Образно-тематическое содержание духовно-музыкальных сочинений мотивирует выбор композитором необходимых текстов из Священного Писания богослужебных книг – Октоиха, Минеи месячной, Постной и Цветной Триоди, Молитвослова, а также небогослужебных текстов. Наверное неслучайно для многих композиторов рубежа веков свидетелей, происходящих общественно-политических, экономических и природных катаклизмов стали особенно близки темы апокалипсиса, покаяния, сердечного сокрушения в грехах и жажды духовного очищения. Так, например, книга Откровения святого апостола Иоанна Богослова вдохновила В. Мартынова на создание масштабного многочастного произведения «Апокалипсис» для двух хоров и солистов а cappella. Немалая доля духовно-хоровых сочинений гения XX века г. Свиридова содержит строки покаянных песнопений и псалмов. Достаточно упомянуть сами названия этих сочинений: «Покаяние блудного сына», «Помилуй нас Господи», «Кондак о мытаре и фарисее», «Господи воззвах». Отдельно хотелось бы сказать о хоровом сочинении «Песнь очищения», где использованы избранные стихи покаянного 50-го псалма. В центральном разделе этого сочинения, величавым басовым соло утверждающе, звучит тема сердечного плача смирения и кротости как необходимое условие прощения грехов «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». ( Пс.50:19 ) Тема покаяния является ведущей и в одном из вершинных сочинений творчества Р. Щедрина – опере «Очарованный странник» по одноименной повести Н.Лескова, которую сам композитор воспринимает как некий аналог «Русских страстей» Жизненный путь главного героя оперы Ивана Северьяновича Флягина полон житейских мытарств тяжких прегрешений (среди которых три убийства!), тяжелых ударов судьбы. Сам Иван Флягин рассказывает о себе, что он «всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть». И искреннее покаяние приводит Ивана Северьяновича в Валаамскую обитель, где он становится послушником. Примечательно, что в один из напряженнейших и трагических моментов оперы – после сцены убийства Иваном цыганки Груши, композитор использует хоровую «вставку» с великопостным богослужебным текстом «Покаяния отверзи ми двери», из написанной им несколько ранее русской литургии «Запечатленный ангел».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Побывав предварительно с октября 1729 г. в течение 2-х лет проповедником Слова Божия в Сибири, во дни митрополита Антония Стаховского, затем совершив в 1734–6 гг. четыре северных экспедиции к Камчатским окраинам для исследования пролива Дежнева (ныне Берингова) и, наконец, отслужив законоучителем первого петербургского кадетского корпуса в 1738 г. и гимназии при академии наук в 1739 г., митрополит Арсений явился на сибирскую кафедру с огромным духовным опытом и широкой осведомленностью. Первым его делом в Сибири было снаряжение миссии на Камчатку под начальством архимандрита Иоасафа Хотунцевича из 5-ти священников, двух диаконов и 10 причетников, в числе которых состояли несколько питомцев духовных академий. Несколько удачен был сделанный владыкою Арсением выбор личного состава Камчатской миссии, это видно из того, что миссионеры за семь лет успели обратить в православие почти всех камчадалов, завели там школы для них в Большерецке, Верхнекамчатске и Нижнекамчатске. Из миссионеров особенно прославились иеромонах Пахомий, как просветитель камчадалов и иеромонах Иоасаф, совершивший с камчатским сержантом Емельяном Басовым на шитике отважную экспедицию, во время которой открыты острова, получившие впоследствии название «Командорских», при чем Иоасаф первый проповедовал христианство на Курильских островах. Владыка Арсений первый из архиереев распорядился переименовать свою тобольскую духовную канцелярию в консисторию, с помощью прав которой открыто выступил в защиту своей судной власти над духовенством, стремясь его избавить от всяких светских притеснений. Связи Арсения с Петербургом и личная известность воцарившейся дочери Петра Великого Елизавете помогли ему даже отстоять и возвратить из камчатской ссылки архимандрита Платона Малиновского, который, как выразился Арсений в письме к Императрице «страдал по единой злости плута Остермана». Ведь Арсений сам был свидетелем свирепых гонений против Православия сперва со стороны Вагеция, Лефорта и пастора Глика – воспитателя Екатерины I, а затем со стороны Бирона, Миниха и Остермана.