897 Только в 3, 4, 5, 6 и 7 прибавлено: «...То общий суд, а пересуд на полы», и в 2: «...То обчии суд, а присуд и пересуд на полы». 898 В 2, 3, 5, 6 и 7 вслед за этим еще читаем: «Устав, бывший и преже нас в Руси от прадед и дед наших имати митрополиту 3, 5, 6 и 7 – епископом) десятину от дани, и от виры, и от продаж, и от лова княжа, что входит во двор княжь от всего». 901 Это видно из уставной грамоты новгородского князя Всеволода Мстиславича, данной (1134–1135) церкви святого Иоанна Предтечи на Опоках (Дополн. к Акт. историч. 1. 3 (106)), и из договоров смоленского князя Мстислава Давидовича с немецкими городами, заключенных в 1229 и 1230 гг. (Собр. госуд. грам., изд. Румянц. 2. С. 4 (266); Карамз. Ист. госуд. Росс. 3. Прим. 248 (148)). 903 П. собр. р. лет. 1. С. 53 (228); Дополн. к Акт. истор. 1. 2, 3, 4, 5 (106); Русск. достопам. 1. С. 84 (306). 904 Восток. Опис. рук. Румянц. муз. 231. С. 291 (88). Самое исчисление церковных судов, которое в этом Описании не напечатано, по рукописи следующее: «Роспуст, смилное, умыкание, пошибание, заставание, промежю мужем и женою что будет, речь о животе, ведовьство, зелие, урекание бл... и зелие, еретичество, зубоежа, иже отца и матерь бьет сын или дщи, братия или дети тяжются о эадници, церковная татба – то все суды церковный...» Очевидно, что епископ Владимирский, писавший в XIII в., имел под руками еще особый список устава Владимирова, очень близкий к краткой редакции, но имеющий и свои отличия, хотя, быть может, святитель в своем послании к князю перечислил не все суды церковные, а только некоторые для примера, как не всех перечислил он и людей церковных в том же послании (см.: Опис. рук. Румянц. муз. С. 291 (88)). 906 1 обширной редакции дошел до нас в Кормчей, писанной в 1280 г. по воле новгородского князя Димитрия для новгородской Софийской церкви (17); 1 средней – в Кормчей, переписанной в XVI в. с Кормчей, которая написана была в 1286 г. для Владимира Васильковича, княжившего во Владимире на Волыни (22); 1 краткой – в летописи, составленной в Переяславле Суздальском в начале XIII в. (174) (см. прим. 237, 238, 240).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

О Кирилле, Мефодии, Вячеславе и Иоанне Рыльском см.: Опис. славянск. рукописей Москов. Синодал. библ. 1. С. 262, 263, 264, 314 Опис. Румянц. муз. 173, 180 Известия II Отд. Акад. наук. 5. 191, 275; 6. 283 О Параскеве, Арсении и Савве Сербских — Опис. Румянц. муз. 712 В Апостоле императ. Публ. библ., in f. 56, пис. уставом XV в. на бумаге упоминаются в месяцеслове вместе с Феодосием Печерским (л. 349) и Петром митрополитом (л. 335) имена Саввы Сербского (л. 350) и Симеона, «нового мироточца Сербского» (л. 353). Вопросы Феогноста и ответы на них Константинопольского Собора изданы по трем спискам Кирилло-Белоезерск. монастыря (см. Варлаам. Обозр. рукописей прп. Кирилла Белоезер. в Чтен. Моск. ист. общ. 1860. 2. 32–38 Мы имели под руками еще список из Кормчей Новгородск. Соф. библ. XVI в. 437. Л. 1–3 Но в этом последнем списке конца недостает, а в середине есть пропуск и значительная вставка, преимущественно из известных вопросов Кирика и ответов Нифонта. См. также Карамз. 4. Прим. 181 См. прил. 24. Акт. истор. 1. 253. С. 476 Акт. ист. 1. 22. С. 45–46 Дополн. к Акт. истор. 1. 181. С. 329, 330 П. собр. р. лет. 2. 223 См. прил. 25. П. собр. р. лет. 3. 182 А в житии Моисея сказано: «Собра многия книгописцы и наять тыя преписовати многия святыя книги по исполнению церквей Божиих...» (сб. моей б-ки 14. Л. 74 об. Доныне сохранились из книг, переписанных по повелению Новг. владык: Моисея — 2 Евангелия (Горск. Опис. 1. 221 254]; Куприан. Обозр. Новг. Соф. библ. в Изв. II Отд. Ак. наук. 6. 277 312]); Давида — месячная Минея за март и апрель (Савв. Указател. Синод. библ. 208 Алексия — Евангелие и три книги Миней месячных за март, июль и октябрь 19, 10] (Изв. II Отд. Ак. наук. 6. 278, 288, 289; 7. 