о намерении дочерей, какое открывается из последующих слов Св. Писания], то употребим обман, посредством вина. " И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая и спала с отцом своим: а он не знал, когда она легла и когда встала " (Быт.19:33). Видишь ли, как божественное Писание оправдывает и праведника, и притом не однажды, а и в другой раз? Во-первых, тем, что дочери обманули его при помощи вина, оно показывает, что иначе они не могли бы убедить отца склониться на такой поступок; а затем, случившееся, как я думаю, и свыше устроено было так, что по причине глубокого сна и помрачения от вина, он вовсе и не знал случившегося. Таким образом, он не подвергся и осуждению. Только те грехи подвергают нас осуждению и наказанию, которые мы совершаем с сознанием и добровольно; а о праведнике, как видишь, Писание свидетельствует, что он совершенно " не знал " случившегося. Но здесь опять возникает другой вопрос, – касательно опьянения. И надобно все исследовать, чтобы неразумным и бесстыдным не оставить никакого предлога (к злоречию). Что же мы скажем и об этом? То, что он подвергся опьянению не столько от невоздержания, сколько от скорби душевной. 5. Итак, никто да не дерзает, осуждать праведника, или дочерей его. Да и не крайнее ли безрассудство и неразумие было бы – тех, кого божественное Писание освобождает от всякого осуждения, и даже предлагает такое для них оправдание, осуждать нам, обремененным неизмеримой тяжестью прегрешений, не слушая слов апостола Павла, который говорит: кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их (Рим.8:33)? А что это случилось не просто и не без причины, но чрезмерная скорбь души, посредством употребления вина, довела его до совершенной бесчувственности, послушай, что далее говорит (Писание): " на другой день старшая сказала младшей: вот, я спала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь; и ты войди, спи с ним, и восставим от отца нашего племя " (Быт.19:34). Видишь, с какой правой мыслью они это делали? " И напоили отца своего вином и в эту ночь; и вошла младшая и спала с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала " (Быт.19:35).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

О человек, не вином, а похотью этого мира упившийся! Размышляй об этом и смотри, сколько ты обиды и вреда людям делаешь – воистину больше, чем пьяный от вина! Упившийся вином, протрезвившись, часто жалеет, что в буйстве своем того-то и того-то обидел. Но упоенный похотью мира не жалеет, что столько много делал и делает обиды людям, себе подобным. Не жалеет, поскольку помраченный ум, как пьяный, имеет. О злое и пагубное пьянство! Окаянен, кто им пленен! Блажен, кто им не осквернился! О христианин, упившийся не вином, но похотью суетного мира! Оставь это душепагубное пьянство и протрезвись, да не явишься с ним перед Страшным Судиею и Господом твоим! Протрезвись, пожалуйста, и сам увидишь, как ум твой был помрачен и как плохо ты все делал. И непременно будешь сам жалеть и каяться в делах своих! Так говорит Господь, Господь, Святой Израилев: «Когда, возвратившись, воздохнешь, тогда спасешься, и уразумеешь, где ты был» ( Ис. 30, 15 ). Делает и то враг, что под видом угощения ради любви учит человека обеды и пиршества устраивать, и к ним созывать приятелей своих, и угощать их. Но тем замышляет к пьянству, бесчинству, роскоши и расточению имения и прочему злу привести хозяина и других. Отсюда видим, как много таких любовных, но для душ вредных угощений умножилось. Хорошо отворять двери дома своего, и принимать гостей, и угощать их, но – всех без разбору, и не имеющих, что поесть, странников, притом благообразно и без всякого бесчиния. Вино, как и всякая вещь созданная, есть добро, ибо на пользу нашу Создателем нашим устроено нам. Всякое творение Божие хорошо, – говорит апостол, – и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением ( 1Тим. 4, 4 ). И в книге Бытия пишется: и увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма ( 1Тим. 1, 31 ). Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно. Что за жизнь без вина? оно сотворено на веселие людям. Отрада сердцу и утешение душе – вино, умеренно употребляемое во время ( Сир. 31, 31–33 ), – говорит Сирах; ибо так употребляемое, печального увеселяет, немощного подкрепляет. Поэтому и святому Тимофею написал апостол: впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов ( 1Тим. 5, 28 ). Отсюда и святой Павел не пить вина, а упиваться вином запрещает, говоря: не упивайтесь вином. Пить вино это одно, а упиваться вином – другое. Следовательно, грешат:

