517 г., при префекте претория Сергии, И. Л. получил должность хартулярия скринии. Вероятно, близкие отношения связывали И. Л. и с префектом Фокой (занимал должность в янв.-окт. 532). Карьера И. Л. пострадала при префекте Иоанне Каппадокийце (апр. 531 - янв. 532, окт. 532 - май 541), который был одним из ближайших советников имп. Юстиниана I (527-565). Иоанн провел ряд реформ в аппарате ведомства, в результате чего наиболее важные дела перешли в ведение чиновников финансового департамента (scriniarii), в то время как юристы (exceptores), в т. ч. И. Л., стали играть менее значимые, вспомогательные роли. И. Л. находил возможности для занятий лит-рой, что постепенно позволило ему войти в круг приближенных имп. Юстиниана (527-565). В нач. 30-х гг. VI в. И. Л. был приглашен ко двору, чтобы произнести энкомий в честь делегации аристократов из Рима. Тогда же (ок. 532) он получил заказ на создание истории последней византийско-персид. войны и побед ромеев. Успехи этого и др. выступлений И. Л., в т. ч. его панегирики в честь Юстиниана (не сохр.), позволили ему рассчитывать на протекцию уже со стороны императора. Вероятно, ок. 543 г. Юстиниан отправил письмо префекту претория Востока Гавриилу, в котором особо отметил службу И. Л. в префектуре и при дворе, а также то, что И. Л. достоин дальнейшего продвижения и отличий. Вскоре И. Л. был назначен преподавателем (διδσκαλος) латыни к-польской высшей школы (ун-та) на Капитолии с сохранением его прежних должностей. Тем не менее добиться более существенного карьерного роста И. Л. не удалось; он был этим разочарован, что нашло отражение в произведении «О магистратах». В кон. 551 или в нач. 552 г. И. Л. вышел в отставку и получил почетный чин корникулярия (cornicularius), к-рый являлся высшим для чиновника-юриста. На склоне лет полностью посвятил себя лит. деятельности. Крупнейшее произведение И. Л.- трактат «О магистратах, или о властях государства ромеев» (Περ ρχν (или ξουσιν) τς Ρωμαων πολιτεας; De magistratibus populi Romani), начат в дек.

http://pravenc.ru/text/471355.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНАСТАСИЙ II СИНАИТ (ок. 550 - сент. 609), сщмч. (пам. греч. 20 апр.), Патриарх Антиохийский (с нач. 599). А. С., как и его предшественник Анастасий I Синаит , был монахом (возможно, даже игуменом) на Синае . В начале своего Патриаршества А. С. писал папе свт. Григорию I Великому Двоеслову , о чем известно из ответного послания папы (Ep. VII 48). А. С.- автор полемических соч. против иудеев и несохранившегося перевода на греч. язык трактата Григория I «О пастырском попечении» (De cura pastorali). Возможно, ему принадлежит также труд «Περ Προνοας» (О Промысле), подписанный именем Анастасия Антиохийского (Ркп. 375 из собр. б-ки Реймса). Приписывавшиеся А. С. «Διγησις» (Сказание) о Григории I и нек-рые др. сочинения принадлежат прп. Анастасию Синаиту . Попытка С. Саккоса отождествить Анастасия Синаита с А. С. не нашла поддержки в науке. По сообщению «Пасхальной Хроники» и Феофана Исповедника , в 609 г., в разгар византино-персид. войны, в Антиохии вспыхнули волнения среди сторонников цирковых партий (см. Димы ); по др. версии, зачинщиками восстания были евреи, толпа к-рых убивала на своем пути всех христиан. Во время бунта был убит и престарелый Патриарх, его тело протащили по главной улице города, а затем сожгли вместе с телами др. христиан. Память А. С. указывается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. P. 268-269) и ряде стишных греч. Синаксарей (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 115). При издании греч. Минеи (Венеция, 1603) было составлено краткое житие А. С. на основе сообщений визант. хроник. В наст. время память А. С. указывается в богослужебных книгах греч. Церквей и отсутствует в календаре РПЦ. В рукописных рус. и слав. календарях память А. С. встречается крайне редко. Она включена в слав. перевод Стишного Пролога (ГИМ. Хлуд. 188, 1370 г.). Память А. С. без службы зафиксирована в Григоровичевой Минее БАН 24. 4. 12, XIII в. (Пергаменные рукописи БАН СССР. Л., 1976. С. 40) и Драгановой Минее, кон. XIII в. (Срезневский. Трефологий. С. 421). Гимнография

