И святые Апостолы исполнились радости и прославили Господа Христа. Павел же святой и в Иерусалиме о имени Господа Иисуса состязался с иудеями и еллинистами и доказывал им, что Иисус есть предсказанный пророками Христос. Однажды, стоя в церкви и молясь, Павел неожиданно и непроизвольно пришел в исступление и увидел Господа. Господь сказал ему: «Поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что [здесь] не примут твоего свидетельства о Мне». Павел же сказал: «Господи! им известно, что я верующих в Тебя заключал в темницы и бил в синагогах, и когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, одобрял убиение его и стерег одежды побивавших его». И сказал ему Господь: «Иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам» (Деян.22:18–20). После сего видения, Павел святой, хотя и желал еще несколько дней пробыть в Иерусалиме, утешаясь свиданием и беседою с Апостолами, но не мог: иудеи, с коими он спорил о Христе, разъярились и хотели убить его. Узнав о сем, иерусалимские христиане проводили его в Кесарию и оттуда морем отправили в Тарс (на его родину), где он и пробыл несколько времени, проповедуя соотечественникам слово Божие. Сюда же потом, по внушению Святого Духа, пришел Варнава и взял Павла с собою в Антиохию Сирийскую, зная о назначении его быть Апостолом язычников; проповедуя здесь целый год в синагогах, они многих обратили ко Христу и назвали их христианами По прошествии же года, оба святые Апостолы, Варнава и Павел, возвратились в Иерусалим и рассказали святым Апостолам то, что произвела благодать Божия в Антиохии, и весьма обрадовали Христову церковь в Иерусалиме При этом они принесли обильную милостыню от доброхотных жертвователей в Антиохии, в пользу живших в Иудее братий нищих и убогих так как в то время, в царствование Клавдия был великий голод, предсказанный, по особенному откровению Святого Духа, святым Агавом, одним из 70 Апостолов Вышедши из Иерусалима, Варнава и Павел опять пришли в Антиохию. Когда они пробыли здесь несколько времени в посте и молитвах, в служении Божественной литургии и в проповедании Слова Божия, благоугодно было Святому Духу послать их к язычникам на проповедь Дух Святой сказал к старейшинам в Антиохийском собрании: «Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян.13:2).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

И святые Апостолы исполнились радости и прославили Господа Христа. Павел же святой и в Иерусалиме о имени Господа Иисуса состязался с иудеями и еллинистами [ 11 ] и доказывал им, что Иисус есть предсказанный пророками Христос. Однажды, стоя в церкви и молясь, Павел неожиданно и непроизвольно пришел в исступление [ 12 ] и увидел Господа. Господь сказал ему: «Поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что [здесь] не примут твоего свидетельства о Мне» . Павел же сказал: «Господи! им известно, что я верующих в Тебя заключал в темницы и бил в синагогах, и когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, одобрял убиение его и стерег одежды побивавших его» . И сказал ему Господь: «Иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам» (Деян.22:18–20). После сего видения, Павел святой, хотя и желал еще несколько дней пробыть в Иерусалиме, утешаясь свиданием и беседою с Апостолами, но не мог: иудеи, с коими он спорил о Христе, разъярились и хотели убить его. Узнав о сем, иерусалимские христиане проводили его в Кесарию [ 13 ] и оттуда морем отправили в Тарс (на его родину), где он и пробыл несколько времени, проповедуя соотечественникам слово Божие. Сюда же потом, по внушению Святого Духа, пришел Варнава и взял Павла с собою в Антиохию Сирийскую, зная о назначении его быть Апостолом язычников; проповедуя здесь целый год в синагогах, они многих обратили ко Христу и назвали их христианами [ 14 ]. По прошествии же года, оба святые Апостолы, Варнава и Павел, возвратились в Иерусалим и рассказали святым Апостолам то, что произвела благодать Божия в Антиохии, и весьма обрадовали Христову церковь в Иерусалиме [ 15 ]. При этом они принесли обильную милостыню от доброхотных жертвователей в Антиохии, в пользу живших в Иудее братий нищих и убогих [ 16 ], так как в то время, в царствование Клавдия [ 17 ], был великий голод, предсказанный, по особенному откровению Святого Духа, святым Агавом, одним из 70 Апостолов [ 18 ]. Вышедши из Иерусалима, Варнава и Павел опять пришли в Антиохию. Когда они пробыли здесь несколько времени в посте и молитвах, в служении Божественной литургии и в проповедании Слова Божия, благоугодно было Святому Духу послать их к язычникам на проповедь [ 19 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

