При понимании этой обязанности гоэла имеет значение и то, что низшей юридически определенной единицей, получавшей землю, служил, как показано было выше, дом или семейство в обширном смысле, как подразделение поколения; члены этого семейства должны были оберегать общее их достояние; продажа одного участка члену другого семейства умаляла земельный надел всего семейства, к которому принадлежал бедняк. Отсюда выкуп проданной земли, кроме мотивов родственного чувства, вызывался и общим интересом всего семейства. Частное определение закона о выкупе –“расчислить годы продажи своей и возвратить остальное тому, кому было продано выкупаемое“ – составляет простой расчет справедливости, по которому нужно возвратить покупщику его плату только за те годы, которые ему оставалось пользоваться полем до юбилейного года, и удержать за те годы, 119 в которые он уже пользовался им со времени покупки. “Если же не найдет рука его (бедняка) сколько нужно возвратить ему, то проданное им останется в руках покупщика до юбилейного года, а в юбилейный год отойдет оно, и он опять вступит во владение свое“ – заключает закон свои определения о праве выкупа проданной земли ( Лев.25:28 ). Наравне с полем в отношении к праву выкупа и возвращения в юбилейный год закон поставляет сельские дома, не имеющие крепкой искусственной защиты. “Домы в селениях, вокруг которых нет стены, должно считать наравне с полем земли; выкупать их всегда можно, и в юбилей они отходят“ ( Лев.25:31 ). Другое дело “дома в городе, огражденном стеной“. В отношении к ним право выкупа ограничено, a существенный закон юбилейного года – о неотчуждаемости недвижимой собственности – на них вовсе не простирается. “Если кто продаст жилой дом в городе, огражденном стеной, то выкупить его можно до истечения года от продажи его; в течение года выкупить его можно. Если же не будет он выкуплен до истечения целого года; то дом, который в городе, имеющем стену, останется навсегда у купившего его в роды его, и в юбилей не отойдет от него“ ( Лев.25:29–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zakono...

Продолжая свой путь, Господь пришел в Иерихон. Когда Господь проходил через этот город, то живший в нем начальник мытарей, именем Закхей, пожелал видеть Его; приблизиться к Господу, окруженному толпою народа, нельзя было; увидеть же Его издали Закхей не мог, так как был мал ростом. И вот, он забегает вперед и влезает на стоявшую по пути смоковницу, чтобы с нее лучше рассмотреть Господа. Когда Господь поравнялся с этою смоковницей, то, посмотрев на Закхея, сказал: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня Мне надо быть у тебя в доме». Закхей сошел с дерева и принял у себя в доме Господа. В сопровождавшей Господа толпе послышался ропот: все подстрекаемые, вероятно, фарисеями, стали говорить, что Иисус зашел к грешнику; все стали осуждать Его за это, так как, по понятиям фарисеев, праведники не должны иметь никаких сношений с грешниками. Господь слышал этот ропот; слышал его и Закхей. Закхей не отвергал того, что он грешник; теперь же, присутствие в его доме Иисуса, признаваемого некоторыми за Мессию, пробудило его дремавшую совесть, и он в раскаянии воскликнул: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и если кого чем обидел, воздам вчетверо. Видя искреннее раскаяние Закхея и готовность его на деле доказать силу этого раскаяния, Господь сказал: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Закхей должен служить примером для всех неправедно наживших свое состояние. Они не могут спастись, уделяя в пользу бедных гроши из награбленного богатства. Если действительно хотят искупить свои грехи, то пусть поступят так, как поступил Закхей! пусть отдадут всем обиженным ими вчетверо все неправедно нажитое от них; да из состояния честно нажитого пусть отдадут половину нищим; и тогда они услышат голос Христа: Ныне пришло спасение дому сему. 72. Иисус Христос в Вифании. Ин. 12:1–11 За шесть дней до пасхи, Господь прибыл в Вифанию, в дом воскрешенного Им Лазаря. Гостям был предложен ужин, за которым Лазарь возлежал, а Марфа служила; Мария же взяла фунт драгоценного нардового мира, помазала им ноги Иисуса и отерла их волосами своими. Весь дом наполнился благоуханием. Тогда Иуда Искариот сказал: Лучше было бы продать это миро за триста динариев и раздать нищим. Сказал же это он, как объясняет Евангелист Иоанн, не потому, что заботился о нищих, а потому, что был вор; он был хранителем денежного ящика, в который опускались пожертвования на содержание Христа и Апостолов и на раздачу нищим; и если бы это миро было продано, то деньги поступили бы к Иуде, и он мог бы украсть их, если не все, то хотя бы часть13.