Митрополит тотчас перевел местного владимирского епископа Симона в Ростов, дав ему в управление тамошнюю епархию 382 . Таким образом, пришлец сразу взял в свое непосредственное заведывание всю Владимиро-Суздальскую епархию и сделался епархиальным архиереем с кафедрой во Владимире, где скончался и погребен. Стольный город Владимиро-Суздальского княжества. Владимир на Клязьме был самое короткое время центром деятельности митрополитов по переходе их на северо-восток. Вместе с Владимиро-Суздальской землей в ведение м. Максима поступило небольшое московское княжество, которому суждено было сделаться собирательницей и устроительницей русской земли. Московское княжество во главе с ничтожным городком Москвой стало быстро возвышаться с конца XIII в., со времени Даниила Александровича, младшего из сыновей Александра Невского. К началу XIV в. оно настолько усилилось, что с успехом и навсегда могло закончить долгую борьбу за владимирский велико-княжеский престол. По смерти владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского, (1175 г.) по обычному праву старшинства, великим князем сел брат его Всеволод III Юрьевич. Наследовавший Всеволоду сын Юрий II пал в битве с татарами на р. Сити (1238 г.), оставив престол брату Ярославу II. Ярослав, начавший собой ряд великих князей под владычеством монголов, княжил не долго. Он умер в Орде в 1246 г. Великое княжество по старшинству досталось славному его сыну кн. переяславскому Александру Невскому. Но «Солнце земли русской» в лице славнаго князя светилось только до 1263 г. и зашло слишком рано. 14 ноября 1263 г. Александр умер, возвращаясь из орды. Андрей Ярославич, наследовавший Александру, чуть пережил брата и умер весной 1264 г. Великим владимирским князем остался третий брат Ярослав, основатель Тверского княжества и Тверской епархии. Он умер в 1372 г., оставив в Твери наследником сына Михаила. Великое княжество по старшинству перешло к брату Ярослава, Василию костромскому. Со смертью Василия (1266) костромского прекратилось первое поколение Ярослава Всеволодовича и великое княжение вместе с г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

...преставися... во иноцех и в схиме. – Александр Ярославич перед смертью принял монашество. Существование у Александра Невского сыновей с такими именами подтверждается летописями. ...князь Данило Московский. – Князь Даниил Александрович (1261–1303), сын Александра Невского, считался родоначальником великих московских князей. Москву в удел он получил не позднее 1283 г. Даниилу удалось расширить территорию своего княжества. Так, он присоединил к своим владениям Коломну и Переславль, тем самым увеличив население в своих владениях. ...Юрий, Александр, Борис, Иван, Афанасий. – Эти имена сыновей Даниила Александровича известны из летописей. ...во своем ему в Даниловском монастыре. – Древнейший московский Данилов монастырь основан князем Даниилом Александровичем, вероятно, незадолго до своей смерти (см. Воронин Н.Н. Зодчество северо-восточной Руси XII–XV веков. М., 1962. Т. 2. XIII–XV столетия. С. 150–151). В лето 813 (1305) прииде на Русь Петр митрополит... юже сам созда. – Петр (ум. в 1326 г.) митрополит всея Руси. Как следует из повести, посвященной его житию (XIV в.), Петр был поставлен в митрополиты всея Руси патриархом Афанасием Царьградским в 1308 г. (по другим источникам в 1305 г.). Он был союзником московских князей в их борьбе за великое княжение. Московского князя Ивана Даниловича Калиту Петр уговорил построить в Москве собор Успения Богородицы, где собственными руками создал себе усыпальницу. Но собор был заложен не в 1323 г., как указано в повести, а в 1326 г. (см. Воронин Н.