Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР (ИОАНН) ВАСИЛЬКОВИЧ (не ранее 1248 - 10.12.1288, Любомль), кн. владимиро-волынский (ок. 1269-1288), сын владимиро-волынского кн. Василька Романовича, младшего брата вел. кн. Даниила Романовича . Род. от 2-го брака кн. Василька с кнг. Дубровкой (в Крещении Еленой), вероятно дочерью краковского и сандомирского кн. Лешка Белого. Брак В. В. с Ольгой, дочерью брянского кн. Романа Старого, в 1263 г. скрепил союз с черниговскими князьями в целях общей для галицко-волынских Романовичей политики сдерживания Литвы. Заняв владимиро-волынский стол после смерти отца, В. В. не стремился к внешнеполитической активности, действуя чаще в русле политики своего старшего двоюродного брата галицкого кн. Льва Даниловича , что видно, в частности, по составленной при дворе В. В. летописи, к-рая вошла в Галицко-Волынскую летопись . Стараясь поддерживать дружеские отношения с зап. соседом - мазовецким кн. Конрадом II (1262-1294), В. В. если и участвовал в военных действиях, то по большей части вынужденно: по приказу хана Менгу-Тимура - в русско-ордынских походах на земли Литвы в 1275 и 1277 гг., организованных кн. Львом Даниловичем; в 80-х гг.- в походах на Краковское княжество, совместных с татарами и также по инициативе Льва Галицкого. Летопись В. В. завершается пространной похвалой князю, в к-рой, несмотря на ее во многом литературно-трафаретный характер (так, в ней выявляются обширные заимствования из похвалы равноап. кн. Владимиру (Василию) Святославичу в Слове о законе и благодати митр. Илариона), очерчен впечатляющий образ князя-страдальца (в последние годы жизни В. В. был мучим тяжким недугом: «нача ему гнити исподняя устна»), просвещенного правителя («бысть книжник велик и философ, акого же не бысть во всей земли и ни по нем не будеть»), покровителя Церкви, храмоздателя, нищелюбца. Перечислены церкви, к-рые по приказу В. В. были построены и снабжены книгами, иконами, утварью: Благовещенская в Каменце (город в сев.

http://pravenc.ru/text/159128.html

Уже м. киевский Иларион мог обращаться со своим словом «к насытившимся с избытком книжною сладостью» 7 . А в последней четверти XII в. является и такой писатель, как Кирилл Туровский , обильный своими произведениями, с несомненным ораторским талантом и знакомством с церковной литературой Византии, высоко ставивший «книжный разум» 8 . Памятниками любви к книжному делу Святослава Яр. мы имеем два обширных сборника (Изборники) 9 . Другой черниговский князь, Николай Святоша, собирал книги, тратил на них свою казну и просил переводить их для себя с греческого монаха Феодосия и в полов. XIII в. Симон, еп. владимирский, свидетельствует, что собрание его книг („книгы многы») сохранялось еще в Печерском монастыре 10 . Феодосий Печерский покровительствовал книжному делу: на обязанности монахов лежали списывание и переплет книг 11 . От монахов он требовал быть усердными к церковному пению, преданиям отеческим и почитанию книжному. Традиция эта перешла и в пределы северной Руси. В первой половине XIII в. (1216–1229) ростовский еп. Кирилл славился своим богатством (кунами, селами и всяким товаром) и книгами. В житии Стефана Пермского сообщается, что он потому избрал для своих подвигов один из ростовских (Григория Богосл.) монастырь, что там было много книг 12 . В ц. Богородицы при еп. Кирилле (1231–1262) левый клирос пел по-гречески, а правый по-русски и Стефан Пермский выучился здесь греческой грамоте 13 . Сергий Радонежский особенно любил инока Афанасия за то, что он был разумен в божественных писаниях, от которого сохранилось много книг его «доброписания» 14 . Летописи и другие современные свидетельства говорят нам о многих князьях и духовных лицах, которые славились своей книжностью и почитанием божественных книг, как семья Ярослава I 15 , Владимир Василькович волынский 16 , Евфросиния Полоцкая 17 , Ростислав Мстиславич смоленский 18 , Константин Всеволодович ростовский 19  и др., или епископы владимирские: Симон 20 , Пахомий 21 и Серапион 22 , вышедшие из Печерского мон., м. Кирилл II 23 , Симеон еп. тверской, из князей полоцких 24 , инок Печерский Никита, знавший наизусть Ветхий и Новый заветы 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

