Многие из вас являются создателями наших законов, по которым живет сейчас наше Отечество. Многие законы только находятся в стадии разработки. Все вы - люди, обладающие бессмертной человеческой душой, созданной по образу и подобию Божию. Очень бы хотелось, чтобы в наших российских законах их неотъемлемой составляющей была, прежде всего, их человечность, гуманность. За каждой статьей, за каждым определением стоят человеческие судьбы, а не просто механическое применение норм и правил. Строгость - не синоним жестокости, и в каждом наказании должно быть больше нравственной помощи человеку, нежели просто изоляции его от общества. Позвольте напомнить вам слова Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, визита которого на уральскую землю все мы с нетерпением ожидаем: " Выше Закона может быть только Любовь, выше Прав - лишь Милость, выше Справедливости - лишь Прощение. " Ныне, как и много веков назад, верны слова апостольские: " Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого, и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; - итак, любовь есть исполнение закона " (Рим.13, 8-10) Интересно, что это разъяснение апостол Павел, обратил к римлянам, чье светское законодательство, чье " Римское право " до сих пор является одной из основ нашего законотворчества. А вот информация о Правилах Апостольских, о решениях Православных Соборов, о правилах святых отцов нашей Матери-Церкви - ныне для многих юристов остается тайной за семью печатями. И мне кажется, что от этого наше законотворчество многое теряет. Уважаемые участники сегодняшнего собрания! Дорогие братья и сестры. Мы все граждане нашей любимой матери России, чада ее Церкви. Труд каждого из нас да будет направлен на ее укрепление, прославление ее величия, обеспечения покоя и порядка для наших соотечественников. Я хочу, чтобы вы знали, что Церкви дорог каждый человек. И пусть такое же отношение ко всем живущим в нашем Государстве будет и у вас, дорогие участники конференции.

http://moral.ru/Arch_Vikent_law.htm

Одним словом, больница: «...се бо во врачебницу пришел еси...». Они так и ходят в больницу. Но в таком качестве эти прихожане не способны к работе на благо Церкви, не способны дать приходящим свет и тепло, поскольку сами ищут его. Такими людьми полна наша Церковь. Но мы-то, пастыри, знаем, что это лишь одно из постигаемых в духовном опыте измерений Церкви Христовой, которой она не ограничивается. А задумывался кто-либо из нас, что нормальный приход — это, в первую очередь,  община, основанием которой является единство Святой Троицы: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - чтобы мир уверовал, что Ты послал Меня» (Ин. 17, 21) (т.е. когда они будут в том общении любви, как Мы с Тобой, говорит Христос, тогда мир уверует)? Что это за общение? Это общение любви, а не статичное сосуществование Трех Ипостасей. Любовь — вещь абсолютно практическая, и апостол Иоанн Богослов, чтобы раз и навсегда отнять право рассуждать о любви у тех, кто не имеет ее на деле, формулирует вполне практический критерий любви: «Кто говорит: " я люблю Бога " , а своего брата ненавидит, тот лжец: ибо не любящий своего брата, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит» (1 Ин. 4,20)? Чтобы не уходить в туманные дали спекулятивного богословия, приведу простой пример. Представим себе, что человек полностью прослушал один из курсов современной катехизации, например, в Екатеринбурге, где согласно последнему распоряжению владыки Викентия д о лжно проводить не меньше 12 бесед перед Крещением. Он приходит в храм после красочных описаний богослужения и понимает 10% происходящего. Ладно, проблема церковнославянского языка. Он не понимает самого главного: а где же та любовь, о которой вещали катехизаторы, где она на практике. Даже если бабуля не толкнет локтем в бок, и никто не наступит на ногу, все равно человек так и не поймет, что происходит в этой церкви, где люди молча совершают какие-то телодвижения, куда-то идут (имеется в виду, к Чаше) и после окончания молча расходятся в неизвестном направлении.

