Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в.- 26 окт. 1588, Вологда), свт. (пам. 26 окт., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых), еп. Вологодский и Великопермский. Сохранилось краткое житие А., составленное в Вологде в нач. XVII в. (ГИМ. Муз. 1510. Л. 258-258 об., 1-я пол. XVIII в.; ГИМ. Увар. 107. Л. 69, нач. XVIII в.). В юном возрасте он принял монашеский постриг в Герасимовом Болдинском мон-ре близ Дорогобужа, основанном в 1528 г. А. подвизался под духовным руководством прп. Герасима Болдинского , к-рым был рукоположен во иеромонаха. Впосл. (не позднее 1576) А. стал 3-м игуменом мон-ря, приняв от Иосифа Краснописца попечение о братии. При настоятельстве А., в 1576 г., было переписано завещание-устав основателя обители (единственная копия с этого списка сохранилась в рукописи: РГБ. Унд. 301, 1663 г.). А. написал житие прп. Герасима Болдинского (1-я, т. н. Антониева, редакция). В окт. 1586 г. митр. Московский и всея Руси Дионисий возглавил хиротонию А. во епископа Вологодского и Великопермского. В последний год жизни святителя близ Вологды произошло чудесное явление Владимирской иконы Божией Матери , на место явления иконы А. для свидетельства о чуде послал ключаря Софийского собора свящ. Иоанна Емельянова и впосл. повелел здесь построить храм и мон-рь в честь Пресв. Богородицы (буд. Владимирская Заоникиева пуст.- см. Иосиф Заоникиевский ). 1 окт. 1588 г. А. освятил придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, небесного покровителя царя Иоанна IV Васильевича Грозного , в Софийском соборе, к-рый был возведен в Вологде повелением царя Иоанна IV в 1568 - 1570 гг. и все эти годы оставался необустроенным. Уже изнемогая телесно, А. ежедневно ходил в новоосвященный храм ко всем церковным службам; здесь он совершил последнюю Божественную литургию. Более 3 недель тело А. не было предано земле (ждали, когда из Ростова по благословению Московского митр.

http://pravenc.ru/text/115856.html

Преподобный Иосиф Заоникиевский Сведения биографического характера о преподобном Иосифе Заоникиевском , святом иноке, жившем во второй половине XVI столетия и сподобившемся явления чудотворного образа Владимирской Богоматери, вошли в состав нескольких древнерусских повестей и сказаний, однако, даже собранные воедино, они не образуют канонического его жития, жития в полном смысле этого слова, поэтому внутренний портрет преподобного остается для нас загадочным, словно скрытым таинственной дымкой. Мы, впрочем, знаем, что преподобный Иосиф был крестьянином Вологодского уезда Кубенской волости и что звали его в миру Иларион Амвросимов. Начальная часть «Сказания о явлении святой иконы», кратко рисуя характер и образ жизни Илариона, акцентирует внимание читателя на его благочестивом обычае удаляться от безумных и легкомысленных людей и уединяться в молитве к Богу. Однако, столкнувшись с тяжким недугом слепоты, Иларион оказывается подвержен воздействию демонических сил: «Не терпяи же добра искони диавол, сея роду человеческому брани, дабы ему не единому мучиму быти». Иларион тем не менее показывает глубокую веру и упование на Божию помощь: «вся козни диавола во уметы вменяше, о всем моляшеся к тайновидцу Богу», так что в скором времени получает некоторое облегчение своего недуга: «и от болезни очныя мало света видев». Вымоленного и выстраданного света Илариону хватает на то, чтобы посещать храмовое богослужение и прославлять святых угодников. Действие собственно житийной части «Сказания» начинается в ясный майский день памяти великомученика Георгия . Как светло и приветливо должна была расцветать только что проснувшаяся от долгого северного сна природа! Как радостно должно было смотреть на расцветающие луга и проснувшийся лес! Но все это – увы! – было сокрыто от глаз полуслепого крестьянина. И больной ищет помощи Божией, благодатного исцеления от належащего зла; возможное избавление от недуга и душевной немощи, с ним сопряженной, осмысляется самим Иларионом как победа над дьяволом: «пойде той Иларион… дабы ему от болезни великия исцеление получити и от лютаго бы змия ненавидца вола от ловитвы избегнути». Помолившись в церкви Рождества Христова, больной возвращается «во своя си» и направляется к храму Василия Великого, «что на Етке».

