Красново. Церковь Богоявления Господня. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Красново, казенное село, при пруде и колодцах, в 14 верстах от Ростова; 51 двор, 136 рев. душ и 134 надела. Местная каменная одноглавая, в связи с колокольнею, Богоявленская церковь построена здесь впервые в 1870 году г. К. Плешановой, на средства её покойного мужа Ивана Максимовича Плешанова; а потому каких-либо древних предметов искать в ней нечего. Старинных икон также нет. Крестные ходы здесь существуют следующие: в селе Краснове три: 1 июля, установленный лет 20 назад, по случаю скотскаго падежа, 20 июля и 22 октября. Последние два хода установлены с давних пор, а потому и неизвестно, по какому случаю. С 1871 года в устроенном г-жею Плешановою доме открыта сельская школа. На этом месте стоял терем князя Федора Васильковича; здесь же князь Иван Владимирович женил своего внука, князя Михаила Александровича Касатку. на княжне Матроне, дочери князя Дмитрия Александровича Щепы; затем на этом же месте князь Константин Михайлович Касаткин хотел бороться с князем Юрием Александровичем Хохолковым, из-за княжны Феодоры, дочери князя Ивана Ивановича Пужбольскаго; но смерть княжны предотвратила эту ссору. В 1866 г. здесь скончался Ростовский гражданин Иван Иванович Хранилов, первый возобновитель Ростовскаго кремля. Г. Хранилов был уполномочен Плешановыми строить новую церковь и скончался во время работ. Из книги: А.А.Титов " Ростовский уезд Ярославской губернии. Историко-археологическое и статистическое описание с рисунками и картой уезда " , 1885 г., стр.452 - 453 Кирпичный храм Богоявления Господня построен в 1870 году в духе образцовых проектов конца XIX века на средства ростовской купчихи Г. К. Плешановой в родном селе купцов Плешановых. Закрыт в 1929 году, венчания сломаны, здание служило клубом, затем складом. В 2000-х годах храм был возвращен верующим. Двусветный четверик, в настоящее время одноглавый, с двухпридельной трапезной, в которой были приделы Иоанна Богослова и Максима Исповедника, и шатровой колокольней.

http://sobory.ru/article/?object=23484

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОБРИНСКИЙ ВО ИМЯ ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Главный корпус Кобринского во имя Всемилостивого Спаса мон-ря. Фотография. 2014 г. Главный корпус Кобринского во имя Всемилостивого Спаса мон-ря. Фотография. 2014 г. (Брестской и Кобринской епархии Белорусского Экзархата), находится в г. Кобрине Брестской обл. (Белоруссия). Основан не позднее 2-й трети XV в. Первоначально мужской, К. м. располагался на территории Верхнего замка, которая освоена горожанами еще в XII в. Первые постройки обители в XV в. находились недалеко от места, где еще с домонг. времени стояла деревянная башня (Apxeoлoriя Бeлapyci: Энцыклапедыя 2 т. Минск, 2009. Т. 1. С. 456). Этот факт дает косвенное основание предполагать, что К. м. основан на земле, принадлежавшей членам местной княжеской семьи. Согласно духовной грамоте владимиро-волынского кн. Владимира (Иоанна) Васильковича , в состав его домениальных владений еще до 1287 г. входил «городъ свои Кобрынь, и с людми и з данью». В 1288 г. Кобрин стал центром вдовьего удела (ПСРЛ. 19082. Т. 2. Стб. 903, 904). В 1-й пол. XIV в. политическими преемниками Романовичей оказались правители Великого княжества Литовского, обладавшие всей совокупностью владельческих прав на г. Кобрин, Кобринское княжество и всех проживавших здесь людей (Lietuvos Metrika. Vilnius, 2001. Kn. 11. n 67. Р. 83). Т. о., возможно, главными строителями и ктиторами К. м. могли быть Гедиминовичи. Правитель Подляшья Литовский вел. кн. Кейстут был язычником, а его сын Витовт - католиком. Инициатива основания К. м. принадлежала, видимо, их политическим преемникам. Речь может идти о правосл. правителях Кобринского княжества и вкладчиках Киево-Печерского монастыря: 2-м сыне ратненского кн. Федора Ольгердовича († 1394/1400) Романе Федоровиче († 1431), сыне последнего Семене Романовиче († ок. 1460) и внуке Иване Семеновиче († ок. 1490). Кн. Иван Семенович похоронен в монастырской Спасской ц. (АВАК. Т. 3. 1. С. 2), поэтому К. м. основан не позднее начала его правления.

