Припяти и р. Днестра, далее по р. Середу в Днестру к р. восточному Бугу (при котором стоял пограничный город Болодяжн). На западной границе Волынского княжества гг. Берестье, Угровейск, Столпье, Холм, Ухани, Червень, Верещан, Бельз назывались украиннымя, а сама местность (между р. зап. Бугом и р. Вепрем), занимаемая ими, – Украйною. К востоку от них лежала столица Волынского княжества – г. Владимир-Волынский. Остальные города этого княжества были расположены преимущественно между pp. Припятью и Горынью 12 . Около 1336 года умер князь Юрий II, не оставив после себя детей, и Хан татарский прислал своих наместников в Галицию. Но жители тайно умертвили их, и, с дозволения ханского, предались Болеславу (сыну Тройдена, князя Мазовского и Марии, сестры Юриевой) – зятю Гедиминову, взяв с него клятву не отменять их уставов, не касаться сокровищ государственных или церковных, и во всех важных делах требовать согласия народа или бояр. Но Болеслав не сдержал своего слова. Воспитанный в православии, он в угоду папе и польскому королю – своему родственнику – сделался римско-католиком; ибо православная вера нашего отечества, утеснённого, истерзанного, казалась ему не согласной с мирскими выгодами. Скоро он умер и в 1340 г. Галицией и западной частью Волыни завладел свояк его – Казимир Великий, обещав жителям не теснить их веры. Города Львов, Перемышль, Галич, Любачев, Самок, Теребовль, Кременец присягнули ему, как законному государю. Он заключил мирный договор с Литвой, причём уступил Кейстуту, сыну Гедиминову, Брест, а Любарту Гедиминовичу, женатому на княжне Владимирской – Холм, Луцк и Владимир, как бы законное наследство его супруги. Так совершенно рушилось знаменитое Галицко-Волынское княжество или королевство Даниила и древнее достояние России, приобретённое оружием Олега и св. Владимира, было разделено между чужеземцами! Пользуясь содействием Московского князя Симеона Иоанновича, Ольгерд, Кейстут и Любарт выгнали поляков из Волыни. С этого времени четыре народа спорили о древнем достоянии нашего отечества – о Галиции, Подолии и Волыни. Монголы, гонимые из своих жилищ голодом, ворвались около 1351 г. в землю Брацлавскую, где княжил один из русских князей. Венгерцы, в лице короля своего Людовика, покровителя этого князя, старались вытеснить их оттуда: в 1354 году вместе с Казимиром Великим он перешёл Буг и взял в плен юного князя татарского. Однако Монголы ещё несколько лет держались в окрестностях Днестра. Венгерцы хотели присвоить себе Галицию, но наконец должны были уступить её Польше. А князья Литовские в своём владении удерживали большую часть других западнорусских областей до половины 16 века, когда Литва и Польша составили одно государство 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

В течение 1237–1242 года армия, посланная монгольским императором, завоевала Севере-Восточную Россию, Киевщину, Польшу, Венгрию и Моравию и вторглась в пределы Австрии и Балкан. Получив известие о смерти императора Угедея, монгольское войско, не потерпев ни одного поражения, двинулось через Молдавию и Валахию обратно на восток. Один из главных военачальников, внук Чингиз-хана, князь Бату или Батый, остановился в Поволжье и присоединил страну «орусов» вместе с Кипчаком и Северным Кавказом к территории своего удела, входившего в состав великой монгольской империи. Русские северо-восточные князья были оставлены в своих отчинах, утверждены в качестве местных правителей. Им пришлось поехать в ставку Батыя, где великого князя Ярослава Всеволодовича, а вслед за ним и других князей Ростово-Суздальской земли пожаловали княжениями и отпустили, «расу див им когождо в свою отчину». На Руси признали, что Русская земля «стала землей Батыя и каана». Первые годы владычества татар совпали с временем междуцарствия в монгольской империи, когда делами правила вдова императора Угедея – Туракина. При дворе регентши стал пользоваться полным доверием магометанин Абдул-Рахман, прибывший первоначально в Монголию в качестве купца. В самом конце царствования Угедея ему, вопреки настояниям главного министра Елюй-Чуцая был отдан на откуп сбор налогов в Северном Китае. При Туракине его поставили во главе управления финансами империи, и откупная система получила вслед за тем, широкое применение. В правление Гуюка (1246–1248) большое количество купцов доставали разрешения на сбор налогов с провинций в виде платы за поставки на императора. Подобного рода способ сбора податей практиковался при Туракине и Гуюк-каане, по-видимому, и в пределах завоеванной России. Не видели мы со стороны Орды, в первые десятилетия владычества, попыток изменить и основное направление «внешней» политики Владимирского стола. Интересы Батыя и его ближайших преемников (Сартака, Улагчи) побуждали Орду итти навстречу общеруским притязаниям