[Флавий Маркиан Август; лат. Flavius Marcianus Augustus; греч. Μαρκιανς] (392, Фракия - 27.01.457, К-поль), имп. Восточной Римской (Византийской) империи (с 24 авг. 450). М. был сыном военного; начал военную службу в гарнизоне Филиппополя во Фракии (ныне Пловдив, Болгария). Там же еще в молодости был ложно обвинен в убийстве, но его невиновность вскоре была доказана, и он был восстановлен в звании ( Evagr. Schol. Hist. eccl. II 1). Во время византийско-персидской войны 421 г. М. был еще стратиотом, рядовым солдатом. После войны, вернувшись в К-поль, М. поступил на службу в качестве доместика (командирский чин) в частную дружину Ардабурия, сына могущественного готского полководца Аспара. В 431 г. Аспар был отправлен в Карфагенскую Африку, чтобы оказать помощь магистру армии Зап. империи Бонифацию в войне с вандалами, осаждавшими г. Гиппон Регий. Вандалы сняли осаду, но им удалось разбить Аспара в сражении, и М. среди мн. воинов попал в плен. С пребыванием М. в плену визант. историки VI в. Прокопий Кесарийский и Евагрий Схоластик связывают историю о чудесном видении, предвещавшем М. имп. трон. Нек-рое время пленников содержали во дворе резиденции короля вандалов Гейзериха. Во время полуденного зноя, когда пленные дремали во дворе, Гейзерих из окна своей резиденции увидел, как над М. парит орел. Призвав его к себе и узнав, кто он такой, Гейзерих рассказал ему об увиденном и предположил, что М., возможно, предстоит стать императором. Гейзерих отпустил М., взяв с него обещание, что когда он станет императором, то не будет воевать с вандалами ( Procop. Bella. III 4; Evagr. Schol. Hist. eccl. II 1; Theoph. Chron. P. 104; Zonara. Epit. hist. XIII 24). Второй вариант похожей истории о видении содержится в «Хронографии» Феофана Исповедника (нач. IX в.). Еще во время персид. войны 421 г. М. заболел и был оставлен на лечение в ликийском г. Сидиме. Здесь он сблизился с местными молодыми людьми - братьями Юлием и Тацианом. Однажды на охоте, когда все трое легли отдохнуть и задремали, Юлий, проснувшись прежде других, увидел чудесное явление: над М. парил орел, закрывая его крыльями от солнца. Братья сочли, что знамение предвещает М. стать императором, и рассказали ему об этом. На обратный путь в К-поль они дали ему 200 номисм и попросили отблагодарить их, когда он достигнет величия. Впосл. М. назначил Тациана префектом (эпархом) К-поля, а Юлия - правителем Ликии ( Theoph. Chron. P. 105). Вероятно, обе легенды возникли уже в период правления М., чтобы объяснить неожиданный карьерный взлет провинциалов Юлия и Тациана, а также тот факт, что М. действительно воздерживался от военных действий против вандалов. М. прослужил при Аспаре 15 лет и стал трибуном думестиков ( Theod. Lect. Eccl. hist. I 2; Chron. Pasch. P. 590; Theoph. Chron. P. 104).

