И потому, что зов этот вечен во все века, что душа человека та же и во веки, что раньше, наследие преподобного Иосифа Песнописца достигает наших дней, не теряет силы своей в наше время, и в наши же дни является источником чистого и радостного исповедания Бога, которое приходит к людям нашей эпохи через глубокое и серьезное самовоззрение, иными словами, путем деятельного и чистого покаяния. В благодати таинств святой Церкви человек обретает Бога. И порукой тому – образ, жизнь и труды преподобного Иосифа Песнописца. Публикация А. Беглова 1 Нестеовский Е. Литугика, или наука о Богослужении Православной Церкви. Ч. 1. М., 1914. – С. 39, пим. Текст, примечания. А. Л. Беглов, 1998 4 Алексий, святейший патиах Московский и всея уси. Слова, ечи, послания, обащения, доклады, статьи. Т. 1. М., 1948. 6 Потоиеей Владими ыбаков. Святой Иосиф Песнописец и его песно¬тво¬ческая деятельность//Богословские туды (далее – БТ). Сб. 26. М., 1985. – С. 280–306; Сб. 27. М., 1986. – С. 81–106. 7 Основные источники сведений о жизни преподобного Иосифа: Постланное житие, написанное в XI или XII вв. диаконом константинопольской церкви Святой Софии Иоанном, и Малое, написанное учеником Преподобного Феофилактом вскоре после смети наставника (между 897 и 900 гг.). Матушка Игнатия следует житии, помещенному в Четьях-Минеях святителя Димитрия Ростовского , который придерживался данных Постланного жития. Последнее исторически менее достоверно, чем житие Феофилакта, на основе которого протоиерей Владимир Рыбаков реконструировал реальную событийную канву жизни Преподобного. Согласно той реконструкции, основные вехи жизненного пути святого выглядят следующим обазом: 1) дата рождения преподобного Иосифа локализуется ок. 799–800 гг.; 2) семья Преподобного, покинув Сицили пи нашествии арабов, переселилась не в Фессали (севернее Балкан), а в Пелопоннес, и только оттуда Иосиф ушел в монастыь в Фессалии, где около 826–827 гг. встретился с преподобным Григоием Декаполитом; 3) святой Иосиф выступил в защиту святых икон и был отправлен послом в им не при императоре Льве Армянине, а при императоре Феофиле в 832 г.; 4) в Херсонес он был сослан при императоре Михаиле III из-за конфликта с его доместиком схол (позднее – соправителем) Вардой; 5) факт назначения Преподобного Иосифа духовником столичного духовенства при патриархе Фотии упоминается только в Постланном житии и никакими другими источниками не подтверждается. Описание обоих житий и анализ их содержания см. Протоирей Владимир Рыбаков. Святой Иосиф Песнописец…//БТ. Сб. 26. – С. 283–303. – А. Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Марина 2 апреля 2020, 12:58 Спасибо,отец Андрей за интересную статью,очень познавательно.Прослушала обе мелодии, песню на музыку Шостаковича и песнопение Бортнянского.Удивительное совпадение двух произведений,поразительно. НН 2 апреля 2020, 12:58 Читательница, На мой взгляд, не в ссылках в данном случае дело. Хоть о.Андрей в одном случае замечает кражу интеллектуальной собственности и осуждает это, а в другом - замечает, но не осуждает(белым можно, они " свои " ?), но статья не только об этом. Главная мысль, думаю, - последний абзац, что лично меня радует. Желаю и автору следовать своим же советам, соблюдать принцип историзма, избегать оценок исторических событий с позиций сегодняшнего времени, иначе действительно надежды на неповторение безумий у нас не останется. Так и будем делиться на " " красных " и " белых " (или нас будут делить?). Разве на какое-то время коронавирус притормозит... Простите! Преподобная мати Марие, моли Бога о нас! Екатерина 2 апреля 2020, 12:17 Спасибо, было интересно послушать песни. Но меня расстроило, что в тяжелый момент для страны мы опять ворошим старое белье. Надо уже простить и примириться с прошлым. Сделать выводы. Владими 2 апреля 2020, 11:30 Только что прослушал :) Владимир 2 апреля 2020, 11:28 На ютубе все легко ищется - все песни, что указаны в статье, в различных исполнениях. Татьяна 2 апреля 2020, 11:24 А может лучше бы было не доводить ситуацию в стране, когда " верхи не могут, а низы не хотят жить по-старому " ? По заповедям Господним должны жить не только " низы " . Тогда и революционных потрясений никаких не будет. Господь наш - это справедливость. Важно было помнить об этом власть предержащих и тогда, и сейчас. Для меня композитор Д. Шостакович - это прежде всего " Ленинградская симфония " - шедевр не только русской музыки, но и мировой. Или это тоже похищено у белых? Не говоря уже о " Вставай, страна огромная! " , спустя столько лет мурашки бегают, когда слышу её. Оказывается все-таки и красные могут писать мировые шедевры.