III. Богослужебные книги и отдельные чинопоследования К оглавлению Для совершения богослужения и священнодействий у нас существовал тогда уже полный круг богослужебных книг. Летописец волынский, перечисляя разные пожертвования на храмы Божии галицкого князя Владимира Васильковича, жившего еще в XIII в. († 1288), между прочим, говорит, что он пожертвовал в любомльскую Георгиевскую церковь: два Евангелия апракос, Апостол апракос, Прологи за все двенадцать месяцев, Минеи также за двенадцать месяцев, Триоди, Октоих, Ирмологий, Служебник, Молитвенник и еще особо молитвы вечерние и утренние . Здесь, конечно, перечислены не все богослужебные книги, а только главнейшие или нужнейшие, но в числе их стоят и такие, приобретение которых, по самой их обширности, было наиболее трудным. Но важнее для нас то, что мы и ныне можем указать в наших библиотеках, насколько они нам известны, более 50 Евангелий апракос, употреблявшихся в тот период, до 20 Служебников, более 10 Октоихов и Трефологиев, по 8 Апостолов служебных и Псалтирей, по стольку же Уставов церковных и Триодей постных, по 6 Требников и Триодей цветных, Минеи месячные за все двенадцать месяцев, а за некоторые месяцы по нескольку экземпляров; по одному, по два, по три, по четыре и более — Часословов, следованных Псалтирей, Шестодневов служебных, Паремейников, Параклитов, Канонников, Стихирарей, Ирмологов, Обиходов церковных и некоторых отдельных чинопоследований . Без всякого сомнения, не все церкви, особенно сельские и бедные, в состоянии были иметь у себя такое множество богослужебных книг, когда списывание их требовало много времени и уменья, а приобретение — значительных издержек. Подобные церкви неизбежно должны были ограничиваться самыми необходимыми книгами и могли обходиться, например, без многотомных месячных Миней, пользуясь только Минеями праздничными, или Трефологиями. Но церкви богатые, особенно кафедральные соборы и людные монастыри, могли приобретать себе все богослужебные книги, некоторых даже не по одному экземпляру.

http://sedmitza.ru/lib/text/435906/

V. Церковное пение и церковные вещи К оглавлению О церковном пении того времени не сохранилось в летописях почти никаких известий. Упоминается только мимоходом в одном месте о демественном пении (1440), в другом — о демественнике новгородского Софийского собора (1387), в третьем — о «словутьном певце Митусе» Перемышльского владыки (1241) . Отсюда можем догадываться, что у нас, вероятно, поддерживалось тогда по местам демественное, или гармоническое, пение, введенное еще со времен великого князя Ярослава, и что, по крайней мере при кафедрах архиереев, продолжали существовать хоры певчих под управлением доместиков. В житии святого Петра, Ордынского царевича, сказано, что когда он прибыл из Орды в Ростов вместе с Ростовским епископом Кириллом († 1262) и вошел в ростовскую кафедральную церковь, то услышал в ней «пения доброгласная, якоже ангельская», и что тогда в ней «левый крилос греческии пояху, а правый рускыи» . Бывало ли это последнее и в других кафедральных церквах наших и продолжалось ли в самой ростовской при следующих Ростовских владыках, неизвестно. Во многих рукописных Стихирарях наших встречаются напевы и ноты Киевского митрополита Григория Самвлака, который, следовательно, был и любителем и даже знатоком церковного пения . Мы уже упоминали о серебряных и золотых сосудах и вообще церковной утвари, которыми наделил некоторые храмы своей области галицкий князь Владимир Василькович. Теперь прибавим, что такие же серебряные и золотые сосуды, иногда украшенные драгоценными камнями, серебряные оклады на иконах и Евангелиях, серебряные кадила и подобное находились и в других церквах наших, например в ростовском и владимирском соборах, в новгородском Софийском, в московских церквах, в старорусском Преображенском монастыре . Но были церкви, может быть большая часть сельских, были и монастыри, в которых употреблялись еще деревянные священные сосуды, как свидетельствуют сохранившиеся доселе сосуды преподобного Сергия Радонежского, преемника его преподобного Никона и деревянный потир преподобного Мефодия Песношского († 1392).

