В храме Афродиты Пандемосской открыто творились всякие мерзости, а частная жизнь разноплеменных обитателей Коринфа, стекавшихся сюда ради торговых и всяких других целей, столь была распущена, и эта распущенность столь была общеизвестна и обычна, что «жить по-коринфски» на тогдашнем языке означало «жить распутно». 31 Сия благочестивая и гостеприимная чета первоначально жила в Риме, но принуждена была оттуда удалиться со всеми прочими иудеями вследствие обнародованного повеления императора Клавдия. 35 Но конец пребывания апостольского в Коринфе ознаменовался некоторым прискорбным событием, которое, собственно, и заставило Св. Павла удалиться из этого города, чтобы идти на проповедь в другие города и страны. Раздраженные успехами проповеди апостольской иудеи «напали единодушно на Павла и привели его пред судилище, говоря, что он учит людей чтить Бога не по закону». Сущность этого обвинения состояла в том, что Павел сделался основателем какой-то новой секты сверх дозволенных законами римской империи вероисповеданий. Это было в проконсульство известного своим благородством и образованностью Галлиона, брата Сенеки и дяди поэта Лукана. Когда Павел хотел открыть уста для защищенной речи, Галлион сказал иудеям: «Иудеи! если бы какая-нибудь была обида или злой умысел, то я имел бы причину выслушать вас. Но когда идет спор об учении, и об именах, и о законе вашем, то разбирайте сами; я не хочу быть судьей в этом. И прогнал их от судилища». Дело этим, однако же, не кончилось. Услыхавши решение проконсула, презиравшие евреев эллины устремились на них в той же судебной палате: схватив главного вожака возмущения Сосфена, начальника синагоги, «они били его пред судилищем, и Галлион нимало не беспокоился этим». После такого возбуждения страстей и озлобления иудеев Павел, хотя и пробыл еще довольно дней в Коринфе, но простился все-таки с братьями и отплыл в Сирию (с ним и Акила и Прискилла). Вышеозначенного Сосфена отнюдь не нужно смешивать с тем, о котором говорил Апостол в послании своем к Коринфянам ( 1Кор. 1:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Вместе с отрядом тысяченачальник отправляет прокуратору письмо следующего содержания: Клавдий Лисий достопочтенному правителю Феликсу – радоваться. Сего человека Иудеи схватили и готовы были убить; я, придя с воинами, отнял его, узнав, что он Римский гражданин. Потом, желая узнать, в чем обвиняли его, привел его в синедрион их и нашел, что его обвиняют в спорных мнениях, касающихся закона их, но что нет в нем никакой вины, достойной смерти или оков. А как до меня дошло, что Иудеи злоумышляют на этого человека, то я немедленно послал его к тебе, приказав и обвинителям говорить на него перед тобою. Будь здоров ( Деян. 23:26–30 ). Настоящее письмо – второй после послания Апостольского Собора письменный документ, целиком включенный Лукой в повествование. Можно было бы предположить, что Лука сочинил письмо, однако есть немало оснований считать, что он имел доступ к самому документу, точнее к его копии, которой и воспользовался. 473 С писем подобного рода, имевших официальный статус, как правило, копии снимались еще до отправки. 474 Такие копии затем хранились в архивах, и одна из них вполне могла каким-нибудь образом оказаться в руках Луки, В пользу аутентичности документа свидетельствует то, что он имеет все признаки делового письма. Оно начинается с имени отправителя (superscriptio), за которым следуют имя адресата (adscriptio) и традиционное приветствие (salutatio): «радоваться» (χαιρειν). Подобную же структуру мы встречаем в апостольских посланиях, включенных в Новый Завет , в том числе в посланиях Павла: они тоже, как правило, начинаются с имени автора, за которым следуют имя адресата (индивидуального или коллективного), а затем приветствие. 475 Таким приветствием в данном случае служит глагол «радоваться» в инфинитиве: им же открываются послание Апостольского Собора ( Деян. 15:23 ) и Послание Иакова ( Иак. 1:1 ). За начальной частью следует основная содержательная часть, в которой сухим деловым языком излагается суть вопроса. Письмо заканчивается традиционным заключительным приветствием «будь здоров» (ρρωσο).