http://pravenc.ru/text/1841594.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГАЛИЦКАЯ ЕПАРХИЯ правосл. епархия, существовавшая с сер. XII до нач. XV в. на галицко-волынских землях (в XIV в. с перерывами митрополия). Сер. XII-XIII в. Кафедральный собор в честь Успения Пресв. Богородицы в Галиче. Сер. XII в. План Кафедральный собор в честь Успения Пресв. Богородицы в Галиче. Сер. XII в. План Впервые епархия с центром в г. Галиче на верхнем Днестре упоминается в Киевской летописи под 1156/57 г. в связи с поставлением на Галицкую кафедру еп. Космы. Это известие не сохранилось в той редакции Киевского летописного свода 1198 г., к-рая дошла в составе Ипатьевской летописи, но оно донесено Московским великокняжеским сводом 1479 г. Не доверять ему нет оснований, т. к. еп. Косма чуть позже, под 1165 г., назван и в Ипатьевской летописи как глава посольства в К-поль, отправленного галицким кн. Ярославом Владимировичем Осмомыслом. Точное время открытия Г. е. неизвестно. В списке рус. епархий, составленном примерно в 60-х гг. XII в., при имп. Мануиле I Комнине , Г. е. (греч. Γαλτσα) значится на последнем, 11-м, месте, после Смоленской епархии , учрежденной в 1136 г. По одной этой причине нельзя согласиться с догадками об основании Г. е. в кон. X или 1-й пол. XI в., при киевских князьях равноап. Владимире (Василии) Святославиче или Ярославе (Георгии) Владимировиче Мудром ( Макарий. История РЦ). В пределах 1136-1156 гг. датировку можно уточнить путем умозаключений. Возникновение Г. е. нельзя относить ко времени ранее 40-х гг. XII в., когда Галич становится столицей обширного и сильного княжества в результате объединения кн. Владимирком Володаревичем Перемышльской, Звенигородской и Теребовльско-Галицкой волостей, т. е. всех земель своих ближайших родственников Ростиславичей (потомков Ростислава, сына блгв. кн. новгородского Владимира Ярославича и старшего внука Ярослава Мудрого). До этого времени Галич входил в состав сравнительно небольших владений кн. Иоанна Васильковича, сына блгв. кн. теребовльского Василия Ростиславича . Следов., в расчет могут приниматься только 2 возможности. Во-первых, между 1141 и 1144 гг., когда Владимирко Галицкий выступал союзником киевского кн. Всеволода Ольговича (1139-1146), пока оба имели общего противника в лице волынского кн. Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича . Др. возможной датой является 1156 г., когда на Русь прибыл новый митр. Константин I , т. к. в период святительства митр. Климента Смолятича (1147-1155) такой шаг был бы необъясним, ведь Владимирко был главным союзником суздальского кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого - соперника, занявшего в 1146 г. киевский стол Изяслава, по воле к-рого и был поставлен на митрополию Климент. 1-й т. зр. придерживается Я. Н. Щапов , 2-й - А. В. Поппе , Е. Е. Голубинский допускал обе.

