Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 21 мая, 23 июня, 26 авг.), самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон Др. Руси, одна из великих святынь России. История ее почитания, подробно зафиксированная в летописях и сказаниях, отличается глубокой духовной связью событий церковной и гос. жизни. По сказанию XV в., В. и. написана ап. Лукой. Исследователи видели в иконе выдающееся произведение визант. искусства, принадлежащее кисти к-польского мастера, и датировали ее от XI в. (А. И. Анисимов) до 1-й пол. XII в. ( Лазарев. 1986; Grabar. 1974). Художественно-стилистические особенности и исторические данные свидетельствуют, что В. и. была создана в 1-й трети XII в., до 1130 г. Иконография, художественный образ, история реставрации В. и. Икона двусторонняя: на лицевой стороне - образ Богоматери с Младенцем, на обороте - Престол и орудия Страстей Христовых. Фон светло-охристый, позем сиреневатый, с коричневыми разводами «под мрамор», поля темно-охристые, надписи (IC ХС. НИ КА) красные. Поля иконы надставлены с 4 сторон: первоначальный размер с узкими полями - 78 ´ 55 см, с надставленными полями - 104 ´ 69 см. На лицевой и оборотной сторонах - глубокие ковчеги с крутой лузгой (ГТГ: Кат. собр. Кат. 1. С. 35-40). Владимирская икона Божией Матери. Константинополь. До 1130 г. (Ц. свт. Николая в Толмачах при ГТГ) Владимирская икона Божией Матери. Константинополь. До 1130 г. (Ц. свт. Николая в Толмачах при ГТГ) Изображение Богоматери поясное, Младенец Христос на Ее правой руке (слева); ноги Младенца закрыты хитоном, видны лишь ступня правой ноги, слегка согнутой в колене и поставленной параллельно иконной плоскости, и подошва левой ноги. В. и. принадлежит к иконографическому типу, получившему название «Умиление» («Ласкающая»), и представляет тот его вариант, в к-ром Младенец Христос, прильнув щекой к склоненному лику Матери, обнимает Ее левой рукой за шею (под мафорием), а правую руку простирает к Ее плечу; Богородица поддерживает Сына правой рукой, Ее левая рука поднята и молитвенно обращена к Христу. Поскольку живопись XII в. на одеждах Младенца сохранилась лишь в небольших фрагментах, нек-рые исследователи полагают, что Он мог быть изображен иначе: либо с обнаженными до колен ножками, либо стоящим ( Грабарь И. Э. Древнейшая песнь материнства// Он же. О древнерус. искусстве. М., 1966. С. 209-221; Антонова В. И. К вопросу о первонач. композиции иконы Владимирской Богоматери//ВВ. 1961. Т. 18. С. 198-205). Однако наиболее верным представляется мнение А. И. Анисимова , показавшего, что первоначальная композиция В. и. оставалась без существенных изменений ( Анисимов. Владимирская икона. С. 57-58).

