Современные православные христиане знают, что Церковь не возражает против умеренного потребления вина. Есть масса высказываний святых отцов Церкви Христовой о том что виновато не вино, а неумеренное потребление оного. Например: «Не вино худо, но неумеренность порочна; вино есть дар Божий, а неумеренность - изобретение диавола». (Святитель Иоанн Златоуст). Но гораздо меньше замечают другие высказывания святых отцов, когда они пишут, что лучше не пить, чем пить, пусть даже и умеренно. Пьёт человек или не пьёт, не это главное. У всех разное отношение к потреблению спиртного: - Пил, пью, и буду пить. Пусть хоть весь свет провалится, лишь бы мне водки попить. - Да ведь разрешается вино в Церкви! Пойду-ка, хряпну водочки. - Да я же бокал вина и всё. А остальные, кто не умеет, пусть не пьют. Я тут не причём, «сижу, никого не трогаю, примус починяю». (с) Спасибо тебе, Господи, что я не такой, как этот пьяница. И вообще, Господи, разве я сторож брату моему? - Господи, помилуй! Немощный я, не могу без выпивки. Кто придёт более оправданным? Идёт в храме служба, подходит ко мне мужик, пьянющий, еле на ногах стоит. Спрашивает, где Николай Угодник. Я показал. Мужик подошёл к иконе, и встал. Такое ощущение, что он даже икону не видит. Постоял, тяжело вздохнул, и покачиваясь вышел из храма. Думается мне, что больший грех не в том, что человек пьёт, а в том, что считает себя правым. И аргументы в пользу своей правоты находятся. Например, только ленивый не вспомнит про брак в Кане Галилейской, где Господь превратил воду в вино. Иисус Христос уступил просьбе Матери и выручил хозяина дома, у которого недоставало вина. Дабы не омрачился день веселия. Ничего не говорится в Евангелии о том, что за столом были пьяные. Евреи отличались умеренностью в питии. Это говорит и о качестве вина и о людях, которые не привыкли напиваться до положения риз. Ещё можно сказать о чуде в Кане, как символе. В Ветхом Завете вино было символом земной радости, - «вино веселит сердце человека».(Пс. 103, 15). В Новом Завете вино становится символом духовной радости. Иисус Христос претворил вино в Свою Кровь. В таинстве венчания в церкви молодожёны выпивают немного вина. Благословляется единство мужа и жены. Во всём есть смысл.

http://pravoslavie.ru/100543.html

Скачать epub pdf Сегодня мне, как священнику хотелось бы рассказать, что о пьянстве говорит Священное Писание и церковная традиция. С вином человечество знакомо, оказывается, уже очень давно. В государственном музее Грузии хранится оригинальная глиняная посуда Квеври. Ей 8 000 лет, она украшена орнаментом и предназначалась для хранения вина. Ботаники и вправду считают территорию нынешней Грузии и Армении родиной винограда. У древних народов Востока вино органично входило в их культуру и пользовалось большим уважением как целебный напиток. Принцип здесь был такой: «Надо знать меру. Не вино виновато, а тот, кто им злоупотребляет». В древности любили говорить: « Не презирай вина, но презирай пьянство» 1 . Священное Писание, в общем, придерживается этого же правила. В нем много говорится о вреде пристрастия к вину. Вот несколько характерных примеров. Впервые о вине рассказывается в истории библейского праведника Ноя: «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. И выпил вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем» ( Быт. 9:20–21 ) . Ной опьянел, потому что не знал его хмельного свойства, и сколько его можно пить 2 . Святой Иоанн Златоуст (+407) обращает здесь внимание на один интересный момент. Ошибки даже праведников являются для нас предостережением против самоуверенности. «Для того, – говорит он, – и описаны не только добродетели святых, но и прегрешения, чтобы мы последних избегали, а первым подражали… Не так ведь преступно грешить, как закосневать в грехе» 3 . А вот в книге, которая называется Притчи царя Соломона, мы уже встречаемся с пьянством, как безобразным пороком: «У кого вой? У кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причины? У кого багровые глаза? У тех, которые сидят за вином… Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше; впоследствии, как змей, оно укусит и ужалит как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное ( Притч. 