761 ...Евьсгньа...– Евсигний – волынский епископ (1287–1290), автор части Галицко-Волынской летописи за 1272–1289 гг., называемой «Летописец Владимира Васильковича». 762 ...Борка же Оловянца...– Трудно сказать, имеется ли в виду один человек – Борко Оловянец, или два – Борко и Оловянец. 763 ...грамоту...– Грамота – здесь: завещание. В летопись включены тексты двух духовных грамот Владимира Васильковича. 766 ...брон дощатые...– Распространившаяся в середине XIII в. пластинчатая броня (металлические пластинки, скрепленные ремнями). Была еще чешуйчатая броня, более гибкая. 768 ...в Дубенъ...– Дубен (Дубел) – город в Волынской земле (ныне г. Дубно Ровенской области на Украине.) 771 Къ сему же кто исповсть многые твоя и нещаныа милостыня... множьство грховъ.– Цитата из «Слова о Законе и Благодати», сочинения писателя XI в. митрополита Илариона.– ...нещаныа милостыня и дивныя щедроты...– искажение цитаты, затемняющее смысл. В «Слове о Законе и Благодати»: «нощныя милостыня и дневныя щедроты». 772 Ты же и церкви многи... со многимъ смирениемь...– Еще одна цитата из «Слова о Законе и Благодати». ...великого Костянтина...– Константин Гай Флавий Валерий – римский император (285–337), при котором христианство было принято в качестве государственной религии. ...со святими отцы Никейского сбора...– Никейский собор – первый (325 г.) вселенский собор христианской церкви, посвященный обличению ереси Ария; на нем был принят Символ веры . 775 ...во 10 день...– В рукописи первоначально было написано Д 1 (14), потом Д (4) стерто, в П и X даты нет. 778 ...сестра ему Олга...– Ольга Васильковна; сестра князя Владимира; вдова князя Андрея Всеволодовича Черниговского. 779 ...княгини Олена...– Вероятно, это Елена (Иоланта), дочь Белы IV, монахиня монастыря св. Клары в Сутече (Лонгинов, с. 326). 781 ...покаяние Давыдово...– Во Второй книге Царств (гл. XI–XII) рассказывается эпизод из жизни царя Давида, предполагаемого автора Псалтыри: он совершил злое дело (чтобы взять себе жену Урии Хеттеянина Вирсавию, Давид послал Урию на войну, где он погиб); наказанный Богом, Давид прошел покаяние и создал покаянный псалом ( Пс. 50 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР (ИОАНН) ВАСИЛЬКОВИЧ (не ранее 1248 - 10.12.1288, Любомль), кн. владимиро-волынский (ок. 1269-1288), сын владимиро-волынского кн. Василька Романовича, младшего брата вел. кн. Даниила Романовича . Род. от 2-го брака кн. Василька с кнг. Дубровкой (в Крещении Еленой), вероятно дочерью краковского и сандомирского кн. Лешка Белого. Брак В. В. с Ольгой, дочерью брянского кн. Романа Старого, в 1263 г. скрепил союз с черниговскими князьями в целях общей для галицко-волынских Романовичей политики сдерживания Литвы. Заняв владимиро-волынский стол после смерти отца, В. В. не стремился к внешнеполитической активности, действуя чаще в русле политики своего старшего двоюродного брата галицкого кн. Льва Даниловича , что видно, в частности, по составленной при дворе В. В. летописи, к-рая вошла в Галицко-Волынскую летопись . Стараясь поддерживать дружеские отношения с зап. соседом - мазовецким кн. Конрадом II (1262-1294), В. В. если и участвовал в военных действиях, то по большей части вынужденно: по приказу хана Менгу-Тимура - в русско-ордынских походах на земли Литвы в 1275 и 1277 гг., организованных кн. Львом Даниловичем; в 80-х гг.- в походах на Краковское княжество, совместных с татарами и также по инициативе Льва Галицкого. Летопись В. В. завершается пространной похвалой князю, в к-рой, несмотря на ее во многом литературно-трафаретный характер (так, в ней выявляются обширные заимствования из похвалы равноап. кн. Владимиру (Василию) Святославичу в Слове о законе и благодати митр. Илариона), очерчен впечатляющий образ князя-страдальца (в последние годы жизни В. В. был мучим тяжким недугом: «нача ему гнити исподняя устна»), просвещенного правителя («бысть книжник велик и философ, акого же не бысть во всей земли и ни по нем не будеть»), покровителя Церкви, храмоздателя, нищелюбца. Перечислены церкви, к-рые по приказу В. В. были построены и снабжены книгами, иконами, утварью: Благовещенская в Каменце (город в сев.