Н. Зодчество северо-восточной Руси XII–XV веков. Т. 2. С. 152). Сам Петр умер также на три года позже, чем это указано в повести. Это был первый московский епископ, в XIV в. церковь причислила его к лику святых и память его чествуется 21 декабря. Стр. 107...князь Иван Данилович, зовомый Калита. – Иван Данилович Калита (ум. в 1341 г.) с 1325 по 1328 г. владел только московским уделом, а с 1328 г. стал и великим князем Владимирским. Ко времени его правления относятся расширение территории Московского княжества и усиление значения Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1) Быть вечному миру между обеими Державами, на основании Теузинского договора. Мы, Новогородцы, отвергнув Короля Сигизмунда и наследников его, Литву и Ляхов вероломных, признаем своим защитником и покровителем Короля Шведского с тем, чтобы России и Швеции вместе противиться сему врагу общему и не мириться одной без другой. 2) Да будет Царем и великим Князем Владимирским и Московским сын Короля Шведского, Густав Адольф или Филипп. Новгород целует ему крест в верности, и до его прибытия обязывается слушать Военачальника Иакова Делагарди во всем, что касается до чести упомянутого сына Королевского и до государственного, общего блага; вместе с ним, Иаковом, утвердить в верности к Королевичу все города своего Княжества, оборонять их и не жалеть для того самой жизни. Мы, Исидор Митрополит, Воевода Князь Одоевский и все иные сановники, клянемся ему, Иакову, быть искренними в совете и ревностными на деле; немедленно сообщать все, что узнаем из Москвы и других мест России; без его ведома не замышлять ничего важного, особенно вредного для Шведов, но предостерегать и хранить их во всех случаях; также объявить добросовестно все приходы казенные, наличные деньги и запасы, чтобы удовольствовать войско, снабдить крепости всем нужным для их безопасности и тем успешнее смирить непослушных Королевичу и Великому Новугороду. 3) Взаимно и мы, Иаков Делагарди и все Шведские сановники, клянемся, что если Княжество Новогородское и Государство Московское признают Короля Шведского и наследников его своими покровителями, заключив союз, против Ляхов, на вышеозначенных условиях: то Король даст им сына своего, Густава или Филиппа, в Цари, как скоро они единодушно, торжественным Посольством, изъявят его величеству свое желание; а я, Делагарди, именем моего Государя обещаю Новугороду и России, что их древняя Греческая Вера и богослужение останутся свободны и невредимы, храмы и монастыри целы, Духовенство в чести и в уважении, имение святительское и церковное неприкосновенно. 4) Области Новогородского Княжества и другие, которые захотят также иметь Государя моего покровителем, а сына его Царем, не будут присоединены к Швеции, но останутся Российскими, исключая Кексгольм с уездом; а что Россия должна за наем Шведского войска, о том Король, дав ей сына в Цари и смирив все мятежи ее, с Боярами и народом сделает расчет и постановление особенное.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Юрьев, который уступил ему Святослав Всеволодович за Суздаль; третий сын, Константин, получил Галич, четвертый, Ярослав, – Тверь, пятый, Михаил, – Москву, шестой, Василий, – Кострому. Таким образом, вся почти Владимирская область явилась в руках сыновей Ярославовых: что могли предпринять против этих шестерых князей дядья их – князья суздальский и стародубский? Ясно, что при ослаблении родовых понятий по смерти Ярослава брат его Святослав не мог долго держаться на старшем столе, был изгнан Михаилом Ярославичем московским, а после даже лишился и Суздаля, который перешёл к Ярославичам же, а Святослав и его потомство должны