Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МУНЗИР III Аль- [Аламундар, Мундар; араб.  ; греч. Αλαμονδαρος; сир.  ; в позднесабейской эпиграфике  ] (ум. в июне 554), царь из династии Лахмидов (с 505). Араб. прозвище М. Зу-ль-Карнайн (Двурогий) вызывает устойчивые ассоциации с широко почитавшимся на Востоке Александром Великим , хотя существуют и иные толкования (якобы М. нарекли так из-за 2 косичек, в к-рые были заплетены его волосы). По поводу происхождения М. существуют разные версии. Согласно сир. источникам, он был сыном лахмидского царя ан-Нумана II, погибшего в битве под Киркесием у р. Хабор в 503 г. Визант. историография, называя М. по имени его матери Закики ( Σακκκης), намекает на сомнительность его прав на престол. В соответствии же с араб. родословиями отцом М. был Имру аль-Кайс аль-Бад, а матерью - Мавия по прозвищу Ма ас-Самаа (Небесная вода) из ясрибского племени аль-хазрадж. Однако если учесть, что Имру аль-Кайс считался сыном ан-Нумана II, то противоречие между генеалогическими традициями оказывается незначительным. Вскоре после вступления на престол М. «бежал со двора своего царства», т. е. из лахмидской столицы Хиры (по др. версии, из расположенного по соседству с ней сел. Эль-Анбар), спасаясь от правителя Нового Киндитского царства аль-Хариса ибн Амра (см. в ст. Киндиты ), на дочери которого, Хинд, он был женат. Царь киндитов, поддержав движение маздакизма , сумел завоевать доверие благоволившего Маздаку персид. шаханшаха Кавада I и получить от него право на управление владениями Лахмидов. М. был вынужден принять сторону Хосрова I , младшего сына Кавада. Лишь после расправы того с маздакитами и гибели аль-Хариса ибн Амра в 528 г. М. окончательно избавился от киндитской угрозы и восстановил протогосударство Лахмидов в прежних масштабах. Правление М. отмечено противостоянием с Византией и союзным ей араб. протогосударством Гассанидов . Так, в 518-519 гг. он совершил 1-й значительный рейд по визант. владениям в Сиро-Палестинском регионе. Впосл. такие набеги стали регулярными. В сер.- 2-й пол. 20-х гг. VI в. М. дважды вторгался в области Эмесы, Апамеи и Антиохии, где перебил и захватил в плен множество жителей, а 400 пленных девушек принес в жертву Афродите, отождествляемой с арабской богиней аль-Уззой.

