Во втором, более специальном смысле понятие «августинизм» с XIX в. вошло в употребление у тех историков схоластики, которые стремились найти внутренние основания для систематизации многочисленных богословских школ и направлений периода высокой схоластики (XII–XIV вв.). «Августинизм» в этом смысле обычно противопоставляется «аристотелизму» и «аверроизму», хотя во многих случаях подобные противопоставления имеют натянутый и произвольный характер, поскольку исследователи по различным основаниям относили к такому «августинизму» весьма отличающихся по своим убеждениям средневековых авторов: Роберта Гроссетеста, Бонавентуру, Александра Гэльского, Вильгельма Овернского, Иоанна Пекама, Матфея из Акваспарты, Генриха Гентского, Иоанна Дунса Скота, Уильяма Оккама и многих других. Утверждать, что все эти теологи принадлежали к августинизму как к единой философско-богословской школе, невозможно; вместе с тем некоторые основания для употребления по отношению к ним понятия «августинизм» действительно могут быть найдены. Августинизм указывает в этом случае уже не на простое согласие с блж. Августином в вероучительных вопросах, но на особую методологическую установку и используется как объединяющее понятие для тех теологов, которые при решении различных фундаментальных философско-богословских вопросов, в особенности в области онтологии и теории познания, избирали в качестве основания и ориентира убеждения блж. Августина и исходя из них выстраивали собственную аргументацию. Такой философски-богословский августинизм представляет наибольший интерес для современных исследователей, поскольку здесь речь идет уже не о простом повторении богословских мнений блж. Августина, но о весьма разнообразных по форме и по содержанию попытках истолкования его воззрений с иных философских позиций, перевода их на новые понятийные языки, встраивания во внешнюю для них контекстуальную среду, однако с неизменной установкой на сохранение их внутренней логики. Внутри этого августинизма нередкими были споры о том, каким образом следует понимать то или иное известное высказывание, ту или иную общепринятую концепцию блж. Августина; тем самым мышление блж. Августина проблематизировалось в своем содержании и помещалось в новые контексты, открывавшие заложенные в нем неявные смыслы и внутренние законы его развития.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

у Н. К. формируется устойчивый интерес к наследию Луллия, постоянная работа с к-рым во многом определила облик самого Н. К. как философа и теолога. Предположительно, еще находясь в Париже, 8 июля 1428 г., Н. К. приобрел «проповеди Раймунда» (см.: ActaCus. Bd. 1. S. 22. N 61); вероятнее всего, речь идет о сохранившейся в его б-ке рукописи (Cusan. 118), содержащей соч. «Книга проповедей» (Liber de praedicatione; N 188) Луллия. Всего Н. К. принадлежало ок. 10 рукописей с разными сочинениями Луллия (обзор см.: Reinhardt. 2005. S. 7-10), к которым он регулярно обращался, особенно часто - в 30-х и 50-х гг. XV в. Влияние идей Луллия совр. исследователи обнаруживают и в общей методологии Н. К., где его связывает с Луллием концепция взаимосвязи всех наук и их фундированности в теологии, и в трактовке им мн. частных тем метафизики, философии религии, математики и т. д. (см.: Senger. 2017. S. 18; Watanabe. 2011. P. 156-166; также см. в статьях сборника: Ramon Llull und Nikolaus von Kues. 2005). Помимо трудов Луллия, Н. К. изучал в Париже и др. рукописи. Так, впосл. он упоминал, что видел в Парижской королевской б-ке оригинальные трактаты по алхимии Арнольда из Виллановы ( 1311), которые имели хождение под именем Луллия (см.: Haubst. 1980. S. 200). Вместе с книгой Луллия 8 июля 1428 г. Н. К. приобрел еще две книги: сборник сочинений Вильгельма Овернского (вероятно, речь идет о рукописи Cusan. 94; описание см.: Marx. 1905. S. 94-95) и «Сентенции» Петра Ломбардского (вероятно, Cusan. 66; описание см.: Ibid. S. 75-76). Либо по дороге в Париж, либо на обратном пути в Германию Н. К. посетил соборную б-ку в Лане, где познакомился с рукописью, содержавшей Libri Carolini , - составленное франкскими теологами по поручению кор. Карла Великого подробное опровержение деяний Вселенского VII Собора , в к-ром были ярко выражены идеи иконоборчества и подчеркивалась независимость Зап. Церкви от Востока (см.: ActaCus. Bd. 1. S. 23. N 64). Эти и др. отрывочные свидетельства дают представление о широте интересов Н.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

