В 573 г. Хосров разбил византийцев у стен Нисибина, а затем взял крепость Дару. Появившиеся к северу от Дуная авары вместе со славянами угрожали придунайским провинциям империи. В 577 г., когда авары официально находились в мире с империей, славяне огромной массой переправились через Дунай, наводнили Фракию, разграбили и разорили Македонию и Фессалию. Лангобарды, к-рых Юстиниан поселил в Норике, в 568 г. вторглись в Италию и за неск. лет покорили большую часть Сев. Италии и Тоскану. Под властью Византии остались лишь Равенна с прилегающей к ней областью, Рим, Юж. Италия и Сицилия. Лангобардское вторжение привело к постепенному отдалению Италии от Византии. Не выдержав тяжести выпавшей на его долю задачи, Юстин II сошел с ума. Имп. Тиверий I Константин. Солид Имп. Тиверий I Константин. Солид При Тиверии В. и. придерживалась оборонительной тактики в Италии, откупаясь выплатой увеличенной дани от нападений авар, и главные усилия сосредоточила против Ирана. Война за Армению шла с переменным успехом, и византийцы смогли нанести персам неск. поражений. Утрата империей территорий на Западе (в 572 вестготы захватили Кордову, а 50 лет спустя к ним окончательно отошла вся Юж. Испания) заставила К-поль сосредоточиться на вост. политике. В 591 г. имп. Маврикию (выходцу из знатной каппадокийской семьи) удалось добиться успеха в 20-летней войне с Ираном. В благодарность за помощь в борьбе за шахский престол Хосров II Парвиз передал имп. Маврикию Иверию и значительную территорию Персид. Армении (до оз. Ван). Несмотря на высокую дань, к-рую Византия платила аварам, они продолжали совершать разорительные набеги на Балканский п-ов и вместе со славянами проникали далеко на юг (584 и 586 - нападения аваров и славян на Фессалонику, 80-е гг. VI в.- расселение славян на Балканах). Перелом наступил в 591 г., когда имп. Маврикий после заключения мира с Ираном смог направить на защиту европ. провинций более крупные силы. Борьба шла с переменным успехом, но перевес оказался на стороне Византии, к-рой к нач. VII в. удалось восстановить дунайскую границу. Занятый войнами с персами, аварами и славянами, имп. Маврикий не мог выделить многочисленные войска для защиты Италии. Он пытался разбить лангобардов при помощи франков, к-рым были выплачены крупные суммы. Совместное нападение византийцев и франков, хотя и не принесшее решающего успеха, способствовало тому, что дальнейшие завоевания лангобардов были приостановлены. Из визант. владений в Италии имп. Маврикий образовал адм. единицу нового типа - экзархат с центром в Равенне (впервые упом. в 584), глава к-рого являлся военным правителем с широкими полномочиями, в т. ч. в сфере гражданского управления. Позднее в Африке был образован Карфагенский экзархат (первое упоминание - 591). Экзархаты явились прообразом будущих фем.

http://pravenc.ru/text/372674.html

В период правления М. Византия вынуждена была вести затяжные военные действия против персов на вост. границе (до 591) и против авар и славян на Балканах. Война с персами шла с переменным успехом. С осени 583 г. визант. армию возглавил комит Востока Филиппик, зять М. Как ранее действовал и сам М., Филиппик предпринимал нападения на персид. владения и защищал свои пограничные крепости. Летом 585 г. он одержал крупную победу на равнине Солахон (южнее Дары, ныне Огуз, Юго-Вост. Турция), но в 587 г. был отправлен в отставку по болезни. Война стала одной из главных причин нараставшего финансового кризиса. Весной 588 г., видимо, в качестве крайней меры М. был вынужден издать указ о сокращении на 1/4 денежного содержания солдат действующей армии, что вызвало бунт в приграничных районах Сирии и Месопотамии. Командующий доместик схол Приск не сумел склонить солдат к примирению и вскоре бежал. В кон. апр. 588 г. армия самостоятельно избрала командующим Германа, прежде бывшего стратигом Финикии Ливанской, и против его воли провозгласила его императором. Спустя 2 месяца в армию приехал Филиппик, вновь назначенный М. командующим, но армия отказалась ему подчиняться. Герман продолжал успешно командовать и вскоре одержал победу при Мартирополе (ныне Сильван, Юго-Вост. Турция). В кон. 588 г. Герман был вызван в К-поль, где М. провел судебное разбирательство его действий, проигнорировав обстоятельства мятежа; Герман и неск. его помощников-командиров были полностью оправданы и получили подарки от М. На Пасху в апр. 589 г. состоялось примирение армии с офиц. командующим Филиппиком, к-рый вновь прибыл в военные лагеря на границе. Филиппика сопровождал патриарх Григорий I Антиохийский, к-рый устроил пасхальное угощение для командиров ( Evagr. Schol. Hist. eccl. VI 7, 10-13; Theophyl. Sym. Hist. III 1-5). Но в 589 г. византийцы потеряли крепость Мартирополь из-за предательства части гарнизона, а попытки взять ее осадой результата не дали. В июле 589 г. византийцы во главе с Коменциолом одержали победу в тяжелой битве у крепости Сисавранон (к востоку от совр. Эль-Камышлы, Вост. Сирия).

