«Древле Иаков проображал крест Твой, Христе; Иосиф покланялся верху священного жезла, предвидя в нем страшный сей скипетр царствия Твоего. Ему ныне покланяемся во веки». О свойстве и достоинстве своих писаний определил пояснение сам преп. Феодор, явясь по смерти своей, – как рассказывает ученик его Михаил, составивший жизнеописание его, – в видении одному благочестивому, но не твердому в разуме жителю Сардинии, который перестал было читать его сочинения, потому что, как ему показалось, не было в них красот ораторских... – «Не пышные слова, не нарядные выражения сокрушают сердце, – сказал явившийся не оценившему его, – но слово смиренное, составленное на пользу и по всему здравое; такое слово предпочитаю я всякой учености, всякому нежному стихотворению, трогающему только один слух» 165 ... Св. муч. Виктора и Стефаниды (Стефанисы) Виктор, родом из Италии, по званию воин, принадлежал к числу христиан и не скрывал своей веры, хотя и сопряжена была она в те времена (во второй половине II столетия) в большинстве случаев с мученическою смертию. Но перед мученическою смертию не отступали первобытные последователи Христа. Так и юный по возрасту, но созревший для подвига любви к Богу – Виктор неустрашимо отказался исполнить приказ царя (Антонина) участвовать во всеобщем жертвоприношении языческим богам. Не поколебался он в твердости исповедничества и среди многих и изощренных истязаний, которым подвергнули его за то, что он не хотел отречься от Христа: у него вытягивали жилы, бросали его в кипящее масло, вешали на дереве и жгли тело свечами, но даже и приняв яд, силою Божиею он пребывал невредим... Таким поразительным явлением многие были обращены ко Христу; но когда уверовали в чудную силу Христову и воины, бывшие при истязаниях мученика, то ярость мучителей дошла до крайних пределов, и они с ослепленного, израненного, повешенного стремглав, но еще живого страдальца велели содрать кожу... Сын знаменитого консула Агреста и матери, по имени Енолы, из г. Оски, Викентий с молодых лет воспламенился желанием посвятить себя на служение Богу и предал себя руководству благочестивого епископа Августопольского Валерия, который, поняв и оценив высокие стремления юноши, посвятил его в диакона и, видя его способности, поручил ему, так как сам был косноязычен, проповедовать народу слово Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Почитание святых началось сразу же после их кончины, память впервые появляется в Мартирологе Узуарда, который в отличие от списка св. Евлогия ставит на первое место Георгия как монаха, а не Аврелия. Согласно рассказу Гаймона, причиной путешествия монахов Узуарда и Одиларда в Испанию стало желание братии Сен-Жермен-де-Пре получить мощи сщмч. Викентия Августопольского , которому изначально посвятил этот монастырь свт. Герман Парижский , и где был храм в его честь. Заручившись грамотами короля зап. франков Карла Лысого, монахи добрались до Барселоны, где гр. Хунфрид поведал им о мн. мучениках, пострадавших в недавнее время в Кордове от мусульман. Тогда Узуард и Одилард отправились в Кордову, чтобы получить частицы мощей новых мучеников. С рекомендательным письмом от гр. Хунфрида путники пришли к Абдилувару, эмиру Сарагосы, и тот направил монахов в Кордову. Об их прибытии стало известно Леовигильду Абедсалому, доверенному лицу гр. Хунфрида в Кордове, который познакомил монахов с пресв. Самсоном, настоятелем Пилемелларийского монастыря, и тот с радостью передал им мощи Георгия, Аврелия и главу Наталии. Когда монахи вступили на территорию королевства зап. франков, их шествие с мощами превратилось в торжественную процессию по различным городам Галлии, при этом от мощей совершалось множество чудес. Однако поместить мощи в Сен-Жермен-де-Пре монахам не удалось из-за нападения норманнов, осаждавших в это время Париж. Мощи сначала прятали в Эсманте - деревне, принадлежавшей монастырю, где в это время собрались мн. монахи, бежавшие от норманнов. Король Карл Лысый , узнав о перенесении мощей, послал в Кордову некоего Маркиона, чтобы тот выяснил историю страдания мучеников и составил их Житие. Это произведение не сохранилось, но было известно Гаймону, который, ссылаясь на Маркиона, писал, что тела святых после казни были выброшены мусульманами на съедение собакам и птицам, о чем не упоминает св. Евлогий Толедский . После того как опасность нападения норманнов миновала, мощи святых торжественно были перенесены в Сен-Жермен-де-Пре.

