Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНАСТАСИЙ ПЕРСИЯНИН [Магундат; среднеперсид.  ] († 628), прмч. (пам. 22 и 24 янв.). Перс из сел. Раснуни в земле Разих, принадлежал к сословию магов и содержал школу, в к-рой обучал желающих искусству колдовства. Во время войны между персами и ромеями (см. Византино-персид. войны ) шаханшаху Хосрову II в завоеванном им Иерусалиме удалось захватить Крест Господень, к-рый был отправлен в Персию. Именно с появлением Св. Креста автор жития А. П. объясняет зарождение в персид. жреце-огнепоклоннике интереса к христианству. Оставив школу на попечение сына, Магундат в числе войска персид. военачальника Шахина участвовал в походах в М. Азию. В это время войска имп. Ираклия появились в самой Персии, и Шахину пришлось отступить. Побуждаемый жаждой истинной веры, Магундат оставил войско и поселился в сир. г. Иераполе (Манбидж) у одного перса-христианина, серебряных дел мастера. Магундат посещал христ. богослужения и уговаривал своего хозяина способствовать его Крещению, но тот отказался, опасаясь персов. Тогда Магундат отправился в Иерусалим, где обратился с просьбой о Крещении к Илии, пресв. храма Вознесения Господня. Тот крестил его и нарек именем Анастасий. Вместе с ним был крещен еще один не названный по имени перс, впосл. мученик Эдесский. Через нек-рое время А. П. объявил Илии о своем желании стать монахом и вскоре (ок. 620) принял постриг в мон-ре св. Анастасия (в 4 милях от города), основанном неким Юстином. Там А. П. изучал греч. грамоту и Псалтирь, позже стал читать Свящ. Писание и жития, особенно вдохновляясь подвигами мучеников. Он был поваром и садовником и участвовал в др. делах наравне с проч. братией. Через 7 лет А. П. покинул обитель и отправился странствовать. Придя в Кесарию Палестинскую и увидев у храма св. Евфимии персид. магов, готовящихся совершить жертвоприношения, А. П. выступил против них с обличениями и на вопрос, кто он такой, открылся, что он перс и сам бывш.

http://pravenc.ru/text/114894.html

Основная идея традиции А.-х. заключается в том, что Армянская Церковь, несмотря на случайное отсутствие ее иерархов на Халкид. Соборе и не менее случайное отделение от Вселенской Церкви, никогда не порывала с ней окончательно и даже стремилась к объединению с ней, причем не под политическим давлением (как утверждали антихалкидониты), а добровольно. История догматического противостояния в Армении полна примеров, когда отношение к Халкид. Собору резко менялось. «Энотикон» имп. Зинона (482), призванный примирить сторонников и противников Собора, был принят Армянской Церковью в 491 г., и только на 2-м Двинском Соборе (554/55) армяне прямо осудили Халкид. Собор и порвали с К-польской Церковью. Нек-рые исследователи (напр., Н. Адонц ) полагали, что причина разрыва лежала не столько в догматической, сколько в церковно-политической области: Армянская Церковь не признала принятое в Халкидоне положение о главенстве Вселенского Патриарха в К-поле и встала на путь автономизации. Однако уже в 571 г., когда началось восстание армян против персов, католикос Ованнес II и кн. Вардан Мамиконян возглавили посольство в Византию, где договорились о поддержке со стороны имп. Юстина II и вошли в церковное общение с греками. В 591 г., после окончания византийско-персид. войны, к империи отошла значительная часть Вел. Армении, где при поддержке Византии был основан правосл. арм. Католикосат с центром в Аване в противовес национальной Армянской Церкви, католикосы к-рой находились в Двине, на персид. территории. Правосл. арм. Католикосом стал Иоанн Багаранский (591-610). Аванский Католикосат имел много сторонников как среди паствы, так и среди клира, и не только в областях, подвластных Иоанну, но и в персид. части Армении. Борясь с влиянием правосл. партии, двинский Католикос Авраам I принудил епископов, священников и игуменов предать анафеме Халкид. Собор или же покинуть страну. Иоанн Багаранский был единственным Аванским Католикосом. В 602/03 г., начав новую войну с Византией, шаханшах Хосров II занял Армению и упразднил Католикосат в Аване. Католикос Авраам I созвал Собор в Двине, к-рый предал анафеме груз. правосл. Католикоса Кириона и всех сторонников Халкид. Собора. Однако халкидонитство было слишком сильно в Армении, чтобы можно было победить его одними репрессивными мерами. В 630 г. при Католикосе Езре на Каринском Соборе в Армении халкид. определения были приняты вновь. Католикос Нерсес III (641-661) провозгласил правосл. Символ веры в Двинской кафедральной ц.

