Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕНРИХ I ПТИЦЕЛОВ (ок. 876 - 2.07.936, Мемлебен, Саксония), герц. Саксонии (с нояб. 912), герм. кор. (с мая 919) из саксон. рода Людольфингов, основатель Саксонской династии. 3-й сын саксон. герц. Оттона Светлого. От 1-го брака имел сына Тангмара, от 2-го - буд. герм. кор. и имп. Оттона I , герц. Баварии Генриха, архиеп. Кёльнского и герц. Лотарингии Бруно , дочерей Гербергу и Хадвиг. Прозвище Птицелов, согласно легенде, получил потому, что известие об избрании королем застало его за ловлей птиц. В результате женитьбы (906) на Хатебурге, дочери сеньора Эрвина, Г. П. присоединил к своим владениям обширные земли на востоке Саксонии, в Мерзебурге. После расторжения брака при согласии Церкви эти земли отошли его сыну Тангмару. Брак Г. П. с Матильдой (909), дочерью саксон. гр. Дитриха, усилил позиции Г. П. во всем Восточнофранкском королевстве, что привело к конфликту с франконской знатью во главе с кор. Конрадом I (911-918), к-рый заключил союз против Г. П. со своим братом Эберхардом и архиеп. Майнца Гато. Владения Майнцского архиеп-ства в Тюрингии и часть земель тюрингской знати были захвачены Г. П. и перешли под его власть (915). После смерти Конрада I франки и саксы заключили союз, провозгласив во Фрицларе Г. П. герм. королем (май 919). По сообщению хронистов, перед смертью Конрад велел отвезти королевские регалии Г. П. и объявил, что считает его своим преемником ( Видукинд. I 25; Liudprandi Antopodosis. II 20). Тот не согласился на помазание, к-рое хотел осуществить архиеп. Майнца Херигер. «Мне достаточно того,- сказал [Г. П.],- что вы по соизволению милости Божией и по своему милосердию провозгласили меня королем и определили меня перед моими знатными [людьми]. А помазание и корона пусть будут уделом лучших, мы же полагаем, что мы недостойны такой почести» ( Видукинд. I 26). Возможно, тем самым Г. П. пытался продемонстрировать независимость королевской власти от Церкви и лично от Херигера, с к-рым король вел спор из-за земель, принадлежавших Майнцскому архиеп-ству. Видукинд Корвейский , сообщая о том, что «войско провозгласило его отцом отечества, повелителем и императором» ( Видукинд. I 39), вероятно, проводит мысль об одинаковом характере власти, полученной Г. П., и власти каролингских императоров. Г. П. так и не был увенчан имп. короной, и имел ли он подобное намерение, точно неизвестно.

http://pravenc.ru/text/162125.html

Основное для В. К.- это описание истории войн саксов с окружавшими их народами, королей саксон. династии он прославлял за воинственность. Хронист доказывал, что Бог с теми, кто сражается на стороне короля. В «Деяниях саксов» была обоснована легитимность династии Оттонов: законность перехода власти от франков к саксам (919) подтверждалась речью последнего франк. кор. Конрада I, к-рый на смертном одре передал свои полномочия Генриху I. «Деяния саксов» отличаются стилистическими заимствованиями из античных авторов, прежде всего из Саллюстия и Светония, а также из Книги Маккавеев, использованием анекдотических и драматических элементов, введением в повествование речей и словесных дуэлей. Автор «Деяний саксов» собрал в своем произведении богатый материал по ранней истории славян: ободритов, доленчан, гаволян, лужичан, руан, чехов, укров, ротарей, моравов, вагров и вильцев. Термином «vicinae gentes» (пограничные народы) или hapoды-«barbari» (варвары) В. К. обозначил те слав. племена и народы, к-рых саксы рассматривали как объект своего влияния и завоевания, прежде всего это славяне, жившие на Эльбе. Образ славянина у корвейского хрониста крайне тенденциозен и построен на противопоставлении саксов и варваров. Главное отличие славян от герм. населения в том, что они язычники (pagani) и поклоняются идолам. Саксы, бавары, швабы - это добропорядочные христиане, к-рые ратуют за установление христ. мира, и поэтому с ними благодать Божия. Соч.: Quellen z. Geschichte d. sächsischen Kaiserzeit/Hrsg. v. Bauer A., Rau R. Darmstadt, 1971. (Ausgewählte Quellen z. deutschen Geschichte d. Mittelalters; Bd. 8); Деяния саксов/Под. ред. Г. Э. Санчука. М., 1975. Лит.: Hirsch A. Die Sachsengeschichte des Widukind von Korvei. Hannover, 1935; Beumann H. Widukind von Korvei: Untersuch. zur Geschichtsschreibung und Ideengeschichte des 10. Jh. Weimar, 1950; Lintzel M. Die Entstehungszeit von Widukinds Sachsengeschichte// Idem. Ausgewälte Schriften: In 2 Bd. B., 1961; idem. Die politische Haltung Widukinds von Korvei//Ibid.; Санчук Г. Э. Видукинд Корвейский и его «Деяния саксов» (обзор источников)//Вопр. историографии и источниковедения слав.-герм. отношений. М., 1971; он же. Политические взгляды Видукинда Корвейского//Исследования по истории слав.-герм. отношений. М., 1971; Keller H. Widukinds Bericht über die Aachener Wahl und Krönung Ottos I.//Frühmittelalterliche Studien. B., 1995. Bd. 29. S. 390-453.

