Следует подчеркнуть, что, как видно из контекста, сторонники новой методики вовсе не претендовали на изменение традиционных дат пасхального полнолуния: их теоретические вычисления были нацелены лишь на приближение расчетных лунных фаз к наблюдаемым. Однако тем самым «упятеряющие и ушестеряющие» волей-неволей вступали в противоречие с общепринятыми правилами определения праздника христианской Пасхи. Анализу этих противоречий, проявлявшихся в тех случаях, когда традиционный 14-й день луны считался ими 15-м или 16-м и попадал на воскресенье или понедельник, прп. Максим посвятил 2-ю часть своего трактата. Смысл его упреков сводится к следующему: 1) если дата «еврейской пасхи» на самом деле – 15-й день луны, воскресенье, или 16-й день луны, воскресенье или понедельник, – то в этот самый день и следовало бы по правилам справлять Пасху; в противном случае Пасха попадает на 22-й или 23-й дни луны, за пределы установленного в традиции промежутка с 15-го по 21-й лунный день включительно; 2) в случае, когда «еврейская пасха» 29 оказывается 16-м днем луны, в понедельник, по правилам пасхалии христианская Пасха должна справляться накануне в воскресенье, 15-й день луны – но в этом случае она будет предшествовать «еврейской пасхе» – что нелепо. Непосредственная причина, вызвавшая реформу «упятеряющих и ушестеряющих», точно не известна, но едва ли можно согласиться с тем, что в данном случае речь идет о праздных «математических играх», как склонны считать некоторые исследователи 30 . Вопрос о пасхалии, составляющей стержень христианского богослужения, затрагивал фундаментальные основания традиции и повседневной практики Церкви. Для разъяснения целей новой методики ученые выдвинули ряд гипотез. Так, помнению Э. Швартца, сторонники этого метода пытались, подобно Викторию Аквитанскому в V в., согласовать восточную пасхалистическую практику с требованиями древней западной традиции 31 . Со времен Никейского Собора 325 г. на христианском Востоке Пасху праздновали в первое воскресенье после пасхального полнолуния («еврейской пасхи» 14 нисана), то есть Пасха могла приходиться на промежуток с 15-го (если полнолуние попадало на субботу) до 21-го (если полнолуние приходилось на воскресенье и следовало отступать на неделю) дня луны.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

