Митр. Кирилл II отлучает от служения свт. Игнатия, еп. Ростовского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 116) Митр. Кирилл II отлучает от служения свт. Игнатия, еп. Ростовского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 116) Есть основание полагать, что после Собора К. вернулся на юг. Нареченного Новгородского архиеп. Климента (преемника скончавшегося в окт. 1273 еп. Далмата) в кон. 1273 г. послали на поставление в Киев, откуда он вернулся в Новгород лишь в авг. 1276 г. Причины задержки остаются неясными. В Киеве же, очевидно, был хиротонисан и Владимирский еп. Феодор , преемник умершего в 1275 г. свт. Серапиона. Зимой 1279/80 г. Сарайский еп. Феогност (поставленный К. в 1269 вместо принявшего схиму Митрофана) вернулся из К-поля, куда он ездил как посол митрополита и хана Менгу-Тимура ( Присёлков. Троицкая летопись. С. 336-337). Этим временем следует датировать еще один памятник древнерус. канонического права - ответы К-польского патриарха Иоанна XI Векка и патриаршего Синода на вопросы, заданные еп. Феогностом (вероятно, по поручению К.), к-рые касаются применения норм канонического права и богослужения (ПДРКП. Стб. 129-140. 12). В Сев.-Вост. Русь митрополит приехал в 1280 г. В Троицкой летописи (московский свод нач. XV в.) говорится, что К. «отлучи от службы» Ростовского еп. Игнатия, поскольку тот через 9 недель после смерти ростовского кн. св. Глеба Васильевича (Васильковича) приказал перенести его останки из кафедрального Успенского собора в ростовский Спасский на Песках мон-рь. Далее сообщается, что митрополит наказал епископа за то, что тот осудил мертвеца «преже суда Божиа», а раньше, при жизни князя, пил и ел с ним, принимал от него дары. Позднее митрополит снял запрет по ходатайству ростовского кн. Дмитрия Борисовича ( Присёлков. Троицкая летопись. С. 337). Иначе изложен тот же сюжет в памятниках ростовского летописания. Здесь говорится, что митрополит разгневался на епископа «по оклеветанью... и расмотрив, пакы благослови его» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 525-526).

http://pravenc.ru/text/1840359.html

Въстани, нси умерлъ! Нсть бо ти лпо умрти, вровавшу въ Христа, живота всему миру. Оттряси сонъ, възведи очи, да видиши, какоя тя чьсти Господь тамо съподобивъ, и на земли не беспамятна оставилъ сыномъ твоимъ. Въстани, виждь чадо свое Георгиа, виждь утробу свою, виждь милааго своего, виждь егоже Господь изведе от чреслъ твоихъ, виждь красящааго столъ земли твоеи – и возрадуися и възвеселися!» . Освящение Десятинной церкви. Миниатюра Радзивилловской летописи.      Итак, типологически Владимир связывается с Киевом, Владимир Василькович – со святым равноапостольным Владимиром, а церковь Успения во Владимире – с Десятинной Церковью. Следует вспомнить, что в «Слове о Законе и Благодати», согласно авторитетному мнению исследователей, Киев описывается одновременно как новый Константинополь и новый Иерусалим, а Десятинная Церковь – как Новый Сион . Следовательно, в ГВЛ Владимир Волынский опосредованно является Киевом, Константинополем и Иерусалимом. При этом храм Успения является Новым Сионом, а весь город – Новым Иерусалимом и Новым Сионом – уделом Пресвятой Богородицы. С известной осторожностью можно выделить концепт «стана святых и города возлюбленных», присутствующий в Галицко-Волынской летописи при описании Холма: «Холмъ бо городъ сиче бысть созданъ Божиимъ веленьемь. Данилови бо княжащу во Володимр, созда градъ Угорескь и постави во немь пискупа. Яздящу же ему по полю и ловы дющу, и вид мсто красно и лсно на гор, обьходящу округъ его полю. И вопраша тоземць: “Како именуеться мсто се?” Они же рекоша: “Холмъ ему имя есть”. И возлюбивъ мсто то, и помысли, да сожижеть на немь градець малъ. Общася Богу и святому Ивану Златоусту, да створить во имя его церковь. И створи градць малъ. И видвъ же, яко Богъ помощникъ ему, и Иоанъ спшникъ ему есть, и созда град иный, егоже татарове не возмогоша прияти, егда Батый всю землю Рускую поима. Тогда и церковь святой Троиц зажьжена бысть, и пакы создана бысть. Видивъ же се князь Данило, яко Богу поспвающу мсту тому, нача призывати прихода нмц и русь, иноязычникы и ляхы. Идяху день и во день и уноты и мастер всяции, бжаху ис татаръ сдлници, и лучници, и тулници, и кузниц желзу, и мди, и сребру. И б жизнь, и наполниша дворы окрестъ града поле села» . С одной стороны, посвящение Холма святому Иоанну Златоусту – свидетельство константинопольских смыслов; с другой стороны, имя Иоанн вызывает в памяти имя святого Иоанна Богослова – тайнозрителя последних судеб человечества. Ключевыми словами являются слова о том, что татары не смогли взять его, а в дальнейшем он становится прибежищем для христиан, спасающихся от татар. Не лишне упомянуть о смысловой параллели с Битольской надписью царя Ивана Владислава: «В лто 6525 от створения мира обнови ся съ градъ зидаемъ и делаем Иоанномъ самодрьжцемъ блъгарскиом и помощию и молитвами пресвятыя Владычица нашея Богородица и двунадесяти апостолъ на убежище и спасение и жизнь болгаромъ» .

http://pravoslavie.ru/64352.html

В русских церквах древнего нашего периода, на месте нынешних иконостасов, также были подобный преграды с колоннами и архитравом с низкими дверьми для прохода. Колонны или столпцы с архитравом назывались кивотом. На архитраве ставились обыкновенно три небольшие иконы: Спасителя, Богородицы и Иоанна Предтечи, называвшими деисусом. Первое упоминание об алтарной преграде встречаем в сказании Печерскаго Патерика об освящении Великой Печерской церкви (XII в.). ,,Внидоша–сказано–чернцы в церковь ... и видежа у алтарное преграды деку каменну положенну и столицы на строенье трапезе». В созданной великим князем Андреем Боголюбским в городе Боголюбове Рождественской церкви была „сень златом украшена от верха и до деисуса и всею добродетелью исполнена, измечтанна всею хитростью», а в Владимирской, им же созданной церкви, был „онбонь от злата и сребра» 28 . Указание на алтарную преграду с архитравом находится также в известии о церкви св. Иоанна Златоустог о, созданной князем Даниилом Романовичем в Холме: „входящу в алтарь, говорится в летописи, стояста два столпа от цела камени, а на нею камора (дуга) и выспрь же верх бе украшен звездами златыми на лазуре» 29 . Та же летопись говорить о завесах церковных, золотом шитых, оксомитных (бархатных) с дробницею, пожертвованных князем Владимиром Васильковичем, внуком Романа Данииловича, (1289 г.) в Дмитриевскую церковь города Владимира на Волыни, и о платцах оксамитных, шитых золотом с жемчугом, херувимами и серафимами–его же даре церкви св. Георгия в Любомли (Волынской губернии). 30 В нашем Софийском соборе, на мозаической картине тайной вечери, изображена напрестольная сень из колонн и архитрава с крестом на верху. В ближайшем к св. Софии по времени и месту храме XII в. в Киевомихайловском монастыре, на мозаической алтарной иконе тайной вечери, современной самому храму, созданному великим, князем Святополком Изяславичем, сохранился для нас рисунок алтарной преграды, помещённый пред св. трапезой, снятый конечно с какого-нибудь действительного образца в одной из киевских церквей. Преграда эта состоит из двух половин; по среднне ея, против престола, дверь; каждая половина преграды состоит из столбов небольшой высоты, между которыми внизу подокотныя плиты; на верху столбов шарики, по столбам золотистые полоски; столбы и плиты утверждены на цоколе темносерого цвета. наконец в современной киевской Софии, довольно сходной с нею по архитектуре, церкви св. Марка в Венеции древняя алтарная преграда мраморная, из 8-ми столбов и брусковаго архитрава с крестом по средине; между столбами мраморный плиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Lebedince...