http://bogoslov.ru/article/639637

Вот как все это в современной жизни идет совсем наперекор истинному христианству! И это, конечно, не случайно, не спроста! Все это – искусная «обработка» человека, направленная к отторжению его от Христа-Спасителя и к охотному принятию им имеющего придти противника Христова. «Обработку» эту, весьма ловко играя на слабостях, страстях и похотях людских, в последнее время особенно напряженно проводят слуги «его» – увы! – нередко облекающиеся теперь и в ризы священнослужителей. А что касается ада с его вечными муками, то сомневаться в его существовании нам не приходится: мы ведь видели настоящее преддверие его у нас на нашей несчастной родине – особенно те из нас, которые посидели в большевицких тюрьмах и концлагерях. «Ту будет плач и скрежет зубом»   ( Матф. 8, 12 ) – так неоднократно, образно представляя ад, говорил о нем Сам Христос-Спаситель. Поэтому, единственно- верный  путь спасения для нас – это,  не мудрствуя лукаво,  следовать во всем исконному, неизменному учению нашей св. Церкви, веровать так, как веровали  все, всегда и везде   (св. Викентий Лиринский ), и гнать от себя прочь всех новоявленных лже-учителей, дерзко провозглашающих какую-то  «новую»  эпоху в христианстве, хотя бы и облечены они были в священные одежды. Ведь мы знаем из Слова Божия, что и  «сам сатана преобразуется во ангела светла», «а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их»  (2 Коринф. 11, 14–15). И современные «модернисты» – «нео-хилиасты» и явные богоборцы-сатанисты – это, в общем, одного духа, «одного лагеря» люди. Вот почему они так легко, в случае нужды, находят общий язык и даже примиряются друг с другом: отсюда же и инстинктивное расположение их и какое-то тяготение к церквам и религиозным организациям, сотрудничающим с богоборцами.  Их душа – там, а не вИстинной Церкви Христовой! А должна быть полная определенность: или – или! В наше время еще более, чем когда бы то ни было прежде, недопустима какая-то двойственность, двусмысленность, какое-то шатание «туда и сюда», «хромание на оба колена» и «сидение между двумя стульями»... В мире уже так явно происходит «отсеивание».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Православный : Многие из тех вопросов, которые вы обозначили в своем слове, мы рассмотрим, когда будем говорить о Церкви. Отвечая на ваш вопрос о правильном понимании Библии, я хочу обратить ваше внимание на термин «Предание». Сектанты разных направлений в своем большинстве не имеют правильного представления об этом понятии. Сектант : Нет! Напротив! Мы имеем представление о том, что есть предание. Христос говорил: «…зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?» ( Мф.15:3 ); и еще: «…вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» ( Мф.15:6–7 ). Вы, православные, к сожалению, до сих пор держитесь предания старцев ( Мк.7:5 ), «уча учениям, заповедям человеческим». Православный : Говоря о Предании (Священном Предании), мы, прежде всего, имеем в виду не предания старцев и учения, заповеди человеческие, а Предания апостольские и Учение церковное. В Новом Завете об апостольском предании и его значимости сказано достаточно. Рассмотрим некоторые из этих текстов: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» ( 1Кор.11:2 ). Здесь мы видим, что апостол Павел поощряет похвалой придерживающихся Предания. Сектант : Я хочу проверить этот текст по переводу «Нового Мира». Вот смотрите, здесь сказано несколько иначе, чем в Синодальном переводе: «Хвалю же вас за то, что во всех делах вы помните обо мне и твёрдо держитесь традиций, как я передал вам их» (НМ). В некоторых английских переводах слово «предание» в этом тексте ( 1Кор.11:2 ) заменено словом «учение». Православный : Эта замена неправомочна. Давайте посмотрим древнегреческий вариант данного текста, дословный перевод будет следующий: хвалю же вас что все мое вы помните и как я передал вам предание держите. – Хвалю же вас, братья, что все мое помните и, как я передал вам, предание держите. Как мы видим, здесь речь идет не о традициях и не об учении. Учение и традицию может создать и установить любой человек персонально, в отличие от предания, которое принимается и передается далее. Пример этого – следующие слова апостола Павла: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал» ( 1Кор.11:23 ). Св. Викентий Лиринский учил: «Предание это то, что ты принял, а не то, что выдумал».