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

К концу жизни Филиппа эти собрания приобрели огромную популярность (на нек-рые приходили тысячи людей, в т. ч. прелаты католич. Церкви), проводились с большой пышностью, для чтения проповедей приглашались лучшие проповедники Рима. Наибольшую активность конгрегация св. Филиппа Нери развивала в период римского карнавала, предлагая христ. альтернативу традиц. развлечениям языческого происхождения. Место непритязательных лауд с нач. XVII в. заняли духовные диалоги (под разными жанровыми обозначениями) в новом выразительном стиле с генерал-басовым сопровождением; для их исполнения приглашались лучшие рим. артисты, выступления к-рых стали главным элементом ораториальных собраний, все более эволюционировавших в направлении духовного концерта. Событием, обозначившим этот поворот, стало исполненное 8 февр. 1600 г. в часовне Новой ц. (Chiesa Nuova, пожалована конгрегации в 1575) «Представление о Душе и Теле» Э. де Кавальери, композитора, состоявшего на службе при флорентийском дворе. Новая церковь, Рим. Гравюра из кн.: Borromini F. Opus architectonicum. R., 1725 Новая церковь, Рим. Гравюра из кн.: Borromini F. Opus architectonicum. R., 1725 С т. зр. совр. представлений о муз. жанрах сочинение Кавальери можно признать 1-й духовной оперой. По содержанию и поэтическому складу оно имеет все признаки развернутой и драматизированной диалогической лауды, автором текста которой предположительно является Манни (Кавальери рассматривал свое сочинение как образец возрожденной им античной традиции исполнять сценическое произведение от начала до конца музыкально). Такие характерные черты «Представления...», как наглядность и поучительность (в 3-м, заключительном действии Блаженные Души с Небес рассказывают о радостной и спокойной жизни в Царствии Божием, тогда как Души Осужденных сообщают о скорби и вечных муках в аду), обращение к жанрам и стилю светской музыки (в партиях таких персонажей, как Наслаждение, Мир и Мирская Жизнь), стали отличительными признаками ораториальной музыки в эпоху барокко.

http://pravenc.ru/text/180654.html

Ночь на 29 августа случилось проводить почти на половине пути между Орлинским и Басовым. На дистанции этой Лена, не будучи глубокою, очень быстра и камениста, и судам нашим не раз приходилось толкаться о камни. Да и устье речки Дядиной делает много затруднений. От Дядина к Головскому плавание также неблагоприятно. Острова, отделяясь один от другого узкими протоками, составляют большое затруднение, особенно при малой воде. Такое свойство фарватера заставило нас остановиться еще завидно, в 12-ти верстах от Головского. В дальнейшем плавании к Грузневу и к Усть-Илганску, находились постоянно под влиянием песков, составляющих главную стихию здешней Лены. Она здесь скатертью стелет воды свои, извивается змеею и томит путника, кроме мелководья, неправильностию течения. К тому нельзя полагаться ни мало на здешних как гребцов, так и кормчих. Их руководителями часто делались даже спутники мои. Безглуздость свою кормчий наш тем заключил, что, не умевши ввести судно в пристань, находяющуюся против Усть-Илганского, он подвел нас под страшный глинистый крутояр противуположного селению берега. А поскольку прибой воды