Говорят: нет упоминания о посте и обряде, нет упоминания даже о вере. Но помимо того, что и дела любви исходят только от веры, – разве соблазнить брата, отравить его душу сомнениями, предать его мукам колебаний и укоров совести, лишить его простоты и цельности веры и покоя души, оторвать его от обряда, от поста, от Церкви, от её руководства, от утешения веры, и всё это под видом свободы и знания, разве это всё – дело любви? О, вы, знающие и свободолюбивые, «дерзкие и своевольные» ( 2Пет. 2:10 ; Иуд. 1:8 ), вы, что своеволие почитаете за свободу, а распутство ума, всё отрицающего, принимаете за знание! От уст ваших ( Лк. 19:22 ) судят и будут судить вас слово Божие и Судия мира. Вы говорите, что имеете знание. Пусть так. Но вот что говорит нам слово Христово: «Раб тот, который знал волю господина своего и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много» ( Лк. 12:47 ). Пусть же знание и свобода будут ближним нашим в созидание, а не в соблазн, нам же во спасение, а не в погибель, в оправдание на страшном суде Божием, а не в осуждение! Аминь. Муж гнева 118 Некогда пророк в ужасе от разрушения и опустошения родной земли молил Господа: «Излей гнев и ярость Твою на народы, которые не знают Тебя, и на племена, которые не призывают имени Твоего: ибо они съели Иакова, пожрали его и истребили его, и жилище его опустошили... Шатёр мой опустошён, и все верёвки мои порваны; дети мои ушли от меня, и нет их, некому уже раскинуть шатра моего, и развесить ковров моих. Ибо пастыри сделались бессмысленными, и всё стадо их рассеяно» ( Иер. 10:25, 20 ). Вчитываешься, вдумываешься в эти слова, прозвучавшие две с половиной тысячи лет назад, применяешь каждое слово к пережитому в наши дни, – и какое видишь совпадение, какую живость изображения современности! И восстают в воображении те мужи гнева, что в лихолетье русской жизни не стерпели, видя, как съедали, пожирали и истребляли враги родную русскую землю, как колебался шатёр нашей государственности, как и дети, и пастыри, – вожди и управляемые обезумели и оставили родину на страдания и грядущую гибель.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Господь же говорил именно о Своей жертвенной грехоносной неприкаянности, ибо «Он взял на себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничтожен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас» ( Ис. 53:4–6 ), – так далее пророчествует Исайя. И тех, кто, не понимая этого, просто хотел царствовать с великим чудотворцем и целителем, Господь предупреждал, что Ему на самом деле негде приклонить главу. А в ком Он видел готовность поддержать плечом Его жертвенный крест; в ком Он видел готовность считать себя мертвым «для греха, живым же для Бога»; в ком Он видел стремление представить «себя Богу, как оживших из мертвых… в орудия праведности», – тому Он помогал сразу и решительно выбрать. И когда такой человек говорил: «Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего», – то Иисус отвечал: «Иди за Мною, и предоставь мертвых погребать своих мертвецов». О вере сотника Неделя 4-я Мф. 8:5–13 Великий и неприступный Бог вочеловечился, пришел на землю во Христе Иисусе и стал близким и доступным. Он входил в дома, ел с людьми, прикасался к ним, и они прикасались к Нему, к Его одежде и через это общение с видимым Человеком, получали благодатную помощь от Самого невидимого Бога. И отойдя на небо, Господь оставил нам возможность простого общения с Ним. Он обещал, что всегда будет невидимо присутствовать среди тех, кто соберется во имя Его. И вот, мы можем написать записочку о здравии или об упокоении наших близких во Христе, чтоб она была прочитана священнослужителем перед Святым Престолом; мы получаем просфору, елей, воду, которые Господь освятил и наделил благодатной силой; мы в домах держим Его святые изображения, и знаем, что Он всегда принимает всякое наше поклонение перед ними. И всегда, когда мы принимаем какую-либо святыню или благословение от священника, когда мы участвуем в каком-либо церковном обряде, мы должны помнить именно о Боге, невидимо стоящем здесь и Своей невидимой рукой подающем видимое благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Грех