http://pravenc.ru/text/154962.html

Задонск. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь. Собор Владимирской иконы Божией Матери. Собор. Действует.   Престолы: Владимирской иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Русско-византийский стиль Год постройки:Между 1845 и 1853. Архитектор: К.А. Тон Адрес: 399200, Задонск, Липецкая область, ул. Коммуны, 14 Координаты: 52.392, 38.91956 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Построен в 1845-1853 годах по проекту архитектора К.А. Тона. Эклектика. Двусветный, прямоугольный в плане монументальный объем храма с тремя полуциркульными апсидами венчает традиционное пятиглавие (центральный световой барабан – шестнадцатигранный, боковые – восьмигранные) с гранеными луковичными главами. Западный фасад, центральные части северного и южного фасадов обработаны тройными полуколоннами коринфского ордера (без каннелюр), муфтированными по середине и у основания, несущими закомары килевидного рисунка. Окна второго светового яруса и световых барабанов – прямоугольные с полуциркульным завершением, в центральных частях фасадов - сдвоенные. Сайт: Храмы России В писцовых книгах 1628-30 гг. Засосенского стана Елецкого уезда указывается, что монастырская церковь во имя Сретения Владимирской иконы Божией матери в это время являлась и приходской церковью для ближней округи. Об этом свидетельствует то, что в слободке Тешевке проживал «белый» клир, в задачи которого входило совершать так называемые мирские требы: крещение, венчание и т. п. В 1692 г. обитель огнем была уничтожена дотла. Все деревянные строения монастыря, в том числе и церковь, сгорели, погибли также имущество и архивы, осталась неповрежденной пожаром только храмовая икона Владимирской Божией Матери. Пожар этот послужил не только строгим указанием на «тщету в миру приобретаемого», но и тому, чтобы ярче просияла слава Владимирской иконы Божией Матери из Задонской обители. Самые существенные средства содержания получались Задонскою обителью от чудотворной иконы Богородицы Владимирской, к которой притекали во множестве усердствующие поклонники и доброхотно оставляли свои лепты на благоустройство честной обители. Восстановлен монастырь был по-прежнему в деревянном виде и в прежнее наименование. В 1693 г. игумен Трифон взамен сгоревшей построил новую деревянную церковь в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. …Под его руководством храм, кельи и хозяйственные постройки монастыря были отстроены вновь столь основательно и продуманно, что стояли без перемен несколько десятилетий, пока не появилась возможность заменить их каменными.

http://sobory.ru/article/?object=02123

Пропала в революцию, но через 90 лет нашлась. Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» В чем она поможет 20 ноября, 2021 В чем она поможет У этого образа Богородицы удивительная история. Она была явлена в Николо-Угрешском монастыре — где и икона Николая Угодника. Во время революции образ пропал, а в 2003 году монастырю пожертвовали икону, подозрительно напоминающую чудотворный список… Содержание статьи Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» Ежегодно 20 ноября отмечается день памяти иконы Божией Матери «Взыграние Младенца». У этого образа Богородицы удивительная история: она была явлена в Николо-Угрешском монастыре , там, где в XIV веке уже была чудесным образом обретена икона святителя и чудотворца Николая Угодника. Именно в Николо-Угрешском монастыре хранятся многие святыни Православной Церкви. После чудесного обретения иконы Божией Матери «Взыграние Младенца» в 1795 году прошли годы. Во время революции случилась трагедия — икона пропала, и о ней долго никто ничего не знал. Пока в 2003 году в монастырь не пожертвовали образ, поразительно напоминающий чудотворный список… Его установили на прежнее место образа «Взыграние Младенца». Сейчас икона хранится в алтаре Преображенского собора. Ей можно поклониться в монастыре. Где находится икона В чем помогает икона Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» Для женщины, ожидающей ребенка, период беременности становится очень важным и волнующим. Бог даровал ей счастье и ответственность будущего материнства. Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» — это образ Материнской любви Богородицы. Глядя на икону, мы вспоминаем о великой жертве, которую принес Христос, и о страданиях, которые вместе с ним переносила Пресвятая Богородица. На чудотворном образе, по молитвам перед которым многие исцелялись от бесплодия, Младенец Иисус протягивает в игре руки к Богородице, а Она прижимается к Нему щекой. Ее любовь к Нему и нежность — это любовь ко всему человечеству. Перед иконой молятся о: Читайте также — Владимирская икона Божией Матери: история происхождения Молитвы образу Икона Божией Матери «Взыграние Младенца»

http://pravmir.ru/ikona-vzygranie-mladen...