http://pravenc.ru/text/161539.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГАЛИЦКАЯ РУСЬ историческая область на сев.-вост. склонах Карпат, в верховьях рек Днестр, Прут, Серет (совр. Львовская, Тернопольская, Ивано-Франковская области Украины, юг Подкарпатского воеводства Польши (ист. Перемышльская земля)). Галицкое княжество Отпевание и погребение кн. Владимирка Володаревича. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 196 об., верх) Отпевание и погребение кн. Владимирка Володаревича. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 196 об., верх) К нач. X в. галицко-волынские земли были населены восточнослав. племенами волынян и хорватов, западнослав. племенем лендзян и балтским племенем ятвягов. Входили в сферу влияния киевских князей уже в 1-й пол. Х в., при князьях Олеге , затем Игоре ; в сер. Х в., в результате смуты после восстания древлян и убийства Игоря, были утрачены и окончательно оказались в составе Руси после походов киевского кн. равноап. Владимира (Василия) Святославича в посл. четв. Х в. Политическим центром этой зап. окраины Древнерусского гос-ва был основанный равноап. Владимиром г. Владимир-Волынский, до сер. XI в. являвшийся резиденцией одного из сыновей киевского князя, правившего на этих землях в качестве наместника последнего. В 80-х гг. XI в. произошло дробление галицко-волынских земель. Из владений блгв. кн. волынского Ярополка (Петра) Изяславича (1078-1086) были выделены юж. волости с центрами в Перемышле, Звенигороде (близ позднейшего Львова) и Теребовле (на р. Серет), к-рые были закреплены за потомством тмутараканского кн. Ростислава Владимировича - родоначальника 1-й ветви галицких князей - и стали основой буд. Галицкой земли. Г. Р. довольно рано обособилась от Киева, чему способствовали династические условия, благоприятствовавшие политической консолидации. На рубеже XI-XII вв. Ростиславичи - Володарь, княживший сначала в Звенигороде, а затем, после смерти в 1092 г. бездетного старшего брата Рюрика, в Перемышле, и блгв. кн. теребовльский Василий [Василько] Ростиславич - отстояли свои владения от притязаний киевского кн. Святополка (Михаила) Изяславича . В нач. 40-х гг. XII в., после смерти перемышльского кн. Ростислава Володаревича и теребовльско-галицкого кн. Иоанна Васильковича, здесь образовалось объединенное княжество со столицей в Галиче под властью звенигородского кн. Владимирка Володаревича (1125-1153).

http://pravenc.ru/text/161541.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОЛЕГ (ЛЕОНТИЙ) РОМАНОВИЧ Прп. Олег Брянский. Икона. Кон. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова) Прп. Олег Брянский. Икона. Кон. XIX в. (собрание Ф. Р. Комарова) (кон. 50-х гг. XIII в.- кон. XIII или нач. XIV в., Чернигов (?)), прп., вел. кн. Черниговский и Брянский (пам. 20 сент., в Соборе святых Брянской митрополии и в Соборе Волынских святых). Из черниговских Рюриковичей, 2-й сын св. блгв. вел. кн. Черниговского и Брянского Романа Михайловича Старого и кнг. Анны, внук св. блгв. киевского, черниговского и новгородского кн. мч. Михаила Всеволодовича , племянник ростовского кн. мч. Василия (Василько) Константиновича и его жены - блгв. кнг. Марии Михайловны . Близкими родственниками О. Р. по мужской линии были погибшие в борьбе с ордынцами страстотерпцы св. блгв. кн. киевский Владимир (Иоанн) Иоаннович и св. блгв. кн. путивльский Иоанн ( Кузьмин А. В. Источники XVI-XVII вв. о происхождении киевского и путивльского кн. Владимира Ивановича//Вост. Европа в древности и средневековье: Проблемы источниковедения: XVII Чт. памяти В. Т. Пашуто и IV Чт. памяти А. А. Зимина: Тез. докл. М., 2005. Ч. 2. С. 220-223). Биография Основные биографические сведения об О. Р. сохранились в Галицко-Волынском своде кон. XIII в. (т. н. Ипатьевской летописи в списке нач. XV в.), а также в древнерус. синодиках, среди к-рых важнейшее значение имеют данные списков т. н. Любецкого помянника посл. трети XVII - XVIII в. Благодаря данным древнейшего списка родового помянника черниговских князей (восходит к редакции нач. XV в.), сохранившегося в составе синодика ц. Введения Пресв. Богородицы Киево-Печерского монастыря (посл. треть XVII в.), более чем 150-летнюю дискуссию о происхождении О. Р. следует окончательно считать закрытой. На время рождения О. Р. косвенно указывают 1-е упоминание его старшего брата кн. Михаила Романовича (1263), а также наличие помимо 4 сыновей (Михаил, О. Р., их младшие братья - князья Иоанн и Константин Романовичи) еще 4 дочерей, младшая из к-рых, кнж. Ольга (Елена) Романовна (50-е гг. XIII в.- после 1288), вышла замуж за владимиро-волынского блгв. кн. Владимира (Иоанна) Васильковича .

