Приговор исполнен 5 ноября 1937 года. Родственникам о смерти не объявлялось». Родственники, это мы, находящиеся в томительном ожидании. А работа кипит. 26 января КГБ СССР переправляет обрастающее секретными приложениями заявление Евгения собственному управлению по Московской — области: «Направляем Вам заявление Амбарцумова Е.В., в котором он просит сообщить сведения об осужденном в 1937 году его отце Амбарцумове В.А., — для рассмотрения в соответствии с указанием КГБ СССР 108/сс от 24.08.1955 г.» 3десь, уверена, и зарыта собака. Именно в этом Указании 108/сс от 24 августа 1955 года, в соответствии с которым предписывается действовать подчиненным сотрудникам. Думаю, что это и есть директива, расписывающая технику сокрытия собственных злодеяний. Процедура прятанья концов в воду. Указание Центра принято областью к исполнению, но школа дотошного бюрократизма не подвела, взяла свое. Необходимо подстраховаться и областное управление производит проверочное действие. Шлется запрос в картотеку областного управления МВД: не объявлялось ли отсюда родственникам о смерти. К 16 февраля ответ готов: в областной картотеке сведения на Амбарцумова В.А. отсутствуют. Их бы, Господи, способности, умение и прилежание — да в доброе б русло… Руки развязаны. Наступает час вытворения новой истории. Упоительный час созидания иезуитского действа: «Сцена смерти. Сказка о мертвых душах». Производство его, как всё гениальное, — донельзя просто: просто вытягиваешь из стопки бланк, набранный типографским способом, и заполняешь пустые графы. Как всякое другое искусство, и сей жанр требует жертв, потому приходится потрудиться сначала над заполнением и такого, что вовсе неинтересно. Но зато впереди ждет вознаграждение: забава для души, лакомый кусочек для сердца. Собственно, вот фрагмент того бланка: Руководствуясь указанием КГБ при СМ СССР 108сс от 24 августа 1955 года просим объявить заявителю______ о том, что __________ осужден _________ 19____ г. на 10 лет и отбывая наказание в ИТЛ умер _____ ______________ 19____ г.

http://pravmir.ru/kaleda-moli-boga-o-nas...

«После смерти мамы нас сперва хотели разобрать и взять к себе разные друзья и родственники, но, чтобы сохранить семью, нас стала воспитывать и отдала нам всю свою жизнь ее очень близкая подруга, Мария Алексеевна Жучкова, считавшая мою маму своей духовной матерью. Мария Алексеевна всегда была православной. Это был великий человек, пожертвовавший для нас своей личной жизнью и счастьем иметь своих детей, чтобы мы не остались сиротами. Для меня она стала»мамой». Вскоре после смерти мамы Женя как–то сказал Марии Алексеевне:«Я бы тоже стал вас звать мамой, но боюсь, что надо мной будут смеяться».«Мама»очень расстроилась, что Женя так скоро забыл мать, но папа ее успокоил:«Что вы хотите от ребенка, ему нужна мать». Так она стала матерью для нас обоих. Жене сказали, что, если он хочет, он может звать ее мамой. Но так как родители, то есть папа и»мама», были на»Вы», то, видимо, от этого у нас в семье к папе обращались на»ты», а к»маме»на»Вы». От нас никогда не скрывали, что мама умерла, и мы всегда, как я себя помню, ездили 24 мая на ее могилу на Ваганьковское кладбище… О папе было предсказано, что он будет священником (священство ему предсказала блаженная Мария Ивановна (U 1931 г.) из Дивеева, где первый раз он был еще до перехода в Православие), поэтому Мария Алексеевна, зная, что второженец не может быть священником, отказалась выйти за него замуж. Еще она боялась быть нам мачехой, если будут свои дети… Об этом разговор у них был только один раз. Больше отец к этому вопросу никогда не возвращался…» После смерти жены Владимир Амбарцумович целиком посвятил себя работе в кружке и жил в основном на его средства (время от времени он находил работу, не требовавшую от него большой отдачи: в 1922–1923 годах состоял на службе в Рентгеновском институте, а в 1923–1924 годах — в Союзе коммунальников). До 1924 года христианские студенческие кружки пользовались всеми правами легальных общественных организаций, проводили публичные лекции на религиозные темы, в том числе и в Политехническом музее. В 1924 году деятельность христианского студенческого движения была запрещена советской властью, и многие его руководители были готовы подчиниться запрещению, но Владимир Амбарцумович рассудил иначе. Он считал, что в такое сложное и бурное время, какими были послереволюционные годы, христианское просвещение в России необходимо, и продолжил деятельность нелегально. Занятия проводились на частных квартирах; собирались членские взносы, организовывались съезды представителей кружков (последний состоялся летом 1928 года в Подмосковье).

