26–27). Всего вероятнее здесь мысль закона та, что состоятельный родственник обязан, если и не юридически (в чем однако же нет ничего невозможного), то по чувству родства, выкупить проданный братом участок и возвратить ему 44 . Это понимание с полным основанием может опираться на ту силу родственной связи, какая обыкновенна у восточных народов, где она часто служит прочной гарантией взаимных услуг в таких отношениях, в которых такой гарантией в наше время может служить лишь принудительная сила узаконения. При понимании этой обязанности гоэла имеет значение и то, что низшей, юридически определенной единицей, получавшей землю, служил, как показано было выше, дом или семейство в обширном смысле, как подразделение поколения; члены этого семейства должны были оберегать общее их достояние; продажа одного участка члену другого семейства умаляла земельный надел всего семейства, к которому принадлежал бедняк. Отсюда выкуп проданной земли, кроме мотивов родственного чувства, вызывался и общим интересом всего семейства. – Частное определение закона о выкупе – «расчислить годы продажи своей и возвратить остальное тому, кому было продано выкупаемое» – составляет простой расчет, справедливости, по которому нужно возвратить покупщику его плату только за те годы, которые ему оставалось пользоваться полем до юбилейного года, и удержать за те годы 45 , в которые он уже пользовался им со времени покупки. «Если же не найдет рука его (бедняка) сколько нужно возвратить ему, то проданное им останется в руках покупщика до юбилейного года, а в юбилейный год отойдете оно и он опять вступит во владение свое» – заключает закон свои определения о праве выкупа проданной земли (ст. 28). Наравне с полем в отношении к праву выкупа и возвращения в юбилейный год закон поставляет сельские дома, не имеющие крепкой искусственной защиты. «Дом в селениях, вокруг которых нет стены, должно считать наравне с полем земли; выкупать их всегда можно, и в юбилей они отходят» 46 . Другое дело «дома в городе, огражденном стеной».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zemlja...

2Мак.5:2 . Случилось же: по всему городу почти сорок дней видимы были на воздухе ристающие всадники, имеющие золотыя одежды, и вооруженные копьями в виде нити [Спиралей]. 2Мак.5:3 . И стройные взводы конницы, и нападения и отступления с обеих сторон, и щитов движения, и сулиц множество, и мечей лезвеи, и стрел полеты, и золотых доспехов сияния, и всякия брони. 2Мак.5:4 . Посему все молились, чтобы это явление было к добру. 2Мак.5:5 . Когда же был ложный говор, будто Антиох преставился от сей жизни; тогда Иасон, взяв не менее тысячи воинов, внезапно сделал нападение на город. Жители были стеснены у стены; наконец и город был взят; тогда Менелай убежал в Вышгород. 2Мак.5:6 . А Иасон производил заклания сограждан своих нещадно, не разсуждая, что благоденствие на счет родных есть величайшее неблагоденствие, и воображая, что ему достаются трофеи от врагов, а единоплеменников. 2Мак.5:7 . Впрочем, начальства он не достиг, а злоумышление его кончилось стыдом; и он опять беглецом ушел в Аммонитию. 2Мак.5:8 . Заключением его худаго поведения было то, что он содержался в заточении у Ареты, повелителя арабов, бегал из города в город, и гонимый всеми и ненавидимый, как отступник от законов, и презираемый, как палач отечества и граждан, был прогнан в Египет. 2Мак.5:9 . И тот, который многих изгнал из отечества, погиб на чужбине, когда пришел к лакедемонянам, надеясь по сродству найти у них покров. 2Мак.5:10 . И тот, который разбросал множество непогребенных, сам остался неоплаканным, и никакого не сподобился погребения, ни отеческой могилы. 