9 июня 1239 г. папа Григорий IX под влиянием перешедшего в христианство иудея Николая Донина, представившего в своем докладе обвинения против Талмуда (сомнение в невинности Пресв. Девы Марии, поношение Христа, оскорбления христиан, аморальное содержание), отправил христ. государям послание, в к-ром призвал изъять у евреев все экземпляры Талмуда, передать их для изучения францисканским и доминиканским монахам и, если обвинения подтвердятся, сжечь. Во Франции книги были арестованы, но Л. С. пожелал убедиться в оскорбительности для христианства иудейских текстов и с этой целью организовал сначала в аббатстве Клюни , а затем в Париже (12 июня 1240) «суд над Талмудом»: в дебатах Парижский еп. Вильгельм Овернский выступил против 4 раввинов во главе с Иехиелем бен Йосефом. В итоге книга была признана вредоносной и приговорена к сожжению. Экземпляры Талмуда, погруженные на 22 повозки, были публично сожжены на Гревской площади в Париже. 9 мая 1244 г. папа Римский Иннокентий IV особо поблагодарил Л. С. за совершённые деяния и призвал уничтожить все рукописи Талмуда как еретические. Во «Всеобщем статуте» 1254 г. повторялись требования прошлых лет: изгнать евреев из страны, сжечь все экземпляры Талмуда и проч. «богохульные книги». В 1269 г. король предписал иудеям посещать католич. проповеди, дабы они обратились в христ. веру, и носить - на груди и спине - круглый кусок алой ткани (сукна или фетра) (эти требования соответствовали решениям Латеранского IV Собора (1215) и Нарбонского Собора (1227)). Подобные меры имели успех: число обращенных евреев росло (в королевских счетах значатся выплаченные им суммы); королевским ордонансом 1260 г. на городских мэров было возложено право суда над обращенными евреями. Меры против евреев усилились в связи с осуждением ростовщичества, к-рое долгое время было занятием гл. обр. евреев (христианам заниматься ростовщичеством запрещалось). Ростовщичество осуждалось как порок и грех; Л. С. считал его не только нарушением морали, но и угрозой экономике страны. Большим ордонансом 1254 г. евреям запрещалось заниматься ростовщичеством, надлежало «жить трудами рук своих». Небольшое смягчение мер произошло в 1257 или 1258 г.: комиссии из 3 клириков было поручено исправить допущенные ранее злоупотребления, вернуть евреям конфискованное имущество, восстановить синагоги и евр. кладбища, разрешить использование процента в кредитных операциях. Но ордонансом, выпущенным в 1258 г., вновь отменялся процент по ссудам у евреев и аннулировались долги христиан евреям. По ордонансу 1268 г., из королевства в 3-месячный срок изгонялись также иноземные ростовщики-христиане (ломбардцы, кагорцы и др.), а долговую сумму (без долгового процента) следовало выплатить сеньору заимодавца.