владимирского князя, поддерживая последнего в его соперничестве с черниговским князем. Интересы эти обусловливались опасностью, грозившей владычеству монголов с Запада, и той позицией, которую занял по отношению к Орде черниговский князь Михаил. В условиях ига получила неожиданное завершение старая борьба за Киев и за преобладание на русской равнине между княжеством Черниговским и великим княжеством Владимирским, продолжавшаяся со второй половины XII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По сути, на данной монете (типе монет) изображена некая «встреча на высшем уровне», «беседа на равных» птицеобразного существа с «первым лицом» государства (княжества), что само по себе выглядит крайне необычно. Причём, князь изображён с протянутой к «предлагаемому» ему кубку (чаше) рукой, однако из-за схематичности изображения не представляется возможным понять - принимает он его или, напротив, отвергает. На сайте «Центральный Форум Нумизматов СССР» предпринимались попытки объяснить природу (происхождение) этого сверхъестественного существа и смысл означенного действа: в частности, указывалось на его сходство с изображением древнеегипетского бога Тота, с ведическим богом Варуной, управляющим в древнеславянской мифологии человеческими судьбами (помощником Варуны является ворон), делались предположение, что этот «птицечеловек» является олицетворением чумы или тем же вороном, который, «помимо прочих своих сказочных свойств, приносил живую и мёртвую воду». 22] Однако данные объяснения (прежде всего, по причине присутствия рядом с «птицечеловеком» или «птицебогом» князя в полном облачении) представляются малоубедительными. Вместе с тем, с учётом национально-религиозного состава населения Верейского княжества (где, помимо русских, проживало балтоязычное племя голядь и представители других народов), а также важных исторических событий, происходивших во время правления князя Михаила Андреевича (разорения г. Вереи литовцами в 1445 г. и его пленения после Суздальского сражения с войском хана Улу-Мухаммеда, вместе с Великим князем Московским и Владимирским Василием II, участия Верейского князя Михаила Андреевича в походе на г. Новгород и битве на р. Шелони в 1471 г. и т.п.), следует предположить, что рассматриваемый рисунок отражал реальное историческое событие, связанное с подписанием некоего договора (например, заключением мира) или соглашения с государственным образованием, народом (племенем), олицетворением которого служило данное существо. Возможно также, что этот образ являлся прямой отсылкой к их языческой (или шире - нехристианской) природе (например, он мог напоминать о «татарском пленении» князя и его освобождении из него). Он вполне мог указывать на некоего правителя как на противоположность православно-христианскому князю. Так или иначе, появление на русском нумизматическом памятнике «птицечеловека» или «птицебога», безусловно, не было случайным.

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/04/...

Древняя летопись называет его преблаженным, а последующие именуют чудотворным, дивным, многодобродетельным и святым мужем.    Число епархий Русской Церкви в рассматриваемый нами период времени возросло до двенадцати с включением Киевской. Одни из них были известны еще прежде: Новгородская, Ростовская, Черниговская, Белгородская, Владимирская на Волыни. Другие сделались известными во второй половине XI в.: Тмутараканская – около 1068 г., Переяславская – в 1072 г. и Юрьевская на реке Роси – в том же году. Третьи – в первой половине XII в.: Полоцкая – в 1105 г., Туровская – в 1114 г. и Смоленская – в 1137 г. Говорим: сделались известными, потому что все эти епархии под означенными годами только упоминаются мимоходом и, следовательно, предполагаются уже существовавшими, открытыми прежде. Об одной Смоленской ясно замечено, что она основана в 1137 г. по желанию смоленского князя Ростислава Мстиславича и что прежде в Смоленске епископии не было. Границы наших тогдашних епархий неизвестны, можно, впрочем, думать, судя по самому положению этих епархий, что они были неодинаковой величины. К числу самых больших принадлежали: Новгородская, обнимавшая собою весь север России, Ростовская – единственная на всем северо-востоке, Черниговская, простиравшаяся до Рязани, Владимирская на Волыни, заключавшая в своих пределах всю Волынь. Меньшими епархиями были: находившиеся близ Киева Белгородская, Юрьевская и Переяславская, хотя к последней до 1137 г. причислялся и Смоленск, также Тмутараканская, ограничивавшаяся только Тмутараканью с округом. Одна из этих епархий, именно Тмутараканская, по случаю разорения Тмутараканского княжества половцами к концу XI в. упразднилась; кафедра другой – Юрьевской по разорении Юрьева половцами в 1095 г. перемещена была на время в новый город