Итак, следует признать, что когда Иисус выходил из Иерихона, двое слепых, сидевшие у дороги и просившие милостыни, услышав шум проходящей толпы народа, спросили: Что это такое? И когда им сказали, что это идет Иисус, то слепые, несомненно, слышавшие о Его чудесах и о том, что некоторые признают Его обещанным Избавителем, пожелали воспользоваться этим случаем, чтобы исцелиться, и громким голосом закричали: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! (Мф. 20, 30). Кричали они так громко и неотступно, что шедшие впереди заставляли их молчать, но они не унимались и продолжали взывать к милосердию Иисуса. Услышав их мольбу, Иисус остановился и велел позвать их к Себе. Один из этих слепых, обращавший на себя особенное внимание своим криком, всем известный Вартимей, услышав, что их зовет Иисус, встал, сбросил с себя верхнюю одежду, чтобы не мешала идти, и пришел к Иисусу. На вопрос — чего ты хочешь от Меня? — Вартимей отвечал: чтобы мне прозреть (Лк. 18, 41). Иисус сказал: прозри! вера твоя спасла тебя (Лк. 18, 42). В это время подошел, вероятно, и другой слепой с той же просьбой, и Иисус, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним (Мф. 20, 34), славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу (Лк. 18, 43). ГЛАВА 35. Иисус в Вифании. Торжественный въезд в Иерусалим. Осуждение бесплодной смоковницы. Изгнание торговцев и меновщиков из храма Иисус в Вифании у Лазаря Продолжая Свое путешествие, Иисус, за шесть дней до Пасхи (Ин. 12, 1), прибыл в Вифанию, в дом воскрешенного Им Лазаря. В тот год пасха совершалась в пятницу, следовательно, Иисус прибыл в Вифанию в субботу. Иисусу предложен был ужин, за которым Лазарь возлежал с Ним и Апостолами, а Марфа служила; сестра же ее Мария взяла фунт драгоценного нардового мира, помазала им ноги Иисуса и отерла их волосами своими. Весь дом наполнился благоуханием. Помазание Марией ног Иисуса миром; ропот Иуды Тогда Иуда Искариот, хранитель денежного ящика, в который опускались пожертвования на содержание Иисуса с Апостолами и на раздачу нищим, сказал: «Лучше было бы продать это миро за триста динариев и раздать нищим, чем так непроизводительно тратить его». Сказал же это он, как объясняет Евангелист Иоанн, не потому, что заботился о нищих, а потому, что был вор; если бы это миро было продано за триста динариев, то деньги для раздачи нищим поступили бы к нему, и он имел бы возможность украсть их, если не все, то хотя бы часть; об этом-то он и жалел теперь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

Ковчежец имяше Иуда и вметаемая ношаше, но и тать бе, замечает евангелист ( Ин.12:6 ). Низкая воровская душа приходо-расходчика Иуды сказалась особенно в В. Среду. Иисус Христос был в этот день в Вифании в дому Симона прокаженного, где было большое собрание, и была устроена вечеря. Тут был воскрешённый Иисусом Христом Лазарь, Марфа служила, а Мария, в чувстве глубокого сознания своих вольных и невольных грехов, в чувстве благодарности за возвращение к жизни брата Лазаря, в чувстве благоговейной любви ко Господу, а, может быть, и в предчувствии скорой разлуки с Божественным Учителем, выливает Ему на голову драгоценное миро, обливает слезами ноги и отирает волосами своей головы. Картина трогательная, умилительная! И вдруг раздается угрюмый жестокий ропот! То Иуде стало жаль чужого добра: «для чего бы не продать это миро за 300 динариев и не раздать нищим?» Низкое сердце предателя не могло понять этого дела любви, оно, это сердце, скорбело лишь о том, что драгоценное миро не продано, целых 300 динариев не получено! А ведь из такой суммы можно было бы кое-что уделить и нищим, и в ящик Иуды могло кое-что перепасть... Св. евангелист Иоанн, хорошо знавший, конечно, Иуду, прямо говорит, что он в этом случае совсем не о нищих печаловался, а был попросту вор ( Ин.12:6 ). Святой порыв благоговейной веры и любви Марии был таким образом подвергнут жестокому осуждению и почти отрицанию, по меньшей мере, найден бесцельным, пустой тратой драгоценного мира. Надо было дать иную оценку её делу, надо было защитить Марию принципиально, чтобы мир на все времена знал, чей поступок выше – Марии, или лицемерного предателя. Надо было вскрыть гнойник преступного сердца у самого Иуды. «Оставьте её, точнее, оставь её, говорит Господь, что смущаете женщину? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память её, и о том, что она сделала» ( Мк.14:69 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

