В толкованиях на литургию арм. еп. Хозроя Великого (X в.) подробно разъясняется смысл молитвы А. ad а. и сопровождавшей ее ектении, а перенесение Даров диаконами даже не упоминается ( Chosroae magni explicatio precum missae. P. 11-17). В Апостольских постановлениях (VIII 12. 4), одном из древнейших описаний чинопоследования литургии (Сирия, IV в.), говорится, что прежде чтения анафоры предстоятельствующий епископ совершает умовение рук, сопровождаемое молитвой. В комментариях на чинопоследование сир. литургии V в. Феодор Мопсуестийский (15-я гомилия. 31-33 - Les homélies catéchétiques de Théodore de Mopsueste. P. 511-513) и Нарсаи (17-я гомилия - The liturgical homelies of Narsai. Р. 511-513) комментируют А. ad а., происходящее после принесения Даров; согласно Нарсаи, А. ad а. состояло из коленопреклонений перед престолом, лобзания его, личной молитвы предстоятеля и испрашивания им у диаконов молитв о себе. В визант. обряде А. ad а. первоначально было самостоятельной частью литургии, не зависевшей от принесения Даров. До VIII-X вв. при церквах К-поля существовали скевофилакии , где, в частности, приготовлялись хлеб и вино для литургии. Великий вход заключался в том, что диаконы приносили Дары из скевофилакии в храм, в это время епископы и священники совершали А. ad а. До VI в. А. ad а. состояло из чтения молитвы А. ad а., каждения престола, умовения рук (со словами «            » - Пс 25. 6). Сравнивая текст молитвы «τς προσκομιδς» (   - Служебник. Т. 1. С. 132-133) литургии свт. Иоанна Златоуста с текстами аналогичных молитв литургий ап. Марка, ап. Иакова, сир. литургий, Р. Тафт доказывает, что ее выражение «προσγαγε τ γ σου θυσιαστηρ» (греч.- приведи к святому Твоему жертвеннику) нужно понимать как «προσγαγε μς τ γ σου θυσιαστηρ» (приведи нас к святому Твоему жертвеннику - престолу). Т. о., молитва приношения литургии свт. Иоанна Златоуста (но не литургии свт. Василия Великого ) является молитвой А. ad а. ( Taft. The Great Entrance. P. 257-275). В VII-X вв.

http://pravenc.ru/text/63974.html

входит в состав церемонии имп. трапезы ( Pseudo-Kodinos. Traité des offices/Ed. J. Verpeaux. P., 1966. P. 217-218). Свт. Симеон Солунский даже обязал священников подчиненных ему храмов возносить Богородичный хлеб ежедневно на 9-й песни канона утрени (PG. 155. Col. 661-669). Тем самым к кон. визант. эпохи возношение П. окончательно утратило связь с обрядом благословения укрухов в конце обеденной трапезы и стало самоценным священнодействием. О том же свидетельствует состав печатных греч. Евхологиев эпохи туркократии, где возношение П. входит в состав «Чина благословения в путешествие» (Εχολγιον τ Μγα. Σ. 587-590; ср.: Goar. Euchologion. P. 680-683; это же священнодействие упом. в благодарственном слове Иоанна Евгеника (1-я пол. XV в.), произнесенном по поводу избавления от смерти во время морского плавания - см.: Λμπρος Σπ. Παλαιολγεια κα Πελοποννησιακ. Αθναι, 1912. Τ. 1. Σ. 271-314, здесь Σ. 285). В совр. греч. практике П. фактически отождествлена с антидором : сразу после возгласа литургии «Изрядно о Пресвятей...» священник берет в руки блюдо с нарезанными кусками хлеба и поднимает его над Св. Дарами со словами из чина о П.; в конце литургии этот хлеб раздается в качестве антидора. Об этом обряде писал уже свт. Симеон Солунский, к-рый, однако, еще понимал такой хлеб как П., а не как антидор: «Часто он возносится по чьему-либо прошению и при самом священнодействии литургии... когда, по чину Божественного тайноводства, воспоминается о Ней, а именно когда мы произносим: «Изрядно о Пресвятей...»» (PG. 155. Col. 664). Тем не менее свт. Симеон Солунский не отрицал, что возношение П. «по преимуществу» относится к братской трапезе монахов (Ibid. Col. 661). Согласно свт. Симеону, при пении «Отче наш» перед обедом из хлеба «изымается за всех треугольная частица, изображающая всеми своими сторонами Троицу и единство Её: числами углов и сторон - Троицу, а единым схождением кверху - единство» (Ibid. Col. 664), после чего эта частица вкладывается в «некий священный сосуд» (т.

