Вологодский и Великопермский, под изображением к-рого вмонтирован реликварий с мощами, справа - праведные Александр Баданин и Николай Рынин, слева - преподобные Иоасаф Каменский и И. З. Святые изображены в рост, фронтально, И. З. в традиц. облачении, в левой руке посох с простым дугообразным навершием. Лит.: Суворов Н. И. Владимирская Заоникиева пустыня. Вологда, 1865; Степановский И. К. Вологодская старина: Ист.-археол. сб. Вологда, 1890. С. 75; Правосл. рус. обители. СПб., 1910; Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотв. образа 3 июня 1503 г. М., 2004. С. 94. Кат. 39, 41. Е. А. Виноградова Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ (2-я пол. XIVb.), прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАСИЛИЙ КАМЕНСКИЙ (2-я пол. XVII - 1-я пол. XVIII в.?),мон., прп., Христа ради юродивый (пам. 2 авг. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГЕРАСИМ [Вологодский] († 1178), прп. (пам. 4 марта и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГРИГОРИЙ Пельшемский, Вологодский, прп. (пам. 30 сент., в Соборе Вологодский святых и в Соборе Костромских святых) ГУРИЙ († кон. 70-х гг. XVII в.?), прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), «инок чудный» Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря, Христа ради юродивый ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ДИОНИСИЙ (Димитрий; 1362/63 - 1437) Глушицкий, прп. (пам. 1 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам. 20 янв. (Е.), 28 сент. (Х.), в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/673669.html

В 1717 г. по благословению еп. Павла над гробом И. З. была построена каменная ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери с приделами Св. Троицы и Алексия, человека Божия. В Свято-Троицком приделе, близ левого клироса, под спудом почивали мощи И. З., над ними была устроена рака с балдахином, на раке находился образ святого в медном окладе с серебряным венцом. В 1732 г. в Заоникиевой пуст. жили 5 монахов. В 1764 г. пустынь была оставлена за штатом, во главе мон-ря стояли строители. 22 окт. 1878 г. в мон-ре был освящен каменный храм во имя св. кн. Александра Невского, при храме устроили скит, богослужение в к-ром совершалось по чину к-польской обители неусыпающих. В 1869-1881 гг. в мон-ре был построен новый соборный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери с приделами во имя Св. Троицы и И. З. Мощи святого почивали под спудом в посвященном ему приделе; над могилой стояла посеребренная чеканная рака с ростовым образом святого. В наст. время бывш. монастырские постройки заняты детским интернатом, Владимирский храм в руинах, мощи И. З. почивают в нем под спудом. Память И. З. под 23 июня отмечена в Кайдаловских святцах ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 292; архиеп. Сергий (Спасский) датировал святцы кон. XVII в.). Имя И. З. встречается в рукописях сер. XVIII в., содержащих перечни Вологодских и Белозерских святых (РНБ. Тит. 3729. Л. 105; Q. XVII. 232. Л. 217 об.). И. З. упомянут в «Списке святых Вологодской епархии», составленном в 1811 г. Вологодским и Устюжским еп. Евгением (Болховитиновым) . Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование которому установлено в 1841 г. Имя И. З. вошло в составленный архиеп. Сергием (Спасским) в нач. XX в. перечень канонизированных рус. святых - «Верный месяцеслов всех русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно» (М., 1903. С. 33). В кон. XIX - нач. XX в. в Заоникиевой пуст. дважды в год совершались крестные ходы. 23 июня крестный ход шел из ц. свт. Василия Великого, находившейся в 7 верстах от монастыря (в этой церкви И. З. явился св. Косма), в Заоникиевскую пуст. 21 сент. крестный ход совершался из мон-ря в дер. Обухово - на родину И. З.