http://drevo-info.ru/articles/25160.html

Память И. под 6 марта указана в Мартирологе Узуарда (2-я пол. IX в.): «В городе Толедо погребение епископа Иулиана, который широко славится среди обитателей тех мест» (PL. 123. Col. 819-820). Внесение памяти И. во франк. мартиролог связано с путешествием Узуарда и Одиларда, монахов из аббатства Сен-Жермен-де-Пре, в Испанию с целью вывезти в Париж мощи сщмч. Викентия Августопольского (Сарагосского) (858). Монахи побывали в Кордове и Толедо, где Узуард узнал о почитании И. среди мосарабов ( Gaiffier. 1937). Память И. под 14 янв. («Кончина Иулиана, епископа Толедского») указана в неск. календарях XI в. из Сев. Испании. В календаре при мосарабском лекционарии XI в. из мон-ря Санто-Доминго-де-Силос (Paris. Nouv. acq. lat. 2171. P. 28-33) поминовение И. указано под 14 янв. и 6 марта (Liber Comicus, sive Lectionarius missae quo Toletana Ecclesia ante annos mille et ducentos utebatur/Ed. G. Morin. Maredsoli, 1893. P. 393-405). Несмотря на то что память И. содержалась далеко не во всех рукописях богослужебных книг испано-мосарабского обряда, а особые литургические тексты, посвященные ему, отсутствовали, поминовение И. было включено в печатные книги, изданные по указанию кард. Франсиско Хименеса де Сиснероса , архиеп. Толедского (1495-1517). В календарях мосарабского миссала (1500) и бревиария (1502) память И. была указана под 19 янв. и 8 марта (общая служба епископу-исповеднику - PL. 85. Col. 95, 97, 663; PL. 86. Col. 1321, 1323). В действующем календаре испано-мосарабского обряда память И. празднуется 14 янв. ( Ferrer Grenesche J.-M. Los Santos del nuevo misal hispano-mozárabe. Toledo, 1995. P. 16, 43-44). В XVI в. память И. была внесена кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог под 8 марта; в наст. время празднование памяти И. (festum) совершается в архиепископстве Толедо 29 янв. Точных сведений о местонахождении мощей И. нет. Базилика св. Леокадии в Толедо существовала до XII в., однако к тому времени находившиеся в ней захоронения епископов были, вероятно, утрачены. Испан.

http://pravenc.ru/text/1237823.html

Мефодий Патарский (Цит. по: митр. Макарий (Булгаков). Православно-догматическое Богословие. Т. 1. СПб., 1868. С. 199) . «Господи, Боже Вседержителю, Отче возлюбленного и благословенного Сына Твоего.. за сие и за все хвалю Тебя, благословляю Тебя, прославляю Тебя, вместе с вечным и пренебесным Иисусом Христом, возлюбленным Сыном Твоим, с которым Тебе и Святому Духу слава и ныне и в будущие века». Молитва Поликарпа Смирнского перед смертью (сер. II века) . ( Окружное послание Смирнской церкви о мученичестве св. Поликарпа, гл. 14 ). «Верую во Христа Господа, единственного Сына единого высочайшего Отца, и исповедую Его со Отцом и Святым Духом за единого Бога». Предсмертное исповедание Викентия Августопольского (304 г.) (Цит. по: митр. Макарий (Булгаков). Православно-догматическое Богословие. Т. 1. СПб., 1868. С. 200) . «Если утверждают, что ипостаси, как скоро их три, раздельны, то их действительно три, хотя бы еретикам этого не хотелось; иначе пусть совершенно истребят понятие о Божественной Троице». Дионисий Александрийский (III век) (Цит. по: свт. Василий Великий . О Святом Духе, гл. 29 ) . Василий Великий (329/30–379) ссылается на песнь прославления Троицы, как на предание древних христиан: «Отцам нашим заблагорассудилось не в молчании принимать благодать вечернего света, но при явлении его немедленно благодарить. И не можем сказать, кто виновник сих речений светильничного благодарения, по крайней мере народ возглашает древнюю песнь, и никто не признавал нечествующими тех, которые произносят: “хвалим Отца и Сына и Святаго Духа Божия”». О Святом Духе, гл. 29 . Августин пишет о предшествующих христианских богословах (354–430): «Все кафолические толкователи Святого Писания, каких только я мог читать, писавшие прежде меня о Троице, которая есть Бог, старались, согласно с Писанием, учить тому, что Отец и Сын и Святой Дух, по нераздельному равенству одного и того же существа (substantiae), составляют Божеское единство, и потому не суть три бога, но един Бог». О Троице, кн. 1, п. 7 .