http://pravenc.ru/text/2578293.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ (XII - 1-я пол. XIII в.), мон. «Зарубьскыя пещеры», автор поучения. В Др. Руси было 2 города с названием Заруб: один находился на правой стороне Днепра против устья р. Трубеж в Киевской земле, другой - в Смоленской земле, где, вероятно в 1-й пол. XII в., подвизался до поставления на митрополичью кафедру Климент Смолятич . Согласно аргументированной гипотезе И. И. Срезневского , Г. был иноком пещерного мон-ря, к-рый находился при киевской крепости Заруб. Г. известен как автор небольшого поучения духовному сыну. Судя по тому, что создание самого раннего списка поучения относится ко времени правления владимиро-волынского кн. Владимира (Иоанна) Васильковича - 1269-1288 гг. (находится в сб. Слов прп. Ефрема Сирина - РНБ. Погод. 71а), можно предполагать, что Г. жил в XII - 1-й пол. XIII в. В поучении Г. наставляет свое «духовное чадо», скорее всего молодого человека, не поддаваться честолюбивым помыслам и не искать себе др. учителя - «философа», ставя в пример Христа, Который, умалив Себя, не пожелал поклониться никому - ни цесарям, ни др. «владыкам», ни философам, кроме одного старца-подвижника, под к-рым следует понимать св. Иоанна Предтечу. Г. дает моральные наставления своему духовному сыну, причем скоморохам и музыкантам противопоставляет «крестьянъскы гусли», т. е. Псалтирь , а веселью и потехам светского характера - «сладоточны утехы» Свящ. Писания. Изд.: Срезневский И. И. Поучение зарубского черноризца Георгия в списке XIII в.//Сведения и заметки о малоизв. и неизв. памятниках. СПб., 1867. Вып. 1. 7. С. 54–57. (СбОРЯС; Т. 1); Владимиров П. Обзор южнорус. и западнорус. памятников письменности от XI до XVII ст.//ЧИОНЛ. 1890. Кн. 4. Отд. 2. С. 135, 140–142; Бычков И. [А.] Новый список поучения зарубского черноризца Георгия//Библиогр. летопись. 1917. Т. 3. С. 101–105; Понырко Н. В. Эпистолярное наследие Др. Руси, XI–XIII вв.: Исслед., тексты, переводы. СПб., 1992. С. 149–151, 152–154. Лит.: Срезневский И. И. Поучение зарубского черноризца Георгия. С. 51-54, 57; Остатки Зарубского мон-ря//Там же. Вып. 2. 13. С. 37-40; Смирнов С. [И. ] Древнерус. духовник. М., 1913. С. 51, 146-147; Творогов О. В. Георгий//СККДР. XI - 1-я пол. XIV в. Вып. 1. С. 105 [Библиогр.]; Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси (988-1237). СПб., 1996. С. 178-179; Старостина И. П. Георгий (Зарубский)//Письменные памятники истории Др. Руси: Аннот. кат.-справ./Ред.: Я. Н. Щапов. СПб., 2003. 45. С. 145-147 [Библиогр.]. М . В . Печников Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/164247.html

Выделение Луцкой земли в отдельный княжеский удел привело к открытию здесь отдельной епископской кафедры. По мнению Е. Е. Голубинского , поддержанному А. Поппе , Я. Н. Щаповым и др., это произошло до 1240 г., наиболее вероятно в 30-х гг. XIII в., при кн. Данииле Романовиче ( Голубинский. История РЦ. Т. 1. Пол. 1. С. 700; Щапов Я. Н. Гос-во и церковь Древней Руси X-XIII вв. М., 1989. С. 54; Поппэ А. Митрополиты Киевские и всея Руси (988-1305 гг.)