23, 29–34 ). Очень красочно описывает действие вина и другой ветхозаветный сборник афоризмов «Книга Премудрости Иисуса, Сына Сирахова» : «Не храбрись против вина, ибо многих погубило вино…Горесть для души, когда пьют его много, при раздражении и ссоре…вино увеличивает ярость неразумного до преткновения, умаляя крепость его и причиняя раны» ( Сир. 31:29,34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Винопитие Вино возобновляет все страсти и изгоняет из души страх Божий (прп. авва Исаия , 60, 98). Огонь, заключенный в вине, перейдя в тело, делается воспаляющим веществом для разжженных стрел врага; потому что вино потопляет собою и рассудок и ум, а похоти и сластолюбие воспламеняет, как масло – огонь (свт. Василий Великий , 6, 176). Источник. Вино должно подавать помощь природе, но не позволительно до того напиваться... чтобы оно производило помрачение рассудка... (свт. Василий Великий , 8, 74). Источник. Вином гнушаться не должно, если принимают его для врачевания, и не должно домогаться его без нужды... (свт. Василий Великий , 9, 61). Источник. Не принуждай брата своего пить вино до опьянения... ибо корабль строится долгое время, а сокрушается мгновенно от одного удара (прп. Ефрем Сирин , 30, 144). Источник. Укоризна человеку упиваться вином; видев многих, никого не нашел я подобных упивающемуся (прп. Ефрем Сирин , 30, 155). Источник. Не пей вина до упоения, возлюбленный, хотя упрашивают тебя находящиеся с тобою друзья, ибо если одолеет тебя вино, то упрашивавшие тебя прежде всех соблазнятся тобою (прп. Ефрем Сирин , 30, 183). Источник. Не пей вина до опьянения, иначе сделаешь, что сердце твое с неистовством устремится к удовольствиям (прп. Ефрем Сирин , 31, 593). Источник. Во всякое время бойся вина, юный; потому что вино никогда не щадит тела, возжигает в нем огонь худого пожелания (прп. Ефрем Сирин , 32, 71). Источник. Кто с мудрою умеренностью воздерживался от вина, того преимущественно ожидают к себе райские виноградники, и каждая лоза простирает к нему свои грозди (прп. Ефрем Сирин , 34, 387). Источник. Вино, по природе своей, не знакомо с целомудрием; тем и производит оно удовольствие, что раздражает (свт. Григорий Богослов , 15, 365). Источник. Вино – это поджога остывшей страсти; а всякое подложенное в огонь вещество усиливает пламень (свт. Григорий Богослов , 15, 368). Источник. Кто не знает всего того, что вино, когда оно неумеренностью преступает потребность, бывает пищею к воспалению непотребства и к доставлению удовольствий, растлением юности, безобразием старости, бесчестием для жен, составом, приводящим в неистовство, напутием к бесчинству, отравою души, омертвением разума, отчуждением от добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Глава третья. Великий вход В современной литургии великий вход представляет сложное чинопоследование. В центре его лежит перенесение с жертвенника на престол приготовленных Евхаристических Даров – хлеба и вина. Но само перенесение даров сопровождается пением Херувимской песни, во время которого иерей читает тайно молитву «Никтоже достоин», диакон совершает каждение престола, всего алтаря, иконостаса, священника, певцов и всего народа. На архиерейской литургии этому предшествует омовение рук епископом. Затем священнослужители выходят из алтаря северной дверью на солею и, обратясь к народу ири молчании певцов, поминают священноначалие и всех православных христиан. Под пение они входят Святыми Вратами в алтарь. Иерей поставляет дискос и чашу на престол, кадит перед ними, затем испрашивает у сослужащих ему молитв о нем ввиду предстоящего совершения таинства освящения принесенных даров и читает «молитву предложения». Диакон в то же время произносит