Вместе с тем, к помощи врачей обращаться позволительно, а иной раз и необходимо, помня, однако, что через врачей и лекарства действует Промысл Божий. Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, – говорит Премудрый Сирах ( Сир.38, 1 ). И далее: Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими ( Сир.38, 4 ). Как человеку здоровому сказано: «Трудись и молись», так можно сказать больному: «Лечись и молись». Научившись терпеливому несению болезней, следует приступить к следующей духовной ступеньке: в болезни возносить Богу благодарение, благодарить и за саму болезнь с верой, что Бог попускает ее нам во благо. Многие святые угодники Божии провели в тяжелых болезнях большую часть своей жизни или даже всю жизнь – преподобные Пимен Многоболезненный Печерский, Амвросий Оптинский , святитель Игнатий (Брянчанинов) , праведная Матрона Московская и другие подвижники. Употребление вина Устав Церкви (Типикон) издревле допускает употребление вина на литии и за праздничной трапезой. Из Евангелия мы знаем, что Сам Господь благословил вино на свадебном пиру в Кане Галилейской. Однако при этом следует иметь в виду, что вино в древности весьма отличалось от того, которое продают нынешнему покупателю в магазине. Вино Древнего Востока, о котором идет речь в Евангелии, Типиконе и Патериках, представляло собой перебродивший естественным образом виноградный сок крепостью 8–10%, к тому же изрядно разбавленный водой. Ни сахар, ни спирт в вино не добавляли. Небольшое количество такого напитка, поданного к трапезе в жарких странах Средиземноморья, не столько пьянит, сколько бодрит и предупреждает болезни. Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов, – рекомендует апостол Павел своему ученику Тимофею ( 1Тим. 5, 23 ). Однако здесь речь пойдет не о пользе от умеренного употребления вина, но о состоянии опьянения, неразрывно связанном с винопитием, и его последствиях. Остановиться на данной проблеме нас вынуждает необходимость, потому что люди, злоупотребляющие винопитием, проявляют в этом вопросе удивительное непонимание, между тем как жизнь требует полной ясности.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Впрочем, неумеренность в употреблении вина никакому возрасту и никакому времени не полезна. Вино, как созданное Богом, само по себе благо, но приносит пользу только при умеренном его использовании ( Сирах. 31:31 ). Рекомендуется употребление вина к облегчению в немощи телесной, но немного ( 1Тим. 5:23 ). Отрада сердцу и утешение душе – вино, но опять же умеренно употребляемое и вовремя ( Сирах. 31:33 ). Господь изменил качества воды в свойства вина, чтобы поддержать радость вселившихся ( Ин. 2:8 ), но нигде нет упоминаний о том, что это привело к пьянству или распутству пировавших. Этого и не мог допустить Тот, Который заповедовал следить за тем, чтобы сердца наши не отягчались пьянством ( Лук. 21:34 ), потому что излишнее употребление вина лишает не только Царствия Божия ( 1Кор. 6:10 ), но и той радости, ради которой оно употребляется ( Сирах. 31:34 ). У кого вой? У кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причины? У кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином ( Притч. 23:29–30 ). Поистине плача достойны те, кто с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином ( Ис. 5:11 ). По причине всегдашнего опьянения они не только на дела Господа не взирают, и о деяниях рук Его не помышляют ( Ис. 5:12 ), но и не помнят деяний собственных рук. Лишая себя смысла через упоение, они уподобляются скотам несмысленным ( Пс. 48:13 ), а порой становятся несмысленнее и самих скотов. «Ибо какое бессловесное так недостаточно видит и так недостаточно слышит, как упившийся? Самых близких не узнают упившиеся, а к чужим не редко бегут, как к знакомым. Часто прыгают через тень, как через ручей или ров... Им представляется, что земля поднимается вверх, и горы идут кругом... У них сон тяжелый, почти непробудный, удушающий, близкий к действительной смерти, а бодрствование бесчувственнее самого сна, потому что жизнь их есть сновидение; у кого нет одежды, кому нечего есть завтрашний день, те в упоении царствуют, предводительствуют войсками, строят города, делят деньги.