Немало чудес являлось в строящемся соборе. Зимой он был заколочен, но внутри слышались звуки непрекращающейся работы. Временами, вечером или ночью, появлялся над собором необыкновенный свет. Когда наружные работы закончились, Преосвященный Иоанникий решил освятить главный престол собора. День освящения совпал с праздником иконы «Умиление» Серафимо-Дивеевской – 28 июля/10 августа, как бы в напоминание сестрам о словах, сказанных батюшкой незадолго до его кончины перед этим святым образом, стоявшим в его келье: «Поручаю и оставляю вас на попечение вот этой Царицы Небесной». Первоначально предполагалось освятить собор в честь иконы Божией Матери «Умиление», но Владыка определил его во славу Живоначальной и Животворящей Троицы. На это было изволение Божие, что подтвердилось особым знамением: при воздвижении креста в 1864 году над собором стали виться три белых голубя, а ниже три журавля описывали равномерные круги. По постановке знамения Христовой славы птицы полетели на восток. С 1875 года, за исключением зимы, в соборе стали ежедневно совершаться службы и одновременно начали его украшать огромными живописными полотнами на ветхо- и новозаветные сюжеты собственной монастырской работы. В алтаре на горнем месте находилось большое Распятие, которое видно было из всех точек собора. 2 июня 1880 года правый нижний придел был освящен в честь иконы Божией Матери «Умиление». 3 июня 1884 года освятили справа на хорах престол во имя иконы Божией Матери Владимирской-Оранской, а на следующий день – левый придел на хорах в честь Третьего обретения главы Иоанна Предтечи. Левый нижний придел игумения Мария в течение двадцати восьми лет берегла для батюшки Серафима, с верой ожидая его прославления в лике святых. 22 июля 1903 года этот придел был освящен. Собор построен по проекту выпускника Санкт-Петербургской академии художеств помощника нижегородского губернского архитектора Афанасия Ермиловича Турмышева и представляет собой яркий пример эклектики в архитектуре. Архитектурный облик Троицкого собора, соединив в себе черты классической, византийской и древнерусской архитектуры, создает впечатление единения в храме Божием «всех язы­ков» во славу своего Творца. Это был летний, неотапливаемый храм. Судя по воспоминаниям паломников, он производил необыкновенное впечатление.

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкий_собор...

Несколько директоров российских музеев согласились высказать нашему изданию свое мнение относительно перспектив такого нововведения. Алексей Левыкин, директор Государственного Исторического Музея Как директор музея, я считаю, что заявленные поправки не только не нужны, но и чрезвычайно опасны. Инициатива законодательных поправок к закону «О Музейном фонде и музеях в Российской Федерации» была выдвинута без глубокой проработки данного вопроса. Только дилетантам кажется, что это просто — взять и передать музейные ценности в ведение церкви. Инициаторы предложений, вероятно, не задумались о том, как при этом обеспечивать сохранность предметов Музейного фонда: контролировать температурно-влажностный режим, вести мониторинг изменения сохранности предмета, определять условия внешнего воздействия, обеспечивать физическую безопасность. Это необходимо делать для того, чтобы сохранить музейный предмет. Если есть желание активно использовать музейный предмет, то он не просуществует и одного года. И чем уникальнее памятник, тем он более беззащитен перед воздействием окружающей среды или человека. Хотя, судя по представленному тексту поправок, они предполагают, что ответственность за сохранность памятников будут по-прежнему нести музейные сотрудники, не имея при этом возможности влиять ни на условия хранения, ни на условия использования предметов Музейного фонда. Не только принятие, но даже обсуждение вышеупомянутых поправок вызовет волну конфронтации между музейным сообществом и представителями Русской православной церкви в момент, когда мы все должны быть едины в условиях внешних и внутренних враждебных вызовов. С большим трудом завоеванное хрупкое равновесие, соработничество с церковью — результат многолетней совместной работы, диалога и признания высокого авторитета музейного сообщества — будут разрушены. Достигнутый компромисс всегда был центром стабильности и носителем примиряющих, консолидирующих начал в нашем обществе. Существующее законодательство дает музеям право выдачи предметов религиозного назначения за пределы музея. Выдача иконы «Троица» на службу в Троице-Сергиеву лавру — тому подтверждение. (В числе других примеров — передача Торопецкой иконы Божией Матери из Государственного Русского музея в церковь Александра Невского в поселке Княжье Озеро, Владимирской (Оранской) иконы Божией Матери из Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника в Оранский Богородицкий мужской монастырь и Явленной Толгской иконы Божией Матери из Ярославского художественного музея в Свято-Введенский Толгский женский монастырь. — TANR.)