279 Иоанна II — Служебник Канонник и Паремейник (там же. 6. 287, 304 Савв. Указат. 251 Евфимия — Октоих и пять книг месячных Миней за январь февраль апрель июнь и ноябрь (Изв. II Отд. Ак. наук. 6. 294–296; 7. 275 Опис. Румянц. муз. 395 Например, при владыке Новгор. Алексии упоминаются переписчики «владычень паробок Микула», «владычень паробок Семеон», «владычень писец Филица» (Изв. II Отд. Ак. наук. 6. 279, 289; 7. 279 при владыке Иоанне — дьяк Василий и священник Феодор (там же. 6. 287 Савв. Указат. 251 при владыке Евфимии — игумен Перыня монастыря Дионисий и диаконы Диомид и Иоанн (Извест. Там же. 6. 295, 296 Еще прежде, и именно в 1270 г., переписал в Новгороде Евангелие Георгий, сын попов (Опис. Рум. муз. С. 172 В Кирилло-Белоезерском монастыре перепискою книг для обители занимались иноки Христофор и Мартиниан (Варлаам. Обозр. в Чтен. Моск. ист. общ. 1860. 2. 2 При перечислении книг, пожертвованных князем Владимиром Васильковичем в церкви, летописец не раз замечает: «Сам же списал бяше» (П. собр. р. лет. 2. 222 А какой-то писец Захария на списанной им Псалтири в 1296 г. сделал пометку, что он на своем веку много переписал святых книг, занимаясь этим издетства до старости (Горск. Опис. Синод. библ. 1. 184

http://sedmitza.ru/lib/text/435948/

Приложения 1 О митрополите Кирилле II В Ипатьевской летописи под 1241 г. упоминается о каком-то Кирилле, который был печатником князя Даниила галицкого, отправлялся по его поручению в Бакоту для усмирения края и потом с тремя тысячами воинов опустошил Болоховскую землю. А под 1243 г. говорится: «Данил, затворив Холм, еха ко брату си Василькови, пойма с собою Курила митрополита» (Полн. собр. р. лет. 2. 179–181 (351)). Можно ли выдавать за несомненное, что тот и другой Кирилл были одно лицо (см.: преосв. Филарет. Ист. Русск. Церкв. 2. Прим. 179 (416))? Не видно оснований: могло быть это одно лицо, могли быть и два различные. Да и не совсем вероятно, чтобы Кирилл печатник, принимая монашество, пред постановлением своим во епископа и потом в митрополита вопреки укоренившегося обычая не переменил своего мирского имени на новое. Еще труднее поверить, чтобы печатник в течение одного или двух лет из мирянина и воина мог сделаться уже нареченным митрополитом, пройти все низшие ирерахические степени. Нельзя также утверждать и даже считать вероятным на основании приведенных слов летописи, будто Кирилл до избрания его в митрополита был епископом Холмским (пр. Филар. Там же. С. 107 (416); Прибавл. к твор. св. отц. 1. 415 (249)): он мог находиться в Холме случайно или временно вместе с самим князем Даниилом. А главное, по свидетельству той же летописи, первым епископом Холма по открытии в нем кафедры князем Даниилом был Иоанн, остававшийся на своей кафедре и в 1260 г. (Полн. собр. р. лет. 2. 163, 196–198 (351)), когда же мог быть там епископом Кирилл митрополит? В Холм переведена епископская кафедра из Угровска, и Иоасаф Угровский, домогавшийся митрополитского престола, был последним епископом этого города, непосредственным предшественником Холмского епископа Иоанна, следовательно, жил около времени нашествия татар на Россию и мог домогаться митрополитской кафедры именно тогда, как она сделалась праздною после митрополита Иосифа (там же. С. 163 (351)). 2 О Геронтии игумене и галицкой митрополии в конце XIII и начале XIV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

