Храм Эртацминда, во имя вмч. Евстафия Плакиды Вторжение хорезмшаха Джалал ад-Дина (1225-1227), столетнее господство монголов (1235/42 - 30-е гг. XIV в.), разрушительные набеги Тамерлана (1386-1403) опустошили страну. Культура и экономика замерли, политическое единство разрушилось. Наряду с др. областями жестоко пострадали и центральные провинции Грузии - Шида-Картли и Квемо-Картли. Значительно сократилось население, цари не могли противостоять ударам, в страну хлынули кочевые орды тюрк. племен, усилилась агрессия Ирана. В 70-80-х гг. XV в. вост. часть Квемо-Картли, вплоть до правого берега р. Дебеда, была оккупирована тюркскими племенами. В 1226 г. хорезмшах Джалал ад-Дин жестоко замучил 100 тыс. жителей Тбилиси и К. (см. ст. Тбилисские мученики ); в 1289 г. в Золотой Орде принял мученическую смерть царь Грузии св. Димитрий II Самопожертвователь ; в 1386 г. в кафоликоне мон-ря Кватахеви Тамерланом были сожжены братия и паства мон-ря (см. ст. Кватахевские мученики ). Армянская Церковь чтит память армян из Самшвилде, погибших во время нашествия Джихан-шаха в 1440 г. Храм мон-ря Самтависи Храм мон-ря Самтависи Картлийское царство со столицей в Тбилиси, образовавшееся после распада Грузии в кон. XV в., помимо Шида-Картли и Квемо-Картли охватывало Двалети (Нарская котловина). Позже границы царства расширились до территорий, находящихся западнее Лихского хребта. В сер. XVIII в. цари К. восстановили власть над провинциями Казахи и Шамшадило (бывш. обл. Гардабани). Страна была разделена на 4 воеводства (садрошо, от - знамя). Во главе садрошо стояли представители высшего аристократического слоя - тавады (князья). Среди многочисленных княжеских родов К. выделялись 6 «великих тавадов»: Мухран-Батони (Мухранский), Арагвские и Ксанские эриставы, Цицишвили, Амилахвари, Бараташвили. Сатавадо (владетельные земли тавадов) представляли собой систему полунезависимых феодальных сеньорий и играли важную роль в социальной и политической жизни Грузии. Во время монг. владычества, «в годы великой нужды и недостатка» (надпись инока Георгия в церкви в Кобайра, 1282 г.- Мурадян.

http://pravenc.ru/text/Картли.html

После падения Византийской (1453) и Трапезундской (1461) империй Г. осталась единственным христ. гос-вом на Ближ. Востоке в окружении мусульм. империй. С закрытием проливов Босфор и Дарданеллы и превращением Чёрного м. в «Османское озеро» Г. постепенно утратила роль «сухопутного моста» в системе гос. и торговых отношений Европы и Востока. Положение усугублялось и церковным сепаратизмом, особенно в Самцхе и Кахети. Ослабление Мцхетского Патриаршего престола, являвшегося одним из главных гарантов сохранения единого гос-ва, привело к расколу страны. В 1466 г. вернувшийся из плена самцхийского атабага царь Г. Георгий VIII не смог войти в Тбилиси и обосновался в Кахети, став 1-м царем независимого Кахетинского царства. К кон. XV в. Г. распалась на Картлийское, Кахетинское, Имеретинское царства и Самцхийское атабагство (Самцхе-Саатабаго). На юго-востоке господствовал Иран, на юго-западе - Турция. В 1555 г. по Амасийскому договору, заключенному между Турцией и Персией, территория Г. была поделена между этими странами на сферы влияния, с чем Г. не смирилась. С XVI в. усилилось противостояние Сев. Кавказа, где утвердился ислам, груз. царствам и княжествам. Д. Нинидзе Вост. Грузия в период иранского владычества В XVII-XVIII вв. Г. была объектом постоянной борьбы между Ираном и Турцией, подвергалась частым набегам северокавк. горцев, к-рых грузины называли общим именем лезгины (леки). С XVII в. началось переселение северокавк. племен на территорию Г., в 20-х гг. XVIII в. из состава Г. вышло Саингило (Вост. Кахети, территория совр. Азербайджана). В 1605 г. выросший при дворе иран. шаха и принявший ислам царевич Константин с отрядом иранцев убил в с. Дзегами своего отца, кахетинского царя Александра II, брата Георгия и др. князей и объявил себя царем Кахети. Кахетинцы подняли восстание, к-рое возглавила сноха Александра II (супруга скончавшегося в 1601 его старшего сына Давида), царица вмц. Кетеван . Константин был убит (1606), шах Аббас I был вынужден утвердить царем Кахети 16-летнего сына вмц. Кетеван, христианина Теймураза I. При помощи картлийского кн. Шадимана Бараташвили Аббас I захватил в плен и убил в Иране царя Картли вмч. Луарсаба II . В 1614-1617 гг. Аббас четырежды вторгался в Кахети, к-рая была почти полностью разорена и сожжена. Погибло 100 тыс. чел., было уведено в плен 200 тыс. В 1624 г. шах замучил отказавшуюся принять ислам царицу Кетеван. Управляющими Картли он назначил потомков хана Дауда - ханов Баграта (1616-1619) и Симона (1619-1631).