http://pravenc.ru/text/76122.html

Театр в Кирре. Сер. II в. [Кир; греч. Κρρος, Αγιοπολις; лат. Cyrrhus], античный и византийский город в Сев. Сирии, ныне развалины Талль-эн-Наби-Хури, в 76 км к северо-западу от Халеба, близ границы Сирии и Турции), церковная кафедра в составе митрополии Иераполя (ныне Манбидж) Антиохийской Православной Церкви . Основан предположительно ок. 300 г. до Р. Х. царем Востока Селевком I Никатором как один из эллинистических полисов, к-рые окружали столицу Селевкидов Антиохию и обеспечивали грекам контроль над Сирией. В римскую эпоху бытовала легенда о том, что город основали иудеи, уведенные в плен персид. войском царя Кира II Великого и назвавшие свое новое поселение в его честь ( Procop. De aedificiis. II 11). К. находился на полпути из Антиохии на восток к стратегически важной переправе через Евфрат у Зевгмы (севернее совр. Биреджика). Тем не менее в ряду др. подобных городов (Вероя, Апамея, Эмеса и др.) К. занимал второстепенное положение. Первые документальные сведения о существовании города датируются ок. 220 г. до Р. Х. В эпоху Селевкидов город развивался медленно, использовался в основном как крепость в регионе, близком к границам царств Армении и Понта, постоянно стремившихся оспорить те или иные районы Сев. Сирии у Селевкидов. В период распада селевкидского царства К. в нач. I в. до Р. Х. вошел в состав Вел. Армении царя Тиграна, в 64-63 гг. до Р. Х. в результате завоеваний рим. полководца Гнея Помпея - новой рим. пров. Сирия. В эпоху длительного рим. правления военно-политическая роль К. почти не изменилась. Город служил одной из рим. баз для ведения кампаний против Армении на севере и Парфии на востоке. В I в. по Р. Х. здесь был расквартирован 10-й легион, к-рый в 66 г., накануне первой Иудейской войны, был переведен в Иерусалим. Уроженцем К. был Авидий Кассий (ок. 130-175), ставший в 60-х гг. II в. наместником Сирии, а в 175 г. пытавшийся неудачно поднять мятеж против имп. Марка Аврелия. В первые века по Р. Х. в К. был распространен местный культ Зевса Киррестия (расположение храма не установлено). В сер. III в. город был дважды оккупирован персид. войсками, однако восстановлен и в ранневизант. эпоху (IV-VI вв.) пережил заметный расцвет. К. приобрел большое значение как один из крупнейших христ. паломнических центров Сирии. Церковная кафедра К. пользовалась большим влиянием в период, когда ее занимал блж. Феодорит (423-457), богослов Антиохийской школы и церковный писатель.