http://pravenc.ru/text/2561068.html

Первое печатное издание glossa ordinaria было предпринято в 1480 или 1481 г. (титульный лист не указывает год) Адольфом Рушем в Страсбурге (Biblia Latina cum glossa ordinaria. 1992). Десятилетием раньше (в 1471 или 1472) был издан первый печатный библейский комментарий, составленный в жанре глосс: Postilla super totam Bibliam Николая де Лиры ( Nicolaus de Lyra. Postilla litteralis super totam Bibliam/Ed. C. Sweynheym, A. Pannartz. Romae, 1471-1472). Все последующие 12 изданий глосс воспроизводили библейский текст и толкования из editio princeps Руша (с незначительными изменениями), добавляя др. материалы: «Postillae» Николая де Лиры, «Additiones» Пабло де Санта-Марии, «Replica» Маттиаса Дёринга (см. их список: Smith. 2009. P. 189-191). В издании Л. де Санкто Мартино и Ж. Галлемара ( Nicolai de Lyra, ed. 1617; репринт: Idem. 1634) были удалены отрывки нехрист. авторов и добавлены патристические толкования (в частности, прологи блж. Иеронима). В «Патрологии» Миня издана только часть маргинальных глосс в виде сплошного компилятивного комментария под именем Валафрида Страбона (PL. 113-114). В этом издании отсутствуют интерлинеарные глоссы, библейский текст в переводе Вульгаты, предисловия из glossa ordinaria к каждой книге, а также маргинальные глоссы на книги пророков Иезекииля, Даниила, Плач Иеремии, малых пророков, прор. Варуха и Книги Маккавеев. Эти маргинальные глоссы Минь считал не принадлежащими Валафриду Страбону. В наст. время критически изданы и обстоятельно изучены лишь 2 части корпуса glossa ordinaria - глоссы на Песни Песней ( Dove, ed. 1997) и часть глосс на Плач Иеремии ( Andr é e, ed. 2005). При ссылках на остальные части глосс обычно используются антверпенские издания 1619 и 1634 гг. Традиция глоссаторства в XIII-XV вв. В традиции glossa ordinaria были написаны «Postillae in totam Bibliam» доминиканца Гуго Сен-Шерского († 1263). В намерения Гуго не входило создание чего-то нового. Он просто хотел адаптировать текст общепринятых глосс для нужд доминиканского ордена, устав которого предписывает каждому члену изучение Свящ. Писания. В интерпретации Гуго глоссы становились более понятными и лучше организованными. Помимо традиц. толкований он использовал ряд новых источников: соч. Бернарда Клервоского, Петра Коместора, Петра Кантора, Ансельма Кентерберийского, Стефана Лангтона, Вильгельма Овернского и др. До Гуго совр. авторы цитировались в глоссах без указания имен («alii dicunt…», другие говорят…). В «Postillae in totam Bibliam» имена как древних, так и новых экзегетов, как правило, называются. Критического издания труда Гуго Сен-Шерского не существует. Об изданиях XV-XVII вв. см.: Hugues de Saint-Cher († 1263): bibliste et théologien/Ed. L.-J. Bataillon e. a. Turnhout, 2004).

http://pravenc.ru/text/1681377.html

предоставляется в силу юрисдикции (iurisdictio) ( Raimund. Pen. Sum. paen. III 34. 63; Thom. Aquin. In Sent. IV 20. 1. 3, 1. 2. 1, 4. 2. 1; Idem. Quaest. quodlibet. II 8. 2 и др.). С XII в. папские И. часто обосновывались властью апостолов Петра и Павла (напр., в 27-м каноне III Латеранского Собора и 71-м каноне IV Латеранского Собора), а с нач. XIV в.- «властью ключей», дарованной Христом ап. Петру и его преемнику, Римскому папе (ab omnibus poenis tibi debitis pro tuis peccatis quantum se extendit potestas clavium beatissimi apostoli Petri vicarii Dei - см.: G ö ller. 1907. Bd. 1. S. 225); такое обоснование было развито Фомой Аквинским, уделявшим особое внимание И. как «привилегии», данной ап. Петру ( Thom. Aquin. Sum. th. Suppl. 25. 1). Учение о папской полной И. (indulgentia plenaria), о к-рой упоминает уже Бернард Клервоский (plenam indulgentiam delictorum hanc vobis summus pontifex offert - Bernard. Clar. Ep. 458//PL. 182. Col. 653), было выработано к нач. XIV в., до этого времени полная И. предоставлялась, как правило, только в связи с крестовыми походами. Учение о сверхдолжных заслугах Законченную богословскую формулировку учение об И. получило с развитием в католич. богословии учения о сверхдолжных заслугах (merita superabundantia), составляющих «сокровище», или «сокровищницу» Церкви (thesaurus meritorum - сокровищница заслуг, позднее thesaurus operum supererogationum, thesaurus supererogationis perfectorum - сокровищница сверхдолжных добрых дел), т. е. неиссякаемого «запаса» заслуг, образуемого Крестной жертвой Христа, добрыми делами и подвигами Богородицы и святых. В силу общения святых (communio sanctorum) и единства живых и мертвых в мистическом Теле Христовом - Церкви - эти заслуги могут распределяться пастырями среди верующих. Одним из первых представление о делах покаяния как о заслугах, необходимых для «удовлетворения за грехи», выдвинул Вильгельм Овернский в соч. «De sacramento paenitentiae» (О таинстве Покаяния), где им указывалась важность посредничества святых в предоставлении И.