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Журнал ФОМА - Журнал - 11 (55) ноябрь 2007 Боль/Любовь: история пережившего рак 4 февраля — всемирный день борьбы с раком. Мы все, и верующие, и неверующие, живем, болеем и умираем вместе — равно страдая, задумываясь, пытаясь понять смысл происходящего. И для тех, и для других болезнь — это испытание, проверяющее на прочность отношение к Богу и к миру. Так было и с автором этих записок. 03.02.2019 Священномученик Владимир (Амбарцумов): «Политические проблемы не являются главными» В 1923 году умерла его жена и верная помощница, оставив у него на руках двух маленьких детей. В 1924 году христианское студенческое движение было запрещено, но Владимир Амбарцумов продолжал работать нелегально. Со временем он сблизился с православными христианами, в 1925 году крестил детей в Русской Православной Церкви, а в 1926 году в возрасте 33-х лет и сам перешел в Православие. 05.11.2016 30.10.2021 Безоговорочная любовь Евангелия Меня не покидает уверенность, что моя болезнь была бóльшим испытанием для моих близких, чем для меня самого. Когда страдает твой ближний, то, с одной стороны, тебе страшно его лишиться, а с другой — ты понимаешь, что очень многое зависит именно от тебя. Ведь тяжелая болезнь требует от родных жертвенности, полной самоотдачи, а отнюдь не депрессии и «роковых предчувствий». И нет ничего удивительнее того, как раскрываются в любви люди рядом с тобой! 01.01.2008 ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕННОСТИ - ОСНОВА ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ Я знаком с православной жизнью за рубежом в основном на примере Франции, но это — особый случай, связанный с таким уникальным историческим явлением, как русская эмиграция «первой волны». Она обладала огромным духовным зарядом, поскольку пережитая ею катастрофа — крушение тысячелетней империи — заставила ее посмотреть вглубь себя и привела к христианству многих жуировавших до тех пор представителей высших сословий России. 01.01.2008 ЗАЧЕМ ПРОЗРЕВАТЬ СЛЕПЫМ? Библия — это такая книга, что если бы мы могли прочитывать ее ежедневно целиком, мы бы каждый день читали несколько иную книгу. Однако дело не в ней, дело в нас: читая Писание, мы немного меняемся, так что точнее было бы сказать, что в таком случае Книгу книг ежедневно читал бы другой человек. Попробуем еще раз прочесть хорошо известные эпизоды: вдруг мы сможем взглянуть на них по-новому?