http://pravenc.ru/text/2564338.html

Вид на долину Гёреме После распада единой державы хеттов в XII в. до Р. Х. история и культура этого народа в К. развивалась еще ок. 500 лет. В Анатолии существовали небольшие царства, территорию Юж. Каппадокии занимало царство Табал со столицей Тувана (в греко-рим. и визант. эпохи Тиана). Население говорило на лувийском (родственный хеттскому) и арамейском языках. В X-VII вв. до Р. Х. регион испытывал сильное воздействие ассирийцев, к-рые неоднократно предпринимали военные походы в Анатолию и устанавливали свое правление в К. или собирали дань с местных зависимых от Ассирии правителей. На западе ассирийцам противостояло Фригийское царство, которое также влияло на К. В нач. VI в. до Р. Х., после падения Ассирии и Фригии, регион К. перешел под власть Мидийского царства, затем - во владение персид. державы Ахеменидов (сер. VI-IV в. до Р. Х.). В ее составе К. впервые сформировалась как единый устойчивый историко-культурный регион. Персы образовали здесь сатрапию К. с центром в древнем г. Мазака (ныне Кайсери, в рим. и визант. эпохи Кесария Каппадокийская ), использовав как название страны термин неясного значения «катпатука», который употребляло местное население (TIB. Bd. 2. S. 62-63). В сер. IV в. до Р. Х. большая К. была разделена на Великую (собственно К.) и Малую (земли к северу от К., позднее Пафлагония с центром в Синопе). Со временем название «Каппадокия» вместе с представлениями о стране распространилось и закрепилось в античном мире. Момент постепенного утверждения названий «Каппадокия» и «каппадокийцы» в греч. языке зафиксирован, напр., в труде Геродота, который неоднократно объяснял, что греки ошибочно называют каппадокийцев сирийцами ( Herod. Hist. I 72, V 49). Уже в этот период в К. сложились крупные землевладельческие домены; в структуре общества преобладали немногочисленные, но влиятельные кланы собственников обширных полей и пастбищ, магнатов, на к-рых работало зависимое крестьянское население. Подобная модель общественных отношений под разными названиями и в условиях разных культур в дальнейшем сохранялась в К. на протяжении тысячелетий от классической античности до XIX в. Землевладельческие фамилии, хотя и с различным правовым статусом, встречались в истории К. и в римскую, и в позднеантичную эпохи (кланы свт. Василия Великого и Григория Назианзина), и в Византии (здесь в IX-X вв. активно формировалась поземельная аристократия - динаты), и в позднейшей Османской империи. В отличие от др. регионов М. Азии в К. на протяжении всех эпох античности и средневековья было крайне мало городов; преобладало сельское население с консервативными традициями и подчинением кланам магнатов. В целом К. в периоды античности и средневековья была сравнительно слабо развитым регионом, отставала по плотности населения, урбанизации, интенсивности торгово-экономической жизни даже от большинства окружавших ее областей М. Азии, не говоря уже о Сирии или об Италии.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН I (ок. 590, дер. Баршут, Н. Египет - 3 янв. 661) (пам. копт. 9 тобе (3 янв.)), патриарх Коптской Церкви (622-661), 38-й патриарх Престола св. Марка. Род. скорее всего в копт. семье. Возможно, В. получил образование в Александрии, поскольку его деревня находилась недалеко от столицы Египта. Еще в юности он проявлял склонность к аскетическому образу жизни, в 620 г. принял монашеский постриг в мон-ре, в Канопе, где В. подвизался под рук. старца Феоны и изучал Свящ. Писание. Старец Феона представил В. патриарху Андронику, к-рый был уже осведомлен о его благочестии. Андроник оставил его у себя, рукоположил во священника и назначил своим помощником. Новое положение позволило В. познакомиться с церковным управлением, с жизнью монофизитской общины, где он пользовался большим авторитетом. После кончины Андроника В. был избран патриархом. О первых годах его патриаршества известно только то, что он составлял традиц. ежегодные послания о дате празднования Пасхи, в к-рых наставлял клир в вопросах вероучения. Он собрал 15 посланий и издал их (не сохр.). В. смог не утратить контроль над паствой и во время персид. правления в Египте (619-629). В 631 г. Патриархом Александрийским стал еп. Кир, одновременно он был назначен визант. имп. Ираклием префектом Египта. Ему было приказано урегулировать вероучительные разногласия, не останавливаясь перед применением военной силы, если это будет необходимо. В. вынужден был бежать и скрываться в разных мон-рях, спасаясь от репрессий. В это время Менна, брат В., был подвергнут истязаниям и утоплен в Ниле. Собственность клириков, к-рые поддерживали бежавшего Коптского патриарха, была конфискована, мн. монофизитские храмы насильственно передали сторонникам Патриарха Кира. В разгар этих событий у границ Египта с относительно немногочисленной армией появился араб. полководец Амр ибн аль-Ас. Араб. завоевание Египта началось 12 дек. 639 г., а 17 сент. 642 г. пала Александрия. Играли ли копты активную роль в завоевании Египта, неизвестно, но очевидно, что они не выступили на стороне Византии.