839 Плач Богоматери над гробом Спасителя; Слово об Успении Богоматери; О жизни Ея; Слово на Великую Субботу. 841 Канон на Великий Пяток в Триоди; канон Марии Египетской на 1-ое апреля, несколько песней стихами. 845 Св. Григорий Назианзин : «девство прежде являлось в редких и покрытое полумраком. Когда же Хрисхос родился от чистой Девы Марии, оно явилось для людей в свете блистательном, отрешенное от мира и развязывающее мир немощный. Столько превосходит оно узы брака, сколько душа выше тела, небо земли, жизнь ветхая выше жизни исчезающей. Брак – снисхождение к похоти, а девство – слава. Любовь, стремящаяся к одному, близится ко Христу, любящему любящего, встречающему идущего. Любя Его, дева оставила мир и не может смотреть на другое; связана она сладкими узами» (St. Gregory of Nazianzus. Opera/ed. Migne. V. III). 846 Слово 5. В «Постановлениях Апостольских» (кн. 3, гл. 5) жертвенником Божиим называются вдовицы, обрекшие себя Богу. Но св. Поликарп в послании пишет приветствие «девам, именуемым вдовицами». Следовательно, ясно, что вдовицами назывались и обетные девы. 851 Акты исторические, извлеченные из иностранных архивов. Т. I; Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. II, прим. 128–130. 855 Мономах в духовной: «и на ту весну к Ярополку (ходил) совокуплятися на Броды…. На ту зиму идохом к Ярополку совокуплятися на Броды и любовь велику сотворихом» (Собр. л. 1, 103). Следовательно, Мономах два раза ходил для Ярополка против Ростиславичей, весною и зимою. 856 О Ростиславичах летописи под 6605 г. «А им же раздаял Всеволод городы, Давыду Володимир, Ростиславичам Перемышль Володареви, Теребовл Василькови». Святополк, выгоняя после Ростиславичей из Червенских городов, говорил: это волость отца моего и брата. О Всеволоде летопись под 1093 г. «седящу ему Кыеве, печаль бысть ему от сыновец своих, яко начата ему стужати, хотя власти, ов сея, ов же другое». 860 Жизнь святителя в Иркутской стороне описана по актам Иркутска (см.: Иркутские епархиальные ведомости. 1863–1864), только здесь много и такого, что не относится к жизни святителя, и многого нет такого, что входило в круг жизни свт. Иннокентия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ростислав принужден был отступить. Стр. 179. 180. Далее Летопись под 1243 г. говорит, что Даниил, при слухе о приближении Татар «затворил Холм», еха по брату с Василькови, поима с собою Кирилла Митрополита». 1250 г. «Кирилл бо Митрополит идяше послан Даниилом и Васильком на поставление Митрополье Русской». Это по возвращении Даниила из Орды, где был он в 1250 г., а не в 1243. И тогда же король Венгерский умолил Кирилла помирить его с Даниилом и убедить взять дочь короля за сына своего; Митрополит возвратился, вместе с Даниилом и сыном его прибыл к Королю, – повенчал брак и отправился в Никею. Стр. 183. 185. Новг. 1. Лет. 64. 181 Святислав писал к Митрополиту: «Благодарю за святую молитву твою, Преосвященный Архиепископ всей Русской земли, благодержавного родства моего, коего отрасль я по святым предкам моим. Пишу тебе, возлюбленный Богом Архиепископ первопрестольный Кирилл, да просветится словом твоим земля Русская. А написанный сей Зонара пусть нигде не изменяется писанием. Ибо там надобно, чтобы сей Зонара во всяком царстве был один для Собора, как уставили и передали нам св. Отцы. Потому испросил я у Патриарха и переписал (перепустив) для святопочивших родителей моих и в помине души моей; когда воздеваешь ты преподобныя руки твои, не забывай меня в святых молитвах твоих» и пр. Письмо писано 5 индикта 6670 г. 1262 г. См. Розенкампфа о Кормчей стр. 57 – 61. Востокова Опис. муз. стр. 291 – 293. 182 Русск. Достоп. 1, 106–118. У Кульчинского. Specimen Ecclesiae Ruthenicae. У него напечатана и речь, которою Кирилл открыл Собор и которой не видно в ркп. Кормчих. 183 По летописям видим его во Владимире 1250 и 1252, в 1255, 1261 – 1263, 1264 г., а в 1280 г. исправлял он соборный владимирский храм, и преставился в Переяславле. Лавр. Лет. 202–206. Троицк. 226. 227. Супр. Лет. 38. Новгор. 4. Л. 38. 43. Плано-Карпини в 1246 г. нашел невдали от Киева Куремсу с 60,000 Татар, оберегавших владения Монголов от запада; «жителей, говорит Плано-Карпини, везде мало; они истреблены Монголами, или отведены ими в плен».