397//(о чем стыдно и говорить), называющие себя монахами, предаются этим занятиям, как безвредным или полезным. Хотя эти три причины, даже буквально понимаемые, отягчают душу, разлучают ее с Богом и пригибают к земле; впрочем, легко уклониться от них, особенно нам, нарочно удаленным от всякого общения с миром и не имеющим никакого повода предаваться мирским заботам, пьянству и объедению. Но есть и другое объедение и пьянство — духовное, коих труднее избежать, и есть особенные заботы и попечения житейские, в которых часто принимаем участие и мы, несмотря на то, что совершенно отреклись от всех владений наших, воздерживаемся от вина и всяких пиршеств и находимся в уединении. О них–то говорит пророк Иоиль: восстаньте упившиеся, и не от вина (Иоил 1, 5), и также другой пророк говорит: изумляйтесь и дивитесь: они ослепили других, и сами ослепли; они пьяны, но не от вина (Ис 29, 9) . Из этого следует, что вино, причиняющее это пьянство, по словам пророка, есть отрава аспидов (Втор 32, 33). Заметь, откуда ведет свое начало такое вино: виноград их от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских. Хочешь ли также знать плод этого винограда и этого отродья? Ягоды их ягоды ядовитые, грозди их горькие (Там же, 32). Поэтому, если мы не будем чисты от всех пороков и от упоения всех страстей, то и без употребления пьянящего вина, и без роскошных пиршеств сердце наше отягчится пьянством и объедением еще более вредным. Ибо если житейские заботы могут касаться и нас, чуждых мирских дел, то этим самым очевидно оправдывается правило отцов, которые относили к числу житейских забот все то, что превышает необходимость ежедневного пропитания нашего и непременные потребности тела. Так, например, когда мы стараемся всеми мерами приобрести два или три сольда (золотые монеты), между тем как и одного было бы достаточно для наших нужд; когда заботимся о стяжании трех или четырех одеяний, между тем как для употребления днем и ночью довольно было бы двух; или когда, увлекаясь житейскою гордостью и пышностью, мы стара- 398// емся строить четыре или пять келий, и притом великолепнейших, хотя для жительства достаточна была бы одна или две, и вообще, когда слишком уважаем мучительные мирские пожелания. глава 6 О видении одного старца касательно беспокойного труда одного брата

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

3 . Любовь к ближнему и милосердие. Никто ведь не просил об этом благодеянии, ни жених, ни невеста, и никто другой. Но, предваряя просьбы всех, Мать милосердия заботится о восполнении скудости брачного пира. 4 . Смирение и кротость. Не было приказаний со словами: «Сын, дай им вино, яви Твою силу, покажи Себя Мессией, яви Себя миру, довольно уже таиться дома», ничего такого не сказала смиренная Дева, кроткая и тихая голубица, но, отказавшись от обычного для жен красноречие, краткими и кроткими словами произнесла: Вина нет у них ( Ин. 2, 3 ). 5 . Мудрость Премудрой Девы. В этих кратких словах скрывается большой ум. Вина, – говорит, – нет у них, как бы говоря: «Незачем говорить об этом Тебе, Всеведающему, Ты Сам Мудрость Божия, Сам все видишь и всезнаешь, знаешь и нужду новобрачных, у которых нет вина». 6 . Желание хвалы Божией. Чудесным преложением воды в вино Пренепорочная Владычица хотела явить не свою славу (как злословят противники), но славу единородного Сына Божия, чтобы увидевшие происшедшее, Его Божественную силу, поверили в Него. Ничто так не способствует вере, как чудотворение, по Слову Самого Христа, сказавшего: самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне (Ин. 5, 36). И снова: Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим ( Ин. 10, 37–38 ). И снова: многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его ( Ин. 2, 23 ). Этим опровергается и Никодим, князь Иудейский: мы знаем, что ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог ( Ин. 3, 2 ). Отсюда ясно, что этим чудотворением, то есть преложением воды в вино, Премудрейшая Богородица Дева желала не своего прославления (да не будет), но прославления Сына Божия и возникновения веры в Него. Это и есть мед из пчелиных сот – толкования святых отцов на слова Богородицы: Вина нет у них. Мы наслаждаемся медом, а вас, противники, собирающих с цветов яд, весьма презираем. Претыкание восьмое

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

53. Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, во дни праздников не вкушает мяса и вина, гнушаясь, а не ради подвига воздержания: да будет извержен, как сожженый в собственной совести и становящийся виною соблазна многих. Вытекает ли из этих правил запрет на полный отказ от алкоголя и на категорическое осуждения употребления спиртного? Прежде чем, сделать такой вывод, мы должны обратиться к ситуации, в которой были изданы эти правила и понять их смысл. В то время (II в. н.э.) в Римской империи широкое распространение получили гностические секты, учившие, что материальный мир сам по себе является скверным и порочным. Тело представлялось гностиками как «темница души», и своей целью они считали освобождение от уз плоти. Соответственно, все телесные наслаждения, такие как супружеская близость, употребление вкусной пищи и напитков гностики считали греховными. Такой подход совершенно явно противоречит христианству, поэтому Апостольские правила рассматривают гнушение физическими наслаждениями как еретическое, т.к. согласно книге Бытия Бог сотворил все «добро зело». В то же время, правила не запрещали добровольный отказ от брака, мясной пищи и вина как формы аскезы; греховно только «гнушение», т.е. утверждение о том, что телесные удовольствия сами по себе греховны. Можно ли обвинить современных сторонников трезвости в том, что он продолжают традиции гностиков и им подобных? Конечно, нет! Не употребляя спиртного, они стремятся не к «избавлению от уз плоти», а, напротив, к укреплению телесного и духовного здоровья, которые понимаются ими как раз по православному – как сопутствующие, а не противоречащие друг другу. Таким образом, это обвинение совершенно несостоятельно. Другим тезисом критиков трезвеннического движения является то, что в Священном Писании и Предании, наряду с осуждением злоупотребления спиртным, содержатся и похвалы вину. Так согласно псалмам Давида «и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека» (Пс.103:15). Книга Иисуса, сына Сирахова говорит: «Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно. Что за жизнь без вина? Оно сотворено на веселие людям. Отрада сердцу и утешение душе - вино, умеренно употребляемое вовремя» – гласит книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова (31: 31-33). Иисус Христос также не отказывался от употребления вина и даже сравнивал Себя с виноградной лозой, а Свое учение – с вином. Вино использовалось в древних иудейских храмовых ритуалах при совершении жертвоприношений и праздновании Пасхи; в христианстве именно вино является образом Крови Христовой и принимается в Таинстве евхаристии.

http://zavet.ru/a/rss_1303385390.html

     Сыновья Ионадава, сына Рихавля, заслуживают великую похвалу пред Богом за то, что послушались отца своего, который заповедал им никогда не пить вина. Посему они и говорили пророку Иеремии: Не пьем вина, потому что Ионадав, сын Рихава, отеу наш, заповедал нам, говоря: не пейте вина ни вы, ни сыны ваши во веки (Иер. 35,6). Такое послушание отцу не остается без награды, и за хранение поста сего Господь обещает дому Ионадава Свое предстательство: Не отнимется у Ионадава... муж, предстоящий пред лицом Моим во все дни (Иер. 35,19). Итак, если Ионадав мог заповедать своим сыновьям и внукам никогда не пить вина и если таковая заповедь отеческая и послушание сыновнее угодны были Богу, то почему же Святая Церковь, наша Матерь, не может заповедовать нам, детям своим, воздержаться, хотя бы на время, от некоторых снедей, ибо и заповедь Церкви, и послушание оной благоугодны Богу.      Для большего пояснения сказанного представим еще примеры.      Царь Саул заповедал пост сими словами: Проклят человек, который вкусит хлеба в тот день до вечера, доколе я не отомщу врагам моим, И никто из народа не вкусил хлеба (1 Цар. 14,24).      Иосафат, царь Иудейский, будучи поражен страхом, вознес усердную молитву к Богу и объявил пост по всей Иудее (2 Пар. 20, 3). Также и Ездра заповедал пост: И провозгласил я там пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицом Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших, и для всего имущества нашего (1 Езд. 8, 21).      Царь Ниневии, когда услышал слово о покаянии от пророка Ионы, то заповедал пост всему своему народу и таким образом избавились ниневитяне от грозившей им смерти (см.: Иона 3).      Вот примеры, из которых видно, что весьма многие облеченные властью лица заповедовали пост своим людям и люди повиновались им совершенно. Итак, если ветхозаветные цари и пророки могли заповедовать пост, то неужели Святая Церковь не имеет подобной и даже большей власти налагать пост на православных христиан по своему произволению и благоусмотрению? И если ветхозаветные люди слушались своих наставников, то тем более мы, просвещенные новой благодатью, обязаны повиноваться Святой Церкви и наставникам нашим, которые заповедуют нам пост.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2132...

