Временно управляющим Таврическо-Николаевской епархией УАПЦ в 1997-2015 гг. являлся «епископ Львовский и Волынско-Ровенский» Макарий Малетич, его заместителем по управлению епархией был свящ. Леонид Сливканич из г. Цюрупинска Херсонской обл. После перехода Сливканича в 2005 г. в «УАПЦ обновленную» большинство приходов осталось в УАПЦ под рук. Мефодия Кудрякова. После избрания Малетича главой УАПЦ во «епископа Херсонского и Николаевского» был поставлен 23 авг. 2015 г. Борис Харко, получивший также должность управляющего Таврической епархией. С тех пор кафедральным собором Таврической епархии УАПЦ является Трехсвятительский храм в Херсоне. В ведении Таврической епархии УАПЦ находятся 5 приходов в Николаевской обл. и 15 приходов в Херсонской обл. К 2017 г. в Николаевской обл. зарегистрированы 9 общин УАПЦ и приход «УАПЦ обновленной». Украинская православная церковь (Киевский патриархат) (УПЦ КП). В июле 1992 г. была образована Николаевско-Херсонская епархия УПЦ КП, в 1992-1993 гг. ее возглавлял «епископ» Варсонофий Мазурак, в 1993-1994 гг.- «епископ» Алексий Царук. В янв. 1994 г. Николаевскую кафедру занял «епископ» Владимир Ладыка. Большинство приходов епархии были сосредоточены в Николаевской обл. 12 нояб. 1993 г. в ведение УПЦ КП был передан собор Касперовской иконы Божией Матери, ставший кафедральным (община УПЦ КП арендовала часть здания с 1992). В сент. 1997 г. была образована Херсонская епархия УПЦ КП. В кон. 90-х гг. XX в. в Николаевской обл. появились жен. монашеские общины УПЦ КП: св. Захария и Елисаветы в Николаеве, Владимирская в с. Матиясово Березанского р-на. Однако монашеская жизнь в них не сложилась. К 2017 г. в Николаевской обл. зарегистрированы 148 общин УПЦ КП. Иные расколы Под видом катакомбной правосл. общины в Николаеве 17 июня 1994 г. был зарегистрирован филиал российской тоталитарной секты Богородичный центр (совр. название - «Православна церква Божоï Mamepi, що (Православная церковь Божией Матери Преображающейся)). В ведении др. катакомбных юрисдикций состояли приход св.

http://pravenc.ru/text/2565622.html

8 мая 1917 года Синодом было постановлено созвать к 11 июня того же года Предсоборный совет «для обсуждения назревших вопросов, касающихся устроения Российской Православной Церкви»// Церковные ведомости. Петроград. 1917. 20-21. С. 133 . За епископа Андроника было подано 27 голосов. Кроме него в Предсоборный совет были избраны архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) – за него было подано 83 голоса, архиепископ Литовский Тихон (Белавин) – 58 голосов, архиепископ Тамбовский Кирилл (Смирнов) – 46 голосов, митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) – 45 голосов, архиепископ Волынский Евлогий (Георгиевский) – 29 голосов и епископ Минский Георгий (Ярошевский) – 27 голосов.// РГИА. Ф. 796, оп. 204, д. 132, л. 172, 176. Священномученик Андроник (Никольский), архиепископ Пермский. Творения. Книга II. Проповеди, обращения, послания. Тверь, 2004. С. 427-428. «Наша Пермская епархия, – сказал епископ Андроник, – очень бедная, в ней всего до 500 церквей, оборот епархиального свечного завода небольшой. Однако она близко приняла к сердцу нужды тружеников духовной школы и озаботилась их обеспечением, не ожидая сторонней помощи и не сваливая свою беду на других. Она определила педагогам не только штатное содержание, но и различные прибавки на дороговизну. Мало того, она гарантировала содержание не только служащим в духовно-учебных заведениях, но назначила кредит на содержание воспитанников и зданий, притом не в размере штатных ассигнований, а по военному времени. А вы знаете, что значит смета по военному времени. И вот за то, что Пермская епархия проявила инициативу, что она согласилась дать средства на содержание своих духовно-учебных заведений и даже сверх нормы, чтобы нравственно и материально поддержать тех, кто нуждался в помощи, она должна нести наказание и платить и на другие епархии. Простите. Прежде, при старом режиме, у нас жаловались, что инициатива не одобрялась... преследовалась и наказывалась. Оказывается то же и теперь: за проявление инициативы Пермская епархия должна нести наказание, платить не только за себя, но и за другие, более богатые епархии, которые сваливают свою вину на других...»// РГИА. Ф. 833, оп. 1, д. 10, л. 41-42.