http://pravenc.ru/text/2562352.html

25, 28, 38, 162). И. рассказал историю готов от их исторически не вполне достоверного переселения из Скандинавии до войны остготов с Византией. В «Гетике» на широком историко-этнографическом фоне представлена картина возвышения гот. племенного союза, расцвета и падения Остготского королевства. Только в «Гетике» сохранились древние сказания готов о переселении их к Черному м. (Ibid. 9, 16-39, 42, 79-81, 88-89, 97-104, 106-113). В исторической перспективе И. перемешались факты из античной мифологии (амазонки, троянские герои) и реальной истории. В его интерпретации готы воевали с егип. царем Весозисом, персид. царями Киром, Дарием и Ксерксом, были союзниками Филиппа Македонского и оборонялись от нападения войска Цезаря (Ibid. 47-69). В их историю И. включил реминисценции войны Рима с даками (гетами). Но в описании событий, к-рые ближе к нему по времени и пространству, И. обстоятелен и точен. Интересны, но отрывочны сведения о вестготах, переселившихся в Римскую империю, а затем продвинувшихся на запад, в Италию, Галлию, Испанию (Ibid. 82, 98, 130-165, 172-177, 228-246, 298, 302-303). И. описал пребывание остготов в Мёзии и Паннонии, их переселение и присутствие в Италии (Ibid. 82, 116-130, 246-253, 264-314). Большой интерес представляют свидетельства И. об обращении готов в арианство, о церковной деятельности еп. Вульфилы , о формировании у германцев 1-й христ. этноконфессиональной общности «малых готов» (Ibid. 132-133, 267). Вину за обращение готов в ересь И. возложил на имп. Валента, к-рый закрыл в занятых готами провинциях все правосл. храмы и направил к готам проповедников-ариан (Ibid. 132). «Гетика» содержит также ценнейшие сведения о племенах и народах от Британских о-вов до Индии (Ibid. 10-11). Интересны, хотя и отрывочны сведения И. о племенах Центр. и Вост. Европы («Германии» и «Скифии»), о народах Кавказа, о слав. племенах склавенах и антах (Ibid. 70-78). Ярко показаны пришельцы с востока - гунны . И. свидетельствует, что у его современников-европейцев гунны вызывали ужас не только воинственностью и неожиданными беспощадными набегами, но и внешним видом (Ibid.

http://pravenc.ru/text/578374.html

Руины копт. базилик во внутреннем дворе Луксорского храма. VI - VII вв. Руины копт. базилик во внутреннем дворе Луксорского храма. VI - VII вв. Упадок Е. начался в 40-х гг. VI в., когда все Средиземноморье поразила сильнейшая эпидемия чумы. Впервые болезнь была обнаружена в егип. порту Пелусий и затем распространилась по всему Е. и Ливии. Чума и неск. последующих волн эпидемии вызвали резкое сокращение численности населения, объемов производства всех видов продукции, упадок товарно-денежных отношений и натурализацию экономики. В 609-610 гг. Е. стал ареной противоборства сторонников визант. имп. Фоки (602-610) и мятежных сил экзарха Африки Ираклия Старшего. В результате в Е. утвердилась власть имп. Ираклия (610-641), по указу к-го в стране были существенно снижены налоги сроком на 3 года. Во время византийско-персид. войны (602-628) персами были захвачены Сирия и Палестина, а в мае 614 г.- Иерусалим. Александрию наполнили толпы беженцев. В тот же год в Е. были неурожай и голод. В 619 г. персы захватили Александрию, весь Е. и Ливию. Захват Александрии и ее окрестностей сопровождался погромами и убийствами; были разорены многочисленные мон-ри вокруг города. В февр. 628 г. имп. Ираклий одержал победу, и, согласно договору, персы вернули ромеям все ранее захваченные земли; вскоре их войска покинули Е. Восстановление визант. правления в Е. оказалось недолгим. Уже в 645 г. Византия окончательно утратила власть в стране, перешедшей под управление арабов-мусульман. Административное устройство В системе Римского гос-ва Е. был подчинен напрямую принцепсу. Во главе страны назначался префект из сословия рим. всадников, подчинявшийся непосредственно императору (проч. рим. провинции управлялись проконсулами - выходцами из сената). Объем власти префекта Е. не отличался от объема власти наместников др. провинций. Сенаторам во избежание мятежа запрещалось приезжать в Е. без специального разрешения императора. Срок пребывания префекта в должности составлял обычно от года до 2, реже до 4-5 лет. Максимальный известный срок пребывания префекта в должности - 16 лет. Префект был наделен проконсульскими полномочиями, обладая в Е. верховной властью: военной, финансовой и судебной. Его основные функции сводились к контролю за сбором налогов, денежных и натуральных, за отправкой зерна в Рим. Особой обязанностью префекта была борьба со злоупотреблениями сборщиков налогов, к-рые могли уменьшить доходы казны.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АВАРЫ [греч. ρδβλθυοτεΑβαροι, древнерус.  ], союз кочевых племен, вероятно монголо-тюрк. происхождения. История А. до сер. VI в. практически неизвестна; отдельные сведения об их предках (в частности, о среднеазиат. жужанях) встречаются в кит. хрониках. На исторической сцене А. появляются в связи с ростом могущества Тюркского каганата, подчинившего большую часть Центр. Азии. Среди оттесненных к западу кочевых народов были и А., численность к-рых после включения в их союз племен Приуралья и Поволжья составила ок. 10 тыс. всадников. В 550-х гг. А. вышли на Сев. Кавказ (нанеся поражение сабирам) и в Сев. Причерноморье, где покорили слав. племена, в т. ч. союз антов (Менандр. Ист. 4-6), подошли к сев. границам Византии; историк Феофилакт Симокатта сообщает, что это были племена вар и хунни (Ορ κα Χουν), присвоившие себе «внушавшее ужас имя» могущественного народа А. (Феофилакт. Ист. VII 7-8). Имп. Юстиниан I заключил с ними союз (весна 558), а вскоре новый договор (562), разрешавший им селиться на опустевших землях империи в Подунавье (Theoph. Chron. P. 232); через неск. лет А. под предводительством кагана Баяна вступили в Паннонию, где после распада державы гуннов обосновались герм. племена лангобардов и гепидов, воевавшие между собой. В союзе с А. лангобарды одолели гепидов, но в 568 г. ушли в Италию, вытеснив оттуда византийцев; Паннония же стала центром аварского гос. образования - каганата. Овладев Сирмием (582), А. начинают захват владений Византии на Балканах; имп. Маврикий был вынужден начать против них затяжную войну, шедшую с переменным успехом, но в целом неудачно: заключавшиеся время от времени перемирия были все более невыгодны для империи. Затяжные византийско-персид. войны давали А. возможность разорять балканские земли почти безнаказанно. Одновременно аварская экспансия шла на запад, где они, покорив хорватов и сербов, в кон. VI в. вступили в войну с баварцами и франками.

