— Не буду есть и пить, если надо мной не будет совершено таинство христианской веры. — Измени службу твою, — отвечал Севастиан, — и начни служить более, как Христов протоскриниарий, нежели как епархов; послушай моего совета, собери всех, кого имеешь в узах и темницах, я же призову иерея Божия, и ты, вместе со всеми уверовавшими сподобишься от него святых таинств. Если диавол старается отторгнуть от Христа святых рабов Его, то как должны заботиться мы, чтобы, отторгнув от диавола тех, коих он хочет погубить, обратить их к нашему Создателю! Никострат возразил: — Может ли святыня быть дарована злодеям и осужденным на смерть преступникам? Севастиан отвечал: — Спаситель наш пришел в мир ради нас грешных и даровал таинство крещения, коим отнимаются от людей грехи и беззакония и подается Божественная благодать. В самом начале твоего обращения принеси сей дар Христу, позаботься о спасении других, и будет тебе в награду мученический венец, сплетенный из неувядаемых цветов многих добродетелей. Услышав сие, Никострат пошел к комментарисию [ 6 ] Клавдию и велел ему прислать к себе в дом всех осужденных и содержимых в узах. Когда всё это было сделано и окованные железом узники собрались, святой Севастиан обратился к ним с поучительным словом спасения и, найдя, что они приуготовлены к вере Христовой и способны к принятью Божественной благодати, велел освободить всех от уз, пошел к пресвитеру святому Поликарпу, скрывавшему свое звания из-за гонения, и рассказал ему всё происходящее. Возблагодарив за сие Бога, святой Поликарп пошел с Севастианом в дом Никострата и обратившись ко всему собранию верующих, сказал: — Блаженны все вы, слышавшие слово Господа нашего Иисуса Христа, говорящего: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28–30). Вам же, братия, которых омоет вода крещения и, освятив, сотворит возлюбленными сынами Бога, необходимо покаяние, чтобы получить прощение прежних грехов. Теперь же, когда вы являете такое усердия ко Христу, Богу нашему, что, веруя в Него, готовы умереть за Него, и от чего сначала хотели отвратить других, теперь сами желаете того, — вы получили уже прощение и победу над невидимым врагом. Силен Христос Господь наш, изводит свет из тьмы и из отверженных сосудов творит избранные; так сотворил Он из Савла Павла, из отступника — Апостола и из гонителя — учителя. Так и вас сегодня призвал Он от язычества в Церковь Свою, из неверных сотворил верными рабами Своими и из врагов Своими друзьями. Об обращении вашем плачет и рыдает всё сонмище бесов, сынов тьмы; все же лики святых небесных Ангелов, сынов света, радуются и веселятся о вашем просвещении. Итак пусть каждый из вас напишет свое имя и подаст мне. Принятию же крещения пусть предшествует пост: поститесь до вечера; когда же вещественный свет зайдет, невещественный воссияет вам в крещении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Апостол Агав , первохристианский пророк, упомянут в Деяниях апостолов дважды: в первый раз в связи с тем, что предсказал великий голод в Иудее при Клавдии ( Деян. 11:27–30 ), то есть голод 44–48 годов, когда Антиохийская христианская община заблаговременно собрала средства и послала братии в Иерусалим. Он же предсказал святому апостолу Павлу, что ждет его в Иерусалиме: «Взял пояс Павлов и, связав им себе руки и ноги, сказал: «Так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме иудеи и предадут в руки язычников» ( Деян. 21:11 ). По преданию, святой пророк и апостол Агав мученически скончался в Антиохии (ныне г. Антакья в Турции). Апостол Асинкрит был епископом в Гиркании Асийской (область на юго-восточном побережье Каспийского моря). О нем сказано в Послании к Римлянам ( Рим. 16:14 ); следовательно, в то время он находился в Риме вместе с апостолом Петром. Впоследствии претерпел мученическую кончину. Апостол Руф был сыном земледельца Симона, уроженца г. Киринеи (ныне г. Шаххат в