http://fond.ru/kalendar/467/andronik/

Каждый самостоятельный архиерей имел суффрагана или викарного епископа, 405 каждая епархия – свою консисторию. Униатская иерархия в первые два года царствования Императора Николая I состояла из следующих лиц: митрополита греко-униатских церквей, епископа брестского, Иосафата Булгака, архиепископа луцкого Иоанна Красовского и полоцкого епископа Иакова Мартусевича. Викарными епископами были в это же время: Головня, епископ оршинский, викарий литовский, Сероцинский, епископ пинский, викарий луцкий, и Яворовский, епископ владимирский, викарий брестский. 406 Такой личный состав униатской иерархии оставался, впрочем, недолго. 22-го апреля 1828 г. последовал указ, которым совершенно изменялся весь прежний порядок управления греко-униатских церквей, а следовательно и порядок епархиальный, ибо по этому указу две из четырех епархий были закрыты. «Управление греко-униатских церквей в России, говорилось в указе, под главным ведением коллегии, предоставить двум епархиальным начальством, учредив при оных кафедральные соборы: 1-й белорусский в городе Полоцке, где пребывает полоцкий греко-униатский архиепископ; 2-й литовский Гродненской губернии Слонимского повета в Жировицком греко-униатском монастыре, обыкновенном местопребывании брестского епископа сего вероисповедания. При каждом имеют быть: консистория, семинария и низшее духовное училище, а в Полоцке, сверх того, духовная греко-униатская академия (последнее было отменено). К епархии полоцкого греко-униатского архиепископства причислить смежные с Белоруссией поветы Минской губернии: 1) Дисненский, Борисовский, Игуменский, Бобруйский, Речицкий, Мозырский; 2) прилегающие к последним двум поветам: в Волынской губернии Овручский, а в Киевской Радомысльский и 3) сопредельный же с Белоруссией округ, где находятся шесть церквей греко-униатских; литовскую же греко-униатскую епархию составить из Гродненской и Виленской губерний, Белостокской области и греко-униатских церквей северных поветов Волынской губернии. О церквах сего вероисповедания, находящихся в других поветах сей губернии, а равно в Киевской и других, греко-униатская духовная коллегия имеет сделать особое подробное положение, 407 дабы начальство каждой епархии с точностью знало круг своего ведомства; сия коллегия имеет также составить правила для передачи дел из существовавших доныне греко-униатских консисторий луцкой и виленской, по принадлежности, в консистории литовскую или белорусскую и представить на рассмотрение главного управления дел иностранных исповеданий о назначении викарных епископов по епархиям».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пантелеимона прот. Михаил Иваськов, до 1939 г. являвшийся председателем Волынского епархиального миссионерско-законоучительного комитета и имевший богатый опыт миссионерской деятельности. Синод просуществовал до окт. 1942 г., когда по указанию нем. властей был распущен. 4 авг. 1942 г. 5-й Почаевский Собор автономной УПЦ принял из раскола бывш. автокефалистского Владимиро-Волынского и Ковельского еп. Мануила (Тарнавского), он был хиротонисан по «упрощенному чину» во епископа Белоцерковского, викария К. е. На епископские кафедры Киевщины планировалось хиротонисать канонических архиереев в противовес уже поставленным автокефалистским «епископам». 12 авг. 1942 г. митр. Алексий писал Илариону (Огиенко), что Собор епископов УПЦ планирует назначить на викарные кафедры К. е. следующих утвержденных им кандидатов: на Каневское вик-ство - свящ. Михаила Оксиюка (см. Макарий (Оксиюк) ), на Черкасское вик-ство - прот. Андрея Славинского, на Кременчугское вик-ство - архим. Мефодия (Сибиковского), на Елисаветградское вик-ство (планировалось в составе К. е.) - прот. Георгия Боришкевича (Там же. С. 282-283). Власти не разрешили проведение нового архиерейского Собора и хиротонии епископов автономной УПЦ, в то время как на хиротонии автокефалистских «архиереев» разрешения давались до окт. 1943 г., когда был хиротонисан последний за время оккупации «епископ» УАПЦ. В окт. 1942 г. автокефалисты попытались склонить митр. Алексия к объединению. 8 окт. «архиепископы» Никанор Абрамович и Мстислав Скрыпник прибыли в Почаевскую лавру и убедили митр. Алексия подписать соглашение, признававшее существование «Украинской автокефальной православной Церкви» в юрисдикции Варшавского митр. Дионисия. Этот акт вызвал протест среди архиереев и видных деятелей автономной УПЦ. В нояб. 1942 г. был издан меморандум против объединения УАПЦ и автономной УПЦ за подписями еп. Пантелеимона (Рудыка), архиепископов Симона (Ивановского) и Вениамина (Новицкого). Архиереи заявили, что в случае объединения они не войдут в новую структуру и создадут новую юрисдикцию.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