http://pravenc.ru/text/62552.html

Пока процесс христианизации не коснулся основной массы персов и был ограничен Месопотамией с преобладающим иноязычным населением (арамеи, греки, арабы), политику Сасанидов в отношении христиан можно считать толерантной, особенно после ухода с политической сцены Картира. Положение христиан резко ухудшилось в 30-х гг. IV в. в связи с легализацией христианства в Римской империи. Христиан в Иране стали рассматривать как пособников враждебной державы. Новая военная экспансия персов в Рим потребовала чрезвычайных расходов, и основное бремя налогов легло на христиан Месопотамии. Шаханшах Шапур II (309-379) издал неск. указов, ущемлявших права христиан. Согласно деяниям сир. мучеников, 1-й указ предусматривал обложение христиан двойным подушным налогом, 2-й - закрытие и разрушение храмов, 3-й - массовое преследование христиан после отказа еп. Селевкии-Ктесифона Шиммуна бар Саббаэ содействовать центральной администрации во взимании двойного налога. Г. на христиан продолжались в течение 39 лет, до смерти Шапура II в 379 г. Как свидетельствуют источники, они часто инспирировались зороастрийским жречеством, иногда - иудеями и манихеями. Очаги Г. были сосредоточены вокруг 2 центров - сасанидской столицы Селевкии-Ктесифона и Адиабены. Особенно страдало от преследований население сев.-зап. провинций Сасанидской державы и районов, пограничных с Римской (Византийской) империей. К тяготам войны добавлялись казни христиан, депортация их в глубь страны для освоения пустынных земель. Головы казненных мучеников за веру Христа вывешивались и в храме богини Анахиты в Истахре (Центр. Иран). Общее число убитых за время гонений при Шапуре II Созомен оценивает в 16 тыс. чел. Жития сир. и персид. мучеников повествуют в основном о казненных клириках, но и эти далеко не полные данные дают представление о масштабе преследований. Они коснулись всех ступеней клира, монахов и части мирян. Так, были казнены еп. Селевкии-Ктесифона Шиммун бар Саббаэ (344), его преемник еп. Шахдуст, Нарсай, еп. Шахргерда, шахский советник Гухиштазад (Вахиштазад), бывш. жрец Айталлаха (Аифаль) и др.

