Наступил грозный 1941 год. В РККА детей «врагов народа» не брали, семью Евгения эвакуировали в Чувашию. Здесь, по свидетельству профессора Гончарова, как во многих других автономных, союзных республиках и областях СССР, началась трудовая мобилизация населения (Г.А.Гончаров: «Трудовая мобилизация в годы Великой Отечественной войны», Оренбург, Вестник ОГУ, 2006). Евгения мобилизовали на вагоноремонтный завод. Условия труда мобилизованных, тем более сына «врага народа», были тяжелые. По разнарядке от предприятия его отправили на лесозаготовки. Там, на сплавке леса, Евгению пришлось выкупаться в ледяной воде, он заболел ангиной, которая дала осложнение на сердце, и застудил позвоночник (по мнению Лидии Владимировны, позвоночник так и не был до конца вылечен, болезнь развивалась и стала причиной ранней смерти отца Евгения). Таня, работавшая в детском саду, кормила мужа с ложечки, отдавая ему половину своей порции. Был голод. На этом несчастья семьи не закончились. 1 декабря 1942 года у маленькой Наташи резко поднялась температура – начался приступ дифтерии. Болезнь протекала стремительно. Медицинской помощи практически не было. Через два дня девочка умерла в больнице у мамы на руках. Вдвоем они с трудом несли маленький гробик: отец – изнуренный болезнью, мать – обессилевшая от горя. В том же декабре Евгений Амбарцумов был призван в ряды Красной армии: это было время Сталинградской битвы, страна напрягала все силы в борьбе с врагом, и чтобы восполнить потери на фронтах, от определенных ограничений по отношению к «социально чуждым» властям приходилось отказываться. В начале 1943 года гвардии младший сержант Амбарцумов был уже в 99-й (Свирской) стрелковой дивизии в составе 239-го гвардейского артиллерийского полка в должности санинструктора. Эта должность отличалась от должности санитара только большей ответственностью, поскольку на Евгении лежала забота о медицинском обеспечении всей батареи, при этом, как гласит инструкция, «санинструктор совместно с санитарами должен обеспечить розыск, вынос и вывоз пострадавших с поля боя и принимать меры к их эвакуации». А это значит, что он должен быть на линии огня, рисковать жизнью, спасая раненых, «бежать по приказу вперед под разрывы и смерть, чтобы помочь товарищам в их страданиях», как писал он жене летом 1944 года.

http://pravmir.ru/otets-evgeniy-ambartsu...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Как баптистский проповедник стал православным святым? История жизни священномученика Владимира Амбарцумова 6 мин., 04.11.2021 — В каких контрреволюционных организациях, когда и где вы вообще состояли? — спросил следователь отца Владимира на допросе в Бутырской тюрьме. — Я никогда ни в каких контрреволюционных организациях и группах не состоял, — ответил священник. — А чем вы тогда объясняете арест членов Христианского студенческого кружка, фактически занявшегося контрреволюционной деятельностью? — Прежде всего, я глубоко убежден, что советская власть религиозных людей не понимала и не понимает по сие время, поэтому совершенно естественно, что уже тогда возникли подозрения в том, что Христианский студенческий кружок, проповедовавший христианскую веру среди студенческой молодежи, занимается контрреволюционной деятельностью. Я этот факт категорически отвергаю, а поэтому не могу считать себя состоявшим в контрреволюционной организации. — Следствие располагает данными, что вы у себя на квартире проводили тайные богослужения. Дайте показания по этому вопросу, — потребовал следователь. — Тайных богослужений у себя на квартире я не проводил. Начиная с 1931 года, я, как священник, не служу и с тех пор богослужениями не занимаюсь вообще, хотя сана с себя не снимал — не отказывался. — Имели ли место случаи, когда во время личного богослужения присутствовали посторонние люди? — Таких случаев не было. — Назовите круг лиц, посещавших вашу квартиру, и расскажите о характере разговоров с ними. — О том, что квартиру посещали мои брат и сестра, я уже говорил, а в отношении других показания давать категорически отказываюсь. Разговоры, которые я вел, носили характер семейно-бытовой, религиозный и научный, причем должен указать, что эти разговоры не носили политического характера, и, в частности, считаю, что политические проблемы не являются главными проблемами ни в жизни отдельных людей, ни в жизни общества.

http://foma.ru/kak-baptistskij-propovedn...