http://pravenc.ru/text/159128.html

Исследователи связывают с М. М. включение в ростовскую летопись рассказа о мученической смерти ее мужа от рук захватчиков (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 465-467); это повествование вошло в т. н. свод княгини Марьи ( Лихачев. 1947. С. 282-288; Рудаков В. Н. Монголо-татары глазами древнерус. книжников сер. XIII-XV вв. М., 2009. С. 50). М. М. была инициатором местного почитания в Ростове памяти своего отца и его боярина Феодора, принявшего вместе с ним смерть в Орде. По всей видимости, по поручению М. М. была составлена одна из ранних редакций Жития св. блгв. вел. кн. Михаила Всеволодовича. Об этом свидетельствуют тексты нек-рых списков Пространной редакции древнерусского Пролога под 20 сент. В древнейшем тексте этого Жития, известного по спискам со 2-й пол. XIV - 1-й четв. (нач.?) XV в., отмечается, что «вложи Бог в сердце благочестивым правоверным князем внукома его Борису и Глебу, и матери их Марьи» создать церковь во имя св. блгв. вел. кн. мч. Михаила Всеволодовича и установить день его памяти 20 сент. ( Лосева. 2009. С. 296). Осенью 1258 г. вместе с еп. Кириллом II М. М. встретила в Ростове вернувшегося из Орды своего старшего сына кн. Бориса Васильковича, а также младшего - кн. Глеба Васильковича и его молодую жену, бывшую знатную монголку, нареченную в 1257 г. Феодорой († 20 дек. 1273). По этому случаю в Успенском соборе было проведено торжественное богослужение. В 1259 г. вся ростовская княжеская семья во главе с М. М. принимала в Ростове возвращавшегося из Новгорода Владимирского св. блгв. вел. кн. Александра Ярославича Невского, к-рый заезжал к ним помолиться в Успенском соборе у мощей свт. Леонтия Ростовского и принять благословение у еп. Кирилла II. М. М. и ее дети «чтиша Олександра с великою любовью», а он в ответ «въздасть им честь и дары многи» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 475; Вып. 2. Стб. 524; Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 114). Почти полное отсутствие упоминаний о М. в источниках между 1259 и 1269 гг. косвенно свидетельствует в пользу того, что в те годы она могла прекратить политическую опеку над своими детьми и уйти для пострижения в основанную ею (по примеру прп. кнж. Евфросинии Полоцкой или св. блгв. вел. кнг. Марии Шварновны ) вблизи города обитель. К югу в 1 км от Ростова на зап. берегу оз. Неро на средства М. М. был построен ростовский Княгинин в честь Преображения Господня жен. мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2562150.html