543 Дмитриевский А. Указ. соч. Τυπικ. С. 678: " Πρς τοτοις τυπομεν κα γυνακας σεμνς κα κοσμας, τ λικι, κα τ θει πενιλπομνας, ς ν τξει γραπτν τσσαρας». 544 См.: Дмитриевский А. Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц в св. Иерусалиме в IX-X вв. Казань, 1894. С. 188, 189, 415; Παπαδπονλος– Κεραμες. ναλκτα εροσολυμιτικς σταχυλογας. II. Πετροπολις, 1882. Дмитриевский относит само сотавление устава не к 1128 году, когда он переписан, а к ΙΧ– Χ векам. 546 Проф. А. Дмитриевский (Указ. соч. С. 404) полагает, что мироносицы избирались не из диаконисс, а из тех девственниц, которые, по словам западной паломницы IV века Сильвии Аквитанской (Православный Палестинский сборник. Вып. VII, 2. С. 39–139), принадлежали к клиру Иерусалимской Церкви и присутствовали при повседневном богослужении в Иерусалимском храме. Но в основании жития св. Нины, упоминающего о диакониссе Св. Гроба вифлеемлянке Ниофоре (Миафоре) Сарре (см. выше), можно сделать предположение, что эти девы и были диакониссами. Ср.: Tamarati М. L’Eglise géorgienne. Rome, 1910. P. 180–181. 547 Православный Палестинский сборник. Вып. IV, 2. СПб., 1886. С. 28: «В этом месте есть сто затворниц (находятся затворницы, как при мироносицах, ς π τν μυροφρων) и пасет их один столпник, беседуя через отверстие». Эту фразу проф. А. Дмитриевский (Указ. соч. С. 404) понимает в том смысле, что поселившиеся на месте мироносиц затворницы сохраняли тот же режим, что и мироносицы. Ср.: Православный Палестинский сборник. Вып. IV, 2. С. 15, 19, 203; Βενεαμ. ωαννδης. Προσκυνηταρ. ν ερουσ., 1877, παρ. γ, σελ. 14. 550 См.: Вальсамон, толкование на 44 правило свт. Василия Великого (Правила св. Апостол, св. Соборов Вселенских и Поместных... С. 297; Σ. IV, 193–194); Διγνωσις, Σ. IV, 563–564, ср.: толкование на 48 правило Трулльского Собора (Правила св. Апостол, св. Соборов Вселенских и Поместных... С. 612; Σ. II, 422). Предпосылки такого воззрения опровергал уже свт. Иоанн Златоуст (О девстве. 47), толкуя слова апостола Павла: «Что веси, жено, аще мужа спасеши» [ 1Кор 7. 16 (Творения... СПб., 1895. Т. 1. С. 334–335).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕНРИХ IV (11.11.1050, Гослар - 7.08.1106, Льеж), герм. кор. и имп. Римско-Германской империи из Салической (франконской) династии. Сын имп. Генриха III от брака с Агнессой Аквитанской. От первого брака с Бертой Туринской (1066) у Г. род. сыновья герц. Н. Лотарингии Конрад и буд. имп. Генрих V, а также дочь Агнесса. Второй брак Г. (1088/89) — с Евпраксией (Адельгейдой) Всеволодовной , дочерью Всеволода (Андрея) Ярославича , вел. кн. киевского. Г. был избран герм. королем на съезде знати в Трибуре (1053). Коронационная церемония, в к-рой участвовал архиеп. Кёльнский Герман II, состоялась в Ахене (17 июля 1054). После смерти имп. Генриха III (5 окт. 1056) регентшей при малолетнем короле стала имп. Агнесса, продолжившая политику мужа. После смерти ее главного советника папы Римского Виктора II (1057) императрица не смогла противостоять местным герцогам. 60-е гг. XI в. стали периодом ослабления королевской власти и роста сепаратизма среди нем. князей. Окончательно Агнесса утратила влияние на сына и на политику после того, как Г. по приказу герцогов был похищен в Кайзерсверте (1062) архиеп. Кёльнским Анноном II, к-рый стал наставником малолетнего короля и фактическим главой гос-ва. Позднее власть перешла в руки архиеп. Гамбургского и Бременского Адальберта . Он был учителем короля и в 1062-1065 гг. практически отстранил Г. от управления страной, вернувшись к политике Конрада II, направленной на создание королевских владений внутри каждого из герц-ств. Вероятно, именно под влиянием Адальберта для усиления своей власти в Саксонии и Тюрингии Г. стал искать поддержку у городов в противовес союзу с местной знатью. Союзником короля выступила католич. Церковь: вице-граф Гослара и еп. Оснабрюка Бенно осуществляли волю Г. в этих герм. регионах. После конфликта Адальберта с герцогами архиеп. Бенно был отстранен от дел на съезде знати в Трибуре (1066). Хотя 29 марта 1065 г. Г. был провозглашен совершеннолетним, власть вновь перешла под контроль архиепископов Кёльнского Аннона и Майнцского Зигфрида.

http://pravenc.ru/text/162132.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДЕМАР ШАБАНСКИЙ [лат. Ademarus Cabannensis] (ок. 988-1034, Иерусалим), средневек. западноевроп. хронист. Происходил из рода аквитанских землевладельцев; учился в школе при аббатстве св. Марциала в Лиможе. С 1010 г.- пресвитер и монах мон-ря Сен-Сибар в Ангулеме (Юго-Зап. Франция). А. Ш. был плодовитым церковным писателем (автором проповедей, гимнов и др.), но известность ему доставило сочинение по истории франков («Хроника»), пользовавшееся большой популярностью прежде всего в его родной Аквитании. Труд А. Ш. имеет значение для предыстории христианизации Руси, т. к. содержит экскурс о деятельности здесь лат. миссионеров, к-рую есть основания относить ко времени киевского кн. Ярополка Святославича . Долгое время этот отрывок считался интерполяцией XII в., но совр. исследователи (K. F. Werner) склоняются к мнению об авторстве А. Ш. Соч.: Ademari Cabannensis Historia Francorum/Ed. G. Waitz//MGH, S. Hannover, 1841. T. 4; Ad é mar de Chabannes. Chronique/Ed. J. Chavanon. P., 1897; Repertorium fontium historiae medii aevi. R., 1967. T. 2. P. 124-126 [библиогр.]. Лит.: Werner K. F. Adémar von Chabannes und die Historia pontificum et comitum Engolismensium//Deutsches Archiv für Erforschung des Mittelalters. 1963. Jg. 19. S. 297-326; Назаренко А. В. Накануне Крещения: Ярополк Святославич и Оттон II (70-е гг. Х в.)// Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. М., 2000. А. В. Назаренко Рубрики: Ключевые слова: АББАТИСА в католической Церкви название настоятельницы женской монашеской общины (бенедиктинок, кларис, канонис) АДАМ СЕН-ВИКТОРСКИЙ († 1177 или 1192), средневек. лат. поэт, монах мон-ря августинцев-каноников Сен-Виктор под Парижем AD GENTES DIVINITUS декрет II Ватиканского Собора о миссионерской деятельности Церкви, утвержден 7 дек. 1965 г. папой Павлом VI