Известно нам о злоупотреблениях, которые были допускаемы у нас по отношению к некоторым из богослужебных принадлежностей, именно – к антиминсам, воздухам и ризам. Так как злоупотребления по отношению к воздухам и ризам соединены были с известными церковными службами, то мы и скажем о них ниже, когда будем говорить о службах; а здесь скажем только о злоупотреблениях по отношению к антиминсам. Митрополит Киприан в одном из своих посланий к Псковичам с великим осуждением сообщает, что архиепископ Новгородский, передав запас антиминсов клиросу Троицкого Псковского собора для раздавания их в Псковской части Новгородской епархии, приказал клирошанам начетверо резать каждый антиминс 628 . Было ли приказание единичным распоряжением Новгородского архиепископа на тот только раз, о котором говорит Киприан, или обычай резать антиминсы был общим, – в Новгородской ли только епархии или и в других местах, и чем объяснять единичное приказание или обычай, ничего пока не можем сказать (архиепископ передал Троицкому клиросу антиминсы, освящённые самим митрополитом в его бытность в Новгороде: не придавал ли он, поэтому, антиминсам так сказать четверного значения?). В период до-монгольский украшение церквей составляли: полы мозаично- или просто мраморные и медные 629 , входные двери более или менее художественно и богато сделанные и золочёные верхи (купола). Те же самые украшения оставались и в рассматриваемое нами время. Великий князь Галичский Даниил Романович сделал пол в построенной им в Холме церкви Иоанна Златоустог о, слитый из меди и из олова чистого и блестевший, как зеркало 630 ; епископ Ростовский Игнатий в 1280г. сделал в своей соборной церкви пол из красного (т. е. может быть не красного цветом, а прекрасного качеством) мрамора 631 ; в Нижегородском Спасском соборе до 1377г. был пол чудный (медный или оловянный, ибо сгорел 632 . – Великий князь Даниил Романович устроил в помянутую церковь Иоанна Златоустог о двои двери, украшенные художественно обделанной накладкой из белого и зелёного мрамора 633 ; Галицко-Владимирский князь Владимир Василькович слил в Любомльскую (город, ныне местечко, Любомля, в 60 вёрстах от Владимира Волынского) церковь св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Митрополит Фотий в своем окружном послании ко всему русскому духовенству, убеждая пастырей, чтобы они учили народ свято проводить все четыре поста, установленные апостолами: пост Великий, Петровский, Успенский и Рождественский, – счел нужным напомнить, что во все дни Великого поста надобно соблюдать сухоядение и только в субботы и воскресные дни, также в Цветную неделю и на Благовещение разрешается рыба и что сухоядение должно быть соблюдаемо в продолжение всего года в среду и пяток, а иногда и в понедельник, кроме Великих недель – по Воскресении Христовом, по Рождестве Христовом, по Сошествии Святого Духа и недели пред мясопустом, в которые не положено поститься, а разрешается во все дни есть мясо. “Я слышу, – присовокуплял митрополит, – что некоторые из вас едят мясо на Преполовение в среду и на Введение Пречистой Богородицы: ино то не положено от св. Церкви, итого бы вперед не было... Также на Воздвижение Честного Креста и на Усекновение главы Иоанна Предтечи мяс не есть, но сухоядение”. В 1416 г. тот же митрополит в послании к пастырям псковской Церкви объяснял, что от Рождества Христова до Крещения следует есть мясо не двенадцать дней сряду, как они писали, а только одиннадцать, в двенадцатый же день, накануне Богоявления, не положено есть ни мяса, ни рыбы, кроме сухоядения. “А что пишите вы, дети, – продолжал митрополит, – что у вас едят мясо и молоко на Преполовение и на Усекновение главы Иоанна Предтечи: ино того бы не было у вас отселе; в те дни правила св. отцов повелевают хранить пост” 2446 . III Для совершения богослужения и священнодействий у нас существовал тогда уже полный круг богослужебных книг. Летописец волынский, перечисляя разные пожертвования на храмы Божии галицкого князя Владимира Васильковича, жившего еще в XIII в. ( 1288), между прочим, говорит, что