есть скверна души, он делает ее отвратительной в глазах пречистого и пресвятого Бога, неспособной к общению с Ним. Это то, чего мы должны из всех сил беречься и все более сознавать, что наше положение совершенно безнадежно, пока Бог не придет вселиться в нас. «А есть неумытыми руками – не оскверняет человека». Сколько бы человек ни умывал в иудейском обряде руки, он не станет лучше пред Богом, пока не умоет свое сердце слезами покаяния и кровью Христовой. Пятница Мф, 63 зач., 15, 29–31 Тогда пришел Иисус к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там. И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их; так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими; и прославлял Бога Израилева. Перед этим Христос был в земле Тира и Сидона. Но о пребывании Его там ничего не сказано в Евангелии, кроме описания изгнания беса из дочери хананеянки. Как если бы Христос совершил долгий путь только ради нее одной. Пусть служители Христовы не жалеют никаких трудов, даже если их паства весьма малочисленна. Тот, Кто знает, что душа одного человека дороже всего мира, готов сколько угодно идти, чтобы спасти одну душу от смерти и власти диавола. А теперь Господь окружен множеством народа. Дав упасть крупицам от небесной трапезы, Он возвращается к Галилейскому морю, чтобы устроить настоящий пир для детей Своих. Мы говорим о Нагорной проповеди Спасителя, а теперь можно было бы говорить о Нагорном исцелении. Слово подкрепляется делом во всем служении Господа. Евангелие повествует «о всем, что Иисус делал и чему учил от начала» ( Деян.1:1 ). Дело показывает слово, а слово есть толкование дела. Дело утверждает подлинность слова, и слово раскрывает значение дела. Но дела милосердия не нуждаются во многих словах. Сравнение с Нагорной проповедью выражено словами: «взойдя на гору, Он сел там». Это символ великого Божественного служения. Господь восседает на горе с тем, чтобы все могли видеть Его и иметь свободный доступ к Нему. Ибо Он – Спаситель мира, открытый для всех. Он восседает там, как бы в ожидании сошествия силы свыше, которая будет дана всем приходящим к Нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Душа, оказываясь вне восприятия чувственных вещей, с помощью входа святых тайн «возводится к делающемуся явным, нематериальному, простому, неизменному, богоподобному, свободному от всякого образа и вида знанию вещей духовных». Через это знание человеческая душа, собрав свои силы, «приближается к Слову и соединяет умным лобзанием совершеннейшее и таинственнейшее новое учение и ведение о домостроительстве Божием нашего спасения». В этом обряде показывается преходящность чувственного и обнаружение умопостигаемого, «новое учение божественного о нас таинства, тождество единомыслия, единодушия и любви, в котором все будут находиться между собой и с Богом» . Говоря об общем смысле обряда Великого входа, преподобный Максим замечает, что этот вход «есть начало и прелюдия к новому обучению, которое совершится на небесах, о домостроительстве Божием касательно нас и откровением тайны спасения нашего, сущей в святилищах божественной сокровенности» . В качестве свидетельства и подтверждения этого святой приводит слова Господа Иисуса Христа: «Отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26: 29). Великий вход у преподобного Максима имеет возвышенное духовно-­символическое значение, которое заключается в возведении души к Богу и созерцании умопостигаемых истин. Вход святых даров расположен после евангельского чтения, которое в общем плане прообразует «скончание мира сего» и Страшный суд. Поэтому вход символизирует то, что совершится после суда в Царстве Божием, – некое «новое обучение», познание истинного Бога, в котором будут совершенствоваться все, удостоившиеся Небесного Царства Его, как сказано у апостола Павла: «Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13: 12). 2.3. Святитель Герман Константинопольский Святой Герман родился между 630 и 650 годами, скорее всего, в середине 640-х годов. Он был византийцем из знатной семьи, его отец приходился родственником императору Ираклию и занимал во время его правления высокий пост.