Ливии), который нес Крест Христов на Голгофу: «И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его» ( Мк. 15:21 ). Следовательно, с самой ранней юности Руф слышал свидетельства о земной жизни Христа, о Его чудесах и знамениях, о Его распятии и Светлом Воскресении. Впоследствии Руф был поставлен святыми первоверховными апостолами во епископа г. Фивы в Средней Греции. Во время написания Послания к Римлянам он был с апостолом Петром в Риме ( Рим. 16:13 ). Апостол Флегонт , римлянин по рождению, был избран из Римской христианской общины святым апостолом Петром: он упомянут святым апостолом Павлом в Послании к Римлянам ( Рим. 16, 14 ); впоследствии был епископом в г. Марафоне во Фракии (ныне в Югославии). Апостол Ерм также находился со святым апостолом Петром в Риме во время написания апостолом Павлом Послания к Римлянам ( Рим. 16:14 ). Был епископом в г. Филиппах в Македонии (ныне г. Пловдив в Болгарии). Замучен язычниками в самом начале II века.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

архидиакон Стефан; преследовал верующих и Ирод, владевший тогда Иудеей, видя, что этим может угодить иудеям. Взоры его обратились и на Петра как главу общества верующих. Тогда Петр, закованный двумя железными цепями, был заключен в темницу. В ночь, после которой назначено было Иродом предать Петра на суд народу, спал он, скованный, между двумя воинами, и стражи у дверей стерегли темницу. Вдруг предстал перед ним Ангел Господень, и свет осиял темницу. Прикоснувшись к Петру, Ангел пробудил его и сказал: «Встань скорее». Цепи мгновенно спали с рук Петра. Ангел продолжал: «Опояшься и обуйся». Петр исполнил приказанное. «Надень одежду твою и иди за мною», – говорил Ангел. Петр пошел за ним, не понимая, что с ним, и думая, что видит видение. Пройдя первую и вторую стражу, они достигли железных ворот, ведущих в город, и те сами собой отворились перед ними. Прошли они одну улицу, и вдруг Ангел исчез. Тогда св. апостол пришел в себя. «Теперь я вижу воистину, – сказал он, – что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из рук Ирода и от всего, чего ожидал народ иудейский». Велика была радость верующих при виде Петра, чудесным образом избавленного из темницы ( Деян.12:1–17 ). После чудесного избавления Петру уже нельзя было оставаться в Иерусалиме, и он удалился вообще из Палестины, которая в это время вся принадлежала Ироду. Из Иерусалима св. апостол Петр пошел в Кесарию Стратонийскую и поставил здесь епископа. Отсюда он отправился в Финикию, и рукоположил епископов для городов Синода, Берита и Триполиса. После этого посетил он остров Родос, Валонею, Понт и приморский город Лаодикию. Здесь Петр исцелил многих больных и из многих бесноватых изгнал злых духов. Поставив епископа для верующих Лаодикии, Петр перешел в Сирийский город Антиохию. Там в это время скрывался Симон-волхв от воинов, посланных римским императором Клавдием схватить его. Узнав о прибытии в Антиохию апостола Петра, Симон волхв поспешно бежал от него в Иудею. В Антиохии апостол успешно проповедовал Христа, исцелял недужных и творил чудеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Благослови меня, отче. Пресвитер же снова помолился ради пришествия Сосанны: — Да подастся нам мир от Господа нашего Иисуса Христа, Который живет и царствует со всесильным Богом Отцом во веки веков, — сказал он. — Аминь! — воскликнули все. Увидав святую Сосанну, исполненную смирения и целомудрия, Максим хотел поцеловать ей руку; она же не дозволила этого. И в то время как все они долго не могли удержать слез, вызванных родственною любовью, святому Гаию, жившему недалеко от устроенной им церкви, сказали, что братья его собрались вместе. Он подумал, что их берут на мучения и, желая первым из них испытать участь мученика, поспешил в дом Гавиния. Все увидав его, от неожиданности пришли в страх и поклонились ему до земли. — Мир вам! — сказал им святой