Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Исидорович Мельниченко (26.09.1889, с. Устье Ольгопольского у. Подольской губ.- 15.09.1937, Карагандинский ИТЛ), сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. С 1917 по 1922 г. служил учителем в сельской школе. В 1922 г. рукоположен во иерея. 5 сент. 1935 г. арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации», заключен в тюрьму г. Винницы. 14 дек. 1935 г. спецколлегией Винницкого облсуда приговорен к 7 годам заключения. Отбывал наказание в Бурминском отделении Карагандинского ИТЛ. 14 авг. 1937 г. взят в лагере под стражу как «сторонник контрреволюционной группы» священнослужителей во главе с еп. бывш. Глуховским сщмч. Дамаскином (Цедриком) , обвинен в «контрреволюционной деятельности» и «участии в нелегальных сборищах и богослужениях». Поводом для ареста послужило пение И. «церковных песен» (канона Пасхи) вместе со сщмч. Виктором Басовым . Не отрицая участия в молитвенных песнопениях, виновным в контрреволюционной деятельности себя не признал. 10 сент. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Карагандинской обл. приговорен к расстрелу. Казнен, погребен в безвестной общей могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив Центра Правовой Статистики и Информации при Обл. Прокуратуре г. Караганды. Д. 2149. В. В. Королёва Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Яковлевич Быков (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/469133.html

" Дорогие коллеги и единомышенники! Ваш достойный вклад в Русское Дело трудно переоценить! Земной поклон Вам за Вашу преданность Православию, за Ваш патриотизм, за Вашу русскость! " , - такими словами завершается поздравительное послание в адрес РЛ от " Русского Содружества " , подписанное председателем Высшего совета Объединения " Русское содружество " , председателем Совета Всеукраинской Ассоциации русских культурных центров Украины Сергеем Коноваловым ; председателем Правления Объединения " Русское содружество " , главным редактором газеты " Русская Правда " Сергеем Проваторовым ; председателем Всеукраинского общественного объединения " Православный выбор " и Православного братства Александра Невского Юрием Егоровым; руководителем Секретариата Союза русских журналистов и литераторов, шеф-редактором газеты " Русская Правда " и сайта " Русское Движение на Украине " Александром Прокопенко ; председателем Общественной организации " Русский выбор " Геннадием Басовым ; председателем Правления Международной ассоциации организаций российских соотечественников, председателем Запорожского областного Русского культурного центра Владимиром Пашковым ; руководителем Крымского Окружного Совета Объединения " Русское содружество " Надеждой Поляковой и председателем общественного Комитета защиты отечественного исторического наследия, председатель Русской общины Полтавской области Виктором Шестаковым . Русская линия Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2008/05/17/va...

Образно-тематическое содержание духовно-музыкальных сочинений мотивирует выбор композитором необходимых текстов из Священного Писания богослужебных книг – Октоиха, Минеи месячной, Постной и Цветной Триоди, Молитвослова, а также небогослужебных текстов. Наверное неслучайно для многих композиторов рубежа веков свидетелей, происходящих общественно-политических, экономических и природных катаклизмов стали особенно близки темы апокалипсиса, покаяния, сердечного сокрушения в грехах и жажды духовного очищения. Так, например, книга Откровения святого апостола Иоанна Богослова вдохновила В. Мартынова на создание масштабного многочастного произведения «Апокалипсис» для двух хоров и солистов а cappella. Немалая доля духовно-хоровых сочинений гения XX века г. Свиридова содержит строки покаянных песнопений и псалмов. Достаточно упомянуть сами названия этих сочинений: «Покаяние блудного сына», «Помилуй нас Господи», «Кондак о мытаре и фарисее», «Господи воззвах». Отдельно хотелось бы сказать о хоровом сочинении «Песнь очищения», где использованы избранные стихи покаянного 50-го псалма. В центральном разделе этого сочинения, величавым басовым соло утверждающе, звучит тема сердечного плача смирения и кротости как необходимое условие прощения грехов «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». ( Пс.50:19 ) Тема покаяния является ведущей и в одном из вершинных сочинений творчества Р. Щедрина – опере «Очарованный странник» по одноименной повести Н.