можаше бо мро продано быти на мноз и датис нищымъ. Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Ученикам казалось, что лучше бы этими деньгами, какия употреблены на миро, помочь бедным, чем тратиться на то, что считается роскошью; тем более, что Христос Учитель их не терпел роскоши и очень высоко ставил дела милосердия и сострадания. Милости хочу, а не жертвы (12 гл. 7 ст.) высказал Он однажды. 10. Размвъ же реч имъ: что трждаете жен; дло бо добро содла мн: Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня 11. всегда бо нищы имате съ собою, же не всегда имате: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете 12. бо мро на тло мо, на м сотвор: возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению Поступок женщины происходил от её благоговения к И. Христу, теплой веры и сокрушенного сердца, почему Господь и допустил ее сделать оный. Между тем женщина не могла не смутиться, когда увидела негодование и ропот учеников Христовых относительно своего поступка. Но Господь успокоил и самую жену, и учеников, сказав: 1) дело бо добро содела о Мне (доброе дело сделала она для Меня): возливши бо миро сие на тело Мое, на погребение Мясотвори (она приготовила Меня к погребению). У Евреев, как и у других народов на востоке, было обыкновение помазывать миром, душистым составом (чит. объясн. 7 ст.) тела умерших. Это делалось для того, чтобы долее предохранить их от разложения и дурного запаха. С другой стороны помазанием выражалась честь к умершему, подобно как помазанием при жизни (ст. 7). По всей вероятности, женщина и не имела мысли о приготовлении Христа к погребению, но Он Сам дает сие высокое значение её действию. 2) Нищия бо всегдаимате с собою, Мене же не всегда. Нищих всегда имеете с собою, потому всегда и можете им благотворить. А Меня не всегда имеете, т.е. в телесном образе, и потому почесть помазания миром можно было воздавать Ему, Христу недолгое время, так как приближался конец Его земной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Мф.26:13.   Аминь глаголю вам: идеже аще проповедано будет Евангелие сие во всем мире, речется и еже сотвори сия, в память ея . истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала. Это утешение и похвала женщине и поощрение ученикам, — женщине, потому что о ней будет проповедано по всей вселенной, — а ученикам, потому что проповедь их обнимет всю вселенную. «Евангелие сие» , т.е. деятельность Моя, повествование обо Мне. И действительно, все, которые знают об Иисусе Христе, знают также и то, что сделала она, вместе с Евангелием проповедано и о ее поступке и память о ней обошла вселенную. Но для чего Иисус Христос обещал жене не духовное что-нибудь, но только всегдашнюю память? Для того, чтобы через последнюю вселить в нее надежду на получение и первого. Если засвидетельствовано, что поступок ее хорош, то очевидно, что она получит награду за него. Эта женщина, которая прежде была грешница, прообразовала Церковь; миро есть вера, которую она излила на Иисуса Христа. Напомнив ученикам о близости Своей смерти, Он незаметно поражал Иуду, который не скрылся со своими лукавыми замыслами, и таким образом открывал ему дверь к покаянию. И прежде еще Иуда роптал на сестру Лазаря, говоря: «чесо ради миро сие не продано бысть на трех стех пенязь и дано нищым; Сие же рече» , — говорит Иоанн, — не яко о нищих печашеся, но яко тать бе, и ковчежец имеяше, и вметаемая ношаше (Ин. 12:5, 6). Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Ковчежец — это денежный кошелек, в котором хранились приношения для нищих. Так как он был хранителем этого кошелька, то хотел, чтобы деньги и за это миро были положены в кошелек, откуда можно было украсть их. Одержимый сребролюбием, он решался на воровство. Тогда он видел еще оправдание такого поступка; но так как и теперь совершилось то же самое, и он опять потерял случай уворовать, то воспылал уже гневом, и так как, по словам Луки (52, 3), вошел в него сатана, начинает свое злоумышление.