http://pravenc.ru/text/1841117.html

[Флавий Маркиан Август; лат. Flavius Marcianus Augustus; греч. Μαρκιανς] (392, Фракия - 27.01.457, К-поль), имп. Восточной Римской (Византийской) империи (с 24 авг. 450). М. был сыном военного; начал военную службу в гарнизоне Филиппополя во Фракии (ныне Пловдив, Болгария). Там же еще в молодости был ложно обвинен в убийстве, но его невиновность вскоре была доказана, и он был восстановлен в звании ( Evagr. Schol. Hist. eccl. II 1). Во время византийско-персидской войны 421 г. М. был еще стратиотом, рядовым солдатом. После войны, вернувшись в К-поль, М. поступил на службу в качестве доместика (командирский чин) в частную дружину Ардабурия, сына могущественного готского полководца Аспара. В 431 г. Аспар был отправлен в Карфагенскую Африку, чтобы оказать помощь магистру армии Зап. империи Бонифацию в войне с вандалами, осаждавшими г. Гиппон Регий. Вандалы сняли осаду, но им удалось разбить Аспара в сражении, и М. среди мн. воинов попал в плен. С пребыванием М. в плену визант. историки VI в. Прокопий Кесарийский и Евагрий Схоластик связывают историю о чудесном видении, предвещавшем М. имп. трон. Нек-рое время пленников содержали во дворе резиденции короля вандалов Гейзериха. Во время полуденного зноя, когда пленные дремали во дворе, Гейзерих из окна своей резиденции увидел, как над М. парит орел. Призвав его к себе и узнав, кто он такой, Гейзерих рассказал ему об увиденном и предположил, что М., возможно, предстоит стать императором. Гейзерих отпустил М., взяв с него обещание, что когда он станет императором, то не будет воевать с вандалами ( Procop. Bella. III 4; Evagr. Schol. Hist. eccl. II 1; Theoph. Chron. P. 104; Zonara. Epit. hist. XIII 24). Второй вариант похожей истории о видении содержится в «Хронографии» Феофана Исповедника (нач. IX в.). Еще во время персид. войны 421 г. М. заболел и был оставлен на лечение в ликийском г. Сидиме. Здесь он сблизился с местными молодыми людьми - братьями Юлием и Тацианом. Однажды на охоте, когда все трое легли отдохнуть и задремали, Юлий, проснувшись прежде других, увидел чудесное явление: над М. парил орел, закрывая его крыльями от солнца. Братья сочли, что знамение предвещает М. стать императором, и рассказали ему об этом. На обратный путь в К-поль они дали ему 200 номисм и попросили отблагодарить их, когда он достигнет величия. Впосл. М. назначил Тациана префектом (эпархом) К-поля, а Юлия - правителем Ликии ( Theoph. Chron. P. 105). Вероятно, обе легенды возникли уже в период правления М., чтобы объяснить неожиданный карьерный взлет провинциалов Юлия и Тациана, а также тот факт, что М. действительно воздерживался от военных действий против вандалов. М. прослужил при Аспаре 15 лет и стал трибуном думестиков ( Theod. Lect. Eccl. hist. I 2; Chron. Pasch. P. 590; Theoph. Chron. P. 104).

http://pravenc.ru/text/2562352.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АВАРЫ [греч. ρδβλθυοτεΑβαροι, древнерус.  ], союз кочевых племен, вероятно монголо-тюрк. происхождения. История А. до сер. VI в. практически неизвестна; отдельные сведения об их предках (в частности, о среднеазиат. жужанях) встречаются в кит. хрониках. На исторической сцене А. появляются в связи с ростом могущества Тюркского каганата, подчинившего большую часть Центр. Азии. Среди оттесненных к западу кочевых народов были и А., численность к-рых после включения в их союз племен Приуралья и Поволжья составила ок. 10 тыс. всадников. В 550-х гг. А. вышли на Сев. Кавказ (нанеся поражение сабирам) и в Сев. Причерноморье, где покорили слав. племена, в т. ч. союз антов (Менандр. Ист. 4-6), подошли к сев. границам Византии; историк Феофилакт Симокатта сообщает, что это были племена вар и хунни (Ορ κα Χουν), присвоившие себе «внушавшее ужас имя» могущественного народа А. (Феофилакт. Ист. VII 7-8). Имп. Юстиниан I заключил с ними союз (весна 558), а вскоре новый договор (562), разрешавший им селиться на опустевших землях империи в Подунавье (Theoph. Chron. P. 232); через неск. лет А. под предводительством кагана Баяна вступили в Паннонию, где после распада державы гуннов обосновались герм. племена лангобардов и гепидов, воевавшие между собой. В союзе с А. лангобарды одолели гепидов, но в 568 г. ушли в Италию, вытеснив оттуда византийцев; Паннония же стала центром аварского гос. образования - каганата. Овладев Сирмием (582), А. начинают захват владений Византии на Балканах; имп. Маврикий был вынужден начать против них затяжную войну, шедшую с переменным успехом, но в целом неудачно: заключавшиеся время от времени перемирия были все более невыгодны для империи. Затяжные византийско-персид. войны давали А. возможность разорять балканские земли почти безнаказанно. Одновременно аварская экспансия шла на запад, где они, покорив хорватов и сербов, в кон. VI в. вступили в войну с баварцами и франками.