он пожертвовал в любомльскую Георгиевскую церковь : два Евангелия апракос. Апостол апракос, Прологи за все двенадцать месяцев, Минеи также за двенадцать месяцев. Триоди, Октоих, Ирмологий, Служебник, Молитвенник и еще особо молитвы вечерние и утренние 2447 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1158 г. В числе Изяславовых союзников находились и Полочане, которые едва ли уступали тогда Новогородцам в своевольстве. Мы упоминали о несчастии князя Рогволода Борисовича, изгнанного ими без всякой основательной причины: Святослав Черниговский дал ему вспомогательную дружину, и жители Друцка с великою радостию приняли его, выслав Глеба Ростиславича, ограбив дом, Бояр, друзей сего последнего. Отец Глебов, видя опасное волнение и в самом Полоцке, старался задобрить граждан ласками, дарами и, взяв с них новую присягу, осадил Друцк. Сильный отпор жителей заставил сего Князя искать мира: Рогволод дал клятву жить с ним в братстве и нарушил оную вместе с вероломными Полочанами, которые, думая загладить измену изменою, послали сказать ему: «Князь добрый! Мы виновны, свергнув тебя с престола и разграбив твое имение: не помни зла и возвратися к нам: выдадим тебе Ростислава Глебовича». Он согласился с ними; но Ростислав, уведомленный об их замысле, ходил вооруженный, носил латы под одеждою и смелостию вселял боязнь в злодеев. Наконец они устыдились своей робости и звали Князя, жившего за городом, в собрание народное, будто бы для дел государственных. «Вчера я был у вас, – ответствовал Ростислав: – для чего же вы не говорили о делах?» – однако ж поехал в город. Верный Отрок Княжеский остановил его: ибо народ уже снял с себя личину, грозно вопил на Вече и лил кровь Бояр, преданных Глебовичам. Ростислав, соединив дружину, удалился в Минск к брату Володарю; а Рогволод, подкрепленный силою Князя Смоленского, отнял Изяславль у Всеволода Глебовича и предписал мир его брату: остался Князем Полоцким, дал Всеволоду Стрежев, Изяславль Брячиславу Васильковичу и восстановил тишину кратковременную. Володарь, третий сын Глебов, воевал тогда с Литвою: братья присягнули за него в верном исполнении мирных условий. Изяслав Давидович не долго жил в союзе с Галицким и Волынскими Князьями. Поводом к сему разрыву служил знаменитый Воевода первого, Иоанн Берладник. Князь Галицкий, ненавидя и боясь сего брата двоюродного, изгнанного Владимирком, умел склонить на свою сторону не только Венгерского Короля с Поляками, но и многих Князей Российских, желая, чтобы они вместе с ним убедили Изяслава выдать ему Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

5. В этом месте пр. Исаия призывает к терпеливому перенесению тяжких бедствий, так как бедствия сии являются следствием гнева Божия за нечестие народа. «Скройтесь, — говорит пророк, — на некоторое непродолжительное время, доколе не минует вас гнев Господень». 6. Киево-Печерская Богородичная церковь была основана преподобными отцами — Антонием и Феодосием Печерскими в 1073 году, при епископе Михаиле, во дни благоверного князя Святослава Ярославича. Строение храма, начатое при разных чудесах и знамениях, продолжалось в игуменство прп. Стефана и прп. Никона и окончилось при игумене Иоанне. Красота и великолепие этого храма изумляли современников. Внутренность его блистала золотом и мозаикою и привлекала взоры иконною живописью. Помост устроен был мозаически из разноцветных камней, расположенных красивыми узорами. Верхи церкви были позолочены; крест, поставленный на главном куполе, был выкован из чистого золота; неудивительно посему, что современники называли Печерскую церковь «небеси подобною» и говорили, что она составляет славу и украшение всей земли Русской. 