http://pravenc.ru/text/2561152.html

Жители хотели оказать им сопротивление, однако армия заявила, что подчиняется приказу патриарха и не будет вступать в конфликт с арабами. Возмущенное население собиралось побить патриарха камнями, однако К. не побоялся выйти к народу и успокоить его. В нояб. 641 г. в К-поле после очередного переворота Ираклона и Мартина лишились власти, императором был провозглашен сын Константина III Констант II, так что реакции на действия К. из визант. столицы не последовало. Патриарх вел частные переговоры с Амром и добился возможности находящимся в Александрии беженцам беспрепятственно вернуться на родину. Мн. визант. чиновники перешли на службу к арабам. К. скончался 21 марта 642 г., вскоре после этих событий, его преемником стал диак. Петр. В сент. 642 г. византийцы согласно договору покинули Александрию и в нее вступили арабы, к-рые вернули в город копт. патриарха Вениамина. Вопрос отождествления К. с легендарным правителем Египта аль-Мукаукисом (араб.   или  ) в араб. историографической традиции, который долгое время был предметом научной полемики, должен быть решен положительно, хотя в мифологизированном образе аль-Мукаукиса есть черты и иных исторических фигур эпохи (от персид. шаха Хосрова II до копт. патриарха Вениамина). Первые сообщения об аль-Мукаукисе относятся к 627 г., когда К. еще не мог быть в Александрии. Первым тождество К. и аль-Мукаукиса, опираясь на публикацию фрагментов копт. Жития Самуила Каламунского, подготовленную Э. Амелино (1885), обосновал издатель эфиоп. версии этого памятника Ф. М. Эштевиш Перейра (1894). Вслед за Амелино он связал происхождение прозвища аль-Мукаукис с названием мелкой медной монеты καχον или καχιον (от зафиксированного в словаре Ш. Дюканжа καυκον). Косвенным подтверждением такой этимологии служило упоминание в Житии финансовых обязанностей носителя этого прозвища. А. Дж. Батлер отверг гипотезу Амелино как необоснованную и предложил другое объяснение: копт. прозвище восходит либо к Καυκσιος (кавказец), либо к Κολχικς (колхидец), либо к καχιος (развратный), что соответствовало бы негативному образу К.