http://pravenc.ru/text/673669.html

Отец Николай с первого же года своего священнического слу­жения показал себя энергичным и ревностным пастырем и усерд­ным тружеником на поприще народного просвещения. 25 ноября 1883 года духовенство избрало его депутатом на училищные съез­ды, которым он и состоял в течение двух лет. Он был покровите­лем учащихся и щедрым жертвователем на нужды бедных воспитанников семинарии. 23 октября 1884 года отец Николай был назначен исполняю­щим должность благочинного, 22 апреля 1885 года он был утвер­жден в этой должности. Сначала в храме, где он служил, а вскоре по его примеру и в других храмах благочиния стали проводиться внебогослужебные беседы, дело по тому времени довольно новое. Отец Николай писал о беседах, что они посещаются «с большою охотою и народ для этого собирается в значительном количестве даже в летнее рабочее время». 7 февраля 1888 года в Заоникиевской Богородице-Владимирской мужской пустыни отец Николай был пострижен в монаше­ство с именем Антоний и 18 февраля того же года назначен управ­ляющим Кадниковским Григориево-Пельшемским Лопотовым монастырем. 24 ноября 1889 года «ввиду безупречности иноческой жизни и распорядительности» в деле управления монасты­рем он был утвержден в должности настоятеля. 19 декабря 1890 года иеромонах Антоний был назначен управ­ляющим Корнилиево-Комельским монастырем, а 12 октября 1891 года – настоятелем монастыря; 22 октября он был возведен в сан игумена. Все это время он оставался деятельным участником Миссионерского общества и Попечительства о бедных студентах Вологодской духовной семинарии, на нужды последнего он жерт­вовал тогда едва ли не больше всех других жертвователей. 21 января 1893 года игумен Антоний был назначен дирек­тором Грязовецкого тюремного комитета и попечителем Ельниковского Борисо-Глебского земского училища, 18 сентября 1896 года – членом Грязовецкого отделения Вологодского епар­хиального училищного совета; в 1897 году он был награжден на­персным крестом. Летом 1897 года братия Корнилиево-Комельского монастыря отмечала 400летие основания обители. Всенощное бдение воз­главил игумен Антоний. Утром 10 июня в монастырь прибыли крестные ходы из Павло-Обнорского монастыря и соседних при­ходов. Литургию совершал епископ Вологодский Алексий (Собо­лев) в сослужении сонма прибывших на торжества священнослу­жителей. Богослужение закончилось около двух часов дня, после чего епископ в сопровождении игумена Антония и вологодского губернатора направился к расставленным под открытым небом столам для бедных и нищих, за которыми расположилось 570 че­ловек – живое напоминание о днях преподобного Корнилия, ко­торый проявлял особую заботу о людях бедных и неимущих.

http://fond.ru/kalendar/537/antoniy/

Некоторые из новгородцев склонялись перейти на сторону Литвы, изменив Московскому князю, и готовы были пойти на вероотступничество. Святитель Феофил останавливал мятежных новгородцев: «НеизменяйтеПравославию или не буду пастырем отступников, уйду назад в смиренную келью, откуда извлекли вы меня на позорище мятежа». Сохранилась отреченная грамота святителя, написанная в 1479 году. Однако ослепленный народ не внимал словам пастыря: между Новгородом и Москвой разгорелась междоусобная война. Разбитые новгородцы вынуждены были просить пощады, и многие из них обязаны жизнью заступничеству святителя. В 1480 году святитель Феофил был отправлен Иоанном III в заточение в Московский Чудов монастырь. По преданию, когда святитель Феофил лежал больной в Чудовом монастыре, во сне явился к нему Новгородский святитель Нифонт († 1156; память 8 апреля), похороненный в пещерах преподобного Антония Печерского, и напомнил об обещании поклониться Печерским чудотворцам. Святой архиепископ отправился в Киев. Дорбгой он получил откровение, что не дойдет живым до пещер, но тело его упокоится в них. Память его совершается также с Собором Дальних пещер 28 августа и во 2-ю Неделю Великого поста. Святитель Антоний, епископ Вологодский Святитель Антоний, епископ Вологодский , был учеником преподобного Герасима Болдинского (†1554; память 1 мая), основателя Болдинского Дорогобужского монастыря во Имя Живоначальной Троицы. Под руководством опытного наставника святитель Антоний учился монашеской жизни. Между 1569 и 1585 годами в сане игумена он управлял Дорогобужской обителью. 11 октября 1586 года (по другим источникам 1585 г.) святитель Антоний хиротонисан во епископа Вологодского. Во время непродолжительной архипастырской деятельности святитель Антоний с отеческой заботливостью вникал в нужды паствы, для которой был живым примером смирения, кротости и милосердия. Особенно он заботился о бедняках. По благословению святителя в 1588 г. была основана Владимирская обитель на месте явления иконы Божией Матери преподобному Иосифу Заоникиевскому († 1612; память 21 сентября).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