http://pravenc.ru/text/чистилище.html

Помазываются лоб и руки болящего с произнесением формулы: «Через это святое помазание по благостному милосердию Своему да поможет тебе Господь благодатью Св. Духа, и, избавив тебя от грехов, да спасет тебя и милостиво облегчит твои страдания»; при помазании рук говорится: «Да спасет и восставит тебя Господь, освободивший тебя от грехов» (в нек-рых изданиях 1-я молитва делится на 2 части: 1-я читается при помазании лба, 2-я, начиная со слов «и, избавив тебя от грехов»,- при помазании рук, см.: Римский Требник. М., 2004. С. 206). Кроме того, предлагается 7 врачевальных молитв на выбор (2 общие, молитвы в случае тяжелой болезни, для стариков, перед хирургической операцией, для детей и молодежи). В нек-рых вариантах Ритуала имеется чин условного помазания больных, к-рый совершается в том случае, если священник не уверен, жив ли больной. Учение I. В латинской схоластике. Схоластическое учение о Е. тесно связывает это таинство с приготовлением к смерти. Уже Гуго Сен-Викторский (XII в.) называл Е. таинством больных, отмечая, однако, при этом, что исцеление происходит не всегда и потому в рассуждениях о Е. основной акцент должен быть поставлен на отпущении грехов и облегчении страданий. Вильгельм Овернский (XIII в.), Альберт Великий (XIII в.), Фома Аквинский (XIII в.), Бонавентура (XIII в.), Иоанн Дунс Скот (XIII в.) и другие рассматривают Е. как предсмертное таинство. В связи с этим начиная с кон. XII-XIII в. на Западе за Е. закрепляются названия «Последнее помазание» (Extrema unctio) и «Таинство умирающих» (Sacramentum exeuntium). В схоластическом богословии возникает традиция противопоставлять «таинства жизни» (Крещение, Евхаристию, Конфирмацию) «таинствам смерти» (Покаянию, Последнему Причащению, Последнему помазанию) ( Albert. Magn. In Sent. IV, dist. 23). Т. о. в качестве «Последнего помазания» Е. включается в число 7 таинств. Последние помазание. 30-е гг. XVII в. Худож. Н. Пуссен (Лувр, Париж) Последние помазание. 30-е гг. XVII в. Худож. Н. Пуссен (Лувр, Париж) В вопросе об установлении таинства ряд богословов-схоластов склонялись к тому, чтобы считать его установленным апостолами после Сошествия Св.

http://pravenc.ru/text/189773.html

Я должен был подробно остановиться на анализе этих трех «откровений», потому что нигде процесс создания новых святых или, точнее, новых культов не прослежен Григорием с такою исчерпывающей полнотой. (Ведь он описывает, почти как очевидец, то, что совершилось в Турской земле.) Здесь целы все звенья цепи, в других местах разорванной. Кое–где нам удается увидать начало ее — безымянные гробницы, чаще конец — откровение угодника в видении или чуде; иногда же все перипетии протекают в таком сокращении или схематизации, что становятся понятными лишь в освещении анализируемой группы фактов. Генезий Овернский открылся совсем недавно — «nuperrimo tempore», при еп. Авите, современнике Григория, его пережившем (еп. с 571). Нас вводят in medias res  419 . «Бедняк», потерявший своих волов, видит во сне «некоего мужа», который обращается к нему со словами: «Иди по дороге, ведущей в лес, и ты найдешь волов, которых разыскиваешь с такой заботой: они щиплют густую траву у мраморного камня; запрягши их в телегу, возьми камень и положи на гробницу, которая стоит вблизи дороги. Это моя могила; я, говорящий с тобой, — Генезий; в одеждах крещения 420 я мучеником покинул этот свет». Сон сбывается, а ряд чудес побуждает епископа Авита построить не часовню, а базилику, уже в то время полную паломниками, чающими исцелений, и учредить св. Генезию праздник. Здесь особенно поразительна быстрота создания и расцвета нового культа, у которого, по–видимому, нет никаких церковных традиций  421 . В этом убеждает нас еще одно обстоятельство: епископ, по свидетельству Григория, «украсил эту базилику и реликвиями святого Генезия Арльского». Имя знаменитого патрона римского Арелата, мученика, воспетого Пруденцием, в связи с полным отсутствием данных о древнем культе Генезия Овернского, явственное и из рассказа Григория, заставляет предполагать теперь самых осторожных исследователей (Дюшена, Делеге), что здесь имело место культовое удвоение Арльского мученика. Этот случай не стоит особняком в святцах старой Галлии. Не останавливаясь на вероятных, но все же спорных отождествлениях, достаточно указать, что миланская чета святых — Назарий и Цельзий — чтились как местные мученики в Эмбрене (и это предание было уже в VIbeke закпреплено в их актах 422   423 ), а каппадокийские близнецы: Спевсипп, Мелассипп и Елевсипп — в Лангре по крайней мере с середины VI века  424 . В большинстве этих случаев такое удвоение личности святого связано с рассеянием его реликвий. Но овернский случай своеобразен. Легенда развивается вокруг не реликвий, а гробницы. Мраморный саркофаг у лесной дороги, крестьянин, удостоенный видения, вводят нас в уже знакомую обстановку. Не хватает сведений о тайном культе, предшествующем откровению. Необходимо предположить его, чтобы сделать понятным остальное.

