XVII в. составили 8 старцев во главе с иером. Феодоритом ( Макарий (Миролюбов). 1851. С. 19). В 1642 г. П. А. Глядков принял иноческий постриг с именем Павел и более 20 лет управлял О. В. м. в должности строителя (1642-1665). Незадолго до смерти он принял великую схиму с тем же именем, а вскоре был убит во время нападения на обитель шайки разбойников. Среди известных настоятелей мон-ря: архимандриты Афанасий (по разным данным: 1708-1712 (Там же. С. 86-87; Строев. Списки иерархов. Стб. 627); упом. в 1710 ( Гавриил. 1871. С. 51-52)) и Иоаким (по разным данным: 1712-1719 ( Макарий (Миролюбов). 1851. С. 86-87; Строев. Списки иерархов. Стб. 627); 1719-1721 ( Гавриил. 1871. С. 51-52)), с именами к-рых связано возведение первых каменных построек обители; архимандриты Исаия (Ичанов) (по разным данным: 1719-1729 ( Макарий (Миролюбов). 1851. С. 86-87; Строев. Списки иерархов. Стб. 627); 1721-1729 ( Гавриил. 1871. С. 51-52)) и Иоанн (1747-1760); строители игумены Мефодий (1785-1798) и Пахомий (1800-1804), при к-рых был разработан план архитектурной перестройки мон-ря; Нафанаил (1804-1810), Иродион (1810-1819) и Исаия (1829-1837), при к-рых этот план был воплощен в жизнь. В 1837-1855 гг. мон-рь возглавлял Герман (игумен с 1838), при к-ром в О. В. м. были проведены широкомасштабные ремонтные работы. С 1866 г. обителью управляли наместники Нижегородских архиереев, как правило в сане архимандритов. Среди них - архим. Феофилакт (не позднее 1882-1891), архим. Иоанникий (1891-1893), архим. Нафанаил (с 1893). В 1897-1913 гг. в этой должности состоял иером. Аркадий (Антуфьев; с 1902 игумен, с 1906 архимандрит), сыгравший решающую роль в устроении Успенского скита обители. Указом архиепископа Нижегородского Иоакима (Левитского (Левицкого)) с 1 июня 1917 г. наместником О. В. м. был назначен архим. Августин (Пятницкий) ( Тихон (Затёкин). 2006. С. 40), арестованный в июле 1918 г. и расстрелянный 31 авг. по приговору военно-революционного трибунала. 24 июля 1918 г. указом Нижегородской духовной консистории наместником вновь назначен архим.

http://pravenc.ru/text/2581463.html

Аркадий (Антуфьев). В 1919 г. архим. Аркадий был арестован и приговорен к 3 годам исправительных работ, вернулся в обитель лишь в 1922 г., впосл. проживал там на покое ( Дёгтева. Судьба архимандрита. 2006. С. 30). Последним наместником О. В. м. перед закрытием был игум. Димитрий (Архангельский; впосл. архимандрит), расстрелянный в Иваново 1 окт. 1937 г. Братия обители в разные годы насчитывала: 26 чел. (1723; см.: Гавриил. 1871. С. 53), 22 чел. (1727; см.: Макарий (Миролюбов). 1851. С. 81), 19 чел. (1764), 51 чел. (1851; см.: Там же), 61 чел. (1871; см.: Гавриил. 1871. С. 76), 20 чел. (1928). Материальное обеспечение Важнейшую роль в формировании первоначальной материальной базы О. В. м. сыграл П. А. Глядков, на средства к-рого был устроен храм обители; в 1642 г. он отписал мон-рю большую часть своей вотчины с 40 крестьянскими дворами ( Макарий (Миролюбов). 1851. С. 40). По всей видимости, в 1635 г. царь Михаил Феодорович пожаловал обители землю, на к-рой она находилась, и окрестные территории «на версту» (Там же. С. 38-39), что в 1664 г. было подтверждено грамотой царя Алексея Михайловича. Монастырские крестьяне, поселенные близ обители, основали дер. Поляну (позднее Оранка, Оранки). В 1665 г. И. П. и А. П. Глядковы дали вкладную грамоту обители на крестьян с. Бочеева (Там же. С. 41). 25 окт. 1745 г. потомок основателя обители М. П. Глядков принес в дар О. В. м. 60 четв. (свыше 32 га) земли в Петровском у. по р. Медведице и по др. урочищам с усадьбами, лесом, сенными покосами и рыбными ловлями ( Гавриил. 1871. С. 48-50). К 1764 г. мон-рь имел также мельницу на ключе Руса; на территории обители размещалось 12 торговых лавок. О. В. м. имел владения и в Н. Новгороде. 13 марта 1665 г. А. И. и П. И. Глядковы передали мон-рю половину двора с огородом, садом на Никольской ул. (Там же. С. 42); построенный там дом для приезжавших в город иноков сгорел со всеми надворными строениями во время пожара в 1762 г. В 1696 г. внучка основателя обители, П. А. Приклонская (урожд. Глядкова), передала обители 1/3 родительского двора в Нижегородском кремле (Там же.