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

По завершении Литургии Предстоятеля Русской Церкви приветствовал митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Глава Нижегородской митрополии преподнес Его Святейшеству Владимирскую Оранскую икону Божией Матери, первообраз которой хранится в Оранском Богородицком мужском монастыре Нижегородской епархии. Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . Обращаясь к митрополиту Георгию, Святейший Владыка сказал: «Хотел бы сердечно поблагодарить Вас, Ваше Высокопреосвященство, за Ваши труды на Нижегородской кафедре . Еще раз хочу сказать, что радуюсь всему тому, что я сегодня увидел здесь: и множество народа, и духовенство, и прекрасное пение, и молодежь, и монашествующих, и представителей местной власти. Все это наполняет мое сердце радостью. Пусть Господь хранит в, епископат Нижегородской митрополии. В память о сегодняшнем событии я бы хотел преподнести вам сию священную панагию с изображением Царицы Небесной, чтобы Ее Покров простирался над Вами и над Нижегородской землей». «К моим словам еще хотел бы присоединить благодарность Валерию Павлиновичу Шанцеву, губернатору Нижегородской земли, руководителям Нижегородской области, всем, кто трудится во благо народа и во укрепление духовных основ нашей национальной жизни, — добавил Святейший Патриарх Кирилл. — Пусть Господь хранит вас и помогает вам в очень непростом делании — в управлении одним из самых значимых регионов Российской Федерации — Нижегородской землей». В дар храму Предстоятель Русской Православной Церкви передал икону преподобного Сергия Радонежского. Святейший Владыка обратился со словом назидания к духовенству: «Помните, братья, что по молитвам Святейшего Сергия, по трудам предшествующих поколений, по их скорбям, по их трудам мы сегодня имеем такие возможности для развития церковной жизни, каких не было никогда, включая дореволюционное время. Церковь сегодня совершенно свободна, ей никто не руководит из внешних. Нам никто не говорит, кого и куда назначать, какие постановления делать Священному Синоду, как формулировать свою позицию перед лицом общественно значимых вопросов.

http://patriarchia.ru/db/text/4981044.ht...

Пьяны; основан одновременно с предыдущим, после 1740 не упом.), Исадская Спасская Архидиаконская пуст. (мужская, в с. Исады совр. Лысковского р-на; упом. в 1577, в 1686 приписана к Макариеву Желтоводскому мон-рю), Рождество-Богородицкий (мужской, в совр. с. Курмыш Пильнинского р-на; впервые упом. в 1584, в 1657 приписан к Патриаршему дому, в 1680 - к Новоиерусалимскому в честь Воскресения Господня мужскому монастырю , в 1764 упразднен), Архангельский Княгининский (женский, в совр. г. Княгинино; основан во 2-й пол. XVI в., упразднен в 1764), Троицкий (женский, в совр. с. Курмыш; основан не позднее XVI в., упразднен в 1764), Казанский Богородицкий (мужской, в Лыскове; основан не позднее 20-х гг. XVII в., в 1724 упразднен, в 1728 возобновлен, в 1764 вновь упразднен), Богородице-Рождественский (женский, в Лыскове; основан не позднее 20-х гг. XVII в., упразднен в 1764), Спасо-Преображенский Мурашкинский (мужской, в совр. пос. Б. Мурашкино; основан не позднее 20-х гг. XVII в., упразднен в 1764), Маровский Крестовоздвиженский (женский, в пос. Красные Мары Спасского р-на; основан в 1632 как муж. пустынь, в 1721 приписан к Оранской в честь Владимирской иконы Божией Матери мужской пустыни , упразднен в 1764, возобновлен в 1901 как женская община, закрыт в 1927, в 2009 началось восстановление при помощи Нижегородского в честь Воздвижения Креста Господня женского монастыря , в 2015 приход на территории бывш. мон-ря получил статус архиерейского подворья), Троицкий Мурашкинский (женский, в совр. пос. Б. Мурашкино; основан в 30-х гг. XVII в., упразднен в 1764), Преображенская пуст. (мужская, у оврага Старцев Угол близ совр. дер. Булдаково Сеченовского р-на, на границе с Мордовией; основана в сер. XVII в., упразднена в 1764), Зеленогорский Спасский (в совр. с. Зелёные Горы Вадского р-на; основан в сер. XVII в. как мужской, упразднен в 1764, возобновлен в 1-й четв. XIX в. как жен. община, официально утвержденная в 1842 и преобразованная в мон-рь в 1893, закрыт в 1929), Троицкий Васильегорский Хмелевский (мужской, в слободе Хмелевка (близ совр.