2Мак.5:11 . Когда же некоторые челом били царю об этих событиях; он подумал, что Иудея отлагается. Посему поднявшись из Египта с разъяренною душею, взял город Иерусалим вооруженною рукою. 2Мак.5:12 . И приказал воинам нещадно избивать всех, кто попадется, и умерщвлять восходящих в домы. 2Мак.5:13 . И было избиение юнош и старцов, погубление мужей и жен и детей, и заклание девиц и младенцов. 2Мак.5:14 . Восемьдесят тысяч во все три дня погибли: сорок тысяч достались в раздел по рукам, а не меньше числа убитых продано.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   Теперь на наших глазах исполнился про­роческий голос: в последние дни, говорит Господь, «не будут говорить более: «ковчег завета Господня»; то есть, древнее служение, и «он и на ум не придет, и не вспомнят о нем, и не будут приходить к нему, и его уже не будет» (Иер. 3:16). Почему? Потому что «Я пошлю многих ловцов и рыболовов» (Иер. 16:16). Он описал ветхий кивот, и ввёл негибнущий кивот Церкви. «Я пошлю многих ловцов и рыболовов». О, дивная ловитва! Уловленный вчера уловляет сегодня; исполнена земля славы Христа, и исполнены веры пределы вселенной. Итак, не оскорбляй достоинство из-за домоправления. От иудеев вышло слово, что воскресение было продано, и вышло слово, что ученики Его украли Его. Итак, они объявили смертный приговор против Его тела, а призывают к богословию о Нём, насколько от них (зависит). Но у них сегодня в обращении заблуждение, а в Церкви проповедуется вечная жизнь. И, если угодно, у тебя есть также древни образ: как Иосиф, когда его братья устроили против него козни, оплакивался сильно Иаковом и его домом, но в Египте был жив и царствовал, — он опла­кивался Иаковом, как мёртвый, а живым царствовал в Египте, — так и теперь Он считается мёртвым синагогою и безумием еретиков, — уничтожающие веру и вводящие исследование умерщвляют богословие, а у нас Он царствует живым и Ему поклоняются по достоинству. Но в действительности крепко слово Божие, непобедимо учение апостолов, так что не напрасно трудился голос Павла, содействовавшего истине. Ты однако же, блаженный Павел, побуждаемый за истину, скажи, вознегодуй за веру, скажи в негодовании еретикам: откуда вы научились аристотелевскому? Кто предпочёл Платона Евангелиям? Кто отверг проповедь веры, и ввёл неверующее исследование? Где ты узнал: нерождённый и рожденный? Ты оставил Отца, отверг название Сына, счёл недостойным достоин­ство Духа, обращаешься к человеческим словам. Хорошо говорил Иеремия: «Не стало у них истины, она отнята от уст их» (Иер. 7:28). Что сказал Петр, и был ублажен? «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16:16). Не сказал он: ты рождение нерождённого, но — «Ты — Христос, Сын Бога Живаго». Когда Отец открывал ему муд­рость, неужели он не умел понять? Неужели Христос не мог сказать апостолам, когда повелел им крестить: отпра­вившись, крестите народы во имя нерождённого и рождённого? Но он (Петр) нашёл имя мудрее таинственных преданий. Ты описываешь божественное, уничтожаешь веру и вводишь исследование; но страшись, враг: Пётр владеет ключами; он получил ключи, когда сказал: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго». Которых увидит Пётр называющими Сыном, тем открывает дверь царства; а которых найдёт называющими творением и богохульствующими, от тех закрывает дверь Церкви. Он получил ключи не прежде, чем сказал: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго»; тогда и он слышит от Него: «блажен ты, Симон, сын Ионин, ...дам тебе ключи Царства Небесного»(Мф. 16:17—19). После исповедания — власть; после веры — передача Церкви и царства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2826...