1376 . Антониев на Боженке – Храминогорский, мужской, ныне де­ревня Антоновское, Новгородской губ. и уезда, в 20 вер. к сев.-вост. от Нов­города, на лнвом берегу р. Волхова, против с. Змейска. По описи Вотской пятины 1499 г. значится: «В Онтонов- ском же погосте Вел. кн. деревни оброч­ные, что были Онтоновского м-ря из города», а затем читаем: «В Онтоновском же погосте деревни Онтоньева м-ря, что на Волхове на Боженке». Таким образом этот м-рь не следует сме­шивать с Антониевым Рямлянина. Суще­ствование здесь м-ря подтверждается и грамотою 1592 г., данной причту Преоб- раж. церкви на Боженке. Здесь говорится: «а сказал, что деи у него (Фед. Никит. Кобылин), в его приходе, монастырех бывал исстари, а в нем церковь преп. Онтонья Великого, а братьи старцев ни­какого нету..., а стоит деи та церковь на церковной земле Онтонья Великого, в Воцкой пятине, на Волхове, на Боженке, старая деи церковь Онтонья Вели­кого каменая развалилась». “Ист. Росс. Иер.”, VI, 605; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Об.”, VIII, прилож. I, 27–28; “Акты истор.”, I, 233; “Новгород. писцов. кн.”, III, 478; “Временник Общ. ист. и древ.”, 1850 г., VI, 33 (Писцов. кн. 1582 г.). 1377 . Апостольский, мужской, со­всем уничтоженный, находился около гор. Владимира, Волынской губ. О нем в духовном завещании 1287 г. кн. Владимиро-Волынского Владимира Васильковича, внука Романова, говорится, между прочим, следующее: «А Садовое и Со­мино же дал есмь княгине своей, и монастырь свой Апостолы, же создах и своею силою. А село есмь купил Березовиче Урьевича у Давыдовича Федорка... а тое дал есмь ко Апостолам же». Село Садовое ныне находится в Луцком у. на самой границе Владимирского у., село Сомино лежит в 45 вер. от гор. Вла­димира в его уезде, а также и село Березовичи находится в 15 вер. от го­рода. “Поли. собр. лет.”, II, 215, 222; “Собр. древн. грам. и договоров”, 1819 г., II, 5, 7 (духовная 1286 г. кн. Владимира Васильковича); Батюшков, “Волынь”, 23; “Волын. епар. в.”, 1867 г., 4; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 172.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

крест серебряный» (Акты рус. на св. Афоне мон-ря св. вмч. и целителя Пантелеимона. К., 1873. С. 51. 6). Создание подобных предметов церковной утвари было делом правителей, членов их семей, заботившихся о благочестии в стране. Среди ктиторов, инициаторов создания подобных крестов в Др. Руси, ставших предметами искусства, нельзя не упомянуть прп. Евфросинию Полоцкую, дочь полоцкого кн. Вячеслава Брячиславича, создательницу храмов в Полоцке и служебной утвари для них (60-70-е гг. XII в.), архиеп. Антония Новгородского (в миру посадник Добрыня Ядрейкович), по заказу к-рого в 1210-1212 гг. был выполнен крест для новгородского собора Св. Софии, повторяющий форму древнейших почитаемых визант. крестов (совр. местонахождение неизв.). В послемонг. время (2-я пол. XIII в.) подобные кресты, как правило, создавали государи и архиереи. По летописным памятникам известно, что некоторые князья Зап. Руси, занимаясь церковным строительством, заказывали и Н. к. для них. Из «Летописца» Владимира Васильковича Волынского (1289-1290) известно, что по заказу князя было сделано 5 воздвизальных крестов, предназначенных для храмов в 2 новых городах, для епископии Луцка, для княжеского мон-ря и дворцового храма ( Стерлигова И. А. Древнерус. церк. убранство по данным «Летописца Владимира Васильковича Волынского»//ДРИ. 1997. Вып.: Русь. Византия. Балканы. XIII в. С. 271). В источниках эпохи средневековья и синодального периода Н. к. можно идентифицировать среди служебных крестов еще и потому что в них были помещены мощи как знак благодати. В старейшей описи Соловецкого мон-ря 1514 г. упоминается «вздвизалнай» крест в алтаре Преображенского собора в серебряном окладе, позолоченный, с жемчугом и 7 камнями. Этот крест находился в 1549 г. на том же престоле, кроме него, в храме уже было 3 Н. к.- один из тропического, привозного дерева синолой, со вставками в виде пластин с лицевыми изображениями, резанными по кости («кость рыбья зубу с праздники и Страсти»), серебряными позолоченными накладками и с камнями по углам.