были удовольствоваться опять одним только Юрьевом. При этом надобно заметить, что сыновья Ярославовы и по личному характеру своему были в уровень своему положению, могли только распространить и укрепить отцовское наследство, а не растратить его: Александр получил название Невского, в отваге Андрея нельзя сомневаться, когда он решился поднять оружие против татар; Михаил прозывается Хоробритом, Ярослав идёт постоянно по следам отцовским, постоянно хлопочет о примыслах, хочет привести Новгород в свою волю, но не может этого сделать, потому что Василий костромской также не хочет спокойно смотреть на деятельность старших братьев». В 70-е годы XIII века на Северо-Востоке насчитывалось 14 княжеств вместо 6, существовавших к 1237 года. К этому надо добавить, что территории двух наиболее крупных из них, Владимирского, остававшегося главным, и Переяславского, слились воедино в результате того, что Ярослав Переяславский, после гибели брата Юрия Всеволодовича на реке Сити оказавшийся старшим среди потомков Всеволода Большое Гнездо, в 1238 году стал великим князем Владимирским. Однако в том же 1238 году он передал брату Святославу Суздаль, а брату Ивану – Стародуб. Начался процесс трансформации прежних владимирских и переяславских земель, приведший к появлению новых княжеств. Переяславль и территорию бывшего Переяславского княжества удерживались Ярославом Всеволодовичем под своей рукой и при его жизни не передавались кому-либо из его сыновей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАСИЛИЙ III ИОАННОВИЧ (25.03.1479, Москва - 3.12.1533, там же), вел. кн. владимирский, московский и всея Руси, сын вел. кн. Иоанна III Васильевича и Софии, дочери морейского деспота Фомы, младшего сына визант. имп. Мануила II Палеолога . В. И. пришел к власти в результате борьбы придворных группировок, начавшейся после смерти в марте 1490 г. старшего сына Иоанна III от 1-го брака - кн. Иоанна Иоанновича Молодого , женатого на Елене Волошанке, дочери правителя Молдавии Стефана Великого. Их сын вел. кн. Димитрий Иоаннович внук был наследником престола по прямой нисходящей линии, а В. И., старший по возрасту, был сыном от 2-го брака. Возникло соперничество дяди и племянника, подобное тому, с к-рого началась феодальная война во 2-й четв. XV в. (см. Василий II Васильевич ), столкнулись 2 принципа наследования. После смерти вел. кн. Иоанна Молодого, владевшего Тверским княжеством в результате его присоединения в 1485 г., Тверь была передана не Димитрию внуку, но В. И. (хотя мать Иоанна Молодого Мария Борисовна, 1-я супруга вел. кн. Иоанна III, была тверской княжной). Позже Иоанн III принял решение сделать наследником внука. Приближенные В. И. сообщили ему о намерении отца «пожаловати великим княжением Володимерским и Московским» кн. Димитрия и рекомендовали «отъехать» от отца и расправиться с племянником, они даже организовали заговор с тайным крестоцелованием В. И. (ПСРЛ. Т. 4. С. 200). Иоанн III жаловался на сына церковному Собору (по-видимому, в кон. окт.- нач. нояб. 1497), в дек. В. И. был подвергнут домашнему аресту («посади его за приставы на его же дворе»), 6 наиболее активных заговорщиков были казнены, многие заключены в тюрьму. Мать В. И. вел. кнг. София также подверглась опале. В февр. 1498 г. в Успенском соборе Московского Кремля прошла торжественная церемония поставления на вел. княжение Димитрия Иоанновича. В ранней («повествовательной») редакции чина поставления объем прерогатив Димитрия Иоанновича очень широк - «великое княжество Владимирское, Московское, Новгородское и Тверское», в более поздней («формулярной») редакции названы «великое княжество Владимирское и Новгородское».

