Личность и деятельность этого римского епископа до сих пор служат предметом внимательного изучения исследователей различных специализаций: византиноведов, медиевистов, историков Церкви, филологов и богословов. Массив научной литературы, посвященной Льву Великому как отдельно, так и в контексте эпохи, значителен и пополняется ежегодно 1 . Немалый объем статей и монографий отражает значительное количество тем, как непосредственно и содержательно вытекающих из наличных источников, так и являющихся плодом постановки авторами междисциплинарных исследовательских задач. Однако, по крайней мере, один сюжет, связанный с папой Львом, а именно обострившийся в его понтификат спор о пасхалии между Римом и Александрией, арбитром в котором выступил восточноримский император Маркиан (450–457), исследован еще не вполне достаточно. В церковно-исторических трудах, а также в исследованиях, посвященных жизни и деятельности папы Льва, отсутствует анализ данного спора как в его прикладном аспекте, связанном с астрономическими и математическими вычислениями, так и с точки зрения его значения для изучения церковной политики Рима 2 . В специальной литературе, посвященной исследованию истории хронологии и пасхалистики, сюжеты, связанные с эпохой папы Льва, встречаются, как правило, в контексте деятельности Виктория Аквитанского и рецепции его пасхалии на Западе 3 . Между тем спор об исчислении Пасхи имел в V в. весьма важное значение как для внутренней, так и для внешней церковной политики римского папского престола. Особенно широко эта тема представлена в корреспонденции папы Льва 4 . Впервые данный вопрос поднимается в переписке Льва с Пасхазином, епископом Лилибейским 5 , относящейся к 443 г., непосредственным поводом к которой послужило расхождение между римской и александрийской пасхалиями в отношении даты Пасхи следующего, 444 г. 6 В корпусе корреспонденции Льва Великого до нас дошло письмо Пасхазина, составленное в ответ на папский запрос, текст которого не сохранился. Сицилийский епископ сообщает, что написать об исчислении дня Пасхи грядущего года его побудил именно «приказ» папы Льва 7 . Обратиться к Пасхазину римского епископа, в свою очередь, заставило письмо Кирилла, архиепископа Александрийского (412–444), в котором тот сообщал дату Пасхи на 444 г. – 23 апреля 8 . Будучи недоволен тем, что эта дата не соответствует римской пасхалии, Лев решил перепроверить расчет, воспользовавшись познаниями Пасхазина Лилибейского 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/pa...

2) Съвкупността от теологически, философски, политико-социални доктрини на християнските писатели от II-VIII век. За основоположник на западната патристика се смята Тертулиан, след който идват Киприан Картагенски, Иларий от Пуатие, Марий Викторин , Амвросий Медиолански и Блажени Августин. Следват Проспер Аквитански, Лъв Велики, Григорий Турски, Касиодор, Боеций, Григори Велики и Исидор Севилски. Византийската традиция от този период пък е представена от св. св. Климент Александрийски, Атанасий Велики, Кирил Йерусалимски, Василий Велики, Григорий Богослов , Йоан Златоуст, Кирил Александрийски, Максим Изповедник и Йоан Дамаскин. Св. Пахомий Велики (ок. 290/2 – 346/8) – христиански монах, родом от Египет, монашествувал в Тиваидската пустиня, където основал за първи път в Тавена монастир на общежитийни начала (киновия) и съставил строг манастирски устав. Проповядвал «евангелието на постоянния труд». Извън речника: Св. Пахомий Велики. Пафлагония – сурова планинска област в северната част на Мала Азия, римска провинция с главен град Гангър – родно място на св. Мамант. В Пафлагонския град Адрианопол през VI в. е роден преп. Алипий Стълпник. Извън речника: Св. мъченик Мамант. Св. Алипий Стълпник. Пелагий – еретик, родом от Британия, мирянин, аскет (нач. на V в.). Учел, че