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

ОТВЕТ НА ТРЕТЬЕ: Что Мне и Тебе, Жено ( Ин. 2, 4 )? Некоторые учителя толкуют эти слова Христа: Что Мне и Тебе, Жено, как бы говоря: «Нас позвали на брачный пир, и заботиться о достаточном количестве вина дело позвавших, а не званых. Поэтому зачем Мне и Тебе заботиться о том, что не относится к нам? Пока еще недостаток вина не очень заметен, а когда все это увидят, тогда Я и покажу силу Моего Божества. Сейчас же еще не пришло Мое время. Это любовное обращение Христа к Своей Матери, а не укоряющее обличение». Некоторые же толкуют так: Христос сказал без негодования: Что Мне и Тебе, поскольку выполнил просьбу Матери, но благоизволил так сказать ради нас, чтобы мы обращались к Богу, не предпочтя заботу плотских родителей, и чтобы многосуетность мира не вредила духовным помыслам. Некоторые же говорят так: Что Мне и Тебе означает: «Недостаток вина – это не Моя и не Твоя забота. Если же по обычному Твоему милосердию хочешь, чтобы не было недостатка вина, скажи слугам, и они сделают так, как Я скажу». Христос не отверг слова Своей Матери, а почтил их делами. Иные же учителя разделяют дела Христа и говорят, что некоторые дела Христос творил, как Бог, другие же, как Человек. Пречистая же Дева Матерь Божия просила у Своего Сына дела, которое могло быть совершено не по человеческому естеству, по которому Она Мать Христа, а по естеству Божественному, по которому Христос имел только Отца. Поэтому Он и сказал: Что Мне и Тебе, то есть, «Просишь Меня, чтобы Я сделал то, что Я могу сделать не как Человек, что общее у нас с Тобой и в чем Я Твой Сын, но как Бог, в чем Ты Мне не Мать, и в этом у нас уже нет с Тобой общего. Что во Мне и в Тебе есть общего в этом деле?» Говорит же это Христос не для того, чтобы проявить недовольство своей Матерью, да не будет этого, но для наставления присутствовавших там, желая показать, что Он не только Человек, но и Бог. И чтобы мы привыкали, что все, что Он делает, совершается по воле Его Отца, а не по родству по плоти. ОТВЕТ НА ЧЕТВЕРТОЕ: одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы. Тебя питавшие. А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его ( Лк. 11, 27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Разделы портала «Азбука веры» Добрый день, в таинствах причастия, венчания употребляется алкогольное вино. Читал, что в переводе евангилее слово вино и виноградный сок имеет одно значение. Почему не употребляется виноградный сок Я не употреблял уже долго алкоголь и когда на венчании выпил стакан вина я охмелел и мой ум был замутнился. Один молодой священник со мной делился, что до оцерковления он не пил вино, но после стал его пить. Почему не употребляется виноградный сок? Если употребление алкоголя грех, почему он применяется в таинствах? Похожие вопросы 4 Ответа Утверждение о том, что в Палестине употребляли винградный сок, а не вино, является фантазией, крайностью. Пили вино, но разбавленное водой! Существовало даже презрительное выражение — « он пьёт неразбавленное вино !». В православной Евхаристии вино, после пресуществления в Кровь Христову, обязательно разбавляется горячей водой («теплотой»).  Практика Армянской церкви не использовать воду была осуждена Церковью ( Трул. 32 ). Грехом является пьянство (злоупотребление алкоголем), а не употребление вина. Как раз гнушение вином Церковными канонами возбраняется. Насколько был распространён виноградный сок в жарком климате Палестины можно представить :). Рассмотрим и несколько эпизодов. Претворение Господом воды в вино на брачном пире: …Тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе ( Ин.2:9–10 ). Схождения Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы: И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина ( Деян.2:13 ). Наставление апостола Павла Ефесянам: И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом ( Еф.5:18 ) См. ВИНО . Умеренное употребление алкоголя не грех. Грехом является пьянство. Любое невоздержание есть грех: будь то еда, или отдых, или вино. Вино употребляется в Таинствах потому, что так повелел Бог, и не нам перечить Его воле. Попытки “альтернативного” перевода Священного Писания — просто ересь.

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-v-cerkov...

