Мученическая смерть Глядкова стала как бы искупительной жертвой, и с 1665 г. настала для обители пора мирной жизни. Еще в первые годы существования обители от Оранской Владимирской иконы стали происходить чудесные знамения и исцеления, число которых в первые 10 лет достигло более 120 по одним источникам, или более 500 — по другим. Молва о чудотворной иконе распространилась, и толпы богомольцев непрестанно посещали обитель, что приносило значительное увеличение доходов за счет обильных даров и приношений. Это позволило братии позаботиться о внутреннем устройстве обители, и в XVIII столетии при архимандритах Афанасии и Иоакиме начались в монастыре капитальные перестройки. Вместо деревянного храма, построенного еще Глядковым, воздвигнут был каменный, тоже в честь Владимирской иконы Божией Матери. Вблизи церкви была устроена каменная колокольня, а около монастыря проведена каменная стена. В стене над Святыми вратами была устроена небольшая церковь в честь святых апостолов Петра и Павла (в память Глядкова). Для настоятеля и братии построены каменные кельи, а остальные деревянные кельи исправлены и обновлены. Постройки сильно истощили казну, и с этого времени до самого конца третьей четверти XVIII в. обитель находилась в бедственном материальном положении. В 1720 г. указом Петра I приписана была к монастырю Кресто-Маровская Воздвиженская пустынь, находившаяся в Василевском уезде на берегу реки Имзы близ с. Быковка, что привело Оранскую пустынь к еще более тяжелому положению, так как Кресто-Маровская пустынь полностью обнищала и не имела средств к содержанию своей братии в количестве 26 человек. Вся тяжесть по обеспечению вновь прибывших монахов легла бы поэтому на Оранскую пустынь, которая насчитывала к этому времени 20 человек. В связи с этим братия Оранской пустыни не решалась приютить всех монахов Кресто-Маровской пустыни, и только 9 человек из них поселились в Оранском монастыре. Сама же Кресто-Маровская пустынь не была упразднена, а существовала под ведением Оранского архимандрита до 1771 г., когда она была разграблена и сожжена мятежной толпой сообщников Пугачева.

http://pravmir.ru/oranskiy-monastyir-i-s...

ABSTINENTIA католический церковно-дисциплинарный термин, обозначающий временное или постоянное воздержание в питании, сне, супружеской близости по морально-религиозным соображениям АБУ СУЛХ ЮНУС ИБН АБДАЛЛАХ монофизитский коптский арабоязычный канонист, автор большого компендиума по церковному праву АБУЛАДЗЕ Илья Владимирович (1901 - 1968), грузинский филолог, арменовед, палеограф, лексикограф, д-р филологических наук, чл.-кор. АН Грузии, заслуженный деятель груз. науки АБУНА почтительное обращение к священнослужителю (не архиерею) у арабоязычных христиан, соответствующее рус. «отец, батюшка» АБХИДХАРМА философская «надстройка» буддизма, создававшаяся как рационалистическая систематизация буддийского учения - дхармы АВАН древнее селение в Армении, к северо-востоку от Еревана (в наст. время входит в черту города) АВАРИМ горный хребет, лежащий к востоку от устья р. Иордан, где при исходе из Египта располагалась одна из последних стоянок Израиля перед завоеванием Ханаана АВАТОН греческий термин, обозначающий свод правил, запрещающих вход определенных категорий лиц за стены монастыря АВВАКУМ Петров (1620 - 1682), протопоп (лишенный сана), крупнейший деятель раннего старообрядчества, расколоучитель АВГУСТИН († 604 или 605), архиеп. Кентерберийский, свт. катол. и англикан. Церквей (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, пам. католич. 27 мая с 1969; пам. англикан. 26 мая) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви 93-109 АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) 109-110 110-111 111-112 АВГУСТИН (Петерсон Августин Адамович; 1873–1955), митр. Рижский и всея Латвии (с 1946 в юрисдикции РПЦЗ) АВГУСТИН (Пятницкий; 1884 - 1918), архим., последний настоятель Оранской муж. пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии

http://pravenc.ru/vol/i.html

В 1760-е годы в Жерехово был выстроен большой усадебный каменный дом со службами, открыт конный завод, посажен сад, разбит регулярный парк в виде продолговатого прямоугольника, рассечённого геометрически симметричными аллеями. Главный усадебный дом был построен в стиле барокко. В 30-е годы XIX века к нему были пристроены двухэтажные полукруглые галереи с трёхэтажными башнями и с двумя лестницами-пандусами в стиле готики. Вероятно, это было сделано учеником М. Ф. Казакова, губернским архитектором Е. Я. Петровым. Одним из последних владельцев усадьбы был князь Платон Сергеевич Оболенский-Нелединский-Мелецкий (1850-1913), сын предыдущего владельца усадьбы, князя Сергея Александровича Оболенского (1819-1882). В 1869 году в Жерехово рядом с церковью Преподобного Сергия Радонежского он строит тёплую церковь Боголюбовской иконы Божией Матери. Большое усердие в возведение храма также проявил местный псаломщик Тимофей Тимофеевский (в постсоветское время этот храм был сильно разрушен). В XIX веке церковный причт состоял из священника и псаломщика. Церковной земли имелось: усадебной 1 десятина, пахотной 19 десятин, покосной 6 десятин; в том числе неудобной около десятины, поросшей кустарником. Дохода от земли, процентных бумаг и требоисправлений причт получал ежегодно до 360 рублей. Дома причта были собственные на церковной земле. В 1825 году в храм Сергия Радонежского села Жерехова, после окончания Владимирской семинарии в 1824 году, был назначен Василий Ефимович Святухин. В Жереховском храме он служил до 1848 года, после чего его направили в Спасо-Евфимиевский монастырь в Суздале. Следующим священником в Жерехове был Александр Васильевич Постников (годы служения с 1865 по 1867 год). С 1872 года в Сергиевский храм был определён Пётр Дмитриевич Оранский. В 1882 году во священника ко храму села Жерехово был рукоположен диакон из села Шапкино Ковровского уезда Ксенофонт Ильич Ильинский. Приход состоял из самого села Жерехово и деревень: Микулиной, Большая и Малая Таратинки. Эти деревни находились на расстоянии от храма не далее трёх вёрст. Всех дворов в приходе было 113 (1890-е гг.), душ мужского пола 312, а женского пола - 367. В 1882 году в селе Жерехово открыта церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=06535

В 60-х гг. XIX в. у св. источника, излюбленного места уединенной молитвы свт. Тихона, Д. устроил скит со строгим общежительным уставом. В 1873 г. скит был обращен в самостоятельный задонский Тихоновский муж. мон-рь. Д. был награжден орденами св. Анны 2-й степени и св. Владимира 4-й степени. Д. был погребен в задонском Богородицком мон-ре, в склепе Владимирского собора у сев.-зап. стены. К 2007 г. обретенные в ходе ремонта нижнего яруса собора останки священнослужителей не идентифицировались и были перезахоронены около собора мон-ря. Лит.: Геронтий (Кургановский), архим. Ист.-стат. описание первокл. Задонского Богородицкого мон-ря//Воронежские ЕВ. 1870. 22. С. 971-1000; То же. СПб., 18933; он же. Архим. Димитрий, настоятель Задонского Богородицкого мон-ря. Воронеж, 1888; он же. Описание Тихоновского общежит. муж. мон-ря, находящегося близ Задонска. СПб., 1892; Воскресенский Н. Н. О нищенстве в Воронежской губ. (по сведениям 1878 и 1879 гг.)//Воронежский юбил. сб. в память 300-летия г. Воронежа. Воронеж, 1886. Т. 1. С. 673, 681. Л. А. Морев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Пятницкий; 1884 - 1918), архим., последний настоятель Оранской муж. пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРМАН (нач. 40-х гг. XVII в.? - 1682), архим., настоятель Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня муж. мон-ря ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский ДОСИФЕЙ (Немчинов; ок. 1780 - 1845), архим., настоятель Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря и задонского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мон-ря