http://pravenc.ru/text/2581463.html

Повторное освящение придела в честь иконы Божией Матери «Умиление» состоялось 21 декабря 1996 года; левого нижнего, в честь преподобного Серафима Саровского, – 31 декабря 1997 года; правого верхнего, в честь иконы Божией Матери Владимирской Оранской, – 13 мая 1996 года; левого верхнего придела, в честь Третьего обретения главы Иоанна Крестителя, – 21 ноября 1997 года. С 1 января 1991 года ежедневно утром и вечером в главном Дивеевском соборе совершаются уставные богослужения: полунощница, молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому, литургия, днем дважды – в 13.00 и 14.00 – священнослужители Нижегородской митрополии в сопровождении дивеевских певчих вновь читают акафист, в 17.00 начинается вечерняя служба. День заканчивается вечерним правилом. Каждая служба в монастыре завершается величанием святому саровскому старцу. Все большие праздники отмечаются торжественными богослужениями в Троицком соборе. Особенно нарядным храм становится под праздники Рождества Христова, Троицы, преподобного Серафима Саровского, День Обители, когда сестры и паломники-флористы украшают паникадило, иконостас, сень над мощами батюшки Серафима, его икону и икону Божией Матери «Умиление» цветочными композициями. Как правило, все значительные памятные события в Дивеевском монастыре отмечаются архиерейским служением. На праздники преподобного Серафима Саровского собирается уже около трех десятков архипастырей. 30 июля 1991 года в Троицком соборе была торжественно установлена рака со святыми мощами преподобного Серафима. Над ракой с мощами воздвигнута сень, подобная той, которая была в Саровской пустыни. В витринах левого нижнего придела находятся вещи преподобного Серафима: нательный железный крест, епитрахиль, кожаные рукавицы, бахилы, мотыжка и другие. Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Контакты [ править править код ] Адрес: 607320, Нижегородская область, Дивеевский район, с. Дивеево, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкий_собор...