ектению «Исполним молитву нашу Господеви… О предложенных честных дарех Господу помолимся». Если в совершении литургии участвуют несколько иереев и диаконов, в таком случае весь комплекс молитв и обрядов завершается братским поцелуем иереев и также диаконов. Все эти компоненты великого входа образовались постепенно, по мере углубления богословского понимания смысла и значения святой Евхаристии, и обряд являлся прежде всего выражением содержания текста. Заметим, что в самих богослужебных книгах – архиерейском чиновнике и иерейском служебнике – литургия именуется Божественной («Божественная литургия» или «Божественная служба»), тогда как прочие церковные чинопоследования этого предиката не имеют. Основой чинопоследования великого входа было принесение к предстоятелю евхаристических хлеба и вина, растворенного с водой, о чем впервые мы узнаем из Первой апологии св. мученика Иустина Философа († около 165). Мученик описывает две литургии: довершаемую в связи с крещением неофита и воскресную. На первой после крещения неофита его приводили в общее собрание для совместной молитвы как о себе, так и о просвещенном и о всех других всюду находящихся. По окончании молитв происходил обряд братского поцелуя. Затем к предстоятелю приносили хлеб и чашу воды и вина и он произносил над ними «именем Сына и Духа Святого хвалу и славу Отцу всего и благодарение за то, что Он удостоил нас этого». Когда предстоятель кончал молитву, народ отвечал ему: «Аминь». После этого диаконы давали каждому из присутствующих причаститься хлеба, над которым была совершена молитва, и от чаши вина и воды. Диаконы же относили эти Святые Дары отсутствовавшим на Евхаристии для причащения на дому 446 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Закрыть itemscope itemtype="" > Символ иного мира - важно не перепутать с подлинником 10.11.2007 655 Время на чтение 9 минут " Вино веселит сердце человека " , но скольким пострадавшим от пьянства уже не до веселья. Чего больше приносит вино в нашу жизнь: добра или зла? Может быть, христианам лучше придерживаться " сухого закона " ? О том, что думает по этому вопросу Церковь, корреспондент " НС " диакон Федор КОТРЕЛЕВ беседовал с иереем Даниилом СЫСОЕВЫМ. Сухое или сладкое? Какое вино употребляется для Евхаристии? Важны ли здесь сорт винограда, марка, крепость, цвет? Насельник Данилова монастыря иеромонах ГЕРМОГЕН (Ананьев) рассказал корреспонденту " НС " Максиму ПЕТРОВУ о том, какие вина сегодня используются в Русской Православной Церкви, и в частности в Даниловом монастыре: - С древности классическим вином для Евхаристии считается сухое вино. Церковными правилами утверждено, что для Евхаристии должно использоваться красное не прокисшее вино, полученное от виноградной лозы. Насчет крепости и сладости никаких установок нет. Когда эти правила писались, красные виноградные вина были только сухими (без перегонки красное виноградное вино не может быть очень большой крепости). Были еще крепкие напитки из разряда водок, которые к винам не относились. Таким образом, крепость и сладость церковного вина принципиального значения не имеют. Гораздо важнее цвет. Он должен быть красный, так как это вино претворяется в Кровь Христову. Возможно, именно густота цвета повлияла на то, что в России сложилась традиция в качестве церковного вина применять кагор. Это тоже вино из чистого виноградного сока, из сладких сортов винограда. В классические качественные кагоры не добавляется ни сахар, ни спирт. Его сладость достигается за счет содержащегося в винограде сахара, а не за счет сахарной добавки. Настоящий кагор при разбавлении водой (а при Евхаристии в Святую Чашу добавляется горячая вода) сохраняет цвет, вкус и аромат, чего не скажешь о сухих винах (не та концентрация). Тем более о поддельных кагорах. Большинство наших кагоров - молдавского производства. Они недорогие, и если это не поддельное вино, то весьма неплохого качества. Крымских настоящих кагоров очень мало. Но и они возможны для богослужения.