http://pravenc.ru/text/63526.html

составление и перевод А.А. Бурова Святой Палладий, епископ, апостол Шотландии († около 450, память 6 июля) Святой Палладий (Palladius) был римлянином, и имеется мнение, что он был диаконом римской Церкви. По крайней мере, св. Проспер Аквитанский в своей летописи, сообщает нам о том, что когда Агрикола, известный пелагианец, нанёс ущерб церквям Британии, занеся туда тлетворную ересь, папа Римский Целестин по просьбе диакона Палладия в 429 году отправил туда св. Германа, епископа Осерского, дабы вернуть британцев в истинную веру. В 431 году папа Целестин направил Палладия, первого епископа, в Шотландию для утверждения веры во Христа. Ирландский писатель в Жжитии св. Патрика говорит, что св. Палладий проповедовал в Ирландии незадолго до святого Патрика, но вскоре был изгнан из страны королём Лейнстера (Leinster) и вернулся в Северную Англию, где создал свою первую миссии. После того, как св. Палладий покинул Ирландию, он перебрался к шотландцам в Северную Англию согласно св. Просперу Аквитанскому в консульство Басса (Bassus) и Антиоха (Antochius), в год 431 от РХ. Он проповедовал там с большим рвением, и создал значительную церковь . Шотландские историки сообщают, что вера была насаждена в Северной Англии около 200 года, во времена короля Дональда, когда Виктор был папой Римским. Все они признают, что Палладий был первым епископом в этой стране и считают его тамошним первым апостолом. Святой умер в местечке Фордун (Fordoun), в пятнадцати милях от Абердина, примерно в 450 году. Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Они вошли вместе. Когда они достигли башни, апа Виктор повернулся к человеку и сказал ему: «Мой брат, да помолимся мы!». Апа Виктор сказал: «Становись первый, потому что ты старше меня». Сказал человек, то есть Иисус, апе Виктору: «Становись первый». Сказал апа Виктор: «Да не будет мне так, потому что я молод по возрасту». Сказал человек, то есть Иисус: «Прости меня, я стану». И Иисус простер свои руки вместе с апой Виктором. Случилось же, когда они уже помолились, что апа Виктор подошел и приветствовал его. Он сказал человеку: «Что ты сделал, что избежал гонений, которые происходят?». Иисус сказал ему: «Мой брат, меня также взяли в судилище и распяли. ....... «Да благословит тебя мой Господь Иисус, потому что твое лицо источает радость. Садись, мой брат, чтобы я насытился твоим видом, потому что вот уже много дней я не видел людей. Сообщи мне, откуда ты. Может быть, ты житель моего города?» Иисус сказал ему: «Я житель города Антиохии». Апа Виктор сказал ему: «Стало быть, ты знаешь моего отца и мою мать?» Иисус сказал ему: «Твой отец – Роман, а твоя мать – Марфа». Апа Виктор сказал ему: «Есть ли смятения снаружи 522 и теперь?». Человек сказал: «...». Помолился апа Виктор: «Мой Господь Иисус Христос, умилосердись над всеми твоими созданиями и укрепи все эти изволения, которые в мире, и да славится Твое святое имя отныне и во веки веков. Аминь». Человек сказал апе Виктору: «Сколько времени (прошло) с тех пор, как ты пришел сюда?» Апа Виктор сказал: «Вот уже месяц и шесть дней». Человек, то есть Иисус, сказал: «Мой брат, разве тебя оставил страх, что ты живешь в этом пустынном месте один, и где ты добываешь хлеб и воду? И ты ... я сел и устрашился, а моя душа смутилась во мне. Если ты преподнесешь мне фунт золота, (говоря): «Проведи одну ночь в этом месте, я не смогу сделать это из страха перед пустыней». Ответил апа Виктор: «Мой брат, я достоин того, чтобы оставаться в этой пустыне, потому что я – грешник. Горе мне, если я достигну другого места. (Как) написано в Писании, во время, когда Господь сядет в долине Иосафатовой, ангелы, и архангелы, и все святые, и ....