http://pravenc.ru/text/168205.html

Введенский мужской монастырь (Питарети) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Питарети расположен в регионе Квемо Картли, в муниципалитете Тетрицкаро, в ущелий и окружен лесами, в долине реки Храми. Он был построен в XIII веке и известен из за уникальных барельефов. Содержание История [ править править код ] Монастырь Питарети был построен в то же время, что Цугругашени и монастырь Кватахеви, и эти храмы иногда называют храмами " кватахевского типа " . Их отличие - много резьбы по камню и немного вытянутые своды. Архитекторам остался один шаг до готики, но они не успели его сделать. Храм монастыря был построен при царе Гиорги Лаши. Позже, в XIV веке, появилась большая надпись на правой стене крыльца. Одно время было принято думать, что этот храм - постройка именно XIV века. Потом академик Чубинашвили изучил его потщательнее и пришёл к выводу, что это всё же XIII. Долгое время монастырь принадлежал князьям Бараташвили. Каким-то образом он пережил все нашествия XVI и XVII веков и дожил до XVIII, и в седенине века его практически уничтожили дагестанцы. Монастырь закрылся, но храм остался. Пространство вокруг собора заселили осетины и до 1990-х годов храм считался Храмом Рождества Богоматери, и 21 сентября осетины устраивали тут праздники. Потом осетины выехали во Владикавказ, но до сих пор приезжают сюда время от времени. Посёлок пришёл в упадок и исчез. Сейчас на его месте - кельи монахов. В конце 90-х собор был освящен как Введенский и храмовым праздником стало 4 декабря. Но по сей день храмовых праздников тут как бы два - осетинский и грузинский. Современное состояние [ править править код ] Внутреннее убранство храма Сейчас на территории монастыря стоит главный храм, вокруг которого осталась каменная стена явно поздней эпохи. Ее башни круглые, как строили уже в эпоху огнестрельного оружия. Вход ведет через колокольню. К северу от храма остались руины хозяйственных построек. Монахи живут чуть в стороне, в деревянных домиках. Храм симпатичен, как все храмы той счастливой эпохи. По структуре это совершенно классический крестово-купольный храм. Купол держится на четырёх восьмигранных опорных столбах. Необычно только одно: собор в плане представляет собой почти правильный квадрат. Это редкий случай. А может быть, даже единственный.

http://azbyka.ru/palomnik/Введенский_муж...