Лескова, которую сам композитор воспринимает как некий аналог «Русских страстей» Жизненный путь главного героя оперы Ивана Северьяновича Флягина полон житейских мытарств тяжких прегрешений (среди которых три убийства!), тяжелых ударов судьбы. Сам Иван Флягин рассказывает о себе, что он «всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть». И искреннее покаяние приводит Ивана Северьяновича в Валаамскую обитель, где он становится послушником. Примечательно, что в один из напряженнейших и трагических моментов оперы – после сцены убийства Иваном цыганки Груши, композитор использует хоровую «вставку» с великопостным богослужебным текстом «Покаяния отверзи ми двери», из написанной им несколько ранее русской литургии «Запечатленный ангел».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В своих заметках я ориентируюсь на 1903–1907 годы, когда «Верую» Кастальского и Гречанинова исполнялись под управлением В. С. Орлова, гениального интерпретатора русской церковной музыки, основоположника хормейстерской школы в Московском Синодальном училище 601 . Если искать соответствующий эмоциональный настрой, «ключ» к исполнению «Верую» Кастальского, то музыкально-хоровая форма, избранная Кастальским для этого песнопения, приведет к воспоминаниям из истории христианской церкви о Никейском соборе, на котором шла ожесточенная, доходившая до высшего накала борьба с ересью Ария. Предание гласит, что в пылу гневного спора св. Николай даже ударил Ария по щеке. И вот в «Верую» Кастальского мы слышим голос отцов церкви – голос строгий, суровый, властный, повелительно провозглашающий непреложную истину для всего христианского мира, непререкаемые догматы христианской религии: это мелодический речитатив tutti басовой партии в первой и третьей частях «Верую». Несомненно, вокальная форма композиции этих частей создавалась также под воздействием уникального унисонного хора священников и диаконов московского Кремлевского Успенского собора. По распоряжению московского митрополита Сергия все священники и диаконы Успенского собора были только басы, центральные и профундовые, великой мощности звука, глубины и широты диапазона от до-ре большой октавы до до первой октавы (Розов, Ходня, Ризположенский, Румянцев, Питаев, Субботин, Воздвиженский и другие) 602 . Исключением был иерей Ермонский, красивейший бас-кантанте. Для сравнения: протодиакон храма Василия Кесарийского на Тверской улице М. Д. Михайлов, впоследствии народный артист Советского Союза, у ценителей и знатоков диаконских басов ходил «в третьих по силе звука и объему диапазона. Он славился больше как исполнитель чесноковских « Ектений», «Разбойника», «Ныне отпущаеши», то есть как певец 603 . Хор духовенства Успенского собора был грандиозным басовым ансамблем, сверхмощным по силе, массивности звука. Таких басов не было ни в Большом театре (единственное исключение – непревзойденный В. Р. Петров), ни в других оперных театрах. Певчие Синодального хора каждый раз с профессиональным любопытством ждали их выступления, каждый раз изумляясь, восторгаясь лавиной басового звука этого вокального чуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В сердце ширилось, росло чувство радости от неожиданной встречи. Мысли растворялись в чувстве. Беседа пока не вязалась. Обменивались чаще всего в подобных случаях неоставляющими впечатлительного следа расспросами. Больше смотрели молча друг на друга и радостно улыбались: ведь я на «том свете» и они видят пришельца с «того света». Мне приятно было смотреть на Высокопреосвященнейшего Сергия и хотя мысленно разоблачать ту недоброжелательную выдумку о нем, пришедшую из России, н несомненно от враждебных к Патриаршей церкви лиц, и помещенную в заграничной нашей прессе, что М. Сергий так тюремными заключениями физически разбит, что едва движется, с трясущейся головою и руками. Передо мною сидел несколько поседевший и немного пополневший