спасението е постижимо най-вече със собствени човешки сили, чрез избора и волята да не се греши и така пренебрегвал участието на божествената благодат в личното спасение. Пелагианство – еретично учение, което учи, че всеки човек се ражда невинен и изпада в грях единствено поради нравствената си свобода. Пелагианството отрича наследствеността на Адамовия грях и преминаването на Адамовата вина на неговите потомци и акцентира върху нравствено-аскетичните усилия на човека. Пелагианството води началото си от Пелагий (Pelagius, ок.360 – ок.418) и презвитер Целестий. То е осъдено през 431 г. на Третия Вселенски събор заедно с несторианството. Пентархия (гр. «управление на петима») – обичайно название на първите пет древни епископски катедри, прераснали в самостойни църкви (патриаршии): Римска, Константинополска, Александрийска, Антиохийска и Иерусалимска.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Мы не должны расстаться с бл. Августином, не заметив еще, что он был первый из церковных авторов, у которого мы встречаем ясную идею законов природы. он не хотел умножать чудес без достаточных оснований и думал, что явления должно объяснять, когда это возможно, сообразно «с природой вещей» 143 . Законы, определяющие развитие природы, он называет «причинными основаниями», уверяет, что Бог не только создал все Свои твари по числу, мере и весу, но что в своем существовании они одинаково управляются и уравновешиваются 144 ; он ясно говорит об «обычном течении природы» 145 , о «законе природы» 146 . Среди творений бл. Августина значатся «Три книги о чудесах св. Писания», которые не принадлежат епископу иппонскому, но, по мнению критиков, принадлежат великобританскому монаху, который написал их в 655 году 147 . Хотя автор, который говорит о своем ingenioli, на первый план выдвигает смысл духовный, однако он много занимается и «смыслом совершившихся вещей» и излагает александрийско-августиновскую теорию совместного творения с такою замечательною точностью, что слова его заслуживают быть приведенными. Творение, по нему, составляет вещь совершенно отличную от управления миром. Творение получает свое бытие из ничего, а управление, gubernatio, только видоизменяет его. «Закончив творение дел природы, Бог почил в седьмой день, но с того времени Он не перестает управлять всеми Своими творениями. И хотя Моисей повествует, что все твари созданы в течение шести дней, однако этот промежуток нельзя понимать в смысле протяжения времени, а только в смысле различия творений; историк различал в своем рассказе то, чего Бог не разделял в Своем действии. Бог сотворил все вещи сразу, одним действием воли произвел все разнообразие видов, и этим единичным действием воли сотворил совместно, без времени, вещи, которыми, с момента их появления, Он не перестает управлять» 148 . Авторитет бл. Августина заставлял принимать его мнения о творении не только британского монаха, но также и большинство церковных писателей Запада, живших после него, так что мы находим их у Проспера аквитанского (403–460), у Виктора марсельского (ум. ок. 450), у Евхерия епископа лионского (ум. ок. 450), у Кассиодора (468–562), Юнилия (ок. 550) и Исидора севильского (570–636). Так как они воспроизводили лишь мнение своего учителя, то нет надобности и останавливаться на их сочинениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Т. о., Симмах опирался преимущественно на итал. епископов (занимавших кафедры гл. обр. в Кампании, Умбрии и Тусции; см.: K ö pke. 2006. S. 164-179), а также на клириков, к-рые бежали из Сев. Африки, спасаясь от преследований со стороны вандалов-ариан ( Llewellyn. 