В 1821 году в монастырь поступил первый денежный взнос Федорова на строительство – 10 тысяч рублей. А всего он передал на постройку нового храма, по сведениям саровского историка Е. И. Бакаева. 30580 рублей (на самом деле денег Федоров передал больше). Интересно, что Федоров имел много должников. «Саровских монахов он направлял к этим своим должникам получать деньги по федоровским доверенностям. Вот отрывки из писем: “В Макарьевской ярмарке получите от коломенского купца Александра Аксеновича Сумборова на первый раз десять тысяч рублей, к которому от меня и письмо вам оные отдать”. “Писано от меня ростовскому купцу Василью Михайловичу Хлебникову, дабы он вам выдал, будучи в ярмарке, денег ассигнациями без вычету 6000 рублей”. И так далее. Монастырь получал деньги на храм, а у Федорова становилось меньше должников. Двойная польза» Владимирская (Оранская) икона Божией Матери 10 марта Епископ Иона в письме к иеромонаху Исайе ... просит благословения у отца Серафима (С. 68). 22 мая Назначение епископом Тамбовским владыки Фсофилакта (Ширяева) (Сборник-календарь Тамбовской губернии на 1903 год. Тамбов. 1903. 144). 7 декабря В Саровскую обитель с крестным ходом перенесена чудотворная икона Оранской Божией Матери (С. 68). Точное название иконы: Владимирско-Оранская. Эта многочудотворная икона прославилась в XVII веке. В ее честь был основан Оранский монастырь близ Нижнего Новгорода. С начала XVIII века икону стали ежегодно приносить в Арзамас для поклонения. Она пребывала в Арзамасе с 29 августа по середину ноября. В 1832 году крестный ход с этой иконой встретится на пути в Саров Н. А. Мотовилову, что он отметит в своих «Записках». Преподобная Елена (Мантурова). Прижизненный портрет 1822 25 апреля Экзарх Грузии Иона, бывший Тамбовский епископ, в письме к отцу Нифонту просит святых молитв у отца Серафима (С. 69). 16 декабря Астраханский благотворитель К. Ф. Федоров шлет в монастырь подробный «щет», в котором утверждает, что с учетом всех «лаж» он заплатил... 30580 рублей» 1822–1825

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Оранки. Оранский Богородицкий мужской монастырь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Согласно планировочному решению с южной стороны от Владимирского собора в 1830-е г.г. (на месте прежней Владимирской церкви XVIII в.) строится новая теплая церковь в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. 22 июля 1833 г. настоятель монастыря, строитель иеромонах Исаия подал епископу Амвросию (Мореву) «доношение», в котором сообщал о своем намерении разобрать старый храм, как пришедший в ветхость и выстроить новый. «…Почему первою обязанностью почитаю испрашивать Архипастырского благословения, не благоугодно ли будет оную теплую церковь перестроить вновь и сделать надлежащей, по планам и фасадам каковой для церкви на благоусмотрение и утверждение Вашего преосвященства при сем почтейнеше представляю…». Получив благословение архиерея на сооружение новой церкви, 4-го августа этого же года настоятель заключил контракт на производство строительных работ с крестьянином из села Городца Яковом Григорьевичем Моховым. В данном документе, между прочим указывалось на то, что «…на месте разобранной церкви (подрядчик обязуется - Авт.) немедленно начать согласно плану рыть рвы под новую каменную церковь, которую и класть мне под надзором господина архитектора, из приготовленных всех потребных монастырских материалов, сообразно выданному отцу строителю от духовного начальства фасаду, не отступая не мало от оного, кроме что все купола церкви снаружи украсить пилястрами…». Как и другие графические материалы, прежде в монастырской ризнице хранились следующие документы, касающиеся зимнего храма: «Фасад прежней теплой церкви и келий» (то есть фиксационный план с изображением храма XVIII века); «План и фасад на построение теплой церкви, утвержденный Преосвященным Амвросием, епископом Нижегородским и Арзамасским, августа 2 дня 1833 года». Однако ни в монастырских документах, ни в документах Нижегородской духовной консистории не называется автор-составитель данных фиксационных чертежей и проекта. К большому сожалению, не сохранились эти документы и до наших дней.

