Оказалось, что к приходу энкавэдешников, явившихся под предлогом проверки паспортов, наши в сарае еще не спали и между собой переговаривались. Услышав голоса, «гости» заглянули в сарай и нашли здесь папу с Женей. А заодно и спрятанное в сарае папино священническое облачение. Сколь же часто сокрушалась позже «мама», что не спали папа и Женя в ту теплую сентябрьскую ночь, что выдали они себя разговорами. Бедная «мама»! Не знала, да и не могла знать она — как долгое время этого не знали и мы, — что ордер на арест папы был заготовлен в НКВД загодя, почти за месяц до той роковой ночи… Облачение сложили на стол, папе под роспись предъявили ордер, и начался обыск. Старшим среди них был, конечно же, тот, что и выглядел постарше. Он рыскал по комнатам и почти безошибочно лез именно туда, откуда радостно извлекал то, что могло в глазах власти порочить нашего папу. Усадив своего напарника- молоденького практиканта — писать протокол, сам уполномоченный продолжил изумлять нас своим искусством ищейки. — Прошу содержимое карманов выложить на стол, — деликатно попросил папу практикант. Вообще, этот молоденький, сколько позволяли обстоятельства, вел себя корректно. А пока папа выворачивал карманы, практикант попросил «маму» принести все документы. — Все? — Все, — подтвердил практикант. — Все, касающиеся гражданина… — он заглянул в ордер, Амбарцумова Владимира Амбарцумовича. И он принялся за протокол, выполняя это порученное ему дело усердно и прилежно, и видно 6ыло, что дело это для него совершенно обычное знакомое. Хотя и противное: точно переписываешь из сборника нудное упражнение. А уполномоченный искал и находил «компромат», добывая его из самых, кажется, укромных и надежных мест. Жили в то время мы в двух маленьких проходных комнатках. Во время обыска я сидела на маминой кровати в первой комнате. Меня бил озноб: ноги подпрыгивали, руки тряслись. Рядом безмятежно спали котята, и понятая, секретарь нашего сельсовета, всё умилялась, глядя на них. Украдкой поглядывала я на старую керосиновую лампу, стоящую на шкафу в соседней комнате.

http://pravmir.ru/kaleda-moli-boga-o-nas...

Этим обычно всё и заканчивалось. Катя по сотни раз на день перечитывала драгоценные слова батюшки, успокаивалась и впрягалась в работу пуще прежнего. Екатерина (будущая инокиня Ермиония) прожила в батюшкином доме до самой перестройки и скончалась в нем в октябре 1985 года. Катя занимала в доме большую комнату первого этажа, служившую одновременно и столовой для общих трапез насельников и гостей дома. Всего же на первом этаже, кроме прихожей и коридорчика, было четыре комнаты: две большие и две маленькие. Вторая большая комната принадлежала, кажется, Марии Шитовой, или просто тете Марусе, — той, что глядит с подаренной маме Вале фотографии и что не раз уже появлялась на страницах этих воспоминаний. С ней была очень дружна и «мама» Маруся. Что хозяйкой этой комнаты была тетя Маруся я пишу через осторожное кажется потому, что при нас Мария Кузьминична в доме не жила. То ли отбывала тогда она уже ссылку (впрочем, нет, на Алтай сослали ее позже, в 32-м году), то ли, учась в медицинском, жила в то время в Москве. И значительно позже, уже после войны, когда Марии Кузьминичне разрешили проживание вблизи столицы, она вместе с близкой своей подругой Татьяной (матушкой Магдалиной) жила опять-таки не в «своей» большой комнате, а в смежной, маленькой, в той, где при нас жила Грушенька. А в большой комнате тогда устроена была общая молельня. Последнюю маленькую комнатку при входе занимал блаженный Никифорушка, или Никифор Терентьевич, большой духовный друг батюшки еще со времен его настоятельства в Мещовском монастыре. Ему да еще нашему папе — как священнику — делалось исключение из строгого, правила: мужчинам жить в батюшкином доме воспрещалось. Позже это правило будет нарушено, когда после кончины батюшки и ареста Катюши и Грушеньки, дом заполнит многочисленное семейство Утешевых. При нас же правило это соблюдалось неукоснительно. И, наконец, третья часть дома — мезонин второго этажа, записан был за третьей девушкой, за Татьяной Борисовной Мельниковой, а проще за Танюшей, батюшкиной любимицей. Мы жили как раз в этой части дома, потому что его хозяйка, Татьяна, находилась в то время с батюшкой в далеком Кара-Тюбе. Это был замечательный мезонин. Потому, наверное, что было мне около десяти лет. Потому, что сверху, из нашего окошка, открывались восторженные холмистые дали. Потому, что сохранилась здесь — может, единственная в целом свете папина комнатушка, где он молился и спал в цепкие свои приезды к нам в Сергиев Посад. Это была его комнатка, и папа, исхитрился выгородить ее из чердачного пространства. Комнатка была крохотной: метра два на два с половиной, — но зато имелось в ней собственное оконце.