Восстановив связь с московским студенчеством, Владимир Амбарцумов организовал новый христианский кружок. В Кречетниковском нашли брошенный дом и силами студентов привели его в порядок. Здесь поселились Амбарцумовы и наиболее активные члены кружка и проводились занятия с молодежью по изучению Евангелия. В начале 1920-х годов христианское студенческое движение получило развитие во многих городах России. Его объединяющим центром стал Центральный комитет христианских студенческих кружков, председателем которого был избран Владимир Амбарцумович. Комитет вел организационную работу, устраивал съезды представителей кружков (последний легальный съезд проводился в 1924 году). В 1922 году в семье Амбарцумовых родилась дочь Лидия, а 24 мая следующего года умерла от пищевого отравления Валентина Георгиевна. Перед смертью, прощаясь с мужем, она говорила: «Володенька, я умираю. Но ты не очень скорби обо мне. Я только прошу тебя: будь для детей не только отцом, но и матерью. Поручаю тебе их, и Женечку, и Лидочку, и Времена будут трудные. Много скорби будет. Гонения будут. Но Бог даст сил вам, и все выдержите…» «Папа очень любил маму,— пишет Л. В. Каледа,— и часто повторял, что не знает, где кончается он и где начинается она. Очень переживая смерть супруги, папа, как мне рассказывали его друзья, внешне держался спокойно». Похороны Валентины Георгиевны пришлись на Троицкую родительскую субботу и проходили необычайно торжественно: «Все были в белых платьях и пели песнопения. На могиле много говорили о маме, говорил и папа». Через много лет, уже будучи священником, отец Владимир исповедовал человека, который рассказал ему, что толчком, послужившим его приходу к вере, было необычное зрелище: похороны, а все одеты как на торжество, все радостные и все поют… «Это были похороны моей жены!» — сказал отец Владимир. Незадолго до смерти Валентина Георгиевна беседовала со своей подругой о заупокойных молитвах. Обе они были баптистками и отрицали значение этих молитв. На сороковой день после кончины Валентины Георгиевны эта подруга увидела ее во сне и стала рассказывать усопшей о ее муже и детях, но та сказала: «Это не то, а вы молитесь за меня? Молитесь, молитесь, это нужно».

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-vl...

Моли Бога о нас… Воспоминания дочери о священномученике Владимире Амбарцумове Я не могу, как многие, посидеть тихо подле отцовской могилы. Потому что в привычном смысле могилы у папы нет. Но есть огромный, продуваемый ветрами полигон, где — еще в бытность НКВД — власти, огородясь глухим забором, расстреливали неугодных. Я прихожу сюда и долго стою над останками загубленных здесь людей. Где-то совсем рядом покоятся и неявленные останки моего папы; покоятся, нераздельные от праха двадцати тысяч невинно потерпевших его современников. 26 января, 2005 Я не могу, как многие, посидеть тихо подле отцовской могилы. Потому что в привычном смысле могилы у папы нет. Но есть огромный, продуваемый ветрами полигон, где — еще в бытность НКВД — власти, огородясь глухим забором, расстреливали неугодных. Я прихожу сюда и долго стою над останками загубленных здесь людей. Где-то совсем рядом покоятся и неявленные останки моего папы; покоятся, нераздельные от праха двадцати тысяч невинно потерпевших его современников. Часть 1. Долгая дорога в Православие Я не могу, как многие, посидеть тихо подле отцовской могилы. Потому что в привычном смысле могилы у папы нет. Но есть огромный, продуваемый ветрами полигон, где — еще в бытность НКВД — власти, огородясь глухим забором, расстреливали неугодных. Я прихожу сюда и долго стою над останками загубленных здесь людей. Где-то совсем рядом покоятся и неявленные останки моего папы; покоятся, нераздельные от праха двадцати тысяч невинно потерпевших его современников. Я не могу, как многие, посидеть тихо подле отцовской могилы. Потому что в привычном смысле могилы у папы нет. Но есть огромный, продуваемый ветрами полигон, где — еще в бытность НКВД — власти, огородясь глухим забором, расстреливали неугодных. Я прихожу сюда и долго стою над останками загубленных здесь людей. Где-то совсем рядом покоятся и неявленные останки моего папы; покоятся, нераздельные от праха двадцати тысяч невинно потерпевших его современников. Потом я медленно поднимаюсь деревянными ступенями в храм, возведенный над останками мучеников, и долго стою пред иконой у южной алтарной двери. И тогда снова, в который уж раз, вся непростая папина жизнь, непростая жизнь нашей семьи начинает плыть в непослушной моей памяти.

http://pravmir.ru/kaleda-moli-boga-o-nas...