Святополч, построенный великим князем Святополком на Витичевом холме при Днепре; но потом, когда Юрьев был возобновлен (1103), снова перенесена на прежнее место. Иерархи, управлявшие тогдашними епархиями, назывались все епископами, разумеется кроме Киевского митрополита, и едва ли различались по степеням и внешним преимуществам своих кафедр. Большая часть этих иерархов известны только по имени, а некоторые даже вовсе неизвестны. Замечательнейшие из них были:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Возрастающая сила литовских князей уничтожила все его предприятия: но король не хотел отказаться от владения землей, стоившей стольких трудов. Обеспечивая помощь королю со стороны Венгрии, Папа располагал угорского короля к войне против русских, обещая ему все земли, какие он добудет, если они не принадлежат Казимиру. В то же время (14 марта 1352 г.) Папа предоставил Казимиру десятую часть церковных доходов на военные расходы 66 . В мае того же года посланием к польским епископам Папа открывал крестовый поход против русских и щедро рассыпал индульгенции всем, кто изъявлял желание служить делу церкви 67 . Началась упорная борьба между литовскими князьями и Польшей за обладание Волынью, продолжавшаяся с 1352 по 1357 год. По договору 1357 г. польский король отказался от Владимирской земли, получив только Галицкую землю. Сожалея потом об этой уступке, как постыдной и поносной, король созвал в 1366 г. всенародное ополчение чтобы с ним добывать отторгнутые земли – Берестейскую, Луцкую, Владимирскую, Холмскую и Белзскую, и овладел Владимиром и Луцком: но по смерти Казимира в 1370 г. Владимирская земля отложилась от Польши. На Волыни еще были роды русских князей: но Любарт одних выгнал из уделов, других принудил признать над собой его верховную власть. 68 Оставшиеся литовские и русские князья (в Остроге, Ратне, Степане и других мелких княжествах), признали над собой непосредственно власть великого князя литовского или стояли под рукой Любарта, именовавшегося иногда великим князем владимирским и луцким. Распадение Любартова владения началось еще при жизни его. В 1384 г. Ягайло отдал брестскому князю Витовту Луцк. По смерти престарелого, 90 летнего Любарта († 1387 г.), сын его Федор Любартович вступил в управление Владимирской областью; но в 1392 г., с возвышением Витовта на литовский великокняжеский престол, Владимирская земля перешла в его владение. Луцк сделался столицей Волыни и второй резиденцией Витовта. Федор же Любартович получил в удел сначала Северское княжество на левом берегу Днепра, а потом Жидачевскую землю в Галиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Наконец, Рязанское княжество со времени Всеволода III находилось в тесном общении, нередко под сильным давлением соседних княжеств Владимирского, потом Московского, где прочно установился удельный порядок. В конце XV в. Рязанской землёй владели два родных брата Иван и Федор Васильевичи; первый, как старший, назывался великим, второй удельным. Однако они уговорились на том, чтобы оба княжения были строго раздельными, наследственными в нисходящей линии. Но братья предусмотрели тот случай, что который-либо из них может умереть бездетным. При действии очередного порядка не могло возникнуть и мысли о выморочном княжестве: у князя, не оставившего нисходящих, всегда был наготове очередной преемник из боковых. С падением очереди в удельном порядке выморочные княжества неизбежно вызывали недоразумения и споры. По идее удельного права князь, как полный собственник, мог, умирая беспотомственным, отказать своё княжество любому родичу, не стесняясь степенями родства. Но ближайшие родичи, естественно, были заинтересованы в том, чтобы часть их общей отчины и дедины не уходила из их среды, и расположены были противопоставлять чистому праву собственности нравственное требование родственной солидарности. Из встречи идей столь различных порядков и рождались во Всеволодовом племени, особенно в тверской его ветви, жестокие усобицы за выморочные княжества. В Москве этот случай был регулирован ещё Димитрием Донским применительно к составу семьи, после него остававшейся: сыновья-наследники в случае бездетности стеснены были в праве посмертного распоряжения своими владениями; удел старшего сына, великого князя, без раздела переходил к следующему по старшинству брату, становившемуся великим князем; младший удел, став выморочным, делился между остальными братьями умершего владельца по усмотрению их матери. Этот субститут - не отзвук общего родового владения, а полное его отрицание, внушенное находчивой предусмотрительностью: выход удела из семьи Донского становился невозможным, и с её стороны порывалась всякая связь с другими родичами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