http://pravmir.ru/kaleda-moli-boga-o-nas...

Впрочем… В том, 1937 году каждый день дышал предвестием беды. Шли массовые аресты, давшие ход мрачной «шутке», что люди делятся на «сидевших», «сидящих» и «будущих сидеть». Папа, ладивший с логикой, а более опиравшийся на собственный горький опыт, — находил в шутке противоречие: уже «сидевшего» вполне можно было считать и в группе «будущих сидеть». Опять сидеть. В общем, и сам папа, и все мы к аресту были готовы, — если можно, конечно, быть к подобному готовым. По ночам вслушивались мы в каждый шорох, вздрагивали от каждого автомобильного гудка. Мы видели, чувствовали, что происходит нечто из ряда вон выходящее, но не знали тогда сколь жутких, сколь чудовищных форм и размеров принял характер репрессий. Не знали мы — да и не могли знать, — что действовала уже секретная директива Ежова, в которой дотошно расписан был государственный «план» уничтожения собственного народа. По датам, областям и категориям населения подлежало неукоснительному аресту и последующему уничтожению точное количество лиц. Не обойдены были здесь вниманием и священники с мирянами: им в «плановом» документе отводилось «почетное» второе место. В 90-е годы директиву рассекретили, и стало ясно, что та власть почти не оставляла нашему папе шанса выжить. И всё же первый стук в дверь, разбудивший нас уже после полуночи, застал нас врасплох. Проснувшись, мы не вставали, а «мама» пальцем у губ подавала мне знак лежать тихо. Стук повторился еще, но потом всё стихло. Мы уж подумали, что пронесло, когда услышали, как забарабанили в дверь хозяйки дома. Снова стали стучать к нам: теперь настойчивее, требовательней. — Марья Алексеевна, откройте, — голос был знакомый, но мы не сразу узнали его. — Марья Алексеевна, это Трифон Семенович из сельсовета… Слышите? Откройте, мы тут с Елизаветой Васильевной по поводу паспортного режима. Но только услышав доносившиеся со двора голоса, среди которых был и голос папы, решились мы отпереть дверь. Введя папу, в дом вошли двое уполномоченных НКВД, следом — двое понятых из нашего сельсовета, и потом уже Женя и хозяйка дома.

http://pravmir.ru/kaleda-moli-boga-o-nas...