http://pravenc.ru/text/166127.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНАСТАСИЙ ПЕРСИЯНИН [Магундат; среднеперсид.  ] († 628), прмч. (пам. 22 и 24 янв.). Перс из сел. Раснуни в земле Разих, принадлежал к сословию магов и содержал школу, в к-рой обучал желающих искусству колдовства. Во время войны между персами и ромеями (см. Византино-персид. войны ) шаханшаху Хосрову II в завоеванном им Иерусалиме удалось захватить Крест Господень, к-рый был отправлен в Персию. Именно с появлением Св. Креста автор жития А. П. объясняет зарождение в персид. жреце-огнепоклоннике интереса к христианству. Оставив школу на попечение сына, Магундат в числе войска персид. военачальника Шахина участвовал в походах в М. Азию. В это время войска имп. Ираклия появились в самой Персии, и Шахину пришлось отступить. Побуждаемый жаждой истинной веры, Магундат оставил войско и поселился в сир. г. Иераполе (Манбидж) у одного перса-христианина, серебряных дел мастера. Магундат посещал христ. богослужения и уговаривал своего хозяина способствовать его Крещению, но тот отказался, опасаясь персов. Тогда Магундат отправился в Иерусалим, где обратился с просьбой о Крещении к Илии, пресв. храма Вознесения Господня. Тот крестил его и нарек именем Анастасий. Вместе с ним был крещен еще один не названный по имени перс, впосл. мученик Эдесский. Через нек-рое время А. П. объявил Илии о своем желании стать монахом и вскоре (ок. 620) принял постриг в мон-ре св. Анастасия (в 4 милях от города), основанном неким Юстином. Там А. П. изучал греч. грамоту и Псалтирь, позже стал читать Свящ. Писание и жития, особенно вдохновляясь подвигами мучеников. Он был поваром и садовником и участвовал в др. делах наравне с проч. братией. Через 7 лет А. П. покинул обитель и отправился странствовать. Придя в Кесарию Палестинскую и увидев у храма св. Евфимии персид. магов, готовящихся совершить жертвоприношения, А. П. выступил против них с обличениями и на вопрос, кто он такой, открылся, что он перс и сам бывш.

http://pravenc.ru/text/114894.html

Раскопки дома римского времени (Археологический музей Воль) В нач. весны 614 г., в ходе продолжительной византийско-персид. войны (602-628), персид. армия полководца Шахрбараза подошла к И. При известии о приближении персов мн. жители сельской местности укрылись в окруженном мощными стенами И. Оставшись без помощи разбитой визант. армии, жители не имели надежды отстоять И. и согласились сдать город персам при условии сохранения их жизни и имущества. Договор с Шахрбаразом заключил патриарх Захария Иерусалимский. В город был введен персид. гарнизон. Однако часть населения И. была настроена к персам враждебно, обвиняла патриарха Захарию в измене, и вскоре в И. произошло восстание, в ходе к-рого персид. отряд был перебит, а патриарх Захария, видимо под угрозой расправы, прервал отношения с персами. Во время восстания была вырезана иудейская община города, приветствовавшая установление власти персов. 15 апр. город был осажден персами и 5 мая взят штурмом. Персы и поддерживавшие их иудеи в течение 3 дней избивали христ. население и грабили город. В источниках приводится различное число людей, погибших от рук завоевателей: 17 тыс. чел. по Себеосу ( Себеос, еп. История имп. Иракла. Гл. 24/Изд.: К. П. Патканов. СПб., 1862), от 37 до 66 тыс. чел. по явно преувеличенным данным Антиоха Стратига ( Антиох Стратиг. Пленение Иерусалима/Изд.: Н. Я. Марр. СПб., 1909. С. 58-63). Многие из оставшихся в живых, в т. ч. патриарх Захария, были уведены в плен и расселены в персидской Месопотамии. Храм Гроба Господня был сожжен, мн. храмы и святыни сильно пострадали и впосл. более не восстанавливались, сокровища и церковные реликвии, в т. ч. Животворящее Древо Креста Господня, были отправлены ко двору шаха Хосрова II (Там же; Chron. Pasch. P. 704-705; Antonius Chozibita. Vita S. Georgii Chozibitae/Ed. C. Houze//AnBoll. 1888. Т. 7. P. 129-130; Себеос. 1862. Гл. 29; Chron. Edess.; Theoph. Chron. P. 300-301). Две христ. реликвии, Св. копье и Св. губка, были вывезены из Иерусалима в К-поль и положены в соборе Св. Софии (Chron. Pasch. P. 705).