http://sedmitza.ru/lib/text/435912/

Красново. Церковь Богоявления Господня. Карта и ближайшие объекты Красново, казенное село, при пруде и колодцах, в 14 верстах от Ростова; 51 двор, 136 рев. душ и 134 надела. Местная каменная одноглавая, в связи с колокольнею, Богоявленская церковь построена здесь впервые в 1870 году г. К. Плешановой, на средства её покойного мужа Ивана Максимовича Плешанова; а потому каких-либо древних предметов искать в ней нечего. Старинных икон также нет. Крестные ходы здесь существуют следующие: в селе Краснове три: 1 июля, установленный лет 20 назад, по случаю скотскаго падежа, 20 июля и 22 октября. Последние два хода установлены с давних пор, а потому и неизвестно, по какому случаю. С 1871 года в устроенном г-жею Плешановою доме открыта сельская школа. На этом месте стоял терем князя Федора Васильковича; здесь же князь Иван Владимирович женил своего внука, князя Михаила Александровича Касатку. на княжне Матроне, дочери князя Дмитрия Александровича Щепы; затем на этом же месте князь Константин Михайлович Касаткин хотел бороться с князем Юрием Александровичем Хохолковым, из-за княжны Феодоры, дочери князя Ивана Ивановича Пужбольскаго; но смерть княжны предотвратила эту ссору. В 1866 г. здесь скончался Ростовский гражданин Иван Иванович Хранилов, первый возобновитель Ростовскаго кремля. Г. Хранилов был уполномочен Плешановыми строить новую церковь и скончался во время работ. Из книги: А.А.Титов " Ростовский уезд Ярославской губернии. Историко-археологическое и статистическое описание с рисунками и картой уезда " , 1885 г., стр.452 - 453 Кирпичный храм Богоявления Господня построен в 1870 году в духе образцовых проектов конца XIX века на средства ростовской купчихи Г. К. Плешановой в родном селе купцов Плешановых. Закрыт в 1929 году, венчания сломаны, здание служило клубом, затем складом. В 2000-х годах храм был возвращен верующим. Двусветный четверик, в настоящее время одноглавый, с двухпридельной трапезной, в которой были приделы Иоанна Богослова и Максима Исповедника, и шатровой колокольней.

http://sobory.ru/article/?object=23484

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ Св. блгв. вел. кн. Александр Невский. Икона. Иван Гусятников. 1740 г. (ЦАК МДА) Св. блгв. вел. кн. Александр Невский. Икона. Иван Гусятников. 1740 г. (ЦАК МДА) (в иночестве Алексий; после 1219/20-14.11.1263), св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг.- перенесение мощей, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской), вел. кн. владимирский (1252-1263), 2-й сын переяславского кн. (с 1238 вел. кн. владимирского) Ярослава Всеволодовича . Еще в отрочестве, в 1228-1236 гг. (с перерывами), А. Я. Н. (до 1233 вместе со старшим братом св. блгв. кн. Феодором Ярославичем ) был наместником отца в Новгороде; с 1236 (после ухода Ярослава на великокняжеский стол в Киев) по 1252 г.- князь новгородский (с небольшим перерывом зимой 1240/41). Новгородское княжение А. Я. Н. пришлось на период заметных внешнеполитических осложнений на сев.-зап. Руси. Оформление Литовского гос-ва при кн. Миндовге привело не только к усилению постоянных литов. набегов на Новгородскую, Псковскую, Смоленскую и Полоцкую земли, но и к прямой территориальной экспансии против Полоцка. Уже брак А. Я. Н. в 1239 г. с дочерью полоцкого кн. Брячислава (Васильковича?) преследовал, очевидно, цель организации совместных действий против Литвы, т. к. в том же году А. Я. Н. укрепил крепости по р. Шелони, прикрывавшие Новгород с запада. Действия Ливонского ордена , активизировавшегося после объединения в 1237 г. с Тевтонским орденом и урегулирования в 1238 г. отношений с Данией, оказались направленными против Пскова (вместе с Изборском захваченного в 1240) и подвластных Новгороду земель води по р. Луге (походы 1240 и постройка крепости в Копорье). Одновременно наступление шведов в Финляндии вылилось летом 1240 г. в поход на Новгородские земли, преследовавший цель либо захватить Ладогу, либо основать на Неве крепость, к-рая бы отрезала Новгород от подвластной ему Карелии.