http://foma.ru/journal/11-55-nojabr-2007

Многодетность Педагогика – дело творческое Жизнь развивается, и нельзя требовать от детей, чтобы им нравилось только то, что нравится их родителям. Меняется время, меняются поколения, меняется мода, меняются увлечения – конечно, происходит и изменение вкусов. Но изменения не должны быть искажением. Адвокаты родителей. Мифы о многодетности опровергают дети Семья Алексеевых из Костромы уникальна. И знают они об отношении к многодетным не понаслышке: детей в семье семнадцать. Об Алексеевых много писали — как плохого, так и хорошего (но плохого все-таки больше). Дети часто терпели злобные выпады окружающих, а родителям в тяжелые времена приходилось ходить на поклон к власть имущим. В прошлом году Нине Алексеевой была вручена награда — «Патриарший знак материнства» I степени. Матушка Моя встреча с матушкой Верой была вполне целенаправленной: читательницы давно просили «выведать» у «простой», а не приближенной к «святости» многодетной мамы (матушка растит пятерых детей в возрасте от двух до десяти лет), ГДЕ? Где тот волшебный магазин, в котором можно запастись душевными силами, и не будет ли там в ближайшее время распродажи? Специальный корреспондент. Аборты. Авторская программа Аркадия Мамонтова рассказывает о ситуации с криминальными абортами в России. За фильмом следует жесткая дискуссия между Марией Арбатовой, сторонницей абортов, не считающей их убийством, многодетной депутатом Натальей Карпович и диаконом Андреем Кураевым. Матушка Мария Ильяшенко: «Никогда не надо решать серьезные проблемы вечером» Матушка Мария Евгеньевна Ильяшенко с детства мечтала о большой семье, где много детей, а отец служит Богу. Именно в такой большой и дружной многодетной семье выросла она сама, внучка священномученика Владимира Амбарцумова, дочь протоиерея Евгения Амбарцумова. Ради того, чтобы стать хорошей матерью, она выучилась на врача-педиатра. О чем мечтает уставшая мама О чем мечтает уставшая многодетная мать? Отдохнуть, выспаться. Неужели это все? Пообщавшись с такими мамочками, открыла для себя много интересного. Хочу поделиться с вами нашими разговорами и мечтами

http://pravmir.ru/tag/mnogodetnost/page/...

24 Апр 2009 Екатерина Бурмистрова Продолжение Матушка Мария Ильяшенко: «Никогда не надо решать серьезные проблемы вечером» Матушка Мария Евгеньевна Ильяшенко с детства мечтала о большой семье, где много детей, а отец служит Богу. Именно в такой большой и дружной многодетной семье выросла она сама, внучка священномученика Владимира Амбарцумова, дочь протоиерея Евгения Амбарцумова. Ради того, чтобы стать хорошей матерью, она выучилась на врача-педиатра. 9 Мар 2009 Мария Евгеньевна Ильяшенко Продолжение Больше, чем Семь Я. Часть 3. «В быту как в игре «Ну погоди»: что падает, то и надо ловить» Когда у меня Маша (старшая дочь) пошла в садик, я чувствовала, что в те часы, пока она в саду, с ней что-то происходит, а потом мы уже плоды пожинаем, и, порой, понять, откуда что взялось, уже невозможно. Часы, проведенные с бабушкой, няней, еще можно восстановить, расспросив, а воспитатель вряд ли подробно расскажет, что изменилось за день в твоем ребенке и почему. 12 Фев 2009 Мария Смолина Продолжение Больше, чем Семь Я. Часть 1. Что плохого в слове «многодетность»? Что плохого в слове «многодетность»? А если дети рождаются в «кризис»? Как может профессионально состояться многодетная мама? Откуда берется страх перед будущим? Кто такой муж – глава большой семьи? Над этими вопросами размышляют Василий и Наталья Ялтанские, родители 8 детей. 10 Фев 2009 Мария Смолина Продолжение Вот вам Коза! Мама тройняшек о простых радостях Я припадала к деревьям и, обнимая, трогала их теплую кору. В глазах прохожих я выглядела помешанной. Такого восторга от полета первой бабочки, согревшейся на солнце, я не испытывала никогда. Голова кружилась от счастья, я не могла надышаться. Как полоумная, я восторгалась муравьем, птичкой, зеленой травкой… Мне самой казалось, будто я вышла из застенок древней башни, где была в заточении не полтора месяца, а десять лет. 8 Сен 2008 Дарья Мосунова Продолжение Самое драгоценное наследство – это наша вера и наши друзья Помню, как один раз я пришел из института, а моя мама была дома после операции – у нее был рак, но она не падала духом, все время что-то делала, рукодельничала. Я увидел у нее Библию на английском и стал с задором пересказывать атеистическую пропаганду и все «объяснять». Мама ответила мне: «Возможно, и тебе она однажды пригодится». Тогда я выдал новую порцию атеистических фраз. «Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспаривай…», – ответила мама, не закончив фразу, это сделал я, радостно воскликнув: «Глупца!».

http://pravmir.ru/bolshe-trex-ne-razmnoz...