— Скорее, я обижался, когда мой отец уделял мне слишком много внимания в «определенных» ситуациях. С присущим мне тогда юношеским максимализмом я полагал, что со своими проблемами я лучше разберусь сам, нежели в этом мне будет помогать отец. Но после очередной неудачи я опять стоял напротив отца, который пытался донести до меня то, что я не мог понять, совершив тот или иной поступок. Когда отец проводил со мной эти разъяснительные беседы, я предпочитал стоять и мысленно про себя думать: «Ты говори-говори, а я постою помолчу и дальше пойду делать так, как считаю нужным». Тем не менее, я благодарен своему отцу за его разговоры со мной, потому что в определенные моменты жизни его советы и наставления мне все-таки помогали. — А своим детям вы устраиваете разъяснительные беседы или в семье чаще случаются «разборы полетов» с наложением санкций? — Дело в том, что я куда более жесткий человек, чем мой папа, и у меня разговоры выходят гораздо короче и радикальнее. Думается, что мои дети не будут вспоминать наши беседы с такой же благодарностью, как я вспоминаю их с моим отцом. Наши родители воспитали нас так, что мы захотели создать многодетные семьи , честно работать и жить с Богом, но захотят ли этого наши дети? Я считаю, что время покажет, и это для нас будет самая главная проверка. — А были ли у ваших детей такие же проблемы, как и у вас в детстве? Как удавалось их решить? Нам легче прежде всего потому, что за нас больше молятся — Конечно, проблемы были и есть всегда. Как бы это странно не звучало, но в современном мире моей многодетной семье жить намного легче, чем жилось семье моих родителей. Нам легче прежде всего потому, что за нас больше молятся. За нас молится наш духовник, наши родители, мои братья и сестры, родственники, друзья и прославленный в лике священномучеников наш прадед — священномученик Владимир Амбарцумов. Священник Филипп Ильяшенко      Мои дети учатся в православной общеобразовательной школе с очень хорошим уровнем образования, а также с пониманием материальных возможностей многодетных семей. В школе, конечно, у детей возникают проблемы, но их меньше, чем, если бы мои дети учились в обычной общеобразовательной школе. Им не нужно, как мне в свое время, скрывать свою веру.