http://pravenc.ru/text/150331.html

Кроме того, М. традиционно атрибутируются Акты сир. мучеников (изд.: ActaSS Orient. T. 1. P. 1-215; Bedjan. Acta. T. 2. P. 57-396). Бóльшая часть данного собрания была переведена на арм. язык Авраамом Зенакским в 454-463 гг.; перевод некоторых разделов был выполнен позднее др. лицами (подробнее см.: Тер-Петросян 1974; Он же. 1976; Idem (Ter-Petrossian). 1979). Вполне вероятно, что М. также дополнил Сирийский мартиролог, содержащий имена как западных, так и вост. святых, списком персид. мучеников (изд. сир. текста и франц. пер.: PO. T. 10. Fasc. 1. P. 11-26). Данный мартиролог входит в состав рукописи, созданной в Эдессе в нояб. 411 г. (Brit. Lib. Add. 12150. Fol. 251v - 254r), и представляет собой перевод на сир. язык греч. текста, составленного не позднее 360 г. Если основная часть Сирийского мартиролога - это календарь с именами мучеников с дек. по нояб., то в дополнении последовательно перечислены т. н. первые мученики, епископы, священники и диаконы (см. ст. Мартиролог ). Почитание Первоначально М. был погребен в Майферкате. Впосл. его мощи были перенесены в мон-рь Дейр-эс-Суриан (Вади-эн-Натрун, Египет), где раку с ними видел французский путешественник Ш. С. Соннини в 1778 г. ( Sonnini C. S. Travels in Upper and Lower Egypt, undertaken by Order of the Old Government of France. L., 1800. P. 365). Имя М. достаточно редко встречается в сир. календарях. Одним из немногих исключений является поздний яковитский календарь из Алеппо (не ранее XIII в.), в к-ром его память помещена под 3 окт. (PO. T. 10. Fasc. 1. P. 63); встречается также память под 17 февр. ( Fiey J.-M. Saints syriaques. Princeton (N. J.), 2004. P. 137). В византийских Синаксарях М. упоминается под 16 и 17 февр. (SynCP. Col. 469-470); под 16 февр.- в копто-арабском (22 амшира; SynAlex. Vol. 3. P. 841-842) и армянском (10 мехекана; PO. T. 21. Fasc. 1. P. 57-58) Синаксарях. В «Повествовании» в качестве даты памяти М. указано 17 февр., в Житии из Императорского Минология - 28 февр. ( Noret. 1973. P. 80). В средневек. лат. мартирологах имя М. не встречается. Лишь в Римском Мартирологе (1584), подготовленном кард. Цезарем Баронием , М. упомянут под 4 дек. (MartRom. Comment. P. 564-565).

http://pravenc.ru/text/2562488.html

22 авг. 634 г. в Медине скончался халиф Абу Бакр. Своим преемником он назначил Умара ибн аль-Хаттаба (634-644), прославившегося аскетической скромностью, решительностью и искусным управлением гос-вом. В Сирии арабы, после ряда новых локальных побед, окружили Дамаск. Осада продолжалась с марта по сент. 635 г.; не имея осадной техники, арабы взяли город измором. По условиям капитуляции Дамаска жителям гарантировалась безопасность личности и имущества в обмен на политическую лояльность и уплату подушной подати. После покорения Юж. Сирии войско Халида ибн аль-Валида двинулось на север, заняв Эмесу (совр. Хомс) и Епифанию (совр. Хама) (осень-зима 635). Имп. Ираклий сформировал в Сев. Сирии армию в 40-50 тыс. чел. и направил ее навстречу арабам. Видя значительный численный перевес византийцев, арабы в мае-июне 636 г. отступили на юг, оставляя города, в т. ч. Дамаск. Визант. войско двигалось следом, стремясь вытеснить арабов из Сирии; наконец, обе армии остановились друг перед другом у р. Ярмук, к востоку от Тивериадского оз. В упорном трехдневном сражении 20-22 авг. 636 г. визант. армия была разгромлена; у Ираклия не осталось сил для сопротивления арабам. В течение осени-зимы 636 г. мусульм. отряды захватили большинство городов Сирии - Дамаск, Эмесу, Верою (совр. Халеб). В тылу у арабов долго выдерживали осаду Иерусалим, Кесария (захвачена только в 640) и неск. приморских крепостей. Зимой 637 г. Иерусалим, оборону к-рого возглавлял Патриарх Софроний I , сдался арабам. Договор о капитуляции с араб. стороны подписал халиф Умар, в тот момент прибывший к своей армии в Палестину для распределения захваченной добычи. При посещении Иерусалима Умар заложил на пустовавшей Храмовой горе мечеть аль-Акса, считающуюся третьей по значению святыней ислама. Одновременно с наступлением в Сирии арабы вели войну с Ираном в Месопотамии. Здесь в 634-636 гг. военные действия шли с переменным успехом, приевфратские области неск. раз переходили из рук в руки. Наконец, зимой 636-637 гг. (датировки спорны) в битве при Кадисии (южнее Хиры) мусульмане нанесли тяжелое поражение крупной персид. армии, после чего переправились через Евфрат, захватили сасанидскую столицу Ктесифон (апр. 637) и продолжили наступление вверх по Тигру. В результате сир. и ирак. армии арабов охватили полукольцом В. Месопотамию. Отбив попытку визант. контрнаступления из Осроены, арабы без большого сопротивления овладели Антиохией (авг. 638; совр. Антакья), Эдессой (совр. Урфа), Каррами (639; совр. Харран), Амидой (640; совр. Диярбакыр). В 640-641 гг. армия мусульман вступила в Армению, опустошив земли от Майафарикина до Двина; разобщенные арм. княжества не смогли противостоять нашествию.