Гаий, — мужайтесь во имя Господа, помолимся! И начал молиться, говоря: — Господи Боже, Отец Господа нашего Иисуса Христа, пославший Его на спасение всех, желая изъять нас из тьмы мира сего и ввести в жизнь вечную, утверди нас, рабов Твоих, в вере Твоей, ибо Ты царствуешь во веки веков. — Аминь, — сказали присутствовавшие. Севши, епископ начал боговдохновенную беседу; все со вниманием слушали говоримые им слова Божии; святая же Сосанна слушала стоя, не желая сидеть при них; в то же время она тайно молилась. По окончании беседы епископ сказал Максиму: — Благодарим тебя, брат, что ты посетил нас. — Я недостойный пришел к вам, чтобы целовать ваши святые ноги, а что первоначально побудило меня идти к вам, о том сами хорошо знаете, — отвечал Максим. — Лучше скажи ты сам, — предложил ему святой Гаий. — Царь Диоклитиан, — сказал Максим, — просит отдать Сосанну за сына его Максимиана. — Дева имеет уже Христа, небесного Жениха, данного ей Богом Отцом, и пусть будет тебе хорошо известно, что она уже не может выходить замуж, — ответил на это предложение епископ. — Всё, что дает Бог, вечно, — сказал Максим. — Приими и ты жизнь вечную, — предложил ему папа. — Что есть жизнь вечная? — спросил он. — Та есть жизнь вечная, которую познал я, — вступил в беседу Клавдий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

Бог, Кто сотворил мир и все, что в мире, Он, Господь неба и земли, не в рукотворенных храмах живет, и не от рук человеческих приемлет служение, как бы имел в чем-либо нужду, но Сам дает всему жизнь и дыхание и все. Сотворил от единой крови весь род человеческий – обитать по всему лицу земли, уставив предопределенные времена для всего и пределы селения для всех, – чтоб они искали Бога, в чем бы ощутить и найти Его. Но и не далеко Он от каждого из нас, ибо Им мы живем и движемся и существуем. Так и иные поэты ваши говорили: «мы Его и род» 21 . Итак, мы, поскольку род Божий, не должны думать, что подобно Божество золоту или серебру или камню – образу, созданному художеством и вымыслом человеческим. Итак, презирая времена неведения, ныне повелевает Бог людям всем повсюду покаяться, ибо учредил Он день, когда будет в правду судить вселенную, чрез определенного Им Мужа, а о Нем подал удостоверение всем, воскресив Его из мертвых. Услышав о воскресении мертвых, одни стали смеяться, а другие говорили: послушаем тебя об этом в другое время. И так Павел вышел из среды их. Однако нашлись люди, приставшие к нему: между ними Дионисий Ареопагит и жена, именем Дамарь, и еще другие с ними. Глава 18. Павел в Коринфе После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф, и нашел там Иудея Акилу, родом из Понта, и Прискиллу, жену его. Пришел он недавно из Италии, так как по повелению Клавдия все Иудеи должны были удалиться из Рима. С ними сошелся Павел и у них остался жить и работать, по одинаковости ремесла, так как и они делали палатки. В каждую же субботу беседовал он в синагогах, убеждая и Иудеев и Еллинов. Когда пришли из Македонии Сила и Тимофей, Павел, побуждаем ревностью духа, стал усильно свидетельствовать Иудеям, что Иисус есть Христос. Но как они противились и злословили, то он, отрясши одежды свои, сказал им: кровь ваша на главах ваших; совесть моя чиста; иду теперь к язычникам. И пошел оттуда и пришел к человеку, чтущему Бога, именем Иусту: дом у него был возле синагоги. Тут сам предстоятель синагоги Крисп уверовал в Господа со всем домом своим, и многие Коринфяне, слыша слово, уверовали и крестились.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