http://pravenc.ru/text/62552.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОВАННЕС БАГАРАНЦИ [Иоанн Багаранский; арм. (?)(?) ], арм. католикос (ок. 591-611), единственный в истории Армении католикос-халкидонит (православный). Происходил из г. Багаран (обл. Айрарат, ныне территория Турции), принял монашество и посвятил жизнь аскезе. Арм. историк Мовсес Каланкатуаци (X в.) называет О. Б. столпником. В 591 г. в результате византийско-персид. войны (571-591) Армения была разделена между 2 державами (см. также ст. Аван ). Присоединив к Византии большие территории в Зап. Армении, визант. правительство во главе с имп. Маврикием (582-602) предприняло попытки укрепить сотрудничество с Армянской Церковью. Католикос Мовсес II Егивардеци (574-604) и др. епископы были приглашены на Собор в К-поль, но, отвергнув приглашение, Мовсес II переехал из Вагаршапата, к-рый находился под властью византийцев, в Двин, под управление персов. Т. о., произошел фактический разрыв между визант. властями и большинством иерархов Армянской Церкви. Это побудило имп. Маврикия создать для визант. Армении свою правосл. иерархию, к-рую и возглавил О. Б. Нек-рые арм. епископы, в т. ч. влиятельный еп. Теодорос Каринский (Феодосиопольский), поддержали О. Б.; большая часть населения визант. части Армении приняла халкидонское Православие (История еп. Себеоса/Пер.: Ст. Махалсянц. Ер., 1939. С. 49-50; Повествование о делах армянских/Под ред. В. А. Арутюновой-Фиданян. М., 2004. С. 40-41). Т. о., Армянская Церковь раскололась и О. Б. соперничал с католикосом Мовсесом II, а позднее - с его преемником Абраамом I Агбатанеци (606/07-610/15). Резиденцией О. Б. стала крепость Аван, где были построены собор Сурб-Ованнес (Иоанна Крестителя) и дворец католикоса. Судьба католикосата О. Б. оказалась тесно связана с судьбой Византии, к-рая в нач. VII в. вступила в полосу тяжелого политического кризиса. Покровитель О. Б. имп. Маврикий был убит в 602 г. в результате переворота. Вслед за этим началась очередная византийско-персид. война, и в 603 г. Аван был захвачен войсками персид. шаха Хосрова II. О. Б. перенес свою резиденцию в Карин, но в 610 г. этот город также был захвачен персами; О. Б. попал к ним в плен и был сослан в Хамадан, где умер в 611 г.; похоронен в Аване.

http://pravenc.ru/text/2578131.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАХАРИЯ свт. (пам. греч. 21 февр., 31 янв., 28 окт.), патриарх Иерусалимский (609 - после 614). До избрания патриархом был пресвитером и скевофилаксом К-польского Патриаршего престола. В Пасхальной хронике указано, что З. стал преемником патриарха Исихия в 7-й год правления визант. имп. Фоки (609). О правлении патриарха до 614 г. сведений немного. В нач. 614 г., во время широкомасштабной византийско-персид. войны (602-628), охватившей всю территорию Ближ. Востока, персидская армия полководца Шахрбараза подошла к Иерусалиму. Не имея возможности держать оборону, делегация горожан во главе с З. вступила в переговоры с персами. Вскоре З. заключил договор с Шахрбаразом о том, что Иерусалим сдается персам, в город вступает персид. гарнизон, но вся внутренняя жизнь Иерусалима и имущество горожан сохраняются в неприкосновенности. Однако З. не удалось удержать город в спокойствии, и спустя короткое время горожане восстали против персов, одновременно устроив погром иудейских кварталов города. Под давлением паствы З. был вынужден прервать отношения с персами. Война возобновилась: 15 апр. 614 г. Шахрбараз осадил Иерусалим и после 20 дней боев захватил город штурмом. Иерусалим был разграблен, погибло неск. тыс. чел. Множество жителей города, в т. ч. и З., были уведены персами в плен, в Персию было вывезено Животворящее Древо Креста Господня (Chron. Pasch. P. 704-705; Theoph. Chron. P. 300-301). После 614 г. документальных сведений о З. нет. Хронист нач. IX в. Феофан Исповедник считал, что З. был патриархом 22 года. После заключения мира между Византией и Персией в 629 г. вместе с др. пленными З. вернулся в Иерусалим и вновь занял кафедру, управлял ею до 631 г. Однако эти сведения нельзя признать достоверными. Антиох Стратиг, написавший соч. «Пленение Иерусалима» в 30-х гг. VII в. (сохр. в груз. и араб. переводах), утверждал, что З. умер в плену. В груз. переводе повествования Антиоха говорится, что в 631 г.