http://pravoslavie.ru/129851.html

Судиславъ же поимася, прииде королеви Андреви, и возведе король угорьского Андря. И приде же король Андрй и со сыномъ Блою, и со другимъ сыномъ Андремь ко Ярославу. 465 Боярину же Давыдови Вышатичю, 466 затворивъшюся от князя Данила во Ярославли, и Васильеви Гавриловичю, и бивьшимся угромь, оли и солнцю зашедшу, отбивъшимь ся городу имь. Свтъ створиша вечеру. Давидови уполошивъшуся: теща бо его бше врна Судиславу, кормильчья Нездиловаа, матерью бо си нарчашеть ю, вща ему, яко: «Не можешь удержати града сего». Василкови же молъвящу ему: «Не погубимь чести князя своего, яко рать си не можеть града сего прияти». Б бо мужь крпокъ и храборъ. Давыду же не слушавшу его одинако хотяше предати град. Чакови 467 же приехавшу изо Угорьскы полковь, рекъшу ему: «Не могуть васъ уже прияти, ибо суть велми бьени». Василькови же крпко борющу не предати града. Оному же ужасти во сердце имущю, само му же члу, вышедшу со всими вои. И приимь король Ярославль и поиде к Галичю. Климята же с Голыхъ горъ 468 убжа от князя Данила ко королеви, и по немь вси бояре галичьки предашася. Оттуда король поиде ко Володимрю. Пришедшу же ему Володимерю, дивившуся ему, рекъшу, яко: «Така града не изобртохъ ни в нмчкыхъ странахъ!» Тако сущу, оружьникомъ стоящимь на немь, блистахуся щити и оружници подобни солнцю. Мирославъ же б во град; иногда же храбру ему сущю, Богъ вдать, тогда бо смутися умомъ, створи миръ с королемь, бе-свта князя Данила и брата его Василка. Рядомь же дасть Белъзъ и Червенъ Олександру, королеви же посадившу сына своего Андря в Галичи, свтомъ неврьныхъ галичанъ. Мирославу же запревъшуся, яко: «Рядомь Чьрвьна не предалъ есми». Порокъ же ему имуще великъ от обою брату: «Пошто миръ створи, сущю ти с великими вои!» Королю стоящу во Володимри, князь же Данилъ прия великъ плнъ, около Бозку воюя. Король же воротися Угры. Володимеръ же посла Данилови река: «Идеть на мя Михаилъ, а помози ми, брате!» Данилови же пришедшу створити миръ межи има. Данилъ жь из Руской земля взя соб часть Торцький, и паки да и дтемь Мьстиславлимъ, шюрятомъ своимъ. Рекъ имъ: «За отца вашего доброданье приимете ни держите Торцький городъ». 469

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эго было бы решительным выводом, по отношению к мнению Гольцмана и общему вопросу о происхождении синоптиков, если бы его теория ограничивалась признанием только одного источника их – А, но она указывает еще другой, не менее важный, письменный же источник хотя только для двух Евангелий Матфея и Луки. Что такое этот второй источник, как он относится к предыдущему труду А, имеет ли он свое самостоятельное содержание и пр. под.? На все это теория предлагает ответы в положительно решительном тоне. Однако, сама мысль о существовании второго источника не находит для себя определенной точки опоры в тексте Евангелий, а скорее вытекает из главного предположения Гольцмана, что сходство синоптиков указывает на их сродство и компилятивную зависимость от общего и основного писания, т. е. из того предположения, которое не оправдалось в многочисленных теориях прежде Гольцмановой и в этой последней относительно первоисточника А. И теперь, как прежде, Гольцман делает предположение, выходя из предвзятой мысли относительно компилятивности синоптических Евангелий, а потому и далее можно и должно ожидать той же неуспешности в применении теории к делу. 329 Выясним этот весьма важный пункт подробнее в следующем примере. " Гак, наш отечественный ученый историк Бестужев-Рюмин, рассматривая состав русских летопнсей и между прочим «Повести Временных лет», говорит: «Внимательное изучение текста «Повести» давно уже указало на многие литературные произведения, вошедшие в её состав. К счастью для исследователей, иные из них сохранились в отдельности; есть несомненные признаки, что существовали и другиея...» Ясно, что г. Б.