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти» ( Тит. 1:10–11 ), «люди, развращенные умом, невежды в вере» ( 2Тим. 3:8 ), " гордые и ничего не знающие, но зараженные страстью к состязаниям и словопрениям» ( 1Тим. 6:4 ). Их «непотребное пустословие» много споспешествует нечестию, «и слово их... распространяется как рак " ( 2Тим. 2:16–17 ). Хорошо, однако, что далее пишется о них: «но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми» ( 2Тим. 3:9 ). Когда некоторые из такого рода людей, торгуя своими заблуждениями по областям и городам, пришли также к галатам, и когда галаты, наслушавшись их, почувствовали как бы какое-то отвращение к истине и начали, отбросив манну вселенского учения, услаждаться нечистотами еретической новизны; тогда Павел употребил весь авторитет своей апостольской власти и с крайней строгостью определил: «но если бы даже мы, – сказал он, – или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал. 1:8 ). Что значат слова его: «но если бы даже мы»? Почему не сказал он: «но если бы даже я»? Это значит: хотя бы Петр, хотя бы Андрей, хотя бы Иоанн, хотя бы наконец весь сонм апостолов благовестит вам что-нибудь другое, чего мы не благовествовали, анафема да будет. Потрясающая угроза! Чтобы утвердить неизменность прежней веры, Апостол не пощадил ни себя, ни прочих апостолов! Мало того, хотя бы, говорит он, «Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема». Ему недостаточно было для охранения однажды преданной веры упомянуть о существах человеческой природы: он объял и ангельское превосходство. «Если бы даже мы, – говорит, – или Ангел с неба». Не то значит это, чтобы святые небесные ангелы действительно могли погрешать; но вот что он хочет сказать этим: если бы, то есть, случилось даже невозможное, кто бы ни был тот, кто покусится изменить однажды преданную веру, анафема да будет. Может быть слова эти сказались случайно, или вырвались у него невольно как-нибудь по человеческому увлечению, а не предписаны по изволению Божию? Отнюдь нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vikentij_Lirin...

Нечестие такого рода людей я считаю вдвойне заслуживающим отвращения, как потому, что они не страшатся упаивать других ядом ереси, так и потому, что они выставляют, так сказать, на ветер память святого человека, как будто какой прах безжизненный, и те мнения его, которые надлежало погребсти молчанием, позорят, поднимая их вновь. Они идут совершенно по следам учителя их Хама, который не только не позаботился прикрыть наготу почтенного отца своего Ноя, но рассказал еще о ней другим в посмеяние, чем и заслужил то, что даже на потомков его пало проклятие этого греха. Совсем не так поступили блаженные его братья. Они не хотели ни своими глазами видеть наготу досточтимого своего отца, ни других допустить над ней издеваться: но покрыли его, как сказано в Писании, обратившись лицом назад, то есть они и не одобрили ошибки святого мужа, но и не выставили ее на позор, а за то и получили в награду щедрое благословение своему потомству. Однако вернемся к предмету. Неизменность догматического учения веры Итак, мы крайне должны бояться греха изменять веру и нарушать Православие. Нас предостерегает от этого не только благочиние церковной практики, но и приговор Апостольского авторитета. Всем известно, как сильно, как грозно, как настойчиво порицает блаженный апостол Павел тех, которые с непостижимым легкомыслием так скоро от Призвавшего их в благодать Христову перешли к иному благовествованию, тогда как благовествование не может быть иным ( Гал. 1:6–7 ); которые избрали себе учителей по своей прихоти, отвратили слух от истины, обратились к басням ( 2Тим. 4:3–4 ) и подлежат осуждению за то, что отвергли прежнюю веру ( 1Тим. 5:12 ). О людях обольстивших их тот же Апостол пишет в Послании к римлянам: «умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» ( Рим. 16:17–18 ). Они «вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» ( 2Тим. 3:6–7 ); они " пустословы и обманщики...