1975), в то время как Л. имел значительную поддержку в Риме. В 501 г. провизант. партия выдвинула против Симмаха ряд обвинений. Жизнеописание папы в Liber Pontificalis не уточняет их содержание (LP. T. 1. P. 96-97, 260); более подробная информация имеется в биографии Симмаха, входящей в состав Fragmentum Laurentianum (Ibid. P. 44). Первое обвинение касалось даты Пасхи, к-рую Симмах «отпраздновал не со Вселенской Церковью» (non cum universitate celebraverat). В 501 г. папа отпраздновал ее 25 марта (как и ряд др. Западных Церквей), сторонники Л. намеревались сделать это 22 апр. в соответствии с 19-летним циклом, к-рый был положен в основу александрийской пасхалии, принятой в Византии, а также пасхалии Виктория Аквитанского. Папа Симмах ориентировался на старую рим. пасхалию (Supputatio Romana), согласно к-рой Пасху следовало отмечать до праздника Парилий (21 апр.) (см.: Krusch. 1938. S. 50; Кузенков. 2015. С. 116-119, 152-166, 181-183). Кор. Теодорих вызвал Симмаха в Равенну для объяснений; понтифик отправился туда с клириками, однако, прибыв в Аримин (ныне Римини), он узнал о выдвинутом провизант. партией обвинении в неподобающих отношениях с женщинами. Папа тайно бежал в Рим; существует мнение, что Симмах сделал это, опасаясь потери контроля над городом ( Schn ü rer. 1888. S. 273). Однако стоит отметить, что Симмаху, к-рый со своими сторонниками находился в Ватиканской базилике, подчинялись лишь пригородные церкви. После возвращения в Рим сторонники Л. обвинили Симмаха в растрате церковного имущества. Провизант. партия убедила кор. Теодориха отправить в Рим в качестве визитатора, фактически наделявшегося правами епископа города, Петра, еп. Альтино, к-рый должен был совершить богослужения Страстной седмицы и Пасхи по александрийской пасхалии (LP.

http://pravenc.ru/text/2462455.html

Вскоре отношения между ней и Бонифацием испортились. В источниках это обычно объясняется интригами близкого к Плацидии полководца Аэция (об этом говорят Прокопий Кесарийский, Иоанн Антиохийский). Проспер Аквитанский объясняет это тем, что Бонифаций надеялся получить пост magister militum, но вследствие интриг, вызванных женитьбой Бонифация на арианке, пост достался полководцу Феликсу. Так или иначе, но в 427 г. Бонифаций был вызван в Рим, но отказался ехать. В результате были начаты военные действия. Против Бонифация была направлена римская армия под командованием полководцев Маворция, Галлиона и Сенеки. Первые два пали в бою, Сенека перешел на сторону Бонифация, римские войска были разбиты. Руководство военными действиями против Бонифация было передано комиту Сегисвульту. В 429 г. императорское правительство, будучи не в силах победить Бонифация, решило пойти на компромисс. В Африку был послан в качестве посла Дарий, который заключил мир, по условиям которого за Бонифацием было закреплено его официальное положение. Такую ситуацию застали вандалы, прибыв в Африку. 599 Несмотря на то что вандалы достаточно недавно стали христианами арианского толка, еще в Испании в 428–429 гг. вандалами проводились репрессии против католиков с целью принуждения их к переходу в арианство (Gregor.Turon., Hist. Francor., II, 2). 600 Табернакул – это шатер, обычно шатер жреца. В данном случае, как и в некоторых других частях текста Виктора, мы имеем дело с цитатой из Библии. В данном случае это цитата из Псалтыри (в переводе Иеронима), Псалом 73, стих 7. 602 Это цитата из Священного Писания, но не из традиционного его латинского перевода Иеронима (Вульгаты), а из более раннего латинского перевода, т.н. Vetus Latina (начало III в.), который, как считается, был сделан и бытовал в Северной Африке. Данный фрагмент позаимствован из книги Юдифи, гл. 16, стих 6 (в православном каноне – стих 4). 603 Речь идет о мучениках, казненных в Карфагене в 203 г. В 202 г. император Септимий Север издал указ, согласно которому запрещалось под страхом смерти переходить в христианство (однако уже крещеным опасность не угрожала).