http://pravenc.ru/text/75804.html

источникам. Он был принят при дворе имп. Тай-цзуна (Ли Шиминя), по заказу к-рого был выполнен перевод с сир. языка на китайский ряда вероучительных текстов (к их числу, вероятно, относятся т. н. Писания Алобэня). Ознакомившись с ними, император в 638 г. издал указ, объявлявший христианство дозволенной религией в К.; тогда же в Чанъани был основан 1-й христ. мон-рь. Далее в тексте стелы рассказывается о распространении христианства в К. в последующие полтора века, хотя нек-рые сведения, в частности о повсеместном основании мон-рей, являются преувеличенными (см.: Drake. 1937). При династии Тан христиан в К. отождествляли сначала с Персией (кит. Босы), а затем - с Дацинь: так китайцы назвали вост. часть Римской (Византийской) империи, в особенности Сирию. На основании ряда кит. источников можно предположить, что распространению христианства в К. в этот период способствовали не только несториане, но и православные (мелькиты), имевшие церковный центр (Католикосат) в Селевкии-Ктесифоне, а затем в Шаше (ныне Ташкент), хотя они и не оставили материальных следов своего присутствия в К. (см.: Ying. 2007). Термин «миссия» приложим к распространению сир. христианства в К. условно, поскольку его основными носителями были члены сиро-персид. диаспоры, а не обращенное в христианство местное население. В то же время сирийцы стали быстро адаптировать христ. учение к местным условиям, что вскоре стало одной из наиболее ярких черт сиро-кит. христианства. Лексические заимствования использовались лишь для неск. ключевых слов: Бог, Христос, Иисус передавались транскрипцией соответствующих сир.       В большинстве же случаев авторы употребляли уже сложившуюся буддийскую, даосскую и в меньшей степени конфуцианскую терминологию (подробнее см., напр.: Ломанов. 2002. С. 34-61; Deeg. 2006). На Сианьской стеле рядом с крестом изображены символы даосизма (летящие облака) и буддизма (лотос) - этот же тройной символ впосл. часто помещался на христ. надгробиях, обнаруженных в К. Культурная близость с буддизмом, к-рой был отмечен облик раннего сир. христианства в К., отчасти и предопределила его упадок в результате гонений в IX в. Главными языками христианства этого периода были оригинальный сирийский и китайский. Существование в К. в кон. VIII - 1-й пол. IX в. несторианской митрополичьей кафедры Бет-Синайе подтверждается текстом письма католикоса-патриарха Церкви Востока Тимофея I (780-823), где он сообщает о смерти занимавшего ее митрополита ( Timothei patriarchae I Epistulae/Ed. O. Braun. P., 1914. Vol. 1: [Textus]. P. 109. (CSCO; 74. Syr.; 30)), и упоминанием в «Книге настоятелей» Фомы Маргского (IX в.) инока Давида из мон-ря Бет-Аве, который был на нее поставлен ( Thomas, Bishop of Marg â . The Book of Governors: The Hismoria Monastica/Ed., transl. E. A. Wallis Budge. L., 1893. Vol. 1. P. 238).