§ 12. Прячут вино в подвалах и покрывают крепко на крепко. Так (прячут и укрывают труженика Божия) безмолвие и ни во что себя вменение во всяком деле. И невозможно человеку сохранить труда своего без сего безмолвия и ни во что себя вменения. § 15. И так, если сосуд начнет просачиваться, вино вытечет наземь, прежде чем узнает о том хозяин его, если он нерадив. Так малое и ничтожное какое-либо дело (недолжное) губит плод человека, если он нерадив («Добротолюбие» т. 1. стр. 334–336). Эти поучения преп. аввы Исаии были названы в афонской обители св. великомученика Пантелеимона «дивным наставлением» и рекомендованы быть вывешанными для назидания братии тех обителей, где бывают на общей трапезе разрешение вина по праздникам. До наших дней сохранились некоторые ответы (число их 850) «на вопрошания учеников» известных египетских подвижников VI века преподобных Варсонофия Великого и Иоанна . Так, некто, имевший «непостоянное сердце», среди прочих вопросов, спросил преп. Варсонофия «оставить ли мне совершенно употребление вина?». Старец дал ответ: «Оставлять его совершенно не надобно, но употреблять понемногу». (Добротолюбие, т. 1. вопрос 590. стр. 492–494). В этой же книге «Руководство к духовной жизни» на вопрос 590, как встречать приходящих в гости мирян и духовных лиц с угощением ли вина или без него. Великий старец дал пространный ответ: «принимать всех, по примеру апостола» ( 1Кор.10:32 ), «Любви ради Христовой». Однако, дает совет «иметь разумение и мудрость, дабы в каждом познать, для чего и как пришел он: ради ли Бога или ради пищи. Приходящего для «насыщения чрева и плотских бесед» следует устраняться (т.е. избегать). «Полезное тебе, чтоб тебя назвали скупым, когда ты не таков, нежели назвали сластолюбцем». Принуждающему выпивать следует напомнить слова Апостола: «не упивайся вином, от которого бывает распутство» ( Еф.5:18 ). Далее старец говорил: «молим всякого человека, хотящего спастись и принести покаяние Богу, сохранять себя от излишнего употребления вина, которое рождает все страсти. Сохраняй себя от тех, которые говорят: если ты не пьешь, то и я не стану пить, и если ты не ешь, то и я не стану есть, и со всяким смиренномудрием проси такового говоря: Апостол сказал: «Кто ест, не уничижай (по-славянски «не укоряй» (того, кто не ест, и, кто не ест, не осуждай того, кто ест» Еф.5:18 ). Таким образом, по учению преподобных Варсонофия и Иоанна , человек в вопросах винопития должен иметь свое собственное мнение и поведение, а не идти на поводу у других. Христианину следует давать направление в беседах, чтобы они не были греховными и плотскими («не попускай говорить о мирских делах, ибо иначе пища и все прочее будет у вас плотское»). «Мир свое любит, но мир не согласуется с волею Божией». Эти слова старцев подтверждаются сказанным апостолом Павлом в послании к римлянам, «что плотские помышления суть вражда против Бога, ибо закону Божию не покоряются, да и не могут». ( Рим.8:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Бог тебя почтил этим даром: для чего же ты неумеренным употреблением этого дара бесчестишь себя? Послушай, что говорит апостол Павел: употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (1 Тим. 5:23). Если этот святой, даже одержимый болезнью и частыми недугами, не употреблял вина, доколе не повелел ему учитель, то какого же достойны будем осуждения мы, когда и здоровые упиваемся? Ему сказано: употребляй немного вина, ради желудка твоего; а из вас каждому упивающемуся скажет апостол: употребляй меньше вина, потому что от пьянства рождаются блудодеяние, сквернословие и прочие дурные похоти. Если же не хотите воздерживаться от пьянства по этой причине, то воздерживайтесь хоть потому, что оно возбуждает гнусные похоти. Вино дано для веселья, — сказано: вино, которое веселит сердце человека (Пс. 103:15); а вы и это доброе его свойство порочите. В самом деле, что за радость — быть не в себе, мучиться множеством болезней, видеть все кружащимся, все во мраке и, подобно находящимся в горячке, иметь нужду в том, чтобы кто-нибудь намазал голову елеем? Я говорю не о всех, вернее, впрочем, о всех; не потому, что все пьют; нет, но потому, что не пьющие не заботятся о пьющих. Потому я и к вам особенно обращаюсь — к вам, находящимся в здоровом состоянии. Так и врач, оставляя больных, беседует с теми, которые сидят около них. Итак, к вам я обращаю слово: умоляю вас, не заражайтесь этой болезнью; а тех, которые