Императорский орден «Святой Анны», учреждённый в 1735 году как династическая награда герцогства Гольштейн-Готторпского, в 1797 году введён указом императора Павла I b наградную систему Российской империи для отличия духовных лиц, военных, гражданских и придворных чинов, а также иностранцев. Имел 4 степени; низшая, 4-я степень предназначалась для награждения только за боевые заслуги (самый младший офицерский орден). Офицерам, награждаемым 4-й степенью ордена за боевые отличия, вводилась дополнительно надпись: «За храбрость» на эфес холодного оружия и темляк из орденской ленты на эфес, а сам орден официально стал именовался «Орден Святой Анны 4-й степени с надписью: «За храбрость». По орденскому Статуту, орден 4-й степени представлял собой «красный финифтяный крест в золотом поле, заключённом в красном же финифтяном кругу; над крестом золотая корона. Знак сей прикрепляется к военной шпаге, сабле, полусабле, палашу, кортику (к последнему на верхушке рукоятки). К знакам ордена «Святой Анны», когда он жалуется за военные, против неприятеля, подвиги, присоединяются по два, накрест лежащих, меча: посредине креста и звезды». Награда эта обеспечивала личное дворянство и 50 или 40 рублей ежегодной пенсии. Лицам, награждённым 4-й степенью за небоевые отличия, надписи не полагалась. По старшинству орден стоял на ступень ниже ордена «Святого Владимира». Орденский праздник – день святой Анны Пророчицы (3 февраля ст.ст.), орденский храм – во имя свв. Симеона и Анны-пророчицы в Санкт-Петербурге (где с 1829 года заседала Кавалерская дума ордена «Святой Анны»). После Октябрьской революции орден прекратил своё существование как российская награда, однако продолжил существовать как династическая награда Дома Романовых в эмиграции. Императорский орден Святого равноапостольного князя Владимира (сокр. орден Святого Владимира) в четырёх степенях учреждён в 1782 году Екатериной II в честь князя Владимира Святого и вручался за особые заслуги перед Отечеством и за выслугу лет. Девиз ордена – «Польза, честь и слава». День празднования – 22 сентября. До 1917 года являлся наградой для широкого круга военных в чине от подполковника, а чиновникам среднего ранга вручался за гражданские заслуги. В 1789 году Екатерина II особым указом определила как дополнительное видимое отличие для знака ордена Св. Владимира IV степени, получаемого за военные подвиги, бант из орденской ленты. Первым кавалером ордена Св. Владимира IV степени с бантом стал капитан-лейтенант Д.Н. Сенявин, вторым – М.Б. Барклай-де-Толли.

http://azbyka.ru/fiction/tak-eto-bylo-kn...

Звезда ордена равноап. кн. Владимира 1-й степени Звезда ордена равноап. кн. Владимира 1-й степени [lxxxiv] Ордену святого Владимира присвоена церковь святого равноапостольного князя Владимира в Санкт-Петербурге. В данном храме хранятся орденское знамя, списки орденоносцев и регалии ордена. Настоятель, на время своего служения в качестве такового, имеет право ношения ордена святого Владимира 1 степени по должности. Храм святого равноапостольного князя Владимира г. Санкт-Петербурга имеет право использовать орденскую символику в различных элементах декорации, росписи и орнамента. Лицам, награжденным орденом святого равноапостольного князя Владимира, поручается попечение о духовных академиях, семинариях и училищах Русской Православной Церкви. На сайте Князь-Владимирского собора представлены многие кавалеры ордена [lxxxv] . В день праздника ордена святого равноапостольного князя Владимира лица, награжденные этим орденом, надевают его ленту чрез плечо, хотя бы они имели орден Андрея Первозванного. Александр III (Тахан), Блаженнейший Патриарх Антиохии и всего Востока. Тимофей (в миру Пифагор Темелис 1878-1955 гг.), Блаженнейший Патриарх Святого града Иерусалима и всея Палестины (1935-1955 гг.). [iv] Архимандрит Антоний (Синкевич) – до 1948 г. начальник Русской духовной миссии (РПЦЗ) в Иерусалиме. В своем письме Патриарху Алексию 6 ноября 1945 г. схиигумения Евгения писала о нем: «Он превратил церковный амвон в политическую митинговую эстраду и позволяет себе такую грубую брань в комментариях, что даже его сторонники ропщут. Так, например, он демонстрирует в каждой проповеди, как течёт кровь из окровавленных рук советских безбожных архиереев… О[тец] Антоний предложил всем остаться на молебне, который он отслужит за спасение России от безбожной власти, как советской, так и церковной».//Письма патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров – Совете министров СССР/под ред. Н.А.Кривовой. Т.1.1945-1953 гг. С.109. [v] Хедив (перс. — господин, государь) — титул вице-султана Египта, существовавший в период зависимости Египта от Турции (1867 – 1914гг.); с 1914 г. – султан.