Владыка, фактический глава Патриаршей церкви; по-прежнему он – полный физических сил и энергии; те же умные, добрые, ласкающие глаза, ни тени в них ни душевной усталости, ни скорби; тот же грудной, приятный с басовым тембром голос, та же приятная улыбка, по временам сменяющаяся знакомым добродушным громким смехом. Четырехкратное тюремное заключение внешне не отразилось на нем в худую сторону – Господь щадит Своих рабов – а духовно, пожалуй обогатило его, о чем ниже. Стали подходить иерархи, члены Синода, так как на этот день назначено его заседание. Поблагодарив за чай, я в полголоса обратился к Первоиерарху с просьбой освободить меня на этот раз от участия в заседании Синода. «Почему?» – улыбаясь спросил он. «Так как же? – с дороги, да прямо к делу? Пожалуй скажете, чтобы еще делал доклад о церковных делах?» «Эка важная беда, что прямо с дороги! Пожалуйте, пожалуйте: сегодня же непременно мы ждем Вашего доклада». – «Слушаю, ко прошу много не взыскать». Около 12 ч. члены Синода вместе с Председателем были в зале заседаний. Небольшая продолговатая комната в 4 окна. В св. углу с теплеющеюся лампадкой висит образ Божией Матери. Вдоль посреди комнаты стоит длинный для 12 членов Синода покрытый зеленым сукном стол, при нем 12 стульев, при входе вправо у стены мягкий диван, влево при двух окнах два небольших столика со стульями при них.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ночь на 29 августа случилось проводить почти на половине пути между Орлинским и Басовым. На дистанции этой Лена, не будучи глубокою, очень быстра и камениста, и судам нашим не раз приходилось толкаться о камни. Да и устье речки Дядиной делает много затруднений. От Дядина к Головскому плавание также неблагоприятно. Острова, отделяясь один от другого узкими протоками, составляют большое затруднение, особенно при малой воде. Такое свойство фарватера заставило нас остановиться еще завидно, в 12-ти верстах от Головского. В дальнейшем плавании к Грузневу и к Усть-Илганску, находились постоянно под влиянием песков, составляющих главную стихию здешней Лены. Она здесь скатертью стелет воды свои, извивается змеею и томит путника, кроме мелководья, неправильностию течения. К тому нельзя полагаться ни мало на здешних как гребцов, так и кормчих. Их руководителями часто делались даже спутники мои. Безглуздость свою кормчий наш тем заключил, что, не умевши ввести судно в пристань, находяющуюся против Усть-Илганского, он подвел нас под страшный глинистый крутояр противуположного селению берега. А поскольку прибой воды на месте сем очень силен, и бичевую нельзя было употребить в дело, то мы не один час простояли под крутояром, ровно под Дамокловым мечом 103 . Избавившись от искушения, нашел я возможность переплыть на лодчонке Лену и посетить Усть-Илганскую как новую, так и старую церковь . Взгляд мой на здания сии и на прихожан читателю известен 104 . Невзгоды, испытанные в Усть-Илганском, продолжались до Жигалова с тою лишь разностию, что ту не видели мы опасностей, а только томились, обходя курьи (мели, иначе сказать косы) и заседая в песках. Выше Жигалова водный путь до того становится трудным, что при обычном мелководьи большие суда оставляются здесь и заменяются малыми лодками. К средству этому прибегают нередко даже ниже Жигалова. От всего этого избавил нас Господь. Жигаловым окончили мы август, а первое сентября, в 4-м часу пополудни, встретили на Пономаревской станции. И надобно сознаться, что встреча здесь с сентябрем не была приятною. Причина же неприятности в том заключалась, что на станции хозяйничал, с властию диктатора, станционный смотритель.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