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Восьмой день. Поучение 2-ое. Св. апостолы: Иродион, Агав, Руф, Асинкрит, Флегонт и Ерма. (Труды св. апостолов). I. Ныне св. церковь воспоминает св. апостолов от 70-ти: Иродиона, Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта, и Ерма. Святый апостол Иродион, родом из Тарса Киликийского, сродник св. апостола Павла, был епископом Неопатрийским и много пострадал за веру от иудеев и язычников. Однажды они замучили его до полусмерти; но благодатию Божией апостол выздоровел и в Риме проповедывал Евангелие со святым Петром. По мученической же кончине Петра, он был усечен мечем. О нем упоминает апостол Павел в послании к римлянам (гл. 16, 11). Св. апостол Агав, исполненный духа пророческого, проповедывал в странах, окружавших Иудею. В Деяниях апостолов упоминается о нем. «В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии». (11, 27–28). Тот же Агав предвозвестил, что апостола Павла ожидают в Иерусалиме узы. Об апостоле Руфе, бывшем епископом в греческом городе Фивах, упоминает апостол Павел в послании к римлянам: «приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою» (гл. 16, 13). Тут же упоминает он и об апостоле Асинкрите, который был епископом в Иркании, об апостоле Флегонте, епископе Марафонском, апостоле Ерме, епископе Далматском. II. Все эти святые апостолы ревностно проповедывали слово Божие по вселенной и перенесли мучения за веру Христову. В день посвященный их памяти не бесполезно сказать нечто о трудах, понесенных апостолами. а) Исполняя завещание своего Учителя и Господа, святые апостолы тотчас по вознесении Его на небо и по сошествии на них Св. Духа вступили в великое служение всемирных проповедников Евангелия. И святый Петр в самый день сошествия Св. Духа своею проповедию обратил ко Христу три тысячи душ, а чрез несколько времени, исцелением хромого от рождения при храме Иерусалимском и проповедию о Христе, приобрел для церкви Христовой пять тысяч человек. С того времени, как он, так и прочие апостолы, не переставали проповедывать Христа, Спасителя мира, иудеям и язычникам, рассеянным по всем известным тогда странам. Таким образом исполнилось повеление Христово, данное апостолам: «шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари» ( Марк. 16, 15 ). Действительно, из уст апостолов услышали проповедь Евангелия все части тогдашняго мира: и Азия, и Африка, и Европа; и можно было, без преувеличения, сказать, что «во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенные глаголы их» ( Рим. 10, 18 ). Так святые апостолы основанную на краеугольном камени Иисусе Христе благодатную церковь Божию утвердили и распространили, поставили в ней пастырей, – епископов, пресвитеров и диаконов, учредили чин совершения таинств, показали образцы общественного богослужения и спасительное учение веры и жизни христианской преподали навсегда в своих Богодухновенных писаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

— Все! Батюшка! Сдаюсь! Ты меня, как всегда, «завалил»! — И еще сказано: «.. Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе». А также: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем». И еще: «Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое». — Добил, добил, отец Флавиан! — Я всем своим видом выразил глубочайшее смирение. — Ну хоть остатки-то доесть можно? — Кушай, Леша, кушай! Приятного тебе аппетита! — Флавиан обмакнул солидный кусок щупальца своего октопуса в соус и положил его в рот. И вот так всегда! Почти два года прошло после первого посещения нами Святой горы. Сколько воды утекло, сколько всего произошло за это время! Во-первых, на нынешнюю Пасху владыка Мй посвятил отца Флавиана во игумена, пошутив при этом: «Что ли, на монастырь тебя какой-нибудь настоятелем поставить, отец игумен?» Заметив испуг в глазах новоиспеченного игумена, рассмеялся: «Да ладно уж, не бойся! Сиди в своем ненаглядном Покровском, у тебя там и так уже свой “монастырь”!» Владыка имел в виду поселившуюся в новом приходском доме «келейницей» к сильно сдавшей матери Серафиме инокиню Клавдию. Да, да, да! Вы правильно догадались! Наша драгоценная Клавдия Ивановна выдала Катюшу замуж за летчика Игоря, уезжавшего к новому месту службы, оставила мир и поселилась в нашей «обители». Владыка Мй сам постриг в иночество ее и послушницу Галину, ушедшую из известного монастыря в соседней епархии, насквозь пораженного борьбой с ИНН, паспортами, штрих-кодами, мобильными телефонами, пропагандой «святости» царя Ивана Грозного и прочими стандартными атрибутами отечественного «зелотства». Поварившись в этом монастыре более полутора лет и до тошноты нахлебавшись всей полноты «христианской любви ревнителей благочестия», она в заключение посидела две недели на хлебе и воде в монастырском БУРе (в сталинском ГУЛАГе «БУР» — барак усиленного режима) за отказ впаривать многочисленным паломникам какие-то уж совсем непотребные брошюрки про священноначалие РПЦ.