http://pravenc.ru/text/150787.html

В февр. 1446 г. Василий II был схвачен и ослеплен. Шемяка отправил его вместе с семьей в ссылку в Углич, а затем в Вологду. Но вскоре мн. московские служилые люди стали переходить на сторону бывш. вел. князя. Василий II покинул место ссылки, найдя поддержку у Тверского кн. Бориса Александровича. В кон. 1446 г. отряд сторонников Василия занял Москву. Дмитрий Шемяка вынужден был бежать за Волгу, в свой удельный центр - Галич. Военные действия между соперниками продолжались еще неск. лет. В конце концов потерпевший поражение Шемяка бежал в Вел. Новгород, где в 1453 г. был отравлен по приказу Василия II. В 1441 г. Василий II вынудил митр. Киевского Исидора Грека, принявшего Флорентийскую унию, покинуть Москву. В 1448 г. новым митрополитом на Соборе рус. епископов (при решающем воздействии вел. князя) был избран бывший еп. Рязанский свт. Иона . С этого времени Русская Церковь стала автокефальной. После смерти Василия II в 1462 г. на престол вступил его старший сын, 22-летний Иоанн III Васильевич . Уже на следующий год он присоединил к московским владениям (по договоренности с местными князьями) Ярославское княжество. Вел. Новгород со 2-й пол. XIII в. признавал политическое верховенство вел. князей Владимирских (т. е. в XV в. фактически Московских), но практически сохранял самостоятельность. В 1470-1471 гг. часть новгородской знати склонилась к переходу под сюзеренитет вел. князя Литовского и кор. Польши Казимира IV Ягеллончика . Иоанн III выступил в поход на Вел. Новгород, нанес новгородцам летом 1471 г. поражение на р. Шелони; по заключенному тогда мирному договору к вел. князю отходили новгородские «части» Волока Ламского (ныне Волоколамск) и Вологды, в остальном же договор соответствовал «старине». Ликвидация новгородской независимости произошла позже, в результате похода вел. князя в кон. 1477 - нач. 1478 г., окончившегося капитуляцией новгородского боярского правительства на условиях Иоанна III, к-рый требовал, чтобы Новгород не отличался по своему положению от др. составных частей его гос-ва. Одновременно происходило обретение Московским великим княжеством гос. суверенитета - освобождение от верховной власти хана Орды. В 1472 г. хан Большой Орды (главного наследника былой ордынской державы, в сер. XV в. распавшейся на неск. ханств) Ахмат совершил поход на Москву (по-видимому, в поддержку претензий Казимира IV на Вел. Новгород). В кон. июля хан с крупными силами подошел к г. Алексину на правом берегу Оки. Гарнизон Алексина оказал упорное сопротивление и задержал противника на 2 дня. Когда же город был взят, на левом берегу Оки появились московские войска. Попытка татар переправиться через реку была отбита. В ночь на 1 авг. Ахмат поспешно отступил.

http://pravenc.ru/text/2564236.html

с текстом, восходящим к Троицкой летописи, указывают, что сын Дмитрия Московского вернулся в Москву 19 января 1388 (6795 мартовского) года 667 . 16 мая 1389 г., за три дня до смерти Дмитрия, у великого князя родился сын Константин, «и крести его князь Василеи, брать его стареишии, да Мария Васильева тысяцского» 668 . Очевидно, что старший сын Дмитрия в момент кончины отца находился при нем, никакой неясности по поводу его судьбы не было. 15 августа 1389 г. Василий был посажен Тохтамышевым послом Шихматом на великое княжение Владимирское 669 . Промежуток от 19 мая до 15 августа, может быть, и достаточен, чтобы совершить поездку за Яик и обратно. Но Тохтамыш летом 1389 г. был в Поволжье, и в это время