http://bogoslov.ru/article/4642910

«20 января 1947 г. Написал доклад и Положение об учреждении ордена Св. Владимира. Представлю лично Патриарху при поездке […].   11 февраля. Патриарху сдал доклады» [xiii] .   Доклад об учреждении ордена Святого Равноапостольного Князя Владимира     Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию Митрополита Ленинградского и Новгородского Григория   Доклад   Общие духовные интересы Православных автокефальных Церквей требуют дружественного взаимоотношения и взаимного содействия в деле укрепления Православия, особенно в связи с наличием активной деятельности католичества и протестантства с его разветвлениями и сектами. Как показал опыт посещения представителями Русской Православной Церкви Автокефальных Православных Церквей Востока и Запада в последнее время, взаимное содействие стоящих во главе их иерархов обеспечивается сознанием высших религиозных целей и полным взаимопониманием. Закрепление такого взаимоотношения и сохранение его на будущее время, было бы желательно обеспечить каким либо внешним знаком выражения нашего внимания к стоящим во главе Автокефальных Православных Церквей иерархам. Таким внешним знаком нашего внимания могло бы быть пожалование от лица Московского Патриархата этим иерархам церковного «ордена», если бы таковой был учрежден Московской Патриархией с разрешения Правительственной власти. Учреждение такого «ордена» имело бы значение и для Русской Православной Церкви, поощряя ревностные труды на пользу Св[ятой] Православной Церкви, как ее служителей, так и всех тех, кто содействовал бы ее преуспеянию. Исходя из изложенных соображений, имею честь представить на воззрение Вашего Святейшества и Священного Синода проект учреждения такого ордена с наименованием его орденом СВ. РАВНОАП. КН. ВЛАДИМИРА. Рисунок этого ордена, его описание и положение о нем прилагаются.   " 20 " января 1947 г. г.Ленинград. Вашего Святейшества покорный слуга и богомолец М.Г.     ПОЛОЖЕНИЕ об ордене СВ. РАВНОАП. КНЯЗЯ Владимира     Для поощрения ревностных трудов на пользу Св[ятой]Православной Церкви и в награду за содействие ее преуспеянию, с разрешения Правительства учреждается Московской Патриархией орден Святого Равноапостольного Князя Владимира.

http://bogoslov.ru/article/4642910

11) С согласия наследников, ордена и медали Русской Православной Церкви, а также грамоты к ним, после смерти награжденного могут быть переданы в церковные музеи. Передача орденов и медалей Русской Православной Церкви и грамот к ним в государственные или частные музеи разрешается только с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси или епархиального архиерея. 12) Святейший Патриарх Московский и всея Руси может отменить решение о награждении, если выявится недостоверность или необоснованность представления к награждению. 13) Лишение орденов и медалей Русской Православной Церкви может быть произведено указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси или определением Священного Синода в случае совершения награжденным тяжких антицерковных и антихристианских деяний. Клирики, лишенные сана, одновременно лишаются церковных орденов и медалей. 14) Канонические церковные учреждения не могут самостоятельно учреждать свои одноименные общим церковным орденам и медалям памятные знаки. 15) Межнаградные сроки для орденов Русской Православной Церкви составляют три года, а для медалей два года. 16) Ордена Русской Православной Церкви имеют номер, указываемый в грамоте. 17) Медали Русской Православной Церкви имеют номер, указываемый в грамоте. 3. Правила ношения орденов и медалей Русской Православной Церкви. 1) Ордена и медали Русской Православной Церкви располагаются по рангу в соответствии с перечнем в параграфе 1-ом. При этом первая степень любого из орденов выше по рангу второй степени другого ордена, а вторая степень выше, соответственно, третьей степени. Например, вторая степень ордена святого благоверного князя Даниила Московского, высшего из орденов, носимых на левой стороне груди, следует за первой степенью самого младшего ордена - преподобного Андрея Рублева. 2) На правой стороне груди носятся высшие ордена Русской Православной Церкви: 1. Орден святого апостола Андрея Первозванного с алмазной звездой; 2. Орден «Славы и Чести»; 3. Орден святого равноапостольного великого князя Владимира, трех степеней;