Рихавиты, по сказанию пророка Иеремии, в своей жизни строго следовали предписаниям, заповеданным им их родоначальником Ионадавом, которые состояли в следующем: «Ионадав, сын Рихава, отец наш, говорили они пророку, дал нам заповедь, сказав: не пейте вина, ни вы, ни дети ваши, во веки, и домов не стройте, и семян не сейте, и виноградников не разводите, и не имейте их, но живите в шатрах во все дни жизни вашей. И мы, прибавляют они, послушались голоса Ионадава, отца нашего, во всем, что он завещал нам, чтобы не пить вина во все дни наши, мы, и жены наши, и сыновья наши, и дочери наши, и чтобы не строить домов для жительства нашего; и у нас нет ни виноградников, ни полей, ни посева, а живем мы в шатрах» 1119 . Если мы примем во внимание, что от Ионадава до времен пророка Иеремии прошло около трехсот лет 1120 , то поистине будет удивительна та строгость, с какою Рихавиты неизменно в течение нескольких столетий исполняли заповедь своего родоначальника, и потому вполне понятно, если пророк Иеремия поставил их в образец жителям Иерусалима 1121 . Из представленного сказания ясно видно, насколько разнились обычаи Рихавитов от обычаев ессейских. Рихавиты никогда не употребляли вина, об ессеях же ничего определенного по этому поводу в наших источниках не говорится; между тем этого нужно было бы ожидать, если бы подобное воздержание составляло одну из основных заповедей ессейства. Напротив, из замечания Иосифа, что они «всегда наблюдали умеренность, и ели и пили только до насыщения» 1122 , Люциус, как мы видели, заключает, что они, несомненно, употребляло вино. Мы не придавали бы этому уверению Люциуса особенно важного значения в данном случае, если бы сам Гильгенфельд (в этой же своей статье) не признавал справедливым означенного вывода Люциуса, замечая со своей стороны, что « умеренность ессеев отнюдь не приводит к воздержанию их от употребления хмельных напитков, и что совершенное воздержание ессеев от вина отнюдь не может быть установлено с полною достоверностью» 1123 . Далее, Рихавиты, исполняя заповедь своего предка, жили всегда в палатках, между тем как ессеи жили в домах 1124 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сыновья Ионадава, сына Рихавля, заслуживают великую похвалу пред Богом за то, что послушались отца своего, который заповедал им никогда не пить вина. Посему они и говорили пророку Иеремии: Не пьем вина, потому что Ионадав, сын Рихава, отеу наш, заповедал нам, говоря: не пейте вина ни вы, ни сыны ваши во веки (Иер. 35,6). Такое послушание отцу не остается без награды, и за хранение поста сего Господь обещает дому Ионадава Свое предстательство: Не отнимется у Ионадава... муж, предстоящий пред лицом Моим во все дни (Иер. 35,19). Итак, если Ионадав мог заповедать своим сыновьям и внукам никогда не пить вина и если таковая заповедь отеческая и послушание сыновнее угодны были Богу, то почему же Святая Церковь, наша Матерь, не может заповедовать нам, детям своим, воздержаться, хотя бы на время, от некоторых снедей, ибо и заповедь Церкви, и послушание оной благоугодны Богу. Для большего пояснения сказанного представим еще примеры. Царь Саул заповедал пост сими словами: Проклят человек, который вкусит хлеба в тот день до вечера, доколе я не отомщу врагам моим, И никто из народа не вкусил хлеба (1 Цар. 14,24). Иосафат, царь Иудейский, будучи поражен страхом, вознес усердную молитву к Богу и объявил пост по всей Иудее (2 Пар. 20, 3). Также и Ездра заповедал пост: И провозгласил я там пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицом Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших, и для всего имущества нашего (1 Езд. 8, 21). Царь Ниневии, когда услышал слово о покаянии от пророка Ионы, то заповедал пост всему своему народу и таким образом избавились ниневитяне от грозившей им смерти (см.: Иона 3). Вот примеры, из которых видно, что весьма многие облеченные властью лица заповедовали пост своим людям и люди повиновались им совершенно. Итак, если ветхозаветные цари и пророки могли заповедовать пост, то неужели Святая Церковь не имеет подобной и даже большей власти налагать пост на православных христиан по своему произволению и благоусмотрению? И если ветхозаветные люди слушались своих наставников, то тем более мы, просвещенные новой благодатью, обязаны повиноваться Святой Церкви и наставникам нашим, которые заповедуют нам пост. 2. Пост - послушание Матери-Церкви

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2132...