http://pravoslavie.ru/32083.html

е. к укладу, основанному на аристокра­тическом принципе, или же к эпохе единообразия всех условий внешней и внутренней жизни челове­ка? Сможет ли чувство качества, пронизывающее сегодня все социальные слои (несмотря на силь­ную тенденцию к унификации всех материальных и духовных условий жизни среди людей), ото­брать таких людей, наделенных чувством спра­ведливости, энергичных и смелых, которым будет доверено право и на сильную власть. Мы сможем спокойно, с сознанием исторической справедливо­сти, отречься от наших привилегий. Пусть про­изойдут такие события, создадутся такие обстоя­тельства, которые не будут укладываться в рамки наших желаний и прав. Тогда наша жизненная си­ла проявится не в ожесточенной и бесплодной гор­дыне, а в сознательном приятии божественного Суда и в искреннем и самоотверженном участии во всем, в том числе и в страданиях наших согра­ждан. «Народ же, который подклонит выю свою под ярмо царя Вавилонского и станет служить ему, Я оставлю на земле своей, говорит Господь, и он будет возделывать ее и жить на ней» (Иер 27, 11). «Заботьтесь о благосостоянии города, в кото­рый я переселил вас, и молитесь за него Господу» (Иер 29, 7). «Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев» (Ис 26, 20). «Ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благо­воление Его; вечером водворяется плач, а на утро радость» (Пс 29, 6). Сегодня в крещении ты станешь христиани­ном. Над тобой произнесут все великие древние слова христианского возвещения; на тебе будет исполнено повеление Иисуса Христа крестить на­роды, а ты ничего из этого не поймешь. Но мы са­ми снова отброшены к начаткам понимания. Что означает искупление и спасение, второе рождение и Святой Дух, любовь к врагам, крест и воскресе­ние, жизнь во Христе и следование Христу — все это настолько тяжело, настолько далеко от нас, что мы едва осмеливаемся говорить об этом. В дошедших до нас словах и обряде мы угады­ваем нечто абсолютно новое, все преображающее, но постичь его и выразить не в силах.

http://predanie.ru/book/220780-soprotivl...

Есть и несколько других мест, где слово «сатана» употребряется в схожем с книгой Иова значении, причем Синодальный перевод в одном месте даже переводит его словом диавол, по греческой традиции (διβολος): «И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему» ( Зах.3:1 ), «Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его» ( Пс.108:6 ). В Ветхом Завете содержится немало мест, где слово ‏‎ (сатан) означает военного противника или просто противника: на греческий оно обычно в таких случаях переводится другим словом πβουλος, т. е. «злоумышленник». Например: «Ныне же Господь Бог мой даровал мне покой отовсюду: нет противника, и нет более препон» ( 3Цар.5:4 ). Порой же, наоборот, речь идет о сатане, но называется он в Ветхом Завете другим словом, как в третьей главе книги Бытия змей (по-еврейски , нахаш), соблазнивший Еву и через нее Адама, нигде не назван словом ‏‎ (сатан), но подразумевается там именно сатана. При этом некоторые святые отцы (например, свт. Иоанн Златоуст ) считали, нет однозначных оснований утверждать, что змей, искусивший Еву, был действительно змеем (в этом случае подразумевается, сатана действовал через змея). В каких случаях читается молитва отречения от сатаны? Отречение от сатаны входит в последование чина оглашения – части богослужения Таинства Крещения. После молитв запрещения злых духов священник обращает крещаемого к западу – символу тьмы и темных сил. В следующем за этим обряде крещаемый должен отречься от сатаны – отвергнуться от прежних греховных привычек, отказаться от гордыни и греховного самоутверждения, и, как говорит апостол Павел, отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях ( Еф.4:22 ). Крещаемый должен стоять с поднятыми вверх руками, символизирующими его подчинение Христу. Священник будет задавать ему вопросы, а он должен будет сознательно на них отвечать. Священник спрашивает: «Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех аггел (демонов) его, и всего служения его, и всея гордыни его?» Оглашенный или его восприемник (крестный) отвечает: «Отрицаюся». Вопросы и ответы на них повторяются трижды. И далее священник спрашивает: «Отреклся ли еси сатаны?» Оглашенный или восприемник (крестный) отвечает: «Отрекохся». Священник говорит: «И дуни, и плюни на него». После этого крещаемый встает под защиту Христа, взяв, по слову апостола Павла, щит веры… чтобы возмочь угасить все раскаленные стрелы лукавого ( Еф.6:16 ). Почему мы пишем «сатана» с маленькой, строчной буквы?