http://azbyka.ru/otechnik/Vikentij_Lirin...

Преподобный Викентий Лиринский пишет: «Как поступать христианину кафолику, когда какая-нибудь частица церкви отсечётся от общения со всеобщею верою? Как иначе; если предпочесть заражённому и повреждённому члену здоровье всего тела? А если вновь явившаяся какая-нибудь зараза покусится пятнать не частичку уже церкви, но всю вместе церковь? И тогда он должен позаботиться пристать к древности, которая не может уже быть обольщена никаким коварством новизны» («Памятн. записк.» гл. 3). Видите, вся церковь может быть заражена язвой ереси. В чём же тогда останется церковь? Слушайте. В Евангелии от Матфея мы читаем: «Пришедши во страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, и иные за Иеремию, или одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Пётр, отвечая, сказал: Ты Христос, Сын Бога живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. И я говорю тебе: ты Пётр, и на сём камне Я создам Церковь Мою, и врата адова не одолеют её» ( Мф.16:13–18 ). На чём же Господь обещается создать Свою Церковь? На правом исповедании, и это то «правое и спасённое исповедание веры, – говорит пр. Максим Исповедник , – Господь «и нарече кафолическою церковию быти» (Чет. Минея 21 генв.). Тут ясно всем, что Церковь Христова может быть только из одного исповедания. А о епископах я вот что вам прочитаю. «Аз зажегох свет сердца вашего, говорит бл. Феофилакт от лица Господа, и на высоте поставить (вы) светити всем: а еже не угаснути благодати сущей в вас, на вашем подвизе будет се» (Благ. Матф, зач. 11, л. 38 об.). На что нам искать яснейшего свидетельства? Прямо и ясно говорится, что, хотя Господь и дал епископам благодать, а светить или не светить этой благодатью, зависит уже от них самих. А мы и видим, что при патриархе Никоне они перестали светить, впали в заблуждение...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И в апостольских Посланиях имеются ясные указания об авторитете Предания: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2Фесс.2:15). Обратим внимание: научены посланием (Писание) и научены словом (Предание), а слово передается устами и воспринимается слухом. В другом послании св. апостол пишет: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам ( 1Кор. 11:2 . Из приведенного места видно, что св. апостол Павел многое преподавал не в письменной форме. Рассматривая Предание как установленный Божественным Промыслом способ хранения Откровения, мы не можем допустить мысли о том, что в Священное Предание могли вкрасться ошибки. Такое понимание полностью согласуется с учением о Церкви. Сам Господь Иисус Христос является главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем ( Еф.1:22–23 ). Принципиальным является вопрос о границах Предания, ибо не все во внутренней жизни Церкви мы должны рассматривать как Предание. «Что такое предание? То, что тебе вверено, а не то, что тобой изобретено, то что ты принял, а не то, что ты выдумал, дело не ума, но учения, не частного обладания, но всенародной передачи, дело, до тебя дошедшее, а не тобою открытое, в отношении к которому ты должен быть не изобретателем, но стражем, не учредителем, но последователем, не вождем, но ведомым. Предание, говорит, сохрани. То есть талант веры кафолической сбереги неповрежденным и неиспорченным» (Преп. Викентий Лиринский ). Предание скристаллизовалось в древних Литургиях, восходящих к апостолам, Символах веры древнейших поместных церквей (Иерусалимской, Антиохийской и др.), в Правилах апостольских, деяниях Вселенских и Поместных соборов, древнейших мученических актах, в которых записано исповедание христианской веры, в творениях святых отцов, в которых они изъясняли символы веры и излагали церковное учение, в древней практике Церкви (священные времена, обряды и т. д.). Православная Церковь стремится бережно хранить апостольское наследие.