http://sobory.ru/article/?object=05354

Таким образом, во второй половине XVIII в. в Оранском монастыре находилось, кроме двух каменных храмов, еще 5 каменных корпусов, а территория была ограничена каменной оградой. Сохранился план монастырских владений 1786 г., на котором показан только один каменный храм и два корпуса, а также неизвестные постройки за пределами ограждения. После официального зачисления монастыря в заштатные и секуляризации всех его вотчин появилось более позднее описание 1799 года, которое описывает обитель следующим образом: «Деревня Поляна, Оранка тож, прежде бывшего Оранского Богородицкого монастыря. Внутри той деревни заштатный Оранский мужской монастырь. Деревня на правой стороне ручья Безымянного, а монастырь на левой. На правой стороне в монастыре церквей Владимирской пресвятой богородицы и чудотворца Николая и кельи каменные, вокруг монастыря каменная стена с въездными воротами и четырьмя башнями». Ни одно из вышеназванных сооружений до наших дней не сохранилось. Второй период связан с экономическим возрождением монастыря в начале XIX в., вызванным развитием традиционных крестохождений по Нижегородской епархии братии обители с чудотворным образом Богоматери Владимирской Оранской. Именно в это время обитель была полностью перестроена по новому регулярному плану в духе классицизма. «Начало этому делу [т.е. перестройки монастыря – прим. авт.) положил строитель иеромонах Пахомий (1798–1804 г.г.). При нем был составлен новый план для зданий монастырских, так как прежнее расположение их было неудобно…». Возросший поток паломников в обитель привел к тому, что прежний каменный Владимирский храм уже не мог вместить всех желающих помолиться перед чудотворной иконой. Строительные работы в монастыре начались в 1811 г. 14 января этого года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин (Краснопевков) прислал туда «План и фасад Оранского монастыря». Кроме него среди монастырских документов в ризнице обители до 1928 г. хранился еще один проект под названием «План и фасад Оранского монастыря на большом Александрийском листе (вид качественной чертежной бумаги - прим. авт.), составленный Нижегородской Всесвятской церкви иереем Михаилом Семеновым». Видимо, на основании этих документов и осуществлялась в свое время перестройка монастыря. Сегодня судьба этих документов не известна.

http://sobory.ru/article/?object=04995

Мария Иванова, жительница деревни Кузнецово, десять лет страдала слепотой. Слыша о многих чудесах, явленных у Владимирской Оранской иконы Божией Матери, Мария отправилась в Оранский монастырь на поклонение сей чудотворной иконе. Перед ней она хотела излить свою мольбу к Пресвятой Богородице, свое прошение об исцелении от болезни. Усердная молитва ее была услышана, и она по вере своей получила исцеление. Феодосия, жительница села Помры, тридцать недель лежала в постели и не владела левой рукой. Как только она дала обещание сходить на поклонение чудотворному Оранскому образу Богоматери, то вскоре выздоровела. Получив исцеление, она сходила в Оранскую пустынь и отслужила благодарственный молебен Богоматери. Никита Гладков однажды во время утрени заменил перед образом Богородицы церковную свечу другой свечой, погасив первую и поставив ее на другое место. Через несколько времени погашенная свеча сама зажглась. Анна Никитина, жена Ермолаева, крестьянина деревни Поляны, шесть месяцев страдала беснованием, во время которого сильно кричала и бросалась на родных и знакомых. По совету лиц, ходивших в Оранский монастырь на поклонение Владимирской иконе, больную свезли в эту обитель и здесь совершили молебен перед чудотворной иконой. Бесноватая сразу же почувствовала облегчение в своей болезни и в скором времени совершенно выздоровела. Кирилл, инок Преображенского монастыря, тридцать пять недель был в исступлении ума. Прибыв же в Оранскую обитель, он усердно помолился перед Владимирским чудотворным образом Богоматери и по вере своей получил исцеление. Исаак Стефанов, церковный причетник села Нагавицыно, Печерского монастыря, страдал сумасшествием. Его привели в Оранскую обитель, надели железные вериги и в таком виде несколько дней водили в церковь монастыря к чудотворному образу Богоматери. На ночь руки и ноги его вязали веревками и это делали потому, что припадки исступления у него были очень сильны, и он в такие моменты был опасен для окружающих. Однажды ночью, в Великий пост, на первой седмице, больной видит следующее видение: когда все уснули, вдруг отворилась дверь его кельи, заблистал необыкновенный свет и явилась Матерь Божия, одетая в багряницу, в сопровождении апостола Павла. Исаак тотчас же пришел в себя и почувствовал, что он совершенно здоров. Желая возблагодарить Царицу Небесную за полученное им исцеление, он встал, и путы сами собой спали с его рук и ног. Исаак поклонился Пресвятой Богородице, и видение прекратилось. Исцеленный выбежал из кельи с целью проникнуть в церковь и перед образом Владычицы излить свое чувство благодарности. Двери церкви оказались запертыми, но внутри храма он услышал ангельское пение. Со страхом вернулся он в келью и обо всем рассказал бывшим там. Все пали ниц и прославили Бога, дивного в чудесах Своих.