Недолго пришлось ждать того, чтобы Татары явились и к нам самим. После смерти Чингисхана престол великого хана в Каракоруме оставался незамещёнными в продолжение двух лет; наконец, в 1229 году согласно с его волей провозглашён был великим ханом его третий и особенно любимый им сын Оготай (Угэдэй). После усмирения восстания, вспыхнувшего в Ховарезме и после завоевания Китая по реку Янгь-тсе-Кианг, в 1235 году Оготай решил снарядить великие армии для выполнения мысли и завещания Чингисхана о завоевании всего света. Снаряжены были две армии и одна из них с тем, чтобы идти на запад, для завоевания Европы. Во главе её был поставлен Батый, сын Джучиев, повелитель Кипчака, пограничного с Европой, к которому имели быть присоединены здешние покорённые страны; Батыя сопровождали два сына самого Оготая и сыновья двух его братьев. Завоевание Европы начато было Татарами с камской Болгарии, которая в 1232 году была ими разграблена. Осенью следующего 1236 года Татары явились под столицей Болгарии Великим городом, взяли его и совершенно разграбили, избив жителей от старых до юных и до ссущих младенцев, и потом опустошили и покорили всю страну. Ввиду этих ужасов у соседей и уже чересчур явно нависавшей над самой Россией страшной грозы, великий князь владимирский Юрий Всеволодович занимался тем, что справлял свадьбы двух своих сыновей! Проведши в Болгарии год, от осени до осени, на следующую зиму, т. е. в конце 1237 года, Татары явились в Россию. По всей вероятности, руководясь мыслью начать со слабейших, они направились не на княжество владимирское, а на рязанское. Взяв из Болгарии путь на юго-запад, и явившись в южной части княжества, они расположились станом на реке, называемой в летописях Онузой, которой в настоящее время не известно и под которой, может быть, должно разуметь реку Узу, текущую в северной части Саратовской губернии и впадающей в Суру на границе с губернией Пензенской. Отсюда они отправили послов к князьям рязанским, требуя себе от них десятины в людях, в конях и во всём.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

На другой день, во втором заседании, Сапега представил условия вечного мира, состоявшие из следующих статей: 1) Обоим великим государям быть между собою в любви и вечной приязни, также панам радным и всем станам духовным и светским Короны Польской и Великого княжества Литовского с боярами думными и со всеми чинами великого государства Владимирского и Московского и иных быть в вечной, нераздельной любви братской, как людям одной веры христианской, одного языка и народа славянского. 2) Обоим великим государям иметь одних врагов и друзей. 3) Никаких соглашений, перемирий и союзов великие государи ко вреду друг друга заключать не будут; во все соглашения, перемирия и союзы будут входить не иначе, как наперед посоветовавшись друг с другом. 4) В случае нападения на одного из государей другой обязан защищать его. 5) Земли, добытые у врага общими силами, отходят к тому государству, которое имело на них давние права. 6) Землями, никогда прежде не принадлежавшими ни одному из союзных государств, владеть или сообща, или разделив пополам. 7) Подданным обоих государств вольно приезжать, вступать в службу придворную, военную и земскую: полякам и литовцам – в Москве, русским – в Польше и Литве. 8) Вольно им вступать друг с другом в браки. 9) Поляки и литовцы в Московском государстве, русские в Польше и Литве могут выслуживать вотчины, поместья, покупать земли, брать в приданое. 10) Жителям польских владений вольно присылать детей своих учиться и в службу в Московское государство и жителям последнего – во владения польские. 11) Тем русским, которые приедут в Польшу и Литву для науки или для службы, вольно держать веру русскую; а которые из них поселятся там, приобретут земли, таким вольно на своих землях строить церкви русские. Тем же правом пользуются поляки и литовцы в Московском государстве, держат веру римскую и ставят римские церкви на своих землях. 12) Государь и великий князь Борис Федорович позволит в Москве и по другим местам строить римские церкви для тех поляков, которые у него будут в службе, для купцов и послов польских и других католических государств.