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ergänzungsband. Kleine Reihe 11]. Münster, 2014. S. 472–475, 483–484, 487; Di Berardino A. Leone Magno e il calendario cristiano: tra Oriente e Occidente//Synthesis. 2015. Vol. 4/1. P. 43–59. Показательно отсутствие рассмотрения сюжета о Пасхе в посвященной Льву I обобщающей монографии С. Вессель: Wessel S. Leo the Great and the Spiritual Rebuilding of a Universal Rome. Leiden; Boston, 2008. (Supplements to Vigiliae Christianae. Texts and Studies of Early Christian Life and Language; 93). Поверхностный анализ церковно-политического измерения пасхалистических споров в IV–VI вв., включая и избранный нами сюжет, см. в: Holford-Strevens L. Church Politics and the Computus: From Milan to the Ends of the Earth//The Easter Controversy of Late Antiquity and the Early Middle Ages. Its Manuscripts, Texts, and Tables. Proceedings of the 2nd International Conference on the Science of Computus in Ireland and Europe Galway, 18–20 July, 2008/Ed. by I. Warntjes, D. Ó Cróinín. Turnhout, 2011. P. 1–21. 3 См.: Nothaft C.Ph.E. Dating the Passion. The Life of Jesus and the Emergence of Scientific Chronology (200–1600). Leiden; Boston, 2012. P. 73–88; Кузенков П.В. Христианские хронологические системы. М., 2014. С. 119, 181–183, 210, 259–261. Особо следует отметить ряд статей в сборнике, посвященном позднеантичным и средневековым системам летосчисления, где наряду с прочими рассмотрена пасхалия Виктория Аквитанского: Warntjes I. The Argumenta of Dionysius Exiguus and Their Early Recensions//Computus and Its Cultural Context in the Latin West, AD 300–1200. Proceedings of the 1st International Conference on the Science of Computus in Ireland and Europe. Galway, 14–16 July, 2006/Ed. by I. Warntjes, D. Ó Cróinín. Tournhout, 2010. P. 40–111; Graff E. The Recension of Two Sirmond Texts: Disputatio Morini and De divisionibus temporum//Ibid. P. 112–142; Holford-Strevens L. Marital Discord in Northumbria: Lent and Easter, His and Hers//Ibid. P. 142–158; Ohashi M. The Annus Domini and the Sexta Aetas: Problems in the Transmission of Bede’s De temporibus//Ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/pa...

книги Бытия, кончая гибелью Содома и Гоморры, имеется также у младшего современника Дракония, Клавдия Мария Виктора († около 425–455 г.) в его поэме alethias libri III Истины три книги. Тексту Библии автор следовал далеко не рабски, оставляя широкий простор для своей поэтической фантазии. Особенно удались Виктору некоторые описания природы, достигающие истинно поэтической красоты. Метрика и просодия поэмы отличаются сравнительною чистотой, благодаря тому, что автор следовал лучшим классическим образцам. И у Виктора рифма встречается весьма часто. По содержанию и характеру изложения к «Истине» близко примыкает поэма епископа Альцима Экдиция Авита († 526 г.; точное заглавие стихотворения неизвестно; может быть, de spiritalis historiae gestis – о деяниях духовной истории) в V книгах. Содержание первых трех совпадает с «Потерянным раем». Мильтона, четвертая повествует о bceмiphoм потопе, пятая – об исходе евреев из Египта и гибели Фараона и его войска в Чермном море. Авит еще сильнее, чем Виктор, уклонился от изложения Библии и более, чем кто-либо из христианских эпиков, может быть назван романтиком. И у него встречаются блестящие картины природы, как, напр., ярко-красочное описание рая. Недостатками стихотворения служат сильный риторический элемент, излишняя абстрактность изложения и усиленное заимствование из прежних образцов. Просодия и метрика довольно безупречны. Авит много писал и прозою, которая, согласно духу времени, отличается значительною напыщенностью. Наряду с собственным эпосом, в V в. достигла значительного совершенства и дидактическая поэзия. Здесь прежде всего встречаемся с именем уже известного нам продолжателя хроники Иеронима, Проспера аквитанского. В общем его трудно признать значительным поэтом, так как его стихотворный произведения отличаются сухостью содержания, что стоит в тесной зависимости от избранных им сюжетов. Но за то Проспер выдается почти безупречною просодией и значительною самостоятельностью в выборе способа выражения. Главным произведением Проспера является его поэма против полупелагиан De ingratis, названная так потому, что эти еретики не придавали полного значе-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