Церковь Анчисхати (Тбилиси) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Анчисхати — церковь Рождества Бородицы, самая старая из сохранившихся до наших дней церквей в Тбилиси, датируется VI веком. Принадлежит Грузинской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Церковь Анчисхати (груз. ) построена в начале VI века царем Дачи Уджармели на берегу Куры. Представлял собой трехнефную базилику из тесаного камня с 3 парами столпов, трехчастным алтарем и южным приделом, включавшим крещальню. В 60-х годах XVII века, при Католикосе-Патриархе Доментии III, был восстановлен: возобновлены кирпичные своды, возведены 2 пары столпов, разделяющих нефы. В 1675 году в нескольких метрах от базилики была построена колокольня с кубообразным объемом 1-го яруса, выложенным из кирпича, и башней на колонках с шатровым завершением. В 1664 году в храм была перенесена чудотворная икона Спасителя из монастыря в c. Анчи в Юго-Зап. Грузии (ныне в пределах Турции) - отсюда наименование храма Анчисхати (букв.- Анчийский Образ). Очевидно, тогда же Анчисхати стал подворьем Католикоса-Патриарха в Тбилиси. В 1683 году по заказу католикоса-Патриарха Николая IX (Амилахвари) была выполнена фресковая роспись (сохранилась в алтаре). В 1755 году при храме открыли семинарию. В 1814 году Анчисхати обновлялся настоятелем Дмитрием Алекси-Месхишвили, позже был заново расписан. В середине XIX века внешний вид храма был искажен добавлением мелких форм, в 1876 году пристроили колокольню. Первоначальные формы Анчисхати были возвращены после реставрации 1958 года (под рук. Р. Г. Гвердцители). В советское время храм был закрыт. Богослужение возобновлено в конце 80-х годов XX века по благословению Католикоса-Патриарха Грузии Илии II. Архитектура [ править править код ] Анчисхати — трёхнефная базилика с апсидами в форме подковы, что указывает на древность конструкции. Первоначально она была построена из блоков жёлтого туфа, во время реставрации 1958—1964 использовался кирпич. Здание имеет выходы на три стороны, но в наши дни используется только западный выход. Все иконы датируются XIX веком, кроме запрестольного образа, созданного по приказу католикоса Николоза VI (Амилахвари) в 1683 году. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября Как добраться [ править править код ] Проезд: на автобусе 2, 25, 31, 37, 39, 43, 44, 46, 50, 59) до ост. Бараташвили Адрес: ул. Шавтели, 9, Тбилиси Ссылки [ править править код ] Анчисхати. Справочная информация Анчисхатская базилика. Общие сведения Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Анчисх...

Патриарх обратился с посланием к участникам V русско-грузинского поэтического фестиваля Батуми, 7 июня 2011 г. 6-15 июня 2011 года в городах Грузии (Батуми – Поти – Кутаиси – Тбилиси) проходит V Международный русско-грузинский поэтический фестиваль. Участниками мероприятия стали около ста литераторов из более чем тридцати стран мира, сообщает служба коммуникаций ОВЦС. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил организаторам, участникам и гостям фестиваля приветствие, текст которого приводится ниже. Дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую поэтов, литераторов и всех гостей V Международного русско-грузинского поэтического фестиваля. Святые отцы Церкви облекали самое высокое богословие в стихотворную форму, а величайшие из поэтов воздавали в своих произведениях хвалу Создателю, восхищаясь Его творением. Душа человеческая всегда стремилась воплотить в слове доброе, прекрасное и вечное, и поэзия, наиболее полно из всех видов искусства раскрывающая возможности языка, дает мастеру множество средств для выражения самых тонких оттенков чувств и переживаний. Великие русская и грузинская культуры, неизменно согласные в своей любви к человеческому слову и в благоговейном служении Слову Божиему, подарили мировой литературе целую плеяду замечательных поэтов и художников мысли. Ныне уже вам, потомкам Пушкина и Руставели, Лермонтова и Бараташвили, предстоит достойно продолжить эти славные традиции. Объединенные верой Христовой наши народы связывают крепкие узы духовного братства, которые не смогут поколебать никакие невзгоды, треволнения и испытания, ибо нет более прочного основания для дружбы, чем общность молитвы и любви к истинно прекрасному. Убежден, что именно в этом единстве духа наша подлинная история и наше будущее. Призывая на всех вас Божие благословение, желаю участникам и гостям фестиваля крепости сил и дальнейших успешных творческих свершений. +КИРИЛЛ, Патриарх Московский и всея Руси 7 июня 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/46918.html