http://pravenc.ru/text/114862.html

В. и. вышла из войны с Ираном крайне ослабленной и не смогла сдержать натиск нового противника - арабов-мусульман, вторгшихся в Сирию в 634 г. (см. ст. Арабские завоевания ). После поражения визант. армии в решающем сражении на р. Ярмук (авг. 636) Ираклий покинул Антиохию и отбыл в К-поль, сказав, по свидетельству хронистов: «Прощай, Сирия!» Изображение храма Св. Гроба Господня на ампуле из Монцы. VI в. (Дамбартон-Окс. Вашингтон. N 48.18) Изображение храма Св. Гроба Господня на ампуле из Монцы. VI в. (Дамбартон-Окс. Вашингтон. N 48.18) III. Монашество. Важнейшей чертой духовной жизни ближневост. областей В. и. было монашеское движение, получившее особенное распространение в пустынных горах у Мёртвого м. и Иордана. С этими обителями в кон. IV в. была связана значительная часть жизни и творчества блж. Иеронима Стридонского , одного из тех лат. писателей, к-рые познакомили Зап. Европу с монашеской традицией Египта и Палестины. В округе Антиохии с кон. IV в. также известны колонии отшельников. Сир. монашество выработало один из наиболее суровых видов аскезы - столпничество, виднейшим представителем к-рого был прп. Симеон Столпник (V в.), уже при жизни считавшийся духовным покровителем и заступником Антиохии. Палестинские мон-ри достигли расцвета в кон. V-VI в. (см. Савва Освященный ), но в нач. VII в. сильно пострадали от персид. нашествия и вступили в полосу упадка. Выступая центрами образования и лит. деятельности, мон-ри Св. земли дали христ. миру плеяду церковных писателей, как прп. Иоанн Мосх , Иерусалимский Патриарх св. Софроний I (VII в.) и др. IV. Культура. В ближневост. областях В. и. греч. язык был языком общения образованных слоев общества, а также науки и лит-ры; лат. долгое время употреблялся в адм. сфере. Богослужение велось на греч. и сир., сир. был языком бытового общения для большинства населения. В В. Месопотамии существовала обширная лит-ра на сир. языке. Еще до визант. времени сирийский получил широкое распространение в Передней Азии в качестве торгового и дипломатического языка. В Хауране и Заиорданье развивалась арабоязычная культура, в первую очередь бедуинская поэзия, шло становление араб. письменности.

http://pravenc.ru/text/372678.html

н. сирийско-араб. койне. Арабом также был еп. Иоанн Руф. Имя Набарнуг имеет персид. происхождение: 1-я часть имени (набар) - «племя, семья, род»; 2-я часть (нуг) происходит от староперсид. «ниака», что означает «дед». Т. о., Набарнуг можно расшифровать как «потомок племени/семьи с именем деда» ( Чхеидзе Т. Очерки иранской ономастики. Тб., 1984. С. 53 (на груз. яз.)). Согласно груз. Житию, в 424 г., во время войны между Персией и Византией, 12-летнего Мурвана и сыновей груз. вельмож (в т. ч. и буд. еп. Захарию, в течение всей жизни сопровождавшего П. И.) в качестве гарантов союзнических устремлений Картли отправили в К-поль (гл. 6). Бузмир был вассалом Персии, и шаханшах также требовал его сына в качестве заложника; Бузмир колебался, но предпочел К-поль. Не исключено, что Бузмир умер еще до того, как Набарнуг прибыл в К-поль, и заложничество, т. о., потеряло всякий смысл, т. к. трон Картли занял др. царь - Арчил, от к-рого заложников не требовали, поскольку вскоре после его воцарения был подписан персидско-визант. мирный договор, не предусматривавший переход Картли под протекторат Византии. Во дворце визант. имп. Мурван, «освоивший все науки» на родине, получил хорошее образование, освоил греч. и сир. языки. Юноша с детства отличался благочестием, держал строгие посты, носил вретище под царским платьем, делил еду с неимущими и т. д.; получил дар врачевания. Он хранил у себя мощи мучеников, пострадавших в то время в Персии, и «служил перед ними». В Житии описано много чудес, совершённых П. И., или чудесных событий, происходивших с ним. Напр., мученики являлись ему во сне и рассказывали о райском блаженстве; по его молитве лампады у мощей, в к-рые была налита вода (слуга отказался принести масло), чудесным образом зажглись и горели 7 суток; во время молитвы Мурван видел Господа и т. д. (главы 7-10, 13). Юноша просил имп. Феодосия II отпустить его в Иерусалим, однако император не отпустил Мурвана и приставил к нему стражу. В одну из ночей Мурван и его друг, царский евнух (еп.