http://pravenc.ru/text/178155.html

В XVII веке, в числе послушников оной обители был славный Никон, сделавшийся потом Всероссийским Патриархом. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ, муж. 3 класса, в Нижнем-Новгороде, подле крепости, при соединении рек Оки и Волги; находится под управлением архимандрита. Обитель эта основана в начале XIII века; но вскоре в 1230 году сожжена Мордовским князем Пургасом, разорившим Нижний-Новгород, и после того была в совершенном запустении до второй половины XIV века. Св. Алексий, Митрополит Киевский и всея Руси, при неоднократном путешествии своем из Москвы в Орду, останавливался здесь, и возымел намерение возобновить, или, лучше сказать, вновь устроить обитель на свое иждивение; что им и совершено в 1367 году, по вторичном возвращении из Орды. Ныне здесь три каменные церкви: 1) Соб. Благовещения Богородицы, сооружена сначала в 1370, а потом вновь перестроена в 1649 году. В сем храме находится замечательная по древности своей икона (Корсунская) Божией Матери, писанная в Греции иеромонахом Симеоном, в 993 году. 2) Теплая Успения Божией Матери. 3) Алексия, митрополита Московского. В горе, на которой стоит монастырь, есть древние пещеры, в коих вероятно, подвизались прежние иноки; близ обители существует каменная часовня, старинной архитектуры, с колодцем, построенная на том самом месте, где св. Алексий, проезжая в 1359 г. в орду, останавливался и имел трапезу. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. 3 класса, в уездном городе Арзамасе; находится под управлением архимандрита. Он основан в царствование Иоанна Грозного, около 1555 года, и состоял прежде из деревянных строений; а ныне существующие каменные церкви, ограда и прочие здания, сооружены в 1685 году. – Здесь три церкви: 1) Соб. Преображения Господня; 2) теплая, двухэтажная, в которой престолы: Рождества Богородицы и Сретения Господня; 3) Великомученика Георгия, над св. вратами, возобновленная в 1706 году. ОРАНСКИЙ-БОГОРОДИЦКИЙ, муж. заштатный, близ Нижнего-Новгорода, на урочище, называемом издревле Орано-Поле. Находится под управлением игумена. Основан при царе Михаиле Феодоровиче, по случаю явления в 1629 году на этом месте иконы Владимирской Богоматери, во имя коей воздвигнута здесь и Соборная церковь , где эта икона, известная под именем Оранская, находится; празднество ей совершается 21 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В статье нижегородской исследовательницы Н.Н. Быхаревой, посвящённой иконам из балахнинской церкви, выдвинуто предположение, что " ...церковь Рождества Христова в Балахне строилась во второй четверти XVII века. Этому предположению не противоречит ряд архитектурно-композиционных и стилистических особенностей храма. Объяснимо и то, почему два престола церкви могли долго оставаться неосвящёнными. Вероятно, лишившись своего покровителя, малочисленный и крайне бедный, судя по документам, монастырь не имел возможностей отделывать все помещения храма, годами довольствуясь службой в одном приделе " . Вплоть до приснопамятного 1764 года бытование Христорождественского храма неразрывно связано с историей девичьего монастыря, на территории коего он и находился. Начиная с XVIII века обитель, в несколько этапов лишаемая государственной поддержки, постепенно приходила в упадок. Сама Балахна в это время тоже переживала если не упадок, то кризис. Соляной промысел иссякал. Высокие пошлины, дороговизна дров, требовавшихся в изрядном количестве при выварке соли, конкуренция новых " соленосных " районов - Пермского и Илецкого, - всё это привело к тому, что во второй половине XVIII столетия Балахна утратила своё значение главной солеварни страны. Подкосили Балахну и два больших пожара - 1680 и 1730 годов, когда город, почти полностью деревянный, выгорал чуть ли не дотла. Вместе с тем, на фоне упадка соляного промысла в Балахне нарождалось новое градообразующее ремесло - кораблестроение. В 1690-е годы в Балахне сооружали суда для азовских походов, а в дальнейшем - баржи и расшивы, составлявшие основу волжского судоходства. К концу XIX столетия Балахна превратилась в обыкновенный захолустный городок, каких сотнями считалось по всей России. Сообразно захолустному существованию Балахны существовал и Христорождественский храм. Приход его - при весьма значительных размерах самого храмового здания был сравнительно невелик, составляя всего около пятисот человек. Приход, как и прежде монастырь, не обладал большими финансовыми возможностями, благодаря чему облик храма на протяжении столетий оставался почти неизменным. Среди существенных перемен можно выделить лишь две - одну экстерьерную (устройство закрытой галереи вместо открытой паперти) и одну интерьерную (установка в 1801 году нового резного иконостаса, изготовленного попечением купцов Ряхиных, вместо первоначального тяблового). Имелись в Балахне и церковные традиции, связанные с Христорождественским храмом. Так, ежегодно 21 мая, на память Владимирской и Оранской икон Божией Матери, из городского собора в Рождественскую церковь бывал крестный ход.