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Мф.26:6—7.   Иисусу же бывшу в Вифании, в дому Симона прокаженнаго, приступи к Нему жена, сткляницу мира имущи многоценнаго, и возливаше на главу Его возлежаща . Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Было три жены, помазавших Господа миром. Первая упоминается у Луки (7, 37); она была грешница, сделала это около средины проповеди Спасителя в доме Симона фарисея, когда и соблазнился один только фарисей; в награду за это Спаситель даровал ей отпущение грехов. Вторая упоминается у Иоанна (12, 3) это была Мария, сестра Лазаря, женщина благочестивой жизни; она сделала это за шесть дней до законной Пасхи в собственном доме и, притом, принесла миро в благодарность за воскрешение брата, потому ей и не обещается награды; тогда также роптал один только Иуда. Третья — та, о которой одинаково повествуют Марк (14, 3) и Матфей в этом месте: она за два дня до Пасхи пришла в дом Симона прокаженного. Евангелисты для отличия от фарисея дали ему прозвание от проказы, желая вместе с тем показать, что Спаситель не гнушался его телесной нечистотой ради чистоты его души. Женщина эта возлила миро на голову Иисуса Христа, а не на ноги, как те; тогда вознегодовали и ученики; ей обещается проповедать память об этом по вселенной. Таким образом, очевидно различие между всеми тремя. Эта последняя, как прокаженная душой, видя, что Симон прокаженный, исцелен, твердо верила, что и сама она получит исцеление. Алавастр (сткляница) — это род сосуда для хранения мира. Марк (14, 3) присоединил и сорт мира: «народного пистикиа многоценна» , — называя пистикием, т.е. цельным и известным по чистоте, или это было какое-либо название мира. Говорит также, что она разбила сосуд, конечно, для скорости, так как он был узкий. Мф.26:8—9.   Видевше же ученицы Его негодоваша, глаголюще: чесо ради гибель сия (бысть); можаше бо сие миро продано быти на мнозе и датися нищым . Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Мф.26:6–7 .  Иисусу же бывшу в Вифании, в дому Симона прокаженнаго, приступи к Нему жена, сткляницу мира имущи многоценнаго, и возливаше на главу Его возлежаща. Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Было три жены, помазавших Господа миром. Первая упоминается у Луки ( Лк.7:37 ); она была грешница, сделала это около средины проповеди Спасителя в доме Симона фарисея, когда и соблазнился один только фарисей; в награду за это Спаситель даровал ей отпущение грехов. Вторая упоминается у Иоанна ( Ин.12:3 ) это была Мария, сестра Лазаря, женщина благочестивой жизни; она сделала это за шесть дней до законной Пасхи в собственном доме и, притом, принесла миро в благодарность за воскрешение брата, потому ей и не обещается награды; тогда также роптал один только Иуда. Третья – та, о которой одинаково повествуют Марк ( Мк.14:3 ) и Матфей в этом месте: она за два дня до Пасхи пришла в дом Симона прокаженного. Евангелисты для отличия от фарисея дали ему прозвание от проказы, желая вместе с тем показать, что Спаситель не гнушался его телесной нечистотой ради чистоты его души. Женщина эта возлила миро на голову Иисуса Христа, а не на ноги, как те; тогда вознегодовали и ученики; ей обещается проповедать память об этом по вселенной. Таким образом, очевидно различие между всеми тремя. Эта последняя, как прокаженная душой, видя, что Симон прокаженный, исцелен, твердо верила, что и сама она получит исцеление. Алавастр (сткляница) – это род сосуда для хранения мира. Марк ( Мк.14:3 ) присоединил и сорт мира: «нарднаго пистикиа многоценна», – называя пистикием, т.е. цельным и известным по чистоте, или это было какое-либо название мира. Говорит также, что она разбила сосуд, конечно, для скорости, так как он был узкий. Мф.26:8–9 .  Видевше же ученицы Его негодоваша, глаголюще: чесо ради гибель сия (бысть)? можаше бо сие миро продано быти на мнозе и датися нищым. «Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим».