http://sedmitza.ru/lib/text/429637/

Орден святого благоверного царевича Димитрия учрежден 29 сентября 1997 года совместно с Российским детским фондом и является специальной наградой, предназначенной для награждения лиц, отличившихся в деле попечения и защиты детей-сирот, детей–инвалидов, в борьбе с детской беспризорностью (им могут награждаться не только отдельные лица, но и организации: детские дома, больницы для детей, приюты, воспитательные учреждения, семейные детские дома); орден носится на левой стороне груди. Кандидатуры к награждению представляются Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Российским детским фондом вместе с решением президиума Российского детского фонда. При ношении ордена и медали располагаются по рангу в перечисленном выше порядке, при этом I степень каждого ордена выше по рангу II степени всех остальных орденов, а II степень – выше III степени. Первые 4 ордена (апостола Андрея Первозванного, равноапостольного князя Владимира, «Славы и Чести» и святителя Алексия, митрополита Московского) являются высшими и носятся на правой стороне груди; все остальные ордена носятся на левой стороне груди; орденские знаки располагаются последовательно, согласно их рангу, в один или два ряда, справа налево; медали располагаются на левой стороне груди, ниже орденов, последовательно, согласно рангу, справа налево; ордена и медали других Церквей располагаются на груди ниже соответствующих наград Русской Православной Церкви. При награждении двумя и более орденами, имеющими ленту, надевается лента высшего по рангу ордена. При награждении одноименным орденом или медалью следующей степени на груди носится орден или медаль более высокой степени. Примечание. В настоящее время общественные организации имеют право учреждать свои собственные награды, в том числе знаки, медали и даже ордена; некоторые из них используют при этом имена святых Русской Православной Церкви. Так, Международная академия наук экологии, безопасности человека и природы учредила орден святого Иоанна Кронштадтского «за заслуги в духовном возрождении России» (среди награжденных этим орденом – муфтий Санкт- Петербурга, другие не православные деятели). Фонд Андрея Первозванного учредил орден Андрея Первозванного – «за заслуги в области восстановления, сохранения и обогащения духовных и культурных ценностей и вклад в развитие диалога между цивилизациями» (этим орденом также награждаются не православные лица).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Во внимание к усердным миссионерским трудам, в связи с 65-летием со дня рождения и 20-летием архиерейской хиротонии архиепископ Владикавказский и Аланский Зосима удостоен ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, II степени. Во внимание к усердным миссионерским трудам и в связи с 55-летием со дня рождения архиепископ Сергиево-Посадский Феогност удостоен ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, II степени. Во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 30-летием служения в священном сане архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий удостоен медали ордена святого равноапостольного князя Владимира. Во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 55-летием со дня рождения епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского III степени. Во внимание к помощи по возрождению монастырей и храмов Русской Православной Церкви директор по развитию государственной корпорации «Росатом» С.А. Обозов награжден орденом преподобного Сергия Радонежского I степени. Во внимание к помощи Свято-Троицкой Сергиевой лавре и Московской духовной академии и в связи с 75-летием со дня рождения председатель совета директоров ОАО «Перловский завод энергетического оборудования» В.И. Забродин награжден орденом «Славы и чести» III степени. Во внимание к помощи Свято-Троицкой Сергиевой лавре помощник Президента Российской Федерации А.Р. Белоусов награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III степени. Во внимание к помощи Свято-Троицкой Сергиевой лавре референт экспертного управления Президента Российской Федерации В.В. Галкин награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III степени. Во внимание к помощи Свято-Троицкой Сергиевой лавре глава Сергиево-Посадского района Московской области С.А. Пахомов награжден медалью ордена преподобного Сергия Радонежского. Во внимание к помощи Свято-Троицкой Сергиевой лавре заместитель главы Сергиево-Посадского района И.В. Подобед награждена медалью ордена преподобного Сергия Радонежского.

http://patriarchia.ru/db/text/4239297.ht...