http://pravoslavie.ru/72069.html

Свидетельства пострадавших (2013) – Свидетельства пострадавших и бывших неопятидесятников [Электронный ресурс]//URL: обращения: 01.03.2022). Селивановский (2010) – Селивановский В.В. Позитивное мышление: симпатическая магия и христианство . СПб., 2010. Селивановский (2012) – Селивановский В.В. «Движение Веры» в современном протестантизме. Word-Faith Movement: Дисс. … канд. филос. наук. СПб., 2012. Селивановский (2013) – Селивановский В.В. Харизматическая ересь. Анализ учения религиозной организации «Новое поколение» г. Благовещенска. Благовещенск, 2013. Солодков – Солодков А.И. Организация и методика церковной реабилитации лиц, отпавших от православия [Электронный ресурс]//URL: обращения: 01.03.2022). Старостенко (2020) – Старостенко В.В. Динамика развития пятидесятничества в контексте религиозной жизни Республики Беларусь 1990-х – 2000-х гг.//Религия и общество-14: Сб. научн. ст. XIV Междунар. науч.-практ. конф./Под общ. ред. В.В. Старостенко, О.В. Дьяченко. Б.м., 2020. Стеняев (2009) – Стеняев О., прот. Реабилитация лиц, пострадавших от деятельности нетрадиционных религий//Блуждания вне Церкви и их преодоления. СПб., 2009. Тибетская медицина (2022) – Тибетская медицина с о. Игорем Зыряновым [Электронный ресурс]//URL: http://vk.com/medtibed (Дата обращения: 01.03.2022). Трес-Диас (2008) – Трес-Диас [Электронный ресурс]//URL: http://jesuschrist.ru/forum/619585,,1.php (Дата обращения: 01.03.2022). Чернышев (2006) – Чернышев В.М. Сектоведение. Киев, 2006. Чернышев (2009) – Чернышев В.М. Сектоведение. Часть вторая. Киев, 2009. 2 По России нам не известны сопоставимые общие данные, однако сходные тенденции текучести показывают исследования по регионам [Амбарцумов, 2017, 232–239]. 3 Из личной беседы о. Владимира с автором статьи. По свидетельству хабаровчанки К., их пастор регулярно призывал на воскресных богослужениях молиться не на языках, но только словами. А на языках можно лишь при условии, что у этого человека есть дар толкования. По его словам, он встречал лишь одного человека с таким даром. Сама К. предположила, что этот запрет был обусловлен нежеланием пастора напугать новичков. Вместе с тем, верующие продолжали так молиться и объясняли это так: «Сам Дух молится за нас Богу по своему прямому каналу, что очень хорошо: ответ придет быстрее. А то что ты не различаешь слова и звуки, которые ты говоришь, и вообще не понимаешь, что ты говоришь, то тебе и не надо: главное, Господь понимает, о чем Дух молится и Дух сам знает, что тебе надо, лучше тебя» (здесь и далее ее свидетельства приведены из личной беседы и переписки с автором статьи).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Жан-Франсуа Тири: – Тема новомучеников в ПСТГУ очень дорогая, важная, огромная база данных. Это как-то на вас влияло? О. Симонов: – База ПСТГУ – она, наверное, влияет на всех православных людей, потому что это фундаментальная работа, которая проводится очень давно и помогает накапливать именно настоящий фактический материал. Потому что очень важно оперировать реальными фактами. Ведь и сейчас, да и в другое время, люди часто говорят: это вы придумали, это вы домыслили, это ваша концепция. А когда построено все на фактах, тогда ты можешь сказать, что это действительно подвиг новомучеников. Это скупые факты. Порой фотографии просто посмотреть – это лучше всяких рассуждений на эту тему. Кроме базы о новомучениках, много замечательных других исследований. Я упоминал отца Василия Надеждина. Совершенно замечательное житие написано о нем и о его преемнике, отце Владимире Амбарцумове. То есть действительно таких книг много. Но вернусь сейчас к своей книжке – мне всегда казалось, что у детей иногда существует какой-то порог, это очень серьезная тематика, или очень незнакомая тематика, поэтому мне хотелось к этой тематике их приблизить. Жан-Франсуа Тири: – Еще один вопрос о вашей биографии. Мы привыкли разделять, скажем, естественные и гуманитарные науки. У вас образование естественнонаучное. А что вас привело потом к решению написать повесть? О. Симонов: – Вы знаете, у меня с юности были противоречивые желания. Даже когда я выбирал профессию – мне нравилось программирование, нравились математические науки. Но они ведь несколько суховатые, а гуманитарная составляющая в нашей семье была очень сильная, хотя профессиональных литераторов у нас, можно сказать, почти не было. Бабушка у меня работала в редакции газеты. Действительно, это единственный в семье человек, который словесностью занимался профессионально. А мама, которая здесь присутствует, занималась юриспруденцией, папа занимался геологией. Оба были заняты с утра до вечера своей работой. Это действительно было время труда, очень напряженного и самоотверженного. Но вот отношение к культуре, отношение к литературе всегда было на очень большой высоте в нашей семье. Папа очень много читал, мама очень много читала, и почтение к культуре мировой, к русской классике у нас было всегда. И к музыке, и к литературе. Поэтому для меня всегда было важно поддерживать связь с книгой. И даже в период, когда приходилось очень много заниматься, скажем, математикой, учиться в университете, когда времени практически не было, в качестве отдыха хорошая книга – это было лучшим, наверное, рецептом. И такие авторы, как Чарльз Диккенс, или Франсуа Мориак, или Достоевский и Пушкин, конечно, всегда были моими друзьями.