http://pravenc.ru/text/2110942.html

Строгановская церковь двухъярусная: наверху расположен трехапсидный алтарь, моленный зал, бесстолпная трапезная и паперть. Храм пятиглавый, главы поставлены по сторонам света, как в деревянных церквях. В подцерковье под трапезной располагались три изолированные кладовые. Снаружи и внутри храм украшен белокаменной резьбой (окна, порталы входов, приставные колонны). Освящен храм был в 1719 году архиепископом Нижегородским преосвященным Питиримом. Спустя три года, будучи проездом в Нижнем Новгороде храм посетил император Петр I. По преданию после этого визита храм был на время закрыт - якобы в двух иконах местного чина (сохранились до настоящего времени) император узнал иконы, заказанные им мастеру Караваку для Петропавловского собора в Санкт-Петербурге, и перекупленные у художника Г.Д. Строгановым. На колокольне Строгановской церкви находятся часы, которые кроме времени показывали движение солнца и фазы луны. Эти часы удивляли гениального нижегородского изобретателя-самоучку Ивана Петровича Кулибина, и, возможно, содействовали пробуждению его интереса к механике. Храм неоднократно восстанавливался, особенно после пожаров 1768, 1782, 1788 гг. Крупная комплексная реставрация храма, включая интерьеры, проводилась в 1913 г. В 1930-е гг. церковь была закрыта. Здесь долгие годы располагался аптечный склад, что, скорее всего, поспособствовало сохранению уникального иконостаса (из 46 икон конца XVII в. до нашего времени дошло 43). Прочее убранство было утрачено в 60-е годы XX века. Тогда же, в 1960-е годы, здание Строгановской церкви было передано краеведческому музею под один из филиалов. В 1993 г. здание было возвращено церковной общине. 3 июня того же года церковь была заново освящена митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем. Силами клириков окормляется часовня в честь Владимирско-Оранской иконы Божией Матери. Святыни: старинная икона Николая Чудотворца, иконы с частицами мощей преподобного Серафима Саровского, митрополита Филарета Московского, оптинских старцев в ковчежце рядом с иконостасом, чтимая «Державная» икона Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=00892