// Подскальски Г. Христианство и богословская литература Киевской Руси, 988-1240. М., 19962. С. 467). Впервые Л. е. названа в источниках под 1288 г. Описывая кончину владимиро-волынского кн. Владимира Васильковича, Галицко-Волынская летопись (в составе Ипатьевского свода) сообщает: «В Луцкую епископью да крест велик сребрян позолотисть с Честным Древом» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 926). Каменная кафедральная церковь на территории луцкого Верхнего замка (замок Любарта; в более поздних источниках - ц. во имя ап. Иоанна Богослова), по данным археологических исследований (1984-1986), датируется кон. XII в. (в XIII-XVII вв. подверглась многочисленным перестройкам, просуществовала до кон. XVIII в.). Под 1259 г. Галицко-Волынская летопись сообщает о чудесном спасении Луцка от монг. нападения заступничеством ап. Иоанна Богослова и свт. Николая Чудотворца. В 1326 г. Луцкий еп. Феодосий присутствовал в Москве на похоронах митр. Киевского свт. Петра . В 1328 г. он участвовал в хиротонии Владимирского еп. Афанасия. Под 1331 и 1335 гг. имеются упоминания Луцкого еп. Трифона, под 1393 и 1398 гг.- еп. Иоанна. Под 1397 г. назван еп. Феодор, поставленный свт. Киприаном . Луцкий еп. Савва претендовал на Галицкий митрополичий престол, принимал участие в Соборе 1401 г. в Москве под председательством свт. Киприана, на к-ром был лишен кафедры. Границы Л. е. в XVI-XVII вв. четко не очерчены. Принято считать, что территория епархии совпадала с территорией Луцкого и Кременецкого поветов Волынского воеводства (ныне Ровненская, частично Волынская, Житомирская и Тернопольская области Украины). В этот период епархия граничила на севере с Турово-Пинской епархией (Пинский повет), на востоке - с Киевской епархией (Житомирское староство Киевского воеводства, граница по р. Случь), на юге - с юж. частью Киевской епархии и частично с Львовско-Каменецкой епархией (Брацлавское и Подольское воеводства), на юго-западе и западе - с Львовско-Каменецким, Холмским и Владимирским диоцезами (Львовский, Холмский, Бельский и Владимирский поветы Русского воеводства, граница по рекам Буг, Стырь, Серет, Збруч). Один из крупнейших мон-рей Л. е.- Жидичинская архимандрития ( Жидичинский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь ) в 1585-1620 гг. принадлежал Львовско-Каменецким епископам из рода Балабанов, что было предметом многочисленных конфликтов и длительной судебной тяжбы. В XVII в. в пределы Л. е. вмешивались Владимирские униатские епископы.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

В кон. 1259 г. по приказу отца вместе с дядей волынским кн. Васильком Романовичем Л. Д. встречал и сопровождал пришедшего с войсками на Галицко-Волынскую землю кн. Бурундая, участвовал по приказу ордынцев в разрушении укреплений русских городов на Волыни и в Прикарпатье - Владимира-Волынского, Данилова, Кременца, Луцка, Львова и др. Зимой 1259/60 г. был вынужден участвовать в грабительском походе войск Бурундая на земли М. Польши, во время к-рого с жителями Сандомира («Судомиря») на р. Висле Л. Д. вел переговоры о почетной сдаче, однако ордынцы не стали выполнять ее условия. За эту двоякую позицию Л. Д. было выражено порицание в польск. анналах (Там же. Стб. 848-855; «Великая хроника». 1987. С. 307-314). В 1264 г., после смерти отца, Л. Д. унаследовал волости, преимущественно расположенные в Западной, а в 1269 г.