http://predanie.ru/book/219988-stati-191...

д " А. в вероотступничестве и на этом основании 29 мая 1431 г. вновь приговорить ее к смертной казни. 30 мая 1431 г. Ж. д " А. была сожжена на костре; ее прах брошен в Сену. Жанна д’Арк перед судьями. Инициал из кодекса. XV в. Жанна д’Арк перед судьями. Инициал из кодекса. XV в. Казнь Жанны д’Арк. Миниатюра из «Часослова короля Карла VII» Марциала Овернского. 1484 г. (Paris. Bibl. Nat. Fr. 5054) Казнь Жанны д’Арк. Миниатюра из «Часослова короля Карла VII» Марциала Овернского. 1484 г. (Paris. Bibl. Nat. Fr. 5054) В 1449 г. Карл VII освободил Руан от англичан и начал расследование обстоятельств осуждения и казни Ж. д " А. В 1455 г. с разрешения папы Римского начался процесс по ее реабилитации. Церковный суд под рук. инквизитора Франции Жана Бреаля аннулировал вынесенный в 1431 г. приговор и объявил предъявленные Ж. д " А. обвинения необоснованными (идолопоклонство, ересь, неподчинение Церкви и т. д.). Согласно собранным тогда показаниям свидетелей, а также «Сводному изложению» Жана Бреаля, в котором подводился своеобразный итог слушаний, современники искренне верили в святость Ж. д " А. Она отличалась набожностью и безупречным поведением: была целомудренна, помогала больным и раненым, проявляла милосердие к пленным и к бедным людям, вела скромный образ жизни, не пила вина и не предавалась чревоугодию. Находясь в армии, Ж. д " А. хранила обет девственности, а также следила за нравами соратников: порицала азартные игры и сквернословие, преследовала армейских проституток. Ей приписывали чудеса: оживление скончавшегося младенца, общение с ангелами, исполнение пророчеств, предвидение собственной судьбы (многочисленных ранений в сражениях, плена и скорой гибели). Поводом для широкого общественного движения за признание Ж. д " А. святой Римско-католической Церкви (его инициатором был еп. Орлеанский Феликс Дюпанлу ) стала развернувшаяся в 1867 г. во Франции дискуссия о возведении в Париже статуи франц. философа Вольтера (в 1762 он опубл. поэму «Орлеанская девственница», весьма вольно трактующую жизнь и деяния Ж.