http://pravoslavie.ru/116196.html

236 ...остановились у Волковых. – Вологодский купец Николай Александрович Волков (1854 – после 1917) неоднократно принимал у себя отца Иоанна во время поездок Батюшки на родину. Так, в письме от 16 мая 1907 г. отец Иоанн сообщал: «После Литургии был довольствован обедом у бывшего городского головы Николая А. Волкова; а потом был у некоторых больных вологчан для молитвы» (ГМИР, ф. 38, on. 1, д. 10, л. 34–36 об.). 237 ...в Заоникиеву пустынь... – Заоникиевская Владимирская пустынь Вологодской епархии была основана прп. Иосифом Заоникиевским, Христа ради юродивым, в 1588 г. на месте явления ему Владимирской иконы Божией Матери, впоследствии названной Заоникиевской. Своего расцвета монастырь достиг во второй половине XIX в. При обители были мастерские, школа, богадельня. В советское время монастырь был разрушен. 238 ...большой соборный храм был битком набит... – Речь идет о летнем каменном двухэтажном соборе в честь Воскресения Христова, устроенном в 1549 г. иждивением удельного белозерского князя Андрея Старицкого и супруги его Евфросинии, в иночестве Евдокии. Храм имел пять приделов в верхнем этаже и один в нижнем (см.: Летопись Горицкого монастыря//Кириллов: Историко-краеведческий альманах. Вып. 1. 1994. С. 320. Далее: Летопись). 240 …Микулино. – Микулинский (Никулинский) скит Горицкого монастыря, рас­полагавшийся близ реки Шексны в двух верстах от обители. Бывшая усадьба рыбинского купца Н.И. Тюменева, пожертвованная монастырю. 243 ...рассадник общежительных женских монастырей в России... – Горицкий жен­ский монастырь был преобразован из особножитного в общежительный при игумении Маврикии (Ходневой), ставшей настоятельницей монастыря в 1810 г. В летописи монастыря сообщалось: «С твердою верою и несомненною надеждою на Бога, вступив в отправление настоятельской должности, будучи 33 лет от роду, игумения Маврикия, прежде всего, с благословения своего духовного отца, великого старца Феофана Новоезерского и под его мудрым руководством, принялась за дело введения в своем монастыре полного общежития» (Летопись. С. 311).