http://azbyka.ru/fiction/flavian-vosxozh...

Все это и дало повод Апостолу Павлу немедленно обратиться к Фессалоникийцам с посланием, во-первых, для того, чтобы выразить им свою радость о вере их, во-вторых, с целью предложить врачевание против замеченных у них Тимофеем нравственных недугов, и, в-третьих, — успокоить их относительно судьбы умерших и предложить им учение о втором пришествии Христовом. Время и место написания Несомненно, что Послание к Фессалоникийцам написано весьма скоро после обращения Фессалоникийцев ко Христу. Это видно из того, что в нем " Апостол стоит под живым впечатлением, произведенным на него обращением Фессалоникийцев и своим в них пребыванием " (Еп. Ф.). Как само послание, так и кн. Деяний дают нам ясные указания места, откуда оно было написано. Так в начале 3-ей главы Апостол пишет: " He терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни, и послали Тимофея, брата нашего ... чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей " , а далее: " теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес нам добрую весть о вере и любви вашей ... то мы ... утешились вами, братие " (1 Фес. 3:1-7). Отсюда видно, что послание написано тотчас же по возвращении Тимофея. Из кн. Деяний видно, что возвратившийся Тимофей, вместе с Силой прибыл к Апостолу Павлу уже не в Афины, а в Коринф. Отсюда следует, что Послание к Фессалоникийцам написано в Коринфе . Определению времени написания послания помогают сведения, которые дает кн. Деяний о пребывании Апостола Павла в Коринфе. Она сообщает, что, придя в Коринф, Апостол Павел поселился у Акилы и Прискиллы, Иудеев, изгнанных императором Клавдием из Рима. Указ об изгнании иудеев из Рима, по сообщению римских историков Светония и Тацита, был издан в 52 году. Надо прибавить к этому, по крайней мере, год — время необходимое на переселение Акилы в Коринф и устройство там. Поэтому и полагают, что послание к Фессалоникийцам написано в 53 году или в начале 54 года . Это — самое раннее послание. Содержание Первое послание к Фессалоникийцам содержит в себе пять глав. Оно ясно распадается на две части:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

всем находящимся в Риме, возлюбленным Божиим, призванным святым ( πασιν τος οσιν ν Ρμη)...» Нужно признать, что это является одним из самых серьезных аргументов в пользу существования в Риме в доме Акилы отдельной церкви. Если это так, то можем ли мы ограничиться признанием существования в Риме только одной «домашней церкви» Акилы или мы должны допустить возможность существования множественности церквей в Риме? Первое предположение, как мы уже указали, делает очень странной фигуру Акилы. Что касается второго, то оно вызывает недоумение, почему ап. Павел не упомянул о других хозяевах «домашних церквей» в Риме. Как показывает его послание, он хорошо был осведомлен о положении Римской церкви, вероятно, от того же самого Акилы. Если бы они были, то ап. Павел, несомненно, о них бы упомянул. Гипотеза существования множественности Евхаристических собраний в Римской церкви остается весьма мало доказанной. Что касается объяснения приветствия церкви, собирающейся в доме Акилы, в послании к Римской церкви, то нам кажется, что его надо искать в другом направлении, чем это обычно принято думать. Дело в том, что у нас нет никакой уверенности, что Акила и Прискилла по возвращении в Италию поселились в самом Риме. И даже больше, у нас нет полной уверенности, что до своего изгнания они проживали в Риме. Лука сообщает следующее: «после сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф. И, нашедши некоторого иудея, именем Акилу, родом понтянина, недавно прибывшего из Италии, и Прискиллу, жену его, потому что Клавдий повелел всем иудеям удалиться из Рима, пришел к ним» ( Деян. 18: 1–2 ). Лука говорит об эдикте имп. Клавдия (41–54 гг.) об изгнании иудеев из Рима. Вряд ли можно допустить, что эдикт Клавдия ограничивался только одним еврейским кварталом в Риме. В лучшем случае эдикт касался всех иудеев, проживающих в пределах префектуры города, подчиненной префекту Рима 180 . Если бы эдикт относился к одному только Риму, то Акиле, если он проживал в городе, не было необходимости переезжать в Коринф.