уехать от него за Яик означало отправиться в противоположном от Руси направлении. Речь явно идет о ситуации конца 1388 – начала 1389 г., когда Тохтамыш находился в походе на Тимура и пребывал восточнее Яика. Если предположение о том, что под Василием Дмитриевичем, уехавшим от Тохтамыша за Яик, имеется в виду московский князь, наталкивается на неразрешимые хронологические противоречия, то при допущении, что речь идет о Василии Кирдяпе, все становится на свои места. Василий отправился в Орду одновременно со своим дядей, Борисом Константиновичем, чтобы попытаться воспрепятствовать его перетензиям. Увидев благосклонное отношение Тохтамыша к Борису, он предпочел уехать и вернуться на Русь 670 . Пока Борис Нижегородский находился в Орде, а Тохтамыш ходил против Тимура, скончался великий князь Дмитрий Иванович; это произошло 19 мая 1389 г. 671 . В завещании Дмитрия (написанном незадолго до смерти) в связи с темой московско-ордынских отношений привлекают внимание два пункта. Во-первых, Дмитрий, в отличие от отца и деда, передает своему старшему сыну Василию власть не только над Московским княжеством, но и над великим княжеством Владимирским: «А се благословляю сына своего, князя Василья, своею отчиною, вели ким княженьем» 672 . По мнению В.Д. Назарова, такой пункт не мог быть внесен без ведома Орды 673 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1331 г., по свидетельству Длугоша, он женился на дочери вел. кн. Гедимина, принявшей в Крещении имя Евфимия. На волынскую часть княжества претендовал Димитрий (Любарт) Гедиминович, зять Андрея Юрьевича (уже 8 дек. 1323 Димитрий (Любарт) выдал жалованную грамоту епископской кафедре в Луцке, в к-рой именовал себя князем луцким и владимирским; обоснование датировки см.: Турилов А. А. Жалованная грамота Любарта Гедеминовича Луцкой кафедре и ситуация на Волыни после гибели галицко-волынских Рюриковичей//Вост. Европа в древности и средневековье: Пробл. источниковедения: XVII чт. памяти В. Т. Пашуто. IV чт. памяти А. А. Зимина: Тез. докл. М., 2005. Ч. 2. С. 266-268). Однако вскоре он, очевидно, признал верховенство Юрия (Болеслава), сохранив за собой Луцк. А. С. Петрушевич. Гравюра. XIX в. А. С. Петрушевич. Гравюра. XIX в. Главными документами, сохранившимися от Болеслава, принявшего Православие с именем Юрий, являются неск. его договоров с Орденом (1325, 1327, 1334 и 1335), подтверждавших соглашение, заключенное ранее Андреем и Львом Юрьевичами. Чем была вызвана необходимость неоднократного подтверждения одного и того же документа и против кого мог быть направлен этот союз, установить невозможно. Первые договоры с Орденом князь заключал от собственного имени, в составлении договоров 1334 и 1335 гг. приняли участие его советники, названные в лат. текстах «баронами», к-рые скрепили договоры своими печатями. Среди советников - Галицкий еп. Феодор, судья и воеводы главных городов: Белза, Перемышля, Львова и Луцка. 1-е место среди советников занимал Димитрий, к-рого князь назвал своим «дядькой» (воспитателем). Изменение формы соглашений говорит об усилении роли боярства в жизни Галицко-Волынского княжества к концу правления Юрия (Болеслава). После смерти князя власть в княжестве оказалась в руках его «дядьки» Димитрия. В 1338 г. Юрий (Болеслав) вместе с польск. кор. Казимиром III Великим посетил венг. кор. Карла Анжуйского в его столице Буде. По мнению нек-рых исследователей, галицко-волынский князь искал помощи Польши и Венгрии в борьбе с внешней опасностью и внутренней оппозицией.