http://sedmitza.ru/lib/text/440293/

В 1991 г. в с. Оранки по инициативе схим. Елены (Храмовой) организована община при храме Рождества Пресв. Богородицы бывш. О. В. м., который 29 мая 1992 г. был зарегистрирован (с ошибочным названием «приход Успенской церкви»). 1993-2018 гг. В февр. 1993 г. Комитет по управлению гос. имуществом администрации Нижегородской обл. передал здания ц. Рождества Пресв. Богородицы и братского корпуса О. В. м. РПЦ. Позднее в том же году РПЦ передан игуменский корпус, а в 1994 г.- весь комплекс О. В. м. (распоряжение об этом утверждено губернатором Нижегородской обл. Б. Е. Немцовым 1 дек. 1993). Священноархимандритом возобновленного О. В. м. по традиции стал правящий архиерей Нижегородской епархии, а наместником в нояб. 1993 г. был определен игум. Александр (Лукин; впосл. архимандрит), возглавлявший мон-рь до 1999 г. 8 сент. 1994 г. из Арзамаса на престольный праздник О. В. м. митр. Нижегородский Николай (Кутепов) передал в обитель список чудотворной Владимирской иконы Божией Матери (Крестоходная) XIX в., в тот же день Оранский сельский совет возвратил мон-рю колокол, к-рый висел в центре села и служил для оповещения о пожарах. Под рук. игум. Александра проведена реставрация Владимирского собора, ряда корпусов на территории мон-ря, активизировалась хозяйственная деятельность: построены коровник, др. хозяйственные службы. На протяжении 1999-2004 гг. О. В. м. управляли: священноинок Михаил (Краснюк; позднее иеромонах; 1999, 2000-2001), игум. Тихон (Затёкин; 1999), священноинок Петр (позднее иером. Макарий (Смольников); 1999-2000, 2003-2004), игум. Пахомий (Папазов; 2001-2003). Частая смена наместников не способствовала развитию обители, замедлился ход восстановительных работ. Ситуация принципиально изменилась с прибытием в мон-рь по приглашению еп. Нижегородского Георгия (Данилова; ныне митрополит) в авг. 2004 г. игум. Нектария (Марченко; с 2008 архимандрит), к-рый решением Синода от 27 дек. 2005 г. официально назначен наместником О. В. м. (Журнал заседаний Свящ. Синода 117). Архим. Нектарию удалось активизировать восстановительные работы в обители, в результате чего к 2018 г. монастырь полностью восстановлен.