декана, выступавшего против деятельности неоуниатов (ГА Волынской обл. Ф. 46. Оп. 9. Д. 989. Л 43). Часовня и приходский дом в Костополе были переданы римо-католикам, иезуиты вост. обряда переехали в Ковель, где получили здания бывш. правосл. военной церкви. В 1927 г. неоуниат. общины были организованы в с. Гумнище Гороховского повята (захвачен правосл. храм), в с. Крутнёв Кременецкого повята, в с. Дубечно Ковельского повята (захвачен правосл. храм) и в Ковеле при новооткрытом мон-ре редемптористов (от которого вскоре отделилась «филиальная миссионерская станица» во Владимире-Волынском). В мае 1928 г. открылся неоуниат. приход в с. Жабче Луцкого повята. Ряды неоуниатов пополняли правосл. священники и общины, отпавшие от Церкви вслед. конфликтов с высшей церковной властью в Польше. В 1931 г. из-за личного конфликта с епархиальным руководством перешел в неоунию бывш. ректор Волынской ДС в Кременце прот. Петр Табинский, ставший одним из идеологов движения. Развитие неоунии сопровождалось столкновениями между ее сторонниками и православными. Наиболее масштабные эксцессы имели место в селах Жабче и Дубечно. В Жабче в июле 1928 г. гражданские власти отдали храм неоуниатам, невзирая на сопротивление большей части прихода. В окт. после неудачной попытки православных вернуть храм силой он был опечатан. 21 февр. 1929 г. православные во главе с местным благочинным прот. Стефаном Яновским заняли церковь и оставались в ней несколько недель, несмотря на осаду ее полицией («жабченское сидение»). 15 марта храм вернули православным. Сопротивление православных в Дубечно неоуниат. экспансии в 1929-1930 гг. было подавлено властями. 22 янв. 1931 г. клирик Ковельского мон-ря редемптористов Николай Чарнецкий был номинирован апостольским визитатором для католиков византийско-слав. обряда Волыни, Холмщины, Подляшья и Полесья. Как объяснял позже главный куратор неоунии еп. Пшездзецкий, номинация Чарнецкого стала результатом 2 коллективных обращений к папе римско-католич. епископов, к-рые выступали за утверждение неоунии как независимой от Украинской греко-католической Церкви (УГКЦ) юрисдикции, чтобы не допустить украинизации неоуниат.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