http://azbyka.ru/svyataya-troica

1654.             Явление Иверской иконы Пресв. Богородицы. 12 февраля. 1667.             Обретение мощей преп. Нила Столобенского. 27 мая. 1688.             Явление иконы Пресв. Богородицы, Всех скорбящих радости. 24 окт. 18 век Обретение мощей Иулганич, княжны Ольшанской. 6 июля. 1703.             Митрофан, еп. Воронежский. 23 ноября. 1709.             Праздник о Полтавской победе. 27 июня. Димитрий, митрополит Ростовский. 21 сент. 1724.             Перенесение мощей Вел. Кн. Александра Невского в С. Петербург. 30 авг. 1731.             Иннокентий, еп. Иркутский. 26 ноября. 1739.             Празднование Ахтырской иконе Пресв. Богородицы. 2 июля. 1769.             Установление поминовения по воинах. 29 авг. 1799.             Перенесение десной руки Иоанна Предтечи из Мальты в Гатчину. 12 окт. 19 век 1812.             Избавление Церкви и Державы Российской от нашествия Галлов, и с ними двадесяти язык. 25 дек. 1834.             Перенесение мощей Гавриила-Всеволода, Псковского чудотворца. 22 апр. Топографический указатель событий и свв. угодников, воспоминаемых в месяцесловах и богослужебных книгах православной церкви 1. Топографический указатель событий и угодников Православной Восточной Церкви Авгаровская обитель , в Вифинии, на Олимпе. В ней подвизались: Иоанникий Великий, ум. 846. 4 ноября. Евстратий, ученик его. 9 янв. Августополь , Caesarea augusta, в Испании, ныне Сарагоса. К Августопольскому клиру принадлежал Викентий диакон, муч. Валентийский при Диоклетиане. 11 ноября. Авлона, или Авдана, в Палестине , близ Елевферополя. Петр-Авесаламит, муч. 309. 12 янв. Авлона , ныне Валлона, в Иллирии , при Адриатическом Море. Данакт чтец, муч. 16 янв. Адрианополь Пафлогонский. Близ него подвизался: Алипий столпник, при Ираклии. 26 ноября. Адрианополь Фракийский. Феодот, Асклиада и Максим, мучч. при Максимине. 15 сент. Мануил еписк., муч. Болгарский ок. 815. 22 апр. Азия, или Асия , Малая Азия. Фома, или Дидим ап. из 12. 6 окт. Максим, муч. при Декии. 14 мая. Косма и Дамиан, бессребреники, и мать их Феодотия. 1 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