иеромонах Иов (Гумеров) Св. евангелист Лука пишет: «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» (3:1–2). Император Октавиан Август умер 19 августа 14 года. Его приемником стал Тиберий (по старой транскрипции – Тиверий) (42 г. до Р.Х. – 37 г. по Р.Х.). 15– год правления этого кесаря будет от августа 28-го года до августа 29-го. В исследованиях по новозаветной хронологии некоторые авторы указывают, что Тиберий с 11-го или 12-го года был соправителем Августа. Однако мы не должны принимать в расчет этот факт, так как евангелист ясно говорит о 15-м годе правления Тиберия в должности кесаря. Из евангельского рассказа видно, что от начала проповеди великого Предтечи до прихода на Иордан Спасителя прошло некоторое время, так как имя Иоанна было уже известно во всей Палестине: «выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» ( Мк. 1:5 . С большой уверенностью можно отнести Крещение Господа нашего Иисуса Христа к началу 30-го года. Что известно о жизни, смерти и религиозных трудах Гамалиила? иеромонах Иов (Гумеров) Влиятельный и уважаемый в народе фарисей Гамалиил (евр. Гамлиэл – «Божия награда») был внуком известного равви Гиллела (ок. 70 г. до Р.Х. – 10 г. по Р.Х.) и сыном равви Симеона. По одному из преданий, он 32 года был председателем Синедриона (при императорах Тиверии, Калигуле и Клавдии). Будучи законоучителем и членом Синедриона, отличался выдающейся ученостью, личной честностью. Он старался быть вне политики, избегал крайностей, проявлял мудрость и осторожность. Гамалиил дал членам Синедриона совет, благоприятный для апостолов: Оставьте их; ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; [берегитесь], чтобы вам не оказаться и богопротивниками ( Деян. 5: 38–39 ). За свою ученость он первый получил почетный титул раббан (по-арамейски – «наш учитель»). Гамалиил является автором многих галахических постановлений (в том числе в защиту прав женщин), в которых присутствовала формула – «для блага человечества». Галлаха (от евр. глагола галах – «идти») содержит всю законодательную часть раввинистической литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Из приведенного отрывка мы также узнаем, что основным своим делом Павел считал наставление в вере: он призван не столько крестить, сколько готовить людей к крещению, а новокрещеных укреплять в вере через проповедь. Возможно, именно таким было распределение сфер ответственности между Варнавой и Павлом, выступавшими в тандеме: один крестил, другой проповедовал, поскольку «начальствовал в слове» ( Деян. 14:12 ). Отметим, что на начальной стадии повествования об их совместной деятельности Варнава упоминается первым, а Павел назван своим еврейским именем («Варнава и Савл» в Деян. 11:30; 12:25; 13:1–2:7 ). Однако в дальнейшем первенство переходит к Павлу, и мы читаем о «Павле и бывших при нем» ( Деян. 13:13 ) и о «Павле и Варнаве» ( Деян. 13:43,46,50; 15:2,22:35 ). Лишь иногда Варнава упоминается первым ( Деян. 14:14; 15:12 ), в том числе в окружном письме иерусалимской общины ( Деян. 15:25 ), что может свидетельствовать о сохранявшейся в ней недооценке роли Павла. 2. Путешествие в Иерусалим Рассказ книги Деяний о пребывании Павла и Варнавы в Антиохии включает упоминание о поездке в Иерусалим. Он начинается так: В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии. Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, что и сделали, послав собранное к пресвитерам через Варнаву и Савла ( Деян. 11:27 30). Далее Лука рассказывает о событиях в Иерусалиме – гонении царя Ирода I Агриппы на христиан; убийстве Иакова, брата Иоаннова; заточении Петра в темницу и его чудесном освобождении; смерти Ирода ( Деян. 12:1–23 ), – после чего возвращается к повествованию о Варнаве и Савле: Слово же Божие росло и распространялось. А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима (в Антиохию), взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком ( Деян. 12:24–25 ). Русский Синодальный перевод здесь ориентируется на textus receptus, 128 основанный на конкретной группе рукописей. Добавка «в Антиохию», взятая в скобки, довольно поздняя. Однако в некоторых рукописях стоит не «из Иерусалима (ξ Ιερουσαλμ)», а «в Иерусалим (ες Ιερουσαλμ)». 