- в Вост. Галиции и Забужье. Л. Д. был обвинен волынским летописцем в убийстве в 1268 г. принявшего монашество бывш. Литовского вел. кн. Войшелка , крестного отца его сына Юрия (Георгия) Львовича . Убийство произошло во владимиро-волынском Михайловском монастыре. Согласно версии местного летописца, Л. Д. «уби Воишелка завистью, оже бяшеть дал землю Литовьскую брату его Шварнуви» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 859, 868, 891). В борьбе против внешних соседей Л. Д. неоднократно привлекал военную помощь из Орды, будучи в хороших отношениях с ханами и со всесильным темником Ногаем. За это он получил порицание от составителя Волынского летописца кн. Владимира (Иоанна) Васильковича , т. к. во время возвращения из этих походов ордынцы неоднократно разоряли земли Юго-Зап. Руси. Л. Д. сохранял мирные отношения с Литовским вел. кн. Тройденом (ок. 1272-1282), который в 1274 г. захватил у правителя Галицкой земли г. Дорогичин. Зимой 1274/75 г. ордынцы привлекались для ответных действий русских князей в Понеманье (Чёрная Русь) во время осады, когда Л. Д. захватил Дорогичин и русские войска осаждали Новогрудок. В 1276 г. Л. Д. захватил у Тройдена г. Слоним. В 1273 г. Л. Д. возглавлял коалицию князей Юго-Зап. Руси, которая помогала во внутрипольск. делах правителю Кракова кн. Болеславу V Стыдливому. В 1277 г. вместе с малопольск. князьями Болеславом V, Лешеком II Чёрным и силезскими Пястами он примкнул к союзу с чеш. кор. Пшемыславом Оттокаром II в его борьбе против герм. кор. Рудольфа Габсбурга. Одной из причин, побудивших Л. Д. включиться в войну за пределами Юго-Зап. Руси, стал вновь поднятый вопрос о наследстве Бабенбергов, на которое ранее претендовал его покойный брат кн. Роман Данилович (Piastowie. 1999. S. 195; Флоря. Исследования. 2007. С. 216).

http://pravenc.ru/text/2463291.html

VIII) Константин II Борисович, третий сын Бориса-Ярослава Васильковича, князя Ростовского, и княгини Марии Ярославны Муромской, родился 30 июля 1255 года, женат был два раза. Первая жена его, неизвестная по имени 7 , померла в 1299 году; от нее были дети: Александр князь Угличский, Василий (род. в 1291 году, † около 1316 г.) и, кажется, дочь (в 1297 году вышедшая в замужество за Юрия III Даниловича, Великого Князя Московского с 1319 г. по 1322 г.) 8 ;вторая жена его из Орды, дочь какого то «Кутлукорткы»; с 1286 г. князь Ростовский; в 1293 г. князь Угличский; а в 1294 г. снова князь Ростовский; † в Орде в 1307 году IX) Александр II Константинович, первый сын Константина II Борисовича, князя Ростовского и Угличского и княгини, неизвестной по имени, родился в 1286 году; с 1294 года князь Угличский; в 1302 году вступил в брак с княжною неизвестного имени 9 и имел сына Юрия; с 1307 г. князь Ростовский, † неизвестно когда 10 . X) Юрий I Александрович, единственный сын Александра Константиновича, князя Угличского, и княгини неизвестного имени; родился в 1303 году; князь Угличский, а с 1316 г. вместе и Ростовский;† 30 мая 1320 г.; потомства не оставил. После смерти князя Юрия Александровича Угличское княжество перешло во владение Ростовских князей: Феодора и Константина Васильевичей. XI) Феодор Васильевич, старший сын Ростовского князя Василия Константиновича († около 1316 г.) и княгини неизвестного имени, родоначальник старшей линии князей Ростовских, родился около 1310 года; с 30 мая 1320 г. князь Ростовский Сретенской стороны и вместе князь