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Скачать epub pdf Июнь 23 Собор Владимирских святых Святители: митрополиты: Максим († 1305), Алексий († 1378), Иона († 1461), Иларион († 1707); архиепископы: Дионисий († 1385), Арсений († 1627); епископы: Феодор († 1023), Симон († первая пол. XII в.), Иоанн († 1214), Симон († 1226), Серапион († 1275), Феодор († 1286), Василий Рязанский († 1295), Кирилл Ростовский († 1384), Софроний († 1654), Митрофан Воронежский († 1703). Благоверные князья: Глеб († 1015), Константин († 1129), Михаил и Феодор Муромские (XII в.), Борис Туровский († ок. 1160), Изяслав († 1165), Мстислав († 1172), Андрей Боголюбский († 1174), Глеб († 1174), Михаил († 1176), Петр Муромский († 1228), Георгий († 1238), Василько Ростовский († 1238), Всеволод, Мстислав, Владимир, Димитрий († 1238), Федор († 1246), Святослав († 1253), Александр Невский († 1263), Димитрий († 1269), Димитрий († 1294), Феодор Стародубский († 1330). Благоверные княгини: Ирина († ок. 1129), Феврония († 1228), Агафия, Феодора, Мария и Христина († 1238), Евдокия (XIV в.). Преподобные: Никита Переяславский († 1186), Илия Муромец Печерский († ок. 1188), Пахомий архимандрит и Феодосий († 1237), Даниил Успенский († 1238), Михаил-верижник Вязниковский († 1333), Сергий Радонежский († 1392), Роман Киржачский († 1392), Пахомий Нерехтский († 1384), Евфимий Суздальский († 1404), Стефан Махрищский († 1406), Никон Радонежский († 1426), Косма Яхромский († 1492), Иов, архимандрит Владимирский (XV в.), Аркадий Вязниковский († 1592), Прохор и Вассиан Ястребские († 1592), Дионисий Переяславский († 1645), Лукиан Александровский († 1654), Корнилий Александровский († 1681), Зосима Александровский († ок. 1713). Преподобные жены: Мария (в иночестве Марфа) († 1206), Феодосия (в иночестве Евфросиния) († 1244), Евфросиния Суздальская († 1250), Васса (в иночестве Феодора) Нижегородская († 1378), София († 1542), Феодосия Муромская (XVII в.). Мученики: Авраамий Болгарский († 1229), Митрофан архиепископ († 1238), Патрикий священномученик († 1411). Праведные: Георгий и Иулиания Муромские († 1604), Карп Медушский, Ковровский (XVII в.), Савва Мошокский († 1592). Блаженные, Христа ради юродивые: Киприан († 1622), Евдокия († 1776), Парфений († втор. пол. XVI в.) Суздальские. Антоний и Иоанникий Заоникиевские, преподобные Преподобные Антоний и Иоанникий подвизались в обители преподобного Иосифа Заоникиевского († 21 сентября 1612 г.) и были после него игуменами. Читать далее Источник: Жития русских святых : В 2 т./[Коллектив авторов ; Ред. Н.В. Петрусенко]. - Москва : Сибирская благозвонница, 2011./Т. 1: Март-август. - 2011. - 1084 с. : ил.; Т.2: Сентябрь-февраль. - 2011. - 1101 с. : ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