Так вот, радость – это, на мой взгляд, и есть то свойство, благодаря которому опиум находит себе место под солнцем. Ибо и вино – как бы его ни проклинали и ни ругали, но надо же сказать и правду, – и вино дает радость. А когда бы оно давало одно голое горе – кто бы его и пил? Вам, наверное, известны слова из Библии, слова псалмопевца, которыми любят оправдывать себя пьющие люди – слова о том, что “вино веселит сердце человека”. Мне понятно, что очень уж абсолютному трезвеннику это выражение не веселит слух. И я согласен, что когда оно звучит в оправдание пьянства – так это просто кощунство и глумление над Словом Божиим. Но в сути своей это выражение – как и любое выражение Библии – сущая правда. И я здесь от себя ничего не сочиняю, а только повторяю то, что говорит Священное Писание. А в нем – как бы этого кому-то ни хотелось – но в нем нет осуждения вина как такового и нет проповеди абсолютной трезвости. Слово Божие однозначно осуждает пьянство:  “пьяницы… Царства Божия не наследуют”  ( 1Кор.6:10 ). К вину же отношение двоякое. С одной стороны, премудрый Соломон советует:  “Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид” (Пр.23:31–32). Но в другом месте тот же премудрый Соломон пишет:  “Дайте… вино огорченному душею; пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании”  (Пр.31:6–7). Это Ветхий Завет, это еще до Христа. После Христа апостол Павел в послании к римлянам пишет:  “Лучше… не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает”  ( Рим.14:21 ). Но этот же апостол Павел советует ученику своему Тимофею:  “Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов”  ( 1 Тим.5:23 ). Сам Спаситель наш, Господь Иисус Христос, – если смотреть на Его действия глазами очень уж абсолютного трезвенника, – поступал порой странно. Представьте себе ситуацию: приглашают абсолютного трезвенника на свадьбу. Он заведомо знает, что там будут пить вино. Что он будет делать? Если он очень уж убежденный трезвенник, так он скорее всего и вовсе не пойдет на это мероприятие. Если же по каким-то причинам поддастся на уговоры и пойдет, так что он подумает, если к нему на этой свадьбе подойдут с сообщением, что вино кончилось? Наверное подумает: “Ну и слава Богу! Наконец-то они теперь перестанут пить…” Если же его попросят оказать какое-то содействие в том, чтобы еще добавить вина к столу, так он, думаю, с возмущением откажется. Сочтет, может быть, даже такую просьбу оскорблением для себя. А вот Господь не оскорбился и не возмутился, и не отказал в просьбе… Те, кто читал Евангелие, очевидно, уже поняли, что это я рассказываю о самом первом чуде Спасителя на браке в Кане Галилейской, где Он претворил воду в вино.

http://azbyka.ru/zdorovie/slova-o-trezvo...

Так что такое роса небесная ? Это пророческий дар! «Пусть усилится в тебе пророческий дар!» Святитель Ипполит Римский более относит это пророчество ко временам Пришествия Христова, когда пророчества в значительной мере и исполнились: «Сказанное же: Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли множество хлеба и вина яснейшим образом посредством слов указывает на Слово, сошедшее с небес как роса, а также – на землю, то есть на плоть, воспринятую Им от Девы. Сказав множество хлеба и вина , он указал на святых, как хлеб, собираемых в житницу и оправдываемых через [Святого] Духа, как вином» . От тука земли – то есть от богатства земли. И множества хлеба и вина … Хлеб и вино – это евхаристические символы! И здесь прямо мы видим пророческие указания на перемену статуса, когда его теряет еврейский народ и приобретают христиане, и средоточием их жизни становится откровение от Бога и евхаристическая жизнь через Пресуществление хлеба и вина во время Божественной литургии. Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя – прокляты; благословляющие тебя – благословенны ! (Быт. 27, 28–29). Здесь уже прямо говорится: сыны матери твоей поклонятся тебе . Какие же сыны? Здесь прямо уже говорится от Церкви! Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные (Быт. 12, 3). То есть те, кто злословит Церковь Христову – получат проклятие, те, кто благословляет – будут иметь благословение от Бога. И мы видим, как это произошло на примере одного народа… Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом [сыном своим], и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей (Быт. 27, 30). Вот здесь такая интонация: С ловли своей … – потерял благословение! Но первородство свое он потерял еще раньше, помните? Он голодный пришел с ловли своей, а Иаков сделал чечевичную похлебку – она была красного цвета. И Исав спрашивает, придя с ловли – Писание намекает нам, что он раньше все потерял:

http://pravoslavie.ru/111494.html

Толкование Евангелия на каждый день года. Понедельник 2-й седмицы по Пасхе Брак в Кане Галилейской На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, – тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его. Перед нами повествование о чудесном превращении Христом воды в вино. Он мог совершать чудеса и раньше. Но чудо, на котором торжественно ставится священная печать Его учения, Он совершает только с началом Своей проповеди. Христос, и Матерь Его, и ученики были званы на брак. Так Господь устанавливает таинство брака, освящая его не только Своим присутствием, но и Своим первым чудом. Кто хочет, чтобы Христос был у него на браке, должен звать Его к себе с небес личной и общей церковной молитвой. И Он придет. И обратит воду в вино. Ученики, те, кто следует за Христом, будут на пиру радости вместе с Ним. Народная любовь ко Христу распространяется на тех, кто Его. Вот это чудо. Много было приготовлено вина, но все кончилось. Пока мы в этом мире, мы можем всегда оказаться в нужде, сколь обеспеченными мы ни были бы. Но если кто истратит что на Христа и учеников Его, никогда не будет в убытке. Матерь Иисуса просит Его помочь этим людям. Что происходит между Христом и Его Пречистой Матерью? Она сказала Ему: Вина не имут» Она не говорит Ему, чтобы Он совершил чудо, но смиренно предает их нужду Господу. Что Мне и Тебе, Жено, – отвечает Господь, – еще не пришел час Мой. У Господа для всего свое время. Но Он тем не менее совершает чудо сейчас, раньше времени – ради утверждения веры Своих учеников. И это будет залогом многих чудес, которые Он совершит, когда придет Его время. Его час приходит, когда мы в предельной нужде, и не знаем, что делать. И Его час придет, когда Он на Кресте прольет Свою пречистую кровь, чтобы избавить многих от смерти вечной. Это будет брак Агнца с родом человеческим.

http://pravoslavie.ru/3172.html

Условия, при которых совершилось чудо, по замечанию св. Иоанна Златоуста , исключают подозрение во всякой стачке. Ин.2:6–7 . «Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения иудейского, вмещавших по две или по три меры. Иисус говорит им, наполните сосуды водою. И наполнили их до верха». Это были сосуды ддя воды, а не для вина: таким образом, нельзя заподозрить, что в них оставались подонки вина, которые, сообщив налитой на них воде запах или вкус вина, были бы приняты за слабейший сорт вина, да и всякое подобное предположение исключается похвалою распорядителя новому запасу (ст. Ин.2:10 ). Упомянуто, для чего сосуды находились в готовности. Они тут стояли не вследствие какого-либо задуманного плана, а согласно обычаю и преданно об омовении, соблюдавшемуся у иудеев ( Мф.15:2, 23:25 ; Мк.7:2–4 ; Лк.11:38 ); и это гораздо правдоподобнее предположения, что они были нужны для какого-либо особо установленного обряда. Притом они вмещали огромное количество, какого нельзя было пронести незаметно, «по две или по три меры». Эти сосуды были пустые; получившие приказание их наполнить водою сами сделались чрез то свидетелями действительности чуда; иначе казалось бы только, как действительно показалось лишь распорядителю пира, что вино получено откуда-то неожиданно: «а он не знал, откуда это вино; знали только служители, почерпавшие воду)», то есть не воду, уже теперь ставшую вином, а простейший элемент, на который Господь наш подействовал Своими претворяющими силами. Ин.2:8 . «И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли». Происходили споры о том, был ли распорядитель один из гостей, по общему согласию или по выбору хозяина поставляемый начальником пира, или главный служитель, наблюдавший за порядком и надзиравший за прочими слугами. Согласно обычаю греков и римлян, это был один из гостей, временно исполнявший эту обязанность; следуя же Сираху ( Сир.32:1–2 ), у иудеев также был обычай избирать такого старшину распорядителем угощения. В самом деле, смелость замечания, с которым он отнесся к жениху, решительно определяет, что это было лицо, равное ему, а не подвластное: ему надлежало отведать и разливать вино в чаши; следовательно ему первому приказал поднести вино Господь, и в этом незначительном обстоятельстве внимательный к обычаям общества и воздающий всякому должное.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010