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Окончательно вера христианская утвердилась в ростовской области при епископе Исаие (1077–1090), который обходил «грады и все, яже в ростовской и суздальской области, сокрушаше идолы, и крещаше приемлющия святую веру»... Князья ростовские После Ярослава Ростовом правили сыновья его: Святослав а затем Всеволод Ярославичи. По смерти Всеволода Ростов перешел сыну его Владимиру Мономаху , по кончине которого город остался во владении Юрия Долгорукого. Юрий не любил Ростова и стремился в Киев, вследствие чего он отдал Ростов и Суздаль брату Ярополку, а взамен получил себе Переславль-Южный: но в 1137 г. Ростов вторично стал принадлежать Юрию, который с этих пор и жил здесь почти безвыездно в продолжение 12-ти лет; затем он перешел на княжение в Киев, где и помер в 1157 году. Несмотря на свое постоянное стремление на юг, Юрий все-таки заботился и о ростовской области: он украшал здесь города, строил новые, так что при нем существовали: Ростов, Суздаль, Ярославль, Владимир, Бело-озеро, Углич, Переславль и др., и со времени его же княжения Ростов стал именоваться Великим и стал приобретать все большее и большее земское значение. После Долгорукого Ростов принадлежал Андрею Боголюбскому. После Андрея на княжение был избран брат его Всеволод, известный под названием «Большого гнезда». Незадолго до смерти он отдал Ростов старшему своему сыну Константину, с которого начинается новый период в истории города, период самостоятельности, как столицы отдельного княжества ростовского. Константин, будучи уроженец Ростова, был любим ростовцами и, в свою очередь, сам любил родной город; эта любовь вовлекла его в несогласия сначала с отцом, а потом и с братом. Дело в том, что Всеволод перед кончиной, в 1212 г., хотел благословить Константина, как старшего, великим княжением владимирским, но сын не хотел этого, а просил отца дать ему Ростов и Владимир; вследствие такого отказа Всеволод лишил его старшинства и владимирское княжество отдал второму сыну Юрию. После смерти отца братья жили первоначально мирно, но около 1214 г. Юрий отнял у Константина некоторые города, вследствие чего и началась между ними усобица, окончившаяся, впрочем, примирением. Через два года братья снова поссорились и повели войну; тут Константин разбил Юрия, лишил его великого княжения и торжественно вступил во Владимир. Но он княжил недолго. В 1218 г., предчувствуя близкую кончину, он разделил свой удел, старшему своему сыну, девятилетнему Васильку, отдал Ростов и на следующий год скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

Не долго пришлось ждать Русским прихода татар. Через 14 лет, в 1237 году, татары снова пришли на Русь, чтобы совсем и надолго поработить ее. После смерти Чингисхана – великим ханом сделался сын его Оготай, решивший осуществить замыслы своего отца – завоевать весь свет. Снаряжены были две армии – одна из них, чтобы идти на запад, для завоевания Европы, под главенством Батыя. Завоевание начато было с камской Болгарии. Осенью 1236 года Татары явились под столицей Болгарии, а на следующую зиму, т. е. в конце 1237 года, Татары явились в России. Руководясь мыслью начать со слабейших, они отправились не на княжество владимирское, а рязанское и предъявили требование князьям рязанским об уплате десятины в людях, в конях и во всем. Князья рязанские решили биться и послали просить помощь к велик. кн. Владимирскому Юрию Всеволодовичу. Но великий князь жалким образом дался в обман татарам. Татары считали хитрость и обман восточными доблестями и обещали великому князю мир, если он останется нейтрален в предстоящей борьбе. 16 декабря 1237 года Татары подступили к Рязани и взяли ее. Затем взяли Коломну, Москву. Великий князь оставил во Владимире двух сыновей, сам стал стоять за Волгой и стал ожидать помощи от Киевского князя Ярослава и Святослава Юрьевского. Татары, представлявшие из себя войско исключительно конное и, в то же время, в отношении неутомимости в езде лошадей и людей, образцовое, действовали с величайшей быстротой, рассчитывая наводить этим особенный ужас на врагов и захватывать их врасплох; едва ли великий князь успел принять на Сити какое-нибудь решение, как уж Владимир был взят, в котором погибло все семейство вел. князя вместе с епископом Митрофаном. Летописец говорит, что не было места ни веси и сел таких редко, где бы не воевали Татары на суздальской земле, и что ими было взято 14 городов, и все это в продолжении одного февраля месяца. Наконец, 4 марта Татары напали на войска вел. князя; произошла битва, в которой русские были разбиты, погиб и князь. Из области Суздальской Татары пошли к Новгороду, взяли 23 марта Торжок, но, испугавшись Новгородских топей и болот, не дойдя до Новгорода, повернули на юг, потом юго-восток, в степь половецкую, предавая все на своем пути уничтожению. Опустошение Руси полчищами монгольскими было ужасно. Совершенное разрушение городов и селений, беспощадное и зверское избиение не успевших спастись жителей – вот результат их похода. Поход монголов по северной России без всякого преувеличения должен быть уподоблен страшному тропическому урагану, который все сокрушает и уничтожает на своем пути. К счастью, Монголы имели то сходство с ураганом, что проносились так же быстро, как он: немалую дугу, которую описали Монголы по России, они прошли не более, как в продолжении пяти-шести месяцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010