274. Преподобный Феодосий Глушицкий Преподобный Тарасий был прежде игуменом одного из монастырей, устроенных св. Стефаном Пермским и участвовал в апостольских трудах его. В 1427 г. уже при втором преемнике Стефана, святителе Герасиме, Тарасий добровольно оставил игуменство и пришедши к преп. Дионисию Глушицкому на послушание, находился при нем 10 лет; преставился в 1440 году при игумене Амфилохии, вскоре после смерти наставника своего Дионисия. О блаж. Феодосии известно только, что он был учеником преп. Дионисия. Мощи их почивают в Глушицком монастыре. Память 12 октября. (Филарет, Рус. Св. под 12 июня. Ист. Росс. Uep. III, 701 и 702 и Верюжский, стр. 211). 275. Преподобный Кассиан игумен Каменский По свидетельству блаж. Паисия Ярославова (Сказание о Спасо-Каменском монастыре, написанное в 1481 году), блаж. Кассиан был постриженником Спасо-Каменским, потом жил в Кирилло-Белозерской обители, при жизни еще самого преп. Кирилла, и был с 1445 г. игуменом Белоезерским. В. кн. Василий Васильевич и св. митрополит Иона дважды посылали его в Царьград к патриарху по церковным делам. После сих поручений великий князь щедро наградил Кассиана и отпустил по желанию его, в Спасо-Каменский монастырь на игуенство, упраздненное со смертию игумена Евфимия. Кассиан скончался там, как в летописце монастыря Каменского сказано, вскоре после преставления блаженного князя Иоасафа (которого Кассиан был наставником) около 1460 г., и погребен на полуденной стороне Спасо-Преображенского собора. (Верюжский, стр. 303 и 304 Прав. Собес. 1861, N 2, стр. 210). Не канонизирован. 276. Преподобныя отцы Антоний и Иоанникий пустынницы бывшии за лесом Близ Вологды в давнее время был дремучий лес. В нем имела притон шайка разбойника Анаки; знаменитый разбойник оставил свое имя лесу, где при дороге и ныне показывают могилу его. В этом лесу, в 12 верстах от Вологды, 23 июня 1588 г. явилась подвижнику Иосифу Владимирская икона Божией Матери. Преп. Иосиф основал на месте явления св. иконы храм и обитель; ум. около 1602 года. Иоанникий и Антоний, преподобные Заоникиевские, жили в XVII веке. Мощи их почивают в Заоникиевской пустыни под спудом. В списке святых Вологодской епархии митрополита Евгения, преподобные Антоний и Иоанникий названы преемниками преподобного Иосифа, были изображаемы на иконах вместе с ним и издавна местно почитаются в обители. В старинных святцах они записаны под 23 июня. (Верюжский, стр. 608–609). 277. Преподобнии отцы Спиридоний и Фауст пустынницы