на месте сем очень силен, и бичевую нельзя было употребить в дело, то мы не один час простояли под крутояром, ровно под Дамокловым мечом 103 . Избавившись от искушения, нашел я возможность переплыть на лодчонке Лену и посетить Усть-Илганскую как новую, так и старую церковь . Взгляд мой на здания сии и на прихожан читателю известен 104 . Невзгоды, испытанные в Усть-Илганском, продолжались до Жигалова с тою лишь разностию, что ту не видели мы опасностей, а только томились, обходя курьи (мели, иначе сказать косы) и заседая в песках. Выше Жигалова водный путь до того становится трудным, что при обычном мелководьи большие суда оставляются здесь и заменяются малыми лодками. К средству этому прибегают нередко даже ниже Жигалова. От всего этого избавил нас Господь. Жигаловым окончили мы август, а первое сентября, в 4-м часу пополудни, встретили на Пономаревской станции. И надобно сознаться, что встреча здесь с сентябрем не была приятною. Причина же неприятности в том заключалась, что на станции хозяйничал, с властию диктатора, станционный смотритель.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

" Владыка Никодим, - говорит отец Богдан, - очень любил протодиакон­ское служение. При этом он прекрасно понимал, что протодиаконство украшается больше баритонально-басовым исполнением, нежели теноровым. Из теноров в те годы был только отец Петр Колосов (†1989). ­А остальные протодиаконы были молодые басы: отец Андрей Мазур , отец Борис Глебов , отец Алексий Довбуш († 2006), отец Анания Кинах († 1992), отец Павел Климанкович , отец Василий Марков , отец Иоанн Андрушенко  († 2003), отец Алексий Подобаев († 2001), отец Василий Ципкало " . В этот ряд смело можно занести и самого отца Богдана, также служившего долгое время при митрополите Никодиме в сане протодиакона. В основном это все те, кто служил в крупных соборах Ленинграда - Троицком, Никольском, Князь-Владимирском и Спасо-Преображенском в 1960-е, 1970-е и 1980-е годы.   " Хор Ленинградской митрополии " Именно с пения на великопостных богослужениях в Троицком соборе в Лавре и началось создание хора духовенства - хора Ленинградской митрополии, как его назвали впоследствии. Поначалу это не было спланированным процессом ради создания какого-то отдельного хора. Было просто огромное желание прежде всего Владыки Никодима собрать вокруг себя поющих клириков ради благолепного пения в крупнейших соборах города и его любовь к мужскому хору. Существенным стимулом к становлению и более четкому оформлению хора стал Поместный Собор 1971 года, проходивший в Троице-Сергиевой Лавре и избравший Патриарха Пимена (Извекова). Все началось с того, что поющие клирики Ленинградской митрополии, приехавшие на Собор вместе со своим архипастырем, были привлечены к участию в сводном хоре Троице-Сергиевой Лавры под управлением отца Матфея (Мормыля). Вот как вспоминает о тех днях отец Богдан: " А что было потом? Вполне естественно: мы возвращались на электричке в Москву из Сергиева Посада (тогда - Загорска) и продолжали петь прямо в электричке, хотя, конечно, не обходилось и без приключений. Это и послужило толчком к созданию организованного хора здесь, в Ленинграде. Я хорошо помню наше первое выступление - в связи с приездом Королевы Нидерландов. Была служба в Никольском кафедральном соборе, после которой состоялся торжественный прием в актовом зале Духовной академии. Высокие гости обедали, а наш хор пел. А уже после этого мы регулярно пели и в великие праздники, на Пасху и Рождество Христово - в Лавре или в Никольском соборе, а также и по другим случаям, на различных приемах и торжествах. Если это было богослужение, то, конечно, пел и местный смешанный хор, но приоритет все равно отдавался в таких случаях хору духовенства " .

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=194...