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Вскоре в Кесарии появились и ожидаемые там жалобщики на апостола: Анания и другие старейшины, приведшие, конечно, целый легион бесов с собою... Агнец Христов – Павел был; под стражей в Иродовой претории. На первом рассмотрении дела ничего не было решено, но: «Через несколько дней Феликс, придя с Друзиллою, женой своею, Иудеянкою, призвал Павла, и слушал его о вере во Христа Иисуса. И как он говорил о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс пришел в страх и отвечал: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя. Притом же надеялся он, что Павел даст ему денег, чтобы отпустил его: посему часто призывал его и беседовал с ним» (24, 24–26). Примечательно здесь сочетание некоего, несомненно религиозного, страха Феликса во время слов апостола о правде, воздержании и суде, с его явным желанием получить с апостола взятку. Этот тип религиозности человеческой не чужд и нашей эпохе: в делах, в жизни и психологии – прочное служение своим эгоистическим интересам, а где-то в глубине души – «трещинка в вечность», смутное, но уже святое беспокойство от соприкосновения с миром таинственным, с областью непостижимой, но как-то реальной... «Может быть, реальной»... Непросветленная вера в иное могущественное бытие правды и суда, страх от начала осознания этого бытия и суда и в то же время, – хладная отдаленности разума, сердца и воли от Истины. 47. Ритор Тертул Тертул произносит обвинительную речь против апостола. Речь эта напоминает речи обычных наемников, говорящих не от сердца, а то, что надо тем, которые наняли их. Это был ходатай по делам, адвокат, без коего не обходились государственно-судебные дела и в апостольское время. Кратко, но обстоятельно, выразил Тертул точку зрения первых преследователей христиан. Христианство им представлялось «назарейской ересью». Представители христианства – «язвой общества». Польстив Фесту и его государственной мудрости, апеллируя к нему, как к блюстителю мира, иудеи чрез своего адвоката приносят косвенную жалобу и на Клавдия Лисия, вырвавшего у апостола Павла из рук их. Этим свидетельствуют они о несомненно благом намерении и поступке иерусалимского тысяченачальника, который стал, сам того не зная, архистратигом-ангелом в отношении апостола.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Второй суд у Пилата ( Лк. 23:13–23 ; Мк. 15:6–14 ; Мф. 27:15–23 ; Ин. 18:39–19:12 ) Прот. Богословский Когда Иисус Христос приведен был от Ирода обратно на суд к Пилату, тогда Пилат позвал первосвященников, начальников и народ, и сказал им: «Вы привели ко мне Этого Человека как развратителя народа. Вот, я при вас расспрашивал и решительно не нашел, чтобы Этот Человек виновен был, в чем вы Его обвиняете, и Ирод также. Потому что я посылал Его к Ироду, оказалось, что Он не сделал ничего, за что заслуживал бы смертную казнь. Итак, я, наказав Его, отпущу». А ему и надлежало, по заведенному порядку, ради праздника Пасхи (в память освобождения евреев из Египта) отпустить одного узника, на которого укажет народ. Народ уже и имел в виду одного узника, по имени Варавву, который в это время содержался в темнице с другими сообщниками за какое-то убийство в городе, произведенное ими во время мятежа. И так как народ, собравшись пред домом правителя, начинал кричать и просить того, что всегда для них делали, то Пилат и задумал воспользоваться этим случаем к освобождению Иисуса. Он знал, что первосвященники предали Его из зависти, и полагал, что народ будет рад освободить Его. И потому сказал народу: «У вас есть обычай, чтобы я одного (узника) освобождал вам ради Пасхи: хотите ли, я отпущу вам Царя Иудейского – Иисуса, называемого Христом?» (Между народом начались переговоры). Между тем, когда Пилат сидел на судейском месте, жена его, которую предание называет Клавдиею Прокулою, прислала ему сказать: «Не делай ничего Этому Праведнику; потому что я ныне во сне много пострадала за Него». В это время первосвященники и старейшины научили народ просить, чтобы лучше отпустили им Варавву (который, должно быть, выставлен был перед ними как ревнитель их отечественной свободы), а Иисуса (Который возбудил было такие ожидания, а теперь и Сам спасти Себя не может) погубили. Итак, когда Пилат обратился к народу за ответом, кого отпустить им, они закричали все: «Не Его, но Варавву». Пилат говорит им: «Что же мне делать с Иисусом, Которого вы называете Христом, Царем Иудейским?» Они опять закричали все: «Распять, распять Его!» Пилат сказал им: «Какое зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нашел в Нем. Наказать накажу Его; но отпущу». Но они еще больше стали кричать: «Распни Его!» И превозмог крик народа и первосвященников.