http://pravenc.ru/text/2578786.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Древней Церкви до разделения ЕВСЕВИЙ († после 451), еп. Дорилейский, визант. церковный деятель, противник ересей Нестория и Евтихия (крайнее монофизитство) ЕВСЕВИЙ [Евсевий Памфил] (258-265 - † 339/40), еп. Кесарии Палестинской, церковный историк и писатель, богослов, апологет, толкователь Свящ. Писания ЕВСТАФИЙ МОНАХ автор небольшого послания «О двух природах во Христе», адресованного некоему Тимофею (сер. или 2- пол. VI в.) ЕВСТОРГИЙ I (IV в.), еп. г. Медиолан (ныне Милан, Италия), свт. (пам. зап. 18 сент.; в амвросианском обряде 19 сент.) ЕВТРОПИЙ († до 610), еп. г. Валенция (ныне Валенсия, Испания), писатель, участник Толедского III Собора (589), свт. (пам. зап. 8 июня) ЕВХАРИСТИЯ. ЧАСТЬ II главное таинство христ. Церкви, состоящее в преложении приготовленных Даров в Тело и Кровь Христовы и причащении верующих ЕГИПЕТСКИЕ ИСПОВЕДНИКИ (пам. зап. 21 мая), епископы и пресвитеры из Египта и Ливии, претерпевшие гонения от ариан в правление имп. Констанция II после 356 г.

http://pravenc.ru/rubrics/121270_14.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВАНГЕЛИЕ-АПРАКОС предыдущая статья следующая статья печать библиотека 16 , С. 683 опубликовано: 30 ноября 2012г. ЕВАНГЕЛИЕ-АПРАКОС - см. ст. Апракос . Рубрики: Богослужебные книги Ключевые слова: Богослужебные книги Евангелие-апракос - см. Апракос См.также: АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице АПОСТОЛ в визант. обряде богослужебная книга, содержащая тексты Деяний и Посланий апостольских АПРАКОС славянское название одного из 2-х типов служебного Апостола или Евангелия БИТОЛЬСКАЯ ТРИОДЬ болгарская рукопись XIII в. Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/180901.html