http://pravenc.ru/text/2564676.html

Василий, князь 112 Василий, священник 148 Василий, старец 335 Василий 121 Василько Константинович, князь, св. 39, 88, 129 Василько Романович, князь 129, 134, 137, 138 Васильчиков И., князь 380, 469 Вассиан, архива 67, 68 Вассиан Патрикеев-Косой 72, 110, 111, 112 Варда-Фока, полководец Варсонофий 347 Васильев Феодосий, дьячек 346 Введенский А. , прот. 412,414, 416, 417, 420 Ведель 297 Венедикт Плотников, епископ 411 Венедикт, епископ 476 Вениамин Благонравов , епископ 367 Вениамин Казанский, митроп. 378, 380, 381, 383, 411, 412, 416, 417, 422 Вениамин Пуцек-Григорович, архиеп. 396 Вениамин Румовский, епископ, 314 Вениамин Смирнов, архим. 371 Вениамин Федченков , митроп. 445, 453, 454 Вениамин, епископ 468, 469, 473, 478, 497 Вениаминов Гавриил, свящ. 367 Вениаминов Иоанн, свящ. 368 Вера (вдова калмыцкого хана) 371 Веригин Петр 344 Вернадский, проф. 469 Верюжский В., проф.-прот. 434 Ветринский И., проф. 318 Викентий, архим. 216 Виктор Садковский, епископ 358 Виктор Святин, архиеп. 445 Виктор, архиеп. 452 Виктор,епископ 433,434, 435, 438, 496 Викулов Данила 206, 207 Виноградов В. , проф. 317 Висковатый, дьяк 124,125 Виталий Максименко , архиеп. 494 Виталий Устинов,митроп.,первоиерарх 492, 494 Виталий, архиеп. 473, 476, 489, 490 Виталий, епископ 416 Витберг А. 294 Витенс, князь 135 Витовт, князь 55, 56, 57, 137 Вишневецкий Адам 157 Вишняков В. П. 411 Владимир Андреевич, князь 93 Владимир Богоявленский ,митроп. 284, 285, 352, 378, 380, 381, 394, 395, 397, 398 Владимир Путята, епископ 424 Владимир, архиеп. 482 Владимир, епископ 468 Владимир, свящ. 398 Владимир Василькович, князь 90, 95 Владимир, вел. князь, равноап. 5, 9, 10, 11, 12, 13 14, 15, 16, 20, 21, 22, 24, 25, 29, 30, 33, 34, 92, 97, 103, 113, 116, 120, 134, 138, 139, 217, 248,294,471,489 Владимир Георгиевич, князь, св. 39 Владимир-Иоанн, князь 129 Владимир Мономах 93, 98,114, 119, 127, 129 Владимир Ольгердович, князь 54, 136, 137 Владимир Петров, архим. 366 Владимир Сободан, митроп. 450 Владимир Ярославич, князь 88, 92, 127