Лидия Владимировна всегда была бодра духом, полна радости о Господе и благодарения Ему. Она жила Пасхой. Я как-то обратил внимание на то, что годовой круг Матушки вращался вокруг Светлого Дня. «А там уже и Пасха скоро», — частенько повторяла она, строя планы на ближайшее и не столь близкое будущее. С ожиданием Пасхи была связана одна из чудесных историй ее жизни. Еще в юности друг семьи Андрей Утешев сказал Лидии Амбарцумовой, что в далеком (тогда невероятно далеком) будущем в 2010 (!) году память св. мученицы Лидии будет выпадать на понедельник Светлой седмицы. Матушка ждала этого соединения праздников многие годы, и особенно в последнее время, надеясь дотянуть до заветного дня. И этот день настал. С редким благодушием перенося болезни и скорби, она, особенно в последние годы жизни, смотрела на происходящее, как иногда казалось, поверх земных реалий, устремляясь взором куда-то вверх. Туда, где она теперь, как мы надеемся и верим, обрела «полноту Жизни во Христе», где смерти нет, где вечная Пасха! Матушка Георгия (Лидия Владимировна Каледа). Воспоминания Последние воспоминания матушки Георгии (Лидии Владимировны Каледы-Амбарцумовой) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 2 декабря, 2021 4 июля, 2021 8 марта, 2020 4 декабря, 2019 5 августа, 2019 30 июля, 2018 23 июня, 2017 24 мая, 2016 29 ноября, 2015 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/matushka-zhizn-cerkovy...

— Как получилось, что Вы, ученый и исследователь, оставили науку и стали настоятелем храма в Бутове? — На Бутовском полигоне пострадал за веру мой дедушка, священник Владимир Амбарцумов. Я рос в верующей семье, и мы всегда молились о том, чтобы узнать обстоятельства смерти дедушки Володи. Нам же лгали о том, почему и когда умер дедушка. После ареста в 1937 году маме и ее брату было объявлено, что их отец осужден на 10 лет лагерей без права переписки. В 1950-х было сообщено, что дедушка якобы умер в лагере от болезни почек во время войны. Бутовский полигон сегодня можно было бы назвать очень мирным и спокойным местом, но погребальные рвы, ранами прошедшие по его территории, не позволяют так считать... С течением времени надежда что-либо узнать была почти потеряна, но, несмотря на это, мама каждый год 2 ноября, в день памяти великомученика Артемия, молилась этому святому и просила послать хоть какие-то сведения о смерти ее отца, моего деда. И вот в 1989 году, когда началась перестройка, мы всей семьей решили обратиться в КГБ с просьбой уточнить обстоятельства смерти деда. Написали обращение. Помню, было 2 ноября, мама вновь молилась святому Артемию, а на следующее утро, 3 ноября, меня пригласили на Лубянку, где сообщили, что в этот самый день 52 года назад, в 1937 году, Владимир Амбарцумович Амбарцумов был приговорен к расстрелу, а двумя днями позже приговор был приведен в исполнение.  На вопрос, где это произошло, мне ответили, что в Москве, но где именно — неизвестно. И где искать могилу, мы не знали. Прошло пять лет. Зимой 1994 года было открыто Бутово, и в Фомино воскресенье, 8 мая,  на полигоне установили и освятили крест. Я был на этом богослужении и встретился с дочерью В. А. Комаровского, который пострадал по одному делу с моим дедушкой. От нее я узнал, что ее отец расстрелян здесь, а значит, и мой дедушка тоже лежит в земле этого полигона. В Бутово  потянулись дети, родственники пострадавших. Было очевидно, что необходимо строить храм для молитвенного поминовения убиенных. Эта потребность прямо витала в воздухе. И Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий еще до установки креста благословил строительство храма на этом месте, эту идею поддержали и властные структуры. Тогда по благословению Святейшего из родственников пострадавших образовалась церковная община и меня избрали старостой, председателем приходского совета. Однако община нуждалась в священнике, который был бы постоянно закреплен за ней, окормлял ее, совершал богослужения. Священноначалие предложило мне принять священный сан и возглавить общину в качестве священнослужителя. В 1998 году меня рукоположили в пресвитера, я был назначен настоятелем храма.

http://foma.ru/proshloe-kotoroe-nado-vor...