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вероятно, здесь находит отражение вековое стремление Запада к покорению новых территорий, связанное с географическими особенностями (высокая плотность населения в Европе, недостаток ресурсов). Западная культура, образ жизни, система ценностей выступают здесь как средства агитации, призванные завуалировать прозелитизм. Упомянутые выше особенности западной и русской цивилизаций позволяют предположить, что мировоззренческая пропасть лежит не столько в плоскости догм и канонов той или иной конфессии, и, конечно же, не в плоскости демократических ценностей, а в том, на каких условиях достижимо согласие двух цивилизаций в вопросах противостояния общим вызовам. II. Смоленщина: испытание веры История Смоленска, одного из древнейших русских городов (первое датированное упоминание Смоленска в Устюжском (Архангелогородском) летописном своде относится к 863 г.: он был уже «град велик и мног людьми»), примечательна тем, что не раз смоляне стояли перед выбором: Россия или Запад, православие или католицизм. Смоленск вошел в состав древнерусского государства - Киевской Руси в результате похода дружины Новгородского князя Олега на Киев в 882 г. Археологические раскопки Гнездовских курганов свидетельствуют о высоком развитии в Смоленске ремесла и о существовании письменности на Руси до введения христианства (оно начало распространяться на Смоленщине после крещения Киева). В политической жизни города большую роль играло вече. Владими Мономах воздвиг в Смоленске собор в честь Успения Божией Матери, в 1103 г. освятил его, поставил в соборе чудотворную икону Божией Матери Одигитрии. В XII - XIII вв. на Смоленской земле утвердились князья одной из главных ветвей потомка Мономаха - сыновья и внуки сына Мономаха Мстислава Владимировича. Выдающимся политиком был внук Владимира Мономаха Ростислав Мстиславич (причислен к лику святых), усилиями которого в Смоленске была учреждена самостоятельная епископия (1137 г.), построено множество храмов. Расцвет духовной жизни Смоленщины связан с именами праведников, святых русской земли: преподобного Авраамия Смоленского (XII-XIII века), мученика Меркурия, воина Смоленского (уп.1239 г.), преподобного Андрея Смоленского (XIV век).

http://ruskline.ru/analitika/2011/04/13/...

1069 Климент, папа римский (I-II в.). Умер в ссылке в Херсонесе, его мощи были найдены на островке в Херсонесской бухте свв. Константином-Кириллом и Мефодием и перенесены в Рим в 867 г. Глава св. Климента была перенесена св. кн. Владимиром в Киев и хранилась в Десятинной церкви. Титмар Мерзебургский в 1018 г. даже называет ее не церковью Богородицы, а церковью св. Климента. 1071 Василий II Болгаробойца (958–1025) и его брат Константин VIII (960–1028), императоры с 963 г. См.: Гл. 4. 2. 1081 Об этом пишется в летописях и в житиях свв. Бориса и Глеба, так как именно Борис был отправлен во главе войска. 1098 Тот же срок жизни указан в «Сказании, и страсти, и похвале святым мученикам Борису и Глебу» (Анонимном). Крещение у Иакова датировано 987 г. О хронологии памятника см.: Гл. 1. 3. 1099 Поход к Порогам состоялся в 988 г., а взятие Корсуня в 989 г. (см.: Гл. 4. 2, Табл. 1; Гл. 5. 1). 1102 Закладка Десятинной церкви – в 990 г. (989 или 991 г. в разных редакциях «Повести временных лет»), Переяславля – в 991 г. (992 г. в «Повести временных лет»), освящение Десятинной церкви – в 995 г. (996 г. в «Повести временных лет»). 1109 987 г., 6495 (987) г. как год крещения указан также в «Чтении о житии и погублении святых мучеников Бориса и Глеба» преп. Нестора. О дате см.: Гл. 1.3; 4.2. 1116 Свв. Борис и Глеб были убиты сразу после смерти св. Владимира в 1015 г. своим двоюродным братом Святополком Ярополчичем. При Ярославе Владимировиче (до 1054 г.) были прославлены как святые многочисленными чудесами. Сочинение, которое можно было бы с уверенностью приписать Иакову, не известно. Это может быть первоначальная (без интерполяций) редакция «Сказания, и страсти, и похвалы святым мученикам Борису и Глебу» (Анонимного). Подробнее см.: Гл. 1. 3. 1128 Перун – громовик, верховный бог пантеона, созданного Владими- ром-язычником, бог грома; Хорс – солнечное божество. 