http://sobory.ru/article/?object=00899

До революции ежегодно в субботу Светлой седмицы проходил крестный ход из Оранского монастыря в Крестовоздвиженский с Оранской Владимирской иконой Божией Матери, одной из самых почитаемых в Нижнем Новгороде. Монастырь считался местом прохождения епитимийного искупления для женщин, совершивших преступления против нравственности. В 1848 году Крестовоздвиженский монастырь был зачислен в I класс с увеличением штата с 30 до 100 человек. В конце XIX века в монастыре проживала одна схимонахиня, 30 монахинь и 149 послушниц. Работала золотошвейная мастерская, в которой около 55 сестёр вышивали иерейские облачения, ризы на иконы и плащаницы, выполняли работы с жемчугом и фольгой. В 1906 году в монастыре начала работать живописная школа. Монастырь упразднён в 1917 году. С территории монастыря к январю 1928 года были выселены все монахини. Община перешла в Казанскую кладбищенскую церковь. В Светлую седмицу 1935 года были арестованы члены клира Казанской церкви и митрополит Горьковский и Арзамасский Евгений (Зернов). 19 августа 1935 года Комиссия по культам при Президиуме Горьковского крайисполкома постановила: бывший Крестовоздвиженский монастырь ликвидировать под снос. В советское время в его зданиях располагались склады, жилые помещения, конторы; в соборе размещался завод бритвенных изделий. В 1950-е годы монастырский ансамбль, чудом уцелевший, был закрыт со стороны площади Лядова пятиэтажным зданием общежития Политехнического института. Часть территории кладбища была застроена, а часть отдана под спортивную площадку. Сохранившиеся строения монастыря занимались различными учреждениями, часто менявшими друг друга, а также сдавались жильцам. До последнего времени монастырские здания в основном использовались машиностроительным заводом им. Я.М. Свердлова и СКТЮ «Логос». Современное состояние [ править править код ] Крестовоздвиженский собор восстанавливался с 1995 года. 25 марта 2004 года решением Священного Синода приход собора снова преобразован в Крестовоздвиженский женский монастырь. 18 августа 2004 года наместницей монастыря назначена инокиня Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря Татиана (Гажу). 26 сентября 2005 года старший священник обители Николай (Алясов) совершил чин освящения звонницы. 8 колоколов, самый большой из которых весит 600 кг, были отлиты на средства благотворителей в городе Касли. Колокола были установлены на временную звонницу, первым в них ударил игумен Тихон (Затекин).

http://azbyka.ru/palomnik/Крестовоздвиже...

Закладка собора состоялась 5/17 июня 1848 года. Освящение собора состоялось 28 июля/9 августа 1875 года в день празднования иконе Умиление Серафимо-Дивеевской. В честь этой иконы 2/14 июня 1880 года освящён нижний южный придел. 3/15 июня 1884 года освятили справа на хорах престол во имя иконы Божией Матери Владимирской-Оранской, а на следующий день – левый придел на хорах в честь Третьего обретения главы Иоанна Предтечи. Нижний северный придел игумения монастыря Мария (Ушакова) оставляла неосвящённым в течение 28 лет, ожидая прославления батюшки Серафима Саровского. 22 июля/4 августа 1903 года, сразу после прославления Преподобного, придел был освящён. Автор проекта – архитектор А.И Резанов. Преображенский собор построен по проекту архитектора А.Е. Антонова. Закладка собора состоялась в 1907 году, к 1916 году строительство было в основном завершено. Внутренняя отделка и роспись стен от пола до потолка были выполнены силами сестер иконописной мастерской монастыря под руководством палехского художника П. Парилова. Освятить собор не успели – грянуло революционное лихолетье. В 1991 году собор передан возрожденному монастырю, освящение главного престола состоялось 3 сентября 1998 года. В том же году освящён южный придел в честь собора Архистратига Михаила и прочих небесных сил безплотных, а северный придел – в честь Всех святых. Трапезный храм во имя Святаго благовернаго князя Александра Невскаго расположен поблизости от Троицкого и Преображенского соборов и вместе с ними образует просторную красивую центральную площадь монастыря. Построен в 90-е годы XIX века при игумении Марии (Ушаковой). В храме служили в основном зимой. Трапезный зал вмещал до 1600 человек. В западной части здания размещалась кухня. 14/27 ноября 2000 года храм вновь освящён митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем. В самом начале обхода Канавки я оглянулся назад и восхитился видом, который и предлагаю на снимке. Здесь видна алтарная часть храма св. Александра Невского, колокольня, Троицкий и Преображенский соборы и земляной вал высотой 2,15 м с внутренней стороны канавки. По верху вала проложена хорошо выполненная дорожка, огражденная металлической декоративной оградой.