в)  Наконец, когда вам предстоит искушение на грех, тогда представляйте живо, что грех сильно прогневляет Господа, Который ненавидит беззаконие. Яко Бог не хотяй беззакония, Ты еси (Пс. 5–8). «А чтобы вам лучше понять это – представьте правдивого, строгого, любящего свое семейство отца, который всеми мерами старается сделать детей своих благонравными и честными, чтобы за их благонравие наградить их великими своими богатствами, которые он приготовил для них с великим трудом, и который, между тем, видит, к прискорбию своему, что дети за такую любовь отца не любят его, не обращают внимания на приготовленное любовью отца наследие, живут беспутно, стремительно несутся к погибели. А каждый грех, заметьте, есть смерть для души (Иак. 1–15 и др.), потому что он убивает душу, потому что он делает рабами диавола-человекоубийцы, и чем больше мы работаем греху, тем труднее наше обращение, тем вернее наша погибель. Убойтесь же всем сердцем всякого греха». (См. кн.: «Моя жизнь во Христе», прот. Иоанна Сергиева, изд. 1-е, с. 5–6). III. Итак, слово Божие, страх адских мучений, опасение прогневать милосердого Господа да помогут нам оставаться победителями в борьбе с греховными искушениями. (Прот. Г. Дьяченко). Поучение 2-е. Св. апостол Акила (Верующие должны быть единодушны) I. Cb. апостол Акила, память коего ныне, родом еврей из Понта, уверовавший в Господа Иисуса, жил в Риме с женой своей Прискиллой. По случаю волнений между иудеями, кесарь Клавдий изгнал их всех их Рима, и тогда Акила переехал в Коринф, где жил ремеслом своим: он делал палатки. Когда из Афин прибыл в Коринф апостол Павел, то он поселился в доме Акилы, и оба они работали вместе, занимаясь одним ремеслом. Павел нашел в Акиле и жене его сотрудников ревностных, они помогали ему распространять слово Божие, радостно подвергаясь гонениям и опасностям за святое дело. Они последовали за Павлом и в Ефес и там трудились с тем же усердием. Так единодушно действовали тогда верующие с усердием, и духом горящим, служа Богу всеми силами, всеми средствами своими. Горячая любовь соединяла их; все они считали себя братьями во Христе и, как братья, любили друг друга. Во многих посланиях своих апостол Павел упоминает о верных сотрудниках своих; между прочим, в послании к римлянам говорит: «приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе, которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников, и домашнюю их церковь» (Рим. 16, 3–4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В книге же Деяний Апостольских повествуется, что возвратившийся Св. Тимофей прибыл вместе с Силою к Апостолу Павлу уже не в Афины, а в Коринф, куда он передвинулся с проповедью о Христе ( Деян. 18:5 ). Таким образом, послание к Солунянам написано было из Коринфа. К точнейшему определению времени написания руководит также книга Деяний Апостольских. О переселении Ап. Павла из Афин к Коринф она повествует так: «после сего Павел, оставив Афины, перешел в Коринф. И нашедши некоторого иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу жену его (потому что Клавдий повелел всем иудеям удалиться из Рима) пришел к ним» ( Деян. 18:1–2 ). Указ императора Клавдия об изгнании из Рима иудеев, по свидетельству римских историков, относится к 52-му году по Р. Х. Если прибавить к сему несколько времени на то пока переселились в Коринф и устроились в нем Акила и Прискилла, и пока жил у них Св. Павел, проповедуя о Христе по субботам в синагогах до получения известия о Солунянах, то написание к ним послания следует отнести приблизительно к концу 53-го или к началу 54-го года по Р. Х. Последовательный экзегетический анализ 1-го послания к Солунянам Все послание видимо разделяется на две части: на историческую и нравственно-догматическую, с надписанием и приветствием в начале послания, и с заключительными распоряжениями и благожеланиями в конце его. I. Приветствие шлет Ап. Павел от себя, Силуана и Тимофея с пожеланием благодати и мира Божия Солунянам ( 1Сол. 1:1 ). II. В исторической части – обстоятельствами обращения Солунян, образом своего действования у них самыми страданиями их, а равно и своим сочувствием к ним, Св. Ап. Павел старается расположить Солунян к крепкому стоянию в вере Христовой, которую они приняли от