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Все эти и им подобные общества имеют своею заботою спасение здоровья и имущества сограждан, спасение от бедствий, относящихся к временной, телесной жизни человека; иные из таковых обществ поставили своей целью развитие телесных и умственных сил и способностей молодого поколения. Но доселе не было еще такого общества, которое бы поставило своей задачей спасение от такого бедствия, от которого погибают души человеческие. А спасение души гораздо важнее спасения тела. Если человек не только сохранит свое здоровье и жизнь тела, но и весь мир приобретет в свое обладание, а душу свою погубит, то не будет ему никакой пользы от этого, как изрек об этом Господь наш ( Мф.16:26 ; Мк.8:36–37 ; Лк.9:25 ). Погубить душу – значит лишить ее той райской жизни, которая приготовлена для нас на небесах и приобретена крестными страданиями и смертью нашего Спасителя и Господа. Погибнуть душой – значит сделаться наследником ада и огня вечного, уготованного диаволу и аггелам его. Погибель души есть ужаснейшее бедствие. А если погибают вместе и тело и душа, то это несчастье, ужаснее которого нельзя найти. Значит, избавление человека от такого бедствия есть величайшее благодеяние. Токовым благодеянием справедливо можно назвать освобождение человека от пьянства, ибо от пьянства погибает человек и телом и душой. От вина происходят болезни, от вина – несчастья; вино – смертельный яд, от вина – внезапная смерть. У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного, говорит премудрый Соломон ( Притч.23:29–30 ). Кто в поле замерз? Пьяница. Кто без огня сгорел? Пьяница. Где драки и убийства? Среди пьяных. Кто умер без покаяния? Пьяница. Для кого затворены двери Царствия Божия? Для пьяницы. Не обманывайте себя, говорит слово Божие: пьяницы Царства Божия не наследуют ( 1Кор.6:9–10 ). Вот сколько бедствий происходит от пьянства. От этих-то бедствий спасать людей принимает на себя подвиг новооткрытое при Свято-Николаевском церковном попечительстве Общество трезвости, как общество спасения от пьянства и гибельных последствий его.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Две причины, обе очень веские и глубоко-нравственные, могут священника удержать от вина: а) воздержание и б) польза ближнего. Подвиг воздержания является для пастыря необходимой добродетелью, и о нем было много раз говорено выше. В вопросах пастырского душепопечения священнику всегда нужно помнить не сколько свое личное (даже подвиг!), сколько пользу другого человека. Этот момент соблюдения интересов другого человека особенно важен в деле винопития. Если за праздничным столом 10–20 человек, выпив «по единой чаше», вполне этой дозой удовлетворяются, а кто-либо один (а таких в жизни тысячи!) после первого глотка алкоголя позволит себе напиться и впадет в жестокий запой, то разве все участники застолья не будут виноваты в беде одного их собрата? Конечно, да! Апостол Павел римлянам писал: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» ( Рим.14:21 ). «Претыкается, соблазняется, изнемогает» по толкованию святителя Феофана, означает одно и тоже, к одному направлены. Блаженный Феофилакт понимает несколько иначе: брат претыкается – он ослеплен, соблазняется, как легко мысленный, изнемогает – как маловерный. Может быть и иное толкование: изнемогает – стал колебаться, соблазняется – склонился, претыкается – поел или выпил против совести, т.е. согрешил. Рюмка вина может быть «камнем претыкания и соблазна» не только для запойных алкоголиков, но и для «новичков», легко могущих стать на эту опасную дорогу. И не надо, чтобы этот «камень» был положен рукою священника, в доме священника или на приходской трапезе. Некогда апостол Павел учил Коринфян: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» ( 1Кор.8:13 ). Перефразируя эту фразу применительно вину, христианин может сказать: «не буду пить вина вовек, чтобы не соблазнить брата моего». Апостольские слова: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» ( 1Кор.6:12 )

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

И вам тут ничего нельзя сказать, ибо какие тайны при древних святых великих чудотворцах совершались! Кто тут дерзнет сказать! Однако при совершении оных тайн архиереи или иереи благословляли, изображая рукой четвероконечный Крест, а не «печать антихристову». Сверх того, если перебрать все древние святые иконы, церковные ризы и сосуды, – сплошь увидели бы не только восьмиконечный, но и четвероконечный Крест. Но перестанем говорить о концах Святого Креста, а вместо того рассудим, для чего мы, христиане, почитаем честной Крест и следует ли нам за концы друг от друга отдираться и отталкиваться. Когда мы почитаем Святой Крест, – то не для древа почитаем, из которого он составлен, и не для того опять-таки, что он имеет столько-то концов, – но ради Распятого за ны на нем Господа нашего Иисуса Христа, Царя славы, Которой Своею Кровию, пролитой за искупление наше, освятил его. А без того он никакого бы почтения не был достоин, из чего бы