В окрестностях Кордовы располагалось много мон-рей и храмов, к-рые тайно посещали семьи Аврелия и Феликса. Недавно основанный мч. Иеремией Табанский мон-рь был муж. и жен. и находился под упр. аббата Мартина и его сестры Елисаветы. Их заботам Наталия и поручила своих детей. В это же время в Кордове находился Г.- монах из лавры св. Саввы Освященного. Он был послан настоятелем Давидом в Сев. Африку и Испанию для распределения милостыни на поддержку христианам, страдавшим от ига мусульман. Встретившись с Г. в Табанском мон-ре, Наталия предсказала ему, что он будет ее собратом в мученичестве за Христа. На следующий день Г. вернулся вместе с ней в Кордову, где познакомился с Аврелием, Феликсом и Лилиозой и решил не расставаться с ними и, если придется, пострадать за Христа. Однажды Наталия и Лилиоза шли по улице в церковь, не закрыв лиц покрывалами. Некий чиновник, встретившийся им по пути, известил Аврелия и Феликса о том, что их жены нарушили мусульм. обычай. Услышав в ответ исповедание христ. веры, чиновник направился к судье (кади) и донес, что Аврелий и Феликс вместе с женами отступили от ислама. Вскоре воины арестовали Аврелия и Феликса и их жен, а также Г. Кади, знатные мусульмане Кордовы и представители халифа (optimates et priores palatii) приговорили их к смерти как отступников от мусульм. веры. Судья хотел отпустить Г., но тот произнес речь в защиту христианства, к-рую все присутствовавшие сочли хулой на «пророка Мухаммада». Т. о. Г. был приговорен к смерти и казнен. Останки Г., Аврелия и Феликса христиане погребли в Пилемелларийском мон-ре, в ц. св. Христофора, Наталии - в церкви рядом с прахом мучеников Фавста, Ианнуария и Марциала, Лилиозы - в ц. мч. Генесия Арелатского (впосл. св. Петра). Почитание святых началось сразу же после их кончины, память впервые появляется в Мартирологе Узуарда, к-рый в отличие от списка св. Евлогия ставит на 1-е место Г. как монаха, а не А. Согласно рассказу Гаймона, причиной путешествия монахов Узуарда и Одиларда в Испанию стало желание братии Сен-Жермен-де-Пре получить мощи сщмч. Викентия Августопольского, к-рому изначально посвятил этот мон-рь свт. Герман Парижский и где был храм в его честь. Заручившись грамотами кор. зап. франков Карла Лысого, монахи добрались до Барселоны, где гр. Хунфрид поведал им о мн. мучениках, пострадавших в недавнее время в Кордове от мусульман. Тогда Узуард и Одилард отправились в Кордову, чтобы получить частицы мощей новых мучеников.