http://pravenc.ru/text/1840123.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕСРОП МАШТОЦ Месроп Маштоц. Иллюстрация из кн.: Чамчян М. Грамматика армянского языка. Венеция, 1779 Месроп Маштоц. Иллюстрация из кн.: Чамчян М. Грамматика армянского языка. Венеция, 1779 [Арм. ] (361 или 362, с. Хацик близ оз. Ван, арм. обл. Тарон, ныне Вост. Турция - 17.02.440, Вагаршапат, Армения), св. Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) (пам. арм. 17 февр.), архим., богослов, создатель арм. алфавита, основатель школы арм. лит-ры и лит. языка, проповедник, переводчик Свящ. Писания, общественный деятель, автор церковных песнопений. До VII в. упоминается под именем Месроп; в VII-X вв. одновременно используется и Месроп и Маштоц; с Х в.- в основном Месроп. В ХХ в. в научной традиции стали применять совместно оба имени. О М. М. сохранился значительный объем биографических данных, к-рые содержатся в основном в книгах его учеников Корюна («Житие Маштоца»; 40-е гг. V в.; написано по заказу католикоса Иосифа I (Овсепа)) и Мовсеса Хоренаци («История Армении»; кон. V в.), а также в книге Лазара Парпеци «История Армении» (кон. V в.) и в др. источниках. Жизнь Отец М. М. Вардан был свободным крестьянином. Корюн пишет, что М. М. учился у католикоса Нерсеса I Великого , хотя совр. ученые оспаривают это и считают, что он учился в грекоязычной школе в обл. Тарон. Кроме армянского М. М. владел греческим, сирийским и персидским языками; изучил и др. языки, в т. ч. грузинский и агванский. Согласно Мовсесу Хоренаци, ок. 385 г. М. М. переехал в столицу Вагаршапат, поступил на воинскую службу и был назначен писцом и секретарем в царской канцелярии. В этот период происходили драматические события в политической жизни Армении, к-рые в 387 г. привели к разделу Армянского царства на сферы влияния между Восточной Римской империей (Византией) и Персидской державой Сасанидов. Вероятно, эти события были одной из причин принятия монашества М. М. ( Мовсес Хоренаци. История Армении. III 47). Ок. 395-396 гг. он оставил царский двор и начал проповедническую деятельность в Армении, в отдельных районах страны, где еще оставались язычники. Корюн пишет, что одним из первых мест его проповеди стала обл. Гохтн (близ совр. Нахичевана). Начав проповедовать, М. М. вскоре осознал трудность этой работы в отсутствие книг Свящ. Писания на арм. языке. Ему приходилось одновременно читать Библию по-гречески или по-сирийски и переводить текст слушателям; не все священники и проповедники в Армении владели греческим или сирийским языком. Кроме того, после раздела 387 г. в персид. части Армении, большей по размеру, были закрыты греч. школы. По словам Мовсеса Хоренаци, «видя, что Армянскому царству наступает конец, [М. М.] воспринял бедствие как испытание своему терпению» (Там же).

http://pravenc.ru/text/2563034.html

Кабардинцы (самоназвание - адыгэ) являются потомками синдомеотских племен (впосл. адыго-черкесские племена), сформировавшихся на Черноморском побережье Сев.-Зап. Кавказа в I тыс. до Р. Х. Скифы, сарматы и аланы оказали сильное влияние на предков кабардинцев: синдов, меотов, зихов, керкетов, обитавших на Азово-Черноморском побережье и известных под собирательным названием «адыги» (с XIII в.- черкесы). Нашествие гуннов в IV в. по Р. Х. заставило адыгов переселиться ближе к горам Кавказа и вызвало упадок хозяйственной и культурной жизни всех адыгских племен. В течение всего развитого средневековья адыги находились под сильным влиянием Византии, заинтересованной в проходивших по этим землям торговым путям. С XIII в. заметно и европ. воздействие на местную культуру благодаря располагавшимся в Сев. Причерноморье итал. торговым факториям. В связи с опустошением при монголо-татарах предкавказских земель, ранее населенных аланами, началось массовое перемещение адыгов на восток. Территории К.-Б. они достигли к XV в., уже после нашествия Тамерлана ( Ртвеладзе Э. В. К вопросу о времени массового переселения кабардинцев в центр. районы Сев. Кавказа//III Крупновские чт. Грозный, 1973. С. 20-21). Этноним и название региона, по фольклорной версии, произошли от имени Кабарды Тамбиева, предводителя одной из групп адыгов, возглавивших переселение в Центр. Предкавказье. Кабарда, являвшаяся частью Черкесии, изначально охватывала территорию от Пятигорска до междуречья Сунжи и Фортанги и была самым крупным на Сев. Кавказе феодальным объединением. К XVII в. на территории Кабарды существовал ряд феодальных уделов, получивших в рус. источниках названия Б. Кабарда и М. Кабарда. В средние века население Кабарды не имело своей письменности, в качестве офиц. языка, по-видимому, использовался греческий (в основном элитой общества), к-рый был утрачен в связи с исламизацией Сев. Кавказа (см. ниже). Греч. надписи встречаются на территории совр. К.-Б. до XVII в. включительно. Занимая выгодное положение в регионе, большую часть своей истории Кабарда являлась зоной персид., крымского и рус.