он ни был сделан и сколько бы концов не имел. На самом деле прежде Господнего на нем Распятия он не только ни от кого почитаем не был, но, напротив, за бесчестное древо почитался, ибо в законе было писано: «проклят всяк висяй на древе» ( Втор.21:23 ; Гал.3:13 ). Теперь спросим же мы вас: для чего вы почитаете святой восьмиконечный Крест? На то вы скажете: для того, что распят на нем за нас Искупитель наш. Изрядно и верно сказано, а потому – с какими бы концами не почитать Крест, только бы почитать его ради Иисуса Христа, распятого на нем. Спросите же и вы нас: для чего мы почитаем восьмиконечный или четвероконечный Крест; мы вам на это скажем: за ради нас распятого на нем Иисуса Христа. Так в чем же мы несогласны? – в одних концах?! Не для чего спорить за концы тем христианам, которые согласно Иисуса Христа за Искупителя своего признают! (Из книги «Увещевание во утверждении истины») 311. Храните, дети, завет родительский Раскроем, други мои, священную Книгу пророка Иеремии и будем читать. «Сказал Господь Иеремии: «Иди в дом Рехавитов и ...приведи их в дом Господень, и дай им пить вина». И привел их в дом Господень, – рассказывает Пророк, – и поставил пред сынами дома Рехавитов полные чаши вина и стаканы и сказал им: «Пейте вино!» Но они сказали: «Мы вина не пьем, потому что Ионадав, сын Рехава, отец наш, дал нам заповедь, сказав: «не пейте вина ни вы, ни дети ваши, вовеки; и домов не стройте, и семени не сейте, и виноградников не разводите, ...но живите в шатрах во все дни жизни вашей, чтобы вам долгое время прожить на той земле, где вы странниками». И мы... во всем слушаемся и делаем все, что заповедал нам Ионадав, отец наш» ( Иер.35:2–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

И Господь Бог посети Сарру, якоже глагола. И, заченши, роди Аврааму сына в старости, якоже глагола ему Господь Бог. Обреза же его в день осмый, якоже заповеда ему Господь Бог. И Авраам бяше лет ста, егда бысть ему Исаак, сын его. Рече же Сарра: смех ми сотвори Господь Бог. Иже бо аще услышит, срадуется мне. И рече: кто возвестит Аврааму, яко сосцами питает отроча Сарра, яко родих отроча в старости моей? И возрасте отроча, и преста сосцами питатися. И сотвори Авраам учреждение велие, воньже день отдоися Исаак, сын его. И Господь призрел на Сарру, как сказал. И, зачав, она родила Аврааму сына в старости его, [в то время], как сказал ему Господь (Бог). И обрезал он его в день восьмой, как заповедал ему Господь Бог. И был Авраам ста лет, когда родился у него Исаак, сын его. И сказала Сарра: “Смех сделал мне Господь (Бог): ведь кто ни услышит, возрадуется со мною!” И сказала: “Кто возвестит Аврааму, что Сарра кормит дитя грудью? Ибо я родила сына в старости моей!” И выросло дитя, и отнято от груди; и сделал Авраам пир великий в тот день, когда отнят был от груди Исаак, сын его. Быт 17:15–17,19; 18:11–14; 21:1–2, 4–8 Судей чтение (глава 13): 2. Судей чтение Во дни оны бысть муж от колена Данова, и имя ему Маное, и жена его неплоды, и не раждаше. И явися Ангел Господень к жене, и рече к ней: се ты неплоды, и во чреве приимеши, и родиши сына. И ныне сохранися, не пий вина и сикера и не яждь всяко нечисто. Зане се ты во чреве приимеши и родиши сына, и железо не взыдет на главу его, яко освященно Богу будет отроча из чрева. В те дни был человек из племени Данова, и имя ему Маной. И жена его была неплодна и не рождала. И явился Ангел Господень жене и сказал ей: Вот, ты неплодна и [не рождаешь; но] зачнешь (и родишь) сына. И ныне остерегись, [и] не пей вина и сикера, и не ешь ничего нечистого; ибо вот, ты примешь во чреве и родишь сына, и бритва не взойдет на голову его, потому что (освященным) [назореем] Божиим будет дитя от самого чрева. И прииде жена, и рече мужу своему, глаголющи: яко человек Божий прииде ко мне, и видение его, яко видение Ангела Божия светло зело. И рече: се во чреве приимеши и родиши сына; и ныне не пий вина и сикера и не яждь всяко нечисто, яко освященно Богу будет отроча из чрева даже до дне смерти его. И помолися Маное Богу, и рече: ко мне, Господи, человек Божий, егоже послал еси к нам, да приидет убо и просветит нас, что сотворим отрочати раждающемуся? Прииде же Ангел к Маною и рече: от всех, ихже рекох жене твоей, да сохранится, елика исходят от винограда, да не яст и вина и сикера да не пиет. И рече Маное ко Ангелу Господню: что имя твое? Да егда приидет глагол твой, прославим тя. И рече ему Ангел Господень: вскую ты вопрошаеши имене моего? И то есть чудно. И не приложи ктому Ангел Господень явитися к Маною и жене его.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/rozhdestv...