http://pravenc.ru/text/164325.html

Вениамин, преп. Нитрийский, ум. ок. 392. В субб. с. Вероника, или Виринея, мученица из Иераполя, с Домниной. 4 окт. Верк пресв., из 26 мучч. Готфских, в 4 веке. 20 марта. Вечеслав, князь Чешский, уб. братом Болеславом в 929 году. 28 сент. и 4 марта. Вевея, мученица Едссская при Траяне, с Сарвином. 15 окт. Вивиан, из 40 мучч. Севастийских, ок. 320 года. 9 марта. Викентий, диакон Августопольский (в Испании), муч. Валентийский при Диоклетиане (304). 11 ноября. Викторин, Виктор и др., мучч. Коринфские, ок. 251 тода. 31 янв. Викторин, муч. Римский при Диоклетиане, с Севастианом и др. 18 дек. Виктор, иначе Фотик, муч. Римский при Нероне, с матерью Фотиной Самаряныней. 20 марта. Виктор, муч. Коринфский ок. 251 г., с Викторином и др. 31 янв. Виктор воин и Стефанида, мучч. в Дамаске, при Антонине. 11 ноября. Виктор, Зотик, Зинон, Акиндин и Севериан, мучч. Никомидийские ок. 303 года. 18 апр. Виктор воин, муч. Халкидонский при Диоклетиане, с Евфимией всехвальной. 16 сент. Виктор, муч. при Ликинии, с Дорофеем и др. 18 февр. Вил или Вила муч., с Терентием и Неонилой. 28 окт. Вирилад, из числа 45 мучч. Никопольских, ок. 320 года. 10 июля. Виринея (Вероника), мученица из Иераполя, с Домниной и Проскудией. 4 окт. Вирко, иди Уирко, мученица Готфская, 4 века. 26 марта. Висарион, преп. Египетский 5 в. 6 июня. Виталий, муч. Керкирский, ученик ап. Иасона, с Зиноном и др. 28 апр. Виталий, муч. Римский, из 7 сынов Филицаты, ок. 164 года. 25 янв. Виталий преп., из обители аввы Серида, 7 века. 22 апр. Витимий, преп. Египетский 5 в. В субб. с. Вит отрок, Модест пестун, и Крискентия, питательница его, мучч. Луканийские при Диоклетиане. 15 июня. Вифоний муч., с Елпидифором и др. 3 апр. Вианор и Силуан, мучч. Писидийские. 10 июля. Владимир-Василий, вел. князь Киевский, ум. 1015. 15 июля. Власий пастырь, муч. Кесарийский (в Каппадокии). 3 февр. Власий, еп. Севастийский, муч. при Ликинии от Лисия. 11 февр. Вонифатий РимлянИн.муч. Киликийский ок. 307 года. 19 дек. Вонифатий милостивый, еписк. Ферентийский 6 в. 19 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Архив Пн Слово архимандрита Викентия (Брылеева) при наречении во епископа Златоустовского и Саткинского 30 декабря 2016 г. 17:20 30 декабря 2016 года в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре г. Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Викентия (Брылеева) , клирика Челябинской епархии , во епископа Златоустовского и Саткинского. При наречении архимандрит Викентий обратился к Предстоятелю Русской Православной Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, глубокочтимый Святейший Владыка и милостивый отец! Богомудрые архипастыри! Ныне благословением Вашего Святейшества и решением Священного Синода Русской Православной Церкви я призываюсь к ответственному епископскому служению. Оглядывая мысленным взором свой жизненный путь и церковные послушания, которые доводилось проходить в городской и провинциальной среде, на административных должностях и на приходах, благодарю Бога, что первый опыт церковной жизни мне довелось приобрести в среде духовенства и прихожан Преображенского собора моего родного города Бендеры, где, по благословению митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия , тогда епископа Бендерского, я стал исполнять служение алтарника и иподиакона. Трагические события вооруженного конфликта в Приднестровье 1992 года, опыт соприкосновения с болью и страданием людей, окончательно утвердили меня в желании полностью посвятить жизнь Богу и Его Церкви. Молитвенно прошу моего небесного покровителя мученика Викентия Августопольского, явившего своей мученической кончиной пример истинного и жертвенного служения Богу до последней минуты своей земной жизни, о даровании мне непрестанной памяти о крестном подвиге совершителя нашей веры Господа Иисуса, чтобы жить не для себя, но для «умершего за нас и воскресшего» (см. 2 Кор. 5:15). Примеры многотрудного архиерейского служения всегда вызывали во мне чувства благоговения и почтения. Ныне предстоя пред богомудрыми преемниками святых апостолов, выражаю свою сыновнюю признательность и любовь в первую очередь Вам, Ваше Святейшество, за отеческое внимание и доверие, за Ваши молитвы и наставления, в которых Вы отмечали, что в жизни Церкви нет и не может быть ничего незначительного, не требующего внимания епископа. Осознавая свою немощь и малоопытность в предстоящем архипастырском служении, надеюсь, что залог Вашего доверия и милости, будет вдохновлять меня на исполненное терпения, внимания и любви служение Церкви и людям.

http://patriarchia.ru/db/text/4728920.ht...