Соломон в молитве своей 696 , при освящении храма молит Господа, чтобы Он с высоты небес услышал и «иноплеменника, который не от народа Твоего», и исполнил его моление, когда он придет в храм Бога вечного. Пророки пророчествуют именем Божиим о великих событиях, имеющих совершиться среди язычников; цари иноплеменных народов являются орудиями повелений Божиих, а один из них называется прямо помазанником Божиим 697 . Посему мы и говорим, что книга Иова, Псалмы, книги Соломоновы со времен Давида и Соломона имеют значение мировое, ибо в них говорится не об обряде, а о нравственном совершенствовании, и если упоминается об обряде и жертве, но только для того, чтобы указать превосходство нравственного закона и чистоты сердца, и смирения, и милосердия, и любви – над обрядовым исполнением закона. Поэтому мы в этих древнейших пророческих книгах уже видим, как милосердие Отца небесного подготовляло слияние всех племен земли в едином поклонении Единому Богу «в духе и истине, ибо таковых поклонников Отец ищет Себе», сказал – воплощенный Сын Божий, Господь наш милостивый Иисус Христос ( Uoah. IV, 23 ). На этом объединяющем все народы пути откровенные книги ветхого завета захватывают все народы, ибо среди всех народов были люди с высоким нравственным развитием, как Кир и первые Ахамениды 698 и как позже те волхвы, которым Господь повелел прийти поклониться Господу нашему Иисусу Христу с дальнего востока. Они, очевидно, признавали одного Бога, Творца вселенной, они пришли поклониться Ему, не подчиняясь обряду закона Моисеева, но они могли тем не менее «возвеселиться с народом Божиим». Это и была сущность проповеди, овладевшей миром, ибо наступило время, назначенное Всевышним, когда принесена была священнейшая жертва Агнца искупления и разорвалась завеса (Луки XXIII, 46), ибо: «Господь Христос Иисус, мир наш, соделал из обоих одно и разрушил стоявшую посреди преграду» ( Eфec. II, 11 –14 ). И с тех пор «нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех» ( Римл. Х, 12 ); «ибо Писание говорит: всякий верующий в Него не будет постыжден», и «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» 699 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Таинство восходит к апостолам, которые, получив власть от Спасителя, «изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк. 6:13 ). Впоследствии апостолы передали обычай совершать елеопомазание священникам: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). В древности Таинство называлось различными наименованиями: елеем, святым елеем, елеопомазанием, молитвомаслием (греч. ευχε λαιον). В просторечии Таинство называют Соборованием, поскольку оно совершается собором священников. В таинстве употребляется елей – жидкое масло, обычно оливковое 32 . Совершение того или иного Таинства приобретает свою внешнюю форму именно через обряды. Так, например, Таинство Брака совершается в обряде венчания, а Таинство Крещения – в обряде крещения. К числу обрядов относятся, в частности, монашеский постриг, отпевание усопших, панихиды, освящения воды, продуктов и различных предметов, молебны и молебные пения и др. Устройство храма В современном православном словоупотреблении храмом, или церковью 33 , называется здание, предназначенное для совершения богослужений, таинств и обрядов. Несмотря на все многообразие форм и архитектурных стилей, используемых при строительстве храмов, внутреннее устройство православного храма всегда следует определенному канону, сложившемуся в Византии приблизительно к началу второго тысячелетия и не претерпевшему существенных изменений. Традиционный православный храм разделен на три части: алтарь, среднюю часть (собственно храм) и притвор-нартекс. В древних храмах притвор был местом, где во время богослужения молились оглашенные и кающиеся – те, кто не причащались за Евхаристией. По уставу, в притворе положено совершать некоторые части богослужения, в частности, литию за всенощным бдением. Панихиды (краткие заупокойные богослужения) тоже должны совершаться в притворе, хотя на практике их чаще всего совершают в одном из боковых приделов храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

10. Иоафам , сын Озии (756 – 741). Писание говорит о царе Иоафаме, что он делал дела угодные Богу, но не ходил в Храм. Такой вариант благочестия Священное Писание тоже отмечает, говоря, что перед лицом врагов «так силен был Иоафам потому, что устроял пути свои пред лицем Господа Бога своего» (2 Пар. 27:6). Возможно, в Храм он не ходил под впечатлением наказания, которому подвергся его отец. При этом он «построил верхние ворота дома Господня» (4 Цар. 15:35). Власть его распространилась на аммонитян. Высоты попрежнему не были отменены. После него царем стал его сын Ахаз. 11. Ахаз , сын Иоафама(736 – 716 или 742 – 725). Известен он, в первую очередь, в связи с тем, что именно Ахазу пророк Исаия изрек пророчество о рождении Христа от Девы. Известен также Ахаз тем, что он был одним из величайших нечестивцев в истории Иудейского царства. «И он не делал угодного в очах Господних, как делал Давид, отец его: он шел путями царей Израильских, и даже сделал литые статуи Ваалов; и он совершал курения на долине сынов Еннома, и проводил сыновей своих через огонь, подражая мерзостям народов, которых изгнал Господь пред лицем сынов Израилевых; и приносил жертвы и курения на высотах и на холмах и под всяким ветвистым деревом» (2 Пар. 28:1–4). «Даже сына своего провел через огонь, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых» (4 Цар. 6:14). Нечто подобное говорится потом и о царе Манассии. Возможно, речь идет просто о языческом обряде посвящения или очищения, который практиковался у многих народов. Но, не менее вероятно, и этому есть в Писании косвенные подтверждения, что здесь речь идет уже о настоящем служении Молоху, которое сопровождалось человеческими жертвоприношениями: «и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне» (Иер. 7:31). Из-за того, что Ахаз вступил в союз с ассирийцами, он оказался в осаде со стороны израильских и сирийских войск , которые пытались силой принудить его вступить с ними в коалицию. В связи с этим событием к нему и пришел пророк Исаия, предлагая любое знамение, которое бы показало ему, что Господь Сам хранит этот город. Ахаз предусмотрительно от этого знамения отказался, а отказался он вовсе не потому, что он стеснялся утрудить Бога, но потому, что это знамение связало бы его совесть и заставило его прийти в чувство и отказаться от идолослужения, которое он устроил в Иерусалиме. И когда он отказывается, Исаия ему и возвещает об Еммануиле (Ис. 7:12). Ахаз продолжал стоять на своем. «И приносил он жертвы богам Дамасским, думая, что они поражали его, и говорил: боги царей Сирийских помогают им; принесу я жертву им, и они помогут мне» (2 Пар. 28:23). Взяв все ценности из Храма и дворца, он отправил их ассирийскому царю Тиглатпалассару III с просьбой о помощи. Тот разгромил сирийцев и разграбил Израиль. Иудея же лишилась своей независимости.