http://pravenc.ru/text/64418.html

Н.И. Милютенко Глава 4. Крещение Руси: летопись, Проложное и Обычное жития св. Владимира  1. Когда Русь была впервые крещена? Русское Проложное житие св. княгини Ольги († 969 г.) утверждает, что она была крещена патриархом Фотием (858–867, 877–886). Так как этот текст сохранился в списке XIII в. (см.: Гл. 3. 3), житие св. Ольги оказывается одним из первых русских памятников, где, пусть и с неверной атрибуцией, упоминается о крещении в IX в. Если считать, что ядро 2-й редакции Пролога сложилось в конце XII в., то это время можно считать верхним пределом появления русского жития св. Ольги. В Церковном уставе Владимира говорится, что Фотием был крещен он сам, и у патриарха князь взял первого митрополита. В разных списках Устава называются имена то Леона, то Михаила. Старшая редакция Устава, Оленинская, появилась в XII в. Один из изводов Оленинской редакции, Архивный, был использован вместе с Уставом Ярослава Владимировича при редактировании первой части Летописца Переяславля-Суздальского в 1216 г. (список XV в.). В XIII в. складываются Синодальная и Волынская редакции, образующие одну группу. Все списки Волынской редакции (конца XV-XVII вв.) восходят к несохранившейся Кормчей 1286 г., изготовленной при князе Владимире Васильковиче. Старший список Синодальной, датируемый XIV в., читается в дополнительной тетради, подшитой к Новгородской кормчей 1280 г. 479 В начальной части Волынской редакции подробно рассказывается не только о строительстве церкви Богородицы в Киеве и даровании ей десятины, но и о крещении Владимира. 480 К проблеме, насколько точно здесь отражен первоначальный текст грамоты, мы вернемся в разделах 3 и 4. Ссылку на грамоту, данную Десятинной церкви, обязательно включают все редакции Устава, но здесь уже присоединено упоминание о церкви Спаса, заложенной в Василеве после 995 г. (см.: Гл. 1.4). Иными словами, подлинные тексты грамоты о десятине и Устава князя Владимира сохранились только в составе поздних переработок XII– XIII вв. (см. стемму Я. Н. Щапова).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Глава XVII Два года отдыха. – Пребывание св. Александра в Ростове. – Рождение сына Даниила. – Учреждение сарайской епархии. Кончина ростовского епископа Кирилла и избрание ему преемника Радуйся, до конца в подвизех служения Богу претерпевый. (Акаф., ик. 6) Радуйся, о благе народа усердно в житии своем пекийся. (Ик. 9) Радуйся, всем нам образе вернаго Богу служения. (Ик. 7) Весною 1259 года Александр спешил из Новгорода в Ростов. Он казался чрезвычайно утомленным, да это и понятно: только что окончены были тяжкие хлопоты в Орде, требовавшие страшного напряжения сил, как начались волнения в Новгороде. Много пережил и перечувствовал за последнее время Александр Ярославич. Нелегко ему было заставить согнуться под ярмо свободный народ, тяжело отдавались в его сердце укоры новгородцев: князь-де стоит заодно с сыроядцами... Отдых, хотя бы только временный, был необходим для него, и он надеялся его найти среди семьи и близких его сердцу родственников. В Ростове жила почтенная княгиня Мария Михайловна, старшая в роде и всеми глубокопочитаемая дочь замученного в Орде св. кн. Михаила черниговского и вдова доблестного князя-страстотерпца Василька Константиновича. Ее сыновья Борис и Глеб Васильковичи более всех понимали Александра и были его всегдашними и лучшими помощниками 353 . В Ростове же он должен был встретиться с епископом Кириллом, пользовавшимся глубоким уважением от князей и народа. К приезду Александра в Ростов поспешила, конечно, из Владимира и его семья. Как ни спешил великий князь прибыть в Ростов к Вербному воскресенью, но, вероятно, весенняя распутица задержала его в дороге: он мог приехать только в среду Страстной недели. Семья, дорогие родственники и народ готовились с радостью встретить великого князя. Престарелый Кирилл также вышел навстречу ему с крестом и благословил его. «Отче и господине! – воскликнул Александр, здороваясь с маститым пастырем, – благодарю тебя: твоею молитвою я благополучно и в добром здоровье съездил в Новгород и твоею же молитвою благополучно возвратился!» 354