Читайте также: В 2005 году из Ватикана в Москву привезли список Казанской иконы Божьей матери. А где подлинник? Владимирская икона Божией Матери Храм святителя Николая в Толмачах, Малый Толмачевский переулок, д. 9. День памяти: 6 июля. Чудотворная Владимирская икона Богоматери — одна из самых древних святынь Русской Православной Церкви. Это очень нежный, проникновенный образ. По преданию, его иконография восходит к апостолу и евангелисту Луке. Владимирская икона Богоматери не только святыня, но всемирно известное произведение искусства. При советской власти она стала экспонатом Третьяковской галереи и долгое время не была доступна верующим. Сейчас икона находится в в храме Святителя Николая в Толмачах, который имеет статус домовой церкви при Третьяковской галерее. Она помещена в киот-капсулу, где поддерживается оптимальная температура и влажность. Вход в храм свободный, здесь регулярно проводятся службы. Читайте также: Владимирская икона Божией Матери: почему она раскрывается далеко не каждому человеку? Чудотворная икона «Утоли моя печали» Чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» Фото: nikvkuz.ru Храм святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой слободе, Вишняковский пер., д. 15, стр. 7. День памяти: 7 февраля. Название «Утоли моя печали» — это, по сути, молитва к Божией Матери, где мы просим об избавлении от многочисленных болезней и скорбей. Особенность иконы в том, что Младенец Христос держит в руках свиток со словами: «Суд праведный судите, милость и щедроты творите кийждо искреннему своему; вдовицу и сиру не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите». Почитаемый список иконы в Москве, изначально прославившийся тем, что по молитвам перед ним исцелилась парализованная женщина, находится в храме святителя Николая в Кузнецкой слободе. Икона «Нечаянная радость» Храм пророка Илии в Обыденском переулке, 2-й Обыденский пер., д. 6/3, стр. 1. День памяти: 22 декабря, 14 мая. На иконе Божией Матери «Нечаянная Радость» изображен человек, молящийся на коленях перед иконой Пресвятой Богородицы. Сюжетом для образа послужило предание, записанное святителем Димитрием Ростовским. Оно рассказывает, что некий юноша был одержим многими грехами и вел порочную жизнь. При этом он имел привычку молиться перед иконой Богородицы словами «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Однажды, когда он молился, изображение Божией Матери на иконе ожило, а у Божественного Младенца открылись и закровоточили раны на руках и ногах, из ребра Его потекла кровь. На вопрос пораженного молодого человека: «Госпожа, кто это сделал?», Богородица ответила: «Ты и прочие беззаконники грехами своими вновь распинаете Сына Моего». Тогда юноша раскаялся.

http://foma.ru/15-chudotvornyh-ikon-mosk...

Одним из примеров такого пространного цикла является роспись ц. Богородицы Перивлепты (свт. Климента) в Охриде (1395). Сцены протоевангельского и успенского циклов занимают средний регистр юж. стены и зап. стену (напр., в ц. Иоакима и Анны (Кралевой) мон-ря Студеница (Сербия), 1314). В ц. мон-ря Хора 20 композиций протоевангельского цикла представлены на сводах и стенах экзонартекса. В XV-XVI вв. в рус. искусстве получают распространение иконы Божией Матери со сценами жития в клеймах. Подобные изображения были известны в визант. искусстве (диптих XII в., Гос. музеи Берлина). На рус. иконах среди сюжетов успенского цикла выделяются: Моление Богородицы на горе Елеонской, Смертное благовещение, Положение ризы и пояса Богородицы (Тихвинская икона Божией Матери с клеймами жития, XV в., НГОМЗ; Смоленская икона Божией Матери, XVI в., ГТГ). Житийные иконы Божией Матери явились основой для развития принципиально нового типа икон со сказанием о чудесах. Этот иконографический тип, известный в визант. искусстве, получил развитие на Руси во 2-й пол. XVI-XVII в., что связано с литургическим почитанием чудотворных икон и составлением им специальных служб. Развитие текста сказания нашло прямое отражение в памятниках иконографии Богородицы, основанных на различных редакциях текста («Владимирская икона с клеймами сказания о Темир-Аксаке», XVI в., ПГХГ; «Владимирская икона с 64 клеймами Сказания о ее чудесах», XVII в., ЦМиАР; Тихвинская икона , XVI в., Благовещенский собор Московского Кремля; Тихвинская икона из Балахны со сценами осады мон-ря шведами, XVII в., ЦмиАР; Тихвинская икона с житием и чудесами в 99 клеймах, XVII в., Успенский собор Московского Кремля; Казанская икона, XVII в., СИХМ; Толгская икона, XVII в., ЯХМ, ср.: Феодоровская икона, 2001, Пахомиев Нерехтский жен. мон-рь Костромской епархии). Лит.: Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы; Бухарев И. Иконы; Лихачев Н. П. Мат-лы для истории рус. иконописания. СПб., 1906; он же. Историческое значение итало-греч. живописи: Изображение Богоматери в произведениях итало-греч.