Г. основал в пригороде Кабиллона мон-рь апостолов Петра и Павла, позже названный в честь мч. Маркелла, а также мон-рь св. Климента в Матисконе. Король и его жена Австригильда делали богатые пожертвования мон-рям св. Симфориана в Августодуне (совр. Отён), св. Маврикия в Агауне (совр. Сен-Морис, кантон Вале, Швейцария), разоренному лангобардами в 574 г. Особо благоволил обители св. Бенигна в Дивионе (совр. Дижон), где Г. учредил «laus perennis» (беспрестанную хвалу) по образцу аббатства св. Маврикия в Агауне. Прибыв в 585 г. в Паризии, Г. перезахоронил в главной церкви мон-ря Св. Креста и мч. Викентия Августопольского (совр. аббатство Сен-Жермен-де-Пре в Париже) тела племянников, Меровея и Хлодвига, сыновей Хильперика, убитых по приказу отца. Король не участвовал в распрях братьев и племянников, всегда выступал в роли посредника и миротворца. Г. пережил всех братьев: Сигиберт I в 575 г. и Хильперик в 584 г. пали от рук убийц, Хариберт в 567 г. умер отлученным от Церкви. Современники видели в долгих годах жизни Г. проявление милости Божией, хотя покушения на его жизнь совершались неоднократно. Григорий Турский упоминает, как в праздник св. Маркелла в Кабиллоне некий убийца бросился с кинжалом на Г., когда король подходил к причастию, и поранил королю руку ( Greg. Turon. Hist. Franc. IX 3). Г. восстановил на кафедре свт. Претекстата, еп. Ротомагского, изгнанного Хильпериком. Григорий Турский приводит рассказ о том, как Г. оправдал девицу, к-рая убила франк. герц. (дукса) Амалона, пытавшегося ее изнасиловать (Ibid. IX 27). В 570 или 571 г., во время эпидемии чумы в долине р. Родан (совр. Рона), король призвал подданных собираться в церквах и непрестанно молиться. С эпидемией чумы Григорий Турский связывает также чудо, совершенное Г. Во время молебна одна женщина, тайно подойдя в церкви к королю со спины, срезала бахрому с его плаща и положила ее в питье своему ребенку, к-рый после этого сразу же выздоровел. Г. раздавал щедрую милостыню нищим, устраивал для них трапезы. Прощал врагов и предавших его людей. Так, по просьбе Григория Турского он простил графов (комитов) Гарахара и Бладаста, поддержавших узурпатора Гундовальда. К др. стороннику Гундовальда, Палладию, еп. Сантоны (совр. Сент), Г. не только отнесся снисходительно, но и проявил уважение к сану, попросив епископа молиться за себя. По свидетельству Григория Турского, многие признавали Г. святым еще при жизни.

http://pravenc.ru/text/168338.html

    Василисса, мученица коринфская, 16 апр. и 10 мар.     Василисса, муч. егип., 8 января.     Василисса, муч. никомидийская, 3 сент.     Василисса св., жена мученика мелитинского Евдоксия комита, 6 сент.     Василий (царский, греч.), еп. херсонский, муч., 7 марта.     Василий, муч. аполлониадский, 6 июля.     Василий, еписк. амасийский, муч. никомидийский, 26 апр.     Василий, пресв. амкирский, муч., 22 марта.     Василий анкирский, муч. кесарийский, 1 янв.     Василий Великий, 1 и 30 янв.     Василий, еписк. парийский, 12 апр.     Василий, муч. цареградский, 23 ноября.     Василий преп., спостник Прокопия Декаполита, 28 февр.     Василий новый, преп. цареградский, 26 марта.     Василий, преп. печерский, 11 авг.     Василий князь ярославский с Константином, 3 июля.     Василий блаженный московский, 2 авг.     Василла дев., муч. римская, 24 дек.     Василько, кн. ростовский, 4 марта.     Васой, из 42 муч. амморейских, пострал. от Сарацын, 6 марта.     Васса (лощина, страна пустая, греч.), мученица геллеспонтская, 21 авг.     Вассиан, еписк. лавдийский, 10 июня.     Вассиан, преп. цареградский, 10 окт.     Васс, Евсевий и друг., мучч. никомидийские, 20 янв.     Вата (терновник, греч.), монах, муч. персидский, 1 мая.     Вахтисий, муч. персидский, 18 мая.     Вафусий пресв., из 26 мучч. готфских, 26 мар.     Вендимиан или Вендиан, преп. вифинский, ученик преп.     Авксентия, 1 фев.     Венедикт (благословенный, лат.), преп., римлянин, 14 марта.     Венедим, муч. афинский, 18 мая.     Вениамин (сын десницы, евр.), диакон, мученик персидский, 13 окт. и 31 март.     Вениамин, преп., 14 янв.     Вереника (приносящая победу, греч.), или Виринея, мученица из Иераполя, 4 окт.     Верк (или Уирк), пресв., из 26 мучч. готфских, 26 мар.     Вечеслав, князь чешский, 28 сент. и 4 марта.     Вивея (Вевея — твердая, верная, греч.), мученица едесская, 15 окт.     Вивиан (лат.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Викентий (побеждающий, лат.), диакон августопольский (в Испании), муч.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010