После закрытия монастыря в 1927 году собор был осквернен, кресты скинуты. Когда срывали кресты, повредили главки куполов и крышу, внутрь собора стала течь вода. В советское время в Троицком соборе был склад стройматериалов, а до того – зернохранилище. Вот как описывает свое впечатление от разоренного собора Алексей Арцыбушев: «Снаружи собор опоясан дощатым забором и строительными теплушками-вагончиками; с южной стороны над ним маячит подъемный кран; облупленный до кирпича снаружи, заросший по крыше деревцами молодых березок, упирается он в мартовское небо своими ржавыми куполами. Войдя в него, я не сразу смог сориентироваться, я был ошеломлен. Груды обвалившейся штукатурки, вздыбленный, сгнивший деревянный пол; обнаженные до красного кирпича стены в тусклом свете мартовского утра четырьмя арками поднимались ввысь, к льющемуся из разбитых окон центрального купола свету». В октябре 1989 года Троицкий собор передали церковной общине. Весной 1990 года при сиявшей радуге на храм был водружен крест. Богослужения в соборе возобновились в субботу Похвалы Пресвятой Богородицы 31 марта 1990 года. В этот день состоялось освящение главного придела. Повторное освящение придела в честь иконы Божией Матери «Умиление» состоялось 21 декабря 1996 года; левого нижнего, в честь преп. Серафима Саровского, – 31 декабря 1997 года; правого верхнего, в честь иконы Божией Матери Владимирской Оранской, – 13 мая 1996 года; левого верхнего придела, в честь Третьего обретения главы Иоанна Крестителя, – 21 ноября 1997 года. 30 июля 1991 года в Троицком соборе была торжественно установлена рака со святыми мощами преподобного Серафима. Над ракой с мощами воздвигнута сень, подобная той, которая была в Саровской пустыни. В витринах левого нижнего придела находятся вещи преподобного Серафима: нательный железный крест, епитрахиль, кожаные рукавицы, бахилы, мотыжка и другие. Ранее Троицкий собор не был расписан. Современная роспись выполнена художниками Троице-Сергиевой лавры под руководством преподавателя иконописания и стенописи Иконописной школы при Московской духовной академии Анатолия Валерьевича Алешина. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=05359

р.Б.Лариса 2012/03/24, 08:09:30 МАТЕРЬ БОЖЬЯ СПАСИБО ТЕБЕ ОГРОМНОЕ ЧУДО ТЫ СОТВОРИЛА МУЖА В СЕМЬЮ ВЕРНУЛА КОГДА ЭТО БЫЛО НЕВОЗМОЖНО. ПРОШУ ПОМОЧЬ НАМ ИЗЛЕЧИ НАС С ДОЧЕНЬКОЙ.СДЕЛАЙ ТАК ЧТОБ АНАЛИЗ БЫЛ ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ. 2012/03/20, 22:41:45 Негородская область,село Оранки,мужской монастырь в честь иконы Владимирско-Оранской.Из этого монастыря ежегодно наместник архимандрит Никтарий посещает святую гору Афон,и привозит к нам в глубинку частичку духа Афонской блогадати.Мы впитаваем ие но все не можем впитать своим вместилещем разума.В этом году Никтарий в начале года тоже побывал но Афоне,привез опять блогодать-и раздал ие всю нуждающемся в ней,не оставив себе малую толику.Заболел и слег.Просим Вас помолится о болящем архимандрите наместнике Оранского мужского монастыря обители сей святой.Помоги Вам Господь. Вячеслав 2012/01/02, 12:57:34 Божья Матерь!Помоги!Даруй мужу моему Сергею освобождение из тюрьмы!Сжалься.Спаси и сохрани его!Моли Бога за нас грешных.Благослови. 2011/12/16, 23:22:09 Well I guess I don " t have to spend the weekend firguing this one out! Raynes 2011/11/30, 18:56:48 Матушка СПАСИБО тебе большое! 2011/11/30, 15:09:58 Пресвятая Матушка Богородице, помоги мне, великой грешнице, стать на путь истинный. Валентина 2011/11/28, 11:37:01 Пресвятая Богородица! Прошу тебя - вразуми Димитрия вернуться к своей родненькой семье, к сыночку своему Павлику! Аминь. Татиана 2011/11/22, 23:03:26 К Богородице притецем сущии в бедах и ко святей иконе Ея ныне припадаем, с верою зовуще из глубины души: скоро услыши наша моления, Дево, яко Скоропослушница нарекшаяся. Тебе бо раби Твои в нуждах готовую помощницу имамы. ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ - СПАСИ НАС!!! НИКОЛАЙ (Одесса) 2011/06/23, 16:07:05 Матерь Божья помоги мне очиститься от грехов, помогать людям, любить их. 2011/06/20, 17:57:30 МАТЕРЬ БОЖИЯ моли БОГА о Святой Руси ! Заступись за нас на страшнем суде ! светлана 2011/02/25, 15:21:03 Владычица Небесная! Ты сама знаешь наши нужды, помоги нам, грешным в земных наших бедах, дабы мы всегла славили Всечестное Имя Твое ! Спаси и сохрани, Матерь Бога нашего !

http://isihazm.ru/1/?id=384&pid=1&iid=24...