http://azbyka.ru/satana

Жених – мужчина, сговоривший себе невесту, или сговорённый с невестою; «суженый, зарученный, иногда и обрученный» 125 . В. Даль говорит о невесте: «...девица, вдова или разводка, сговоренная замуж; обычно разумеют девицу» 126 . Русское народное творчество называет невесту княгиней «первобрачной» 127 , а жениха – «первобрачным» князем 128 . Невестить девицу, значит сватать её; невеститься – молодиться, красоваться. «Всякая невеста для своего жениха родится... Кому невеста годится, для того она и родится» 129 . Эту народную мудрость можно выразить богословским языком. Господь, создавший первую супружескую пару в раю, в дальнейшем устанавливает, можно сказать, «закон, что и во все последующие века вселенной для одного мужчины таинственно творится Промыслителем жизни – Богом одна женщина» 130 . В.И. Даль, составитель Словаря, отмечает: «В деревнях, где нет особых свах, сват и сватья крестные родители жениха, или дядя и тетка, они и сватают» 131 молодых. «Велика роль сватов в свадебном обряде. Сватами посылали самых уважаемых людей: «Холостова сватать не посылают» 132 . Сват, сватья – «родители молодых и их родственники друг друга взаимно зовут сватами». Есть такая поговорка: «Кто на Казанской женится, счастлив будет. 22 октб.» 133 . Главная добродетель благоверных супругов – сохранение благой верности и преданности друг другу до гроба. Господь говорит о браке: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф.19:5–6 ). Единство мужа и жены подобно единению Христа и Церкви, как об этом говорится в Апостольском чтении в Таинстве венчания ( Еф.5:20–33 ). В преддверии свадьбы «родители особенно много молятся и вместе с детьми и отдельно о счастливом браке, о благословении Божием» 134 . В Библии говорится, как Рагуил, отпуская свою дочь, вышедшую замуж за Товию, сказал ей: «Почитай твоего свекра и свекровь; теперь они – родители твои; желаю слышать добрый слух о тебе» ( Тов.10:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Здесь же из числа простых рыбаков Иисус избрал и первых Своих учеников. Но свидетелем начала Его служения, всё же, был Иордан, в водах которого Иисус принял Крещение от Пророка Иоанна. Пророк крестил водою тех, кто раскаивался в грехах и свидетельствовал о своем желании изменить свою жизнь. Тем же, кто видел в Иоанне обещанного древними пророками Мессию, он говорил: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Матф.3:11) Иоанново крещение еще не имело той благодатной силы, которое получило Таинство христианского Крещения. Эту силу Таинству Крещения сообщил Христос, погрузившийся в воды Иордана, и сообщивший им благодатную силу – омывать верующих во Христа от всякой скверны плоти и духа, от всякого греха. Крещение Духом — это благодатное возрождение человека к новой жизни с Богом, которое совершается только с теми, кто стремится преобразовать свою жизнь на началах Евангелия. Что же такое крещение огнем? По мнению некоторых толкователей Священного Писания, крещение огнем — это действие Божественного правосудия, карающего грешников за нераскаянность и противление Богу. Недаром Христос говорил об огне, который Он принес на эту Землю, дабы очистить ее от скверны греха. Со дня Крещения Господня, Иордан для каждого христианина является священной рекой. Как и земля, по которой Он ходил, проповедуя Евангелие Царствия и совершая многочисленные чудеса. Но особенной святостью воды Иордана наполняются в праздник Крещения, когда вся водная стихия освящается схождением на нее Святого Духа. В этот день на Иордане, как и повсюду, где есть Православная Церковь, совершается Великое освящение воды. Присутствующие при этом обряде паломники становятся свидетелями необыкновенного чуда – возвращения вод Иордана. В какой-то момент вода в реке начинает завихряться, бурлить, наподобие кипятка, и, наконец, течение реки поворачивает вспять. Некоторые паломники бросаются в эту бурлящую мутную воду, чтобы через нее получить особое освящение или исцеление от болезней.