Бесполезную и неравную борьбу Ефремлян, пророк Исаия называет бесмысленным опьянением 628 . Ст. 6. …В девятый год Осии взял царь Ассирийский Самарию, и переселил Израильтян в Ассирию… Какие жестокости испытала при сем несчастная Самария от своих победителей, раздраженных ее сопротивлением, можно видеть из речей пророческих. Беззащитные младенцы были разбиваемы о камни, беременные женщины разрубаемы пополам 629 ; пышная и богатая Самария сделалась грудою развалин в поле, местом для разведения винограда; низринуты в долину камни ее и обнажены основания ее 630 . Переселение Израильтян, учиненное Салманассаром, было уже второе 631 ; но, по своей обширности и всеобщности, оно то, собственно, и считается началом плена Ассирийского и концом Израильского царства, – и с этого то злополучного времени начинают сбываться грозные прещения Моисеевы о свержении сынов Израилевых с земли Ханаанской 632 . Считая от воцарения Иеровоама I, отторгнувшего за собою десять колен от Иуды в 980 году, до разрушения Самарии при Осии в 723 году до Р. X. – получаем период царства Израильского – в 257 лет. … и поселил их в Халахе и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мидийских… Здесь указывается только главные пункты, где с наибольшей густотой расселены были переселенцы Израильские. Между тем, у пророка Исаии показаны еще и другие пункты, может быть, менее замечательные, напр., Елам, Сеннаар, Емаф. Многие Израильтяне убежали, как замечено выше, в Египет, а многие – в европейские земли, которые называются у Исаии островами моря 633 ; кроме этого, великое множество пленных Израильтян продано было в рабство по разным отдельным странам. Так рассеяны были сыны Израиля 634 . Ст. 7–23. Изложивши внешнюю сторону и исторические события, сопровождавшие пленение Ассирийское, священный повествователь рассуждает далее о внутренних причинах, подготовивших это печальное и роковое событие в истории народа Божия. 1 . Первой и основной причиной было отступление от истинной религии Иеговы, Бога Израилева. Началом этого отступления было то обстоятельство, когда «Израильтяне отторглись от дома Давидова и подарили Иеровоама, сына Наватова...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Братья, радуйтесь в Господе всегда; и снова скажу: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем людям; Господь близко. Ни о чем не заботьтесь, но во всем, в молитве и прошении, с благодарением открывайте просьбы ваши пред Богом. И мир Божий, превосходящий всякий ум, соблюдет сердца ваши и мысли ваши во Христе Иисусе. Итак, братья, все, что истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что похвально, – если есть какая добродетель и если есть какая похвала, – об этом помышляйте. Чему вы научились, и что приняли, и услышали и увидели во мне, – то делайте, и Бог мира будет с вами. Флп 4:4–9 Аллилуиа, глас 1: Аллилуия, глас 1 Стих: Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь. Стих: Видеша вси концы земли спасение Бога нашего. Стих: Воспойте Господу песнь новую, ибо дивное сотворил Господь. Стих: Увидели все концы земли спасение Бога нашего. Пс 97:1А, 3В Евангелие от Иоанна, зачало 41: Евангелие от Иоанна, зачало 41А Прежде шести дний Пасхи, прииде Иисус в Вифанию, идеже бе Лазарь умерый, егоже воскреси от мертвых. Сотвориша же Ему вечерю ту, и Марфа служаше: Лазарь же един бе от возлежащих с Ним. Мария же приемши литру мира нарда пистика многоценна, помаза нозе Иисусове, и отре власы своими нозе Его. Храмина же исполнися от вони масти благовонныя. Глагола же един от ученик Его, Иуда Симонов Искариотский, иже хотяше Его предати: Чесо ради миро сие не продано бысть на трех стех пенязь, и дано нищим? Сие же рече, не яко о нищих печашеся, но яко тать бе, и ковчежец имеяше, и вметаемая ношаше. Рече же Иисус: не дейте ея, да в день погребения Моего соблюдет е. Нищия бо всегда имате с собою, Мене же не всегда имате. Разуме же народ мног от Иудей, яко ту есть: и приидоша не Иисуса ради токмо, но да и Лазаря видят, егоже воскреси от мертвых. Совещаша же архиерее, да и Лазаря убиют, яко мнози его ради идяху от Иудей и вероваху во Иисуса. Во утрий же день народ мног пришедый в праздник, слышавше, яко Иисус грядет во Иерусалим, прияша ваиа от финик, и изыдоша в сретение Ему, и зваху глаголюще: осанна, благословен Грядый во Имя Господне, Царь Израилев. Обрет же Иисус осля, вседе на не, якоже есть писано: Не бойся, дщи Сионя, се Царь твой грядет, седя на жребяти осли. Сих же не разумеша ученицы Его прежде, но егда прославися Иисус, тогда помянуша, яко сия быша о Нем писана, и сия сотвориша Ему. Свидетельствоваше же народ, иже бе прежде с Ним, егда Лазаря возгласи от гроба, и воскреси его от мертвых. Сего ради и срете Его народ, яко слышаша Его сие сотворша знамение.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-s...