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Скачать epub pdf Глава XII Ин.12:1–2 .  За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, а Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Иисус же прежде шести дний Пасхи прииде в Вифанию, идеже бе Лазарь умерый, егоже воскреси от мертвых. Сотвориша же Ему вечерю ту, и Марфа служаше; Лазарь же един бе от возлежащих с Ним. Иисус Христос пришел туда, потому что уже наступало время Его страданий и Он мало-помалу приближался к Иерусалиму, а также для того, чтобы ученики увидели, что Лазарь, которого Он воскресил из мертвых, принимает участие в вечери. Сестры Лазаря приготовили Иисусу Христу вечерю, как учителю и благодетелю, которого они считали теперь выше человека. Ин.12:3 .  Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира,... Мария же приемши литру мира нарда пистика многоценна,... «Пистика» ( πιστικς), т.е. несмешанного, несомненно чистого; или же это было название какого-либо мира. Ин.12:3 .  ...помазала ноги Иисуса... ...помаза нозе Иисусове,... как Господа своего, как Бога. Ин.12:3 .  ...и отерла волосами своими ноги Его;... ...и отре власы своими нозе Его;... показывая этим величие своей веры и благоговение к Иисусу Христу. Прочитай также начало двадцать шестой главы Евангелия от Матфея, полезное и для настоящего места. Ин.12:3 .  ...и дом наполнился благоуханием от мира. ...храмина же исполнися от вони масти [благовонныя]. И вся вселенная должна наполниться благоуханием от Иисуса Христа. Ин.12:4–6 .  Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Глагола же един от ученик Его, Иуда Симонов Искариотский, иже хотяше Его предати: чесо ради миро сие не продано бысть на триех стех пенязь и дано нищым? Сие же рече, не яко о нищих печашеся, но яко тать бе, и ковчежец имеяше, и вметаемая ношаше.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Слова пророка над всякою крепостью он смеется: насыпает осадный вал, и берет ее относятся, безусловно, к искусству взятия крепостей халде­ями, к войнам Навуходоносора. Однако уж очень напоминает это описание взятие неприступного города Тира Александром Македонским. Это отмеча­ет толкователь книги пророка Аввакума св. Кирилл Александрийский . Само название древнего финикийского города Тир (Цор, ) означает «скала». Город Тир состоял из двух частей. Одна из них находилась на скале на не­большом острове и была совершенно неприступной крепостью. Другая нахо­дилась на материке и именовалась Пале-Тир. При городе находились две га­вани, с которых финикийцы вели обширнейшую по тем временам торговлю. Халдейский Царь Навуходоносор тринадцать лет держал в осаде город Тир. Однако взять его смог только Александр Македонский уже в 332 г. до Р.Х. Александр, затратив огромные усилия и издержки, построил земляную плотину от Тира на материке до Тира на острове-скале, тем самым превратив остров в полуостров. Город был взят, сожжен. Десять тысяч жителей предано смерти, а сорок тысяч продано в рабство. Плотина Александра Македонско­го, превратившая остров в полуостров, в виде руин так и осталась памятни­ком искусства древних завоевателей. Описание посланного нечестивым иудеям Божьего бича – не знавших ни­каких преград халдейских орд и их царя-победителя, пророк завершает сло­вами: 1.11 Тогда надмевается дух его, и он ходит и буйствует; сила его – бог его. То было время халдеев, время, когда Бог все и всех предал в руки их. И, как оно в таких случаях бывает, халдеи и их царь все приписали себе, своей силе и своей мощи. Не зная преград и сопротивления, надмевает­ся дух его. Одержав блистательные победы, разорив города и страны, от­строив свой столичный город Вавилон, царь Навуходоносор, расхаживая по царским чертогам, сказал: Это ли не величественный Вавилон, кото­рый построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия! 93 . Так надмевался дух его. И он ходит и буйствует, оставляя после себя развалины и пепелища. Сила его – бог его. Все боги бессильно покорялись его силе, оставалась она одна сила его – бог его. Она безраздельно царствовала всюду.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