Богород.-Донской-Московский, II, 785. Богород.-Дунилова, Волог. г., II, 642. Богород.-Зачатиев.-Высоцкий-Серпуховский, II, 753. Богород.-Зачатей.-Добрый, Калуж. г., II, 784. Богород.-Знамен.-Елецкий, I, 200. Богород.-Знамен.-Курский, I, 201. Богород.-Знамен.-Обоянский, II, 810. Богород.-Иверский, Новг. г., II, 819. Богород.-Игрицкий-Песошенский, Костр. г., I, 211. Богород.-Казанский, I, 55. Богород.-Казан.-Жадовская, Симб. г., I, 240. Богород.-Казан.-Костромская, II, 847. Богород.-Казан. – Ломовский, Пенз. г., II, 651. Богород.-Казан.-Лысковский, Нижег. г., II, 855. Богород.-Казан.-Калужский, II, 854. Богород.-Казан.-Мокшанский, I, 56. Богород.-Казан.-Нижнеломов., II, 652. Богород.-Казан.-Сызранский, II, 650. Богород.-Казан.-Шатрищегорский, Калуж. г., II, 856. Богород.-Красногор., Арх. г., II, 888. Богород.-Одигитр.-Страстный – Московский, II, 1211. Богород. – Одигитр. – Успен. – Воронина, Новг. г., I, 130. Богород. – Одигитр. – Шерьинская или Шервинская, Перм. г., II, 1359. Богород.-Озерян., Харьк. г., II, 1022. Богород. за Оникиева, Волог. г., II, 715. Богород.-Оранская, Нижег. г., II, 1027. Богород. – Ордынская, Орденская или Арденская, Смол. г., II, 1028. Богород.-Пельшем., Волог. г., II, 909. Богород.-Перынский, Новгор. г., I, 351. Богород.-Площанс., Орл. г., II, 1057. Богород.-Покров.-Озерский, С. Петерб. г., II, 1067. Богород. – Пречист. -Успен.-Кассианова- Учемская, Яросл. г., II, 861. Богород.-Раифская или Раевская, Каз. г., II, 1110. Богород.-Рожд., Калуж. г., II, 1122. Богород. – Рожд. – Анастасов-Лихвинский, II, 614. Богород. – Рожд. Антония – Римлянина- Новгородский, II, 617. Богород. – Рожд.-Бобренев, Моск. г., I, 45. Богород.-Рожд.-Боголюбов, Влад. г., I, 47. Богород.-Рож.-Белгородский, II, 1123. Богород.-Рожд.-Владимирский, II, 1120. Богород. – Рожд.-Возмицкий-Волоколамский, II, 1002. Богород. – Рожд. – Воротиловская. Твер. г., II, 643. Богород. – Рожд.-Гамалеев.-Пустынно- Харлампиев., Черниг. г., I, 151. Богород.-Рожд.-Глин., Кур. г., II, 765. Богород. – Рожд. – Голубинская, Волог. г., II, 769.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В годы первой мировой войны из О. В. м. на фронт ушли 17 послушников ( Шустова. 2009. С. 297). Вплоть до дек. 1917 г. мон-рь оказывал постоянную финансовую помощь епархиальному лазарету. С февр. по авг. 1916 г. был проведен крестный ход из О. В. м. по Нижегородской губ. с молебнами о даровании победы рус. воинам (Там же. С. 298). В годы войны обитель предоставила свое помещение для работы почтово-телеграфного отделения в с. Оранка (ныне Оранки). В сент. 1918 г. в мон-ре была создана Оранская монастырская трудовая сельскохозяйственная артель, 14 июня 1923 г.- 2-е Оранское сельскохозяйственное товарищество (зарегистрировано 1 сент. 1923). 15 марта 1919 г. с братией был заключен договор на пользование церковным имуществом ( Дёгтева. Оранский Богородицкий муж. мон-рь. 2006. С. 9). В 1920-1921 гг. большая часть построек обители национализирована, там разместились дом престарелых и адм. службы ( Власова. 2004. С. 14), монахам был оставлен один корпус. Чтобы избежать изъятия церковных ценностей, братия и наместник мон-ря старались компенсировать властям стоимость наиболее ценных монастырских святынь; обитель развернула благотворительную деятельность для нужд голодающих, о чем официально уведомляла власти. Тем не менее в 1922 г. мон-рь неск. раз подвергся изъятию церковных ценностей. Этот процесс продолжался и в дальнейшем, вплоть до окончательного закрытия мон-ря. Большинство изъятых предметов оказалось впосл. в запасниках Нижегородского губернского (позднее областного, краевого) музея. 29 дек. 1927 г. Нижегородский губернский отдел ОГПУ секретно уведомил адм. отдел Нижегородского губисполкома, что в связи с рядом преступлений в О. В. м. арестованы члены церковного совета и ревизионной комиссии общины, в связи с чем договор, заключенный с ними, автоматически должен быть расторгнут. Постановлением заседания коллегии адм. отдела Нижегородского губисполкома от 4 янв. 1928 г. договор был расторгнут, что означало окончательное закрытие мон-ря. Настоятели и братия Первоначальную братию обители в 30-х гг.

http://pravenc.ru/text/2581463.html

Подойдя к горе, Пётр увидел, что свет, принятый им за огонь, был небесным сиянием, имевшим вид солнечного столба. Когда же он взошёл наверх, то сразу признал в ней ту гору, которую видел во сне. Немедленно он отправился в Москву и испросил у патриарха Филарета грамоту на сооружение храма на Славенской горе в честь Владимирской иконы Богородицы. Возвратившись из Москвы, Пётр Гладков сначала поставил на выбранном им месте мраморный крест, а затем приступил к постройке храма. Местное население – некрещёная мордва – противилась строительству храма на горе, так как именно там они поклонялись своим идолам, но с Божьей помощью церковь и несколько монашеских келий были Петром Гладковым построены. Вскоре от иконы Богородицы, поставленной Гладковым в новоустроенном храме, стали совершаться многочисленные чудеса. Слух об этих чудесах и исцелениях дошёл до патриарха. Последний предписал архимандриту Печерского монастыря удостовериться в них, что тот и исполнил. Он сообщил патриарху, что действительно у образа Богородицы, находящегося в храме, совершались чудеса. Патриарх доложил об этом царю, который и приказал устроить на Орано-поле (так называлось поле около горы, на которой стоял храм) монастырь. Повеление царя было приведено в исполнение, и монастырь получил название Оранский. Чудотворную икону, которую перенесли в обитель, также стали называть Оранской. После революции Оранский Богородичный монастырь был разорён, настоятель расстрелян, а святая икона изъята и передана в Нижегородский историко-архитектурный музей, где находится и поныне. В 1993 году обитель вернули Церкви, в нём почитается список (копия) чудотворной Оранской иконы Пресвятой Богородицы. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Владимирская Оранская " .