В большинстве случаев было так, что те, которые приходили издалека, не имели жертвенных животных. Таким образом, священники придумали, каким образом брать добычу от народа, и стали на месте продавать всякого рода животных, необходимых для жертвоприношений, так что они за один раз и снабжали неимущих, и сами снова получали обратно то, что было продано. Но такие обороты их часто оказывались неудачными вследствие недостаточности покупателей, которые сами нуждались в средствах и не имели не только жертвенных даров, но даже и средств, чтобы купить птиц и дешевых подарков. Поэтому [священники] поставили там и меновщиков монеты, которые под поручительство ссужали деньги [нуждающимся]. Но так как законом было предписано , чтобы никто не брал лихвы и потому не мог пользоваться деньгами, отдаваемыми в рост, ибо они не только не давали никакой прибыли, но даже могли быть потеряны; поэтому они измыслили другой способ, так называемых колливистов (Collybistas). Латинский язык не имеет выражения для передачи смысла этого слова. Колливой у них называлось то, что мы называем tragemata, то есть маленькие дешевые подарки [гостинцы], например: поджаренный горох, изюм и яблоки разного рода. Таким образом, колливисты, не имея возможности при отдаче денег в рост брать лихвы, брали взамен разные предметы, так что то, чего не позволялось [брать] в виде денег, они требовали предметами, которые приобретались за деньги, как будто не об этом проповедовал Иезекииль, говоря: Не берите лихвы и сверхдолжного Господь, видя в доме Отца Своего такого рода сделки, или разбойничество, побуждаемый пылом духа, — согласно тому, что написано в Шестьдесят восьмом псалме: Ревность по доме Твоем снедает меня , — сделал себе бич из веревок и выгнал из храма большую толпу людей со словами: Написано: Дом Мой назовется домом молитвы, а вы сделали его пещерой разбойников . В самом деле, разбойник — тот человек, который из веры в Бога извлекает прибыль, и храм Божий он обращает в пещеру разбойников, когда его служение оказывается не столько служением Богу, сколько денежными сделками.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Видно, полагал он, что и в таком обществе можно быть без полной искренности. Но Петр просвещенными свыше очесами сердца проникает душу Анании и говорит вдруг: «Анания! Почто исполнил сатана сердце твое, чтобы солгать тебе против Духа Святого и утаить из цены имения? Будучи твоим, не тебе ли принадлежало оно и, быв продано, не в твоей ли власти находилось? Зачем положил ты в сердце своем такое дело? Солгал ты не человекам, но Богу». Слушая слова эти, Анания пал и испустил дух. Ужасный страх объял всех слышащих. Дело совершилось так скоро, что, казалось, Апостол начинал только говорить, а Анания и присутствующие — слушать. Между тем юноши (νετεροι), или церковнослужители, имя соотносительное с именем пресвитеров, или старцев, встали, приготовили тело к погребению и, вынесши, похоронили. Часа через три (так продолжительны были тогда собрания!) вошла в собрание и жена его, не зная о происшествии. Петр вступил в речь с нею и спросил: «Скажи мне, за столько ли отдали вы имение?» Она сказала: «Да, за столько». На то Петр сказал ей: «Зачем это согласились вы искусить Духа Божия? Вот идут погребавшие мужа твоего и вынесут