– Спрашивают: почему Бог жертву Авелеву принял, а жертву Каина отверг? Потому, отвечают толкователи Священного Писания, что Авель закалал свою жертву с сокрушением сердечным и с верой в будущего Искупителя, а Каин готовил свои плоды небрежно, без благоговения; Авель приносил в жертву первородных, самых лучших овец своего стада, а Каин – что похуже из плодов земных, – чего не так было жаль другим отдать; а что получше, то приберегал для себя. Несчастный! Он думал обмануть Господа Бога, думал, как думают и многие подобные ему грешники: «не узрит Господь, ниже уразумеет Бог» ( Пс.93:7 ), – но обманул только самого себя, и за дерзость свою отвержен был от Господа. – В Новом Завете, в первых главах книги Деяний Святых Апостолов рассказывается, что многие владельцы поместьев или домов продавали их и приносили цену проданного к ногам Апостолов, жертвуя в пользу неимущих братии. Понятно, что это делалось из одного усердия и никто не принуждал так поступать; но нашлись люди, которым не захотелось отстать от других и в этом святом деле, а в то же время жаль было отдать все, что было выручено от продажи имения. Некто Анания с женой своей Сапфирой, продавши имение, утаил часть цены его, с согласия своей жены, а остальное принес и положил к ногам Апостолов. Но Петр сказал Анании: «Для чего допустил ты сатане вложить в сердце твое мысль обмануть Духа Святого и утаить часть из цены поместья? Когда оно еще не было продано, разве оно не твое было? Ты мог спокойно владеть своим имением, никто не принуждал тебя продавать его и лукавить пред Богом: как же это пришло тебе на мысль такое дело? Ты солгал не человеком, а Богу!» ( Деян.5:3–5 ) При этих словах Анания пал бездыханным. Все ужаснулись; юноши вынесли тело его и похоронили. «Спустя часа три пришла его жена, не зная ничего, что случилось. Апостол Петр спросил ее: «Скажи мне: за столько ли продали вы поместье?» Она сказала: «Да, за столько». Тогда Петр сказал ей: «Что это вы согласились искусить Духа Господня? Вот входят в двери погребавшие мужа твоего и тебя вынесут».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Ст. 1. Се дние Господни грядут и разделятся корысти твоя в тебе. С евр.: Вот наступает день Господень, и разделят награбленное у тебя среди тебя. Дние грядут – какие дни? Сам пророк, как видно, разумел время взятия Иерусалима врагами. Но Иерусалим брали и опустошали Греки при Антиохе Епифане и Римляне при Тите и Веспасиане. А потому, толковники разумеют, то времена Антиоховы (например, св. Ефрем Сирин , Гроций и др.), то нашествие Римлян (например, бл. Феодорит, Калмет и др.), а есть и такие, которые относят ко временам антихриста. Здесь пророк подробнее раскрывает то, что сказал выше о судьбе людей, из которых одна часть останется на земле, спасется, а две части будут наказаны Богом, и погибнут. Пророк, обращаясь к Иудеям, как бы, так говорит: вот наступают дни, когда враги, победившие вас, взявшие ваши города, спокойно будут делить среди вас, внутри ваших городов, награбленную ими добычу, и никто не осмелится воспрепятствовать сему дележу. «Пророк указывает (поясняет св. Ефрем Сирин ) на времена Антиоха Епифана, когда Греки добычу, взятую в Иерусалиме, разделили внутри стен его». Ст. 2. И соберу вся языки на Иерусалим в брань, и пленится град, и расхитятся домове, и жены осквернятся: и изыдет пол града в пленение, а останок людей Моих не потребятся от града. С евр.: И соберу все народы на войну против Иерусалима, и взят будет город, и разграблены будут домы, и обесчещены будут жены, и половина города войдет в плен; но остальной народ не будет истреблен из города. Как в войсках Римлян, разрушивших Иерусалим, находились разные народы, так и в войсках Антиоха Епифана, захватившего Иерусалим, находились, также, разные народы, ему подчиненные. Антиох, полагая, что Иудея намерена отложиться от него, взял Иерусалим вооруженной рукой, и повелел воинам нещадно бить всех, кто попадется, и умерщвлять, кто станет скрываться в домах... В продолжение трех дней погибло восемьдесят тысяч. Тогда же Антиох взял сокровища храма, и, похитив из одного храма тысячу восемьсот талантов, делил добычу между приверженцами; по удалении в Антиохию, оставил управлять Иудеями таких же грабителей, каков был сам – Филиппа, Андроника, Менелая, Аполлония , которые много зол причинили Еврейскому народу ( 2Мак. 5:11–26 ). Может быть, на это событие и намекает здесь св. пр. Захария. Тогда, по пленении Иерусалима, дома были разграблены; жены были осквернены; половина жителей пошла в плен ( 2Мак. 5:14 ), сорок тысяч продано в рабство, и только немногие остались в городе, спаслись, может быть, преданные язычеству и Антиоху. См 1Мак. 1:43 203 . При нашествии Римлян были подобные же злодейства.