Уникальную икону, ставшую «визитной карточкой» выставки, представил Фонд семьи Шмотьевых из Екатеринбурга. Это образ святителя Николая Чудотворца, написанный в 1723 в нижегородском Благовещенском монастыре московскими иконописцами Дмитрием и Григорием Поповыми. На нем святитель держит на руке хорошо узнаваемый Нижегородский кремль в знак защиты и покровительства городу. Среди обширной галереи экспонируемых на выставке икон нижегородских святых с особой полнотой представлены изображения святого основателя города — князя Георгия Всеволодовича, а также предметы с его гробницы в Успенском соборе во Владимире — шапка, лицевые плиты с его гробницы, пелена. В разделе, посвященном чудотворным иконам Нижегородского края, будет представлен чтимый образ Богоматери Владимирской Оранской 1629 года из собрания Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника, ныне находящийся в Оранском Богородицком монастыре, где почитается как главная святыня обители. Впервые Нижний Новгород будет показан как самостоятельный иконописный центр благодаря репрезентативному ряду произведений XVI-XVIII веков из многих собраний. Также большое внимание уделено старообрядческим художественным центрам Нового времени, среди которых недавно открытые специалистами «павловские письма». В едином экспозиционном пространстве после полутора столетий воссоединятся две иконы знаменитого царского мастера Симона Ушакова, написанные для Макарьевской церкви Макарьевского Желтоводского монастыря. Они были разрозненные после закрытия обители в 1868 году и хранятся ныне в разных местах. 31 июля выставка откроется для широкого зрителя и будет открыта для посещения до 8 ноября. В сотрудничестве с паломническо-туристическим кластером «Арзамас — Дивеево — Саров» будет разработана программа ее посещения верующими. Здание манежа в Нижегородском кремле, где развернута выставка, построено в 1841 году. Позднее строение передали Нижегородской военной гимназии, затем переименованной в Аракчеевский кадетский корпус. В 1885 году к зданию пристроена домовая Никольская церковь с двумя колокольнями. В советское время исторический облик здания был утрачен. Реставрационные работы здесь начались в 2018 году.

http://patriarchia.ru/db/text/5833488.ht...

В 1642 году Петр Глядков, приняв постриг с именем Павел, переселился в Оранскую пустынь на жительство, где и был убит во время ночного нападения предположительно шайкой мордовских разбойников. Еще в самые первые годы существования обители произошло более 500 чудесных исцелений от Оранской иконы. Молва о чудотворном образе стала распространяться в народе, и толпы богомольцев непрестанно посещали обитель. В 1771 году во время эпидемии моровой язвы произошло чудесное исцеление жителей Нижнего Новгорода благодаря заступничеству иконы. С той поры ежегодные крестные ходы в Нижний Новгород, село Павлово и Арзамас давали обители хорошие доходы и обеспечивали ее процветание. В начале 19 века в монастыре началось большое строительство - были сооружены главный собор в честь Владимирской иконы Божией Матери (1804-1819 гг.), церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1830-1837 гг.), колокольня, каменные жилые корпуса, хозяйственные постройки. Все это окружала каменная монастырская ограда с миниатюрными башенками. В 1867 году Оранский Богородицкий монастырь был возведен в ранг первоклассного монастыря и вверен в непосредственное управление Епархиальному архирею. В эти годы обитель достигла наивысшего расцвета. Революция 1917 года тяжело сказалась на судьбе Оранского монастыря. В 1918 году был арестован и расстрелян архимандрит Августин, имущество монастыря реквизировано и разворовано. В 1924 году монастырь прекратил свое существование. В разные годы в нем размещались воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних подростков, затем в стенах бывшей обители по распоряжению НКВД разместился лагерь для военнопленных немцев, румын, финнов, интернированных поляков, получивший с 1942 года официальное название " Оранки-74 " и просуществовавший до 1949 года. В 1950-1970 годы здесь уже помещался дом престарелых, где был организован народный театр. С 1971 по 1985 год расолагается лечебно-трудовой профилакторий, его сменила женская исправительно-трудовая колония. Лишь в 1993 году колония  была ликвидирована и Оранский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=04995