Православная Детская Миссия: живая душа не замерзнет Вместе с петербургскими сиротами мы помогаем бездомным, старикам. Казалось бы, детдомовцы сами — брошенные, нуждающиеся в опеке, зачем им чужие несчастья? Но наши ребята учатся быть христианами в этом мире. 8 октября, 2011 Вместе с петербургскими сиротами мы помогаем бездомным, старикам. Казалось бы, детдомовцы сами — брошенные, нуждающиеся в опеке, зачем им чужие несчастья? Но наши ребята учатся быть христианами в этом мире. Мне нравится, когда в храме с зажженной свечой стоит президент. Но больше – когда там стоит сирота-малолетка из детдома, над которым шефствует Православная Детская миссия. Сегодня под ее опекой находятся 50 сиротских учреждений Санкт-Петербурга и Ленинградской области, работает она по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. На вопросы отвечает руководитель миссии священник Феодосий Амбарцумов. Священник Феодосий Амбарцумов. Фото: pstgu.ru — Насколько остра проблема сирот в России — по вашему личному опыту работы с ними? — Сегодня в России — 800 тысяч детей-сирот. Около 15 тысяч выпускников детских домов и интернатов в возрасте 16-17 лет ежегодно покидают детские дома. Половина из них, по данным Министерства образования РФ, попадают в группу риска, 40% попадают в криминальную среду, 33% остаются безработными, 20% становятся бездомными, 10% совершают самоубийство. Страшная статистика, правда? Не секрет, что в системе социально-унифицированных сиротских учреждений России множество проблем. Главная – катастрофическое отсутствие человечности. Что это значит? Это значит, что персонал детских домов выполняет, скорее, функции дежурных, нежели воспитателей в полном смысле слова. Реальными психологами и воспитателями для детдомовцев становятся старшие воспитанники – уже сформировавшаяся среда, попадая в которую, любой чистый ребенок рискует уйти в «сумрак». Есть ли выход? Есть! Просто Любовь… В мире, где правят холодные индексы и курсы, власть силы и авторитет равнодушия, живая душа замерзает без Любви. Служение милосердия в современном обществе – это реальная надежда на его выживание, залогом которого всегда было христианское – уважительное отношение к страдающему человеку в любом проявлении его жизни – обездоленности, болезни, сиротстве…

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-detskaya...

В 1956 году, когда вышло в свет первое за советское время издание Библии , Глебу ее подарили два пресвитера с такой надписью: «От двух – третьему в память общей теплой беседы. С любовью и надеждою. 7 декабря 56 года. Протоиерей Сергий Никитин и иерей Евгений Амбарцумов». Реабилитация отца В 1955 году Мария Вениаминовна Винарская, в доме которой мы жили, помогла нам получить информацию о папиной судьбе. Как я уже писала, она была революционеркой, знакомой со Сталиным еще по Баку. Я случайно проговорилась, что у меня отец был арестован и, видимо, погиб. Винарская попросила данные моего отца и обещала передать их своему товарищу в НКВД. Через некоторое время она сказала, что дела моего отца нет, значит, его нет в живых, и единственное, что можно предпринять, – это подавать главному прокурору СССР на реабилитацию. Это сделал в начале 1956 года Женя, который в то время был уже священником; он подал заявление в прокуратуру СССР с просьбой предоставить нам сведения о судьбе нашего отца. Через некоторое время он получил письмо, в котором говорилось, что Амбарцумов Владимир Амбарцумович умер 21 декабря 1943 года в лагерях от заболевания почек. «Мама» писала мне: «Сегодня я узнала от Евгении Павловны, что есть известие о папиной смерти. Как-то спокойно и светло на душе за него. А у меня еще меньше нитей с землей. Я чувствую и вижу, что потеряла всех друзей. Ведь никого нет, нет ни звонков, ни посещений, ни писем. Теперь и папа в прошлом. Редко письмо от Жени, еще реже свидание с тобой. Мы, конечно, видимся с тобой лицом к лицу, но не душа к душе. Приходит жизнь к концу. И чем меньше привязанностей, тем легче, говорят, умирать. Это правда. Труднее терять, чем умирать. Мать Ардалиона 89 , моя любимая, говорила, что перед смертью надо все отдать и быть свободной. И у меня все отдано. Целую тебя крепко (Апрель–май 1956)». Вот что написал мне отец Евгений, когда мы получили об этом известия. «Дорогая Лида, моя единственная и любимая сестричка! Пишу тебе с грустью. Прости меня за все огорчения, об этом же прошу и бабушку, и Глеба, и родителей его.