-Рюмин сначала указывает действительное существование отдельных записей, которые вошли в состав летописей; потом уже приступает к анализу прочих частей «состава» летописи. «Так, продолжает историк, в рассказе о Васильке читаем: мне ту сущу Володимери, в едину нощ присла по мя князь Давыд... и рече ми:... да се, Василю, шлю тя, иди к Василькови, тезу своему...» В том, что этот рассказ вставлен, нет, говорить Б.-Рюмин, никакого сомнения: иные из событий, в нем повествуемых, передаются далее под другими годами, в отдельных летописных заметках» и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Соглашаясь на принятие в Литовскую епархию означенного иеромонаха Антония, покорнейше прошу ваше высокопреосвященство об увольнении его в епархию сию, если не окажется тому никакого препятствия, и о присылке ко мне в сём случае послужного списка сего духовного. Святейшему Правительствующему Синоду, от 26 июля за 905, о сделанной поверке и предполагающихся изменениях по штату сельских причтов Литовской епархии Святейший Правительствующий Синод, при указе, от 25 апреля сего года за 4553, препроводив штат сельских причтов при церквах Литовской епархии и другие приложения, предписал мне: произвести по тем штатам точнейшую поверку приходов, по изменившимся местным обстоятельствам, и если окажется, что некоторые из сих приходов будут подлежать перечислению из низшего класса в высший и наоборот, а другие вовсе не вошедшие в штаты внесению в оные, представить о том соображения свои, согласуясь с указаниями Святейшего Синода, в том указе прописанными. Для исполнения указа сего поручал я членам консистории составить новые, по особой мною данной форме, ведомости о всех приходских церквах Литовской епархии, с показаниями о нынешнем состоянии их способов и причтов. Ведомости таковые изготовлены к моему приезду в епархии, то есть к 8 сего июля, а затем проверены ещё показаниями благочинных, бывших лично в Жировицах по моему предписанию. По рассмотрению таковых ведомостей, оказалось необходимым: оклады священников 9 церквей увеличить, против положения, в штатах означенного, а для 10 церквей, пропущенных Святейшим Синодом, составить вполне новые штаты. Церкви первого рода есть следующие: 1) Николаевская в местечке Брацлаве, Ново Александровского уезда; 2) Ильинская в селе Светлянах, Завилейского уезда; 3) Преображенская в м. Забржезе, Ошмянского уезда; 4) Покровская в селе Довбенях, того же уезда; 5) Воскресенская в селе Михаловщизне того же уезда; 6) Петропавловская в м. Василькови, Сокольского уезда; 7) Николаевская в селе Новом Дворе, того же уезда; 8) Симеоновская в м. Бранске, Бельского уезда; 9) Пречистская в м.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Окончивши исследование о чужих вставках в летописи, обратимся к рассказу Нестора, начинающемуся Уветическим съездом. По описанию Нестора, в 6608 году, „братья створиша мир межи собою, Святополк, Володимирь Давыд и Олег, в Уветичих, месяца Августа в 10-й день. Того же месяца в 30, том же месте, братья вся спяшася.... и приде к ним Игоревичь Давыд..... и сдумавше послаша к Давыду мужи свое.... посланнии же придоша к Давыду и реша ему: се ти молвить братья: не хочем ти дати стола Володимерьского, зане ввергл еси ножь в ны, егоже не было в Русьскей земли; да се мы тебе неимем, ни иного ти зла не створим, но се ти даем, шед сяди в Бужьскем в острозе; а Дубен и Черторыеск, то ти даеть Святополк, а се ти даеть Володимир 200 гривен, а Давыд и Олег 200 гривен. И тогда послаша слы своя к Володареви и к Василькови: „поими брата своего Василька к собе, и буди ваю едина власть Перемышль, да аще любо, да седита, аще ли ни, да пусти Василька семо, да его кормим зде; а холопы наша выдайта и смерды.