В 1771 г. после молитв перед чудотворной иконой произошло избавление нижегородцев от моровой язвы. При монастыре имелось ремесленное училище и школа для мальчиков. После 1924 г. закрыт. До 1949 г. на его территории был лагерь для заключенных, позднее лечебно-трудовой профилакторий. В 1993 г. возобнавилась монашеская жизнь. Монастыри, энциклопедический справочник, 2000 г. Изд-во Мск.Патриархии Свято-Оранский Богородицкий мужской монастырь был основан в 1634 году нижегородским дворянином Петром Андреевичем Глядковым. В 1629 году Петр Андреевич тяжело заболел и дал обет посетить Москву и поклониться в Успенском соборе Владимирской иконе Божией Матери. Съездив и получив исцеление, он заказал известному живописцу Григорию Черному через протоирея Успенского собора Кондратия снять точный список с иконы Владимирской Богоматери. Спустя несколько лет после чудесного исцеления, будучи глубоко религиозным человеком, Петр Андреевич услышал во сне повеление построить на горе храм во имя Владимирской иконы Божией Матери. Три раза с поразительной ясностью видел Глядков это сон. И вот в субботу на Святой неделе Великого поста отправился он на поиски той горы, которую видел во сне. По пути к тому месту он пробирался лесом и увидел на той самой Словеновой горе огонь. Предполагая, что у костра находятся люди, Глядков направился туда, где вместо людей увидел сияние, столпом восходящее к небесам. Он понял, что Богоматерь своими чудесами подает ему знамение, и он нашел то место, которое представилось ему во сне. Вслед за этим событием отправился Глядков вновь в Москву за благословением на строительство здесь храма. Явившись к патриарху Иосафу, он подробно рассказал ему обо всем произошедшим и попросил грамоту на сооружение церкви. После того как Святейший патриарх дал благословение и храмозданную грамоту на это богоугодное дело, Петр Андреевич незамедлительно приступил к строительству храма. Первая деревянная церковь была воздвигнута на Словеновой горе за Орано-полем за 3 месяца. Сюда же и была принесена чудотворная икона. Вскоре возле церкви была возведена небольшая деревянная келья, в которой поселились 8 монахов. Сам же основатель новой пустыни, Петр Глядков оставался жить у себя в имении, но по-прежнему всячески способствовал устройству Оранской обители. Однако проживавшая в окрестостях языческая мордва, которая занималась здесь бортничеством, в деяниях Глядкова усмотрела притеснение их прав на эти угодья и пожелала разрушить православный храм. Когда жители трех мордовских деревень собрались вместе, чтобы исполнить свое злое намерение, то целых семь дней скитались они по лесу вокруг Словеновой горы, но места святого не смогли отыскать. Предпринимались попытки чинить препятствия и в дальнейшем, нападая на обитель и монахов во время рубки леса, сбора грибов и ягод, но Богородица всякий раз охраняла обитель от неверных.