http://pravenc.ru/text/2580396.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЙЕЗДИН [Йаздин; арабо-персид.   - божественный; сир.  ] ( после 620), иран. несторианин, состоявший на службе у сасанидского шаха Хосрова II Парвиза (590-628). Вероятно, Й.- это родовое имя влиятельной христианской семьи иран. происхождения из г. Карка-де-Бет-Селох (ныне Киркук, Ирак), представители к-рой известны по источникам с V в.: один из них был дядей мч. Петиона ( 447), а в доме другого, инспектора таможни, в кон. V в. проходил поместный несторианский Собор ( Greg. bar Hebr. Chron. eccl. Vol. 3. Col. 69-72). В несторианской араб. «Хронике Сеерта» Й. назван 2-м в списке из 5 христиан, занимавших особое положение при сасанидском дворе («щедрым и благочестивым, слава о котором распространялась среди людей так же, как и его щедрость»). Хосров наделил его полномочиями губернатора неск. провинций в Сев. Месопотамии (от обл. Бет-Гармай до визант. земель). Отдельно отмечено содействие Й. единоверцам в анафематствовании главы Ниневийской школы Хенаны Адиабенского за его богословские взгляды и врача Гавриила Шигарского, одного из приближенных Хосрова, за двоеженство и содержание наложниц. Последний, согласно «Хронике Сеерта», после отлучения стал яковитом (монофизитом) и причинил множество бед несторианской общине Ирана. Более конкретную информацию о характере и занятиях Й. сообщает анонимная сир. хроника сер. VII в. Заступничество Й. за Церковь сравнивается с деяниями императоров равноап. Константина I Великого и Феодосия I Великого, а благорасположение Хосрова к Й.- с любовью фараона к прав. Иосифу. Подобное отношение монарха объяснялось тем, что Й. успешно справлялся с порученной ему должностью главного налогового инспектора и казначея страны. Кроме того, каждое утро он посылал шаху тысячу золотых статиров. Значительную часть средств Й. расходовал на строительство мон-рей и церквей в разных провинциях Ирана и Византии и поэтому был почитаем «в обоих государствах персов и ромеев». Он посетил отшельника Бабая Нисибинского в его келье и впосл. прислал ему золотой крест, инкрустированный драгоценными камнями, и др. дары для украшения мон-ря. На 1-м, удачном для Ирана этапе ирано-визант. войны Й. находился в действующей армии и занимался учетом военной добычи, следя за тем, чтобы положенная доля исправно поступала в казну. После захвата персами Иерусалима (614) он руководил отправкой Животворящего Древа Креста Господня в специально построенную в Ктесифоне царскую сокровищницу. Позже Й., получив от Хосрова II позволение, на собственные средства восстановил храмы в Иерусалиме.

http://pravenc.ru/text/1237997.html

Церковь Богородицы была построена в 450-453 гг. имп. Пульхерией, расширялась при имп. Льве I (457-474); при имп. Юстине (518-527) кесарь Юстиниан изменил ее интерьер, построив полукруглые колоннады ( Procop. De aedificiis. 1. 3; Theoph. Chron. P. 244; Cedrenus G. Comp. hist. T. 1. P. 684). Церковь неоднократно ремонтировалась, сгорела вместе с дворцом в 1069 г., но вскоре была восстановлена. Тем не менее на протяжении всей истории храм в основном сохранял первоначальный вид. Судя по его наиболее полному описанию в «Дневнике путешествия в Самарканд» Р. де Клавихо (1403), он представлял собой 3-нефную базилику, скорее всего без купола, богато украшенную мрамором изнутри и снаружи. До эпохи иконоборчества в церкви были фрески или мозаики, но в VIII в., при имп. Константине V, изображения Христа, Пресв. Богородицы и сцен их земной жизни были заменены росписями с растительными и архитектурными мотивами, и первоначальная сюжетная программа более не восстанавливалась. Храм был соединен с дворцом переходным портиком. В комплекс ц. Богородицы входили храм-реликварий Агия-Сорос (Св. рака) и бассейн для омовения (γιον λοσμα; священная купель), вероятно находившийся внутри перистильного двора. Кроме того, в V в. были построены термы (перестраивались в нач. XI в. при имп. Василии II). К кон. VI в. значение этого храма во В. соответствовало количеству клира: здесь служили 74 чел. (в т. ч. 12 пресвитеров и 18 диаконов) (Jus graeco-romanum/Ed. I. et P. Zepos. Athen, 1931. T. 1. P. 29-30); он стал средоточием правосл. богослужения, и прежде всего еженедельных пятничных литаний (см. разд. наст. ст. «Влахернская церковь Богородицы в богослужении Константинополя»). После событий 626 г. храм стал одним из центров почитания Пресв. Богородицы как покровительницы столицы и всей империи. В 630 г., после завершения византийско-персид. войны, во Влахернской церкви была оставлена на хранение частица Животворящего Древа Креста Господня, к-рый был возвращен имп. Ираклием из Персии в Иерусалим (вероятно, в X в.