129 При таком чтении получается, что Варнава и Савл берут с собой Марка не из Иерусалима в Антиохию, а из Антиохии в Иерусалим. Тем не менее чтение «из Иерусалима» предпочтительно с точки зрения логики рассказа (в конце 11-й главы Варнава и Савл отряжаются антиохийской общиной в Иерусалим, в конце 12-й они оттуда возвращаются).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Имеется ввиду гелиоцентрическая модель устройства Солнечной системы (в центре Солнце, а Земля и другие планеты движутся вокруг него), носящая имя польского астронома Николая Коперника (1473-1543). Непринятие гелиоцентрической картины мира  Римо-католической церковью, а вслед за ней и Русской Церковью, Ломоносов ставит в параллель с непринятием возможности существования жизни на Венере. То есть буквально понимают слова Священного Писания: «Иисус воззвал к Господу в тот день, ...и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: " стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день " ?» [Ис.Нав.10:12-13]. Далее Ломоносов приводит ряд астрономов Античности: Никита Сиракузянин, лицо неизвестное современной науке, исторически упоминается лишь в книге Коперника “О вращении небесных сфер” (“De Revolutionibus Orbium Coelestium”, 1543); в системе мира Филолая (вторая половина V b. до Р.Х.) впервые допускалось движение Земли, которая уже не помещалась в центр Вселенной; Аристарх Самосский (ок. 310 — ок. 230 до Р.Х.) впервые предложил гелиоцентрическую систему мира, за что был обвиняем неким Клеантом в безбожии. Здесь имеются в виду сложные геоцентрические модели мира древнегреческого астронома Клавдия Птолемея (ок. 87—165) (в центре Земля, а Солнце и другие планеты движутся по кругу, называемому эпициклом, центр которого, в свою очередь, движется вокруг Земли по другому кругу) и датского астронома Тихо Браге (1546-1601) (Солнце движется вокруг Земли, стоящей в центре мироздания, а планеты - вокруг Солнца). «Очень удачным оказалось написанное Ломоносовым специально для этого „Прибавления” стихотворение „Случились вместе два астронома в пиру…”. Следует отметить, что в стихотворении его автором допущена вольность: строго говоря, вместо „Птоломей”, следовало сказать „Тихо Браге”, поскольку фраза „Другой, что Солнце все с собой планеты водит...” выражает систему мира Тихо, а не Птолемея». (Ломоносов М.В. Приложения: Примечания к работе 9//Полное собрание сочинений. Том 4. Труды по физике, астрономии и приборостроению 1744-1765гг. М.-Л.: Академия наук СССР, 1955, с.774.)

http://bogoslov.ru/article/1249116

История продолжала завязывать и развязывать свои узелки… В год 50-й, по свидетельству римского историка Светония, императором Клавдием были изгнаны из Рима евреи – в связи с тем, говорит историк, что они «постоянно были возмущаемы неким Хрестум». Это было первое – пусть и с ошибочным написанием – упоминание Иисуса Христа в латинских исторических источниках… Проповедь апостола Павла достигла между тем Афин – столицы тогдашней философской образованности. И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам ( Деян. 17, 22–23 ). Диспуты Павла с языческими философами в Афинах предвосхищали будущий синтез библейской религии откровения и греческой античной диалектики, который со временем ляжет в основу всего святоотеческого богословия. Одного из философов – Дионисия Ареопагита , т. е. члена Афинского Ареопага, – апостолу Павлу удалось даже обратить в христианство. Он стал первым епископом Афинской Церкви. Просветив Грецию, апостол Павел и сам намеревался перенести свою миссионерскую деятельность на запад, в Рим и Испанию. Как только предприму путь в Испанию, приду к вам ( Рим. 15, 24 ), – писал он в Послании к Римлянам. Но в столицу Римской империи ему суждено было попасть не в качестве свободного проповедника, а под стражей, поскольку, арестованный в Иерусалиме, он как римский гражданин потребовал «суда кесаря». Это был мудрый тактический маневр. Неслучайно прибытием апостола Павла в Рим весной 61 года евангелист Лука заканчивает книгу Деяний святых апостолов: с приходом в Рим дело первоначальной проповеди апостолов завершено, христианским благовестием охвачена вся вселенная. Впрочем, есть исторические данные, что апостол Павел в Риме был вскоре освобожден из-под стражи и смог совершить задуманное им путешествие на запад, в Испанию. С памятью этого последнего его благовестнического путешествия связывают селение на атлантическом побережье Испании, расположенное на мысе, который так и называется: Финистерра – «Край Земли».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