http://sobory.ru/article/?object=00902

Затем в 1874 году почти всю зиму, когда собор стоял наглухо заколоченным, в нем постоянно слышалась как бы непрекращающаяся работа, чему были свидетелями все живущие в обители и близ нее. Эта таинственная работа на многих наводила страх и наконец объяснилась тем, что в 1875 году преосвященный Иоанникий решил неожиданно для монастыря освятить давно ожидаемый собор с тремя лишь необходимыми иконами. День освящения совпал с тем самым днем, в который совершалось празднование иконы «Умиления» Божией Матери, 28 июля. С 1875 года, за исключением зимы, стали непрерывно совершаться службы и одновременно собор начал украшаться удивительной живописью собственной монастырской работы, нигде не встречаемой в других обителях по всей России. По молитвам о. Серафима, Господь послал в Дивеевскую обитель несколько сестер, одаренных талантом живописи, между которыми в особенности отличалась и поныне стоит во главе живописного послушания мать Серафима. Ее кисть чрезвычайно нежна, дает настоящий свет и выражение ликам святых праведников и может быть всегда отличена от встречаемых других живописных икон. Вообще художество Дивеевского монастыря поражает своими достоинствами, вкусом, обдуманностью и выдержанностью. При украшении собора весьма много потрудилась казначея монастыря мать Елена Николаевна Анненкова. Главный престол собора Пресвятой Троицы освящен, как упомянуто, в 1875 году 28 июля высокопреосвященным Иоанникием. Правый придел во имя иконы «Умиления» Божией Матери освящен был в 1880 году 2 июня преосвященным Макарием, левый оставлен не освященным, в ожидании открытия мощей батюшки отца Серафима. Наверху, на хорах с правой стороны, придел во имя Владимирско-Оранской иконы Божией Матери воздвигнут был усердием Анатолия Дмитриевича Нарышкина об упокоении его матери Наталии. Престол его освящен в 1884 году 3 июня преосвященным Макарием, и на другой день, 4 июня, освящен владыкой и левый придел во имя Обретения главы Предтечи и Крестителя Иоанна. Духовная сторона обители снова стала процветать с водворением в ней тишины и порядка. Заявления об исцелениях на могиле первоначальницы матери Александры, по молитвам к батюшке Серафиму, от вещей великого старца, даже от портрета его, а также от воды с источника и от травки Дивеевской канавки, продолжали поступать к игумении Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Л. прилагал большие усилия к возрождению в епархии церковно-общественной жизни, его поддерживала здравомыслящая часть нижегородского духовенства. В апр. 1917 г. по благословению и при участии архиерея было создано нижегородское Спасо-Преображенское братство. Оно дистанцировалось от политических вопросов, но ряд его деятелей, в т. ч. прот. сщмч. Алексий Порфирьев , стали организаторами консервативного политического союза «Христианское единение за веру и родину». 8-9 авг. 1917 г. в Н. Новгороде под председательством Л. состоялся епархиальный съезд, на котором были избраны представители от епархии для участия в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. и их заместители. Осенью 1917 г. под рук. Л. прошли собрания духовенства и мирян, посвященные выборам в Учредительное собрание. Было решено выходить на выборы самостоятельно, сформировав избирательный список союза «Христианское единение». Его руководство состояло преимущественно из членов Спасо-Преображенского братства. Духовным руководителем союза стал Л., в работе организации участвовал игум. Варнава (Беляев ; впосл. епископ). По результатам выборов союз «Христианское единение» занял в Нижегородской губ. 3-е, а в Н. Новгороде - 2-е место. После прихода к власти большевиков в Нижегородской губ. начались аресты священно- и церковнослужителей, участились захваты церковного имущества. Л. возглавлял собрания верующих, на к-рых обсуждались меры по прекращению беззакония и освобождению арестованных, направлялись коллективные ходатайства. Благодаря личному ходатайству Л. в марте 1918 г. был освобожден из-под ареста наместник Оранского мон-ря архим. Августин (Пятницкий) . Вслед. финансовых затруднений после рождественских каникул 1918 г. занятия в Нижегородской ДС были отложены до 15 февр. 2(15) февр. 1918 г. после литургии, совершенной Л. в кафедральном соборе, архиерей в связи с воззванием патриарха Тихона от 19 янв. того же года произнес слово о мирной христианской борьбе с врагами веры и Церкви. Затем с разрешения властей состоялся возглавленный Л. многолюдный крестный ход с участием клириков и прихожан ряда нижегородских храмов и жителей окрестных местностей для выражения преданности Церкви в ответ на патриаршее послание, к-рое при этом неоднократно зачитывалось. 11(24) февр. после литургии в нижегородской Владимирской ц. Л. вновь возглавил крестный ход «для выражения протеста против насилия над православной Церковью».

http://pravenc.ru/text/Лаврентий ...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010