1136 Константин, св. равноап. (ок. 274–337)–римский император (306–337). При нем прекратилось преследование христиан (Миланский эдикт 313 г.). В 325 г. в его присутствии и при его участии состоялся Никейский (I Вселенский) собор, принявший православный Символ веры .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1950 года, в течение пятнадцати лет Митрополию возглавлял митрополит Леонтий (Туркевич, 1874–1965). Через несколько лет после окончания Киевской Духовной Академии, по приглашению архиепископа Тихона, в 1906 году отец Леонид Туркевич начал своё служение в Америке, став ректором первой православной Духовной Семинарии, находившейся тогда в г. Миннеаполисе и затем переведённой в г. Тенафлай, Нью-Джерси. Когда будущий священномученик протоиерей Александр Хотовицкий в 1914 году уехал в Россию, протоиерей Леонид Туркевич занял его место настоятеля Свято-Николаевского Кафедрального Собора в Нью-Йорке, члена епархиальной консистории, редактора Русско-Американского Вестника и стал близким советником правящего архиерея. Он был одним из трёх делегатов от Американской русской епархии на Всероссийском Поместном Соборе 1917–1918 гг. На Соборе ему выпала честь участвовать в поставлении своего бывшего епархиального архиерея, которого он глубоко почитал, Высокопреосвященнейшего Тихона, на Патриарший Престол 100 . В двадцатые годы отец Леонид был правой рукой митрополита Платона в борьбе с обновленчеством, пытавшимся захватить русскую епархию в Америке. Хотя им и удалось получить собор в Нью-Йорке, но около сотни храмов, бывших в той же опасности, не удалось отстоять. Отец Леонид овдовел в 1926 году, а в 1934 он был хиротонисан во епископа Чикагского и Минеаполисского с именем Леонтий в монашестве. По кончине митрополита Феофила в 1950 году, в конце того же года на Восьмом Всеамериканском Соборе архиепископ Леонтий единогласно был избран на кафедру Митрополита всея Америки и Канады. В годы его правления Митрополией произошло многое, что очень повлияло на дальнейшее развитие церковной жизни в Америке. Духовное образование и приток новых сил Попечение о духовном образовании и подготовке будущих пастырей митрополит Леонтий понимал как одну из важнейших своих обязанностей. Помимо руководства Свято-Владимирской Духовной Академией он читал в ней курс Пастырского Богословия и вникал во все подробности академической жизни. К этому времени в её корпорацию вошли выдающиеся богословы и мыслители из западно-европейского русского зарубежья – протоиерей Георгий Флоровский , профессора Г. П. Федотов , Н. А. Арсеньев, А. А. Боголепов и молодые учёные, окончившие Свято-Сергиевский Богословский Институт в Париже, о. Александр Шмеман , о. Иоанн Мейендорф и профессор С. С. Верховской . В следующие тридцать лет они были «мозговым трестом» митрополии. С 1950 по 1993 годы отцы Г. Флоровский , А. Шмеман и И. Мейендорф последовательно были деканами Свято-Владими-ровской Духовной Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. К истории Коломенской епархии. Сообщил М. Руднев а) Издаваемые от разных архиереев, бывших в Коломенской епархии, определения б) Инструкция благочинному Коломенского и Егорьевского уездов Зарецкой де-сятины в) Ведомости, учиненные в Коломенской духовной Консистории, по силе полу-ченного в оной сего июня «3» дня 1788 года от его преосвященного Феофилакта еписко-па Коломенского и Тульского приказания 3. К вопросу о месяцеслове канонизованных русских святых. Архим. Никодим 4. К вопросу о церковно-народном почитании святых русских Москвы и Владими-ра. Его же 5. Графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская, как ревнительница христианско-го просвещения инородцев-чуваш. Свящ. А. Иванов 6. О поручной записи по подъячем Новгородского митрополита раскольнике Про-кофьеве. Сообщил Действит Член С.