http://pravenc.ru/text/161541.html

μγα Βολοντμοιρον. Нам не известно о том, чтобы Владимир когда-либо назывался Великим. Возможно, здесь контаминация с названием: «Великое княжество Володимерское». Стоит также отметить употребление Григорой для передачи звука «д» в слове Βολοντμοιρον характерное для новогреческого языка сочетание ντ (см. также т. 1, с. 168–169, прим. 326). 1214 На самом деле Феогност приехал уже в Москву, куда Иван Калита перенес митрополичью кафедру еще при его преемнике митрополите Петре. Ошибка Григоры основывается, скорее всего, на титуле «Великий князь Владимирский», из которого он и заключил, что столицей княжества и кафедральным городом по-прежнему является Владимир. 1218 Туле (Фула, греч. Θολη) – легендарный остров на севере Европы, описанный античным путешественником Пифеем (греч. Πυθας, ок. 380 до н. э. – ок. 310 до н. э.) в сочинении Περ το κεανο (см.: Pytheas, Fragmenta, b: Pytheas von Massalia, ed. H. J. Mette (Berlin, 1952)). Упоминается также y Страбона, Диодора и других. В Средние века Туле часто отождествлялся с Исландией, Фарерскими, Шетландскими, Оркнейскими и Гебридскими островами или даже считался частью Британии, Скандинавии, Ютландии. Григора же, очевидно, помещает его западнее, ближе к Галлии 1220 Ван Дитен считает, что слова про «народ в высшей степени воинственный» относятся к подданным Ольгерда (см.: Dieten , Bd. 6, S. 194, Anm. 237). 1221 Ольгерд был вторым браком женат на Ульяне (Иулиании), дочери великого князя Тверского Александра Михайловича. 1222 Алексий Бяконт (в миру Елевферий; между 1292–1305 – 12 февраля 1378 г.) – митрополит Киевский и всея Руси (в церковных текстах именуется «митрополитом Московским и всея России, чудотворцем»), сын боярина Федора Бяконта, воспитанник митрополита Феогноста, который еще при жизни прочил Алексия себе в преемники. Был фактическим правителем Московского княжества при трех московских князьях Причислен к лику святых. Читать далее Источник: История ромеев=Ρωμακ στοα/Никифор Григора ; [пер. с греч. Р.В. Яшунского]. - Санкт-Петербург : Квадривиум, 2014-2016. (Quadrivium : издательский проект)./Т. 3. : Книги XXIV-XXXVI. - 2016. - VII, 488 с. ISBN 978-5-7164-0706-0

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несколько позже, в 1164 году, Андрей Боголюбский, первый князь Владимирский, выстраивает во Владимире белокаменную Спасо-Преображенскую церковь на Мономаховом дворе. Известно и о позднейшем существовании Спасского монастыря во Владимире на месте княжеского дворца. Впрочем, монархический аспект Преображения явно наблюдается не только в переломные этапы истории Руси. Так, не случайно кафедральными соборами Черниговского княжества (уже в XI в.) и княжества Тверского (с XIII в.) являлись храмы, посвященные именно Преображению Господню. Собор Спаса-Преображения на Бору в Московском кремле (построен в 1330 г., разрушен в 1933 г.). Фото конца XIX в. В XV веке особую роль преображенский культ играл для московского великокняжеского дома Даниловичей. А началось это почитание еще раньше. О внимании уже первых Даниловичей к Преображению говорит то обстоятельство, что московский храм, вокруг которого сложился придворный монастырь великокняжеской семьи, был посвящен Преображению Господню (храм Спаса Преображения на Бору в Кремле). Особую любовь к Спасо-Преображенскому монастырю, согласно летописным свидетельствам, имел Иван Данилович Калита (1325–1340). Он «возлюбилъ его паче инехъ манастыреи и часто приходя в онъ молитвы ради и многу милостыню даяше мнихомъ ту сущимъ…». В 1413 году сын Дмитрия Донского князь Константин приурочил первую из своих паломнических поездок в новгородский Клопский монастырь именно к Преображению: «И по том времени приехал князь Костянтин Дмитреевичь с княгинею своею причаститися и манастыря кормити на Преображение Господне», – свидетельствует житие Михаила Клопского. В годы правления великого князя Московского Василия Васильевича Темного (1425–1462) культ Преображения нашел отражение в строительстве каменной Спасо-Преображенской церкви Симонова монастыря в Москве, льготах, данных великим князем этой обители, и, возможно, заказе иконы «Преображение» Андрею Рублеву. Благоговейное отношение московского великокняжеского дома к празднику Преображения не ослабевает и впоследствии.

http://pravoslavie.ru/1397.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010