http://pravenc.ru/text/1319736.html

Ариадны, пожелавшей видеть своим мужем и соправителем Анастасия I , бывш. силенциария (придворный чин). Вступив на престол, он ликвидировал привилегии и изгнал исавров из К-поля, прекратил выплаты субсидий из казны. После ухода Теодориха в Италию гот. опасность исчезла и изменилось положение исавров как противостоящей им силы. Исавры не смирились, ответив восстанием, к-рое продолжалось неск. лет. После подавления восстания в 497 г. часть исавров была выселена во Фракию. Имп. Анастасий проявил себя опытным администратором. В основе его политики лежало стремление к умиротворению страны. Ему удалось восстановить потери казны. Он изменил систему взимания поземельной подати - главной доходной статьи гос-ва, что значительно увеличило доходы казны, отменил взимавшийся раз в 4 года налог на ремесло и торговлю (т. н. хрисаргир). В правление Анастасия была проведена денежная реформа и введена новая бронзовая монета (большой фолл и его номинации). Император не строил пышных дворцов и зданий, существенно урезал траты на зрелища. Все эти мероприятия позволили ему создать новые контингенты войск и даже увеличить гос. казну. Имп. Анастасий был сторонником вост. ориентации и опирался на вост. области империи, понимая, что эти богатые провинции с развитым ремеслом и торговлей являлись экономической основой империи. Гос. интересы императора совпали с его личными пристрастиями: он стал поддерживать монофизитов, обладавших большой силой на Востоке, вопреки воле папы Римского, что серьезно осложнило отношения В. и. с Римом (см. ст. Акакианская схизма ). Внешняя политика Анастасия была оборонительной. На Востоке начались конфликты с Ираном, постепенно окрепшим после потрясений V в. Анастасий отказался выплачивать персам денежную субсидию, к-рую они требовали под предлогом необходимости охраны Каспийских ворот (Дербентского прохода) от варварских набегов. В 502 г. персид. армия двинулась в наступление. Главные военные действия разыгрались в районе сир. г. Амида, к-рый персы захватили, но не смогли удержать.

http://pravenc.ru/text/372674.html

В 506 г. война завершилась договором, к-рый сохранил территориальный status quo (The Chronicle of Joshua Stylites. P. 74-76; Procop. Bella. I 9.24; Ioan. Malal. Chron. P. 399). Новое обострение отношений с Византией началось в 519 г., когда К. потребовал от визант. имп. Юстина I возобновить выплаты средств на содержание кавказских проходов. Вновь получив отказ, К. организовал военное и дипломатическое давление на Византию, хотя открыто войну некоторое время не начинал. Неск. лет обе стороны ограничивались взаимными набегами небольших отрядов на приграничные районы и втайне друг от друга вели интенсивные переговоры с вождями гуннов-сабиров, стремясь привлечь их на свою сторону. Ок. 521 г., во время встречи с вождем Зилгвином в Закавказье, К. узнал о параллельных переговорах гуннов с византийцами и приказал убить вождя ( John of Nikiu. The Chronicle/Ed. R. H. Charles. Oxf., 1916. P. 138; Theoph. Chron. P. 167). Византийцам также не удалось привлечь гуннов на свою сторону ( Procop. Bella. I 12.6-9). В 522 г. К. направил посольство в К-поль и просил имп. Юстина усыновить его 3-го сына Хосрова Ануширвана (шаханшах Хосров I в 531-579), к-рый уже был его офиц. наследником. Хосров в сопровождении Сиявуша и др. высших чинов Ирана находился на границе в Сев. Месопотамии и в случае согласия византийцев был готов отправиться в К-поль. Однако имп. Юстин отказался ( Procop. Bella. I 11; Zach. Rhet. Hist. eccl. VIII 5; Ioan. Malal. Chron. P. 413-414; Evagr. Schol. Hist. eccl. IV 13; Chron. Pasch. P. 614-615; Theoph. Chron. P. 167-169). Срыв этого соглашения, вероятно, был воспринят К. как тяжкое оскорбление, и с 523 г. он открыл боевые действия. Союзные персам арабы напали на визант. Сирию, разграбили окрестности Антиохии и Апамеи и увели большое число пленных; персид. войско захватило царство Иверия (Вост. Грузия), к-рое недавно заключило союз с К-полем, и вынудило царя Гургена бежать к византийцам. Видимо, вновь захватив богатую добычу, К. прекратил активные действия, лишь отражая ответные нападения византийцев.