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Глава 3    Впрочем, как мы выше сказали, нам необходимо скорбеть, потому что никакой город безнаказанно не совершит пролития нашей крови. Так было и в правление Гилариана, когда кричали о местах (de areis) наших погребений: «areae non sint», да не будет кладбищ, «areae ipsorum non fuerunt», и не было токов у них самих, так как они не сделали жатв. Но и дожди прошлого года о чем напомнили людям, это ясно. Они напомнили, конечно, о том, что и раньше был потоп за неверие и несправедливости рода человеческого. И чем угрожали огни, весьма недавно висевшие над стенами Карфагена в продолжение ночи, знают те, которые видели их. И на что указывали прежние громы, знают те, которые были глухи к ним, Все это — знамения грозного гнева Божия. Нам необходимо, насколько мы можем, и возвещать о нем, и предсказывать его, и молиться, чтобы он теперь был поместным. Конечно, в свое время узнают гнев всеобщий и последний те, которые знамения его толкуют иначе. Конечно, и прекращение солнечного света в Утическом округе было необыкновенны явлением, потому что солнце, стоя на своей высоте и в своем месте, не могло сделать это своим обыкновенным затмением. Впрочем вы имеете астрологов. Мы можем также сказать тебе и о кончине некоторых правителей, которые пред смертью своею сознались, что они согрешили в том, что мучили христиан.    Вигеллий Сатурнин, который первый поднял здесь меч против нас, лишился зрения. Клавдий Луций Герминиан, когда, негодуя на то, что жена его перешла в эту секту, жестоко поступал с христианами в Каппадокии и когда, один только болея в своем дворце, заживо съедался червями, говорил: пусть никто не знает об этом, чтобы христиане не радовались и христианки не надеялись. Потом сознав свое заблуждение, так как он делал то, что некоторые благодаря пыткам отпадали от своей веры, умер почти христианином. Цецилий Капелла во время известной погибели Византии воскликнул: радуйтесь, христиане! Но и те, которые не понесли никакого наказания, придут для наказания в день божественного суда. И тебе мы желаем, чтобы тот удар, которому ты подвергся тотчас после того, как осудил Мавила Адруметского для зверей, служил для тебя единственным напоминанием, и теперь по этой причине произошло повреждение крови. Но помни об этом и на будущее время.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Господь же мне предста и укрепи мя, да мною проповедание известно будет, и услышат вси языцы» . Когда Павел, по требованию им высшего суда, отослан был Фестом в Рим, тогда, оправдавшись, отпущен как невинный, отправился в Испанию и, пройдя к другим народам, принес им светильник учения. Посему первым «ответом» назвал данный во время оного пребывания в Риме. «И избавлен бых от уст львов. Львом» назвал Апостол Нерона, и как царя, и как самого жестокого. 2Тим.4:18.   И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь. «И избавит мя Господь от всякаго дела лукава и спасет во Царствие Свое Небесное: Емуже слава во веки веков, аминь» . Апостол не сказал: «В другой раз избавит меня от льва», но говорит: «от всякаго дела лукава» ; ибо знал, что непременно приимет конец жизни. 2Тим.4:19.   Приветствуй Прискиллу и Акилу и дом Онисифоров. «Целуй Прискиллу и Акилу, и Онисифоров дом» . Апостол опять мужу предпочел жену, потому что была, без сомнения, ревностнее и большее имела усердие к доброму. Но поелику у Тимофея был Онисифор, то приветствовал его дом и в приветствии преподал благословение. 2Тим.4:20.   Ераст остался в Коринфе; Трофима же я оставил больного в Милите. «Ераст оста в Коринфе: Трофима же оставих в Милите боляща» . Апостол и сие прибавил, побуждая Тимофея к поспешнейшему отправлению в путь и извещая, что все близкие оставили его по разным причинам. 2Тим.4:21.   Постарайся прийти до зимы. Приветствуют тебя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдия, и все братия. «Потщися прежде зимы приити» . Всем этим указывает на кончину. «Целуют тя Еввул, и Пуд, и Лин, и Клавдиа и братия вся» . Рачительнейших перечислил поименно, других же назвал общим именем. Лин же, как говорят, был преемником великого Петра и после него правил престолом Римской церкви. 2Тим.4:22.   Господь Иисус Христос со духом твоим. Благодать с вами. Аминь. «Господь наш Иисус Христос со духом твоим» . Сие благословение дал Тимофею и по обычаю прибавил: «Благодать с нами, аминь» . Включил себя к причастию благодати.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2910...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010