http://pravenc.ru/text/1841141.html

V. Звукоряды (макамы). Использование более 100 древних егип. звукорядов (макамов) и их родов создает разнообразный ладовый колорит. Способы смены звукорядов можно разделить на 2 стиля: использование неск. звукорядов в одном гимне путем смещений в определенной муз. фразе, которое зависит от мастерства распевщика (напр., фраза « » (Утверди для нас) в гимне « », фраза « » в гимне « », фраза « » (воспевайте) и повторение 1-й части гимна в конце с транспозицией в том же макаме, но на 1/2 тона выше в гимне « »); использование одного макама в одном песнопении (напр., процессия Агнца,   (моления), молитва покаяния), а затем изменение макама в следующем песнопении. Известно, что в богослужебном использовании звукорядов есть определенные закономерности (напр., макам саба преобладает в песнопениях процессии Агнца, а макам аджам - в песнопениях на дни памяти святых). Поэтому нек-рые исследователи предлагают заменить персид. названия макамов, используемые в копт. музыке, коптскими, соответствующими тем литургическим случаям, в которых они используются, напр.: вместо «саба» - « » (Агнец). Присвоение звукорядам и их частям копт. названий будет способствовать углублению связи между муз. и духовным содержанием песнопений и одновременно станет стимулом для исследования природы звукорядов и их литургического употребления. VI. Использование кимвалов и треугольника. Разнообразие достигается благодаря звуковому контрасту между теми песнопениями, в которых участвуют эти муз. инструменты, и теми, в которых они не используются. VII. Использование церковного колокола, напр., в чине принесения Даров, во время которого поется « kurie elehson » на простую мелодию в звукоряде саба. Нотирование коптского пения Нотирование коптского пения, по замечанию Ньюландсмита,- сложная задача из-за его особой муз. природы, своеобразных звукорядов, ритмов и муз. форм. Хотя есть данные о существовании в Египте в III-IX вв. муз. нотации, в которой использовались точки и элементарные экфонетические знаки (см. в ст. Византийская нотация ), тем не менее копты сохраняли свое пение гл. обр. в устной традиции.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОСТОЧНО-СИРИЙСКИЙ ОБРЯД литургическая традиция ряда Вост. христ. Церквей: Ассирийской Церкви Востока , Халдейской католической Церкви , Сиро-Малабарской католической Церкви . Др. названия этой традиции - персид., несторианская, ассир., ассиро-халдейская, месопотамская,- хотя встречаются в лит-ре, в наст. время по разным причинам признаны менее удачными. Название «В.-с. о.», наиболее нейтральное из всех, с одной стороны, помогает отличить эту традицию от западно-сир., с другой - подчеркивает ее обособленность от грекоязычной визант. традиции. Богослужение в Церквах В.-с. о. до наст. времени ведется преимущественно на сир. языке (диалект арамейского), хотя также используются араб. и язык малаялам (в инд. шт. Керала). Происхождение и история Восточно-сир. литургическая традиция зародилась на территориях к востоку от р. Евфрат, не входивших в состав Римской империи. История В.-с. о. разделяется на 3 периода: персид., араб. и период католич. влияния. Персидский период (224-651) Христиане присутствовали в Месопотамии уже с сер. II в. В III в. эта территория была завоевана персами. Тем не менее центром христианства долгое время оставался г. Эдесса, к-рый с 216 г. входил в состав Римской империи. Ок. 300 г. персид. христиане были объединены под упр. Католикоса Селевкии-Ктесифона на р. Тигр (недалеко от совр. г. Багдада), к-рый позднее стал именоваться патриархом. При этом часть общин находилась в ведении Антиохийского Патриархата. В 410 г. Собор в Селевкии-Ктесифоне, созванный по повелению персид. царя Яздигерда I, одобрил каноны Вселенского I и Константинопольского I Соборов, а также ряд канонов Антиохийских Соборов . Помимо прочего на Соборе 410 г. было постановлено совершать богослужение «по западному обряду», принесенному в Персию из Антиохии еп. Мартирополя Марутой и одобренному Католикосом Селевкии-Ктесифона Исааком (13-й канон; см.: Chabot. Synod. orient. P. 266). Однако до сер. VII в. в разных местностях богослужение совершалось со своими обрядовыми особенностями (см., напр., ответы патриарха Ишоява I (582-595) на письмо Иакова, еп. Дарайского (Ibid. P. 428)). После осуждения в 431 г. Нестория Церковь Востока, тяготевшая к крайностям антиохийской христологии, сформулированным Феодором Мопсуестийским , отпала от общения с Церковью Византии. После того как при имп. Зиноне (474-491) начались изгнания несториан из Византии, контакты вост. христиан с Западом стали сокращаться. При этом в литургическом общении с Церковью Востока находились инд. христиане ап. Фомы, иерархия к-рых была с ней связана. Поворотным моментом в отношениях с Византией стала изоляция Церкви Востока после завоевания Месопотамии арабами-мусульманами. В арабский период (651-1258)