V - нач. VI в. на Западе умеренной версии августинианства. Одновременно с полупелагианскими спорами И. К. Р. был вовлечен в несторианский спор: он написал трактат против Нестория под названием «De incarnatione Domini» (О воплощении Господа). Вероятно, И. К. Р. был выбран Римом для решения этой не только догматической, но и политической задачи по причине прекрасного владения греч. языком и хорошей осведомленности в делах К-польской Церкви ( Chadwick. 1968. Р. 142; Stewart. 1998. P. 22). Это сочинение И. К. Р. содержит многочисленные лит. недостатки и догматические неточности, в значительной мере обусловленные его преклонным возрастом и слабым здоровьем ( Stewart. 1998. P. 24). Согласно распространенному мнению, И. К. Р. скончался в Массилии в правление императоров Феодосия II и Валентиниана III ( Gennad. Massil. De script. eccl. 61), ок. 435 г. ( Cappuyns. 1949. Col. 1327; Olphe-Galliard. 1953. Col. 218; Weber. 1961. S. 5; Pichery. 1955. P. 22; Frank. 1997. P. 4; Stewart. 1998. P. 24). Более ранняя датировка - 433 г., принимавшаяся некоторыми исследователями ( Chadwick. 1968. Р. 148), основана на свидетельстве «Хроники» Проспера Аквитанского, к-рое ныне считается позднейшей интерполяцией ( Prosper. Chron.//PL. 51. Col. 596; Cappuyns. 1949. Col. 1327-1328). И. К. Р. был погребен в мон-ре св. Виктора, в крипте монастырской церкви ( Marrou. 1945. P. 6; Stewart. 1998. P. 16). Хотя он не был официально канонизирован католич. Церковью, его почитают как местночтимого святого в Марселе (пам. 23 июля). Сочинения На христ. Западе и Востоке И. К. Р. стал широко известен как аскетический писатель благодаря 2 сочинениям, в к-рых он обобщил опыт восточнохрист. подвижничества и представил свод авторитетных аскетических правил, касающихся организации внешней и внутренней жизни монахов. De institutis coenobiorum «О правилах общежительных монастырей», в 12 книгах (CPL, N 513; PL. 49. Col. 53-476; CSEL. Vol. 17. P. 3-231; рус. пер.: Писания. 1877. С. 7-164). Это сочинение было написано И.

http://pravenc.ru/text/471291.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИКТОРИЙ АКВИТАНСКИЙ [лат. Victorius Aquitanus], хронист, ученый-пасхалист (компутист) сер. V в. О его жизни ничего неизвестно; по-видимому, он был священнослужителем; Геннадий Марсельский упоминает его в соч. «О церковных писателях» как «тщательного вычислителя» (calculator scrupulosus - De scriptoribus ecclesiasticis. 89//PL. 58. Col. 1111). Ок. 457 г. В. А. составил в ответ на вопросы рим. архидиак. (буд. папы) Илария сочинение о принципах вычисления даты Пасхи, известное под заглавием «Пасхальный ход» (cursus paschalis), приложив к нему пасхальную таблицу. Сохранились извлечения (excerpta) из этого труда под заглавием «О пасхалии и рождении четырнадцатой луны» (De paschali et nativitate decimae quartae Lunae); их авторство, как и арифметический трактат В. А. «Книга исчисления» (Liber calculi), в средневек. рукописях обычно приписывается Беде Достопочтенному . Принципы исчисления Пасхи В. А., основанные на применении 19-летнего лунного цикла, ок. 465 г. были приняты Римской Церковью вместо менее точного 84-летнего лунно-солнечного цикла. В VI в. в Риме на смену пасхалии В. А. пришла александрийская пасхалия, получившая распространение на Западе