http://pravenc.ru/text/182667.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНАСТАСИЙ II СИНАИТ (ок. 550 - сент. 609), сщмч. (пам. греч. 20 апр.), Патриарх Антиохийский (с нач. 599). А. С., как и его предшественник Анастасий I Синаит , был монахом (возможно, даже игуменом) на Синае . В начале своего Патриаршества А. С. писал папе свт. Григорию I Великому Двоеслову , о чем известно из ответного послания папы (Ep. VII 48). А. С.- автор полемических соч. против иудеев и несохранившегося перевода на греч. язык трактата Григория I «О пастырском попечении» (De cura pastorali). Возможно, ему принадлежит также труд «Περ Προνοας» (О Промысле), подписанный именем Анастасия Антиохийского (Ркп. 375 из собр. б-ки Реймса). Приписывавшиеся А. С. «Διγησις» (Сказание) о Григории I и нек-рые др. сочинения принадлежат прп. Анастасию Синаиту . Попытка С. Саккоса отождествить Анастасия Синаита с А. С. не нашла поддержки в науке. По сообщению «Пасхальной Хроники» и Феофана Исповедника , в 609 г., в разгар византино-персид. войны, в Антиохии вспыхнули волнения среди сторонников цирковых партий (см. Димы ); по др. версии, зачинщиками восстания были евреи, толпа к-рых убивала на своем пути всех христиан. Во время бунта был убит и престарелый Патриарх, его тело протащили по главной улице города, а затем сожгли вместе с телами др. христиан. Память А. С. указывается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. P. 268-269) и ряде стишных греч. Синаксарей (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 115). При издании греч. Минеи (Венеция, 1603) было составлено краткое житие А. С. на основе сообщений визант. хроник. В наст. время память А. С. указывается в богослужебных книгах греч. Церквей и отсутствует в календаре РПЦ. В рукописных рус. и слав. календарях память А. С. встречается крайне редко. Она включена в слав. перевод Стишного Пролога (ГИМ. Хлуд. 188, 1370 г.). Память А. С. без службы зафиксирована в Григоровичевой Минее БАН 24. 4. 12, XIII в. (Пергаменные рукописи БАН СССР. Л., 1976. С. 40) и Драгановой Минее, кон. XIII в. (Срезневский. Трефологий. С. 421). Гимнография