И. Г. Чавчавадзе. Фотография. 90-е гг. XIX в. И. Г. Чавчавадзе. Фотография. 90-е гг. XIX в. В 1875 г. по инициативе И. и С. Месхи в Тифлисе было основано Товарищество издателей груз. книг, выпускавшее совр. груз. лит-ру, книги исторического содержания и учебники, что способствовало повышению уровня образования и популяризации национальной культуры в Грузии. Совместно с мч. Димитрием Кипиани И. был одним из инициаторов создания Об-ва по распространению грамотности среди грузин (1879). С 1882 г. до кончины И. был его председателем, что позволило ему открыть мн. школы и читальни, заняться усовершенствованием школьных программ и учебников, решать проблемы, возникшие в системе образования. Занимаясь изданием, скупкой, рассылкой книг, об-во играло значительную роль в приобщении народных масс к образованию и в развитии национальной культуры в целом. Именно об-ву с согласия супруги И. завещал свое имение в с. Сагурамо и все свое состояние ( Иовидзе. 1947. С. 265-266). В 1879 г. И. призвал грузин поддержать испытавших множество лишений «присоединенных братьев» - грузин-мусульман, территории расселения к-рых (Аджария, Шавшети, Кларджети, Имерхеви, Кола, Артануджи, Олтиси) были отторгнуты у Турции и вошли в состав Российской империи по Берлинскому трактату 1878 г. «Теперь,- писал он,- от вас самих зависит доказать на деле народную поговорку: братья познаются в беде!» (Иверия. 1879. 9/10. С. 139-144). Призыв И. был поддержан всей Грузией и стал частью программы «Тергдалеулеби», основой которой было пробуждение национального самосознания среди грузин - мусульман и католиков. И. был основателем Грузинского драматического об-ва (1879) и одним из тех, кто возрождал груз. национальный театр. Когда была собрана постоянная труппа, И. выхлопотал в Дворянском банке субсидии для театра. Он публиковал пьесы, к-рые ставились в театре, поощрял работавших над созданием новых, сам написал для театра пьесы «Сводница» и «Сцены из крестьянской жизни после их освобождения», совместно с И. Мачабели сделал высокохудожественный перевод трагедии У. Шекспира «Король Лир». В течение неск. лет И. вел театральное обозрение в газетах «Дроеба» и «Иверия», где рассматривал организационные проблемы театра, вопросы режиссуры и актерского мастерства. Его беспристрастные оценки новых постановок, деловые замечания и художественный анализ театральных работ способствовали профессиональному росту многих театральных деятелей, в частности актеров К. Кипиани и К. Месхи, актрис М. Сапаровой, Н. Габуния и др. Благодаря И. были по заслугам оценены талант и труды Николоза Бараташвили, Важа Пшавелы, Вахтанга Орбелиани, мч. Димитрия Кипиани, свт. Гавриила (Кикодзе) и др.

http://pravenc.ru/text/389349.html

Грузии Николая VII ( Бараташвили ; 1561-1584), вместе с Алавердским, Бодбийским и др. архиереями Кахети старались выйти из-под власти Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата , однако сепаратистские стремления были пресечены и Некресские архиереи неоднократно присягали на верность католикосам-патриархам Вост. Грузии (ПГП. 1970. Т. 3. С. 268-269, 343-344). В материалах московского посольства в Кахети 1589 г. назван некресели еп. Иосиф. Там же сохранилось описание кафоликона: «Храм Успение Богородицы, подписан вес с золотом с красками. Образ месный Пречистые Богородицы обложен золотом с камением с дорогим, да образ Спасов месной же обложен серебром, позолочен, да образ другой Успение Пречистые Богородицы обложен серебром да позолочен, с камением, и иные образы многие, а числом не упомнить колко» ( Белокуров. 1889. Т. 1. С. CXXII). В 1-й пол. XVII в. Некресские епископы принимали участие в русско-груз. политических мероприятиях, в т. ч. переговорах: в 1605 г. архиеп. Захария встречал российских послов в Загеми; он же сообщил М. И. Татищеву и дьяку А. Иванову об убийстве царя Кахети Александра II его младшим сыном, омусульманившимся Константином (Там же. С. 484-485). В 1637-1640 гг. еп. Арсений участвовал в переговорах между царем Кахети Теймуразом I и представителями московского посольства. В отчетах кн. Ф. Ф. Волконского и дьяка М. И. Хватова говорится, что еп. Арсений - «брат удельному князю Муру, а большой брат их был у шаха бесермян». В источнике также описываются детали богослужения, к-рое совершал некресели, и др. Интересные сведения дает источник об архиерейском облачении некресели: «Платье кафтаны широкие суконные да клобуки по-гречески... (некресели вышел.- Авт.) в епанче в красной и чалмою голова повязана». Во время переговоров Алавердский, Некресский и др. архиереи сидели по правую сторону от царевича. Состояние Н. е. в тот период демонстрирует сообщение русских послов: «Посылал архимандрит Иосиф (бывш. архимандрит Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря.- Авт.) свещенника Алексея да переводчика Ивана к епископу к Некресею, чтоб он приехал сам к нам в монастырь смотрить церковнаго правила на празник Похвалы Пречистыя Богородицы; а своим бы попом велел також по их чину то празднество нам объявить.