« Вот результат трехлетних междоусобий, которых настоящих подробностей мы не знаем; но которые, по своим последствиям, явно клонились к увеличению владений Великого Князя. Уветичевский съезд был как бы пополнением Любечского соединения в пользу Святополка и к явной обиде Давыда Игоревича; он окончательно решил все споры родов и на несколько лет успокоил мятующуюся Русь и дал ей время несколько справиться с Половцами. После сего съезда, в продолжении 32 лет, до самой кончины Мстислава Владимировича, общие междоусобия не тревожили Руси, и родовые уделы, отмежеванные последним съездом, не изменяли своих границ, и все споры младших удельных князей решались уже управою своих родначальников, без вмешательства других родов. Союзники, как бы опасаясь новых переворотов, даже не погнались за уделом Ростиславичей и, не смотря на явное несогласие сих последних с решением съезда, оставили их в покое и устремили вс свои силы на внешних неприятелей. На следующий же год, после Уветичевского съезда, союзники съехались на новый съезд на Золотчи, для рассуждения о внешних делах, и именно, о войне с Половцами, которые, узнавши об этом, немедленно прислали посольство с мирными предложениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/o...

Патриарх Кирилл возглавил торжества в честь 80-летия со дня рождения митрополита Никодима (Ротова) октября 2009 «Во времена, когда все вопросы, связанные с Церковью, решались светскими властями и многие церковные деятели воспринимали это, как неизбежное зло, владыка Никодим позволил себе развернуться против течения и начать защищать Церковь от грубого вмешательства власти», — отметил Патриарх Кирилл. Патриарх Кирилл возглавил состоявшиеся 12 октября торжества в честь 80-летия со дня рождения митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). Предстоятель РПЦ отслужил панихиду по выдающемуся церковному иерарху на его могиле в Александро-Невской лавре. Вместе с ним на Никольском кладбище молились архипастыри и пастыри, многие из которых знали владыку лично и стали его учениками. Пел семинарский хор. Празднования продолжились конференцией " Богословское наследие митрополита Никодима " в Синем зале епархиального управления . Научно-богословский форум собрал 600 человек. Его вел ректор СПбДА епископ Гатчинский Амвросий . Собрание открыл митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владими р. Он назвал митрополита Никодима ведущим иерархом РПЦ 60-70-х годов прошлого столетия, во многом определявшим в то время " лицо нашей Церкви, ее внутренний строй, межцерковную политику, взаимоотношения с государством " . Владыка подчеркнул, что в общении с митрополитом Никодимом " духовно созрели, сформировались в качестве церковных деятелей " два будущих Святейших Патриарха - приснопамятный Алексий II и ныне здравствующий Кирилл. Был представлен фильм о владыке Никодиме, в который включены запечатлевшие его кинокадры. Присутствовавшие смогли услышать голос митрополита и увидеть его за богослужением. " Во времена, когда все вопросы, связанные с Церковью, решались светскими властями и многие церковные деятели воспринимали это, как неизбежное зло, владыка Никодим позволил себе развернуться против течения и начать защищать Церковь от грубого вмешательства власти. Не всегда владыка побеждал, но всегда счет был в его пользу " , - отметил Патриарх Кирилл.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=197...