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Спаси и сохрани! Спасо-Каменный монастырь. Поклонный крест Президент России Владимир Путин поддержал предложение Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ЦС ВООПИиК)  о возрождении молодежного студенческого движения помощников реставраторов. Такие студенческие отряды, созданные при содействии Министерства культуры РСФСР ЦС ВООПИиК  в далекие 1960-е, когда рождалась эта ставшая столь авторитетной общественная организация, успешно работали многие годы в разных уголках  России. Они занимались консервацией, восстановлением, благоустройством таких уникальных центров историко-культурного наследия, как Соловецкий и Кирилло-Белозерский монастыри, Крутицкое митрополичье подворье, Кижи, крепости «Орешек» и «Копорье», памятники Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника и Государственного заповедника имени А.С. Пушкина в Пушкинских горах… В конце прошлого столетия эта добрая традиция, к сожалению, прервалась. И вот в нынешнем году после долгого перерыва из студентов-старшекурсников Московской государственной геологоразведочной академии сформирован первый в нашей стране отряд помощников реставраторов - «Наследники России». Работы для таких отрядов по всей стране – непочатый край. С чего же начнут «Наследники России»? По словам одного из инициаторов возрождения молодежного студенческого движения помощников реставраторов - заместителя председателя  ЦС ВООПИиК,  доктора геолого-минералогических наук Евгения Пашкина, ребята будут заниматься натурными и лабораторными исследованиями фундаментов и оснований монастыря на острове Спас-Каменный в Кубенском озере. Вся история и этого маленького, Богом хранимого, островка посреди озера, и учрежденного на нем в XIII веке монастыря неразрывно связана с противостоянием природе. Даже сама обитель возникла здесь благодаря шторму, в который попал Белозерский князь Глеб Василькович. Остров стал для князя спасением. В исполнение обета он основал на Спас-Каменном в 1260 году, как гласит предание, первый на Вологодчине монастырь. А в XV веке в этом монастыре, который занимает особое место в истории каменного зодчества Русского Севера, был возведен и самый первый в крае храм из камня - в честь Преображения Господня.

http://pravoslavie.ru/326.html

Те, кто бывал в Белоруссии или просто интересовался ее историей, знают, что одним из символов белорусского государства является знаменитая Белая вежа – мощная крепостная башня, возвышающаяся посреди древнего Каменца неподалеку от Беловежской пущи – заповедных древних лесов, получивших свое название, по одной из версий, как раз от близкого соседства с башней-крепостью. «Вежа» по-белорусски башня, а белой ее называли потому, что некогда она была побелена известью (этот факт, правда, почему-то упорно отрицают отдельные исследователи). С Каменцом также связана и история Каменецкой иконы Божией Матери. И Белая вежа, и православная святыня связаны с именем известного Волынского князя Владимира Васильковича (1250–1288). Князь Владимир Василькович был человеком образованным и набожным, любил чтение, часто предавался размышлениям о жизни и предназначении человека. Время то было сложное: Русь совсем недавно пережила опустошительное разорение от монголо-татар. Волынь только начала оживать после запустения. Владимир Василькович, ревностный православный христианин, в свободное от государственных дел время (что случалось не часто) предавался любимому увлечению: он был искусным иконописцем. Наверное, в наше время это могло бы показаться странным, но в княжестве к такому занятию князя относились с большим уважением – монголо-татарское разорение заставило людей повернуть свои души к Богу. Об этом «княжеском деле» упоминает известная Ипатьевская летопись, где говорится, что во Владимире-Волынском князь Владимир Василькович расписал храм святого Димитрия Солунского , а также начал роспись построенной им же каменной церкви святого Георгия и Богородицы в Любомле, но из-за болезни так и не завершил задуманного. В 1268 году Владимир Василькович пишет образ Божией Матери, который именовался сначала Каменецко-Руськой, затем Каменецко-Литовской и наконец Каменецкой иконой Божией Матери – под этим именем она известна и нашим современникам. Укрепив княжество, Владимир Василькович задумывается уже не только о восстановлении разрушенного монголо-татарами, но и о постройке новых городов и пограничных укреплений. В 1276 году он строит Каменец. Само название, как некоторые считают, связано с тем, что в том месте, где возводился новый город, была каменистая, твердая почва. Впрочем, большинство исследователей полагает, что дело не в почве, а в строительстве могучей крепостной башни.

http://pravoslavie.ru/60523.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010