http://sedmitza.ru/lib/text/431186/

1.4. Молитвы Церкви за усопших    Мздовоздаяние после частного суда не является окончательным, это лишь ожидание блаженства или мучения. Изменение участи тех, кто умер в покаянии, но во время земной жизни не принес достойных его плодов, возможно. Православная Церковь с древнейших времен верует, что Божественная литургия, молитва, милостыня, различные подвиги, например посты, которые приносятся за усопших, исхищают от уз ада их души и помогают им в достижении блаженного воскресения. В возможности изменения загробного состояния нас убеждает то, что грешники принадлежат вместе с нами одному и тому же Телу Христову. И хотя сами они не могут освободиться из ада, освобождение их возможно по молитвам Церкви, т. к. Господь сказал: И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю... (Ин.14:13); И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите (Мф.21:22). Христос имеет ключи ада и смерти (Откр.1:18).    Поминовение усопших имело место уже в ветхозаветные времена: в Втор.26и Исх.16говорится об обряде преломления хлеба на гробах в память об умершем. В Вар.3:4-5 приводится молитва о прощении грехов усопших: Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою... Не вспоминай неправд отцов наших.    Иуда Маккавей так молился о воинах, которые присвоили себе вещи, посвященные иамнийским идолам, и по причине этого погибли: ...да будет совершенно изглажен содеянный грех... (2 Мак.12:42). По распоряжению Иуды было собрано 200 тысяч драхм серебра, которые были отправлены в Иерусалим, чтобы принести за этих воинов жертву, — да разрешатся от греха (2 Мак.12:45).    В Новом Завете прямых указаний на молитвы за усопших нет. Правда, по мнению многих толкователей, как древних, так и современных, таким указанием является молитва ап. Павла об Онисифоре: Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день... (2 Тим.1:18). Здесь прямо не сказано, что Онисифор, о котором молится ап. Павел, умер, но сам контекст, в котором содержится это молитвенное обращение ап. Павла, скорее говорит в пользу того, что Онисифора к тому времени уже не было в живых.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