«И жена твоя Елисавета...» В доказательство истинности своего предсказания о скором пришествии Мессии Ангел объявляет, что уже намечен и Предтеча Мессии, каковым будет вскоре родившийся сын Захарии. «И наречешь...» см. комментарии к Мф.1:21 . «Иоанн». В переводе с еврейского – Бог милостив (Иоханан). Лк.1:14 .  и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, «Радость» – ( χαρ) это собственно внутреннее состояние человека, а «веселие» ( γαλλασις) – внешнее проявление этого состояния. «О рождении его возрадуются». Это будет, конечно, тогда, когда Иоанн будет совершать свое высокое назначение – приводить людей ко Христу. Лк.1:15 .  ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; «Велик пред Господом», – т.е. истинно велик (ср. стих 6; Мф.11:9, 11 ). «Не будет пить вина и сикера», – т.е. будет назореем, которые не пили ни виноградного вина, ни напитков, приготовленных из других плодов (сикер). Ср. Числ.6:3, 5 . При этом не указано, чтобы этот обет назорейства Иоанн принял только на известный срок, как обыкновенно делали ветхозаветные назореи. Скорее, дело здесь представляется так, что Иоанн подобно Самсону ( Суд.13:5 ) и Самуилу ( 1Цар.1:11 ), останется назореем на всю свою жизнь. Очевидно, этим Ангел хочет обозначить особую нравственную высоту, на которой будет стоять Иоанн Предтеча: он всецело будет предан служению Богу и этим уже будет привлекать к себе внимание своих единоплеменников. «И Духа Святаго исполнится». Вместо возбуждающего действия вина и сикера Иоанн будет возбуждаем к деятельности Духом Святым, Который будет в изобилии посылать ему Свои силы и дары. «Еще от чрева матери». Кажется, здесь пропущено выражение: «явившись» или «придя» (ср. Мк.7:4 ). Ангел хочет сказать, что Иоанн с самого рождения, т.е. в самые юные годы жизни, уже будет иметь в себе полноту Святого Духа. Лк.1:16 .  и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; Речь идет только об израильтянах. Это вполне согласно с пониманием ветхозаветных людей, к которым принадлежал и Захария: они полагали, что Царство Мессии и все подготовительные к нему дела – в том числе и служение Предтечи Мессии – предназначены только для них, евреев. Притом и не все евреи обращены будут Иоанном: некоторые останутся в своем грехе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«И сказал Бог Ною и сынам его с ним: вот Я поставлю завет Мой с вами и с потомством вашим... что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа... вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами... Я полагаю радугу Мою в облаке, чтобы она была знаменем вечного Моего завета между Мною и между землею». Неужели же до этого не было радуги? – спросит нас скептический критик. Без сомнения, была. Господь не творит ее заново. Это противоречило бы библейскому определению длящегося и тогда, и ныне седьмого дня, как дня, когда почил Господь от дел Своих. Но до того радуга была простым физическим явлением, ничего собой не свидетельствующим, как фатоморгана, как северное сияние и пр. А с этого момента она приобрела значение напоминания завета между Богом и людьми и всем миром. И блаженны люди, с чувством благоговения и радости смотрящие на это прекрасное природное явление. «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем». Английский богослов священник Т. К. Чейн, профессор Оксфордского университета, говоря об этом месте Библии, всерьез высказывает мнение, что, очевидно, в Библии находятся два повествования о двух разных Ноях, ибо свидетельство Библии, что «Ной был человек праведный и непорочный. Ной ходил перед Богом» и потому приводимое тут свидетельство, что он выпил вина – несовместимы. Мы можем только улыбнуться на такое, типично англо-саксонское, наивное суждение, для которого неприличие является худшим преступлением, чем грех . Греха тут не было: Ной еще не знал опьяняющих свойств вина. А то, что более всего шокирует английского богослова, что вообще праведник мог пить «опьяняющий напиток», смешно для каждого, сколько-нибудь знакомого с народами Средиземноморской культуры, у которых вино, обычно слабое, является не роскошью, не излишеством, а ежедневной необходимостью. Недаром Господь наш Свое святейшее Таинство устанавливает под видом хлеба и вина, как наиболее естественных для человека продуктов питания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