Тексты тропаря, кондака и молитвы священномученику были утверждены ранее 22 октября. ПРАВМИР. На заседании Синода Русской Православной Церкви утвержден текст службы священномученику Владимиру Амбарцумову. Синод рекомендовал текст службы священномученику к общецерковному богослужебному употреблению ( журнал 96 ). Тексты тропаря, кондака и молитвы священномученику Владимиру Амбарцумову  были утверждены  ранее, на заседании Синода от 24 декабря 2015 года ( журнал 114 ). Священномученик Владимир Амбарцумов родился в 1892 году в Саратове в семье армянина и лютеранки немецкого происхождения. Воспитывался в лютеранской вере. В конце 1890-х годов семья переехала в Москву. Учился Владимир в Берлинском политехникуме в Германии. Там он впервые познакомился с молодежным христианским движением. Затем поступил на физико-математический факультет МГУ, стал членом христианского студенческого кружка и перешел в баптизм. Делом его жизни стало развитие христианского студенческого движения. В 1923 году умерла жена и верная помощница Владимира, оставив у него на руках двух маленьких детей. В 1924 году христианское студенческое движение было запрещено, но Владимир Амбарцумов продолжал работать нелегально. Со временем он сблизился с православными христианами, в 1925 году крестил детей в Русской Православной Церкви, а в 1926 году в возрасте 33 лет и сам перешел в Православие. В 1927 году он был рукоположен во священника другим будущим святым мучеником епископом Виктором (Островидовым). Служил в Москве. Его неоднократно арестовывали, приговаривали к ссылке. В 1937 году отца Владимира очередной раз арестовали и 5 ноября 1937 года по приговору «тройки» расстреляли на полигоне Бутово под Москвой. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 5 ноября, 2004 30 августа, 2005

http://pravmir.ru/sinod-utverdil-tekst-s...

Отец Владимир был заключен в Бутырскую тюрьму. Допрашивали его 20 и 21 сентября и 12 октября 1937 года: «— В каких контрреволюционных организациях, когда и где вы вообще состояли? — Я никогда ни в каких контрреволюционных организациях и группах не состоял. — А чем вы тогда объясняете арест членов христианского студенческого кружка, фактически занявшегося контрреволюционной деятельностью? — Прежде всего, я глубоко убежден, что советская власть религиозных людей не понимала и не понимает по сие время, поэтому совершенно естественно, [что] уже тогда возникли подозрения в том, что христианский студенческий кружок, проповедовавший христианскую веру среди студенческой молодежи, занимается контрреволюционной деятельностью. Я этот факт категорически отвергаю, а поэтому не могу считать себя состоявшим в контрреволюционной организации .— Назовите известных вам по 1920 году членов христианского студенческого кружка и укажите, где они находятся в настоящее время. — Руководителями этой организации были: Марценковский Владимир Филимонович — лектор, примерно в 1921 году был выслан из пределов СССР за границу; где он находится, мне неизвестно, и связи с ним я не имею; Шереметьева Анна Сергеевна (бывшая графиня) — умерла примерно в 1933 году. Фамилий рядовых членов организации я не назову, ибо не нахожу нужным. — Расскажите следствию, какую роль вы играли в христианском студенческом кружке в 1920 году. — В городе Куйбышеве (бывшая Самара) я был активным руководителем организации, являясь председателем. — Назовите круг ваших родственников и близких знакомых и укажите, где они живут, чем занимаются. — Брат — Амбарцумов Аршак Амбарцумович, живет в городе Москве, Вспольный переулок, дом 19, квартира 9, работает инженером Главугля; сестра — Амбарцумова Наталья Амбарцумовна, проживает в городе Москве, Владимиров проезд, дом 6, работает учительницей глухонемых; что касается своих знакомых, то я их просто не назову, ибо не хочу компрометировать своей судьбой. Должен еще указать тетку Кноблох Ольгу Андреевну, которая выслана в Кировскую область в 1935 году из Сталинградского края, города Красноармейска, а за что — мне неизвестно…

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-vl...