благодаря трудам Дионисия Малого . С пасхалистическими принципами В. А. полемизировали Виктор Капуанский, Беда и Колумбан. Тем не менее пасхалия В. А. продолжала употребляться в королевстве франков; в 541 г. ее одобрил Собор галльского духовенства в Аврелиане (совр. Орлеан), в VII-VIII вв. она распространилась на подвластную франкам территорию Германии и лишь при Карле Великом была вытеснена рим. пасхалией Дионисия Малого. Геннадий Марсельский упоминает, что В. А. составил также хронологические таблицы событий от сотворения мира. Этими таблицами пользовались при составлении своих Хроник Проспер Тиро Аквитанский и Кассиодор . Возможно, В. А. также принадлежит соч. «Пролог Пасхи» (Prologus paschae). Соч.: Cursus Pachalis//PLS. 3. Col. 381-426; Prologus paschae//Ibid. Col. 427-441; Liber calculi//PL. 90. Col. 677 [Пс.-Беда]; De paschali//Ibid. Col. 712 [Пс.-Беда]. Лит.: CPL, N 2282-2283; Schwartz E. Christliche und jüdische Ostertafeln. B., 1905. Nendeln, 1970r. P. 427-441; Jones Ch. W. Bedae Pseudepigrapha. L., 1939. P. 53. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/158570.html

Именно для преодоления этой проблемы папа Лев через архидиак. Илара, или Илария (буд. папа; см. ст. Иларий ), обратился к галльскому ученому Викторию Аквитанскому с поручением составить пасхалию 532-летнего типа, не уступающую по точности александрийской, но сохраняющую традиционный рим. диапазон пасхальных дат. Как и следовало ожидать, эта задача оказалась невыполнимой. Составленная Викторием таблица дает те же даты Пасхи, что и александрийская, за исключением ряда случаев, к-рые оставлены на усмотрение папы. В кон. V-VI в. эта пасхалия распространилась по всему Западу, включая Италию. В Галлии, находившейся под властью франк. королей, пасхалия Виктория Аквитанского была признана в качестве официальной; Орлеанский Собор 541 г. предписал всем епископам и клирикам вычислять праздник Пасхи согласно ее таблицам, и лишь в спорных случаях предусматривалась апелляция в Рим. Однако у пасхалии Виктория было и немало критиков. Более авторитетной считалась александрийская пасхалия, к-рая уже в V в. была известна в лат. версии, а в 525 г. продолжена на лат. языке Дионисием Малым . В VII-VIII вв. пасхалия Виктория Аквитанского была окончательно вытеснена из употребления александрийской пасхалией в редакции Дионисия. Именно в этой таблице был впервые введен последовательный счет лет с 1 г. по Р. Х. (у Дионисия - «после Воплощения Слова»), от которого берет начало совр. система летосчисления. После повсеместного распространения александрийской пасхалии старая зап. пасхалия 84-летнего типа еще нек-рое время использовалась в Ирландии (до Собора в Ма-Лене ок. 630 г.) и Нортумбрии (до Собора в Уитби 664 г.); в числе последних в 716 г. от нее отказался мон-рь Ионы (о-ва св. Колумбы). В Уэльсе пасхалия Дионисия была принята лишь в 768 г. С этого времени вплоть до календарной реформы папы Григория XIII в 1582 г. все Церкви Западной и Восточной Европы отмечали Пасху одновременно в дни, устанавливаемые александрийской пасхалией. Споры с армянами (с VI в.) Последний крупный виток П. с. случился в сер. VI в. за пределами Римской империи, в Армении. В 552 г. закончилась использовавшаяся там 200-летняя пасхалия Андрея К-польского. Для составления ее продолжения, как передают арм. источники, в Александрии собралось совещание во главе с философом по имени Эас (Аякс, Эант) с участием мудрецов из Египта, Сирии, Аравии, Палестины, Эфиопии и др. стран (см.: Кузенков. 2015. С. 183-185). В результате была создана новая 532-летняя таблица, сохраняющая принципы пасхалии Андрея. На ее основе в Армении была установлена новая (т. н. большая армянская) эра, берущая начало с 11 июля 552 г.

http://pravenc.ru/text/2579726.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010