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

Двадцатого числа пармуте был выслан блаженный апа Виктор и доставлен на юг в десять дней четырьмя воинами, причем ошейник был на его шее, цепь на руках и оковы на ногах. Он был изнурен от страданий. Воины, когда достигли Антиноэ, причалили корабль к берегу. Они обнаружили в день тот, что игемон уехал на юг. Они отвязали парус, поплыли на юг и догнали комита, в то время как он пристал к острову в середине реки, потому что не было ветра. Воины же вывели апу Виктора из трюма корабля. Он провел двенадцать дней без еды и питья. Они передали его Евтихиану дуку и дали ему анафору, согласно тому как велел комит Ракоте. Апа Виктор сказал в своем сердце: «Что еще этот беззаконный сделает мне, кроме того, что есть в моем теле (т. е. что он властен только терзать его тело)?». Тогда он (т. е. комит) приказал, чтобы причалили к берегу и установили судилище в месте том. Когда же настал вечер, было приготовлено судилище. Апа Виктор провел всю ночь внизу, в трюме корабля, благословляя Бога и говоря: «Ты благословен, Царь веков всех, Отец Вседержитель, и Твой единородный Сын Иисус Христос, наш Господь, Тот, Который спасает меня во всяком месте, в которое я взят. Да станешь Ты со мной снова и да будешь со мной перед этим беззаконным». Тогда приказал Евтихиан, чтобы привели его на берег, и сказал ему: «Ты – Виктор, маг? Теперь же ты колдуешь каким образом, покажи мне, пока я не посрамил тебя и ты не умер». Ответил апа Виктор и сказал дуку: «Я не маг и не рожден для этого, но я раб Иисуса Христа, Того, Который спасает меня во всех моих муках»). Евтихиан сказал ему: «Где оружия твоего воинствования?» 518 Апа Виктор сказал: «Я же не воин, и дня, когда мой отец сделал меня воином, я не признаю. И со дня, когда я стал воином, мое сердце ни на день не давало мне покоя». Евтихиан сказал ему: «Почему ты не принес жертвы с самого начала, чтобы не идти на все эти страдания? Вот нет людей в этом месте, так что не увидят тебя таким образом (т. е. приносящим жертву)». Ответил апа Виктор: «Я ведь не боялся толпы и не принес жертвы, нет, но Бог небесный, Отец нашего Господа Иисуса Христа – Тот, Кого я боюсь, и Он – Тот, Кому я служу».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

Решимость оставить мир созревала. К началу 1910 года она настолько созрела, что Виктор Викторович решил осмотреть некоторые монастыри, где он мог бы совершать иноческий подвиг. 28 февраля он посетил Сергиеву пустынь, расположенную недалеко от Петербурга. Обстановка тамошняя не удовлетворила его. Многолюдство и богатство в обители смутили Виктора, и он окончательно отвергнул это место для своего подвига 32 . 9 марта Виктор посетил своего неведомого старца. Старец, водимый духом Божиим, сказал ему: «Виктор! Готовься к уходу в монастырь. Помни, «кто любит отца или матерь более, нежели МЕНЯ, не достоин МЕНЯ... И кто не берет креста своего и следует за МНОЮ, тот не достоин МЕНЯ. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради МЕНЯ сбережет ее» ( Мф. 10:37–39 ). С этого дня кончай все мирское, все мирские слова и дела и собирайся в монастырь. На два года в затвор» 33 . С трепетом в душе вышел Виктор от старца. Он почувствовал, что наступила пора выполнить волю Божию. Тревожные думы не оставляли его почти всю ночь. Утром он пошел к ранней литургии в церковь Свято-Троицкого подворья, куда любил ходить молиться. Слушает Евангелие и не верит своему слуху. Те же самые слова, которые сказаны были ему вчера старцем, доносятся до его уха: «Кто любит отца или матерь более, нежели МЕНЯ, не достоин МЕНЯ»... «Что это, простое ли совпадение или откровение ему воли Божией» – подумал Виктор. Он склонился к последнему. Да, это действительно была воля Божия о нем. Время отшествия из мира наступило. Божественный глас ясно призывал его к этому. «Иду, Господи!» – повиновался Виктор Божественному зову и вечером поспешил к своему духовнику о. Аарону, лаврскому регенту 34 . Последнему он рассказал о своей решимости и просил его указать ему монастырь, куда он мог бы удалиться. – Иди в Зосимовскую Пустынь, что недалеко от Москвы, к старцу Алексию 35 , – посоветовал Виктору о. Аарон. – Прости, отче, – возразил Виктор, – туда идти я не могу, не расположено мое сердце. Пугает меня многолюдство, чем отличается Зосимова Пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Я – Тот, Который погасил пламя огня под тобой. Я – Тот, Который погасил печь бани под тобой. Это Я дал тебе все эти силы, Я – Тот, Кто находится с тобой в этой пустыне. Я – Иисус, твой Царь. Истинно говорю тебе, о Виктор, что ты будешь со Мной вечно. Ты проведешь целый год в этой пустыне и на следующий год умрешь в этой крепости. Тебе снимут голову у (букв, «вне») крепости. Ты примешь страдания во имя Мое. Я снова приду и дам тебе силу, так что ты посрамишь дука. Не печалься же, что ты в этой пустыне. Я не удалюсь от тебя, и Мои ангелы будут бдить над тобой. Проведи в печали немного дней в этом мире, о Виктор. Я знаю, что ты принял страдания во имя Мое. Твое имя прославится, и о страданиях, которые ты принял, Я заставлю все народы земли услышать и изумиться. И всякое место, которое было местопребыванием твоего тела в течение твоей жизни, Я заставлю назвать твоим именем. И Я заставлю народы и всех великих почтенных (людей) прийти в твое место ...» Тотчас апа Виктор встал и поклонился в ноги Иисусу, говоря: «Кто я, чтобы Ты говорил со мной так?». После этого Он простился с ним и взошел на небеса, и ангелы пели перед Ним славу. Апа Виктор же был в крепости один, воздавая славу Богу днем и ночью. Иисус сжалился над апой Виктором и населил крепость множеством воинов. И апа Виктор радовался . . . Блаженный же апа Виктор удвоил свои молитвы, которые он творил. Третье мучение апы Виктора, которое он претерпел в ссылке. Случилось после ссылки блаженного апы Виктора в крепость следующее. Дук Себастиан прибыл на юг, чтобы посетить крепость. Астерий же, ее начальник, повергся перед дуком, и он вручил ему анафору, чтобы представили ему блаженного апу Виктора . . . Воины схватили блаженного апу Виктора в то время, как он находился в башне и ел бобы. Благородный же апа Виктор выбросил бобы из окна башни на гору, говоря: «Мой Господь Иисус Христос, да превратишь Ты бобы в камни, чтобы не нашли их эти нечестивые и не съели, и чтобы они не разрушились на этой горе до скончания века и стали знамением всем поколениям».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