http://pravenc.ru/text/1319744.html

Халиф Абу Бакр скончался в Медине 22 авг. 634 г. Своим преемником он назначил Омара (Умара) ибн аль-Хаттаба (634-644) по прозвищу аль-Фарук (Различающий добро и зло). Сначала Омара называли «халиф халифа (т. е. заместитель заместителя) посланника Аллаха», но вскоре это наименование заменили другим - «повелитель верующих» (амир алмуминин). Его главной обязанностью было следить за соблюдением предписаний Корана и Сунны пророка Мухаммада. За 10 лет правления халифа Омара ислам. гос-во присоединило визант. Палестину, Сирию и Египет, а также сасанидский Иран. Окончательное поражение византийцы потерпели в 636 г. в битве на р. Ярмук, в которой мусульм. отрядами командовали Абу Убайда, Амр ибн аль-Ас и Халид ибн аль-Валид. В том же году в сражении при Кадисии араб. полководец Саад ибн Аби Ваккас разбил персид. армию и взял столицу Сасанидов Ктесифон. Добыча, за вычетом 5-й части (хумс), была разделена между воинами. Когда Халид ибн аль-Валид 1-й раз вступил в Дамаск, он не убивал жителей, не грабил их имущество и не разрушал храмы, а их дома освободил от постоя. Аль-Валид обещал жителям покровительство (зимма; см. в ст. Зиммии ), если они будут исправно выплачивать подушную подать (джизью). Когда же мусульманам пришлось оставить город, они вернули жителям деньги, ибо не могли обеспечить их безопасность. Образцом договоров такого рода обычно называют документ, подписанный с христианами Иерусалима халифом Омаром. Суть договора (в поздней передаче) сводилась к тому, что иноверцы должны соблюдать 6 обязательных условий: не хулить Коран, не возводить клевету на посланника Аллаха, не поносить И., не прелюбодействовать, не жениться на мусульманках, не склонять мусульман к обращению в свою веру и не оказывать никакой помощи врагам И. Нарушение любого из этих пунктов ставило иноверца вне закона. Помимо 6 обязательных, выдвигались и дополнительные условия, иноверцам рекомендовалось: носить отличительные знаки, строить дома ниже мусульманских, во время религ. церемоний не бить в била, не читать громко свои молитвы при мусульманах, воздерживаться от публичного распития опьяняющих напитков, не держать на виду кресты, прятать свиней, хоронить своих покойников без излишней помпезности, не ездить на чистокровных лошадях и верблюдах (Там же. С. 47).

http://pravenc.ru/text/674977.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЙЕЗДИГЕРД I [персид.   - «сотворенный богом»; сир.  ], шаханшах Ирана (399-420) из династии Сасанидов, сын Шапура III (383-388) и брат Вахрама (Варахрана) IV (388-399). Христианские (греческие и сирийские) и мусульманские (арабские и персидские, при описании доислам. событий цитирующие сасанидскую историографию) писатели характеризуют Й. с прямо противоположных позиций: зороастрийское жречество и аристократия называли его «грешником», «преступником» и «лгуном» ( Tabari. 1881/1882. P. 847 и др.), в деяниях Соборов Церкви Востока ( Chabot. Synod. orient. P. 17-18, 37 [texte], 253-254, 276-277 [trad.]) и в большинстве трудов визант. церковных историков ( Socr. Schol. Hist. eccl. VII 8; Procop. Bella. I 2. 8; Theoph. Chron. P. 82) он восхваляется как добродетельный царь, едва не принявший христианство. Офиц. титул Й., известный по его монетам,- ra  mšahr («сохраняющий мир в (своих) владениях») аналогичен прозвищу легендарного персидского правителя Виштаспы, покровителя Заратуштры (см. Зороастр ). Вероятнее всего, этот титул указывал не на миролюбие, а на стремление укреплять традиционную маздеистскую веру. Йездигерд I пронзает оленя. Серебряное блюдо. Нач. V в. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Йездигерд I пронзает оленя. Серебряное блюдо. Нач. V в. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Й. начал правление с изменения положения религ. меньшинств в Иране. Понимая, что мир с Вост. Римской (Византийской) империей невозможен без сохранения спокойствия на персидских землях, Й. отказался рассматривать многочисленных христиан и иудеев в Иране как иностранцев и врагов гос-ва и даже взял в жены дочь рош-галута - главы иудейской диаспоры в Вавилонии, чем вызвал резкое недовольство зороастрийского жречества. Было прекращено преследование иноверных, освобождены христиане, заключенные в тюрьму за исповедание веры, разрешено восстанавливать разрушенные храмы и строить новые. Наиболее непримиримые представители зороастрийского жречества и аристократии, выступавшие против политики Й., были казнены. Й. имел основания опасаться влиятельных придворных: 3 его ближайших предшественника на троне (Ардашир II, Шапур III и Вахрам IV) умерли насильственной смертью в результате дворцовых заговоров.