Игумения или монахиня могут быть указом Патриарха удостоены права ношения наперсного креста и креста с украшениями, к-рое сохраняется за награжденными пожизненно. За особые заслуги игумении могут быть также награждены правом ношения патриаршего креста. Общецерковные награды - это ордена, медали, наградные знаки и благословенные грамоты. Этих наград могут удостаиваться как клирики, так и миряне, а также лица, не принадлежащие к Церкви, ввиду их заслуг перед Церковью. Ордена имеют зап. происхождение. В средневековье в результате крестовых походов на Св. земле появились полувоенные-полумонашеские католич. об-ва с обетом безбрачия для их членов - ордена госпитальеров и тамплиеров, которые послужили прообразом подобных орг-ций в Зап. Европе. Члены этих об-в носили на себе знаки принадлежности к такой орг-ции. Впосл. эти знаки разных степеней стали вручаться монархом гос. и военным деятелям за их заслуги, к-рые делали награждаемых т. о. лиц достойными вступления в тот или иной орден, и подобные награждения утратили связь с обязательным целибатом. Такие награды сохранились и в тех гос-вах, где была проведена Реформация; в протестант. гос-вах, равно как и в католич. странах, вводились также и новые ордена, но по сей день выражение «кавалер ордена» служит напоминанием о происхождении этой награды из рыцарских орденов. Первый орден в России - св. ап. Андрея Первозванного - был учрежден царем Петром I Алексеевичем в 1698 г. До конца существования Российской империи он оставался ее высшим орденом. Заново учрежденный в постсоветский период, этот орден и ныне является высшим среди гос. орденов Российской Федерации. В 1714 г. царь Петр учредил в честь своей супруги Екатерины Алексеевны 2-й орден - св. Екатерины. Им награждались с тех пор жены гос. деятелей и военачальников за их собственные заслуги, но также с учетом заслуг их мужей. Сама Екатерина, став императрицей, учредила в 1725 г. орден св. Александра Невского. В 1769 г. Екатерина II ввела военный орден св. вмч. Георгия в 4 степенях. В 1782 г., в день 20-летнего юбилея своего царствования, Екатерина II учредила орден св. равноап. кн. Владимира - тоже в 4 степенях. Имп. Павел I в 1797 г. причислил орден св. Анны к российским орденам и разделил его на 3 степени. При имп. Николае I Павловиче в 1831 г. в систему российских орденов были введены польск. ордена: Белого Орла, без степеней, и святого Станислава, разделенный на степени, а также орден «Virtuti militare» («За воинскую доблесть»), который просуществовал всего несколько лет.

http://pravenc.ru/text/2564592.html

Орден святого Иоанна Иерусалимского — отличительный знак рыцарей Мальтийского ордена, известен c XVIII века. В России этот орден был введен в октябре 1798 года императором Павлом I, принявшим сан великого магистра Мальтийского ордена. Орден упразднен в начале правления Александра I b 1817 году. Орден святого равноапостольного князя Владимира был учрежден 22 сентября 1782 года в день двадцатилетия царствования Екатерины II u в память святого князя Владимира, «предпринявшего многие труды ради просвещения России святым крещением». При этом имелось высочайшее повеление: «сей орден никогда не снимать». Орден имел четыре степени. Ордена первой и второй степеней были со звездой. Орденская лента была красного цвета с широкой черной каймой по краям. Орденским девизом стали слова: «Польза, честь и слава». Орден святого Станислава — польский орден, существовавший с 7 мая 1765 года, был учрежден польским королем Станиславом Понятовским в память его небесного покровителя. После присоединения Польского царства к России император Александр I haчaл награждать этим орденом поляков. В 1831 году он был приравнен к русским орденам и стал государственной наградой Российской империи. Орден имел четыре степени, а с 1839 года — три степени. Орден первой степени был со звездой. Орденская лента была красного цвета с двумя белыми продольными полосами по краям. Орденский девиз: «Награждая, поощряет». Орден святой Анны был учрежден в качестве российской государственной награды Павлом I b 1742 году. До этого он был шлезвиг-голштинским знаком отличия, учрежденным герцогом Карлом-Фридрихом в 1735 году в память своей супруги Анны Петровны, дочери Петра I. Девизом ордена были слова: «Любящим правду, благочестие и верность». С 1742 года этим орденом награждали российских государей. Орден имел три степени, а с 1815 года — четыре степени. Орден первой степени был со звездой. Орденская лента имела красный цвет с желтой каймой по краям. Орден Серафимов — старейший и главный из орденов Швеции. Он был учрежден как знак духовно-рыцарского ордена Серафимов, основанного, по одним сведениям, b XIII веке, по другим, — b XIV веке. На бело-голубом знаке и на звезде ордена в углах креста изображены шестикрылые Серафимы.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