Зимбачевский Виктор 29 октября 2017, 19:27 Наталия, спасибо. Нужно будет посмотреть толкование этих слов Спасителя Отцами. Но, все же, замечу, что речь Христа была обращена к религиозным людям, т.к., в то время безрелигиозных, атеистов, практически не было. Проповедь Христа была обращена к верующим. И, скорее всего, притча о Камне указывала на возможность спасения только по вере в Иисуса Христа, отметая как языческие религии, так и иудейскую, со всеми ее сектами. А у Фримана речь идет о неверующих, которых он почему-то называет христианами. С уважением... Артём Шидловский 29 октября 2017, 18:52 " Нет проблемы «неверующих христиан». Это оксюморон. Это бред. А если таковой проблемы нет – не нужно и этажи городить. С уважением Виктор. " Как по мне, так у вас высокое самомнение. Вот что говорит Христос по этому поводу: От Матфея гл. 7 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. Наталия С. 29 октября 2017, 14:49 Виктор, благодарю за комментарий, однако позвольте немного возразить. В Евангелии все же есть достаточно примеров того, о чем автор написал в статье. Так, есть притча Христова о доме, построенном на камне и доме, построенном на песке. Есть слова Спасителя о том, что не всякий, говорящий «Господи, Господи» исполняет волю Отца Небесного. Автор, по моему, как раз пытается рассказать о том, как человек, пребывая в подобных состояниях заблуждения, выстраивает картину мира. Это полезно знать всем, кто старается лучше узнать и понять других людей (бывает, это просто необходимо!). Что же касается трудности восприятия текста, то она связана скорее всего с тем, что статья не оригинал, а перевод. Татьяна 28 октября 2017, 22:54 По моему Виктор высказался уважительно, по существу и в формате сайта. Зимбачевский Виктор 28 октября 2017, 21:41 Я извинился за то, что, возможно, обидел кого излишней резкостью. Но, не подумал, что раздражу людей еще чем другим. Простите меня, Александр, простите меня все, кому еще что не понравится. Я не хочу препираться ни с кем. Я изложил свою точку зрения. Автор изложил свою. И я не богословствую, Вы ошибаетесь. А на Вашу реплику отвечу словами Христа: " Если я сказал худо - покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь меня? " И, прошу Вас - это не приглашение к словесной брани. Еще раз простите. С уважением..

http://pravoslavie.ru/107530.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010