Люсино следствие, между тем, шло своим чередом. Ее арест тоже никто не отменял, его только отложили на время, оформив подписку о невыезде. Было совершенно ясно, что ребенка ожидала сиротская доля, а мать - ссылка. Ни хлопотать, ни вступиться за них было некому. И вот тут появляется тот, которого в одном из писем Людмила Григорьевна как-то назовет «мальчишкой-студентом». Еще бы, ведь он был на год моложе ее! Яков Александрович Басов (1914-2004) - выдающийся художник ХХ века, народный художник Украины . Он родился и вырос в Симферополе. Восьмилетним мальчиком в 1922 году пришел со своими рисунками в студию другого выдающегося художника XIX и ХХ веков - академика Императорской Академии художеств, «сухопутного Айвазовского», профессора батальной живописи Николая Семеновича Самокиша (1860-1944). Учитель Якова Басова был человеком необыкновенно яркой и одновременно трагической судьбы. Гражданская война круто изменила (если не сказать - поломала) его жизнь, забросив в Крым, где он основал свою студию, позднее преобразованную в училище, носящее ныне его имя. Самокиш заметит талант в юном художнике, поможет ему развиться и через 10 лет со своей рекомендацией отправит в Ленинград поступать в родную для профессора живописи Академию художеств, но теперь уже не Императорскую, а имени И. Е. Репина (с которым до Революции наш баталист вместе работал над общими проектами). Судьба как будто готовила встречу наших героев. В Академии художеств учился брат Людмилы Григорьевны - Осип, будущий ленинградский художник. Именно он и познакомил Люсю со своим студенческим другом Яковом Басовым. Басов полюбит юную Люсю сразу и навсегда. И эту любовь он пронесет через всю свою жизнь. Басов учится на выпускном курсе Академии, когда будет арестован Люсин муж. Он видит это кольцо одиночества, образовавшееся вокруг нее, знает о близком завершении следствия в отношении самой Люси. Знает он и о трагических судьбах других арестантов и их семей в родном ему Ленинграде. Оба хорошо понимают, что ее ждет впереди.

http://ruskline.ru/analitika/2012/03/15/...

Приобретя ныне для той же Александро-Свирской церкви новый колокол весом в 24 пуда 24 фунта, отлитый в Ярославле на заводе торгового дома «П.И. Оловянишникова сыновья» и долженствующий служить благовестным, имею честь испрашивать архипастырского благословения Вашего Высокопреосвященства на помещение этого колокола на вышеозначенный поперечный брус состоящей при Александро-Свирской церкви звонницы. II. Прошением от 11 августа сего года испрашивал я архипастырского благословения Вашего Высокопреосвященства поместить на вновь сооруженной в усадьбе моей селе Ваулове Романово-Борисоглебского уезда, согласно указу Ярославской духовной консистории от 16 сентября 1889 года за 6816, церковной при Александро-Свирской того села церкви звоннице приобретенный мною праздничный благовестный колокол, весом 24 пуда 24 фунта, отлитый в Ярославле на заводе торгового дома «П.И. Оловянишникова сыновья». На прошении этом, хранящемся в подлиннике при делах вауловских церквей, Вашему Высокопреосвященству угодно было положить того же 11 августа следующую собственноручную резолюцию «Благословляется. Арх. Ионаф.». Помянутый колокол был сооружен при содействии протоиерея церкви во имя святителя Стефана епископа Пермского, что при первой Московской мужской гимназии, Аристарха Израилева, выразившемся в личных со стороны сего протоиерея при отливке и обточке того колокола распоряжениях и наблюдении за тем, чтобы колокол этот, при ударах в оный, издавал музыкальный звук фа (F), соответствующий ноте, находящейся на 4-й линии нотной системы с ключом басовым, что и достигнуто вполне. Ныне с Божиею помощию и благодаря тем же непосредственным личным трудам протоиерея Израилева, известного своею опытностию в области музыкальной акустики и трудами своими по устройству гармонического звона церковных колоколов, привелось мне дождаться окончания исполнения сделанного мною заказа по отливке для той же Александро-Свирской села Ваулова церкви тринадцати других, постепенно уменьшающихся по весу от предыдущего, колоколов, долженствующих служить для церковного гармонического звона. Перечень этих тринадцати настроенных протоиереем Израилевым в музыкальные звуки колоколов, с обозначением их веса и звуков, следующий:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На западной (верхней) стороне, внутри двора, находится большой двухэтажный каменный дом (бывший Саблиных), верхний этаж которого обращен во временную церковь ; для чего с юго-восточной стороны приделано к нему алтарное полукружие, а с северо-западной деревянная крытая галерея; церковь предположена двупрестольная, чему способствуете разделение