К 1905 году строительство храма было почти завершено. Расписать храм в 1908 году княгиня предложила своему близкому другу Н.К. Рериху. Тогда же пришло решение посвятить храм Святому Духу. «Я только забросила слово, а он откликнулся. Слово это - храм… - вспоминала в Париже в 1920-е годы М.К. Тенишева. - Только с ним, если Господь приведёт, доделаю его. Он человек, живущий духом, Господней искры избранник, через него скажется Божья правда. Храм достроится во имя Духа Святого. Дух Святой - сила Божественной духовной радости, тайною мощью связующая и всеобъемлющая бытие… Какая задача для художника! Какое большое поле для воображения! Сколько можно приложить к Духову храму творчества! Мы поняли друг друга, Николай Константинович влюбился в мою идею, Духа Святого уразумел. Аминь. Всю дорогу от Москвы до Талашкина мы горячо беседовали, уносясь планами и мыслью в беспредельное. Святые минуты, благодатные…» Об этой встрече с Марией Клавдиевной свои воспоминания в 1928 году, в год смерти княгини, оставил и Николай Константинович: «Мы решили назвать этот храм - Храмом Духа. Причем центральное место в нём должно было занимать изображение Матери Мира. Та совместная работа, которая связывала нас и раньше, ещё более кристаллизовалась на общих помыслах о храме. Все мысли о синтезе всех иконографических представлений доставляли Марии Клавдиевне живейшую радость. Много должно было быть сделано в храме, о чём знали мы лишь из внутренних бесед». Результатом «внутренних бесед» Марии Клавдиевны и Николая Константиновича, духовно близких друг другу творцов России, стало создание нового православного храма - Храма во имя Святого Духа. Издревле на Руси существовала традиция строить храмы, посвященные Сошествию Святого Духа, в которых воспевались события, описанные в Деяниях апостолов: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». Существовала веками разработанная иконография, изображающая апостолов или Богоматерь с апостолами, на которых нисходят языки пламени. Особенностью храма во Флёнове является то, что он посвящён не Сошествию, а самому Святому Духу. Есть все основания утверждать, что храм во Флёнове стал первым и на Руси, и в России, имеющим подобное посвящение.

http://sobory.ru/article/?object=03165

Как римский гражда­нин апостол мог лично защищать свою невинность, и так как на лицо не оказалось достаточных свидетельств для решения дела, то суд над апостолом был отсрочен на некоторое вре­мя и апостолу пришлось опять пойти в мрачную темницу для ожидания своей участи. Из этой темницы он нанизал свое последнее послание, именно второе послание к своему возлюблен­ному Тимофею. Напомнив ему о том, чтобы он «взгревал полученный им чрез рукоположение дар Божий», апостол повторил свое предостережение против непотребного пустословия таких лжеучителей, как Именей и Филлит, равно и предсказывал о том, какие еще тяжкие дни ожидают церковь . Затем, говоря о своем положении, апостол прямо заявляет, что он уже становится жертвою, и время его отшествия настало. «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохра­нил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его». Указав на свое томи­тельное одиночество, так как все его сотрудники, за исключением Луки, разошлись по разным странам, он просил Тимофея прийти к нему возможно скорее и взять с собою Марка, который оказался ему нужен для служения. Вместе с тем апостол наказывал Тимофею, что когда он пойдет, то захватил бы с собой и фелонь, который он оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные. Затем, предостерегая Тимофея от Александра медника, причинившего апостолу столько зла, он заканчивает передачею приветствия от новообращенных им братий – Еввула, Пуда, Лина и Клавдии. «Господь Иисус Христос со духом твоим. Благодать с вами. Аминь». Неизвестно, успел ли Тимофей застать ап. Павла еще в живых. Дело его подверглось новому разбирательству, и на этот раз большинство судей, быть может под давлением черни, склонилось к обвинительному приговору, и ап. Павел осужден был на обезглавление. Мученическая кончина его со­вершилась в 13-й год царствования Нерона, именно 29 июня, каковой день и чтится церковью