священник Виталий Головатенко Скачать epub pdf (очерк жизни и творчества) Доктор церковной истории и кандидат искусствоведения, заслуженный профессор Санктпетербургской духовной академии; почетный член Московской духовной академии, почетный доктор Фессалоникского университета имени Аристотеля, Православной духовной семинарии и академии св. Владимира в Нью-Йорке и Белградского университета; кавалер Орденов Русской Православной Церкви: святого равноапостольного великого князя Владимира II и III степеней и преподобного Сергия Радонежского I и II степеней, кавалер Ордена Офицера Святого Гроба (Иерусалимского Патриархата), Ордена свв. Первоверховных Апостолов Петра и Павла (Антиохийского Патриархата), Ордена св. Апостола Андрея Первозванного (Константинопольского Патриархата), Ордена Румынского Патриарха II степени, Ордена равноапостольной Марии Магдалины (Варшавского Патриархата), а также кавалер Ордена Великой Отечественной Войны I степени Николай Дмитриевич Успенский родился 3/15 января 1900 в погосте Поля Демянского уезда Новгородской губернии. Его отец, священник Димитрий Алексеевич Успенский, происходил из священнического рода, мать, Лидия Петровна Монастырёва, – из обедневшего дворянского рода. В семье о. Димитрия было шесть детей: Димитрий, Лидия, Николай, Вера, Екатерина и Серафим. Протоиерей Димитрий Успенский начал свое служение в Церкви в мае 1896 г. Сначала семья жила в погосте Поля, потом (вскоре после рождения Николая) – в поселке Окуловка, где о. Димитрий был настоятелем церкви свт. Николая Чудотворца. При церкви он построил богадельню. На духовном попечении прот. Димитрия находилось 20 деревень. В администрации уезда удивлялись, что во всех этих деревнях мужики никогда ни на кого не жаловались, ни с кем не судились. Все спорные вопросы решал настоятель. Браки заключали только по его благословению. Он был поистине добрым пастырем: любил своих пасомых, и они отвечали ему тем же. Его авторитет был чрезвычайно высок и непререкаем. Без совета и благословения любимого батюшки ничего существенного и важного не начинали и не делали.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

По старшинству орден стоял на ступень ниже ордена Святого Владимира и был самым младшим в иерархии орденов Российской империи до 1831 года. С 1831 года в иерархию государственных наград был введен орден Святого Станислава, ставший на ступень ниже по старшинству ордена Святой Анны. Орденом Святой Анны награждены сотни тысяч человек. Награжденные любой степенью ордена Святой Анны ранее автоматически становились потомственными дворянами, однако с 1845 года это положение было изменено. Было установлено, что впредь только I степень ордена сообщает потомственное дворянство награжденному, а остальные – только личное дворянство. Исключением являлись лица купеческого сословия и инородцы-мусульмане, которые при награждении любой из степеней ордена, кроме I степени, дворянами не становились, а получали статус «почетных граждан». После Октябрьской революции декретом ВЦИК об упразднении чинов и сословий в 1917 году награждение орденом Святой Анны (как атрибутом, сообщавшим награжденным сословные привилегии) было фактически прекращено. Сам же орден, который изначально был создан как династическая награда Голштейн-Готторпского дома, а потом существовал в таком же статусе как династическая награда дома Романовых, не мог быть упразднен никакими актами третьих лиц или институций. Поэтому орден продолжил существование в своем обычном статусе (как династическая награда) дома Романовых в эмиграции. Устав ордена с того времени изменений не претерпел, за исключением оснований для награждения. История возникновения этой награды особенная, и потому она представляет интерес даже среди историй учреждения других наград. А началась она в день бракосочетания любимой дочери Петра I Анны с голштинским герцогом Карлом Фридрихом. Анна уехала в Голштинию с мужем, который в свое время пытался сделать карьеру при русском дворе, но не смог противостоять «светлейшему князю» А.Д. Меншикову. Русская царевна тосковала на чужой стороне, однако приехать в Россию не могла, так как ждала ребенка. В феврале 1728 года Анна родила сына, которого назвали Петром Ульрихом, и вскоре стала собираться домой – показать себя и ребенка сестре Елизавете и племяннику Петру II.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010