http://pravenc.ru/text/2581463.html

Завершился крестный ход вокруг Нижнего Новгорода 6 июля 2006 г. 13:52 5 июля в Оранский монастырь вернулся крестный ход, который начался 12 дней назад. С чудотворным Оранским образом Божией Матери паломники обошли вокруг Нижнего Новгорода. Путь верующих пролегал по маршруту Зименки — Каменки — Вязовка — Новые Ключищи — Б. Мокрое — Великий Враг — затон им. Калинина — Рожново — Бор — Нижний Новгород — Гнилицы — Петряевка — Дзержинск — Желнино — Богородск — Троица — Лукино — Сохтонка. В каждом храме, куда прибывал чудотворный образ, служились молебны с акафистом. До революции 1917 года такие крестные ходы проводились каждый год, начиная с 1771 года. Владимирская Оранская икона Божией Матери является списком Владимирской чудотворной иконы, находившейся в Успенском соборе Московского Кремля, хотя несколько отличается и в изображении самого лика, и в наличии предстоящих внизу Московских святых: митрополитов Петра, Алексия, Ионы, князя Михаила Всеволодовича Черниговского и боярина Феодора, царевича Димитрия, Василия и Максима, Московских блаженных, и Иоанна, Христа ради юродивого. Имена святых на иконе подписаны над их главами в указанном порядке. Четверо из изображенных одноименны заказчику Петру Глядкову и его сыновьям Алексею, Михаилу и Ивану. Все изображенные на иконе русские святые во время ее написания покоились в мощах в московских соборах и храмах, и на их могилах, по преданию, совершались бесчисленные исцеления. Особенно ясно свою благодатную силу Оранская икона явила жителям Нижнего Новгорода в 1771 году, когда по всей губернии свирепствовала моровая язва (чума). По их просьбе и с благословения Преосвященного владыки Феофана чудотворный образ Пречистой был доставлен в город и с крестным ходом обнесен вокруг Кремля. И беда отступила, в виде черного облака на глазах молящихся унеслась за Волгу. Благодарные нижегородцы дали обет ежегодно совершать торжественное шествие с иконой из Оранского монастыря и не нарушали его в течение 150 лет. Патриархия.ru по материалам сайта Нижегородской епархии Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/124137.htm...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Нижегородской епархии будет передана уникальная святыня 02.09.2008 5 сентября Нижегородской епархии будет передана древняя святыня нашей земли - Оранская икона Божией Матери . Встреча иконы состоится в Спасском кафедральном соборе, откуда икона отправится в монастырь в честь Владимирской иконы Божией Матери. Икона Божией Матери Владимирская (Оранская) является списком (т.е. копией) с Владимирской чудотворной иконы, находившейся в Успенском Соборе Московского Кремля, хотя несколько отличается и в изображении самого лика, и в наличии предстоящих внизу московских святых: Митрополитов Петра, Алексия, Ионы, князя Михаила Всеволодовича Черниговского и боярина Феодора, царевича Дмитрия, Василия и Максима, Московских блаженных и Иоанна, Христа ради юродивого. Имена святых на иконе подписаны над их главами в указанном порядке. Четверо из изображенных одноименны заказчику Петру Глядкову и его сыновьям Алексею, Михаилу и Ивану. Мощи всех изображенных на иконе русских святых во время ее написания покоились в Московских соборах и храмах, и на их могилах, по преданию, свершались бесчисленные исцеления. Обстоятельства появления Оранского списка с Владимирской иконы Божией Матери очень интересны. Заказчиком списка был дворянин Петр Андреевич Глядков, в схиме Павел, отставной голова или капитан. Из-за своей болезни он отправился в Москву на поклонение чудотворной Владимирской иконе Божией Матери и, получив исцеление, Петр Андреевич попросил протопопа Успенского собора Кремля Кондрата сделать с нее список. Получив икону, Петр отвез ее в свое имение в селе Бочеево, где икона находилась 5 лет. В 1634 году, на пятой неделе Великого поста, в ночь на Субботу Акафиста, Петр Андреевич услышал во сне глас, повелевавший ему идти. Он почувствовал, что идет и останавливается на какой-то горе. Там он опять услышал голос: «Поставь здесь крест и построй храм в честь Владимирской иконы Богоматери». Видение повторялось три раза. Спустя пять лет на месте, избранном Самой Царицей Небесной, была воздвигнута церковь в честь указанной святыни, вокруг которой и выросла вскоре обитель. Приняв монашеский постриг с именем Павла, основатель возглавлял ее вплоть до своей мученической кончины в 1665 году от рук лесных разбойников-грабителей.

http://drevo-info.ru/news/5474.html

Музей передаст Нижегородской епархии старинную Оранскую икону Пресвятой Богородицы 3 сентября 2008 г. 15:11 В соответствии с распоряжением министра культуры РФ Владимирская (Оранская) икона Божией Матери, которая сейчас находится в Нижегородском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике, будет передана Нижегородской епархии . Об этом архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий и руководитель Росохранкультуры по ПФО Дмитрий Мусин сообщили на пресс-конференции, посвященной передаче иконы. «В возрождающийся Оранский монастырь возвращается икона, когда-то положившая начало этой обители. Это, без сомнения, одна из важнейших страниц в истории обители», сказал архиепископ Георгий. Икона будет передана Нижегородской епархии во временное пользование, сроком на три года. Как объяснил Дмитрий Мусин, согласно российскому законодательству объект искусства не может быть передан в собственность. Все три года, что икона будет находиться в Оранском монастыре, за ее состоянием будут следить специалисты и сотрудники музея. Если состояние иконы не ухудшится, она останется в обители на более длительный срок. «У нас уже есть подобный опыт: в 2005 году Макарьевскому монастырю была передана икона преподобного Макария, и сейчас, по прошествии трех лет, мы довольны ее состоянием и она остается в монастыре», рассказал Д. Мусин. Он также отметил, что Нижегородская епархия выполнила все требования, которые по закону предъявляются к хранению икон, то есть обеспечила полную безопасность и необходимый температурный режим. Икона будет неотлучно находиться в зимнем храме Оранского монастыря, освященного в честь Рождества Пресвятой Богородицы. «В запасниках музея икона находится вне молитвы, вне духовной жизни, а значит, в неестественных для себя условиях. Думаю, что монастырь, где перед ней будет молиться множество верующих, для нее более подходящее место», сказал Д. Мусин. Владыка Георгий выразил надежду, что перед святыней совершится немало чудес, а также рассказал, что Оранская Владимирская икона Божией Матери, которая сейчас находится в Оранском монастыре, является списком с древней иконы, переданным несколько лет назад из Свято-Воскресенского собора города Арзамаса.