как день памяти величайшего из апостолов вместе с его собратом – апостолом Петром, потерпевшим мученичество в один день с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Как-то в антиохийскую общину пришли христианские проповедники, среди которых был пророк Агав. Он предсказал голод в Иерусалиме, что и сбылось во время правления римского императора Клавдия. С той поры у христиан Антиохии появилось еще одно важное дело — сбор пожертвований для иерусалимских братьев. Собранные средства Савл и Варнава лично отвезли в Иерусалим и передали в руки «первейших», или «верховных», апостолов, как уважительно будет называть апостол Павел ближайших учеников Христа. В Сирию друзья вернулись вместе с Марком — племянником Варнавы. Через какое-то время так же, втроем, они отправились в большое миссионерское путешествие. Апостолы вышли в дальний путь налегке, да и во всем остальном они старались следовать заветам Христа: Не берите ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте. В какой дом войдете, сперва говорите: «мир дому сему»; и если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш, а если нет, то к вам возвратится. В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом. И если придете в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, и исцеляйте находящихся в нем больных, и говорите им: «приблизилось к вам Царствие Божие». Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам... (Лк. 10: 4-11). Первым местом их миссионерских трудов стал Кипр — родина Варнавы. На острове было много крупных еврейских общин, а следовательно, и синагог, где в первые десятилетия христианства велась проповедь. Ведь изначально евреям, знакомым с древними предсказаниями Священного Писания, было легче объяснять, что во Христе все эти пророчества наконец-то свершились. Проповедники высадились в восточной части Кипра и пришли в Саламин — родной город Варнавы. Церковное предание сохранило для нас имя брата Варнавы — Аристовул, который станет епископом в далекой Британии, и в этом тоже угадывается след той кипрской миссии...

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Когда же Павел понял, что в синедрионе нет единства из-за того, что его члены принадлежали к различным религиозным течениям – фарисеев и саддукеев, он сказал: Мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят (Деян. 23, 6). Надо сказать, что вопрос о воскресении мертвых был одним из важнейших разногласий между фарисеями и саддукеями. Так что после сказанного Павлом собрание сразу же разделилось. Книжники фарисейской стороны в пику саддукеям готовы были оправдать Павла; они кричали: Ничего худого мы не находим в этом человеке; если же дух или Ангел говорил ему, не будем противиться Богу (Деян. 23, 9). Саддукеи же готовы были растерзать и фарисеев, и Павла. Видя такое развитие событий, тысячник приказал солдатам взять Павла и отвести его в крепость. В следующую же ночь после суда в синедрионе Павлу явился Христос, Он поддержал свидетеля Своего, сказав: Дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме (Деян. 23, 12). Между тем, апостола поджидала новая опасность – около сорока иудеев дали обет не есть и не пить, пока не убьют Павла. Они объявили о своей клятве старейшинам и первосвященнику, которые поддержали их, согласившись вызвать апостола Павла на новое разбирательство в синедрион, так чтобы на дороге была устроена засада. Об этом заговоре случайно узнал племянник апостола – сын его сестры. Придя в крепость, где Павел содержался под стражей, он рассказал дяде о заговоре, составленном против него. Сохранив присутствие духа, Павел позвал центуриона и просил его отвести юношу к тысячнику, дабы сообщить ему нечто важное. Центурион выполнил просьбу апостола и препроводил его племянника к Клавдию Лисию. Узнав, что Павел прислал к нему юношу, знающего нечто важное, тысячник отвел его в сторону и спросил, что же он может сообщить. Юноша сказал: Иудеи согласились просить тебя, чтобы ты завтра вывел Павла пред синедрион, как будто они хотят точнее исследовать дело о нем. Но ты не слушай их; ибо его подстерегают более сорока человек из них, которые заклялись не есть и не пить, доколе не убьют его; и они теперь готовы, ожидая твоего распоряжения (Деян. 23, 20–21). Тысячник сразу понял насколько опасно создавшееся положение. Он просил юношу молчать обо всем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010