http://pravoslavie.ru/144762.html

Воин, ученый, пастырь. К 100-летию со дня рождения священника Глеба Каледы 14 декабря 2021 г. 13:04 По его инициативе были созданы Рождественские чтения, он систематизировал работу с осужденными в тюрьмах, стал автором церковно-публицистических статей и книг, актуальных и в наши дни. Ревностный пастырь, активный участник создания системы религиозного образования, неутомимый катехизатор, хранитель живой памяти о новомучениках — таким был отец Глеб Каледа. Статья размещена в декабрьском номере «Журнала Московской Патриархии» (2021, 12, PDF-bepcuя ) . Тайный священник В этом году исполняется сто лет со дня рождения одного из выдающихся пастырей нашего времени протоиерея Глеба Каледы. Читая его автобиографические книги и воспоминания о нем, не перестаешь удивляться, сколько веры, энергии и любви было в этом человеке. Господь призвал его на служение к Себе с юных лет, когда по благословению духовного отца, будущего священномученика Владимира Амбарцумова ], Каледы всей семьей помогали тем, кто был лишен средств к существованию. Не только духовенству, но и мирянам. Ведь их ближайшие родственники тоже были сосланы или посажены в тюрьму по обвинению в антисоветской деятельности, а по сути за религиозные убеждения. Пятнадцатилетнему Глебу поручалось разыскивать тех, кто бедствует, и приносить им продукты. Призванный в армию после окончания школы в августе 1941 года, он прошел всю войну от начала до победного конца и за мужество и героизм не раз награждался медалями и орденами. Волховский фронт, Сталинград, Курская дуга, освобождение Белоруссии, Кенигсберг — такими зарубками остались 1941-1945 годы в памяти начальника радиостанции дивизиона гвардейских минометов («Катюш») Глеба Каледы. В автобиографичной книге «Записки рядового» спокойно, непредвзято, на конкретных примерах автор раскрывает перед читателем ту чудовищную правду войны, свидетелем которой он стал. Причем так, что его рассказ, несмотря на страшные факты, не накрывает тоской и унынием, а, наоборот, вселяет оптимизм. Уникальность этой книги еще и в том, что это — взгляд изнутри. Война глазами православного человека. И конечно, только искренней верой в Бога можно объяснить в минуты смертельной опасности полное спокойствие и бесстрашие рядового Каледы, вызывавшее удивление и уважение у командиров и однополчан.

http://patriarchia.ru/db/text/5871749.ht...

Макаров говорил, что во мне самообладания и спокойствия в опасности больше, чем у кого-либо другого во взводе. Шофер Майеров передавал, что они не раз, разговаривая между собою, отзывались обо мне как о самом спокойном радисте. Я не хвастаюсь, ибо все иначе не может, не должно быть, в этом нет и капли моей личной заслуги. Все дело в том, что я обладаю ощущением своей защищенности. Почему я пятого числа испытал чувство не страха, а прилившейся бодрости. Как ты это объяснишь с общественной точки зрения? Я хочу, чтобы ты прониклась этим. Ведь слово “более опасно”, точно сохранность свою мы будем измерять тем, сколько осколков падает в разных местах на квадрат площади, а не Его Волею, свою защищенность — сделанным нашими руками ровиком, а не своей верностью, не своим желанием Его воли над нами. Последнее, самое главное, что своими добрыми делами мы не сохранимся, ибо грехов во много раз больше их. Да, увы, их бесконечно больше. Пусть будет это между нами; о таких вещах не говорят, да и немногие поймут. Мои домашние тоже. Потом тут много очень сокровенного для меня. Ты пишешь — убит Дима. Я не знал его лично. А помнишь, что писала и говорила мне о Коле П.? Ведь его судьба не противоречит вышеприведенным цитатам и написанному. Я, правда, не знаю, что испытывал он. Что нам опасность! Наш дом не здесь. Мы поем: “не убоимся ужасов ночи, стрелы, летящей днем”. “Долготою дней насыщу его”. Почувствуй это ты, Лидочка, и как-нибудь постарайся это хоть в некоторой степени передать нашим, моим, папе. О письме не говори. У папы: “все-таки война, фронт, кто знает”. Я говорил уже об условиях этого письма… С приветом. Твой брат Глеб. 30–31.8.44 года ». Читайте также: Последние воспоминания матушки Георгии (Лидии Владимировны Каледы-Амбарцумовой) Открытое служение отца Глеба Каледы О нашей жизни с отцом Глебом. Ч.4: Служение священника О нашей жизни с отцом Глебом. Ч.3: Медовый месяц и трудные будни Глеб и Лидия: история дружбы, история любви Женя — брат Л.В. Каледа, протоиерей Евгений Владимирович Амбарцумов (1917–1969).