Премьер-министр Владимир Путин поздравил Патриарха Кирилла с Рождеством Христовым 7 января 2012 г. Премьер-министр России Владимир Путин на рождественском богослужении в Спасо-Преображенском соборе Петербурга. Фото: РИА Новости, Алексей Никольский Премьер-министр России Владимир Путин поздравил Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Рождеством Христовым, выразив уверенность, что под его предстоятельством Русская Православная Церковь и дальше будет развивать конструктивное сотрудничество с государственными и общественными институтами, сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу правительства. Этот светлый праздник вдохновляет людей на благие устремления и добрые дела. Служит единению миллионов россиян на основе общих духовных ценностей и исторических традиций, неотъемлемой частью которых являются забота о ближнем, миролюбие, веротерпимость, сострадание, - говорится в поздравлении премьера. Путин также выразил уверенность, что под предстоятельством Патриарха Русская православная церковь и дальше будет развивать конструктивное сотрудничество с государственными и общественными институтами в таких важных сферах как культура и образование, воспитание молодежи и поддержка семьи, а также укрепление межнационального согласия и противодействие экстремизму, благотворительность, восстановление и сохранение богатейшего исторического и культурного наследия народов России. В этом году Владими Путин посетил рождественское богослужение в Спасо-Преображенском соборе Петербурга. Премьер-министр прибыл к собору ровно в полночь и зашел в уже заполненный прихожанами храм. Покидая службу, глава правительства пообщался с журналистами, передает РИА Новости . " Для меня это особенный собор, меня здесь крестили, месяца через полтора после рождения... Мама рассказывала, что они с соседкой принесли меня крестить, отец был членом КПСС, таким последовательным и строгим человеком. Они это сделали втайне от него, во всяком случае, считалось, что втайне " , - сказал премьер. Путин добавил, что, по рассказам матери, священник предложил дать ему имя Михаил, поскольку в тот день почитали архангела Михаила и так же звали самого священника. " Но мама сказала, что уже зарегистрировала имя Владимир " , - сказал премьер. Священник согласился и показал в храме икону князя Владимира, покровительствующую этому имени.

http://pravoslavie.ru/50835.html

Обретение еп. Кириллом II Ростовским тела кн. Юрия. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 333 об.) Обретение еп. Кириллом II Ростовским тела кн. Юрия. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 333 об.) Весной 1231 г. К. был послан для совершения епископской хиротонии в Киев. В сообщении об этом событии летописец назвал К. духовником ростовского кн. Василька Константиновича. 6 апр. в киевском Софийском соборе состоялась хиротония К.; в ней участвовали митр. Кирилл I, епископы Порфирий Черниговский, Алексий Полоцкий, неизвестные по именам Белгородский и Юрьевский (Алексий?) архиереи. В это время в Киеве был съезд рус. князей; на хиротонии К. присутствовали Киевский вел. кн. Владимир (Димитрий) Рюрикович, южнорус. князья и бояре, настоятели киевских мон-рей и «от Чернигова Иоанн, игумен мученичьскыи». Большой пир состоялся в Киево-Печерском монастыре (см. Киево-Печерская лавра ). Вскоре митрополит отпустил К. в Сев.-Вост. Русь «со многою честью», 18 мая 1231 г. в Ростове торжественно встречали новопоставленного епископа. Летописец сообщает, что К. как «истинныи пастырь пас стадо люди земля Ростовьскыя с кротостью», управлял Ростовской епархией, подражая своим предшественникам, не только «словом уча, но и делом кажа... многы добродетели показа, якоже истинныи святитель» (Там же. Стб. 476, 456-459). 14 авг. 1231 г. К. «великим священьем» освятил Успенский собор в Ростове и устроил празднование, на котором присутствовали все правители Ростовской земли с семьями. Архиерей приложил много усилий к украшению собора. Сравнивая заслуги свт. Леонтия Ростовского и К., летописец отмечал, что первый «просвети святым крещеньем град Ростов», а второй украсил Успенский собор «иконами многоценьнами, ихже несть мощи и сказати, и спред полы, рекше пелены». Тщанием К. в храме появились «кивота 2 многоценна», а «индитью многоценну» епископ «доспе на святеи тряпезе, ссуди ж и рипидьи, ино много множество всякых оузорочеи». Помимо этого епископ «причини же двери церковьныя прекрасны, яже наричются Златыя, сущая на полуденьнои стране» (Там же. Стб. 457-458). Возможно, к изготовлению золоченых дверей в ростовском Успенском соборе могла быть причастна артель мастеров, которая в 30-х гг. XIII в. работала над вратами в суздальском соборе Рождества Пресв. Богородицы, расписанными по меди техникой «огневого золочения». Между 1231 и 1236 гг. К. вложил в Успенский собор «кресты честныя, многы мощи святых в раках прекрасных в заступленье, и покров, и оутверженье граду Ростову, и христолюбцю князю Василькови, и княгине его, и сынови его Борису» (Там же. Стб. 458). Вероятно, часть чудотворных икон и мощей Ростовский епископ мог получить в 1231 г. в Киеве от митрополита и в Киево-Печерском мон-ре.