55 .    Максим, священник и юродивый Тотемский, скончавшийся 16-го Января 1650-го года. В 1715-м году священник и прихожане Тотемской Воскресенской церкви, у которой священствовал и погребен был Максим, обратились с просьбою к архиепископу Великоустюжскому Иосифу, к епархии которого (существовавшей с 1682-го по 1788-й год) принадлежала Тотьма, чтобы ради многоразличных, бываемых от него (Максима), чудес архиепископ благословил в поставленной над его могилою Пятницкой церкви «по обыкновению прочих угодников Божиих также над мощами его построить гробницу и святым образом покрыта». Архиепископ, в ответ на просьбу, «указал в той церкви гробницу построить и святым образом наложить против прочих угодников Божиих и молебствовать» 263 . 56 . Иосиф Заоникиевский, основатель Заоникиевской Владимирской пустыни, которая находится в 12-ти верстах от Вологды 264 , скончавшийся 21-го Сентября 1612-го года 265 . Местное празднование ему установлено Вологодским епископом Павлом 266 вскоре по занятии последним кафедры, возведение на которую состоялось 29-го Января 1716-го года 267 . Б. Список святых, время канонизации которых остается неизвестным Настоящий отдел нашего списка святых мы должны начать заявлением, что не имеем возможности составить его верный и полный. Если бы существовал изданный от св. Синода месяцеслов всех Русских святых как общих, так и местных, – подразумевается, конечно, верный и полный: тогда в отношении к святым, время канонизации которых неизвестно, мы могли бы допускать ту погрешность, чтобы ошибочно указывать это время канонизации, но тогда мы имели бы возможность избежать пропусков, так чтобы иных святых не вносить в список, равно как избежать и погрешительных излишеств, так чтобы внести в список таких усопших, которые на самом деле не суть святые. Теперь же, при несуществовании указанного месяцеслова, мы весьма можем допустить то и другое в отношении к некоторой части наших святых Святые эти разделяются на два класса: на таких, которых неизвестно нам время канонизации, но известен факт последней, – из существования посвященных им церквей и приделов в церквах, и на таких, которых неизвестны нам ни время, ни факт канонизации.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В Вологде монастырю принадлежал полукаменный двухэтажный дом. Земли за монастырем числилось 810 десятин, лошадей – 11, крупного рогатого скота – 33 головы. Источниками материального обеспечения монастыря были: проценты с неприкосновенного капитала, пожертвования, церковные доходы (продажа свеч и просфор, кошельковые, кружечные, молебенные), выручка от хождения с чудотворными иконами, деньги за продажу сельхозпродукции, доход с постоялых дворов и гостиницы. Все насельники добросовестно выполняли свои обязанности и соблюдали монастырский устав. Богадельни не было в монастыре, но каждый год пустынь давала кров и кормила странников, они оставались в монастыре на день-два. В 1916 году богомольцев прошло через пустынь 8900 человек. Благочестивые обычаи монастыря – два крестных хода: к Васильевской Едковской церкви и в деревню Обухово. В 1916 году в Заоникиевой пустыни обитали 39 насельников: настоятель, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, 4 манатейных монаха, 5 рясофорных послушников и 23 бельца. Все рясофорные послушники были из крестьян: Виктор Катаев из Вологодского уезда, Павел Павлов и Стефан Непомилуев из Вельского уезда, Николай Упадышев и Иван Пешков из Тотемского уезда. 20 бельцов были также из крестьян, 3 человека - из другого сословия: коллежский секретарь Алексей Поликарпович Богоявленский (письмоводитель в монастыре), сын священника Николай Васильевич Соколов и мещанин Николай Иванович Миролюбов. Паспортные обитатели монастыря трудились по обету или были послушниками на испытании. Они выполняли разные работы в монастыре: шили одежду и обувь, ухаживали за скотом, трудились в полеводстве, столярничали, плотничали и т.д. В 1918 году церковь отделена от государства. Всё имущество и земли Заоникиевского монастыря были национализированы. В своём отчете игумен Марк писал в 1918 году: «В хозяйственном отношении обитель находится в самом жалком положении. Все земли, принадлежавшие ей, с живым и мертвым инвентарём, взяты коммуной. Нет ни лошади ни коровы. Обитатели обители постоянно терпят оскорбления от коммунистов, выражающихся в постоянных придирках к братии, доносах. Они ругаются самыми скверными словами и часто в горячке угрожают убить. Обители нет спокойствия от постоянных обысков, а равно и возводимых обвинений в агитации и чтении будто бы воззваний и т.п.».