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Св. ап. Павел повелевал Филиппийцам: «чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте» ( Фил. 4:9 ); в церквах, пишет он Коринфянам, «все должно быть благопристойно и чинно» ( 1Кор. 14:4 ), потому что «Бог не есть Бог неустройства» ( 1Кор. 14:88 ); Фессалоникийцев он умоляет выполнять все преподанное им о том, как «должно поступать и угождать Богу» ( 1Фес. 4:1 ), и, отходя от Коринфян, говорит им: «прочее устрою, когда приду» ( 1Кор. 11:31 ). И действительно, только в незаписанном апостолами Священном Предании мы находим чин совершения таинств и богослужения, правила церковного устройства и благочиния, указания на церковные обряды, молитвословия и песнопения, на отношения к отпавшим от церкви и прием их в церковь , и прочее... § 7. Священное Предание обеспечивает правильное толкование Священного Писания. Еще св. ап. Петр писал, что «никакого пророчества в Писании нельзя разрешать самому собою, ибо некогда пророчество на было произносимо по воле человеческой, но нарекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Петр. 1:20 ), что в посланиях ап. Павла «есть нечто неудобовразумительное, что невежда и неутвержденные к собственной своей погибели извращает, как и прочие писания» ( 2Петр. 3:16 ). И вот в незаписанном апостолами Священном Предании мы и находим правильное истолкование Священного Писания. Об этом пишет препод. Викентий Лиринский : «не колеблясь говорю и всегда скажу, что Вселенская Церковь , побуждаемая новианами еретиков, чрез определения своих соборов не другое что-нибудь делала, как именно только то, что принятое ее прежде от предков по одному преданию подтверждала потом для потомков в собственноручном письменном удостоверении, заключая в немногих строках большое множество предметов и выражая, обоснованно, для яснейшего уразумения таким или другим новым именованиям, не новый смысл веры 9 ». § 8. Что говорят о Священном Предании «святые Божии человеки, движимые Духом Святым», т. е. святые отцы и учителя древнехристианской вселенской Церкви?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/k...

Священник : Наш главный долг перед Священным Преданием свято и неприкосновенно хранить его содержание, подобно содержанию Священного Писания, как делали то отцы древнейших времен. Православный : Каковы признаки подлинного Предания? Священник : Признаки подлинного Предания исчислены святым Викентием Леринским, который говорит: «В... Кафолической (т.е. Вселенской. Авт.) Церкви особенно должно заботиться нам о том, чтобы содержать то, чему верили повсюду, всегда, все; ибо истинно и в собственном разуме кафолическое, как показывает значение и смысл наименования сего, то, что все вообще объемлет. Но это будет... тогда, когда мы последуем всеобщности, древности, согласию; а всеобщности последуем мы тогда, когда признаем истинною ту только веру, которую исповедует вся по земному шару Церковь ; а древности тогда, когда никак не отступим от тех мыслей, которые, несомненно, одобрены святыми предками и отцами нашими; а согласию тогда, когда в самой древности последуем определениям и мыслям всех или по крайней мере большинства священников» 58 . Глава 5. О почитании святых и ангелов Сектант : По какой причине вы, православные, поклоняетесь ангелам и святым и считаете их посредниками вашего спасения? Ведь нет иного посредника между Богом и людьми, кроме Иисуса Христа. Этому ясно учит нас апостол: един Бог , един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус ( 1Тим.2:5 ). А значит, ни ангелы, ни святые не могут исходатайствовать нам у Бога спасение. Священник : Послушай, человече! Мы отнюдь не поклоняемся святым и ангелам так же, как Богу. Наше отношение к ним следует определять как почитание. Мы почитаем святых, потому что они друзья и ближние Богу, по слову Его: Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам ( Ин.15:14 ). Вот и об Аврааме читаем: веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим ( Иак.2:23 ). И великий апостол Павел пишет ефесянам: Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу ( Еф.2:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010