряне, в т. ч. и католич. исповедания, к-рые при этом не принимали ни пострига, ни посвящения в сан, но, с одной стороны, извлекали из должности доходы, а с другой - пользовались предоставленными им властными правами, называясь в случае поставления на епископскую кафедру нареченными владыками. Такой «нареченный владыка» мог не исполнять свои адм. обязанности, препоручая их др. лицу, с которым он делился доходом, извлекаемым из должности. Так, король Сигизмунд I в благодарность своему писарю Михаилу Копте за хорошо исполненное дипломатическое поручение в Крымском ханстве предоставил его отцу, Василию Евлашковичу, на выбор одну из епископских кафедр - Луцкую или Владимирскую - ту из них, к-рая первой овдовеет. Особенно скандальный характер носили случаи, когда короли на одну и ту же должность назначали двух лиц, к-рые делили ее, прибегая в т. ч. к вооруженному насилию. В 1563-1565 гг. король Сигизмунд II Август предоставил «хлеб духовный» в виде Владимиро-Волынской кафедры епископу Луцкому Феодосию Лозовскому и шляхтичу Ивану Борзобогатому-Красненскому, к-рый передал свои полномочия сыну Василию. Конфликт между соперниками вылился в полномасштабные военные действия, в к-рых участвовали конница, пехота и артиллерия; кафедральный собор и архиерейский дом были повреждены снарядами, десятки человек погибли с обеих сторон. Победителем вышел еп. Феодосий, а Борзобогатому-Красненскому король предоставил компенсацию за поражение.

http://pravenc.ru/text/2579790.html

Василий Темный не только благословляет старшего сына своего отчиною, великим княжением, но считает великое княжение Владимирское неразрывно соединенным с Московским, вследствие чего Владимир и другие города этого княжества смешивает с городами московскими. До сих пор в завещаниях своих князья прежде всего распоряжались отчинными своими Московскими волостями и потом уже благословляли старшего сына великим княжением Владимирским утвердительно или предположительно; но Василий Темный начинает с того, что благословляет старшего сына отчиною своею, великим княжением, потом дает ему треть в Москве, Коломну, и за Коломною следует Владимир - отдельно от великого княжения, за ним города, принадлежавшие прежде к Владимирской области, - Переяславль и Кострома; за Костромою следует Галич, за Галичем - Устюг, который до сих пор не упоминался в завещаниях княжеских, равно как Вятка и Суздаль, что все отказывается старшему сыну, великому князю, вместе с Новгородом Нижним, Муромом, Юрьевом, Великою Солью, Боровском, Суходолом, Калугою, Алексином - огромные владения в сравнении с теми, которые были отказаны самому Василию отцом его. Второй сын, Юрий, получил Дмитров, Можайск, Медынь, Серпухов и Хатунь; третий сын, Андрей Большой, получил Углич, Бежецкий Верх и Звенигород; четвертый, Борис, - Ржеву, Волок и Рузу; пятый, Андрей Меньшой, - Вологду с Кубеною, Заозерьем и некоторыми Костромскими волостями. Жене своей великий князь отказал московскую часть Ростова с тем, чтобы по смерти своей она отдала ее второму сыну, Юрию. Таким образом, старший получил городов гораздо больше, чем все остальные братья вместе, не говоря уже о значении городов и величине областей; замечательно, что все уделы младших братьев назначены на севере и западе, отчасти юге, тогда как весь восток сплошь составляет участок старшего, великого, князя; замечательно также, что в уделы младшим отданы те волости, которые и прежде были уделами, область же великого княжения Владимирского и примыслы - Нижний, Суздаль и Муром - без раздела переходят к старшему брату, которому даны были все материальные средства держать младших под своею рукою.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В последующие годы контакты между Даниилом и папством возобновились, и в 1253 году он принял королевскую корону. Мы не знаем, был ли митрополит Кирилл вовлечен в переговоры с папой. Следует с осторожностью относиться к сообщению папского легата Джованни Карпини о том, что в июне 1247 года великий князь Даниил и его брат Василий «вместе со своими епископами и другими знатными людьми» решили «считать папу своим высшим господином и отцом, а римскую церковь - своей госпожой и матерью»: упоминаний о том, чтобы жители Волыни и Галича или их православные епископы в это время желали принять веру римской церкви, не сохранилось. Скорее всего, они, как то сделали в начале века болгары и сербы, подчинились папской юрисдикции по политическим соображениям, приняв ее в качестве замены явно поверженного византийского «империума». Уже в 1257 году папа Александр IV (1254-1261 гг.) призывал к крестовому походу в Центральную Европу, как против литовских «язычников», так и против русских «схизматиков» - врагов Креста, проклиная Даниила за вероломство. Ясно, что непонимание - если только оно было - религиозной позиции Даниила уже рассеялось и что русские отвергли канонические и политические претензии, которые папство предъявляло западным русским княжествам. Поставленный патриархом, митрополит Кирилл в течение более чем тридцати лет делал то, что и его греческие предшественники: в качестве главы церкви управлял той единственной административной системой, которая охватывала всю Русь от Карпат до верховьев Волги и от Новгорода до Золотой Орды. Будучи ставленником Даниила Галицкого, он не чувствовал себя связанным политикой своего высокого покровителя. Сразу после возвращения из Никеи он отправился во Владимир (1250 г.) и обвенчал дочь Даниила с великим князем Владимирским Андреем. В следующем 1251 году он посетил Новгород. Летопись столь часто упоминает о его присутствии в северной Руси, что он, без сомнения, пробыл там несколько лет подряд, войдя в тесное общение с ведущим политическим деятелем этого края: князем Александром Невским, который сначала княжил в Новгороде (1240-1252 гг.), а затем стал великим князем Владимирским (1252-1263 гг.).

http://sedmitza.ru/lib/text/438201/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010