http://pravenc.ru/text/293782.html

Основная идея традиции А.-х. заключается в том, что Армянская Церковь, несмотря на случайное отсутствие ее иерархов на Халкид. Соборе и не менее случайное отделение от Вселенской Церкви, никогда не порывала с ней окончательно и даже стремилась к объединению с ней, причем не под политическим давлением (как утверждали антихалкидониты), а добровольно. История догматического противостояния в Армении полна примеров, когда отношение к Халкид. Собору резко менялось. «Энотикон» имп. Зинона (482), призванный примирить сторонников и противников Собора, был принят Армянской Церковью в 491 г., и только на 2-м Двинском Соборе (554/55) армяне прямо осудили Халкид. Собор и порвали с К-польской Церковью. Нек-рые исследователи (напр., Н. Адонц ) полагали, что причина разрыва лежала не столько в догматической, сколько в церковно-политической области: Армянская Церковь не признала принятое в Халкидоне положение о главенстве Вселенского Патриарха в К-поле и встала на путь автономизации. Однако уже в 571 г., когда началось восстание армян против персов, католикос Ованнес II и кн. Вардан Мамиконян возглавили посольство в Византию, где договорились о поддержке со стороны имп. Юстина II и вошли в церковное общение с греками. В 591 г., после окончания византийско-персид. войны, к империи отошла значительная часть Вел. Армении, где при поддержке Византии был основан правосл. арм. Католикосат с центром в Аване в противовес национальной Армянской Церкви, католикосы к-рой находились в Двине, на персид. территории. Правосл. арм. Католикосом стал Иоанн Багаранский (591-610). Аванский Католикосат имел много сторонников как среди паствы, так и среди клира, и не только в областях, подвластных Иоанну, но и в персид. части Армении. Борясь с влиянием правосл. партии, двинский Католикос Авраам I принудил епископов, священников и игуменов предать анафеме Халкид. Собор или же покинуть страну. Иоанн Багаранский был единственным Аванским Католикосом. В 602/03 г., начав новую войну с Византией, шаханшах Хосров II занял Армению и упразднил Католикосат в Аване. Католикос Авраам I созвал Собор в Двине, к-рый предал анафеме груз. правосл. Католикоса Кириона и всех сторонников Халкид. Собора. Однако халкидонитство было слишком сильно в Армении, чтобы можно было победить его одними репрессивными мерами. В 630 г. при Католикосе Езре на Каринском Соборе в Армении халкид. определения были приняты вновь. Католикос Нерсес III (641-661) провозгласил правосл. Символ веры в Двинской кафедральной ц.