1901. Т. 41. С. 1-72; он же. Еще раз о грамотах кн. Льва Галицкого//ИОРЯС. 1904. Т. 9. Кн. 4. С. 268-283; он же. Icmopiя Украïни-Руси. Льbib, 19052; Линниченко И. А. Грамоты галицкого кн. Льва и значение подложных док-тов как ист. источника//ИОРЯС. 1904. Т. 9. Кн. 1. С. 80-102; Пашуто В. Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М., 1950; он же. Образование Литов. гос-ва. М., 1959; Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории Древнерус. гос-ва. М., 1951. С. 127-144; Крип " якевич I. П. Джерела з icmopiï Галичини nepioдy фeoдaлiзмy до 1772 р. К., 1962; Ждан М. Б. До питання про зaлeжhicmь Галицько-Волинськоï Pyci от Золотоï Орди//Укр. icm. журн. 1967. 1/2. С. 23-30; Wodarski B. Polska i Ru, 1194-1340. Warsz., 1967; Исаевич Я. Д. Культура Галицко-Волынской Руси//ВИ. 1973. 1. C. 92-107; Stökl G. Das Fürstentum Galizien-Wolhynien//Handbuch d. Geschichte Russlands. Stuttg., 1981. Bd. 1. S. 484-533; Котляр Н. Ф. Формирование территории и возникновение городов Галицко-Волынской Руси IX-XIII вв. К., 1985; он же. Галицко-Волынская летопись: (Источники, структура, жанровые и идейные особенности)//ДГВЕ, 1995 г. М., 1997. С. 80-166; он же. Данило Галицький. К., 20012; Купчинський О. А. Iз спостережень над розвитком док-та та дiяльhcmiю khязibckoï kahцeляpiï Галицько-Волинських земель XIII - 1-ï пол. XIV ст.//ЗНТШ. 1996. Т. 231; Майоров А. В. Галицко-Волынская Русь. СПб., 2001 (см. также лит. к статьям Владимир Василькович, Галицкая епархия, Даниил Романович Галицкий). А. В. Назаренко Кон. XIII в. - 1340 г. Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца («Малый Юра») во Львове. Гравюра. Нач. ХХ в. Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца («Малый Юра») во Львове. Гравюра. Нач. ХХ в. По окончании в нач. 90-х гг. XIII в. Галицко-Волынского летописца круг известий по истории Галицко-Волынского княжества становится крайне ограниченным. Сведения об отношениях местных князей с Ордой для кон. XIII - 1-й трети XIV в. почти полностью отсутствуют, хотя для Галицкого княжества эти отношения должны были иметь особое значение.

http://pravenc.ru/text/161541.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ († после 1242 (?)), 1-й еп. Угровский (см. Холмская и Люблинская епархия ), смещен с кафедры. Сведения об И. содержатся преимущественно в 1-й ч. Галицко-Волынской летописи (Летописец Даниила Галицкого, создан во 2-й пол. 50-х гг. XIII в.), входящей в Ипатьевскую летопись. Прежде чем занять Угровскую кафедру, И., вероятно, управлял Владимир-Волынской епархией. Принятым в науке является отождествление И. с Иоасафом, упомянутым в Галицко-Волынской летописи в перечне Владимир-Волынских епископов в качестве 1-го архиерея, занимавшего Владимирскую кафедру при князьях Данииле Романовиче и Васильке Романовиче. Кн. Даниил овладел Владимиром-Волынским ок. 1215-1216 гг., следов., И. в это время был уже Волынским архиереем. Епископ охарактеризован как «блаженный и преподобный святитель, взятый из Святой горы» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 739-740). По-видимому, И. был хиротонисан во епископа из насельников основанного в XI в. Святогорского Зимненского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря (в совр. с. Зимнем Владимир-Волынского р-на Волынской обл., Украина). В 1229 г. И. являлся одним из претендентов на Новгородскую архиепископию, но по жребию был избран др. кандидат. По мнению Я. Н. Щапова , речь шла о самовыдвижении И., что свидетельствует о желании архиерея покинуть Владимир-Волынскую епархию (возможно, из-за конфликта с кн. Даниилом или боярами). По мнению еп. Модеста (Стрельбицкого) , переход И. из Владимира-Волынского в Угровск (Угровеск, Угореск; точное местонахождение древнерус. города неизв.) состоялся сразу после 1229 г. Т. о., выделение из Владимир-Волынской епархии Угровской кафедры для окормления приходов рус. Забужья также имело место ок. 1229 г. Впрочем, Щапов высказал предположение о том, что на новообразованную Угровскую кафедру получил назначение не И., а др. архиерей с таким именем, который в отличие от И. имел репутацию не «блаженного и преподобного святителя», но активного участника общественной и политической жизни Галицко-Волынского княжества ( Щапов. 1989. С. 203). В нач. 20-х гг. XIII в. кн. Даниил Романович, в 1217-1245 гг. ведший борьбу за объединение под своим началом Волыни и Галицкой Руси , вернул ранее захваченные поляками земли волынской «украины», в т. ч. Угровск. В Галицко-Волынской летописи создание епископской кафедры в Угровске по воле кн. Даниила соотнесено со строительством в городе крепости («Данилови княжащу во Володимере, созда град Угореск и постави в нем пискупа» - ПСРЛ. Т. 2. Стб. 842; сообщение является частью рассказа о строительстве княжеской резиденции в Холме (ныне Хелм, Польша)).