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Мф.26:8–9 .  Ученики же, видя это, начали негодовать, говоря: К чему же [ut quid] эта трата? Ведь это [масло] могло бы быть продано за большие деньги и роздано нищим. 606 Я знаю, что некоторые злословят относительно этого места в недоумении: почему другой евангелист сказал, что опечален был только Иуда, потому что он имел в своем распоряжении ящик для хранения денег и с самого начала утаивал деньги; а евангелист Матфей пишет, что вознегодовали все апостолы: таковые люди не знают оборота речи, который называется σλληφις, или «синекдоха»; в нем вместо одного обыкновенно называют всех и вместо многих – одного. Ведь и апостол Павел в своем Послании к Евреям (хотя относительно него многие латиняне сомневаются), когда описывает страдания и заслуги святых, – говорит: «Они были побиты камнями, подвергались пыткам, были рассечены» [разрезаны пилою] «и умерли через усекновение мечом» ( Евр. 11, 37 ), 607 хотя иудеи заявляют, что рассечен был только один пророк Исайя. Мы можем истолковать и иначе, – именно: апостолы действительно вознегодовали ради бедных, а Иуда – из-за своего прибытка, а потому тайный ропот его является преступлением потому именно, что он имел заботу не о бедных, а хотел обеспечить себе кражу. Мф.26:10–11 .  Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете. Возникает новый вопрос: почему Господь после Воскресения сказал ученикам: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф. 28, 20 ), – а в настоящем случае говорит: «Меня не всегда имеете с собою». По моему мнению, в этом месте говорит Он о пребывании телесном, которое после Воскресения никоим образом не будет таковым, каковым оно было теперь, т. е. вполне одинаковым по образу жизни и подобным семейному. Вспоминая об этом, апостол говорит: «Если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» ( 2Кор. 5, 16 ). Мф.26:12 .  Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению. То, что вы называете пустой издержкой благовонной мази, есть обязанность, исполняемая относительно погребения. И не удивительно, если она Мне подала приятное благоухание веры своей, когда Я пролью 608 за нее Свою кровь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Негодовали, но в себе, как сказал Марк (Мк. 14:4, 5), который присоединил и то, что они говорили: «можаше бо сие продано быти вящше трех сот пенязь» , Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев… и то, что они «прещаху ей» , т.е. роптали, порицали за злоупотребление. К этому побудило их человеколюбие, так как и Учитель их часто говорил о милостыне, и сами они много заботились о бедных, и знали притом, что Бог милости хочет, а не жертвы (Ос. 6:6). И действительно, достойна удивления эта жена, не пощадившая такой затраты ради спасения души, так как она сделала это не для телесного исцеления. Мф.26:10.   Разумев же Иисус рече им: что труждаете жену … Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину?: Так как она уже успела вылить миро, то Господь и поддерживал ее не потому, чтобы нуждался в помазании, а чтобы не ослабить веры ее. А так как, порицая женщину, ученики возбуждали в ней раскаяние в совершенном, потому что она слышала от них, что напрасно истратила такую драгоценную вещь, то Господь, наоборот, порицает их, называя трудом, или смущением, скорбь вследствие раскаяния, и показывая, что не должно заглушать начинающую произрастать веру людей, а скорее нужно поддерживать ее; не должно в самом начале доискиваться до малейшей подробности и высоких требований предъявлять несовершенным. Далее утешает женщину, говоря: Мф.26:10.   Дело бо добро содела о Мне . она доброе дело сделала для Меня_ Похвалив вообще дело ее, сначала устраняет поставленное учениками основание относительно бедных, а потом защищает сам ее поступок. Мф.26:11,12.   Всегда бо нищыя имате с собою, Мене же не всегда имате: возлиявши бо сия миро сие на тело Мое, на погребение Мя сотвори . ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; О нищих Марк (14, 7) написал: «егда хощете, можете им добро творити» . и, когда захотите, можете им благотворить… Сказав: «Мене же не всегда имате» , — напомнил им о близости Своей смерти. «На погребение Мя сотвори» , т.е. для погребения Моего, как бы предсказывая приближение Моей смерти. И об этом яснее сказал Марк (14, 8): «еже име сия, сотвори: предвари помазати Мое тело на погребение» , так как был обычай намащать благовониями мертвых, чтобы они дольше сохранялись. «Еже име» , т.