http://pravenc.ru/text/1237993.html

К началу эпохи араб. завоеваний в составе Антиохийского Патриархата насчитывалось ок. 150 кафедр, в т. ч. 12 митрополий. Опубликованный Г. Гельцером список епархий XI в. (BZ. 1892. Bd. 1. S. 247-251) в целом повторяет эти цифры: с возведением Эмесы в ранг митрополии их стало 13 (при этом место Дары занял Феодосиополь), а количество титулярных митрополий увеличилось до 9 (к Киру, Лаодикии и Бериту добавились кафедры в отвоеванных Византией провинциях: Помпейополь, Адана , Мопсуестия, Самосата, Мартирополь и Гелиополь). Но, учитывая многовековое противоборство Византии с мусульм. миром, приведшее к разорению этих территорий, фактическое количество епископов в то время должно было быть намного меньше 100. В XIV-XV вв., когда вновь появляются относительно полные сведения о епархиях АПЦ, число их уже не превышало 15-20. Исчезли многие древние митрополии: Иераполь (Манбидж), Аназарв, Селевкия Исаврийская, Сергиополь, Дара, Самосата, Эдесса (Урфа, упразднена после 1365). Сохранившиеся митрополии - Тир, Бостра, Амида (Диярбакыр), Апамея, Берит (Бейрут), Эмеса (Хомс), Лаодикия - утратили почти все подчинявшиеся им когда-то епископии. Оставшиеся епископские кафедры перешли в прямое подчинение Патриарху: Вероя (Халеб), Триполи , Аркадия (Аккар), Епифания (Хама), Селевкия Пиерия, Гелиополь (Баальбек), Авила, Карры, Ябруда и др. Из состава АПЦ в неск. этапов (в VIII и XI вв.) выделилась В. Иверия (Вост. Грузия), связи с к-рой в сложившихся политических условиях стали крайне затруднительными. Глава Восточно-Грузинской Церкви получил титул Католикоса и право самостоятельно поставлять архиереев. Тем не менее особо тесные отношения с Грузией сохранялись с перерывами до XVIII в. Один из архиереев АПЦ носил титул экзарха Иверии, название к-рой до сих пор входит в полный титул Антиохийских Патриархов. В ср. века в Антиохийском Патриархате существовало еще 2 Католикоса - предстоятели Церквей Ромагиры и Иринуполя (Багдада). Об истории этих кафедр известно очень мало. Слово «Ромагира» (греч. Ρωμογρις, персид. Rumagird) исследователи считают названием христ. квартала в одном из крупных городов Ср. Востока (возможно, Нишапуре). Время появления там правосл. Католикоса, юрисдикция к-рого простиралась, видимо, на земли бывш. державы Сасанидов, неизвестно; первое упоминание о нем относится к Х в., последнее - к XIV в., когда он был присоединен к титулу экзарха Иверии. Титул Иринупольского Католикоса был дарован Патриархом Илией I ок. 910 г. Иоанну, главе мелькитской общины Дар-ар-Рума (христ. квартал в Багдаде). Ок. 960 г. Патриарх Христофор определил широкую область юрисдикции Католикоса Иринуполя (греч. калька офиц. араб. названия Багдада Мадинат-ас-Салам - Город мира), оставив Ромагирскому лишь территории Хорасана и Мавераннахра. Иринупольский Католикосат еще существовал в сер. XI в.

http://pravenc.ru/text/115764.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010