http://pravenc.ru/text/182197.html

В наст. время в архиеп-стве К. проживает ок. 590 тыс. католиков (97% населения); действуют ок. 500 храмов, к-рые объединены в 32 прихода, их обслуживают 143 секулярных и 3 регулярных пресвитера, 28 постоянных диаконов. В 30 общинах институтов посвященной жизни состоят 26 мужчин и 244 женщины. Духовенство диоцеза окормляет 110 образовательных учреждений, в т. ч. Овернский богословский ин-т (основан в 1998) (An. Pont. 2011. P. 180). Лит.: Gonod B. Chronologie des évêques de Clermont et des principaux événemens de l " histoire ecclésiastique de l " Auvergne. Clermont-Ferrand, 1833; Tardieu A. Histoire de la ville de Clermont-Ferrand. Moulins, 1870-1872. Péronnas, 1994. 2 vol.; Monumenta Pontificia Arverniae decurrentibus IX, X, XI, XII saeculis/Éd. A.-C. Chaix de Lavarène. Clermont-Ferrand, 1878; Pouillés des diocèses de Clermont et de Saint-Flour du XIVe au XVIIIe siècle/Éd. A. Bruel. P., 1880; Bernet-Rollande L. Saint Amable: Sa vie, son église, son culte. Clermont-Ferrand, 1891; Randanne J. Un évêque en Auvergne au VIe siècle: Saint Avit Ier et les origines de Notre-Dame du Port. Clermont-Ferrand, 1893; Cr é gut G.-R. Le Concile de Clermont en 1905 et la première croisade. Clermont-Ferrand, 1895; idem. Mgr Duwalk de Dampierre et l " organisation concordataire du diocèse de Clermont (1802-1804). Clermont-Ferrand, 1910; Mosnier S.-M. Les saints d " Auvergne. P., 1898-1900. 2 vol.; Duchesne. Fastes. T. 2. P. 31-39, 117-122; Ma î tre L. Les apôtres et les confesseurs des Arvernes, d " après Grégoire de Tours et les monuments//RHEF. 1914. T. 5. N 27. P. 353-364; Morand E. L " abbaye de Saint-Amable de Riom. Clermont-Ferrand, 1930; Rouchon G., Balme P. L " église de Notre-Dame-du-Port à Clermont-Ferrand: Le quartier et l " ancienne paroisse de Notre-Dame-du-Port. Clermont-Ferrand, 1930; Rouchon G. Notre-Dame de Clermont (la cathédrale), son chapitre cathédral, son quartier. Clermont-Ferrand, 1934; Bossuat A. Clermont//DHGE. T. 12. Col. 1435-1458; Welter L. Les communautés de prêtres dans le diocèse de Clermont du XIIIe au XVIIIe siècle//RHEF.

http://pravenc.ru/text/1841313.html

— Разочарование года как вы переживали? Многим этот год принес личное разочарование, причем часто в самых-самых близких людях. Как вы это проживали? — Главное переживание понятно какое. Да и нет не говорите, черного и белого не называйте. Но одно из важных переживаний — это раздрай, абсолютное взаимное равнодушие и непонимание, что твоя судьба — это твоя судьба, а у другого она может быть иной. Я привык. Я принял это как то, что неизбежно.  Когда я был в Италии в сентябре прошлого года на большом форуме «Митинг времени», меня журналист спросил: «Как вы относитесь к тому, что там запретили семинары с Достоевским?» Я ответил, что если хоть одному беженцу это поможет, я буду за. Вот это, мне кажется, важнее — чтобы люди не боялись бомб, чтобы люди не боялись катастрофы рядом с ними, помогали друг другу, а они помогают. Я все-таки не про разочарование, а про надежды. Ты не знаешь, что не надо делать, чтобы не попасть под молот и не оказаться между молотом и наковальней. Но несмотря все-таки на это, есть солидарность, люди продолжают помогать друг другу.  Меня радует, когда нормальность торжествует. Не когда ненормальность затрагивает когда-то бывших нормальных людей, а когда нормальность торжествует. Женя Беркович — это мое личное поражение. Понятно, что и до нее, и помимо нее невиновных ни в чем людей начинают прессовать, но тут уж, что называется, невиновность, возведенная в степень. Режиссер Женя Беркович и драматург Светлана Петрийчук стали фигурантами уголовного дела по статье об оправдании терроризма из-за спектакля «Финист Ясный Сокол», который в 2022 году победил в двух номинациях в рамках театральной премии «Золотая маска». Но то, как вокруг нее объединились, не может не вызывать надежду. В тяжелых обстоятельствах люди проявляют человеческое.  — К вопросу про отмененный семинар про Достоевского. Вы сейчас читали лекции в Европе, во Франции последняя была? — Это, скорее, выступления публичные. Это были очень теплые встречи в Овернском университете. — Русскоязычные студенты приходили?

http://pravmir.ru/menya-raduet-kogda-nor...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010