http://pravenc.ru/text/158416.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИДУКИНД КОРВЕЙСКИЙ [лат. Widukindus Corbeiensis; древнесаксон. Widukind, Witikind] (ок. 925 - после 973), бенедиктинский монах, агиограф и историограф; один из представителей т. н. Оттоновского возрождения. Происходил из высшей саксон. знати. Ок. 940 г. попал в мон-рь Корвей в Вестфалии, где получил прекрасное для того времени образование. Был знаком с историческими сочинениями Григория Турского , Плутарха и Светония, Горация, Вергилия и др. В. К., автор ряда не сохранившихся до наст. времени агиографических произведений, упоминает о них в соч. «Rerum Gestarum Saxonicarum libri III» (Деяния саксов в 3 книгах). «Деяния саксов» наряду с хроникой Титмара Мерзебургского занимает одно из главных мест в историографии X в. Свое сочинение В. К. адресовал дочери Оттона I Великого Матильде, аббатисе Кведлинбурга. Историческое повествование начато В. К. ок. 967-968 гг. и доведено до года смерти герм. имп. Оттона I Великого (973). В отечественной историографии этот факт отчасти подвергается сомнению. Полагают, что В. К. принадлежит описание истории до 968 г., а остальная часть «Деяний саксов» была написана неизвестным автором. В кн. I В. К. освещает раннюю историю саксон. народа и время правления саксон. герц., а затем герм. кор. Генриха I. В книгах II и III описаны деяния и подвиги Оттона I. Особое внимание автор уделил его борьбе с врагами из королевской семьи и саксон. знати. Исследователи отмечали плохую осведомленность В. К. в том, что касалось деятельности Оттона I за пределами Германии. В доказательство приводилось отсутствие в соответствующем месте упоминания о коронации Оттона I имп. короной в 962 г. Краткий рассказ об этом событии появляется лишь в связи с Оттоном II. По всей видимости, В. К. был вхож через архиеп. Вильгельма Майнцского в аристократические круги и выражал интересы определенной прослойки саксон. магнатов. Скорее всего о таком глобальном событии, как имперская коронация Оттона I, хронист был осведомлен, но, выражая интересы тех слоев духовенства, к-рые поддерживали политику продвижения на восток, он специально принизил значение итал. направления внешней политики Оттона I. В. К. подчеркивал вселенский характер власти императора, изображая Оттона I владыкой не только всей Европы, но и Азии и Африки, он понимал империю как сублимированную королевскую власть, не требующую санкции Рима.