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/mo...

Книга выходит накануне юбилейного года – 70-летия великой победы, наверное, это не случайно. Отец Глеб, провоевавший всю войну в дивизионе рядовым связистом, а это одна из самых опасных профессий, получивший 16 правительственных наград, в том числе орден боевого красного знамени, орден отечественной войны, орден красной звезды, и при этом не получивший ни одной раны — это просто настоящее чудо. И это чудо надо принять именно как чудо, как знак Божьего избранничества верных ему воинов, воинов Христовых, воинов на поле брани. Отец Глеб, жизнь которого была подвигом, настоящий герой Великой Отечественной Войны, и страницы, рассказывающие о боевых делах, должны пользоваться успехом у всех поколений и могут привести к вере сомневающихся». Далее Василий Каледа зачитал несколько фрагментов, которые наиболее отображают личность отца Глеба: «10 августа Государственный комитет обороны приказал призывать в армию юношей 1922–1923 годов рождения: на фронт пошли восемнадцатилетние ребята. Глебу запомнился последний урок литературы: любимец класса учитель Иван Иванович Иванов после напутственного слова подошел к мальчикам, сидевшим за первой партой, поцеловал их, потом – сидевших за второй, но дальше идти не смог – разрыдался и со словами «Простите меня, старика» вышел из класса. Он предчувствовал, какие испытания выпадут на долю его учеников». «В театре крови, – писал он Лидии Амбарцумовой зимой 1942 года, – я буду являться одним из важнейших винтиков (радист, через которого проходят все команды) машины убийства (скажи, где правые, где виноватые?). Смерть. Нам, простым людям, конечно, хочется жить, особенно молодежи, но разве так уж важно долго жить?.. Первые христиане на похоронах надевали голубые одежды как символ вечности». «Ко времени операции «Багратион» относится письмо, написанное отцом Глебом Лидии Владимировне Амбарцумовой. Оно объясняет то, что, возможно, было непонятно бойцам дивизиона в их радисте. Смелостью и мужеством воинов было, пожалуй, не удивить: Великая Отечественная дала много героев. Поражало удивительное спокойствие и хладнокровие рядового Каледы в бою. Более того, перед лицом опасности Глеб, по его признанию, испытывал прилив бодрости. Она объяснялась непоколебимой верой солдата в Бога. Вот отрывки из его письма:

http://pravmir.ru/hristos-voskrese-veche...