него ( 1Сол. 1:2–3:13 ). а) Обстоятельства обращения Солунян были, можно сказать, необычайны, с явными признаками божественного избрания их. «Наше благовествование у вас», несмотря на кратковременность его, «было не в слове только, – пишет им Апостол, – но и в силе, … и со многим удостоверением»; … «и вы, … стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаи; так что нам ни о чем не нужно рассказывать, … сами они сказывают, … – как (необычайно) вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному» ( 1Сол. 1:5–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

В первом периоде гонений, т. е. в I веке, как римская власть, так и римское общество в целом, едва ли были способны отличить Христианство от иудейской религии. Можно утверждать, что в это время Христианство воспринималось властью как иудейская секта, а не отдельная, самостоятельная религия. Об этом однозначно говорит книга Деяний. Из Деян. 18:14–16 ясно, что римский проконсул в Коринфе Галлион видел в иудейских нападках на апостола Павла лишь внутренний иудейский религиозный спор: «Галлион сказал Иудеям: Иудеи! если бы какая-нибудь была обида или злой умысел, то я имел бы причину выслушать вас, но когда идет спор об учении и об именах и о законе вашем, то разбирайте сами; я не хочу быть судьею в этом. И прогнал их от судилища». Подобным образом оценивали обвинения апостола Павла со стороны иудеев и представители римской администрации в самом Иерусалиме – комендант Иерусалима Лисий и прокуратор Антоний Феликс, что видно из Деян. 23:26–29 : «Клавдий Лисий достопочтенному правителю Феликсу – радоваться. Сего человека Иудеи схватили и готовы были убить; я, придя с воинами, отнял его, узнав, что он Римский гражданин. Потом, желая узнать, в чем обвиняли его, привел его в синедрион их и нашел, что его обвиняют в спорных мнениях, касающихся закона их, но что нет в нем никакой вины, достойной смерти или оков». В I веке христиане могли преследоваться со стороны иудеев, а со стороны римской власти – вместе с иудеями, как представители одного из иудейских направлений, какими они считались самой властью. Положение христиан при императорах Тиберии и Калигуле Достоверных исторических свидетельств о каком-либо отношении императоров Тиберия (14–37) и Калигулы (37–­41) к христианам у нас нет. Существует только легенда о донесении Пилата императору Тиберию о Христе и решении Тиберия причислить Христа к римским богам. Стоит упомянуть, что при императоре Тиберии обвинение в оскорблении величества звучали достаточно часто. Насчитывают до 147 таких судебных процессов. Историк Светоний (70–140) сообщает, что «смертным преступлением стало считаться, если кто-нибудь перед статуей императора бил раба или переодевался, если приносил монету или кольцо с его изображением в отхожее место или публичный дом, если без похвалы отзывался о каком-нибудь его слове или деле» (Жизнь двенадцати цезарей. Тиберий, 58) 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ужасе и трепете Савл спросил: Кто Ты, Господи? «Я Иисус, которого ты гонишь», отвечал явившийся. «Господи! что повелишь мне делать?» воскликнул Савл. «Встань и поди в город, и сказано будет тебе, что надобно делать» отвечал явившийся ( Деян.9 : 1–6; 22 : 6–10; 26 : 14–18). От славы света явившегося Савл лишился зрения и бывшие с ним повели его за руку. По прибытии в город, Савл три дня оставался слеп, не ел и не пил – так велико было в душе его впечатление, произведенное явлением Господа. На третий день Анания, один из учеников Господних в Дамаске, по повелению Божию, пришел к нему и, возложив на него руки, сказал: «Брат Савл, Господь Иисус, явившийся тебе на дороге, послал меня, чтоб ты прозрел и исполнился Духа Святого» И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его: он прозрел, крестился и подкрепил себя пищею. Тогда же Господь открыл Церкви, что новообращенный Савл есть избранное Его