Скачать epub pdf Содержание I. Записки о святителе Тихоне его келейника Василия Ивановича Чеботарева II. Святитель Тихон в его творениях Какие письменные труды оставил нам Святитель Общая характеристика творений Как жить? Все суетно в мире этом Где искать места для жизни по Божией правде? Прямота и смелость обличения Защита угнетаемых Личное благотворение Последнее слово святителя Тихона     Иже во святых отец наш святитель Тихон, великий русский наставник христианского благочестия, пробыл на епископской кафедре в Воронеже только четыре года и семь месяцев, а затем удалился «на покой» сначала в Толшевский, потом в Задонский монастырь, где подвизался в молитве и благотворении до самой кончины, более тринадцати лет, и где созрели письменныя его творения. В связи с переменой его образа жизни имеются фотографии с двух его портретов: Тихона святителя, в архиерейской мантии с епископским жезлом в руке, и Тихона отшельника Задонского, в простом монашеском одеянии и с посохом в руке, как у странников; первый протрет писан в Воронеже, он принят для иконного изображения святителя; второй писан в Задонске известным художником Басовым, по желанию московского митрополита Платона, питавшего особое уважение к святителю Тихону. На двух разных образах отражаются и два разныя состояния, не только внешния, но и внутренния: на первом деятельное, на втором более созерцательное; но миром духа веет от взора святителя на том и другом образе. Жизнь святителя Тихона представлена в трогательных воспоминаниях его келейника Василия Чеботарева и в ценных многими фактами записках о святителе его другого келейника Ивана Ефимова. Оба они пишут на основании собственных своих наблюдений и своей жизни при святителе в Задонске, а Чеботарев записал и то, что сам святитель разсказывал о своем детстве, учении, о своей жизни до хиротонии и отчасти о епископстве до ухода на покой. Пересказ этих воспоминаний не даст той непосредственности впечатления, какую получает читатель от простых безыскуственных записей, не вполне систематических, но зато, овеянных желанием представить как можно правдивее духовный образ святителя. Поэтому для освещения жизни святителя помещаем ниже записки Чеботарева в их оригинале. Нашу же собственную задачу после этого ограничим обзором его письменных творений и особенно тех мест в них, где более отражается его. духовный облик. Прибавим только основныя даты.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Насколько удачен был сделанный Владыкой Арсением выбор личного состава Камчатской миссии, это видно из того, что миссионеры за семь лет успели обратить в Православие почти всех камчадалов, завели там школы для них в Большерецке, Верхнекамчатске и Нижнекамчатске. Из миссионеров особенно прославились иеромонах Пахомий, как просветитель камчадалов, и иеромонах Иоасаф, совершивший с камчатским сержантом Емельяном Басовым на шитике отважную экспедицию, во время которой открыты острова, получившие впоследствии название Командорских, причем Иоасаф первым проповедовал христианство на Курильских островах. Владыка Арсений первым из архиереев распорядился переименовать свою Тобольскую духовную канцелярию в консисторию, с помощью прав которой открыто выступил на защиту своей судной власти над духовенством, стремясь его избавить от всяких светских притеснений. Связи Арсения с Петербургом и личная известность воцарившейся дочери Петра Великого Елизаветы помогли ему даже отстоять и возвратить из камчатской ссылки архимандрита Платона (Малиновского), который, как выразился Арсений в письме к императрице, «страдал по единой злости плута Остермана». Ведь Арсений сам был свидетелем свирепых гонений против Православия сперва со стороны Вагеция, Лефорта и пастора Глика – воспитателя Екатерины I, а затем со стороны Бирона, Миниха и Остермана. Бироном в 1734 году было отдано распоряжение, допускавшее пострижение монахов только из вдовцов и отставных солдат, отчего, как говорят летописи, «многие обители тогда пришли в конечное запустение». За малейшее неосторожное слово против лютеран мучители казнили и ссылали духовных лиц, в числе которых был и названный архимандрит Платон (Малиновский). Благодаря заступничеству Арсения Платон сделался впоследствии архиепископом Московским и Севским. Арсению также принадлежит честь заступничества за Анну и Петра Артемиевичей Волынских – детей злополучного Волынского, которым он облегчил положение во время их ссылки в Селенгинск, а затем выхлопотал помилование. Сверх того Арсений положил конец самоуправному вмешательству Сибирской коллегии экономии 294 в хозяйственные дела духовенства и вообще проявил решительное стремление, чтобы удержать на надлежащем месте «бездельных» ябедников, которых в его время накопилось «из ссыльных дворян и приказных» до 20 000. Против них он всегда говорил и писал словами указа от 15 января 1739 года: «Что можно ожидать доброе от воевод из мужиков, казаков и ссыльных?»