Отъезд его из Берлина, как пишет дочь, «был знаменательным. Проснувшись утром, он неожиданно почувствовал, что надо срочно возвращаться в Россию. Поезд из Берлина в Россию шел, огибая город, и имел несколько остановок. Когда отец принял решение ехать на родину, поезд уже отходил от первой станции. Папа успел окончить свои дела и на последней станции сел в этот последний или предпоследний поезд из Германии в Россию накануне первой мировой войны». Образование он продолжил на физико-математическом факультете Московского университета. В те годы в университете также существовал христианский студенческий кружок, и Владимир принял активное участие в его деятельности. В России в христианское студенческое движение входила и православная интеллигенция. В кружке он познакомился с Валентиной Георгиевной Алексеевой, на которой женился в 1916 году. «Родители решили всю свою жизнь посвятить проповеди слова Божия»,— пишет Л. В. Каледа. Владимир Амбарцумович был талантливым физиком, и его ждала блестящая карьера, однако после окончания университета в 1917 году он оставил научную деятельность, стал зарабатывать на жизнь частными уроками и продолжал трудиться в кружке. В 1917 году у Амбарцумовых родился сын Евгений, в 1919 году — Виктор. В конце 1919 года из-за голода в Москве семья переехала в Самару, где Владимир Амбарцумович сблизился с Владимиром Филимоновичем Марценковским (1970), по благословению Патриарха Тихона проводившим активную проповедническую деятельность среди учащейся молодежи. Здесь Владимир Амбарцумович организовал около десяти христианских кружков, в каждый из которых входило от десяти до пятнадцати человек. Собрания кружков вначале устраивались на частных квартирах, а затем был приобретен дом, в одной половине которого поселилась семья Амбарцумовых, а в другой проводились занятия и собрания кружков. За активную деятельность по организации молодежного христианского движения проповедник в 1920 году был арестован и перевезен в Москву. Это был его первый арест. Через пять недель его освободили из заключения с подпиской о невыезде из столицы. Жена навещала его в Москве, а после смерти в 1921 году сына Виктора переехала к нему со старшим сыном.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-vl...

Владимир Амбарцумович был талантливым физиком, и его ждала блестящая карьера, однако после окончания университета в 1917 году он оставил научную деятельность, стал зарабатывать на жизнь частными уроками и продолжал трудиться в кружке. В 1917 году у Амбарцумовых родился сын Евгений, в 1919 году — Виктор. В конце 1919 года из–за голода в Москве семья переехала в Самару, где Владимир Амбарцумович сблизился с Владимиром Филимоновичем Марценковским (U 1970 г.), по благословению Патриарха Тихона проводившим активную проповедническую деятельность среди учащейся молодежи. Здесь Владимир Амбарцумович организовал около десяти христианских кружков, в каждый из которых входило от десяти до пятнадцати человек. Собрания кружков вначале устраивались на частных квартирах, а затем был приобретен дом, в одной половине которого поселилась семья Амбарцумовых, а в другой проводились занятия и собрания кружков. За активную деятельность по организации молодежного христианского движения проповедник в 1920 году был арестован и перевезен в Москву. Это был его первый арест. Через пять недель его освободили из заключения с подпиской о невыезде из столицы. Жена навещала его в Москве, а после смерти в 1921 году сына Виктора переехала к нему со старшим сыном. Восстановив связь с московским студенчеством, Владимир Амбарцумов организовал новый христианский кружок. В Кречетниковском переулке (снесен в связи со строительством Нового Арбата) нашли брошенный дом и силами студентов привели его в порядок. Здесь поселились Амбарцумовы и наиболее активные члены кружка и проводились занятия с молодежью по изучению Евангелия. В начале 1920–х годов христианское студенческое движение получило развитие во многих городах России. Его объединяющим центром стал Центральный комитет христианских студенческих кружков, председателем которого был избран Владимир Амбарцумович. Комитет вел организационную работу, устраивал съезды представителей кружков (последний легальный съезд проводился в 1924 году). В 1922 году в семье Амбарцумовых родилась дочь Лидия, а 24 мая следующего года умерла от пищевого отравления Валентина Георгиевна. Перед смертью, прощаясь с мужем, она говорила:«Володенька, я умираю. Но ты не очень скорби обо мне. Я только прошу тебя: будь для детей не только отцом, но и матерью. Поручаю тебе их, и Женечку, и Лидочку, и Никиту»(Никита был приемным сыном Амбарцумовых; впоследствии он нашел своих родственников и уехал на родину в Чувашию). Времена будут трудные. Много скорби будет. Гонения будут. Но Бог даст сил вам, и все выдержите…»

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010