орудие и понесет имя Божие к язычникам, царям и сынам израилевым ( Деян.9 : 15; 26 : 17, 18). Обращение Павла, как думают, 176 случилось через шесть лет по вознесении Господнем, около 39 или 40 года по Р. X. Первые опыты своей проповеди Савл показал, тотчас в синагогах дамасских, препирал иудеев и доказывал, что Иисус истинный есть Мессия. Сила проповеди ожесточила иудеев, и они день и ночь сами и приставленные стражи областного начальника ( Деян.9 : 24; 1Кор. 11 : 32) стерегли у ворот городских, чтобы убить Савла. Но верующие спустили его в коробе по стене ночью и он ушел в Аравию. Спустя три года, Савл, побывав, в Дамаске, пришел в Иерусалим ( Гал.1 : 18) и хотел было пристать к обществу верующих; но эти последние боялись его, не веря его обращению. Тогда Варнава ввел его в церковь иерусалимскую и рассказал апостолам как обстоятельства обращения Савлова, так и небоязненную его проповедь в Дамаске. А когда иерусалимские иудеи стали покушаться на жизнь Павла и когда явившийся ему во храме Господь повелевал ему выйти из Иерусалима немедля, то верующие отправили его сначала в Кесарию, а потом, в Тарс, из коего потом Варнава привел его в Антиохию и здесь в течение года Варнава и Савл трудились в устроении Церкви Божией из язычников, которые, по случаю голода, начавшегося в Иудеи в четвертый год Клавдия (около 44 или 46 года по Р.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

В условиях религиозно-политического преследования неосмотрительно называть всё прямо и своими именами вряд ли было разумно. Благодаря шифровке через еврейский алфавит можно было избежать дополнительной опасности для христиан в том случае, если текст попадет в руки их гонителей. Хотя Иоанн и взывает к готовности христиан принять мученичество, он нигде не пишет о том, что христиане обязаны умереть мученической смертью . Наиболее признанное до сих пор толкование сводит число 666 не к имени императора Калигулы, а к имени Нерона. Это толкование аргументировано опирается на очень распространенную в те времена легенду о Нероне воскресшем (Nero redivivus). Подавляющее большинство современных специалистов согласно в том, что число 666 – означает «Кесарь Нерон», если эти слова написать еврейскими буквами. Но число это относится не к историческому императору Нерону, а к грядущему Антихристу как «Nero redivivus». И это толкование построено на числовых значениях букв именно еврейского алфавита: Nrwn qsr (nun=50 resh=200 waw=6 nun=50 qoph=100 samech=60 resh=200). Такое толкование способно объяснить и появление варианта 616 как неслучайного. Дело в том, что еврейскими буквами можно было транскрибировать либо греческое имя Нерона ( Neron ), либо его латинское имя ( Nero ). Разница всего в одну букву « n ». В еврейском числовом обозначении n=50. Получается, что при транскрипции с латинского языка число 666 уменьшается на 50, то есть 666 – 616=616. Так и число 666, и число 616 объясняются из имени Нерона. «Седьмой и восьмой» Числовая загадка семиглавого «зверя из моря» не ограничивается числом 666. Глава 17 предлагает ещё одну шараду. «И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов. Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится. Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель» (17,7–11). Из всего стиля повествования следует, что семь голов «зверя», они же «семь царей» в ситуации, описываемой Иоанном, символизируют семь исторических персон, а именно Римских императоров. Остаётся выяснить, кто они. После Юлия Цезаря в качестве императоров выступали последовательно: Октавиан Август ( 14 г. РХ), Тиберий (14–37), Калигула (37–41), Клавдий (41–54), Нерон (54–68), Веспасиан (69–79), Тит (79–81) и Домициан (81–96). Исключаются три кесаря междуцарствия: Гальба, Отон и Вителлий (68–69), которых историки не склонны были включать в список законных императоров.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010