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Третья моя встреча с о. Александром Петровичем Поповым относится к лету 1908 г., в бытность его уже ключарем Андреевского Кронштадтского собора. В это время почивший о. протоиерей успел настолько «округлиться» и приобрести вид сырого ненадежного человека, что возникало невольное опасение за его жизнь. По характеру же почивший о. протоиерей остался прежним, милым, словоохотливым Александром Петровичем. Слушая речь своего собеседника, он, как и в юные годы, скороговоркою поддакивал «да да-да», грыз свои короткие усы и жестикулировал руками, покрывая приятную беседу раскатистым басовым смехом. О. протоиерей А.П. Попов меня и моих старейших сослуживцев по Обществу пригласил навестить его в Кронштадте. На приглашение мы все ответили полным согласием и в ближайший праздничный день на пароходе из Ораниенбаума отправились в Кронштадт к литургии в соборе. О. Александр познакомил нас со всеми достопримечательностями собора, в ту пору как раз ремонтировавшегося, и сводил нас к строящемуся собору Морского ведомства. В доме после литургии нас ожидала радушная обильная братская трапеза. По обстановке можно было судить, что дом Александра Петровича – полная чаша. В кабинете о. Александр похвалился перед нами редкими экземплярами имеющегося у него книжного богатства 109 и раскрыл нам несколько футляров богатейших крестов с драгоценными украшениями – знаков внимания и любви к нему его благодарной и любящей паствы. Из дома под его руководством мы отправились осматривать достопримечательности Кронштадта и благодаря его рекомендации проникли решительно во все уголки этой замечательной крепости, совершая при этом свое путешествие и на пароходиках, и на ручных вагонетках и т. д. и т. д. Это достопамятное для нас путешествие закончилось неожиданным для нас визитом к бывшему тогда главному начальнику города Кронштадта – генерал лейтенанту Николаю Иудовичу Иванову, ныне командующему войсками Киевского военного округа, молитвой за ранней литургией в соборе и полным одиночеством в своей квартире справлявшему день своего ангела. Генерал принял весьма любезно непрошенных посетителей и предложил нам чай и мадеру. Поздно уже вечером полные самых разнообразных приятных впечатлений мы вернулись на пароходе в Ораниенбаум из своей достопамятной кронштадтской поездки.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Работы ведет компания " Поморские плотники " из г. Архангельска. В июле 2017 г. в молельном зале установлена точная копия " небес " . Реставрация алтарного " неба " церкви также завершена, теперь предстоит изготовление его копии и установка ее в алтаре церкви в 2018 г. После окончания реставрации в церкви намечено создать экспозицию «Почезерский погост: история, архитектура, приход», которая разместится в колокольне и трапезной ансамбля – «тройника». В нее войдут история и реставрация всего комплекса. Летняя церковь будет готова для богослужений. До последнего времени в церкви сохранялся каркас иконостаса. Одиннадцать икон из этого иконостаса находятся в музее им. Андрея Рублева в Москве. В августе 2017 года в обеих церквях Почезерского ансамбля установлены новые рамы для иконостасов, изготовленные после тщательного изучения материалов, применявшихся в старых иконостасах. Посмотреть их можно на нижних фотографиях из пресс-релиза КНП. " В январе 2017 г. на колокольню поднят комплект колоколов, которые уже к марту были смонтированы и готовы к работе. Автором проекта звонницы выступил действительный член Ассоциации колокольного искусства, мастер колокольного звона из