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Летопись рисует его смерть как мученичество за веру: Василько якобы отказался отвергнуть христианство и заключить с татарами союз против своих земляков. Эта летописная похвала, очевидно появившаяся до 1271 г., явно преследовала цель канонизации Василька, однако вплоть до XVII в. нет никаких данных о почитании “блаженного” князя Василька Ростовского. Владимир (Иоанн) Василькович, сын Василька Романовича, родился около 1249 г., умер 10 декабря 1288 г. Поначалу Владимир занимал один из волынскиих столов, но после смерти своего отца в 1269 г. утвердился во Владимире-Волынском. Как государственный и политический деятель он оставался пассивен, что, видимо, объясняется его многолетней болезнью; с этим связана полная его лояльность по отношению к татарам. Летописец подробно рассказывает о культурной и благотворительной деятельности князя (церковном строительстве, заказах на изготовление произведений искусства, предметов церковного обихода, книг, ктиторстве и пожертвованиях), хваля его как образцового христианина, книжника и философа. По распоряжению Владимира (а возможно, и собственноручно им самим) в 1286 г. был сделан список церковных правил (Номоканона), новая древнерусская редакция которого была предоставлена князю митрополитом Кириллом II. В позднейшей копии сохранилось завещание Владимира, единственный документ такого рода вплоть до XIV в. Владимир (Василий) Всеволодович Мономах, сын Всеволода Ярославича, внук Ярослава Мудрого и византийского императора Константина IX Мономаха, родился в 1053 г., умер 19 мая 1125 г., киевский князь в 1113–1125 гг. Около 1074 г. он женился на Гите, дочери англо-саксонского короля Харальда II, павшего в битве при Гастингсе в 1066 г. До 1093 г. Владимир по большей части был проводником политики своего отца, киевского князя. После смерти отца и неудавшихся попыток закрепиться в Киеве или Чернигове Владимир в 1094–1113 гг. утвердился на своем наследственном Переяславском княжении, к которому были приданы также Смоленская и Ростово-Суздальская земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Положение тела кн. Владимира в мраморный саркофаг в Десятинной ц. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 74) Положение тела кн. Владимира в мраморный саркофаг в Десятинной ц. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 74) Вместе с тем существует и др. т. зр. (И. И. Малышевский, М. Славнитский, Е. Е. Голубинский , М. С. Грушевский , Г. П. Федотов , Водов и др.), согласно к-рой о канонизации В. С. нельзя говорить до сер. XIII в. Указывается, что: 1) еще в 40-х гг. XIII в. имя Владимир не было внесено в святцы, т. к. родившийся в это время волынский кн. Владимир Василькович получил в Крещении имя Иоанн (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 919-920); 2) эпитет «святой» впервые применяется к В. С. в Галицко-Волынской летописи, в части, созданной, вероятно, в 1261 г. (Там же. Стб. 821); 3) первое известие о храме, посвященном В. С., относится к 1311 г., когда архиеп. Давид поставил в Новгороде «на воротех» каменную церковь «святого Володимира» (НПЛ. С. 93); 4) в составленном в 80-х гг. XIII в. Житии св. кн. Александра Невского упоминание о том, что Невская битва со шведами 15 июля 1240 г. произошла не только «на память святых отьць 600 и 30 бывша збора в Халкидоне, и святою мученику Кюрика и Улиты», но и «святаго князя Володимера, крьстившаго Русскую землю», есть только в варианте, представленном в Лаврентьевской летописи (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 479), тогда как в др., более ранних, редакциях слов о В. С. нет; это заставляет квалифицировать данный текст как позднейшее добавление. Равноап. кн. Владимир на престоле. Гравюра из «Анфологиона» Львов, 1638. Л. 503 (РГБ) Равноап. кн. Владимир на престоле. Гравюра из «Анфологиона» Львов, 1638. Л. 503 (РГБ) По наблюдениям О. В. Лосевой, имя Владимир «не встречается в русских месяцесловах ранее XIV в. ... Более того, южнославянские месяцесловы XIII-XIV вв., которым хорошо известны многие русские праздники... не содержат памяти князя Владимира (15 июля)» (С. 91). Однако здесь следует отметить, что в святцах отмечаются, как правило, памяти общерус.