http://sobory.ru/article/?object=06923

Писание не говорит, чтобы это телесными очами видели все, бывшие свидетелями успения и погребения Божьей Матери... Составитель иконы представил здесь видимым принадлежащее к миру невидимому, и просто видимое соединил с духовно-созерцаемым. Изобразив тело Пресвятой Девы, оставленное душой Её, он как бы предупреждал вопрос: что в это время происходило с Её душой? И в ответ на это, изобразил видимо и Её душу, носимую руками Её Божественного Сына. Писание свидетельствует, что души святых человеков, исходя из тела, приемлются Ангелами ( Лук. 16:22 ), посему предание, посредством иконы, свидетельствует, что пресвятая душа Матери Господней, высшей Ангелов, исходя из тела, прията была Самим Её Божественным Сыном. А собор Ангелов приветствовал Её небесными песнопениями, которых отголосок слышали достойные во время Её погребения. Итак, в своей иконе святитель Пётр представил нам не только назидательное вспоминание прошедшего видимого, но и таинственное созерцание невидимого в области грядущего века [Слова и речи митрополита Филарета, издание 1848, часть 1, стр. 207–209]. Изображения Божьей Матери с Её Божественным Младенцем бывают различны; чаще всего Она держит Его на левой руке, как бы для того, чтобы правая рука была свободна для молитвенных движений; но встречается немало изображений с Младенцем на правой руке. Приводим последние по алфавиту названия святых икон (сколько нам известно): Акафистная-Хиландарская, Блаженное Чрево, Братская, Взыграние, Взыскание погибших, Византийская, Владимирская, Гликофилусса, Гребневская, Девпетерувская, Донская, Достойно есть, Дубенская, Египетская, Жировицкая, Заоникиевская, Иерусалимская, Красногорская, Мателикийская, Мелетинская, Миасинская, Млекопитательница, Молдавская, Молченская, Неувядаемый Цвет, Новодворская, Оковицкая, Оранская, Пахромская, Петровская, Почаевская, Силуанская, Трех радостей, Троеручица, Холмская, Цареградская, Чесменская, Ярославская, Яхромская, Феодоровская. Почти все остальные – изображают Младенца в левой руке.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Слово по освящении храма, произнесенное в Заоникиевской Богородице-Владимирской пустыни, 9 ноября 1869 года Се ныне благословите Господа вси раби Господни, стоящии в храме Господни, во дворех дому Бога нашего ( Пс.133:1 ). Благодатию Всесвятаго Духа, архиерейским нашим священнодействием, молитвами и молениями освятили мы храм Богу живому и истинному ( Евр.9:14 ). – Се и еще место селения славы Его, место упокоения труждающихся и обремененных, место благодатного питания и напоения душ алчущих и жаждущих словом Божиим и св. Таинствами, место приискреннего общения с невидимым миром ангелов и святых Божиих человеков. Да будет, первее и паче всего, слава, честь и поклонение Господу за то, что Он, Вездесущий и Всеисполняющий, Емуже не довлеют небо и небо небесе ( 3Цар.8:27 ), благоволит вселяться во святых храмах и с особенным обилием являет в них благодать Свою, внимая молитвам верующих. Благодарение Ему – Всемилостивому, увенчавшему это благое дело вожделенным успехом, потому что, аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии ( Пс.126:1 ). Да будет благословение Божие и спасение души зде настоятельствующему, начавшему созидание, а также и понесшим вместе с ним труды по совершению этого дела! Да почиет благословение Господа и великие, и богатые Его милости и на всех добродеявших, послуживших своими жертвами и благотворениями к построению и благоукрашению храма сего! Слава Богу! Есть еще ревнители православной веры, в которых святая любовь к Господу соединяется с благочестивым тщанием об устроении и попечением о благолепии святых храмов, чему и храм сей, сооруженный по преимуществу доброхотными приношениями, служит очевидным и непререкаемым доказательством. Истинная добродетель скромна и избегает похвалы, а посему в утешение усердствующим к св. храмам укажу только на то, что мы ежедневно слышим в храмах. Св. Церковь признает приношение храму некоторым особенным подвигом благочестия, воссылая особые молитвы о плодоносящих и добродеющих во св. храмах, о любящих благолепие их; такое моление Церкви, всегда возносимое к Господу вместе с бескровной жертвой, без сомнения, есть лучший залог благословения свыше. Посему, кто сподобился принести Богу таковый дар, тот да взирает на него, не как на дар Богу, а скорее – как на дар себе от Бога, ущедряющего руку, приносящую сей дар, и возвращающего приносимое обилием даров телесных и духовных.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Raev/...