http://pravenc.ru/text/155035.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ЕПИФАНИЙСКИЙ Иоанн Епифанийский [греч. Ιωννης κ Επιφνειας] (кон. VI - нач. VII в.), визант. историк. По происхождению из г. Епифания (ныне Хама) в Сирии, был родственником церковного историка Евагрия Схоластика ( Evagr. Schol. Hist. eccl. V 24), ритором (схоластиком), вероятно, занимал чиновничьи посты при патриаршем престоле Антиохии. В 590 г. И. Е., как советник Антиохийского патриарха Григория I (570-593), участвовал во встрече с персид. шахом Хосровом II, который во время начавшейся в Персии междоусобной войны бежал из Ктесифона и просил поддержки у византийцев для возвращения на престол. И. Е. написал историю византийско-персид. войны 571-591 гг., продолжение труда Агафия Миринейского. Работа была завершена И. Е., по-видимому, позже 593 г., поскольку Евагрий Схоластик, писавший «Церковную историю» в это время, упоминал, что труд И. Е. был ему еще недоступен. От сочинения И. Е. сохранился фрагмент в кодексе Vat. gr. 1056, к-рый посвящен предыстории и событиям первых лет войны (до 573); содержит вступление и начало повествования. Вероятно, рассказ историка Феофилакта Симокатты (нач. VII в.) о бегстве Хосрова II в Византию и о его возвращении на престол с помощью войск имп. Маврикия в 590-591 гг. основан на тексте истории И. Е. ( Theophyl. Sim. Hist. IV-V). Изд.: FHG. 1851. Vol. 4. P. 272-276; Historici Graeci Minores/Ed. L. Dindorf. Lipsiae, 1870. Vol. 1. P. 375-382. Лит.: Krumbacher. Geschichte. S. 244-245; Hunger. Literatur. Bd. 1. S. 312-313; ODB. Vol. 2. P. 1064-1065. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/471177.html

В 354, 359, ок. 368 и в 404-406 гг. Л. пострадала от набегов исавров, в 452 г. и в кон. VI в. в Л. из-за засухи население страдало от голода, в 542 г. свирепствовала эпидемия бубонной чумы. Для защиты Памфилии, Писидии и Л. от исавров имп. Лев I (457-474) назначил военного комита, а имп. Юстиниан I в 553 г.- дукса (единого военного командующего для Фригии, Лидии, Писидии и Л.). Тем не менее до нач. VII в. Л. и ее Церковь развивались преимущественно в мирных условиях. Положение осложнилось в эпоху «темных веков» (VII-VIII вв.). В 626 г. через Л. на К-поль прошли персид. войска. После первых араб. вторжений (в 644 и 655), во 2-й пол. VII в. (до 669), большая часть территории Л. была включена в визант. фему (военный округ) Анатолик, меньшая (вместе с Галатией) - в фему Опсикий. Поскольку центр фемы Анатолик находился в Амории, Л. снова потеряла самостоятельность. С этого времени на более чем 200 лет Л. стала одной из приграничных областей Византии и постоянно находилась под угрозой вражеских нападений. В VIII в. араб. вторжения в Л. регулярно повторяются: в 712 г. захват Мисфии, в 723 осада Икония, в 732, 740, 770 г. взятие Лаодикии, в 793 и 805 г. взятие Фивасы. Сохранившееся по-славянски неизданное описание чуда вмц. Параскевы, возможно, связано с осадой Икония в 723 г. В нем рассказано, как захвативший город араб. полководец хотел увезти раку святой, но отдал ее в обмен на золото (его количество равнялось весу раки). История известна в 3 редакциях: 1-я - ГИМ. Увар. 166-40, XV в., Л. 268-272; РНБ. Тит. 1506 (1512), XVII в., Л. 169 об.- 174; 2-я - РНБ. ОЛДП. Q 50, XV-XVI вв., Л. 30 об.- 33 об.; 3-я - РНБ. Тит. 1769 (2166), XVIII в., Л. 146-157. Л. оказалась также вовлечена в восстание Фомы Славянина (820-823), и даже после разгрома мятежника его приверженец Хирей удерживал крепость Кавалу и разорял ее окрестности. Неизвестно, коснулись ли Л. войны визант. имп. Феофила с арабами в 837-838 гг. Араб. нападения продолжились с 878 г. (неудачные вторжение в Юж. Л. и осада Мисфии). В 888 г. эмир Тарса Язаман дошел до крепости Эль-Масканин на оз. Акгёль, а в 894 г. тарсский эмир по поручению егип. Тулунидов разорил окрестности Вараты.