http://pravenc.ru/text/76122.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОВАННЕС БАГАРАНЦИ [Иоанн Багаранский; арм. (?)(?) ], арм. католикос (ок. 591-611), единственный в истории Армении католикос-халкидонит (православный). Происходил из г. Багаран (обл. Айрарат, ныне территория Турции), принял монашество и посвятил жизнь аскезе. Арм. историк Мовсес Каланкатуаци (X в.) называет О. Б. столпником. В 591 г. в результате византийско-персид. войны (571-591) Армения была разделена между 2 державами (см. также ст. Аван ). Присоединив к Византии большие территории в Зап. Армении, визант. правительство во главе с имп. Маврикием (582-602) предприняло попытки укрепить сотрудничество с Армянской Церковью. Католикос Мовсес II Егивардеци (574-604) и др. епископы были приглашены на Собор в К-поль, но, отвергнув приглашение, Мовсес II переехал из Вагаршапата, к-рый находился под властью византийцев, в Двин, под управление персов. Т. о., произошел фактический разрыв между визант. властями и большинством иерархов Армянской Церкви. Это побудило имп. Маврикия создать для визант. Армении свою правосл. иерархию, к-рую и возглавил О. Б. Нек-рые арм. епископы, в т. ч. влиятельный еп. Теодорос Каринский (Феодосиопольский), поддержали О. Б.; большая часть населения визант. части Армении приняла халкидонское Православие (История еп. Себеоса/Пер.: Ст. Махалсянц. Ер., 1939. С. 49-50; Повествование о делах армянских/Под ред. В. А. Арутюновой-Фиданян. М., 2004. С. 40-41). Т. о., Армянская Церковь раскололась и О. Б. соперничал с католикосом Мовсесом II, а позднее - с его преемником Абраамом I Агбатанеци (606/07-610/15). Резиденцией О. Б. стала крепость Аван, где были построены собор Сурб-Ованнес (Иоанна Крестителя) и дворец католикоса. Судьба католикосата О. Б. оказалась тесно связана с судьбой Византии, к-рая в нач. VII в. вступила в полосу тяжелого политического кризиса. Покровитель О. Б. имп. Маврикий был убит в 602 г. в результате переворота. Вслед за этим началась очередная византийско-персид. война, и в 603 г. Аван был захвачен войсками персид. шаха Хосрова II. О. Б. перенес свою резиденцию в Карин, но в 610 г. этот город также был захвачен персами; О. Б. попал к ним в плен и был сослан в Хамадан, где умер в 611 г.; похоронен в Аване.

http://pravenc.ru/text/2578131.html

Пограничная византийско-персид. война 572-591 гг., шедшая с переменным успехом в Армении, Месопотамии и на окраинах Сирийской пустыни, завершилась выгодным для империи миром; она получила Вост. Армению и захваченные ранее персами Дару и Мартирополь. Однако после смерти имп. Маврикия произошло самое крупное военное столкновение 2 держав (602-628), в ходе к-рого шах Хосров II предпринял завоевание вост. провинций империи. Разгромив одну за другой неск. визант. армий, персы захватили и разрушили Дару (604/5), вслед за этим пала Эдесса, и в 610 г. иран. войска вышли к Евфрату. Сиро-палестинские евреи, выступавшие против политики христианизации, проводившейся имп. Фокой, повсеместно присоединялись к персам. Ок. 609 г. в Антиохии произошла серия беспорядков, в т. ч. иудейско-христ. столкновения, во время к-рых был убит Патриарх Анастасий. В 613 г. персы овладели Антиохией, Апамеей и Дамаском, в 614 г. иран. войска при поддержке иудейских союзников завоевали Палестину. При этом были убиты тысячи иерусалимских христиан, много монахов Иорданской пустыни, ограблены и разрушены храмы, а святыни, прежде всего Древо Св. Креста, вывезены в Иран. Персид. нашествие нанесло сильнейший удар по христ. Церкви в пограничных областях, дезорганизовало хозяйственную жизнь. В 20-х гг. имп. Ираклию удалось переломить ход войны и нанести персам ряд поражений в Закавказье и Месопотамии. Калъат-Симъан. Монастырский комплекс прп. Симеона Столпника. Кон. V в. Калъат-Симъан. Монастырский комплекс прп. Симеона Столпника. Кон. V в. По мирному договору 629 г. восстанавливались прежние границы, персид. гарнизоны были выведены из Сирии, возвращались христ. реликвии, захваченные персами. 21 марта 630 (или 631) г. имп. Ираклий лично вознес Св. Крест на Голгофу. В Иерусалиме проводились восстановительные работы, приписываемые Патриарху Модесту, был отреставрирован храм Св. Гроба. В 629-636 гг. Ираклий находился в Сирии, где, в частности, ок. 629 (или 634) г. вел переговоры с сиро-яковитским патриархом Афанасием о примирении его сторонников с офиц. Церковью на основе монофелитского вероучения. Яковиты, однако, отвергли компромисс; с др. стороны, правосл. круги тоже выступали против монофелитства - отражением этих настроений стало избрание в 634 г. на иерусалимскую кафедру монаха Софрония (см. свт. Софроний I , Патриарх Иерусалимский), выдающегося церковного писателя, убежденного противника монофелитов.

http://pravenc.ru/text/372678.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010