http://pravicon.com/info-268

12 декабря 2013 года митрополит Георгий совершил чин Великого освящения храма в честь святых апостолов Петра и Павла. Затем была освящена новая монастырская колокольня. 26 августа 2014 года митрополит Георгий совершил чин закладки храма в честь преподобного Нектария Печерского. Святыни [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Проезд: Как доехать в Оранки из Нижнего Новгорода на автобусе: Доехать можно с пересадкой в Богородске. До Богородска – на автобусе с автовокзала " Щербинки " . В Богородске на автостанции пересесть на автобус Богородск – Оранки (время отправления 8:30; 12:00; 16:20). В Оранках на автобусной остановке есть обратное расписание. От автобусной остановки идти по асфальтовой дороге, мимо магазинов, до синих ворот в монастырь. С расписанием автобусов можно также ознакомиться на сайте монастыря . Как доехать в Оранки из Нижнего Новгорода на автомобиле: По Богородской трассе. Доехать до поста ДПС перед поворотом на Богородск. От поста ехать по главной дороге (по трассе на Павлово). Через 8 км будет перекресток, где нужно повернуть налево по указателю на Оранки, Ключищи (перед этим будет еще один поворот на Лакшу, туда поворачивать не нужно). От трассы ехать по асфальтовой дороге, покрытие хорошее. Дорога очень живописная. Снова будет поворот налево с указателем на Оранки. Всего от трассы до села Оранки 36 км. Въехав в Оранки, ехать по асфальтовой дороге, мимо автобусной остановки, проехать мимо двух магазинов до синих ворот в монастырь. Ворота нужно открывать самим. На территории Оранского монастыря есть большая парковка. Общее расстояние от Нижнего Новгорода до Оранок – около 100 км. Адрес: 607625, Нижегородская обл., Богородский р-н., с. Оранки, ул. Почтовая, дом 2 Тел.: 8 (83170) 45-5-45 , 8 (929) 044-60-05 (с 9:00 до 21:00) E-mail: orankimon@yandex.ru Официальный сайт Расписание богослужений [ править править код ] В монастыре совершаются каждодневные Литургии. Полунощница начало в 6:00 либо в 7:00 в зависимости от праздничной или простой службы. Служатся молебны, а затем Божественная Литургия. Также каждодневно совершаются вечерние богослужения в окончании которых проходит крестный ход с главной святыней монастыря-иконой Оранской-Владимирской Божией Матери. Ссылки [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Оранский_Богор...

26 окт. 1798 г. В. был переведен на Нижегородскую и Алатырскую кафедру, с 16 окт. 1799 г. в связи с изменением границ епархии титуловался «Нижегородский и Арзамасский», 11 нояб. 1804 г. возведен в сан архиепископа. Содействовал утверждению в своей епархии единоверия . В марте 1798 г. определением Синода старообрядцам- поповцам Нижегородской губ., желавшим иметь священника канонического поставления, было позволено совершать богослужения в Святодуховской ц. в Н. Новгороде. В 1801 г. «велено старообрядцам в Нижегородской епархии иметь церковь и особенных священников, рукоположенных от епархиального архиерея, для отправления службы Божией по старопечатным книгам, согласно с представлением еп. Вениамина». В. боролся с распространением лжеучений - после проведенного архиереем следствия был наказан «пророк» Кузька, учивший в мордов. селениях Терюшевской вол. В 1800 г. благодаря усилиям В. был отремонтирован кафедральный Спасо-Преображенский собор, при к-ром построена Предтеченская часовня. В 1809 г. архиерей с крестным ходом перенес в часовню чудотворный образ Спасителя из запустелого каменного подворья близ приволжских казарм. По распоряжению В. в 1803 г. было устроено отдельное здание для консистории, к-рая раньше помещалась в семинарском корпусе. Архиерей ходатайствовал о выделении средств для перестройки здания семинарии, заботился о пополнении семинарской б-ки, а также приходских б-к. При участии В. в Нижегородской ДС была переведена с лат. языка и издана кн. В. Франца (Historia animalium. Wittenberg, 1621) «История о животных бессловесных» (М., 1803. 5 ч.). В 1808 г. в семинарии было введено преподавание медицины. В. был награжден орденами св. Иоанна Иерусалимского (1800) (см. Мальтийский орден ), св. Анны 1-й степени (1806), св. Александра Невского (1810). Желая удалиться на покой и посвятить последние дни жизни молитве, В. велел приготовить себе кельи в Оранской в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы пусыне , но скончался, не успев исполнить задуманного. В. был погребен в Спасо-Преображенском соборе. После постройки нового здания собора в 1834 г. останки В. были перенесены туда и положены на левой стороне, рядом с гробницами др. Нижегородских архипастырей. В 1929 г. собор был взорван, могилы архиереев утрачены.

http://pravenc.ru/text/150297.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010