верхнего этажа во всю длину его капитальною стеною, в которой устроены две кафельные печи, а по краям пробиты две арки, для соединения обоих приделов; северо-западная галерея, служа притвором для обоих приделов, имеете два выхода: один ведет прямо па улицу, а другой внутрь монастыря, в нижнем же предположено устроить больницу. – Дом этот окружен с северо-восточной стороны большим фруктовым садом: а с юго-западной надворным строением, которое состоите из: а) небольшого одноэтажного Флигеля, занятого просфорней; б) больших, высоких каменных со сводами крытых железом кладовых, которые предполагается обратить в жилые келии, в) и скотного двора деревянного здания. На северной стороне, впереди большого сада, находится также монастырский двухэтажный дом (низ каменный, верх деревянный) с надворным строением, который выходите передним фасадом на Большую Белевскую улицу; в нем устраивается монастырская гостиница, для приема приезжающих в обитель посетителей. Внутреннее пространство между большим садом с одной стороны и задней линией выходящих на монастырский переулок домов, с другой, занятом огородом, расположенным на скату горы; в нем виднеются местами ягодные кустарники и несколько деревьев, остатки бывших здесь небольших обывательских садиков. г) Отдаленные принадлжедности монастыря К монастырю принадлежат в городе две каменных часовни: одна Никольская, на главной торговой площади; об этой часовне упоминается еще в описи 1764 года, что она построена вместо деревянной каменным зданием, в том же году, на дворовом месте, пожертвованном сему монастырю в 1701 году Белевским посадским человеком Авдеем Андреевым сыном Басовым. В ней тогда еще (1764 года) значилось два образа: Святителя Николая Чудотворца, из коих на одном поля п венец обложены серебряным окладом, а на другом венец серебряный.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

—665— сением апостольской веры и воскресением Христа» (343), он утверждает (ф. 102 и м. 178) что я «объясняю воскресение Христово вне всякой связи с событием воскресения». Вместо моего выражения, что «воскресение Христа было одновременно воскресением веры» он пишет (ф. 106), что, по моему мнению, «воскресение Спасителя совершилось прежде всего в сердцах верующих». Вместо моего утверждения, что воскресение Христа не было внешним событием, он присваивает (ф. 115) мне мысль, что «воскресение Спасителя не есть особое событие». 746 И так далее. Вся статья о. диакона есть мелочная и упорнейшая фальсификация моей речи. Продолжайте, о. диакон, в этом же роде. У меня в 1 т. стр. 152 сказано, что «Христос был действительный человек», – обвиняйте меня в том, что я считаю Христа только человеком, и сделайте параллельные выписки из сочинений Толстого. Во 2 т. раскрывается учение, что Бог есть любовь и на стр. 181 сказано, что «любовь по суще- —666— ству божественна». Кричите: проф. Тареев считает Бога только любовью и в этом совпадает с Фейербахом. В т. 3 стр. 136 я говорю, что христианское воодушевление «служит символическим предварением будущего откровения сынов». Пишите, о. диакон, что я признаю Св. Духа только символом христианской жизни и процитуйте Ричля… Вы пишете в одном месте: как назвать этот новый принцип, рекомендуемый проф. Тареевым? Я спрашиваю: как назвать этот старый прием, практикуемый о. диаконом Басовым? Вы ставите вопрос: к какому роду литературы отнести мой трактат о воскресении Христа? Вы находите, что он относится к категории назидательных произведений. А к какому роду литературы относится Ваша статья, о. диакон? Конечно, она не имеет ничего общего с наукой. Она принадлежит к той словесности, которая мягко именуется злостной диффамацией и подлежит ведению суда. Но я ограничусь обращением к суду честных людей. Я Вас вызываю, о. диакон, на последнее состязание: формулируйте Ваше окончательное суждение обо мне, а я дам решительный и ясный ответ на вопрос о действительности Христова воскресения. И предоставим суду честных людей решить, я ли «расчетливо» (как Вы выражаетесь) держусь отрицательной тактики, или Вы «по какому-нибудь практическому расчету» держитесь очень некрасивой тактики.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010