А. Белокуров Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1904 год. Книга первая I. Материалы исторические 1. О так называемой Ростовской летописи. Действит. Члена А.А. Шахматова II. Материалы историко-литературные 1. Описание рукописных собраний, находящихся в Киеве. Действит. Члена Н.И, Петрова. Вып. 3-й: рукописи Киево-Софийского собора 2. Писание о зачинании знак и знамен или прапоров (с 17 рисунками в тексте). По рукописи XVII в. Сообщил А.Т. Успенский III. Смесь 1. Бытовые черты XVIII века 1) Раздача ветхих дощаников в жалованье служилым людям 2) Челобитье калмычки об освобождении из холопства 3) Челобитье татар о разрешении продавать детей по случаю голода 4) Отзывы служилых людей о картах 5) К истории Ирбитской ярмарки 6) Указ о бобровом пухе для шляп 7) К истории Нерчинского бунта 1700 г 8) Челобитье о часовщике 9) Вызов самоедских шаманов в Москву 10) Редкий отзыв о воеводе 11) Воеводский голос против выборного начала 12) Доставка в Москву живых соболей и магнита 13) К истории чайной торговли 14) Дело об «Истории Скифийской» 15) Два указа о «слове и деле» 1702 г 16) Посылка в Киев за книгами, Учителями, «студентами», «спеваками» и проч

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но Господь не судил погибнуть Никольской церк­ви. Каменные стены Никольского храма выдержали все. После войны советские власти не решились за­крыть последний на десятки километров вокруг уце­левший храм. По просьбам жителей сюда снова стали приезжать священники. Из одной из закрытых церк­вей Стругокрасненского района был привезен иконо­стас. Старожилы с теплотой вспоминают об иерее Михаиле Подъякове, который чудом вышел живым из застенков ГУЛАГа и приехал сюда, чтобы на возрож­дение Владимирца положить оставшиеся немногие силы, последние дни своей жизни. Однако окружающие деревни продолжали пус­теть. Политика советской власти заставляла сель­ских жителей искать лучшей доли в больших горо­дах. К восьмидесятым годам XX века приходская жизнь вокруг храма едва теплилась. Теперь погибал уже не храм, погибали окружающие селения. Моло­дежи практически не оставалось. В деревнях дожива­ли свой век старики. Предтечей заката советской власти стало торжест­во Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году. Вернув­шись с праздничных московских торжеств, псковский митрополит Владимир (Котляров) благословляет пе-черского иеромонаха Нифонта выехать во Владими­рец и начать обустраивать здесь пустынножительную монашескую обитель. К этому времени владимирец-кий храм снова имел довольно плачевный вид. Кресты на куполе и колокольне покосились, крыша текла, де­ревянные настилы полов прогнили, окна были разби­ты. Из-за повреждений кровли стала разрушаться стена притвора. Внутри церкви было свалено множе­ство хлама, инвентаря, дров. Здесь уже несколько ме­сяцев не было священнослужителя. Когда сюда при­ехал отец Нифонт, к церкви было даже трудно подойти из-за глухих зарослей бурьяна, окружавших ее со всех сторон. Доживавший свой век, последний владими-рецкий старик Никандр хранил старинные церковные ключи. Трудно дались первые годы строителю монасты­ря, теперь архимандриту Нифонту. Много пришлось претерпеть и пережить. Но с первых же дней оказал существенную поддержку Псково-Печерский мона­стырь. Он давал строительный материал, необходи­мые бытовые и богослужебные принадлежности. Из Печер же приезжали и верующие строители, при­ступившие к восстановлению храма и причтового до­ма. Была воссоздана церковная кровля, застеклены окна, восстановлена западная стена, сделаны полы. Храм стал приобретать внешнее и внутреннее благо­лепие, но самое главное - в храме возродилось ду­ховное делание: богослужение, молитва. Со време­нем была восстановлена традиция совершения крестных ходов на святые источники: к ближнему - на монастырский праздник Введения Богородицы во храм и к дальнему - на Рождество Иоанна Предтечи.

http://sobory.ru/article/?object=05602

   001    002    003    004   005     006    007