Архангельска Владимир Петровский. Исторической основой для воссоздания колокольни стали фотографии Ивана Яковлевича Билибина, сделанные в 1903 году. Для восстановления звонницы в Воронеже в 2017 году на колоколитейном заводе " Вера " по заказу Кенозерского национального парка были отлиты восемь колоколов — три зазвонных (трельных), четыре средних (альтовых) и один басовый (благовестный). На самом большом колоколе (290 кг) размещены храмовые образы Почезерских церквей — образ Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня и образ пророка Иоанна Предтечи, а также Казанский образ Божией Матери в память об утраченной одноименной часовне в деревне Коковиченская. Опоясывает самый большой колокол надпись-посвящение «Трудами Кенозерского Национального парка в церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня Почезерского погоста Плесецкого района Архангельской области. Лит лета 2017 от Р. Х.». Новая звонница состоит из подиума для звонаря с педалью для управления басовым колоколом и балок для размещения средних и малых колоколов " .

http://sobory.ru/article/?object=10114

Слева в кадре о. Василий Ветухов К июлю 1885 г. Пантелеимоновский храм был готов: настланы полы и в северном приделе установлен иконостас. Первый настоятель храма и непосредственный участник его строительства, о. Василий Ветухов, писал в своей книге о храме, изданной в конце XIX в.: «27 июля 1885 г. В назначенный день Высокопреосвященнейший архиепископ Амвросий (Ключарев), освятив устроенный придел во имя Святого Иоанна Воина, совершил первую Божественную литургию в Пантелеимоновском храме, при многочисленном стечении народа из Харькова и окрестных деревень, собравшихся помолиться и почтить память Святого великомученика и Целителя Господня. Освящение самого храма епископом Амвросием состоялось 29 сентября. …Постройка Свято-Пантелеимоновской церкви обошлась более 40 тысяч рублей. За усердную деятельность все члены строительного комитета были удостоены благословения Святейшего Синода с Грамотами, а К. Н. Захарьев награжден орденом Св. Станислава 2-й степени. В. Т. Авдеев, к сожалению, отошедший в вечность еще до освящения храма, занесен был для непрестанного моления о нем в синодик (книгу для поминовения), куда записаны были и имена тех, за коих просили молиться создатели и благотворители храма. …До апреля 1889 г., по указу Святейшего Синода, причт Свято-Пантелеимоновской церкви состоял из священника и псаломщика. На должность последнего 25 июля 1885 года был определен диакон И. М. Иваницкий, который приятным своим служением и умелым басовым пением на клиросе, при участии двух способных церковных теноров и мальчика альта, при ежедневном служении, настолько заохотил к посещению прихожанами Пантелеимоновской церкви, что и в будние дни число молящихся было довольно значительно. В октябре 1887 г. на средства жены купца А. П. Огненко был установлен иконостас для южного придела в честь явления Ахтырской иконы Божией Матери и все необходимое для служения в нем, на сумму 3500 руб. Придел освящен был Высокопреосвященнейшим архиепископом Амвросием (Ключаревым) 1 ноября 1887 г. У жертвенника сего алтаря хранится надпись на медной доске для поминовения за упокой родителей и родственников устроительницы придела. У сего придела с правой стороны в дорогом вызлащенном киоте стоит образ Божией Матери Утоли моя печали”, украшенный большим сребровызлащенным венком от усердия А. И. Захарьевой. В таком же киоте с левой стороны северного придела находится образ святого мученика Трифона в дорогой сребровызлащенной ризе от усердия М. Ф. Алексеенко».