тебя». Вдруг она пала у ног его и испустила дух. Юноши лишь взошли, нашли ее мертвою и, вынесши, похоронили подле мужа ее. Необыкновенный страх объял всю Церковь и всех, кто ни слышал об этом из сторонних. Все было всенародно, в главном общественном месте. Из сторонних никто не смел примешиваться к ним, но все до единого превозносили их. Между тем верующих присоединялось к Господу более и более, — множество мужчин и женщин. Если же кого из совопросников века сего упомянутое теперь событие с Ананией и Сапфирой приводит в такой страх, что казнь представляется им чрезмерно строгой, то пусть всякий такой приведет себе на мысль, что это та самая казнь, которою заранее угрожал Господь Иисус за хулу на Духа Святого, что непростительно было лукавить в таком деле, которое зависело от собственной воли каждого, и лукавить в такое время, когда Дух Божий проникал всякое сердце спасительным Своим страхом, в таком притом обществе, где общие чувства благочестия могли устыдить всякую бессовестную душу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Всего вероятнее здесь мысль закона та, что состоятельный родственник обязан если и не юридически (в чем, однако же, нет ничего невозможного), то по чувству родства выкупить проданный братом участок и возвратить ему . Это понимание с полным основанием может опираться на ту силу родственной связи, какая обыкновенна у восточных народов, где она часто служит прочной гарантией взаимных услуг в таких отношениях, в которых такой гарантией в наше время может служить лишь принудительная сила узаконения. При понимании этой обязанности гоела имеет значение и то, что низшей юридически определенной единицей, получавшей землю, служил, как показано было выше, дом или семейство в обширном смысле, как подразделение поколения; члены этого семейства должны были оберегать общее их достояние; продажа одного участка члену другого семейства умаляла земельный надел всего семейства, к которому принадлежал бедняк. Отсюда выкуп проданной земли, кроме мотивов родственного чувства, вызывался и общим интересом всего семейства. Частное определение закона о выкупе - " расчислить годы продажи своей и возвратить остальное тому, кому было продано выкупаемое " - составляет простой расчет справедливости, по которому нужно возвратить покупщику его плату только за те годы, которые ему оставалось пользоваться полем до юбилейного года, и удержать за те годы , в которые он уже пользовался им со времени покупки. " Если же не найдет рука его (бедняка) сколько нужно возвратить ему, то проданное им останется в руках покупщика до юбилейного года, а в юбилейный год отойдет оно, и он опять вступит во владение свое " , - заключает закон свои определения о праве выкупа проданной земли . Наравне с полем в отношении к праву выкупа и возвращения в юбилейный год закон поставляет сельские дома, не имеющие крепкой искусственной защиты. " Домы в селениях, вокруг которых нет стены, должно считать наравне с полем земли; выкупать их всегда можно, и в юбилей они отходят " . Другое дело - " дома в городе, огражденном стеною " . В отношении к ним право выкупа ограничено, а существенный закон юбилейного года - о неотчуждаемости недвижимой собственности - на них вовсе не простирается.

http://predanie.ru/book/219933-zakonodat...