7. Всех приходящих к хану татарские жрецы проводили между огнями: по их убеждению чрез это уничтожалось всякое злое намерение у лиц, шедших к их повелителю. Огонь, по их верованию, был «чистилищем для всяких злых умыслов» и отнимал даже силу у скрываемого яда. 8. Борис Василькович (Васильевич) — князь Ростовский, внук Михаила Черниговского, старший из двух сыновей Василька Константиновича, от брака его с Марией Михайловной, княжной Черниговской. По смерти отца, убитого татарами близ Ростова, в Щереньском лесу, в 1238 году, Борис получил в удел Ростов. Князь этот известен в истории как печальник земли русской пред ханом Золотой Орды. Он побывал в Орде более 8 раз, — по приказу Батыя ездил даже в Великую Татарию, к хану Сартаку (1245 г.). Умер Борис в Орде в 1277 г. Погребен в Ростовском Успенском Соборе. 9. Святые мощи благоверного князя Михаила и боярина его Феодора были перенесены из Орды богобоязненными христианами сначала во Владимир, а затем в родной город князя Михаила — Чернигов. Затем, в 1572 г. 14 февраля, по воле царя Иоанна Васильевича Грозного, св. мощи были перенесены в Москву, из опасения, чтобы они не подверглись поруганию со стороны католиков, по переходе Чернигова под власть польскую. Они были положены под спудом в соборной церкви Черниговских чудотворцев, находившейся в Кремле, близ Тайницких ворот. Когда же упразднен был этот собор, тогда св. мощи, по повелению императрицы Екатерины II, тожественно перенесены, в 1770 г. августа 25-го, в Сретенский собор, что во дворце на «Сенях»; отсюда, в 1774 г. ноября 21-го, перемещены в Архангельский собор, где почивали сначала в великолепной серебряной раке, устроенной в память мира с Турцией, а после 1812 года (когда эта рака похищена была неприятелями) доныне покоятся в медной посеребренной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

98 ...епископу ростовьскому Кирилу... – Епископом Ростова Кирилл был с 1231 по 1261 г. (В 1261 г. по старости и болезни оставил епископию, умер в 1262 г.). Время епископства Кирилла пришлось на наиболее трагические годы истории Руси – при нем произошли монголо-татарское нашествие и установление монголо-татарского ига. О поездках Кирилла в Орду летописи ничего не сообщают, но, вероятнее всего, ему приходилось там бывать неоднократно: ростовский князь Борис Василькович. на время княжения которого (с начала 40-х гг. XIII в. по 1277 г.) приходится почти весь период епископства Кирилла, очень много раз ездил в Орду. 99 ...дом святыа Богородица. – Успенский кафедральный собор Ростова. Был заложен в 1161–1162 гг. Андреем Боголюбским. Это первое каменное сооружение Ростова обвалилось в 1204 г. В 1213 г. было заложено новое здание Успенского собора, строительство которого завершилось в 1231 г., но и этот собор во время большого пожара 1408 г. разрушился. Здание Успенского собора, сохранившееся до настоящего времени, – постройка XVI в. 100 ...о святм Леонтии... – В «Киево-Печерском патерике» (в «Послании епископа владимирского Симона к Поликарпу») говорится, что многие монахи – постриженики Печерского монастыря – стали епископами и проповедовали христианство в Русских землях. Первым среди них назван Леонтий, епископ ростовский, и о нем здесь сказано, что «его, после многих мучений, убили неверные» (см. наст. изд., т. 4). Однако в «Житии» Леонтия о его мученической кончине ничего не говорится. Согласно «Житию», он после своей проповеднической деятельности мирно скончался в Ростове в период с середины до 70-х гг. XI в. Мощи его были открыты в ростовской церкви Иоанна Богослова в 1164 г., в 1230 г. были перенесены в Успенский собор. 102 И утаився всх, акы древний Мелхиседекъ... – Мельхиседек – легендарный библейский персонаж. В апокрифических сказаниях о Мельхиседеке рассказывается, что посланный отцом Мелхилом, царем Палестинской земли, за «волами и овцами» в стадо, чтобы принести их в жертву кумирам, Мельхиседек посмотрел на небо и уверовал в Бога «всевышнего». Бежав от гнева отца на Фаворскую гору, Мельхиседек прожил там в одиночестве много лет, молясь Богу, и Бог нарек его своим иереем «вовеки».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