25 Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии. Апостол предлагает лучше вникнуть в совершенный закон, закон свободы: т.е. Евангелие. Вникнет (παρακψας) – букв.: вникающий, вглядывающийся, склонившийся над книгой, чтобы ее внимательно изучить. Здесь речь идет о человеке, который более серьезно подошел к изучению предмета – Евангельского закона. Закон совершенный (νμος τλειον) – так называлась уже Закон Моисеев, Тора 105 . Видимо поэтому (чтобы показать, что Евангелие выше Торы 106 ) апостол называет Евангельский закон еще и з а к о н о м с в о б о ды (λευθερας). Итак, христианский закон – это совершенный закон свободы. Что это значит? Христос пришел не отменить Тору, но дополнить ее, исполнить, сделать ее совершенной 107 , что поможет нам вырастать в меру подлинных сынов Божиих по благодати 108 . Если человек старается соблюдать закон Христов, он исполнит конечную цель 109 своего существования на Земле, и одновременно обретет подлинную свободу: свободу от греха. Б л а ж ен б у д е т в с во е м де й с твии (μακριος ν τ ποισει ατο σται) 110 – здесь имеется в виду такое же пребывание в законе Господнем, как, напр., в Пс.1:2 111 или делание Шемы 112 . В христианстве это делание впоследствии оформилось в так называемое «умное делание» 113 . В стихах 26–27, возможно, апостол Иаков хочет привести конкретный пример такого делания, согласно совершенному закону свободы (Евангелию). 1:26 26 Ε τις δοκε θρησκς εναι, μ χαλιναγωγν γλσσαν ατο λλ πατν καρδαν ατο, τοτου μταιος θρησκεα. 26 Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие . Благочестив (θρσκος) – букв.: набожный, религиозный 114 – речь идет о внешнем проявлении религиозности, о религиозном обряде. Апостол хочет сказать, что христианин, подобно фарисею из притчи Спасителя 115 , может ограничиваться в своем служении Богу только исполнением внешнего обряда, а так же страстью к учительству, проповеди и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

6. Ветхий Завет знает эту восьмерицу, которую по-латыни мы называем октавой; как говорит Екклесиаст: Давай часть тем семи и даже тем восьми ( Екк. 11. 2 ). Седмерица принадлежит Ветхому Завету, восьмерица – Новому, когда Христос воскрес и всем воссиял день нового спасения, тот день, о котором говорит пророк: Возрадуемся и возвеселимся в этот день, который сотворил Господь ( Пс. 117. 24 ). В этот день в сердца человеческие излился свет полного и совершенного обрезания. 889 Поэтому и Ветхий Завет «дал часть» восьмерице в обряде обрезания. 890 Но оно еще таилось в тени. Явилось Солнце правды ( Мал. 4. 2 ) и исполнением собственного страдания воссияло лучами Своего света, которые простерло на всех и открыло блистание жизни вечной. 7. Следовательно, это те семь и восемь, о которых говорит Осия, что с этим числом он нашел и обрел для себя полноту веры. Ибо сказано так: И я пошел и приобрел ее себе за пятнадцать сребреников и за хомер ячменя и полхомера вина ( Ос. 3. 2 ). 891 А выше Господь велел ему привести блудницу. 892 Итак, ясно, что он ее привел и указал цену ее приобретения. Пятнадцать же сребреников состоят из семи и восьми, и таким образом обозначают седмерицу и восьмерицу. Итак, ценою двух Заветов, то есть ценою полной веры пророк получил исполнение веры, Церковь – полноту; ибо в первом Завете был взыскан избранный народ израильский, во втором – остальные народы и племена. Ценою полной веры приводится блудница, ищущая себе супруга либо из язычников, либо из прелюбодейного народа иудейского, который Господа своего и Создателя девственной веры оставил, распространив по всему миру собрания свои. 893 8. А то, что он сказал: за хомер и полхомера ячменя ( Ос. 3. 2 ), – в хомере полная мера, в половине хомера – половинная, полнота в Евангелии, незавершенность в законе, как читаем то, что говорит Господь: Не нарушить пришел Я закон, но исполнить ( Мф. 5. 17 ). И в другом месте читаем, как Господь говорит через пророка Михея, что тогда мир будет на земле Израильской, когда Ассур придет в землю его и поднимутся против него семь пастырей и восемь укусов человеческих ( Мих. 5. 5 ). Ибо тогда будет полным мир у верного народа, свободного от всяческих искушений и сует, когда мир и благодать изгонят из сердец наших суету мира сего: мир – Ветхого Завета, благодать – Нового.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010