Угличский; в 1326 г. женился на княжне Марии († 21 ноября 1355 г.), имел от нее сына Андрея; † 28 марта 1331 года. XII) Константин Васильевич, младший сын Ростовского князя Василия Константиновича и княгини неизвестного имени; родоначальник младшей линии князей Ростовских; род. около 1312 года; с 30 мая 1320 года князь Ростовский Борисоглебской стороны Ростова и вместе князь Угличский; в 1328 году женился на княжне Марии Иоанновне (дочери Великого Князя Московского Иоанна Даниловича Калиты, умершей 2 июня 1365 г.) и имел от нее детей: Иоанна, Глеба, Василия, Александра, Владимира, Агафию (была второю супругою Волынского князя Любарта – Василия Гедеминовича), Марию (была в замужестве за Андреем Ивановичем, князем Боровским) и Василису (бывшую в замужестве за Димитрием Константиновичем, князем Суздальским; она в монашестве носила имя Ирины и была матерью жены Великого Князя Димитрия Донского); в 1360 году полный князь Ростовский до 1364 г.; в сем же году выехал из Ростова в Устюг; † от моровой язвы, свирепствовавшей в 1365 г. в Твери и Ростове и погребен в Ростовском Успенском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вслед за пронумерованными главами в Н. К. помещено еще 30 текстов, свидетельствующих о продолжении работы над Кормчей. Среди них - статьи, связанные с регламентацией монашеской жизни: епитимийные «Правила о черноризцах», правила свт. Василия Великого о епитимиях, Устав мон-ря св. Иоанна в Пантеллерии и Устав Студийского мон-ря прп. Феодора Студита. Ряд статей носит исторический характер: сказания о пророках Епифания, монаха Каллистратского мон-ря, сочинения Псевдо-Дорофея об апостолах и др. учениках Иисуса Христа, а также «Летописец вскоре» патриарха К-польского Никифора I с рус. прибавлениями (доведены до 1278 - года смерти блгв. кн. Ростовского Глеба Васильевича (Васильковича)). Поучение новопоставленному священнику предшествует ряду толковых статей, посвященных объяснению литургии, элементов богослужения, священнических одеяний и сакральных предметов. К этим текстам примыкает «Сказание о черноризческом чине» свт. Кирилла II , еп. Туровского. Последние статьи Кормчей не сгруппированы в тематические разделы; в них включили чин погребения монахов по Студийско-Алексиевскому уставу и словарь «Речь жидовского языка». Завершается Кормчая «Правдой Русской» Пространной редакции (в Н. К. содержится старший список памятника; см. «Русская Правда»). Кормчая книга в таком составе была сформирована не ранее 1278 г., поскольку именно до этого года доведены летописные известия в прибавлениях к «Летописцу вскоре». В сер. XIV в. в конце рукописи было приплетено 3 дополнительных листа, на которых переписаны Устав равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича о десятинах, судах и церковных людях и 1-я статья уставной грамоты Новгородского кн. Святослава (Николая) Ольговича ц. Св. Софии в Новгороде (1136/37 г.). Тексты слав. происхождения (а также некоторые другие), включенные в Н. К., неоднократно издавались в XIX-XXI вв. В наст. время готовится полное научное издание Н. К. Изд.: Рус. достопамятности/ОИДР. М., 1815. Ч. 1. С. 28-58 [Правда Русская], 82-85 [Устав кн. Святослава Ольговича], 86-103 [Правила митр.

http://pravenc.ru/text/Новгородской ...

  001     002    003    004    005    006