http://pravenc.ru/text/2564852.html

— Но учтите, графиня, что перед законом опознание Натальи Беляевой по фотографиям Татьяны Беляевой доказательством не является, — заметил инспектор Миллер. — Ах, да оставьте, инспектор! Нам важно установить истину и найти убийцу, а уж концы с концами мы как-нибудь потом сведем! — отмахнулась Апраксина, пряча добычу в сумку. — А теперь мы должны идти. — А чай, Елизавета Николаевна? — А на чай вы пригласите вот Эльжбету с Мишей. Вы же соседи! — Оставайтесь хоть вы… Так неохота сидеть одной! Я рада, что у меня теперь есть как бы свое жилье, только вот я пока никого тут не знаю… — Да мы с удовольствием! Да, Эльжбета? — Эльжбета кивнула. — А чай-то у вас есть? — Ой, а чаю то и нет! Всего два пакетика… А может, вы тут посидите, а я до магазина добегу? Где тут у вас ближайший магазин, где можно чай купить? Вы только не уходите! — А может, ко мне пойдем? — предложила Эльжбета. — У меня и чай есть, и кофе, и сливки, и даже собственноручно испеченный пирог. Как-никак у княгини в кухарках служили-с! Апраксина с Миллером оставили молодежь разбираться с чаепитием, а сами попрощались и ушли. — Ну как, графиня, в нашем тупике стало посветлее? — Да, это уже тупик с иллюминацией. — Гм… Можете пояснить этот термин? — А чего тут неясного, дорогой инспектор? Можно подумать, что многое прояснилось в нашем деле. Мы теперь почти знаем, что убийца «русалки» — ее германский муж; более того, мы даже можем предположить, что он же убил и княгиню Кето Махарадзе, если заметил и узнал ее в «Парадизе». А княгиню Кето в ее инвалидной коляске и с эскортом трудно было не заметить! Однако он по какой-то причине не подошел к ней поздороваться. — А почему вы решили, что он с нею знаком? — Да потому что она знала его и Наталью Беляеву и их отношения. Правда, она сказала, что они любовники, а не муж и жена, но это можно списать на ее ядовитый язычок. Вот вам и мотив для второго убийства, если это он убил Наталью Беляеву: княгиня видела их незадолго до смерти «русалки», и видела именно там, где ее нашли убитой. Мы с вами теперь даже знаем трех человек — Георгия Бараташвили, Эльжбету и Михаила, которые могли бы его опознать…

http://azbyka.ru/fiction/rusalka-v-basse...