Имеются сведения о наличие подобных портретов в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии, в Белоруссии и даже в частных коллекциях. Так, в частной коллекции Подстаницких, Сергея и Татьяны, на их персональном сайте в Интернете значится «прижизненный портрет Тихона Задонского, написанный неизвестным художником». Происхождение этого портрета, как представляется, действительно, весьма древнее. Он интересен тем, что содержит в верхней части стихотворную надпись: Кто Кексголма граждан при ладожских брегах Ученми озарял, вселяя Божий страх. В стране Воронежский блистал кто горним светом, В телесном виде тот изображен портретом. Он в жизни воспылал любовию ко Христу, Призрел и победил мирскую суету. Велик был верою, неутолим трудами, Но кто дела его исчислит все меж нами. Довольно слышать глас похвал ему в венец, Был Тихон к небу свет, щедротами отец. Но, скорее всего, портрет этот следует отнести лишь к очередной копии с ходовского раннего изображения святителя Тихона, но никак не к оригиналу, местонахождение которого ныне неизвестно. Итак, кроме гравюры с раннего изображения святителя Тихона Задонского (портрет хранившийся у Косьмы Студеникина) и изображения со святых мощей Тихона Задонского(1848 г), на сегодняшний день мы располагаем также двумя наиболее достоверными изображениями свт. Тихона, сделанными: живописцем Басовым, по поручению будущего митрополита(а тогда ещё архиепископа) Московского Платона и иноком Никандром (Бехтеевым), учеником свят. Тихона Задонского (время написания последнего портрета неизвестно). Именно эти, а не иные изображения, а также икона, находящаяся, как и в дореволюционное время при святых мощах святого, на мой взгляд, должны стать эталоном для современных нынешних наших иконописцев, ибо отвечают совершенно как иконописным канонам, так и исторической достоверностью образа святителя Тихона Задонского. Примечания 1. Введенский Сергей Николаевич (8.X.1867 - 1940) - русский учёный, краевед и церковный историк. Окончил Тамбовскую духовную семинарию(1887) и Московскую Духовную Академию(1891). Кандидат богословия. Предметно занимался историей и краеведением Воронежской и Тамбовской епархий. В 1910-1918 гг. - инспектор народных училищ по Задонскому уезду Воронежской губернии, статский советник. Публиковался в Епархиальных Тамбовских и Воронежских изданиях, в том числе в «Воронежской старине». После 1917 года преподавал историю в Воронежском университете, заведовал фундаментальной библиотекой Воронежского университета. В 1930 году был арестован по т.н. делу краеведов и приговорен к пяти годам лагерей. В 1934 году освобождён досрочно из Свирского ИТЛ. Умер в 1940 году. Реабилитирован в 1978 году.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/26/...

По прибытии в Ленинград Владыка сразу полюбил Троицкий собо­р. Во время службы он имел обыкновение садиться в ­стасидию — специально приготовленное для него седалище наподобие тех, что с древних пор очень распро­странены в грече­ских мона­стырях. Оно располагалось, что примечательно, не в алтаре, а в основной ча­сти храма, на виду у всех молящихся, напротив солеи слева, если смотреть к алтарю, — так, что он мог видеть происходившее на богослужении глазами про­стых мирян. «Мы все, духовен­ство, выходили к нему туда, располагались рядом и пели,  — продолжает отец Андрей.  — Я задавал тон, так как у Владыки со слухом было туговато, а он регентовал, делая это с огромным удоволь­ствием. Он вообще очень любил петь. И певчих очень любил. Если у него был день Ангела, или на­ступал какой-нибудь великий праздник, или подходил какой-нибудь особый торже­ственный случай, он требовал обязательного уча­стия хора. И этим хором были мы, ленинград­ское духовен­ство. Пели и церковные песнопения, и свет­ские». «Гласы преподобными» При митрополите Никодиме суще­ственно поднялся уровень протодиакон­ского служения в Северной ­столице, как это было испокон веков принято в России. Была собрана целая плеяда выдающихся протодиаконов, из которых многие здрав­ствуют и служат до сих пор. «Владыка Никодим, — говорит отец Богдан , — очень любил протодиакон­ское служение. При этом он прекрасно понимал, что протодиакон­ство украшается больше баритонально-басовым исполнением, нежели теноровым. Из теноров в те годы был только отец Петр Колосов (†1989). ­А о­сталь­ные протодиаконы были молодые басы: отец Андрей Мазур, отец Борис Глебов, отец Алексий Довбуш († 2006), отец Анания Кинах († 1992), отец Павел Климанкович, отец Василий Марков, отец Иоанн Андрушенко  († 2003), отец Алексий Подобаев († 2001), отец Василий Ципкало». В этот ряд смело можно зане­сти и самого отца Богдана, также служившего долгое время при митрополите Никодиме в сане протодиакона. В основном это все те, кто служил в крупных собо­рах Ленинграда — Троицком, Николь­ском, Князь-Владимир­ском и Спасо-Преображен­ском в 1960-е, 1970-е и 1980-е годы.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-09-10/1...