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 68. Пост по Типикону Типы уставных трапез Собор всех святых. Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Сегодня как и обещал мы ознакомимся с рекомендациями Типикона относительно трапез Общие положения Типикона о трапезе Устав предполагает не более 2х трапез в день. Первая трапеза обыкновенно совершается после Божественной Литургии, т.е. около 12:00, а вторая – после вечерни. Если же положена только одна трапеза, то она обычно предлагается в 9й час (около 15:00) или после Вечерни (около 18:00 часов). В отношении качества пищи можно выделить следующие типы трапезы: Естественно, что менее строгое установление разрешает все, что возможно при более строгом посте. То есть например, если по уставу положена рыба, то конечно можно вкушать и растительное масло, а если разрешаются молочные продукты, то можно вкушать и рыбу. Вино в византийской традиции употреблялось повсеместно, преимущественно разведенное горячей водой, и считалось естественной составляющей обычной трапезы. Этим объясняется довольно частое разрешение на употребление вина в уставе о трапезе. Естественно, речь идет только о натуральном виноградном вине без добавления спирта или сахара. При этом обязательно и весьма четко оговаривается мера вина: от 1 до 3 красовуль (чаш вместимостью около 200 гр.). Также устав отмечает, что «похвала монаху, еже не пити вина» (глава 35), т.е. что воздержание от вина даже в те дни, когда оно уставом разрешается, весьма похвально. Порядок трапезы, особенно в Рождественский и Петров посты, тесно связан с разрядом, т.е. степенью праздников, что опять же доказывает ее богослужебное значение. С точки зрения правил поста имеют значение следующие три разряда церковных праздников: I – великие, II – средние, III – малые. Общий порядок трапезы описан в 35главе Типикона. Дополнения же и уточнения по поводу трапезы в праздничные дни и в посты приводятся в главах: 32,33,34,36, а также в самом месяцеслове (глава 48), где делаются указания относительно Рождественского Поста и приводится порядок трапезы в конкретные праздники. Также указания о трапезе есть в главах 49 и 50 – «О Четыредесятнице» и «О Пятидесятнице» и 51 «Начало Поста святых славных и всехвальных Апостол».

http://azbyka.ru/video/68-post-po-tipiko...

Скачать epub pdf Воздержание См. также: Болезни . 100, 108; Вино . 139, 141, 143; Воля . 165; Миролюбие . 464; Подвиг молитвенный . 749. 148. Из предложенной корзины с плодами пустынники ели только гнилые плоды Однажды к матери Сарре пришли пустынники. Она предложила пришедшим корзинку с плодами. Оставляя хорошие плоды, они ели только гнилые. Сарра сказала им: “Поистине вы пустынники!” (Достопамятные сказания. С. 269. 8). 149. Старец ничего не вкушал всю Страстную седмицу, в обычное время он ел только свеклу с солью См. также: Пост . Один из старцев говорит: “Видел я в Келиях брата, постившегося всю Страстную седмицу. Когда наступал вечер (субботний), он уходил в церковь , чтобы не вкушать. Вообще он ел только немного свеклы с солью и без масла.” (Древний патерик. 1874. С. 79. 83). 150. Воздержание аввы Сисоя было настолько велико, что он вкушал хлеб только на Пасху Рассказывали об авве Сисое: “Он не ел хлеба. В праздник Пасхи братия упрашивали его разделить с ними трапезу. Старец сказал им: “Я одно что-нибудь могу сделать: буду есть или хлеб, или яства, вами приготовленные.” Они сказали ему: “Ешь один хлеб.” Так он и сделал.” (Достопамятные сказания. С. 258. 46). 151. великом воздержании аввы Макария “В самый полуденный зной, – поведал о себе авва Евагрий, – пошел я к святому отцу Макарию и, будучи истомлен жаром, попросил воды, чтобы охладиться питьем. Но он сказал: “Будь доволен тенью. Многие путешественники и мореплаватели терпят жажду не менее тебя!” Потом, когда я исповедал ему свои помыслы относительно воздержания, он сказал: “Поверь мне, сын! Целых двадцать лет я не употребил досыта ни хлеба, ни воды, ни сна. Хлеб мой ел я весом, воду пил мерой и позволял себе немного уснуть, прислонившись к стене.