http://patriarchia.ru/db/text/455415.htm...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Владимирская Оранская - описание Эта икона, представляющая точную копию ВЛАДИМИРСКОЙ чудотворной иконы Божией Матери, написана протопопом московского Успенского собора Кодратом, любившим заниматься иконописью, при участии другого иконописца Григория Чёрного. Внизу иконы изображены предстоящие московские святые: митрополиты Пётр, Алексий и Иона, благоверный князь Михаил Всеволодович Черниговский и боярин Феодор, царевич Димитрий, московские блаженные Василий и Максим, Иоанн, Христа ради юродивые. В царствование Михаила Феодоровича в окрестностях Нижнего Новгорода жил один благочестивый человек по имени Пётр Гладков. Он проводил добродетельную жизнь и питал большое уважение и почитание к Владимирской иконе Божией Матери. Желая иметь у себя точную копию с Владимирской чудотворной иконы, он обратился к протопопу Кодрату и просил его списать с неё такую копию. При содействии иконописца Григория Чёрного Кодрат исполнил желание Петра Гладкова. Получив икону, Пётр отвёз её в свою вотчину, в село Бочеево. Пять лет пребывала икона в доме Гладкова. В 1634 году, на пятой неделе Великого поста, под субботу Похвалы Богородицы, Гладков услышал во сне голос, повелевавший ему идти. И вот он почувствовал, что идёт помимо своей воли и останавливается на какой-то горе. Там он опять услышал голос, говоривший ему: «Поставь здесь крест и построй храм в честь Владимирской иконы Божией Матери». Три раза повторялось то же видение и то же повеление. Гладков уразумел, что это воля Божия, и решил повиноваться. Проведя в усиленной молитве оставшиеся дни Великого поста, в субботу после Пасхи он отправился отыскивать ту гору, которую видел во сне. Во время пути он забрёл в дремучий лес и там на горе Славенской заметил свет, который принял за огонь, разведённый какими-нибудь путниками. Обрадовавшись этому, он решил отправиться на гору, чтобы иметь возможность провести ночь у огня. День был пасмурный и дождливый.

http://pravicon.com/info-268

Нижегородской епархии передадут Оранскую икону Божией Матери уникальная святыня Нижний Новгород, 2 сентября 2008 г. 5 сентября Нижегородской епархии будет передана древняя святыня нашей земли - Владимирская Оранская икона Божией Матери, сообщает сайт Нижегородской епархии . Встреча иконы состоится в Спасском кафедральном соборе, откуда икона отправится в монастырь в честь Владимирской иконы Божией Матери.   Икона Божией Матери Владимирская (Оранская) является списком (т.е. копией) с Владимирской чудотворной иконы, находившейся в Успенском Соборе Московского Кремля, хотя несколько отличается и в изображении самого лика, и в наличии предстоящих внизу московских святых: митрополитов Петра, Алексия, Ионы, князя Михаила Всеволодовича Черниговского и боярина Феодора, царевича Дмитрия, Василия и Максима, Московских блаженных и Иоанна, Христа ради юродивого. Имена святых на иконе подписаны над их главами в указанном порядке. Четверо из изображенных одноименны заказчику Петру Глядкову и его сыновьям Алексею, Михаилу и Ивану. Все изображенные на иконе русские святые во время ее написания покоились в мощах в Московских соборах и храмах, и на их могилах, по преданию, свершались бесчисленные исцеления.    Обстоятельства появления Оранского списка с Владимирской иконы Божией Матери очень интересны. Заказчиком списка был дворянин Петр Андреевич Глядков, в схиме Павел, отставной голова или капитан. Из-за своей болезни он отправился в Москву на поклонение чудотворной Владимирской иконе Божией Матери и, получив исцеление, Петр Андреевич попросил протопопа Успенского собора Кремля Кондрата сделать с нее список.    Получив икону, Петр отвез ее в свое имение в селе Бочеево, где икона находилась 5 лет. В 1634 году, на пятой неделе Великого поста, в ночь на Субботу Акафиста, Петр Андреевич услышал во сне глас, повелевавший ему идти. Он почувствовал, что идет и останавливается на какой-то горе. Там он опять услышал голос: «Поставь здесь крест и построй храм в честь Владимирской иконы Богоматери». Видение повторялось три раза. Спустя пять лет на месте, избранном Самой Царицей Небесной, была воздвигнута церковь в честь указанной святыни, вокруг которой и выросла вскоре обитель. Приняв монашеский постриг с именем Павла, основатель возглавлял ее вплоть до своей мученической кончины в 1665 году от рук лесных разбойников-грабителей.

http://pravoslavie.ru/27518.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010