1779 г. Иконописцы Димитрий и Иван Сумароковы (ВГИАХМЗ) Иларион Амвросимов был крестьянином дер. Обухово, в 50 лет внезапно потерял зрение. Истратив немалые средства на лечение и не получив исцеления, он дал обет неукоснительно бывать на богослужении в храме по воскресным и праздничным дням. Во время воскресной литургии в ц. во имя свт. Василия Великого на р. Еде крестьянину явился мч. Косма Асийский (см. Косма и Дамиан , бессребреники, Асийские) и, сняв с Илариона нательный крест, благословил им его. По окончании службы Иларион, ведомый св. Космой, пришел на лесную поляну около дер. Лучниково. На следующий день крестьянин обрел здесь образ Пресв. Богородицы. Св. бессребреники Косма и Дамиан, явившиеся Илариону, повелели ему взять икону, как будто висевшую в воздухе. Иларион приложился к иконе и почувствовал себя исцеленным (явление иконы празднуется 23 июня). Тогда же он услышал повеление поставить крест на поляне. Иларион построил часовню, в к-рой поместил крест и икону, и остался жить неподалеку. Весть о чудотворном образе разнеслась по всей округе, первые 9 чудес совершились при жизни И. З. В 1588 г. по благословению свт. Антония , еп. Вологодского и Великопермского, игум. Песочного мон-ря Пимен и ключарь Софийского собора свящ. Иоанн Емельянов проверили показания свидетелей о чудесах, совершившихся у иконы. Во время работы комиссии исцелился новгородец Кондрат, бывший слепым ок. 7 лет. Близ часовни был построен храм в честь Владимирской иконы Божией Матери и во имя прав. Алексия, человека Божия. В день освящения храма Иларион принял монашеский постриг. Вскоре вокруг святого собралась община. В «Сказании...» сообщается, что И. З., стараясь избежать почитания и славы, принял на себя подвиг юродства, ходил босым, под ветхой одеждой носил власяницу, за пазухой - камни, песок и землю, изнурял себя постом, ночи проводил в часовне в молитве перед явленным образом Пресв. Богородицы. Святой отказался от настоятельства, и 1-м игуменом Заоникиевой обители стал старец Силуан.

http://pravenc.ru/text/673669.html

Ист.: Суворов Н. И. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих, прославленных Церковию и местно чтимых//Вологодские ЕВ. Приб. 1864. 1. С. 12. Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 134-135; Суворов Н. И. Владимирская Заоникеевская пуст.//Вологодские ЕВ. Приб. 1865. 11. С. 410-433; 12. С. 451-464; Ключевский. Древнерусские жития. С. 348-349; Верюжский И. П., свящ. Слово на освящение храма в Заоникеевской пуст.//Вологодские ЕВ. Приб. 1878. 23. С. 360-367; он же. Слово на основание храма в Владимирской Заоникиевской пуст.//Там же. 1879. 14. С. 307-314; он же. Вологодские святые. 1880. С. 587-608; Отчет Моск. Публичного и Румянцевского музеев за 1879-1882 гг. М., 1884. С. 9-10; 300-летний юбилей Владимирской Заоникеевой пуст.//Вологодские ЕВ. Приб. 1888. 14. С. 271-277; Миролюбов А., свящ. Слово в день празднования Владимирской иконе Божией Матери и 300-летнего юбилея Заоникеевской обители 23 июня 1888 г.//Там же. С. 277-286; Открытие школы в Заоникеевской Владимирской пуст.//Там же. 1889. 14. С. 211-217; Зверинский. Т. 2. 715. С. 94; Голубинский. Канонизация святых. С. 136-137; ЖСв. Кн. доп. 1. С. 121-134; Кудрявцев И. М. Рукописи, поступившие в 1953 г.//Зап. ОР ГБЛ. М., 1954. Вып. 16. С. 156, 159; Ebbinghaus A. Die altrussischen Marienikonen-Legenden. B., 1990. S. 225-228; Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. М., 1993р. Т. 2. С. 1430; Православные русские обители. СПб., 1994р. С. 77-78; Буланин Д. М., Романова А. А. Сказание о иконе Богоматери Заоникеевской//СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 562-564; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 350-351; Симонов А. Н. Канонизация прп. Иосифа Заоникиевского и церк. реформы Петра I//Вестн. СПбГУ. Сер. 2. 2010. Вып. 4. С. 125-130. Е. В. Романенко Иконография Издания 2-й пол. XIX в. содержат следующее описание внешности святого: «…высокого роста, сухощав, станом согбен, бороду имел долгую, широкую и седую» или «украшенную сединами» ( Суворов. 1865. С. 6; Верюжский. Вологодские святые. С. 595). Лицевой подлинник дает более краткую характеристику облика И. З.: «Сед, брада уже Сергиевы» (РНБ. O.III.11. Л. 250; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 134).

http://pravenc.ru/text/673669.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010