Люсино следствие, между тем, шло своим чередом. Ее арест тоже никто не отменял, его только отложили на время, оформив подписку о невыезде. Было совершенно ясно, что ребенка ожидала сиротская доля, а мать - ссылка. Ни хлопотать, ни вступиться за них было некому. И вот тут появляется тот, которого в одном из писем Людмила Григорьевна как-то назовет «мальчишкой-студентом». Еще бы, ведь он был на год моложе ее! Яков Александрович Басов (1914-2004) - выдающийся художник ХХ века, народный художник Украины . Он родился и вырос в Симферополе. Восьмилетним мальчиком в 1922 году пришел со своими рисунками в студию другого выдающегося художника XIX и ХХ веков - академика Императорской Академии художеств, «сухопутного Айвазовского», профессора батальной живописи Николая Семеновича Самокиша (1860-1944). Учитель Якова Басова был человеком необыкновенно яркой и одновременно трагической судьбы. Гражданская война круто изменила (если не сказать - поломала) его жизнь, забросив в Крым, где он основал свою студию, позднее преобразованную в училище, носящее ныне его имя. Самокиш заметит талант в юном художнике, поможет ему развиться и через 10 лет со своей рекомендацией отправит в Ленинград поступать в родную для профессора живописи Академию художеств, но теперь уже не Императорскую, а имени И. Е. Репина (с которым до Революции наш баталист вместе работал над общими проектами). Судьба как будто готовила встречу наших героев. В Академии художеств учился брат Людмилы Григорьевны - Осип, будущий ленинградский художник. Именно он и познакомил Люсю со своим студенческим другом Яковом Басовым. Басов полюбит юную Люсю сразу и навсегда. И эту любовь он пронесет через всю свою жизнь. Басов учится на выпускном курсе Академии, когда будет арестован Люсин муж. Он видит это кольцо одиночества, образовавшееся вокруг нее, знает о близком завершении следствия в отношении самой Люси. Знает он и о трагических судьбах других арестантов и их семей в родном ему Ленинграде. Оба хорошо понимают, что ее ждет впереди.

http://ruskline.ru/analitika/2012/03/15/...

А вода в городе нужна: все со Оки-реки возят. От Лифина до Белева 30 верст, толко пространные те версты. Генваря против 5 числа в ночи пошли из Белева к со орлянином Евсевием Басовым. А в ту ночь стало морозить, зажоры великия были, нужно силно было. И приидохом в Болхов утре рано, на первом часу дни, на предпразднество 1 Богоявления и пребыхом той день в Болхове весь до ночи. И нача нас той орлянин к себе в гости на Орел звати. Нам же и не по пути с ним ехати, но обаче не преслушахом ево любви, поидохом с ним до Орла. Град Болхов стоит на реке на Угре на левой стороне 2 на 3 горах красовито. Город древянной 4 , ветх уже; церквей каменных 5 от малой части; монастырь 6 от града якобы поприще; рядов много, площадь торговая хороша; хлеба 7 много бывает 8 , а дровами скудно сильно 9 . Люди в нем невежи, искусу нет л. 7 об.//ни у мужеска полу, ни у женска, не как Калуга или Белев, своя мера дулепы. З Белева до Волхова 40 верст 2 . Генваря в 5 день в нощи, противу 3 Богоявлениева дни, в 6 часу нощи 4 , поидохом из Волхова на Орел и нощ ту всю шли. Нужда была велика: степ голая, а заметь была большая 5 , се мороз был велик – болно перезябли. И генваря в 6 день, на праздник Богоявления Господня, пришли 6 во град Орел 7 в самой выход, как вышли со кресты на и стали у боголюбца, у посадского 8 человека Ильи 9 Басова. И тот боголюбец был в те поры на воде, а когда пришел с воды, и зело нам обрадовался и учреди нам трапезу добрую, а конем овса и сена доволно. Покуды мы у него стояли в его доме, все нас поил и кормил и коней – болши 10 тоя любви невозможно сотворить, якоже Авраам И сведали про нас христолюбцы, начаша нас л. 8.