http://pravenc.ru/text/155372.html

Хотя сир. епископы поддержали решения Халкидонского Собора, монофизитство начало быстро распространяться в землях Антиохийского Патриархата, особенно в В. Месопотамии. Уже в 469 г. сторонник монофизитства Петр Гнафевс был возведен на Антиохийскую кафедру. В 479 г. правосл. Антиохийский Патриарх Стефан был убит монофизитами. Императоры Зинон (474-491) и особенно Анастасий (491-518) почти открыто покровительствовали монофизитской партии. В этот период из Сирии были вытеснены последние сторонники несторианства, эмигрировавшие в Иран. В кон. V - нач. VI в. Антиохия снова стала ареной политических потрясений и религ. смут. В 484 г. исаврийский военачальник Илл, занимавший пост магистра Востока, отложился от Зинона с большей частью Сирии, но вскоре был разбит. В Антиохии периодически происходили столкновения цирковых партий. Беспорядки сопровождались пожарами и разрушениями. В 512-518 гг. Антиохийскую Церковь возглавлял патриарх Антиохийский Севир, ведущий идеолог монофизитской доктрины. В 502 г., после долгого затишья, возобновились крупные военные действия на византийско-персид. границе. Шаханшах Кавад, пройдя через визант. Армению, подступил к г. Амида на Тигре и овладел им после длительной тяжелой осады. В городе был оставлен персид. гарнизон. Ответные действия визант. военачальников в 503 г. были малоуспешны, им лишь с трудом удалось отстоять Эдессу от персов. На следующий год византийцы блокировали Амиду и предприняли активное наступление в глубь персид. владений, в кон. 504 г. был заключен мир на условиях восстановления довоенной границы. Имп. Анастасий, озабоченный слабостью визант. позиций в Сев. Месопотамии, организовал возведение мощной крепости на месте пограничного сел. Дара, переименованного в Анастасиополь. С приходом к власти имп. Юстина (518-527) религ. политика К-поля резко переменилась, начались преследования монофизитов. В сироязычных провинциях, особенно в В. Месопотамии, были смещены и сосланы десятки епископов, придерживавшихся монофизитской ориентации. Началась эмиграция сирийцев-монофизитов в сасанидский Иран. Однако в целом усилия властей не увенчались успехом, сторонники монофизитской доктрины, как и ранее, преобладали в Сев. Сирии, особенно за Евфратом. Политика церковной унификации, искоренения языческих и неортодоксальных вероучений активно продолжалась в правление Юстиниана I (527-565). В результате в 529 г. вспыхнуло восстание самаритян в Палестине, сопровождавшееся разрушениями церквей и убийствами христиан. Восстание было подавлено визант. войсками при участии араб. федератов во главе с Харисом ибн Джабалой. После стабилизации обстановки Юстиниан развернул активную строительную деятельность, было восстановлено множество пострадавших в ходе восстания церквей в Галилее, вокруг Иерусалима, на Иордане. Среди самых значительных построек эпохи Юстиниана - храм Рождества в Вифлееме и мон-рь вмц. Екатерины на Синае.