Далее говорится: «Будьте сынами отца вашего небесного», что означает: будьте подобными Богу.   (2) И еще говорится: «Мирись с соперником скорее, пока ты еще на пути с ним».   Противником называется здесь не тело, как полагают некоторые, но дьявол и его приверженцы, которые ходят среди нас в человеческом обличии, имитируя его дела в его земной жизни. (3) Не удивительно, поэтому, что те, кто говорит, что они христиане, но в действительности обретаются в самой гуще дьявольских происков, подвергаются самому жестокому осуждению. Ибо написано: «Доставят тебя к судье, а судья доставит тебя к властям» дьявольского царства. ( 96 , 1) «Ибо я уверен, что ни смерть» от руки преследователей, «ни жизнь» в этом мире, «ни ангелы» отступники, «ни начала» (началом сатаны является жизнь, которую он избирает; ибо таковы начала и власти тьмы, ему служащие), «ни настоящее», которым мы живем в этой жизни, как надежда для солдата и выгода для торговца, (2) «ни высота, ни глубина, ни какая тварь», которая во власти человеческой, не может противостоять вере того, кто действует в соответствии со свободным выбором. «Тварь» означает действие, результат нашего труда, и такая тварь «не может отлучить нас от любви к Божьей во Христе Иисусе, Господе нашем».   Так в одном предложении выражено все главное, что отличает исповедника и гностика. XV ( 97 , 1) «Мы все имеем знание», общее знание общедоступного, а также знание о том, что Бог един. Он пишет это для верных, поэтому добавляет: «Но не у всех такое знание», переданное немногим. Некоторые же говорят, что знание «об идолах» не для всех открыто, «дабы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. И от знания твоего погибнет немощный».   (2) Цитируя высказывание: «Все проданное на торгах, должно быть продано» и добавляя в ним вместо слов «ни о чем не спрашивая», «исследуя», они дают странное толкование. (2) Ведь апостол говорит: «Все покупайте на торгах, не задавая вопросов»   , за исключением того, что указано в кафолическом послании всех апостолов, силою Святого Духа записанного в Деяниях Апостолов и переданного самим Павлом в руки всех верных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Далее говорится: «Будьте сынами отца вашего небесного», что означает: будьте подобными Богу. (Мф. 5:44—45) (2) И еще говорится: «Мирись с соперником скорее, пока ты еще на пути с ним». (Мф. 5:25.) Противником называется здесь не тело, как полагают некоторые, но дьявол и его приверженцы, которые ходят среди нас в человеческом обличии, имитируя его дела в его земной жизни. (3) Не удивительно, поэтому, что те, кто говорит, что они христиане, но в действительности обретаются в самой гуще дьявольских происков, подвергаются самому жестокому осуждению. Ибо написано: «Доставят тебя к судье, а судья доставит тебя к властям» дьявольского царства. (96, 1) «Ибо я уверен, что ни смерть» от руки преследователей, «ни жизнь» в этом мире, «ни ангелы» отступники, «ни начала» (началом сатаны является жизнь, которую он избирает; ибо таковы начала и власти тьмы, ему служащие), «ни настоящее», которым мы живем в этой жизни, как надежда для солдата и выгода для торговца, (2) «ни высота, ни глубина, ни какая тварь», которая во власти человеческой, не может противостоять вере того, кто действует в соответствии со свободным выбором. «Тварь» означает действие, результат нашего труда, и такая тварь «не может отлучить нас от любви к Божьей во Христе Иисусе, Господе нашем». (Рим. 8:38—39) Так в одном предложении выражено все главное, что отличает исповедника и гностика.    (97, 1) «Мы все имеем знание», общее знание общедоступного, а также знание о том, что Бог един. Он пишет это для верных, поэтому добавляет: «Но не у всех такое знание», переданное немногим. Некоторые же говорят, что знание «об идолах» не для всех открыто, «дабы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. И от знания твоего погибнет немощный». (2) Цитируя высказывание: «Все проданное на торгах, должно быть продано» и добавляя в ним вместо слов «ни о чем не спрашивая», «исследуя», они дают странное толкование. (2) Ведь апостол говорит: «Все покупайте на торгах, не задавая вопросов» (1Кор. 10:25.), за исключением того, что указано в кафолическом послании всех апостолов, силою Святого Духа записанного в Деяниях Апостолов и переданного самим Павлом в руки всех верных.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010