заразились, исхищайте из беды, чтобы они не оказались хуже бессловесных. В самом деле, скоты не требуют ничего более того, что им нужно; а предающиеся пьянству становятся бессмысленнее и их, преступая границы умеренности. И подлинно, не гораздо ли лучше таких людей осел? Не гораздо ли лучше пес? Каждое из этих животных, как и все вообще животные, едят ли, пьют ли, знают пределы довольства и не простираются далее потребного. И хотя бы тысячи человек принуждали их, никогда не дадут себе дойти до неумеренности. Итак, вы хуже бессловесных и в этом отношении и не только в глазах здоровых людей, но и в собственных ваших глазах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Бог тебя почтил этим даром: для чего же ты неумеренным употреблением этого дара бесчестишь себя? Послушай, что говорит Апостол Павел: употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов ( 1Тим. 5, 23 ). Если этот святой, даже одержимый болезнью и частыми недугами, не употреблял вина, доколе не повелел ему учитель, то какого же достойны будем осуждения мы, когда и здоровые упиваемся? Ему сказано: употребляй немного вина, ради желудка тво­его; а из вас каждому упивающемуся скажет апостол: употребляй меньше вина, потому что от пьянства рождается блудодеяние, сквернословие, и прочие дурные похоти. Если же не хотите воздерживаться от пьянства по этой причине, то воздерживайтесь хоть потому, что оно возбуждает гнусные похоти. Вино дано для веселья, – сказано: И вино веселит сердце человека ( Пс. 103, 15 ); а вы и это доброе его свойство порочите. В самом деле, что за радость – быть не в себе, мучиться множеством болезней, видеть все кружащимся, все во мраке, и подобно находящимся в горячке, иметь нужду в том, чтобы кто-нибудь намазал голову еле­ем?» И ниже: «Пьянствующие хуже бессловесных. В самом деле, скоты не требуют ничего более того, что им нужно; а предающиеся пьянству становятся бессмысленнее и их, престу­пая границы умеренности. И подлинно, не гораздо ли лучше таких людей осел? Не гораздо ли лучше пес? Каждое из этих животных, как и все вообще животные, едят ли, пьют ли, зна­ют пределы довольства и не простираются далее потребного. И хотя бы тысячи человек принуждали их, никогда не дадут себе дойти до неумеренности. Итак, вы хуже бессловесных и в этом отношении, и не только в глазах здоровых людей, но и в собственных ваших глазах. И что вы сами о себе думаете хуже, чем о свиньях и ослах, это видно из того, что этих живот­ных вы не заставляете есть сверх меры. Почему ж это так, спросят? Ты скажешь: чтобы не нанести им вреда; а о себе ты и этой предусмотрительности не употребляешь. Следователь­но, ты думаешь о себе хуже, нежели о скотах и, всегда обуреваемый, не заботишься о себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Быт. 4 И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; В еврейском языке слово вина (грех) и наказание за грех выражаются одним и тем же словом, и потому стих 13-й переводился и так: «вина моя больше, чем я могу снести», – так переводят новейшие комментаторы; но по переводу LXX, Онкелоса, Вульгаты и др. стих этот передаётся: «вина моя более, чем прощение», т. е. вина моя не может быть прощена. Мы уже указывали во введении на краткую сжатую речь Книги Бытия и в особенности первых глав её, написанных архаическим, или первобытным, языком еврейским. Быт. 4 вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. Каин трепещет изгнания из земли, где Бог открыл себя человекам и дал им обетование. Не зная, куда он будет изгнан, не зная земли, он знает и чувствует, что преимущества племени обетованного отняты от него, что он предоставляется собственным силам, и трепещет своей слабости, впервые сознавая её. Притом в душе его пробуждается впервые и естественная мысль воздаяния за сделанное зло, за пролитую кровь, он сознаёт, что, показав первый путь убийства, он сам, лишённый помощи Божией и не имея права на неё, отдаёт себя в руки всякому и может быть убит каждым из потомков Адама. Так всякий, вносящий грех в мир, чувствует инстинктивно, что он подлежит тому же злу по закону возмездия, какое внёс в общество. Быт. 4 И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь ( Рим. 12:19 ). Богу не угодно было допустить, чтобы кровь Авеля, пролитая впервые на землю, вызвала целый ряд убийств. Карою за смерть Каина всемеро Он останавливает всякую попытку человека к возмездию за убийство, иначе человечество погибло бы в самом младенчестве своём и погибло бы не только физически, но и нравственно: душа человеческая в этом нескончаемом ряде убийств утратила бы всякое подобие Творца своего. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт. 9:16 И будет радуга [Моя] в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом [и между землею] и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле. Быт. 9:17 И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле. Быт. 9:18 Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана. Здесь упомянут Ханаан как представитель племени хамитов, на которых падает проклятие Ноя. Но независимо от него родоначальник хананеев, имевших впоследствии такое важное влияние на судьбу Израиля, упоминается здесь потому, что библейский рассказ имеет в виду историю Церкви Божией и подготовляет будущие события. Быт. 9:19 Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля. Быт. 9:20 Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; Вместе с мясом дозволяется ослабевшему человечеству употребление вина, но при первом же опыте виноделия человек злоупотребляет даром Божиим, Быт. 9:21 и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. Отцы Церкви, говорит автор Зап. на Кн. Бытия, Златоуст, Феодорит, Амвросий, Василий извиняют патриарха в сем падении, полагая, что ему доселе неизвестна была сила вина. В самом деле, не доказано, чтобы вино принадлежало даже к роскоши первого мира ( Мф. 24:38 , см. Запис. стр. 21 II части). Но из этого примера видно, сколько нужно осторожности, чтобы не пасть, когда и величайший из праведников сделался причиной соблазна. Быт. 9 И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Вина Хама чрезвычайно велика: в этой поспешности рассказать, что он видел, братьям, видна глубоко испорченная натура, в поступке его видна злобная радость в унижении отца, чувство гордости и собственного превосходства и отсутствие чувства стыда, это – натура, радующаяся падению родителя, и потому-то на него падает наказание, простирающееся и на его потомков. Надобно помнить, что это было начало Церкви Божией на земле и что в лице родоначальника племени давался урок всем будущим поколениям. Хам же из числа восьми душ, спасшихся от потопа, как самых чистых из древнейшего мира, в лице своём снова внёс первое зло на обновлённую землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Ветхий Завет говорит о законе, о послушании человека Божиим предписаниям. В Новом Завете человек становится совершеннолетним. К нему неприменимы педагогические приемы, необходимые для детей. Как взрослый сын, взрослая дочь, человек призывается к ответственной и осмысленной жизни, можно даже сказать, дружбе с Богом. В рассказах о чудесах Христовых у Иоанна много элементов, заимствованных из Ветхого Завета. И все время красной нитью проходит тема – Новый Завет преизбыточно восполняет Ветхий. Вот первое из чудес Иисусовых в Евангелии от Иоанна – чудо претворения воды в вино (Ин., гл. 2): На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак… Обратим внимание на начальные слова – на третий день . Это не случайное число, а для иудея – весьма важное. Третий день – это день заключения Завета Израильского народа с Богом на горе Синай. И слова три дня в 19-й главе книги Исход повторяются несколько раз. Во времена Христа сказать «в третий день» значило сказать «в день Завета». Именно таков смысл слов Осии (6:1-2): пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он … оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить перед лицем Его. И, как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. Час Христа – час проявления Его Мессианства, а значит, и время Его торжества еще не наступило. Потом, когда Христос прославится, будут чудеса, ибо изобильно будет действовать Дух Святой, но еще не пришло для этого время: не пролилась Спасительная Кровь и не произошло Воскресение. Далее, Богородица говорит служителям на пире: что скажет Он вам, то сделайте . И опять мы слышим в этих словах параллели к рассказу о заключении завета с Богом  – отвечал народ: …все, что сказал Господь, исполним ( Исх 19:8 и 24:7). На свадебном пиру недостает вина. А вино, которое веселит сердце человека ( Пс 103:15 ), в Священном Писании  это образ Духа Святого ( Мф 9:17 ). Когда, впоследствии, Дух сойдет на апостолов, они будут выглядеть, как напившиеся сладкого вина ( Деян 2:13 ).

http://azbyka.ru/parkhomenko/chudesa-v-b...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010