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 114. 13). 152. За один стакан вина, выпитый из-за любви к братии, авва Макарий целый день потом не пил воды См. также: Вино ; Подвиг тайный . Рассказывали об авве Макарии: “Когда случилось ему быть с братией, он полагал себе за правило: если будет вино, выпей для братии, но за один стакан вина не пей целый день воды. Поэтому, когда братия для успокоения давали ему (вина), старец с радостью принимал его, чтобы помучить себя. Но ученик его, зная обо всем, просил братию: “Ради Господа, не давайте ему, иначе он будет мучить себя в келии.” Братия, узнав это, более не предлагали ему вина.” (Древний патерик. С. 13. 4; Достопамятные сказания. С. 144. 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Соответственно понятию о Теле и Крови, православною Церковью принято за правило, 1) чтобы в литургии для евхаристии хлеб был чистый, квасный, пшеничный, 2) чтобы вино было виноградное, красное, чистое, не смешанное ни с какою другою жидкостью, и только во время совершения самого таинства к вину присоединена была вода. Еще в одном из правил апостольских замечено, что священнослужитель, приносящий к таинству евхаристии, вместо вина, какой-либо другой напиток, подлежит извержению (апост. 3). О соединении же вина с водою положено было особое правило на VI вселенском трулльском соборе. «До сведения нашего дошло, сказано в правиле его, что в армянской стране совершающие безкровную жертву, приносят на святой трапезе едино вино, не растворяя онаго водою, приводя в свое оправдание учителя Церкви Иоанна Златоустаг о, который в толковании на евангелие от Матфея глаголет сие: чего ради не воду пил воскресший Господь, но вино? для того, да с корнем исторгнет иную нечестивую ересь. Ибо как суть некие, употребляющие в таинстве воду: того ради указует, яко вино употребил и тогда, когда таинство преподавал, и по воскресении, когда предлагал простую трапезу, без таинства, и, указуя на сие, глаголет: от плода лознаго ( Мф.26:29 ), лоза же виноградная вино, а не воду производит. Из сего выводят, якобы сей учитель отвергает присоединение воды во святом жертвоприношении. Того ради, дабы таковые не были отныне одержимы неведением, мы открываем православное разумение сего отца. Понеже существовала древняя злая ересь идропарастатов, то есть, водоприносителей, которые в своем жертвоприношении, вместо вина, употребляли единую воду: то сей богоносный муж, опровергая беззаконное учение таковой ереси, и показуя, что они идут прямо против апостольского предания, употребил вышеприведенныя слова. Ибо и он своей Церкви, над коею вверено было ему пастырское правление, предал, присоединяти к вину воду, когда надлежит совершати безкровную жертву, указуя на соединение крови и воды, из пречистаго ребра Искупителя нашего и Спасителя Христа Бога истекшее, к оживотворению всего мира и ко искуплению грехов. И во всех церквах, где сияли духовныя светила, сей богопреданный чин сохраняется. Понеже и Иаков, Христа Бога нашего по плоти брат, коему первому вверен престол иерусалимския Церкви, и Василий кесарийския Церкви архиепископ, коего слава протекла по всей вселенной, писменно предав нам таинственное священнодействие, положили в божественной литургии, из воды и вина составляти святую чашу. И в Карфаген собравшиеся, преподобные отцы, сии точно слова изрекли: да не приносится во святом таинстве ничто более, точию Тело и Кровь Господня, якоже и сам Господь предал, то есть, хлеб и вино, водою растворенное. Аще же кто, епископ, или пресвитер, творит, не по преданному от апостолов чину, и воду с вином не соединяя, сим образом приносит пречистую жертву: да будет извержен, яко несовершенно таинство возвещающий, и преданное нововведением повреждающий» (VI вселенск. пр. 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