от _______. Эта типографская трафаретка и подлежит заполнению: сначала вносится фамилия заявителя, то есть Амбарцумов Е.А., потом установочные данные на папу, ниже — реальная дата осуждения, то есть 3 ноября 1937 года — и, наконец… Вижу это глумливое лицо над гладью бумаги. — Илья, — поднимает тот взор на содельника, корпящего за соседним столом над другой судьбой, — у тебя сегодня от почек мёрли? А то мы с тобой, хи-хи, — того… до эпидемий допишимся. — Сердечники были, легочники были, а почек, кажется, нет, не было. — Тогда пишем: умер от воспаления почек. Так. Дадим ему лет шесть пожить, это будет: тридцать седьмой плюс шесть — сорок третий год. Пишем. А дату поставим… двадцать первое декабря. Аккурат, канун Дня конституции. И усопшему радость, и родственникам приятность — в такой день сподобился. Так, в новые, «либеральные» времена хрущевской «оттепели» вершились новые насилия над бывшими жертвами. Для исполнения запроса Прокуратуры СССР оставалось немногое: объявить близким кощунственно выдуманную биографию. Что и совершили, вызвав Женю 9 марта в Ленинградское управление КГБ, где устно (только устно, чтобы вне компетентных служб не оставить следов) объявили ему «историю» смерти нашего папы. И эпилог: новую папину «биографию» необходимо было срочно зафиксировать в картотеках всех служб, дабы, не дай Бог, позже не выдана была бы кому-либо иная «биография». И заработала система оповещений. Секретно 13 марта 1956 г. К/Б Лен. обл. — КГБ Моск. обл. Согласно Вашему отношению гр. Амбарцумову Евгению Владимировичу 9/111-1956 г. объявлено, что его отец Амбарцумов Владимир Амбарцумович умер в ИТЛ 21 декабр. от воспаления почек». «Секретно 22 марта 195б г. КГБ Моск. обл. — всем комп. органам. Просим произвести отражение в картотеках КГБ, МВД и Управлении МВД по Моск. обл. Просим произвести отражение в картотеках на осужденного к высшей мере наказания… Амбарцумова Владимира Амбарцумовича…, что Управлением КГБ по Моск. обл. 9 марта 1956 г. устно объявлено Амбарцумову Е.В. о том, что осужденный, отбывая наказание в ИТЛ умер 21 декабря 1943 года от воспаления почек».

http://pravmir.ru/kaleda-moli-boga-o-nas...

Родители Новогодняя битва с ветряными мельницами Сидят, как на иголках, нервные, еду под лупой рассматривают, на куранты крестятся, от телевизора отворачиваются. Все им Рождество, да Рождество… Вроде хочешь, как лучше, но им не угодишь… Тимурчик Мимо моего дома шел странного вида человек. Это был мужчина неопределенного возраста, длинные с проседью волосы развевались на ветру, шляпа и одежда были довольно опрятные, но старые, даже, я бы сказала, старинные. А левый глаз его был закрыт обрывком вафельного полотенца. Мир изменился в сентябре, или эссе о любви Я стоял как завороженный. Передо мной лежал мой только что родившийся ребенок! Щурясь от дневного света, он своими маленькими голубыми глазками смотрел на наш новый мир. Смерть ребенка Как-то раз я отпевал семилетнего мальчика, стремительно сгоревшего от воспаления легких. У гробика стояли плюшевый мишка и еще какая-то игрушка, не помню… Было серое октябрьское утро, и петь было трудно из-за подступавших к горлу слез. Что я мог сказать в утешение этим людям и можно ли было что-то сказать? Послеродовый блюз Парадокс - рождается, желанный, может быть даже долгожданный ребенок - и та же самая женщина, которая так его ждала и хотела, начинает мучиться, не умея ощутить всю полноту материнских чувств. Беременность и потеря ребенка Будет уместно признать, что вы не представляете, что они чувствуют. Можно сказать: «Не могу вообразить, как вам сейчас тяжело. Я просто хочу, чтобы вы знали, что вы можете на меня рассчитывать, и что я очень вам сочувствую». Хочу в Дом престарелых? «Наконец перевезла маму в Дом престарелых»… Я оторопело смотрела на Трикси, не понимая, что скажу Мишане. Как объяснить сыну, что милую, обожавшую его Розмари, родная дочь запросто отдала ТУДА, в одно из самых страшных, по моему представлению, мест. Матушка Мария Ильяшенко: «Никогда не надо решать серьезные проблемы вечером» Матушка Мария Евгеньевна Ильяшенко с детства мечтала о большой семье, где много детей, а отец служит Богу. Именно в такой большой и дружной многодетной семье выросла она сама, внучка священномученика Владимира Амбарцумова, дочь протоиерея Евгения Амбарцумова. Ради того, чтобы стать хорошей матерью, она выучилась на врача-педиатра.

http://pravmir.ru/tag/roditeli/page/9/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010