//к себе звати в домы своя и покоити нас. Спаси их Бог, добрыя люди – миленкия 1 орляне 2 ! А люди зело к церквам усердны, и часто по вся годы ездят в Киев Богу молится з женами и з детми, и с нами многия хотели итти во Иеросалим, да за телесными недостатками не пошли. Град Орел стоит в степи на ниском месте на Оке-реке на левой стороне. Город древяной 3 , ветх уже, жильем 4 немногалюден 5 ; пристань соляная 6 и хлебная зело велика – матица хлебная! A Орел-река сквозь градское жилище течет и пала во Оку с левой страны. Лесом и дровами зело нужно. Церквей каменных много; монастырь зело хорош, ограда каменная. И пребыхом мы на Орле 5 дней; не было нам товарыщей, затем много прожили. От Волхова до Орла 40 верст. Генваря в 11 7 день заутра 8 рано пошли на л. 8 об.//И того же дня пришли в Кромы, и тут мы обедали. И зело около Кромы 1 воровато, мы очень боялися. Город Кромы 2 самой убогой, нет в нем и бозару 3 . Люди в нем зело убоги 4 , все шереш наголо, а живут что кочевыя татары 5 , избенки зело нужны. И тут ядши хлеба и поидохом в Комарецкую Зело была заметель велика, ветры противныя. Нужно было конем, и самим посидеть нелзя, а лошадей своих погоняют, ни малехонко не наровят. Беда с ними! Много и греха приняли, коней у нас злодеи постановили. И 6 идохом Комарецкою волостью от Орла до три дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Барнаульской епархии создаются синодики всех храмов епархии 14 ноября 2018 г. 10:14 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Церкви ведется работа по сохранению и актуализации памяти всех верующих, пострадавших в годы безбожной власти. Очередным мероприятием по сохранению памяти всех пострадавших за веру Христову стало подписание Соглашения между Барнаульской духовной семинарией и благочинными Барнаульской епархии для взаимодействия в составлении синодиков всех храмов епархии. Составление поминальных синодиков является древней благочестивой традицией, благодаря которой сохранились тысячи имен священнослужителей, монашествующих и мирян. Модератором выступил секретарь Барнаульской епархии протоиерей Георгий Крейдун. Подписание документа прошло в ходе конференции «Сохранение и актуализация памяти репрессированных верующих в аспекте 100-летия убийства Царской семьи», проводимой в семинарии в рамках IX епархиальных Рождественских образовательных чтений. Соглашение было подписано ректором Барнаульской духовной семинарии митрополитом Барнаульским и Алтайским Сергием и благочинными церковных округов Барнаульской епархии протоиереем Андреем Басовым (Барнаульский городской округ), иереем Олегом Голубитских (Барнаульский пригородный округ), протоиереем Вячеславом Данькиным (Белоярский округ), протоиереем Андреем Ушаковым (Заринский округ) и иереем Алексием Овчинниковым (Тальменский округ). Данное соглашение поможет настоятелям приходов с помощью ресурсов Барнаульской духовной семинарии составить по возможности полные списки всех священнослужителей и мирян епархии для сохранения памяти обо всех мучениках и исповедниках веры Христовой и их постоянного поминовения за богослужением. Барнаульская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010