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

В XIV веке здесь был пострижен в иночество Преподобный Александр Куштский. ЗАОНИКЕЕВСКАЯ пуст. муж. в 12 верстах от губернского города Вологды. Основана в 1588 году Преподобным Иосифом. В ней соб. церковь Владимирской Богородицы, построенная Преподоб. Иосифом на том месте, где явилась, 1588 июня 23, икона Богоматери, которая и находится в оной церкви, и известна под названием Заоникеевской. Здесь же почивают под спудом мощи: основателя, Препод. Иосифа, и двух его преемников, Антония и Иоанникия. – Задолго до основания обители был здесь непроходимый лес, где гнездился некто Аника, сильный разбойник; могилу его показывают и до ныне; по имени этого разбойника и лес назывался Оникиевым, от чего и пустынь, лежащая за этим лесом, прозвана Заоникиевской. СЕМИГОРОДНАЯ-УСПЕНСКАЯ пуст. муж. в 30 верст. от уезд. гор. Кадникова. – Основана в 1622 году пришедшими из Глушицкого Покровского монастыря иноками и названа Успенской по образу Божией Матери, который они сюда принесли. Здесь соб. церковь двухэтажная, в которой вверху престол во имя Успения Богородицы, а внизу Иоанна Предтечи с приделом Николая Чудотворца. Храм этот существует с 1753 года. В Успенской церкви находится помянутая принесенная основателями Чудотворная икона Богородицы, известная под именем Седмигородной, писанная св. Дионисием Глушицким в XV веке, и прославленная чудесами в 1593 году; празднество этой иконе совершается 15 Августа. Сверх того, тут же находятся два Чудотворные образа Успения Богородицы и Иоанна Предтечи, привлекающее множество богомольцев. ЗНАМЕНСКАЯ пуст. муж., в 1 1/2 верст. от уездного города Великого Устюга, на берегу реки Сухоны, на горе, называемой издревле Янковской, по которой и пустынь имела прежде наименование Янковской. Она основана в 1654 году Преподобным Филиппом, пустынножительствовавшим на сем месте. Здесь церковь Знамения Пресвятой Богородицы, с приделом Филиппа, митрополита Московского, в которой почивают под спудом мощи основателя, Преподобного Филиппа. Церковь эта возобновлена в 1735 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

V. Павлина еп. Неап. (23 янв.). Марии Магдалины. Екл. (22 июля). Терентия , еп. иконийского, Марка , еп. аполлониадского, Иисуса , нарицаемого Иуста , еп. елевферопольского, Артемы , еп. Листры и дружины. Петр. 1146. 1370. Клар. и др. (30 окт.). Петра , лежащего на афонстей горе. Мак. 1345 (12 июня). Аристоклея, Димитриана и Афанасия . Петр. Клар. (20 июня). Николы мниха из воинов. Мак. ДоМак. (24 дек.). Обретение мощей св. Михаила клопского. 1621. Филим. (11 янв.). 23 I. Св. муч. Агриппины в Риме при Валериане. Флор. 1. Кал. Петр. 43. 240. Вен. Готф. Мст. М. Р. М 12 в. По М. 449 и Печ. грет. 1843 канон Феофана, что и у нас. Служба. (пострадала 24 мая, погребена 9 июня). Свв. муч. Евстохия, Гаия, Провия, Лоллия, Урвана и прочих при Максимиане в Анкире. Неап. Вас. 240. Петр, Клар, Рум. В греческих Провии и Лоллии дочерей Гая. Сретение иконы пресв. Богородицы Владимирской избавления ради Москвы от Ахмата ордынского царя в 1480 году. 1621. Белоз. 516. 1646. Мил. Служба. Преставление праведного Артемия веркольского в 1545 г. 209. Любоп. Мес. 1794. 1806. Мес. вс. св. † (Мил. 2З июля. Погод. † 20 июля. Мощи свидетельствованы в 1610 г. и около того же времени составлена служба, в рукоп. сн. Унд. 378. Сн. 20 окт.). III. Пр. Иосифа основателя Заоникиевской пустыни в 12 верстах от Вологды около места притона разбойника Аники и на месте явления Заоникиевской Иконы Божией Матери; † 1612 г. Спостниками его были пр. Антоний и Иоанникий , коих мощи здесь же. 209. Погод. КСоф. (Иоанникий в Филим. 3 ноября). Мощи Иосифа в обители его. Заоникиевской иконы Божией Матери в Заоникиевской пустыне явилась 1588 г. в 12 верстах от Вологды. IV. Поновление притвора св. пророка Предтечи Иоанна. Студ. Уст. Синод. 905. V. Аристоклия пресвитера Димитрия или Димитриана диакона и Афанасия чтеца. Неап. Син. 1. Вас. Рун. 2401 др. (В Екл. Аристоклея, Иероклея и Аристокли) см. 20 июня. Зинона и Зины . Вас. Екл. УКр. и М. Р. (22 июня). Муч. Миропии . До Мак. Мак. (2 дек). Муч. Агнии . До Мак. и Мак. житие (янв. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Данный труд архимандрита Иоанна (Верюжского) пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже. Читать в формате pdf Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru Читать далее Источник: Иоанн Верюжский, свящ. Слово на основание храма в Владимирской Заоникиевской пустыне : июня 1879 г.]//Вологодские епархиальные ведомости. Прибавления. 1879. 14. С. 307–314. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Veryuzhs...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: [Москва. 1959-1962.] Лицевые святцы русских святых. Сентябрь (лист 2). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Файл 6968.jpg:   Размер: 291x1158, 0.34 MPix, 45 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (119) , (7) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 6969.jpg:   Размер: 574x594, 0.34 MPix, 56 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (130) , (7) . Описание: Икона «Св. Иосиф Вологодский (Заоникиевский)» Материалы, техника: Дерево, левкас, сусальное серебро,темпера Размер: 13Х10,5 см Сохранность: Без реставрации. Отличное природное состояние Время: конец XIX в. Место: Владимирские сёла --- Руины Заоникиевской Богородице-Владимирской пустыни стоят к северу от Вологды на «старой Кирилловской дороге». Когда-то это место отделял от Вологды лес, где промышлял разбойник Аникий. Сюда, в глушь, в конце XVI века, привёли крестьянина[...] Файл 27012.jpg:   Размер: 1629x2000, 3.26 MPix, 1213 Kb. Дата: 2016-04-28, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 3 (127) , (1) .