http://pravenc.ru/text/114862.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН IV ПОСТНИК Патриархи К-польские Иоанн IV и Павел. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI. (Музей икон, Рекклингхаузен) Патриархи К-польские Иоанн IV и Павел. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI. (Музей икон, Рекклингхаузен) [греч. Ιωννης Νηστευτς; лат. Iohannes Jejunator] († 2.09.595, К-поль), свт. (пам. 30 авг., 2 сент.; пам. зап. 2 сент.), патриарх К-польский (с 12 апр. 582), канонист. По происхождению провинциал, возможно, из Каппадокии, сын бедных родителей; обучался ремеслу резчика и не получил классического образования. С юных лет интересовался аскетическим образом жизни, принял монашество. При визант. имп. Юстине II (565-578) был введен в состав клира собора и патриаршего ведомства Св. Софии в К-поле. При патриархе Иоанне III Схоластике (565-577) занимал пост сакеллария (главы патриаршей сокровищницы); до 582 г. в сане диакона. Был избран на Патриарший престол после смерти патриарха Евтихия (552-565, 577-582) по предложению имп. Тиверия I , который знал И. П. как благочестивого монаха и нестяжателя. И. П. был прост и обходителен в общении, отличался крайним аскетизмом, отчего его тело иссохло почти до костей. В источниках к-польского происхождения И. П. представлен твердым защитником православия, к-рый неизменно жестко относился к отступникам и еретикам. Так, в 583 г. некий Павлин был обвинен в колдовстве и публично казнен по настоянию И. П. ( Theophyl. Sim. Hist. I 11). Авторы-монофизиты часто изображают И. П. как тихого старца, который мирился с присутствием в Византии противостоящих офиц. Церкви исповеданий и не применял к ним таких репрессивных мер, как его предшественники патриархи Иоанн III и Евтихий ( Ioan. Ephes. Hist. eccl. III 3, 5). Сведения о периоде Патриаршества И. П. скудны. 14 авг. 582 г. И. П. участвовал в коронации Маврикия как соправителя смертельно больного имп. Тиверия, вскоре умершего. В дальнейшем И. П. поддерживал имп. Маврикия в его стремлении утвердиться на престоле и закрепить власть за своей семьей. В 582 г. И. П. короновал имп. Маврикия и благословил его свадьбу с дочерью имп. Тиверия Константиной. 26 марта 590 г. И. П. короновал сына Маврикия и Константины Феодосия как соправителя и наследника. В 590-591 гг., в период военно-политических успехов Византии на Ближ. Востоке и междоусобной войны в Персии, И. П. выступил против похода византийских войск в Месопотамию и восстановления на персид. престоле шаха Хосрова II, заключившего союз с имп. Маврикием. И. П. считал, что этот договор не принесет выгод империи ( John of Nikiou. 1916. P. 156).

http://pravenc.ru/text/Иоанн IV ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЙЕЗДИН [Йаздин; арабо-персид.   - божественный; сир.  ] ( после 620), иран. несторианин, состоявший на службе у сасанидского шаха Хосрова II Парвиза (590-628). Вероятно, Й.- это родовое имя влиятельной христианской семьи иран. происхождения из г. Карка-де-Бет-Селох (ныне Киркук, Ирак), представители к-рой известны по источникам с V в.: один из них был дядей мч. Петиона ( 447), а в доме другого, инспектора таможни, в кон. V в. проходил поместный несторианский Собор ( Greg. bar Hebr. Chron. eccl. Vol. 3. Col. 69-72). В несторианской араб. «Хронике Сеерта» Й. назван 2-м в списке из 5 христиан, занимавших особое положение при сасанидском дворе («щедрым и благочестивым, слава о котором распространялась среди людей так же, как и его щедрость»). Хосров наделил его полномочиями губернатора неск. провинций в Сев. Месопотамии (от обл. Бет-Гармай до визант. земель). Отдельно отмечено содействие Й. единоверцам в анафематствовании главы Ниневийской школы Хенаны Адиабенского за его богословские взгляды и врача Гавриила Шигарского, одного из приближенных Хосрова, за двоеженство и содержание наложниц. Последний, согласно «Хронике Сеерта», после отлучения стал яковитом (монофизитом) и причинил множество бед несторианской общине Ирана. Более конкретную информацию о характере и занятиях Й. сообщает анонимная сир. хроника сер. VII в. Заступничество Й. за Церковь сравнивается с деяниями императоров равноап. Константина I Великого и Феодосия I Великого, а благорасположение Хосрова к Й.- с любовью фараона к прав. Иосифу. Подобное отношение монарха объяснялось тем, что Й. успешно справлялся с порученной ему должностью главного налогового инспектора и казначея страны. Кроме того, каждое утро он посылал шаху тысячу золотых статиров. Значительную часть средств Й. расходовал на строительство мон-рей и церквей в разных провинциях Ирана и Византии и поэтому был почитаем «в обоих государствах персов и ромеев». Он посетил отшельника Бабая Нисибинского в его келье и впосл. прислал ему золотой крест, инкрустированный драгоценными камнями, и др. дары для украшения мон-ря. На 1-м, удачном для Ирана этапе ирано-визант. войны Й. находился в действующей армии и занимался учетом военной добычи, следя за тем, чтобы положенная доля исправно поступала в казну. После захвата персами Иерусалима (614) он руководил отправкой Животворящего Древа Креста Господня в специально построенную в Ктесифоне царскую сокровищницу. Позже Й., получив от Хосрова II позволение, на собственные средства восстановил храмы в Иерусалиме.

http://pravenc.ru/text/1237997.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010