http://pravenc.ru/text/578078.html

Но так как враги православия и после этого не переставали по временам нападать на Каневский монастырь, то в том же 1688 году иноки перенесли тело Св. Преподобномученика в г. Переяславль и здесь поставили оное в полковой церкви Воскресения Христова. 683 В 1700г., когда восстановлена была Переяславская Епархия, бывшая долго в запустении от набегов Татарских, Епископ Переяславский 3ахарий Корнилович испросил (после Полтавской битвы) у Императора Петра 1-го дозволение восстановить древний кафедральный Переяславский Свято-Михайловский монастырь. И когда он был кончен и освящен (1713 г.), то вместе с сим в ноябре месяце того же года, в день памяти Св. Архистратига Михаила (8 дня), были перенесены сюда и мощи Св. Преподобномученика Макария, и с великою честью поставлены в храме обители. Здесь почивали они до самого упразднения Михайловского монастыря (1786 года). После этого 4 августа того же года они были перенесены в каменную церковь Вознесенского Переяславского монастыря, где и до ныне почивают. 684 У Преосвященнаго Гедеона записано одно замечательное чудо, случившееся, как пишет он, «в числе многих исцелений, истекавших от гроба Преподобного». В 1742 г., когда Преосвященный Никодим переносил Св. мощи Макария из трапезной церкви монастыря в обновленный им каменный соборный храм обители, – в это время полковник Алексий Глебов, не владевший руками и ногами, принесен был родственниками ко гробу Преподобного, и по отпетии молебна, приложившись к св. мощам получил совершенное исцеление. 685 Примечание. Несколько необходимых слов об Овручском монастыре Св. Макария и о наименовании Св. Макария Овручским. Известно между прочим, что в житии Св. Макария, составленном Полтавским Епископом Гедеоном в сороковых годах текущего столетия, а отсюда и в «житиях Святых Русской Церкви» А. Н. Муравьева, монастырь, в который первоначально поступил Макарий и в котором он постригся, именуется Овручским во Владимире-Волынском. И с другой стороны Н. И. Костомаров в статье своей: «Поездка в Переяславль», напечатанной в «Историческом Вестнике» 1885 г., справедливо обративши внимание на указанную выше ошибку, и сказавши сущую правду, что «в городе Владимире-Волынском нет, и сколько известно, не было монастыря с наименованием Овручского», далее присовокупляет, что «именно это название (Овручского) носит монастырь в Каневе, где впоследствии, сообразно известию жития, составленного Преосвященным Гедеоном, Макарий был архимандритом».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