http://pravmir.ru/o-nashej-zhizni-s-otco...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Объединить усилия в сфере защиты семьи, отцовства, материнства и детства» В Казани прошел Съезд Ассоциации родительских комитетов и сообществ 19.05.2011 1032 17-18 мая 2011 года в г. Казани прошел Съезд Ассоциации родительских комитетов и сообществ (АРКС), на котором были приняты учредительные документы Ассоциации и избраны руководящие органы АРКС, говорится в поступившем в редакцию «Русской народной линии» заявлении съезда. «Участники Съезда АРКС выражают обеспокоенность положением семьи и детей в России, состоянием образования и здравоохранения, уровнем социального обеспечения граждан. Съезд АРКС обращается к самым широким кругам родительской общественности с призывом объединить усилия в сфере защиты семьи, отцовства, материнства и детства, возрождения семейных ценностей, а также в решении проблем, стоящих перед обществом», - сказано в документе. «Обсудив отчет о первом этапе форсайт-проекта " Детство-2030 плюс " (Семья XXI века), Съезд пришел к выводу, что результаты первого этапа форсайт-проекта не соответствуют заявленным целям. В этой связи Съезд АРКС считает целесообразным прекратить свое участие в этом проекте», - подчеркивается в заявлении. «Считая проблему защиты семьи, отцовство, материнства и детства исключительно актуальной, Ассоциация приступает к разработке проекта " Возрождение семейных ценностей в России " . В рамках этого проекта АРКС проводит семинар " Семья и современное общество " , который состоится 7-10 июля 2011 в г. Москве. Съезд Ассоциации призывает широкие круги родительской общественности к участию в работе над проектом " Возрождение семейных ценностей в России " », - отмечается в заявлении Съезда Ассоциации родительских комитетов и сообществ. Документ подписали члены Ассоциации – участники Съезда: Духовный руководитель Ассоциации протоиерей Александр Ильяшенко, руководитель Духовно-просветительского центра им. Священномученика Владимира Амбарцумова, г. Москва ; Иванов Сергей Алексеевич, Председатель Татарстанского общественного центра в защиту семьи и детства «ТПП Феникс», г. Набережные Челны;

http://ruskline.ru/news_rl/2011/05/19/ob...

Фото pravyakutia.ru Да, бывает, что священник может совершить в этом смысле какую-то ошибку. Ошибки можно исправить, но только в случае, если человек относится к себе критично, что и подразумевает покаяние. Есть мудрое изречение: «Чем глупый человек отличается от умного? — Не интеллектом, а несокрушимой уверенностью в своей правоте». Мужчины и женщины Вообще дружбы мужчины и женщины быть не может. Либо это дружба внутри семьи, между мужем и женой, либо это дружба семьями. Дружить семьями — пожалуйста, нет никаких проблем. А излишне близкие отношения священника с прихожанкой, как и любые отношения между мужчиной и женщиной не мужем и женой, по определению не могут быть нормальными, устойчивыми, продолжительными, спокойными. Потому, что человек — существо эмоциональное и если начинается какая-то дружба, то против воли она может перерасти во что-то недолжное. Священнику здесь нужно сразу ставить барьер, причем спокойно, не возвышая себя, не выпячивая. Старые друзья Дружбу с друзьями детства и юности можно сохранить и после хиротонии. Правда, отношения меняются, становятся более строгими. Если раньше можно было сказать что-то по-свойски, фамильярно, вольно пошутить и так далее, то теперь уже нельзя. Отец Глеб Каледа вспоминал, что, когда он был еще мирянином, его близкий друг Евгений Амбарцумов намеревался принять сан. Как-то они шли по улице, и Глеб Каледа неожиданно толкнул будущего священника в сугроб. «Ты что делаешь?» — спросил Евгений Владимирович. В ответ услышал: «После твоей хиротонии это будет невозможно». Повторяю, если человек в Церкви, если у него есть духовник, то он найдет правильную линию поведения. Сан не дает оснований кичиться, гордиться, думать, что ты не такой, как прочие человецы. Но все-таки сан накладывает ограничения и обязательства. Рукоположение — это таинство. Человек, принявший сан, не равен самому себе. Он уже носитель сана. Поэтому он должен этот сан нести с достоинством и не сметь его ронять. Записала Оксана Головко Портал «Правмир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю — новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем — пишите в редакцию, по aдpecydiscuss.pravmir@gmail.com.

http://pravmir.ru/druzhba-svyashhennika-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010