http://sobory.ru/article/?object=04995

Стеснённая таким образом, мордва уже никакого теперь почтения к монахам не питала и расположения принять христианский закон от таких апостолов совсем не имела, а ссоры между настоятелями обители и мордвою продолжались постоянно. Что же касается того, каковы были нравы подвижников Оранского монастыря, то из рукописи П. И. Мельникова видно, что оранские монахи по своему образу жизни и поведению далеко не соответствовали тому идеалу монашества, какой рисуют нам их уставы, и какого держались монастыри в первое время возникновения их на Святой Руси и потом, когда они по справедливости считались центрами умственного и нравственного просвещения. Но позднее монастырские акты как нельзя нагляднее изображают нравы и обычаи монастырской жизни. Когда в половине XVIII в. велено было составлять опись монастырскому имуществу для отчётов в Духовную консисторию, то, кроме разных вещей, не оказалось даже церковных книг, а казначей и монахи показали, что четыре книги Четьи-Минеи заложены у дворянина Ивана Ленинцева в семи рублях с полтиной, да ещё три книги заложены: «Многосложный свиток», другая книга – «Жития Сергия чудотворца», третья – «Иоасафа царевича» крестьянину села Вязовки, Ивану Иванову сыну Ясолову, в трёх рублях; а заложил те книги бывший казначей Иларион, по братскому приговору, на время, ради нужды. Не чужд этого греха был и архимандрит Феодорит: и он, должно быть ради той же нужды, не гнушался продавать разные старинные серебряные привески от чудотворного образа Владимирской Божией Матери. Грубость, невежество и самоуправство были отличительными качествами оранских аскетов. Это выражалось, прежде всего, в отношениях к мордве, которую оранские монахи, предводительствуемые своим настоятелем, старцем Феодоритом, обижали всякий раз, когда к тому представлялся случай. Не в лучшем положении от них были и приписные к монастырю крестьяне: житье сих последних было настолько плохо, что они вынуждаемы были бегать от оранского самосуда, а потому неудивительно, что монастырские акты того времени переполнены сказаниями о «супротивностях» крестьян, которые не могли выносить монастырского управления.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/o...

22 — Слово плоть бысть 23 — Свято-Ильинская 25 — Римская (Лиддская) (8 век) 26 — Молдавская (1863) 27 — Феодоровская (1239) 27 — Феодоровская в с. Дмитровец 27 — Феодоровская-Городецкая АПРЕЛЬ 1 — Умиление (1103) 6 — Тучная Гора 225 7 — Благовещение Пресвятой Богородицы 7 — Благовещение — Московская (1731) 7 — Благовещение — в Киеве: Прядущая 7 — Боголюбская-Зимаровская (1771) 8 — Мелетинская 13 — Иверская 14 — Ключ разумения 16 — Неувядаемый цвет 17 — Герондисса (Старица) 17 — Живоносный источник 17 — Избавительница 19 — Теребовльская 20 — Византийская (732) 21 — Испанская (792) 22 — Цесарская (792) 24 — Бежевская 25 — Муромская (1291) 25 — Белыничская 27 — Виленская (1495) 29 — Тамбовская (1692) 29 — Ильинская-Черниговская (1658) 29 — Черниговская-Ильинская в Гефсиманском саду МАЙ 1 — Максимовская (1299) 3 — Кипяжская 3 — Кипрская 7 — Молченская (1635) 8 — Цареградская (1071) 10 — Иверская на Афоне (9 век) 11 — Львовская (1182) 14 — Византийская (732) 14 — Царевококшайская-Мироносицкая (1647) 14 — Нечаянная Радость 14 — Андрониковская 15 — Путивльская (1238) 15 — Вутиванская 15 — Владимирская (1634) 16 — Пекинская (682) 16 — Киево-Печерская Успения (1073) 16 — Печерская (1085) 16 — Свенская-Печерская (1288) 16 — Печерская с предстоящими 16 — Печерская Нерукотворенная 17 — Старорусская (1570) 20 — Любечская в Киеве (1690) 20 — Любечская в Любече 20 — Жировицкая (1191) 22 — Перекопская (1709) 23 — Киево-Братская (1654) 25 — Кипрская 27 — Теребинская 27 — Ярославская-Печерская (1823) 27 — Серафимо-Понетаевская 28 — Вышенская-Казанская ИЮНЬ 3 — Владимирская (1155) 3 — Владимирская-Оранская (1629) 3 — Владимирская-Красногорская (1603) 6 — Ржевская (1572) 8 — Владимирская-Селигерская 10 — Антиохийская 10 — Никейская (304) 10 — Умиление-Галичская 10 — Орловская (1643) 11 — Мателикийская (991) 11 — Споручница грешных 11 — Недремлющее Око 11 — Недреманное Око Спасово 12 — Цесарская-Боровская 15 — Груздовская 16 — Югская 18 — Игоревская 19 — Пименовская (1381) 21 — Ярославская (13 век)

http://pravicon.com/text-34

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010