И точно, пьяные бывают хуже людей, возвращающихся с войны, у которых руки обагрены кровью, и которые тянутся беспорядочною толпою. Этих, может быть, иные еще прославляют за трофеи, за победы, за раны и поражение (врагов); но тех все презирают, называют несчастными и желают им бесчисленных зол. В самом деле, может ли быть что несчастнее человека преданного пьянству, каждый день наполняющего себя вином и теряющего рассудок? Потому-то премудрый и дает такое наставление: “ Главная потребность для жизни — вода и хлеб, и одежда и дом, прикрывающий наготу ” (Сир.30:24), чтобы, если случится кому впасть в опьянение, такой не выходил из дому и не показывался никому, но был укрываем своими домашними и не сделался предметом посмеяния и презрения для всех. “ Ной начал , - сказано, - возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел ”.   4. Название упоения, возлюбленный, в священном Писании не всегда означает опьянение, но и насыщение. Потому и об этом праведнике можно сказать, что не по невоздержанию он впал в упоение, но случилось это с ним от насыщения. Так Давид, говорит: “ Насыщаются от тука дома Твоего ” (Пс.35: 9), т.е. насытятся. Между тем, предающиеся пьянству никогда не чувствуют сытости, но чем более вливают в себя вина, тем более разжигаются жаждою, так что употребление (вина) служит у них к увеличению жажды, и, хотя чувство удовольствия в них уже пропадает, но жажда к (вину), сделавшись неутолимою, повергает в самую бездну опьянения этих пленников пьянства. “ Ной начал , - говорит Писание, - возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и [лежал] обнаженным в шатре своем ”. Заметь, это случилось с ним не где-нибудь вне, но в своем доме. Священное Писание для того и означило, что (это случилось) “ в шатре своем ”, чтобы из последующего ты усмотрел крайность нечестия того, кто открыл наготу (Ноя). “ И увидел , - сказано, - Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим ” (ст. 22). Если бы были еще и другие (люди), он, может быть, и им открыл бы срамоту отца: таково было злонравие этого сына.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Идущий вперед в начале пути всегда желает хоть немного задержаться в тени добродетели. Думаю, поэтому и Рождество Иисуса началось в тени, а завершилось не в тени, а в истине: «Дух Святой, – сказано, – найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя» 260 . Рождество Христово началось с тени: не только в Марии от тени началось Рождество, но и в тебе, если будешь достоин, родится Слово Божие. Сделай так, чтобы быть в силах принять тень Его и, когда станешь достоин тени, придет к тебе, я бы сказал, тело Его, дающее тень; ибо «кто верен в малом, будет верен и во многом» 261 . «Тень Его я полюбила и села там». Ты видишь, что не вечно она остается в тени, но оттуда взойдет к лучшему, говоря: «И плод Его сладок для гортани моей». Я, говорит она, желала покоиться в тени Его, но Он покрыл меня Своей тенью, и я даже плодами Его насытилась и говорю: «И плод Его сладок для гортани моей» 262 . «Введите Меня в дом вина» 263 . Жених был снаружи, в объятиях Невесты, и покоился «посреди грудей ее». Многочисленные девицы не таковы, чтобы удостоиться принимать Жениха в своем доме: ибо «множеству внешних все говорится в притчах» 264 . Как боюсь я, чтобы и мы не стали «множеством девиц»! «Введите Меня в дом вина». Почему так долго Я остаюсь за дверью? «Се, стою у двери и стучу; если кто отворит Мне, войду, и буду вечерять с ним, и он со Мною» 265 . «Введите Меня». И ныне то же гласит Слово Божие; се, Христос говорит: «Введите Меня». Вам, оглашенные, говорит Он: «Введите Меня» не просто в дом, но «в дом вина»; пусть исполнится вином радости 266 , вином Святого Духа, душа ваша, и так вы введете в свой дом Жениха, Слово 267 , Мудрость 268 , Истину 269 . Ибо это говорится и тем, кто еще несовершенен: «Введите Меня в дом вина». «Установите Мой порядок в любви» 270 . Как изящно сказано: «Установите Мой порядок в любви»; ибо у многих любовь беспорядочна: что надлежит любить в первую очередь, они любят во вторую, а что во вторую – в первую, что следует любить в-третьих, любят в-четвертых, а то, что в-четвертых – в-третьих, и порядок любви у многих оказывается извращен. У святых же порядок любви правилен. Хочу привести некоторые примеры, дабы вы поняли сказанное: «Установите Мой порядок в любви».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/patris...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010