http://pravenc.ru/text/1840429.html

Романови же пришедшу ко граду и литв, потокши на градъ литв, ни вдша нишьтоже, токмо и головн ти, пси течюще по городищу. Тужаху же и плеваху, по свойскы рекуще: «Янда!», взывающе богы своя Андая и Дивирикса, и вся богы своя поминающе, рекомыя бси. Потом Романъ ха по отци, поемь со собою мало людии, а прочии пусти домовь. Данило же и Василко бша веселяся, а Левь хав домъвъ си. Литва же роздумавше и воеваша, гнвъ держаще, и ехавше же воеваша около Лучьска, Данилови же не вдуще ни Василку. Служащии же князи Данилови и людье Василькови: Юрьи, Олекса дворьскый ини, хаша на н. хавшим же на н, онмь же притекшимъ супротивъ ко струз, снузникомъ же сразившимся, не стрпша, но на бгъ обратишася. Они же скуще я и бодуще, вогнаша я во озеро. Имется 10 мужь одиного коня, мняще, яко: «Конь вынесеть ны», и тако погрязаху, ангеломъ потопляеми, от Бога посланымъ. И нагряже озеро труповъ и щитовъ и шеломовъ, тозмьц же велику користь имаху, волочаще я. И бысть на литву сча велика. Одолвшимъ, славяху Бога и святую Госпожю-Богородицю, послаша же сайгатъ Данилови и Василкови, и обрадовастася Данилъ и Василко о помощи Божией, иже на поганыя. Се бо бша людие Миндогови и воевода ихъ Хвалъ, иже велико убиство творяше земл Черниговьской, и Сиръвидъ Рюшковичь. Сирвидъ же утече, а Хвалъ убить бысть, инии мнози. Въ лто 6767. Куремьса поиде на Данила и на Василка без всти. Приха Василко же сбирашеться во Володимер, а Данило в Холм. Посласта ко Лвови, абы похалъ к нимъ. Куремьс же не перешедшу Стыра, 664 посла люди к Володимру. Выхавшимъ же ратнымъ вои к городу, изиидоша на н гражан пшьци, и бившимся с ними крпко. И выбгоша из града, идоша к Курьмс, исповдаша, яко: «Гражан крпц борються с нами». Данило же и Василко одинако сбирастася хотяща битися с татары. Прилучи же ся сице за грхы загортися Холмови от оканьныя бабы. 665 Си же потомъ спишемь о создании града и украшение церкви, и оного погибели мноз, яко всимъ сжалитися. Сицю же пламени бывшу, якоже со всее земли зар видити, якоже и со Львова зряще, видити по полем Белзьскымь от горения силнаго пламени. Людемь же видящимъ, яко от татаръ зажьженъ б град, и вбжаша в мста лсна и тмь не могоша сбиратися. Данило же сняся с братомъ и тши и, якоже от Бога вывшй бд не имти жел поганьскы, но на Бога надятися и на нь возложити печаль. Якоже и бысть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007