•  Стародубское княжество занимало территорию по р. Клязьме. Удельное княжество выделилось из состава великого княжества Владимирского в 1218 г. В 1238 г. в Стародубе утвердилась династия князя Иоанна, младшего сына Всеволода Большое Гнездо. Преподобные схимонах Кирилл и схимонахиня Мария, родители Преподобного Сергия Радонежского (+ ок. 1337) Память их празднуется 28 сент., 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых, 6 июля вместе с Собором Радонежских святых Родители прп. Сергия Радонежского, Кирилл и Мария, были людьми добрыми и богоугодными. Подробных сведений о благочестивой жизни этой блаженной четы не дошло до нашего времени, но «самый произошедший от них плод показал, лучше всяких красноречивых похвал, доброту благословенного древа. Счастливы родители, коих имена прославляются в вечности в их детях и потомстве».  Дух иночества сообщился от сына к родителям, при конце своей жизни Кирилл и Мария пожелали сами, по благочестивому обычаю древности, воспринять на себя ангельский образ. В верстах трех от Радонежа был Покровский Хотьков монастырь, который состоял из двух отделений: для старцев и для стариц. В этот монастырь и направили свои стопы родители прп. Сергия, чтобы здесь провести остаток своих дней в подвиге покаяния и приготовления к другой жизни. Претружденные старостью схимники-бояре недолго пробыли в своем новом звании, мирно преставившись около 1337 г. Погребены они под сенью Покровской обители. На верхней стороне гробницы угодники Божий изображены во весь рост, и изображения их украшены ризами, которые устроены в 1827 г. Преподобная Анна Кашинская (+ 1338) Память ее празднуется 2 окт. в день преставления, 12 июня в день обретения мощей и второго прославления и в 1-ю Неделю после праздника свв. апостачов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святых Св. княгиня Анна Кашинская была потомком свв. князей мучеников Михаила Черниговского (память его 20 сент.) и Василька Ростовского (память его 4 марта). Дед ее, князь Борис Василькович ростовский, всю жизнь свою, почти с 14 лет, провел в Орде, отстаивая родной народ перед татарами, и называется «печальником земли Русской». 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

В 1481г. построена церковь Спаса в монастыре на Каменном (на Кубенском озере), – Борзаковский История Тверского княжества стр. 33. В Суздальском Евфимиевом монастыре заложена каменная церковь в 1352г., – История Иерархии IV, 98. О каменных церквах в Рязани в XV в., – Иловайский История Рязанского княжества стр. 253 (церквей было немного; какие именно, не указывается). О церквах Суздальских у Анании Фёдорова во Временнике, книга 22 (XXII): верхи соборного храма перестроены в 1528г., – стр. 44 fin.. Митрополит Иларион уничтожил хоры в соборе и увеличил окна, – стр. 49 (О других церквах нет?). План собора в собрании карт, планов и рисунков к Трудам I съезда, лист XXIII. Изображение в L’art russe Строганова, лист VIII. Галиция – Волынь. Даниил Романович создал в Дрогичине (на Буге, ниже Брест-Литовска) церковь прекрасну святой Богородицы (после нашествия Татар), – Ипатская стр. 524. Он же Данило Романович создал в Холме церкви: Иоанна Златоустог о красну и лепу, – Ипатская стр. 558 sub fin. (описание). Богородицы превелику, – ibid. 560 начало. Космы и Дамиана, – ibid. 559. Владимир Василькович создал церковь св. Георгия в Любомли (в 60 вёрстах к северо-западу от Владимира Волынского), – Ипатская стр. 609. Изображения (рисунки) церквей XIII-XVI века. Звенигородский Успенский собор в Русской Старине Снегирёва и Мартынова, тетрадь III. Полоса, разделяющая лизены на два поля, представляет три линии плетений. Наличники над дверями и над окнами с защипами. Церковь Вознесения в селе Коломенском, ibid. тетрадь III. См. выше, стр. 394 , Башнеобразная с шатровым верхом; верх на многих бочках. Церковь Рождества Богородицы на Старом Симонове, 1509г., ibid. тетрадь V. Под кровлей полуциркульные печуры; полоса, разделяющая лизены, тройная. Введенская и Пятницкая церкви в Троицком посаде, ibid. тетрадь VI. Церковь Гребневской Божией Матери в Москве, ibid. тетрадь VII. Полоса, разделяющая лизены, весьма простая. Церковь Чуда архангела Михаила в Чудовом монастыре, ibid. тетрадь VIII, 1501–1504 годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002   003     004    005    006    007