http://pravenc.ru/text/372678.html

В средневек. зап. мартирологах М. не упоминается. Лишь в 80-х гг. XVI в. кард. Ц. Бароний внес в Римский Мартиролог под 22 апр. память М., «прославившегося благочестием и чудесами», в числе др. персид. мучеников, пострадавших при Шапуре II (MartRom. P. 150). В совр. редакции Римского Мартиролога под 22 апр. также отмечена память персид. мучеников, но без указания их имен (MartRom (Vat.). P. 235). Ист.: BHG, N 2276; ActaSS Orient. P. 60-83; Bedjan. Acta. T. 2. P. 260-275; PG. 117. Р. 157-160 [Минологий имп. Василия II]; SynCP. Col. 220-221; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 85-89; ЖСв. Нояб. С. 197-200; Синаксарь: Жития святых Православной Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 2. С. 132-136. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 350; Т. 3. С. 463-464; Labourt. Christianisme dans l " empire perse. P. 22-24, 70-72; V öö bus A. History of Asceticism in the Syrian Orient. Louvain, 1958. Vol. 1. P. 215-217. (CSCO; 184. Subs.; 14); Sauget J.-M. Miles, Aborsam e Sinai//BiblSS. Vol. 9. Col. 482-484; Тер-Петросян Л. А. Житие Милеса и его переводы//ВОН. 1971. 10. С. 45-53; Schwaigert W. Miles und Papa: Der Kampf urn den Primat: Ein Beitrag zur Diskussion urn die Chronik von Arbela//V Symp. Syriacum, 1988/Ed. R. Lavenant. R., 1990. P. 393-402. (OCA; 236); Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 336; Fiey J.-M. Saints Syriaques. Princeton (N. J.), 2004. P. 141-142. А. Н. Крюкова, С. А. Моисеева В славянской традиции В славянской традиции память М. и его учеников находится в составе слав. перевода визант. Синаксаря группы (по классификации Делеэ), осуществленного в XI-XII вв. (ближайшие аналоги греч. оригинала - ркп. Vat. gr. 2046 и Минологий имп. Василия II), под 13 нояб. слав. и греч. тексты опубликованы в Славяно-русском Прологе по древнейшим спискам: Синаксарь (житийная часть Пролога краткой редакции) за сент.-февр./Изд. подгот.: Л. В. Прокопенко и др. М., 2010. Т. 1: Текст и комментарии. С. 342-344. Слав. память содержит те же сведения (и те же искажения), что и византийская: М. был епископом в персид. городе, рукоположил его «Вифрапут, епископ Геддигова града», был убит Мисфофарем «цесарским» (греч. βασιλικς - «царек») и его братом Нирсой мечом в сердце; по предсказанию святого, «царек» и его брат убили друг друга в ссоре (не на охоте, как в др. греч. вариантах памяти). Учеников у М., согласно слав. памяти, было 3: Еворий, Папа и Севой диакон (если не считать «папа» приложением к Еворию; ср. в пространной редакции Пролога «Евория попа»), они были забиты палками («дрекольем»). В большинстве южнослав. списков Пролога текст памяти Милия и заголовок следующей памяти пропущены, так что у памяти М. оказывается др. текст (ср.: Пролог по рукописи Имп. Публичной б-ки Погодинского древлехранилища 58/Ред.: Д. И. Абрамович, В. В. Майков, П. Н. Шеффер. Пг., 1916. Вып. 1. С. 170).

http://pravenc.ru/text/2563206.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010