По решению Синода Польской Церкви от 2 нояб. 1927 г. Камень-Каширский повят вместе с Милецким во имя свт. Николая Чудотворца монастырем был передан из Волынской епархии Пинско-Полесской кафедре. Полесской епархии также отошли приходы Сарненского и Костопольского повятов (образованы соответственно в 1920 и 1925, входили в состав Ковельского и Ровенского уездов Волынской губ.). 16 дек. 1930 г. Сарненский повят перешел из Полесского воеводства в Волынское, после чего Волынское укр. объединение стало добиваться включения приходов этого повята в К. е., но не достигло цели. В 1929-1930 гг. от К. е. отделили часть приходов Любомльского повята (сев. часть бывш. Владимир-Волынского у.) и присоединили к Варшавско-Холмской епархии. Новые границы епархий были утверждены Синодом 31 мая 1930 г. К 1929 г. в К. е. насчитывалось 680 самостоятельных и «филиальных» приходов, 797 церквей и часовен. В 1920-1932 гг. построена 81 церковь, в 637 приходах появились причтовые и хозяйственные помещения. На строительные работы и покупку церковной утвари было потрачено ок. 8 млн злотых. В 1929 г., после подписания Конкордата между Польшей и Ватиканом, католики Польши выступили с очередным иском к правосл. Церкви о «ревиндикации» ок. 700 церковных объектов, из к-рых 154 находились на Зап. Волыни, в т. ч. Почаевская лавра, луцкий, владимир-волынский и кременецкий кафедральные соборы, все древние монастыри, приходские храмы. В связи с этим митр. Дионисий созвал в сент. 1929 г. в Почаевской лавре Волынский епархиальный съезд духовенства и мирян, на к-ром было решено начать сбор подписей против «ревиндикации» и средств (не менее 100 злотых с прихода) для привлечения к защите прав правосл. Церкви лучших адвокатов. Было написано обращение в Лигу Наций. Съезд попросил еп. Симона (Ивановского) совершить поездку по приходам епархии и призвать верующих к защите святынь. Вторая волна «ревиндикации» сплотила православных: никогда на богомолье в Почаевскую лавру не приходило так много народа, как в 1930-1931 гг. (на Вознесение в 1930 в мон-рь из разных уголков К. е. пришло 48 крестных ходов, свыше 40 тыс. чел.). Католикам по судебным решениям удалось отнять правосл. храмы в с. Вышгородок Кременецкого повята и в с. Радехов Любомльского повята.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

Сангушко и Богуш Корецкий. В 1570 г. Зимненскому мон-рю принадлежало 6 сел с угодьями. Однако на месте мон-рей во имя арх. Михаила и св. Апостолов во Владимире-Волынском к кон. XVI в. уже находились приходские церкви. Ухудшение условий для монастырской жизни сопровождалось ослаблением влияния Владимиро-Волынских епископов на свою паству вследствие того, что на кафедру получали назначение недостойные архиерейского сана люди. Нуждаясь в средствах, кор. Сигизмунд II Август раздавал правосл. епископские кафедры светским лицам, готовым открыть ему кредит или оказать др. услуги. Так, в 1563 г. на Владимиро-Волынскую кафедру получил королевскую грамоту войт Луцка И. Я. Борзобогатый. Он не только не принял монашеский постриг, но и не расстался с должностью луцкого войта, вел торговлю и совершал нападения на соседей. Имения кафедры он активно использовал для собственного обогащения и обогащения родственников. После того как в 1565 г. король передал В.-В. е. Холмскому еп. Феодосию (Лозовскому), между ним и Борзобогатым началась война, во время к-рой сторонники Феодосия взяли штурмом епископскую резиденцию во Владимире. Все это произвело столь неблагоприятное впечатление, что в 1566 г. волынская шляхта ходатайствовала о том, чтобы епископские кафедры на Волыни давались лишь тем, за кого будет просить «все поспольство земли Волынския», т. к. «люди простые и неучоные... втекши к его королевской милости, хлебы духовные одерживают и их убожать и нищать». Занимая в течение длительного времени Владимиро-Волынскую кафедру, Феодосий вел жизнь крупного светского феодала, совершал с вооруженной свитой наезды на соседей и нападения на проезжих на дорогах, обогащал родственников за счет имений кафедры. В 1570 г. король по просьбе «всех обывателей земли Волынское» дал распоряжение, чтобы земли кафедры не отбирали за долги епископа. Все эти нестроения происходили в условиях, когда на волынскую шляхту все большее влияние стали оказывать протестант. учения, в т. ч. одно из самых радикальных - учение антитринитариев .

http://pravenc.ru/text/159136.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010