http://pravoslavie.ru/141001.html

Храмовая икона Казанской Божией Матери, спасенная от пожара, в народе почитается за чудотворную. Риза на этой иконе во всю деку серебряная – чеканная, густо позлащенная; венцы на Божией Матери и Предвечном Младенцем такие же, со вложенными в них камнями числом 10. Весу в ризе с венцами 32 фунта на сумму 1400 рублей – приклад Дмитрия Михайловича Зиновьева (уже умершего), двоюродного брата Николая Ивановича Приклонского. Настоящие владельцы Старинского, Николай Иванович и Наталья Ивановна Приклонские, построили в селе другую, теплую деревянную на каменном фундаменте однопрестольную церковь, которая и освящена с благословления Преосвященного Макария 19 октября 1883 года священником И.В. Басовым в честь Божией Матери «Всех скорбящих радость». Иконостас в этой церкви дубовый, покрытый политурой, Царские врата также дубовые, резные, иконы живописной художественной работы. Так как Скорбященский храм небольших размеров и составу населения прихода мог бы удовлетворять, но по причине значительного числа бывающих за богослужением в зимние праздники из соседней деревни другого прихода ощущалась теснота, то строители храма, в устранение этой тесноты, по некотором времени сделали по западной стене хоры вместимостью до 200 человек. В храмовый праздник Казанской Божией Матери 8 Июля бывает каждогодно большое стечение народа, и очень многие служат молебны Божией Матери. В этот день на площади близ храма бывает порядочная народная сельская ярмарка. Старинский приход состоит из одного села, в котором считается до 400 ревизских душ крестьян. В числе прихожан издревле жили и живут в Селе Старинском его помещики – владельцы Приклонские, род которых известен с начала XVII столетия. Причт Старинский до реформы 16 апреля 1869 года состава приходов и членов причта при них состоял из полного штата – священника, дьякона и двоих причетников, а в настоящее время состоит из священника и псаломщика. Содержится причт от земли и требоисправлений, что дает приблизительно до 250 рублей; сверх того по договору с прихожанами 1871 года последние ассигновали причту дополнительного содержания ( ружного) в размере 196 рублей. Тогда же прихожане обязались окупить причтовые дома и теперь они уже окуплены.

http://sobory.ru/article/?object=11513

Звонит же звонарь в эти 5 колоколов так, как изображено в нотах, под заглавием: «Звон будничный, употребляемый от недели Фоминой до отдания Пасхи». Три вышеозначенные звона: «Ионинский», «Акимовский» и «Егорьевский» нельзя назвать правильными, по отношению к музыке, потому что здесь в музыкальный аккорд C-dur входят звуки таких колоколов, которые весьма разногласят. Я с своей стороны нахожу необходимым при этих звонах выпустить следующие колокола: «Голодарь» (As), «Безъименные» 9-й (d’) и 10-й (f’), и первый «Зазвонный» (а’), но с тем, чтобы этот зазвонный заменить «Ясаком» (с’’) 614 . Производить же эти звоны, удерживая характер их, должно так, как они изображены в нотах, под заглавием: «Исправленный Ионинский звон», «Исправленный Акимовский звон», «Исправленный Егорьевский звон». Обычный «Будничный» звон также весьма неправилен. Его исправить можно таким образом. Разбитый колокол «Козел» заменить новым колоколом, тон которого соответствовал бы ноте си (si или h), находящейся выше пятой линии нотной системы с басовым ключом 8-й колокол, Безъименный, выпустить, и наконец звонить так, как изображено в нотах под заглавием: «Исправленный будничный звон». Этот будничный звон будет основан на аккорде G-dur, который есть самый сродный аккорду C-dur. Звон, употребляемый от недели Фоминой до отдания Пасхи, можно исправить также, как и обыкновенный. Разница та, что при исполнении сего звона звонарь звонит только в 5 колоколов; звонит же он так, как изображено в нотах, под заглавием: «Исправленный будничный звон, употребляемый от недели Фомины до отдания Пасхи» 615 . [Рассказав о красивейших в России звонах, следует отметить также, что] Введенский собор в городе Чебоксарах славится своими колоколами, гармоничный звон которых слышен на двадцать пять верст по течению Волги 616 . Колокола Западной Европы Второе место после России по богатству колоколов занимает Англия, где звонить в колокола – любимое народное развлечение. Там есть даже общество любителей колоколов, общество звонарей. Самые замечательные в Англии колокола следующие: «Большой Том» на Christ-church-College в Оксфорде 425 пуд[ов] 1680 года, диаметр 7 ар[шин] 1 дюйм и «Великий Петр» в Йоркском соборе 602 пуда, 1845 года. Часовой колокол здания Парламента – 924 пуда был отлит в 1856 году, но в скором времени треснул и был перелит вновь. Колокол на церкви Св. Павла в Лондоне в 300 пудов отлит в 1716 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

и составляет большую терцию основного тона До, издаваемого первым большим колоколом. Третий, будничный или вседневный колокол «Лебедь», в 500 пудов, вылит в 1682 году. Так как этот колокол весьма звучный, то и носит название Лебедя 609 . Около головы и около краев сего колокола имеется рельефная славянская, вязью, надпись. Вверху вокруг головы написано: «Лета зр ч (7190. – 1682 г.) марта в а (1) день при державе великаго государя царя и великаго князя Феодора Алексиевича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца и при благоверной государыне и великой княгине Наталии Кириловне и при благоверном государе царе и великом князе», а внизу вокруг краев написано: «Иоанн Алексиевич и при благоверном государе царевиче и великом князе Петре Алексеевиче и при великом господине святейшем Иоакиме патриархе Московском и всея России, тщанием и радением великаго господина преосвященнаго митрополита Ростовскаго и Ярославскаго, лит сей колокол в Ростове к соборной и апостольской церкви Честнаго ея Успения, и к великим Ростовским Чудотворцем Леонтию, Исаию, Игнатию; а лил мастер Филипп Андреев; а весу ф . (500) пуд». Диаметр отверстия или поперечник основания этого колокола – 3 аршина 2,5 вершка. Диаметр его вершины, внутри, 1 аршин 9,25 вершка. Высота колокола внутри, от основания до верху, 2 аршина 5,75 вершка. Толщина звуковой части или вала, где ударяют языком, 4,125 вершка. Число простых колебаний, которые производит сей колокол в секунду, при 12° Реомюра,=196. Тон этого колокола соответствует ноте Соль (Sol, или g), находящейся на первой линии нотной системы с басовым ключом и составляет чистую квинту основного тона До, издаваемого первым большим колоколом. Из надписей, находящихся на трех вышеозначенных колоколах, видно, что тщанием и радением митрополита Ионы вылиты были колокола в таком порядке: сперва вылит был будничный в 500 пуд[ов] в 1682 году, потом Полиелейный в 1000 пудов в 1683 610 и, наконец, самый большой, в 2000 пудов в 1689 году?» 611 (последний вылит за два года до смерти митрополита, последовавший 20 декабря 1691 года 612 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В своих заметках я ориентируюсь на 1903–1907 годы, когда «Верую» Кастальского и Гречанинова исполнялись под управлением В. С. Орлова, гениального интерпретатора русской церковной музыки, основоположника хормейстерской школы в Московском Синодальном училище 601 . Если искать соответствующий эмоциональный настрой, «ключ» к исполнению «Верую» Кастальского, то музыкально-хоровая форма, избранная Кастальским для этого песнопения, приведет к воспоминаниям из истории христианской церкви о Никейском соборе, на котором шла ожесточенная, доходившая до высшего накала борьба с ересью Ария. Предание гласит, что в пылу гневного спора св. Николай даже ударил Ария по щеке. И вот в «Верую» Кастальского