http://pravenc.ru/text/159104.html

Дело Владимира продолжают и его преемники. Они также устраивают церкви, заботятся об увеличении книг, приготовлении пастырей церкви. Так как они понимали, что христианство может распространиться среди русского народа только благодаря деятельности духовенства, то духовенству они оказывали особенно благорасположение и внимание. Монашество было у князей, кажется, ещё в большем уважении, чем белое духовенство, тем более, что пастыри церкви, стоявшие на высших иерархических ступенях, были лица монашествующие. Известно, что Ярослав «попы любяше повелику, излиха же черноризьце». Ярослав любил читать книги и заботился о списывании их: «книгам прилежа и почитая е часто в нощи и в дне; и собра письце многы и прекладаше от Грек на словенское письмо и спиша книгы многы» 9 . Ярослав, как и Владимир, строил церкви по городам и населённым местам, поставлял (при них) «попы» и давал им от именья своего урок, веля им учити люди, понеже тем есть поручено Богом, и приходити часто по церквам; и умножишася, добавляет летописец, презвутери, людье христианстии (1037 – 6545 г.) 10 . Владимир Всеволодович (ум. 1125 г.), как известно из летописей, подобно Ярославу, строил церкви, почитал монашеский и поповский чины и давал им содержание «еже на потребу» 11 . Андрей Боголюбский, сын Георгия, внук Владимира Мономаха (убит в 1175 г.) также строил церкви и монастыри (напр., во Владимире) и заботился о содержании духовенства, «кормитель бе чернцам и убогим» 12 . Теми же качествами отличался и Всеволод, сын Юрия, внук Владимира (умер 1212 г.). Великий князь Константин Всеволодович также заботился «о создании прекрасных Божиих церквей, исполняя (их) книгами и всякыми украшении»; он, по летописи, почитал «паче меры иерейскый и мнишьский чин, подая им, еже на потребу, и принимая от них молитвы и благословенье». Он любил читать книги 13 . Волынский князь Владимир Василькович сам переписывал книги для многих церквей, особенно им самим устроенных: Евангелие, Апостольские Послания, Прологи на все двенадцать месяцев и разные богослужебные книги 14 . В настоящее время в Румянцевской библиотеке хранится от него экземпляр Кормчей, написанной им в 1286 г. 15 Роман Ростиславич Смоленский, по свидетельству Татищева, заводил училища и учителей; между прочим, греков содержал на своём иждивении 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

304. Андрей Владимирович, князь радонежский, младший из шести сыновей Владимира Андреевича Храброго, князя боровского-серпуховского 52), от брака с Еленой Ольгердовной, в иночестве Евпраксией, княжной литовской 758), внукой Гедиминовой. – О времени и месте его рождения сведений нет; упоминается, как один из «детей менших», в договорной грамоте своего отца с Василием Дмитриевичем, великим князем московским 45), при заключении которой отец я три старшие брата Андреевы целовали крест, около 1405 г.; по смерти отца, в силу его духовной, наследовал: город Радонеж, с 42 рубл. «дани» (дохода); пол-города .Углича, с половиной 105-рублевой дани; пятую часть отцовой «трети», в Москве, с четвертью его большого двора и третью Чичакова сада,там же; да 14 разных волостей, сел и деревень, в 1410 г.; ум. в Москве, от язвы, осенью 1426 г. Тело его погребено в московском Архангельском соборе. – Был женат на дочери боярина Ивана Дмитриевича Глебовича-Всеволожа, неизвестной по имени, в приданое за которою получил исторически знаменитый пояс, переданый в приданое же и его (кажется, единственной) дочери, также неизвестной по имени, вышедшей за Василия Юрьевича (Георгиевича) Косого, князя звенигородского 496). – Примечание. Князь Андрей Владимирович радонежский, всеми писателями смешивается почему-то с своим братом Семеном, в иночестве Саввой ), погребенным в Троице-Сергиевой лавре. 305. Андрей Владимирович 305. Андрей Владимирович, князь угличский, старший из двух сыновей Владимира-Дмитрия Константиновича, князя угличского 548), от брака, но некоторым сказаниям, с Надеждой Ингваревной, княжной рязанской, в иночестве Евдокией ). – Род. в Угличе, около 1238 г.; ум. там же, в 1261 г. –Тело его погребено в угличском Спасо-Преображенском соборе. – Был женат на Устинье, известной только по имени ), но потомства не оставил. 306. Андрей Володшич 306. Андрей Володшич (Володаревич или Владимирович), князь полоцкий, младший из двух сыновей Володши Васильковича (Володаря или Владимира Васильевича), князя полоцкого 569), от брака с неизвестной. – Летопись именует его однажды, сообщая, что он, с другими князьями полоцкими, приходил к Друцку, помогать Святославу Всеволодовичу, великому князю киевскому ), ополчившемуся на Ростиславичей смоленских, в 1180 г. – Никаких других сведений о нем нет.–Потомства его, в родословных, не видно. 307. Андрей Всеволодович

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010