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Ты же сам сидишь в гнили, среди червей, проводя ночь под открытым небом; и я – скиталица и служанка, переходящая с места на место, из дома в дом, ожидая, когда зайдет солнце чтоб успокоиться от мучений моих и болезней, которые ныне охватывают меня. Но скажи некое слово к Богу – и умирай!” Он же, взглянув на нее, сказал (ей): “Для чего ты, как одна из безумных женщин, сказала так? Если доброе мы приняли от руки Господа, неужели злого не перенесем?” Во всем этом, случившемся с ним, ни в чем не согрешил Иов устами пред Богом (и не произнес безрассудного о Боге).  Иов 2:1–10 Таже, Да исправится молитва моя: Затем, Да исправится молитва моя: Евангелие от Матфея зачало 108 Во время оно, Иисусу бывшу в Вифании, в дому Симона прокаженнаго. Приступи к Нему жена, сткляницу мира имущи многоценнаго, и возливаше на главу Его возлежаща. Видевше же ученицы Его, негодоваша, глаголюще: чесо ради гибель сия (бысть)? Можаше бо сие миро продано быти на мнозе, и датися нищим. Разумев же Иисус рече им: что труждаете жену? Дело бо добро содела о Мне. Всегда бо нищия имате с собою, Мене же не всегда имате. Возлиявши бо сия миро сие на тело Мое, на погребение Мя сотвори. Аминь глаголю вам: идеже аще проповедано будет Евангелие сие во всем мире, речется, и еже сотвори сия, в память ея. Тогда шед един от обоюнадесяте, глаголемый Иуда Искариотский, ко архиереом, рече: что ми хощете дати, и аз вам предам Его? Они же поставиша ему тридесять сребреник. И оттоле искаше подобна времене, да Его предаст. В то время, когда Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, подошла к Нему женщина с алебастровым сосудом мира драгоценного и стала возливать Ему на голову в то время, как Он возлежал. Увидев, ученики вознегодовали и говорили: к чему эта расточительность? Ведь можно было бы это продать за большую цену и дать нищим. Но Иисус, узнав, сказал им: что смущаете женщину? Доброе дело сделала она для Меня; ибо нищих вы всегда имеете с собою, Меня же не всегда имеете; возлив это миро на тело Мое, она сделала это для Моего погребения.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnay...

Флавий, сыну Цахарову, и Авраам, вежливо кланяясь жителям земли, просил их добрых услуг в деле склонения владельца пещеры к продаже ее за приличную сумму. Ефрон, услышав эту просьбу, сразу же, с обычною восточною любезностью, предполагающею однако же возможность торга, предложил сделать из пещеры подарок Аврааму. «И отвечал Ефрон, хеттеянин, Аврааму, вслух сынов Хета, всех входящих во врата города его, и сказал: нет, господин мой, послушай меня: я даю тебе поле и пещеру, которая на нем, даю тебе, пред очами народа моего дарю тебе ее, похорони умершую твою». Но Авраам не хотел принять пещеры в качестве подарка. Вся эта земля обещана ему Богом; он не хотел ни пяди из нее получить от рук человека, и поэтому настаивал на покупке. Никто не должен был сказать, что он обогащен дарами, полученными от язычников. Вследствие этого начался торг; желаемое место продано было за 400 сиклей серебра, «какое ходит у купцов». «Такова цена земли, говорит Ефрон; но что это для меня и для тебя? Похорони умершую твою». Такая незначительная сумма, как бы так говорил он, ничего не значит для нас, как людей богатых. На всяком восточном базаре можно ежедневно слышать подобные сделки, заключаемые подобными же словами и сопровождаемые подобными же знаками взаимного почтения и любезности. Все это повествование в высшей степени согласно с действительностью и служит новым доказательством неизменности восточных обычаев. Нельзя не поражаться тою тщательностью, с которою договор был заключен в этом случае. Все повествование о покупке пещеры читается как извлечение из юридического документа. Можно конечно сомневаться, были ли эти условия действительно записаны; но условия эти во всяком случае были заявлены пред свидетелями, и таким образом контракт получил силу. И в настоящее время подобные сделки между местными феллахами не всегда делаются письменно, но заявление пред свидетелями считается столь же обязательным как если бы договаривающаяся стороны скрепили документ своими подписями и печатями. Покупка пещеры Махпела так определяется в этом древнем документе: «и стало поле Ефроново, которое при Махпела, против Мамре, поле и пещера, которая на нем, и все деревья, которые на поле, во всех пределах его вокруг, владением Авраама, пред очами сынов Хета, всех входящих во врата города его» ( Быт. 23:17, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Храм