мы слышим голос отцов церкви – голос строгий, суровый, властный, повелительно провозглашающий непреложную истину для всего христианского мира, непререкаемые догматы христианской религии: это мелодический речитатив tutti басовой партии в первой и третьей частях «Верую». Несомненно, вокальная форма композиции этих частей создавалась также под воздействием уникального унисонного хора священников и диаконов московского Кремлевского Успенского собора. По распоряжению московского митрополита Сергия все священники и диаконы Успенского собора были только басы, центральные и профундовые, великой мощности звука, глубины и широты диапазона от до-ре большой октавы до до первой октавы (Розов, Ходня, Ризположенский, Румянцев, Питаев, Субботин, Воздвиженский и другие) 602 . Исключением был иерей Ермонский, красивейший бас-кантанте. Для сравнения: протодиакон храма Василия Кесарийского на Тверской улице М. Д. Михайлов, впоследствии народный артист Советского Союза, у ценителей и знатоков диаконских басов ходил «в третьих по силе звука и объему диапазона. Он славился больше как исполнитель чесноковских « Ектений», «Разбойника», «Ныне отпущаеши», то есть как певец 603 . Хор духовенства Успенского собора был грандиозным басовым ансамблем, сверхмощным по силе, массивности звука. Таких басов не было ни в Большом театре (единственное исключение – непревзойденный В. Р. Петров), ни в других оперных театрах. Певчие Синодального хора каждый раз с профессиональным любопытством ждали их выступления, каждый раз изумляясь, восторгаясь лавиной басового звука этого вокального чуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но я едва-едва стояла на месте. Наконец последняя пуговица застегнута, сторож широко распахивает мне дверь... и я на улице. Ветер, вьюга, метель и хлопья снега - все это разом охватило меня со всех сторон. Я едва удержалась на ногах и, с трудом передвигая их, пошла по панели. День стоял сумрачный, темный. Несмотря на ранний час вечера, на улице какая-то жуткая полутьма, по дороге попадаются редкие прохожие, зябко прячущие голову в поднятые воротники пальто и шинелей. А мороз назойливо щиплет нос, лоб, щеки и концы пальцев на ногах и руках. Прежде чем пуститься в путь, надо было взглянуть на адрес, который был очень подробно написан Никифором Матвеевичем на лоскутке бумаги и который, мне хорошо помнится, я сунула, уходя из дома, в карман. Я быстро опустила туда руку. Но что это? Адреса в кармане не оказалось. Напрасно я раз десять подряд вытаскивала вещи, находившиеся там, - и носовой платок, и игольник, и щеточку для волос, и записную книжку. Записки с адресом не было между ними. Должно быть, я выронила ее как-нибудь. Сначала я очень испугалась сделанному мною открытию, но через минуту-другую утешила себя на этот счет: Нюрочка так подробно объясняла мне, как найти дорогу к их дому, что я разом перестала волноваться и только прибавила шагу и быстрее зашагала навстречу метели и ненастью, все вперед и вперед. 21. Под шум ветра и свист метелицы Ветер свистел, визжал, кряхтел и гудел на разные лады. То жалобным тоненьким голоском, то грубым басовым раскатом распевал он свою боевую песенку. Фонари чуть заметно мигали сквозь огромные белые хлопья снега, обильно сыпавшиеся на тротуары, на улицу, на экипажи, лошадей и прохожих. А я все шла и шла, все вперед и вперед... Нюрочка мне сказала: " Надо пройти сначала длинную большую улицу, на которой такие высокие дома и роскошные магазины, потом повернуть направо, потом налево, потом опять направо и опять налево, а там все прямо, прямо до самого конца - до нашего домика. Ты его сразу узнаешь. Он около самого кладбища, тут еще церковь белая... красивая такая " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=167...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010