http://pravicon.com/icon-2024-photo

Иже отчее нечестие возненавидев,/преблаженне княже Довмонте,/и нощи страстныя избег, еже к идолам тщание,/прииде мыслию к Солнцу славы – Христу,/озарився благодатию Божественнаго Крещения,/и ныне во свете Пресвятыя Троицы предстоя,/моли Христа Бога сохранити и спасти православныя люди/и град твой от безбожных агарян,/и латин нашествия, и междоусобныя брани/и спастися душам нашим. Ин тропарь, глас тойже Духом Божиим наставляем,/отчее нечестие отвергл еси,/святый благоверный княже Тимофее,/потщался еси прийти в Богоспасаемый град Псков,/в немже душу твою благодатию Святаго Крещения просветив,/верою и любовию обитель в себе сотворил еси Пресвятей Троице,/Ейже непрестанно молися/даровати душам нашим/мир и велию милость. Кондак, глас 8 Любовию Христовою уязвися, преблаженне княже Довмонте,/ум вперив зарею Духа,/идольскую прелесть отеческаго нечестия возненавидев,/порождением Святыя Купели Тимофей наречен еси,/слезами и милостынею ко Христу присвоився,/и жизни сей течение добре скончав,/веру непорочну соблюл,/и ныне молим тя:/моли Пресвятую Троицу и Пречистую Богородицу/за град Псков и за всех, притекающих к раце мощей твоих,/избавитися нам от всяких зол,/да тебе вси, яко тепла заступника, непрестанно почитаем. Величание Величаем тя,/святый благоверный княже Довмонте,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. 21/3 Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет- Гирея в 1521 г.). Равноапостольных царя Константина (337) и матери его царицы Елены (327). Благоверного князя Константина (Ярослава) (1129) и чад его Михаила и Феодора (XII), Муромских чудотворцев. Преподобного Кассиана грека, Угличского чудотворца (1504). Чтимые списки с Владимирской иконы Божией Матери: Псково-Печерская «Умиление» (1524), Заоникиевская (1588), Красногорская, или Черногорская (1603), Оранская (1634), Владимирская-Ростовская (XII), Сырковская (1548), Флорищевская (XVII), Тупичевская-Ростовская.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010