Проезд: Добираться до монастыря удобнее всего на маршрутке Телави — Кварели (или наоборот). Время в пути: около 30 минут. Выходить нужно у поворота рядом с указателем на монастырь. Спустя 2 км дорога приведет к КПП. Здесь можно приобрести сувениры, свечи, еду и вино (бутылка стоит 8 GEL), набрать воды. Непосредственно к обители ведет серпантин, преодолеть который придется или самостоятельно, или на микроавтобусе: поездка туда-обратно стоит примерно 2 лари. Подробнее... Введенский мужской монастырь (Питарети) [ править править код ] Монастырь Питарети был построен в то же время, что Цугругашени и монастырь Кватахеви, и эти храмы иногда называют храмами " кватахевского типа " . Их отличие - много резьбы по камню и немного вытянутые своды. Архитекторам остался один шаг до готики, но они не успели его сделать. Храм монастыря был построен при царе Гиорги Лаши. Позже, в XIV веке, появилась большая надпись на правой стене крыльца. Одно время было принято думать, что этот храм - постройка именно XIV века. Потом академик Чубинашвили изучил его потщательнее и пришёл к выводу, что это всё же XIII. Долгое время монастырь принадлежал князьям Бараташвили. Каким-то образом он пережил все нашествия XVI и XVII веков и дожил до XVIII, и в седенине века его практически уничтожили дагестанцы. Монастырь закрылся, но храм остался. Пространство вокруг собора заселили осетины и до 1990-х годов храм считался Храмом Рождества Богоматери, и 21 сентября осетины устраивали тут праздники. Потом осетины выехали во Владикавказ, но до сих пор приезжают сюда время от времени. Посёлок пришёл в упадок и исчез. Сейчас на его месте - кельи монахов. В конце 90-х собор был освящен как Введенский и храмовым праздником стало 4 декабря. Но по сей день храмовых праздников тут как бы два - осетинский и грузинский. Адрес: Грузия, Квемо-Картли, муниципалитет Тетри-Цкаро, с.Питарети Подробнее... Архангельский женский монастырь (Самцериси) [ править править код ] Архангельский монастырь в Самцериси - один из недавно основанных монастырей Карельского района, расположенный недалеко от райцентра Карели на территории старинного замка князей Цицишвили. Важно понимать, что замок весьма старый, а монастырь - новый, и в истории не упоминался никогда. Кроме этого замка-монастыря существует ещё маленький храм VII века, который называется точно так же.

http://azbyka.ru/palomnik/Грузия_(монаст...

Лишь по мере продвижения России на Кавказ обстановка для миссионеров постепенно улучшалась. В 1724 году на поприще утверждения Православия в Дагестане начал трудиться святой Иоанн Манглисский. Через несколько лет он основал Крестовоздвиженский монастырь в Кизляре, вскоре ставший центром обращения в христианство Осетии. Благодаря ходатайству святого Иоанна русское правительство отпустило необходимые средства для организации специальной миссии из грузинского духовенства во главе с архимандритом Пахомием. Трудами этой миссии немало осетин, ингушей и других горцев было обращено в Святое Православие. В Моздоке миссионеры открыли школу для детей, в которой, наряду с Законом Божиим и другими предметами, изучались грузинский и русский языки. В 1771 году состоялась реорганизация миссии в постоянно действующую Осетинскую Духовную Комиссию с центром в Моздоке. В ее состав вошло грузинское и русское духовенство. Но в начале 90–х годов того же века деятельность Комиссии прекратилась. Возобновление ее состоялось в 1815 году, лишь после учреждения Грузинского Экзархата. С того времени сфера деятельности Комиссии была значительно расширена. Согласно правилам работы Комиссии, разработанным Экзархом Феофилактом, проповедь должна была вестись в строго апостольском духе по всем епархиям Грузии. Из миссионеров того времени необходимо упомянуть архиепископа Моздокского Гайоза (Бараташвили), выпускника Московской Духовной Академии. Все свои духовные силы он отдал делу просвещения Осетии. Вхождение Грузинской Православной Церкви в состав Русской Церкви предусматривалось на началах церковной автономии. Однако вскоре от автономных прав либо ничего не осталось, либо осталась одна форма. С–1817 года Экзархами в Грузию назначались архиереи русской национальности; церковное имущество Грузии было передано в распоряжение также русских властей и проч  . Против такого положения грузины протестовали. Особенно усилились автокефалистские устремления православных грузин в конце XIX столетия и более всего в ходе работы так называемого Предсоборного Присутствия (1906 — 1907), созванного с целью подготовки и изучения проекта предстоящих реформ в Русской Православной Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010