http://pravenc.ru/text/2110495.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРСАВА [Варсавия, Баршабия, Бархадбашабба и др.; греч. Βαρσαββς ] (IV в.), персид. мч. (пам. греч. 11 дек.). Пострадал при шахе Шапуре II . Был архимандритом мон-ря в г. Истахр, пров. Фарс. Во время войны Шапура с Византией в Персии начались гонения на христиан. Ок. 342 г. на В. и 10 его учеников донесли главному зороастрийскому жрецу Истахра, он приказал отвести их за город и казнить. По дороге к ним присоединился обратившийся в христианство зороастрийский жрец. Все они были обезглавлены, а их головы вывешены в храме иран. богини Анахиты. Греч. рукописи упоминают о 7 учениках В., пострадавших с ним, а некоторые сир. рукописи - об 11. Акты мученичества В. сохранились на сир. языке (BHO, N 146). Упомянут как в зап. (Римском Мартирологе), так и в визант. календарях (Синаксарь ГИМ. Син. греч. 354, 1295 г. ( Владимир (Филантропов). Описание. С. 529)). В «Агиологионе» Софрония (Евстратиадиса) видимо, ошибочно назван Варсала (Βαρσαλς). Ист.: Assemani S. E. Acta martyrum orientalium et occidentalium. R., 1748. Vol. 1. P. 93-95; ActaSS. T. 8. P. 838; Peeters P. Le martyrologe de Rabban Sliba//AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 180. Лит.: Levenq G. Barsabia//DHGE. T. 6. Col. 942; Labourt. Christianisme dans l " empire perse. P. 29-30, 62, 72; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 652; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 72. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/154317.html

Заговорщикам удалось захватить власть, но Василиск обманул Верину и сам стал императором (9 янв. 475). Зинон бежал, последовало избиение исавров в К-поле. Однако Василиск оказался неумелым правителем, успел восстановить против себя все слои населения и вызвать восстание, к-рое приняло характер борьбы за правосл. веру, поскольку Василиск поддержал монофизитов. В авг. 476 г. Зинон с войском беспрепятственно вернулся в столицу. Помимо внутренних волнений множество хлопот доставляли правительству имп. Зинона остгот. вожди - два Теодориха, остававшиеся постоянной угрозой для империи. Смерть Теодориха, сына Триария, неск. облегчила положение. Но в 486 г. отношения между Византией и готами вновь резко ухудшились. Теодорих, сын Теодемира, осадил К-поль и опустошил его окрестности. Исавры и городское население готовы были сжечь столицу, если ее невозможно будет отстоять. Однако Теодорих отступил и согласился на перемирие. Имп. Зинон предложил ему двинуться с готами в Италию и стать ее правителем вместо Одоакра. Осенью 486 г. основные силы готов покинули Балканы, избавив Зинона от постоянной угрозы на Балканском п-ове. На персид. границе в правление имп. Зинона ситуация складывалась удачно для Византии. Иран во 2-й пол. V в. переживал тяжелый период; неоднократно вспыхивали восстания в Персид. Армении. После ожесточенной междоусобной борьбы за шахский престол, охватившей Иран в 457-459 гг., на него напали гунны-кидариты, а затем гунны-эфталиты. Считая кочевников общими врагами, В. и. оказывала Ирану финансовую помощь. Когда во время одного из неудачных походов против эфталитов шаханшах Пероз (459-484) попал к ним в плен, Зинон выкупил персид. правителя. Внутреннее положение Ирана осложнялось движением маздакитов, к-рое в кон. 80-х гг. приняло особенно широкий размах, а также борьбой за шахский престол между братом и сыновьями Пероза. Иран на время выпал из числа реальных противников Византии. Имп. Анастасий I. Солид Имп. Анастасий I. Солид Имп. Зинон умер 9 апр. 491 г. Высшие сановники согласились на выбор имп.

http://pravenc.ru/text/372674.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010