прп. Серафима Саровского В летнее время здесь действует православный лагерь. Само церковное подворье напоминает цветущий оазис, помещение воскресной школы выполнено в народном стиле, во всю его длину на стене – огромный пейзаж с изображением украинского села с хатками-мазанками, колодцами-журавлями, водяными мельницами. Здесь кухня, трапезная, библиотека и видеоцентр, где демонстрируются православные фильмы. В воскресной школе Но отцу Димитрию этого показалось недостаточно. Не покидала мысль об обездоленных стариках, инвалидах, доживающих век в бедности и одиночестве. Слова Христа из Евангелия то и дело звучали в душе: «И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей…» (Мф. 10: 42). А святой апостол пояснял это слово Спасителя: «Ты имеешь веру, а я имею дела: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак. 2: 18). Часами выслушивая на исповеди скорби пожилых людей, священник убеждался: нужно что-то делать, чтобы помочь им! С большим трудом удалось убедить местную администрацию продать Церкви заброшенное здание бывшей восьмилетней школы. Переговоры длились несколько лет. Чиновники то соглашались, то отменяли решения, передавали здание другой организации, которая со временем отказалась от помещения. Отец Димитрий молился преподобному Серафиму, зная о заботе великого старца о «труждающихся и обремененных», и наконец получил просимое. Здание было продано Церкви. К зданию примыкает живописная терраса, на которой в летнее время старики отдыхают – Когда я зашел на подворье школы, заросшее бурьяном, а затем в само здание бывшей школы, руки опустились, – вспоминал он о своих начинаниях. – Благо, крыша была цела. Внутри же и пол, и стены, и окна – все подлежало капитальному ремонту. Помолившись, принялись за дело… За четыре года дом для престарелых был готов. Переступив порог дома милосердия, нельзя не удивиться комфорту и вкусу его внутреннего убранства. Светлый коридор, комната медицинской сестры, кухня, трапезная, уютные комнаты для подопечных, каждая из которых оснащена ванной комнатой.

http://pravoslavie.ru/149706.html

Это мнение духовенства 20 ноября Его Высокопреосвященством утверждено и склад открыт. Считаем не излишним сообщить здесь цифровые данные и о том, сколько ежегодно, начиная с 1880 и по 1886-й год, продавалось складом свеч и ладану и на какую сумму, а именно: В 1880 году: продано свеч белого и желтого воска 897 пуд. 24 ф. и ладану 12,5 пуд., на сумму 37,460 руб. В 1881 году: продано свеч белого и желтого воска 1310 п. 20 ф. и ладану 28 пуд., на сумму 48,600 руб. В 1882 году: продано свеч белого и желтого воска 1048 пуд. и ладану 15 пуд. 20 ф., на сумму 37,930 руб. В 1883 году: продано свеч белого и желтого воска 813 пуд. 28 фун., обменено на огар 543 пуд. 30 фун., ладану 16 пуд. 18 фун., всего на сумму 38,242 руб. В 1884 году: продано свеч белого и желтого воска 1035 пуд., обменено на огар 584 пу. 15 фун., на сумму 43,668 руб. В 1885 году: продано свеч белого и желтого воска 868 пуд. 27 фун. обменено на огар 589 пуд. 30 фун., на сумму 36,953 руб. В 1886 году: продано свеч белого и желтого воска 1495 пуд. 35 фун., ладану простого 22 пуд. 20 ф. и росного 1 пуд. 7,5 фун., всего на сумму 38,904 руб. 35 коп. Чистой прибыли в последние три года получалось от 7–9 тысяч рублей 38 . Развитию операций склада много препятствовало то, что доселе не все еще церкви покупают свечи исключительно в складе. Некоторые из сельских старост почему-то предпочитают брать свечи у частных торговцев. Много также наносила вреда развитию склада противозаконная конкуренция в торговле свечами Иркутских мелочных торговцев. В 1885 и 1886 гг., комитету при помощи полиции удалось открыть мелочную продажу восковых свеч во многих базарных лавках. Свечи были конфискуемы, а торговцы привлекаемы к ответственности. Мы привели далеко не все распоряжения Высокопреосвященного Вениамина относительно упорядочения церковного хозяйства в Иркутской епархии, но знакомство и с этими распоряжениями показывает, сколько забот употреблено Архипастырем на улучшение этого важного дела. Архипастырь сделал в этом деле все, что он мог сделать, и если не все его распоряжения приносили благие плоды, то потому, что не везде их исполняли. И это будет продолжаться до тех пор, пока дело ведения церковного хозяйства высшей церковной властью не будет преобразовано в самом корне. Попечения Архипастыря о возбуждении просветительной деятельности духовенства

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010