http://pravmir.ru/kreshhenie-ognem/

И коль скоро Авраам, уйдя из дома отца своего и от родства своего, был первым, кто отъединил себя от неверных, то по этой причине он был первым, который получил обрезание. Эта причина была сформулирована апостолом следующим образом: «Знак обрезания он получил как печать праведности через веру, которую он имел в необрезании». В самом деле, «Аврааму вера вменилась в праведность» постольку поскольку он «сверх надежды поверил с надеждою», то есть сверх естественной надежды он поверил в надежду по благодати, и потому «он стал отцом многих народов» несмотря на то, что был стар, и его жена была стара и бесплодна ( Рим. 4 ). Для того же, чтобы это было очевидным, и чтобы вера Авраама через подражание ему была утверждена в сердцах евреев, они получили на своей плоти такой знак, который бы они не смогли забыть, по каковой причине [в Писании] сказано: «И будет завет Мой на теле вашем заветом вечным» ( Быт. 17, 13 ). Это исполнялось на восьмой день [от рождения], поскольку до той поры ребенок ещё слишком нежен и мог бы серьезно пострадать (хотя при этом ещё не успел уплотниться), по каковой причине и животные не предлагались [в жертву] до исполнения им восьми дней. Но это и не откладывалось на после, чтобы иные не стали отказываться от знака обрезания из-за [боязни] боли, а ещё – чтобы родители, чья любовь к своим детям изо дня в день возрастает, не стали бы уклоняться от присутствия на обряде, а по мере взросления детей не стали бы уберегать их от обрезания. Второй причиной, возможно, было желание ослабить вожделение в этом органе. Также не исключено, что был и третий мотив, а именно желание оскорбить поклонников Венеры и Приапа, которые почитали рассматриваемую часть тела. Что же касается запрета Господня, то он простирался только на нанесение себе увечий в честь идолов, чем обсуждаемый нами обряд обрезания не был. Метафорическая причина обрезания состояла в том, что оно предвозвещало устранение тлена, которое должно было быть сообщено нам Христом и которое будет совершенным образом исполнено в восьмом возрасте, каковым является возраст воскресших из мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

« И очень приступали к человеку сему, к Лоту, и подошли, чтобы выломать дверь » ( Быт. 19:9 ). Теперь Содом уже не кажется ему таким приятным местом, когда он перед такой дилеммой стоит: как поступить? « Тогда мужи те (то есть Ангелы, – О. С.) простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь [дома] заперли » ( Быт. 19:10 ). Итак, ангелы каким-то чудесным образом отворяют дверь изнутри, которую Лот «запер за собою» ( Быт. 19:6 ). Они вводят его к себе: как бы этот мир дома Лота освящен приходом ангелов. Когда освящается жилище, то в православном обряде поются песнопения с такими словами: «… дому Твоим, Христе, входом спасение бысть, так и ныне входом священнослужителей Твоих, а с ними – святых Твоих ангелов мир Твой подай дому сему и милостиво благослови…» 168 . «И ввели Лота к себе» ( Быт. 19:10 ) – грамматически правильнее надо бы сказать: «Ввели Лота в его дом». Но они ввели его к себе, то есть ангелы уже как бы превратили этот дом своим пришествием в некую духовную крепость, которая потеряла статус дома Лота. « А людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою, от малого до большого, так что они измучились, искав входа » ( Быт. 19:11 ). Они поражают их слепотою. Наказание Божие всегда является наказанием тем, чем человек грешит. То есть Бог всегда наказывает нас нашими грехами. Почему именно слепота? Потому что эти люди, которые жили роскошно, богато, не хотели видеть других людей, находящихся ниже их по своему социальному положению, они не хотели замечать проблем других городов – вот есть наша конфедерация, и все! С другой стороны, они похотливы, а похоть проявляется через глаза, и они бросили вожделенный взгляд на красоту пришедших к Лоту Небожителей. Здесь может быть несколько причин. Но всегда мы должны обращать внимание на наказание: оно всегда связано с преступлением. Вот что делали египтяне, помните? Они брали еврейских детей и бросали их в воду. Так? И Господь потопил египтян в воде! То есть Господь, всегда посылает наказание, скажем так, которое является следствием того, что человек уже совершил. Мы всегда получаем наказание в самом грехе, который мы совершаем. Уже в совершенном нами грехе, содержится и формат наказания, которое мы получим за него. Об этом никогда не надо забывать! А когда человек получает вечное наказание – это он остается один на один со своим грехом, один на один в вечности ада. И как я рассказывал вам уже, в аду человеку кажется, что он там находится совершенно один. Как Макарий Великий писал, что человеку кажется, что он там один, что вообще никого нет. Они как-то повернуты спинами друг ко другу. И огонь адский – это не источник света, а источник тьмы, они не видят друг друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010