http://pravenc.ru/text/149527.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Владимирская - описание Согласно преданию, икона написана святым апостолом и евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы на доске стола, за которым совершало трапезу Святое Семейство. Икона оставалась в Иерусалиме до 450 года. При Феодосии Младшем её перенесли в Константинополь. В начале XII века Патриарх Лука Хрисоверг послал специальный список (копию) с неё в дар великому князю Киевскому Юрию Долгорукому. Сын Юрия Долгорукого Андрей, впоследствии прозванный Боголюбским, отправляясь с юга России на север для создания независимого от Киева владения, взял с собою икону Божией Матери. После краткого отдыха в городе Владимире князь Андрей продолжил своё путешествие, но, отъехав на несколько верст от города, лошади, везшие икону, неожиданно встали, и все попытки заставить их стронуться с места были безуспешны. Смена лошадей также ни к чему не привела. Во время усердной молитвы князю явилась Сама Царица Небесная и повелела оставить чудотворную икону во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Её Рождества. Ко всеобщей радости жителей Владимира князь Андрей возвратился в город вместе с чудотворной иконой. С тех пор икона стала называться Владимирской. В 1480 году Владимирская икона была перенесена на постоянное хранение в Москву, в Успенский собор. Во Владимире же остался точный, так называемый «запасной», список с иконы, написанный преподобным Андреем Рублевым. В 1918 году Успенский собор в Кремле закрыли, а чудотворный образ перенесли в Государственную Третьяковскую галерею. 8 сентября 1999 года чудотворная икона была перенесена из Третьяковской галереи в храм святителя Николая в Толмачах, соединенный с музеем небольшим коридором. Русская Православная Церковь установила троекратное празднование Владимирской иконе. Каждый из дней празднования связан с избавлением русского народа от порабощения иноплеменниками по молитвам ко Пресвятой Богородице. 8 сентября по новому стилю (26 августа по церковному календарю) – в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году. 6 июля (23 июня) – в память избавления России от ордынского царя Ахмата в 1480 году. 3 июня (21 мая) – в память спасения Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Владимирская " .