7. Примеры из жизни святых, доказывающие, что в таинстве евхаристии под видом хлеба преподается истинное Тело Христово и под видом вина истинная Кровь Господня I. В житии святителя Григория Двоеслова , папы римского, рассказывается о знаментальном чуде, которое совершилось в пречистых тайнах по молитве сего святителя. «Одна знатная римская женщина принесла просфоры для совершения таинства причащения; литургию в этот день совершал сам святитель Григорий. Когда настало время подавать людям Св. Причащение, то приступила и та женщина причаститься св. таин. При словах святителя: «Преподается животворящее Тело Господа нашего Иисуса Христа», упомянутая женщина усмехнулась. Видя смех ее, святитель удержал свою руку и спросил женщину: «Почто ты рассмеялась?» – «Удивительно для меня, владыко, что ты тот хлеб называешь Телом Христовым, который я испекла моими руками». Святитель Григорий, видя ее неверие, помолился Богу, и тотчас вид хлеба преложился в вид самого истинного тела человеческого. Это чудо увидала не только та женщина, но и все прочие, бывшие в храме, прославили Христа Бога и утвердились в вере относительно пречистых таин, что под видом хлеба преподается истинное Тело Христово, и под видом вина – истинная Кровь Господня. Святитель снова помолился – и вид тела человеческого претворился в вид хлеба. Со страхом и верою несомненно приняла женщина хлеб, как Тело Христово, также и вино – как Кровь Христову» («Чет.-Мин.» 12 марта). II. Один, живший в скиту, старец был великий подвижник; но прост в вере и от простоты погрешал. Он говорил: хлеб, который мы принимаем, не есть существенно тело Христово, а только вместообразное. Не смотря на все убеждения, старец отвечал: «Если не уверюсь самым делом, не могу вполне убедиться». Св. подвижники сказали ему: «Помолимся Богу эту неделю о таинстве сем и Бог откроет нам». Старец с радостию согласился на это предложение, и молился Богу так: «Господи! Ты знаешь, что я не верю не по злобе, но чтобы не заблуждаться по неведению; открой мне, Господи Иисусе!» Так молились и другие старцы подвижники.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Е. Поселянин. Богоматерь на земле. Глава 5. Выступление Христа на проповеди, страдания Его Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г. К оглавлению Тридцати лет земного возраста Своего Иисус Христос принял крещение от Иоанна в водах Иорданских и затем провел в пустыне сорок дней в молитве и посте. Затем Он вернулся к Матери и вместе с первыми учениками и Девой Марией принял участие в торжестве брака в Кане Галилейской. Можно думать, что люди, у которых происходило это важное событие, были небогаты. У людей состоятельных и особенно в столь важных обстоятельствах всего бывает заготовлено вдосталь. У этих не хватило вина: быть может, и денег не было, чтоб послать за новым. И вот, в этом стесненном положении людей Пресвятая Дева в первый раз на наших глазах выступает ходатаицей за тех, кто нуждается в помощи в какой бы то ни было трудности житейской — в такой даже, которая во многих людях и сострадание возбудить не может, а возбудит скорее насмешки и зубоскальство... Какая беда в том, что не хватило вина для гостей, уже, вероятно, достаточно развеселившихся! Но сострадательное сердце Марии чувствовало иначе, и Она обращается к Сыну с тремя короткими словами «вина не имут». Она еще ничего не просит, Она ничего не предрешает, Она только указывает на нужду, чувствуя, вероятно, что указать на нужду Своему Сыну — значит уже восполнить эту нужду. Затем Она говорит прислужникам: «То, что Он вам скажет, то и делайте». Таково было начало первого чуда Христова, таково первое выступление Пресвятой Девы, как Хода-таицы о восполнении всех нужд христианских. И как часто и беспрестанно приходится Ей указывать Божественному всесильному Сыну на то, чего «не имут» люди, молчаливо требуя послать им это недостающее.

http://sedmitza.ru/lib/text/440260/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010