е. что могла. Поэтому и ты, если увидишь построивших церкви, монастыри, дорогие памятники, не советуй разрушить построенное, чтобы не ослабить усердия их; но если кто-либо спросит тебя прежде, нежели построит, советуй отдать нищим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Но иные здесь скажут: не лучше ли бы драгоценности, коими блистает храм, продать и вырученное за них отдать нищим? Да, согласен бы я был с мнением сим, если бы оное преподано было не предателем Христовым. Но он-то, он первый изрек его, воспользовавшись следующим случаем. «За шесть дней до Пасхи, –повествует св. Иоанн Богослов, – пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого воскресил Он из мертвых. Там приготовили для Иисуса вечерю, и Марфа служила, а Лазарь был один из возлежавших с ним. Мария, взяв фунт чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла их власами своими. Дом исполнился благоухания от мира. Тогда Иуда Симонов Искариотский, который после предал Христа, сказал: чесо ради миро сие не продано бысть на трех стех пенязь и дано нищим ( Ин. 12:5 )? Наперсник Христов не умалчивает, но объясняет и то самое внутреннее чувствование, которым будучи подвигнут, Иуда Искариотский неосторожно и неуместно выразился, сказав, что лучше бы был, миро продать и деньги раздать нищим. Это чувствование было не забота предателя о нищих, но то, что он был тать. Сие же рече не яко о нищих печашеся, но яко тать бе, и ковчежец имеяше, и вмещаемая ношаше ( Ин. 12:6 ). Будем осторожны и мы, чада и братия, когда судим о делах и поступках своей собратии. Хваля, да остерегаемся, чтобы похвала наша не происходила из пристрастия или из дружбы; а когда хулим кого, чтобы это не проистекало из зависти, ненависти, злопомнения и из других тому подобных зловонных источников. Награда праведникам на небесах: они делаются там наследниками царствия, уготованного Отцом Небесным для них от сложения мира. Дабы ведали мы, что такое есть царствие Божие на небесах, какие его принадлежности, какая слава, – для того притечем к Наперснику Христову. И се, он свидетельствует в Откровении своем: я видел новое небо и новую землю. «Видел там Святый град, Иерусалим новый, уготованный, как невеста, украшенная для мужа своего. И слышал громкий глас, говорящий: это скиния Божия с человеками. Нет уже в ней смерти, ни плача, ни вопля, ни болезни ( Откр. 21:2, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

О таком человеке нельзя сказать, что он кланяется Богу духом, и такую молитву нельзя назвать духовною. Так кланялись Господу только древние фарисеи и книжники, и вот что сказал о них Спаситель: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня. Но тщетно чтут Меня» ( Мф.15:8–9 ). Бывает так, что человек прейдя в святой храм Господень и ставши на молитву читает святые слова молитвы Господней: «И остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должникам нашим» ( Мф.6:12 ); сам же не только не простил врагам своим, но может быть в эту же пору придумывает на них какое-нибудь зло. Такой человек молится неискренно, лицемерно, а потому и молитву его нельзя назвать истинной. Нет! Настоящее поклонение Богу бывает только тогда, когда человек кланяется и телом и душой, когда сердце его не занято делами житейскими, но всецело продано Богу, и когда он верен и истинен в словах своих. Такому поклонению и научает нас Спаситель, когда говорит, что кланяющееся Богу должны покланяться в духе и истине. Находятся люди, которые не знают Писания и силы Божией, и изъясняют означенные слова Спасителя совсем не так. Они говорят, будто этими словами Господь воспрещает поклонение телесное и требует только одного духовного, а потому не полагают на себе крестного знамения, не преклоняют колен и даже не ходят в святой храм Божий. Что сказать таким людям? Поистине, они достойны глубокого сожаления, так как заблуждаются, «не зная Писания, ни силы Божией» ( Мф.22:29 ). Как мы видели Господь совсем не отвергает телесного поклонения, Он только требует, чтобы с поклонением телесным мы соединяли и поклонение духовное; поэтому, когда мы это делаем, то поступаем вполне правильно и законно. Мы состоим не только из души, но и из тела: и душу и тело мы обязаны хранить в чистоте, и душою и телом мы будем участвовать в жизни вечной, поэтому и Богу покланяться и прославлять Его Милосердого мы должны и душой и телом. Этому научает нас и святой апостол Павел, говоря: «Прославляйте Бога в телах ваших и душах ваших» ( 1Кор.6:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010