http://pravicon.com/info-265

А. Золотой оклад с деисусным чином иконы «Богоматерь Владимирская»//Успенский собор Моск. Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1985. С. 215-234). Пластины с Деисусом, вероятно, остались от оклада времени митр. Киприана ( Рындина А. В. К истории реставрации окладов иконы «Богоматерь Владимирская» в XV в.//ДРИ. СПб., 1997. [Вып.:] Исслед. и атрибуции. С. 136-148), по своей типологии повторявшего предшествующие оклады святыни. Этот оклад, дополненный новыми пластинами басмы и прикладом, сохранялся на иконе в XV-XIX вв. В описях Успенского собора XVII в. икона определяется как «Умиление»; она помещалась в киоте на амвоне, против царских врат (Описи Успенского собора. Стб. 309-311, 423-425. Примеч. 1). В описи 1701 г. икона впервые имеет название «Владимирская», она находилась в алтаре - в центре иконостаса, устроенного по стенам вокруг жертвенника (Там же. Стб. 673). В 1-й пол. XIX в. икону перенесли в Петропавловский придел. И. М. Снегирёв назвал эту икону «запасной» ( Снегирев И. М. Памятники Моск. древности с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы. М., 1842-1845. С. 17), ошибочно отождествив ее со списком 1514 г., в XVII в. заменявшим древнюю святыню в крестных ходах (это неверное название повторяется до наст. времени). В 1905 г. была сделана новая серебряная риза; старый золотой оклад монтирован на доску и перенесен в соборную ризницу. В 1920 г. золотой оклад из Патриаршей ризницы передан в Оружейную палату. В том же году икона была реставрирована Е. И. Брягиным. В наст. время находится в Успенском соборе Московского Кремля. Владимирская икона Божией Матери из Успенского собора Московского Кремля. Ок. 1514 г. (ГММК) Владимирская икона Божией Матери из Успенского собора Московского Кремля. Ок. 1514 г. (ГММК) Вторая икона, список «в меру и подобие», появилась либо в период реставрации В. и. в 1514 г., либо вскоре после этого. Она была написана как новая наместница древней святыни и точно повторяет поновленный древний образ (вероятно, была использована прорись). Для воссоздания в списке облика оригинала в ее золотом окладе с двунадесятыми праздниками на полях списка также поместили эти изображения, выполненные красками, между праздниками - образы вселенских и рус.

http://pravenc.ru/text/154962.html

У северной стены храма находилось Распятие Господа Иисуса Христа с изображениями предстоящих Божией Матери и святого Иоанна Богослова, «украшенными стеклянными камнями и позлащенными резными звездами, устроенное во весь рост, осеняемое рипидами, которые поддерживают по сторонам изображенные Ангелы. Над венцом Спасителя находится разное малое изображение сидения Христа одесную Отца, по сторонам, в сиянии, два резные венца, один терновый, другой царский; пространство между крестом и предстоящими занято резными изображениями зданий града Иерусалима, гор каменистых, разноцветных путей, растений и плодов Палестины. По углам находятся резные изображения четырех Евангелистов…» . Перед правым клиросом, на особом аналое располагалась серебряная рака с частицами мощей преподобной Марии Египетской и святого благоверного князя Михаила Тверского. На одной из сторон раки содержалась следующая надпись: «Сия рака устроена тщанием Московской купеческой дочери девицы Марии Дмитриевны Лухмановой, в вечное поминовение. Ноября 15 дня 1844 года» . В приделе святого Иоанна Предтечи иконостас деревянный, в один ярус, местами с резьбой, местами вызолоченный. По правую сторону от царских врат – икона Спасителя с предстоящими преподобными Сергием и Варлаамом, икона Рождества святого Иоанна Крестителя. По левую сторону – Боголюбская икона Божией Матери, на северных вратах икона архистратига Михаила . В церкви святителя Николая Чудотворца иконостас деревянный, в три яруса с резьбой. По правую сторону от царских врат – икона Спасителя, сидящего на престоле, на южной двери икона превосвященника Аарона, за ней – икона святого Николая. На южной стене – икона Сретения Господня. По левую сторону от царских врат – Владимирская икона Божией Матери, на северной двери – икона святого царя и священника Мельхиседека, затем икона святого Димитрия Солунского. На северной стене – икона Всех Святых. На южной стороне в киоте за стеклом – икона святого Иоанна Воина, на южной же стене за правым клиросом – икона святого князя Михаила Тверского и преподобной Марии Египетской.

http://pravoslavie.ru/67954.html

2 Казанская икона Божией Матери по особенности письма может быть отнесена к концу XVII века. Икона многократно подвергалась реставрации. Божия Матерь изображена оплечно – потребовалось большое мастерство иконописца, чтобы с такой простотой и твердостью начертать лик Божией Матери, значительно превосходящий обычные размеры человеческого лица. 3 Тихвинская икона Божией Матери представляет собой меру и подобие древней чудотворной иконы Тихвинской. Имели место многочисленные реставрации. Это икона изящного письма, выполненная одним из больших иконописцев своего времени, вышедшим из среды мастеров царского двора. Особенно тонкими чертами отличаются лики Божией Матери и Младенца. 4 Владимирская икона Божией Матери во многом напоминает древний чудотворный образ. И хотя икона может быть отнесена к середине XVIII века, в ней видны черты художественной традиции середины XVII века. Икона написана с большим мастерством – как в изображении ликов, так и в сложной деталировке одежд. Живопись ликов выполнена традиционными приемами, что создает впечатление скульптурности, наполненности формы. Цвета яркие, контрастные: красный хитон и синяя перевязь одежд Младенца. Икона многократно реставрировалась. 5 Чаще именуется «Нечаянной Радостью», поскольку композиция Богоматери с Младенцем повторяет этот чтимый москвичами образ. Икона подарена храму служившим здесь в пятидесятых годах отцом Василием Скворцовым и, возможно, исполнена по его заказу. 6 Икона преподобного Пимена Великого представляет святого подвижника в рост, молящимся в пустыне. Правая рука молитвенно поднята, в левой – развернутый свиток с текстом из 33-го псалма. Преподобный облачен в схиму с откинутым куколем и в коричневую мантию. Композиция торжественная, живописная цветовая гамма – приглушенная. Икона написана в традициях школы Симона Ушакова и может быть отнесена к середине XVIII века. 7 Данный образ Божией Матери написан на стекле. Принесен в Пименовский храм из храма Казанской иконы Божией Матери в Сущёве, где он особо чтился верующим народом. В период пребывания в Пименовском храме обновленцев икона была разбита. Предпринимались попытки восстановить ее при настоятелях протоиереях Михаиле Голунове и Валериане Николаеве.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

В крипте собора (в подклете) покоятся мощи святителя Василия Муромского – «просветителя муромских народов» и преподобного Иулиана (Кочукова) – подвижника XVII в. Святыни Благовещенского монастыря: рака с мощами святого благоверного князя Константина и чад его Михаила и Федора, муромских чудотворцев; икона святого благоверного князя Константина и чад его Михаила и Федора; икона святого преподобного Илии Муромца с частицей святых мощей; икона Иверской Божией Матери; икона святых благоверных Петра и Февронии; икона Знамения Божией Матери; икона Николая Чудотворца. Свято-Боголюбский монастырь (мужской и женский) Россия, Владимирская обл., пос. Боголюбово. Один из древнейших монастырей Русской Православной Церкви – был основан в 1155 году святым благоверным князем Андреем Боголюбским – первым после святого равноапостольного князя Владимира собирателем Русской земли. Летом 1155 года святой князь Андрей переезжал из Киева во Владимиро-Суздальскую землю. В 10 верстах от Владимира кони, везшие чудотворную икону Пресвятой Богородицы, внезапно остановились, а ночью молящемуся князю явилась Богоматерь и повелела на этом месте основать храм в честь Своего Рождества и обитель для иноков, а чудотворную икону поставить во Владимире. С этого дня Владимирская икона стала главной святы ней и символом Святой Руси, а Владимиро-Суздальская земля – центром Русского государства. Тогда же по княжескому повелению была написана Боголюбивая (или Боголюбская) икона Божией Матери в том виде, как Владычица явилась святому князю Андрею в ночном видении. Эта икона – первая писанная на Руси, ибо до той поры все иконы привозились из Византии. В течение веков от иконы происходило множество чудес, главным из которых было спасение осенью 1771 года жителей города Владимира от моровой язвы, в память о чем с 1772 года был установлен ежегодный крестный ход с Боголюбивой иконой, совершаемый в настоящее время 1 июля. Икона эта (находящаяся ныне в Свято-Успенском Княгинином женском монастыре города Владимира) как сама прославилась многими чудесами, так и многочисленные списки ее являются чудотворными.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010