http://pravenc.ru/text/158416.html

Евангелиарий из Вернигероде. Скрипторий мон-ря Корвей. 3-я четв. X в. (New York. Pierpont Morgan Lib. 755. Fol. 16v) Евангелиарий из Вернигероде. Скрипторий мон-ря Корвей. 3-я четв. X в. (New York. Pierpont Morgan Lib. 755. Fol. 16v) По всей видимости, уже в IX в. в К. появилась б-ка, основой к-рой могли быть рукописи, привезенные из Корби. Аббатство стало центром лит. деятельности. Так, ок. 876 г. мон. Агий написал Житие св. Хатумоды († 874), которая возглавляла общину канонисс в Гандерсхайме, что свидетельствует о связи мон-ря с жен. аристократическими каноникатами. Отождествление с Агием анонимного автора, по всей видимости, жившего в К. и известного как Саксон Поэт, перу к-рого принадлежит «Хроника деяний императора Карла Великого» (Annales de gestis Caroli Magni imperatoris libri V), не имеет достаточных оснований. Мон. Видукинд Корвейский († после 973) был автором неск. несохранившихся агиографических произведений, а также одного из важнейших памятников историографии X в. - соч. «Деяния саксов» (Rerum Gestarum Saxonicarum libri III), в к-ром описана история саксон. народа до смерти имп. Оттона I Великого в 973 г. Произведение было посвящено дочери императора, аббатисе Кведлинбурга Матильде († 999). В «Деяниях саксов» Видукинд доказывает легитимность династии Оттонов и подчеркивает универсальный характер власти Оттона I. Особое место в сочинении занимает описание борьбы саксов с соседними народами. Аббату Бовону II (900-916) принадлежит комментарий к сочинению Боэция «Об утешении философией» (De consolatione Philosophiae). В К. хранился единственный дошедший до наст. времени манускрипт с текстом первых 6 книг «Анналов» рим. историка Тацита (Laurent. Plut. 68. 1). Эта рукопись, датируемая IX в. ( R ö mer. 1991. S. 2300-2302), была приобретена папой Римским Львом X (1513-1521) и в наст. время хранится во Флоренции. В аббатстве велись «Корвейские анналы»; в них описываются события с 658 по 1148 г. В период Тридцатилетней войны мн. книги были утеряны; большая часть сохранившихся манускриптов в наст. время находится в Академической б-ке архиеп-ства Падерборн; среди них - т. н. Евангелиарий из Корвея (ок. 840; Ms. Hux. 21a). Новая б-ка, построенная при аббате Максимилиане фон Хоррихе (1714-1721), была закрыта во время секуляризации 1803 г., книги переданы в различные хранилища. В XIX в. на территории бывшего аббатства была создана частная княжеская б-ка, фонд к-рой насчитывает 74 тыс. томов. Значительную часть коллекции составляют издания XVIII-XIX вв. на англ., нем. и франц. языках. Важный вклад в формирование б-ки внес нем. поэт А. Г. Гофман фон Фаллерслебен (1798-1874), в последние годы жизни исполнявший обязанности библиотекаря в К. К наст. времени проведена значительная работа по оцифровке книг из б-ки аббатства. Архитектура

http://pravenc.ru/text/2057232.html

В происхождение французских королей от троян верили даже в XVI в. Многие из своих династий немцы выводили из Рима, швейцарцы – от скандинавов, итальянцы – от германцев. Весьма близкую к нашему сказанию о призвании варягов легенду передает историк X в. Видукинд Корвейский (бенедиктинский монах аббатства Корвей в Вестфалии), рассказывающий о призвании саксов Хенгиста и Хорса бриттами со сходной характеристикой своей земли («terra lata et spatiosa»). Сходство этого мотива у различных народов объясняется прежде всего сходными условиями общественного бытия на одинаковых ступенях исторического развития. Вместе с тем и в XI и в XII вв. «варяги» не представляли собой существенной политической силы. С норманского Севера Русскому государству не угрожала более опасность. Поэтому утверждение норманского происхождения княжеского рода не могло, очевидно, казаться летописцам политической угрозой самостоятельности Руси. 19 Стр. 36. …Олъминъ дворъ… – Кто такой был этот Олма – строитель церкви Николы, чей двор находился недалеко от нее, – неясно. 20 …и греци замкоша Судъ… – Суд (залив Золотой Рог) «запирался» в случае опасности цепью, протягивавшейся между двумя башнями у входа в залив. 21 Стр. 38. …Перуном, богомъ своим, и Волосомъ, скотьемъ богомъ… – По-видимому, Перун принадлежал к числу богов, чей культ покровительствовался государством и носил не узкоместный, а общерусский характер. Волос, «скотий Бог», не отмечен в числе богов, культ которых распространял Владимир, но он также, по-видимому, принадлежал к богам не узкоместным, а общерусским: кумиры Волоса стояли в Киеве (на Подоле) и в Новгороде. 23 Отроци Свнълъжи… – Отроки – младшая дружина князя: обычно личные его слуги, вооруженная свита, младшие агенты княжеского управления. Свенельд – воевода Игоря. 24 Стр. 40. Изъкоръстнъ – город в древлянской земле, сейчас не сохранился, находился недалеко от современного Овруча. 25 …и кормилець его Асмудъ… – Кормилец – дядька, воспитатель молодого князя, сохранявший некоторое значение и тогда, когда его питомец становился взрослым.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

В период правления О. церковными писателями было создано множество выдающихся богословских, агиографических и историографических произведений. Наиболее значимые авторы, находившиеся при дворе О. в период до 60-х гг. X в., получили образование за пределами герм. земель. Так, богослов Ратгер († 974), происходивший из Льежа, в 931 г. по инициативе короля Италии Гуго Арльского был назначен епископом Вероны, но после 948 г. из-за конфликтов с итал. знатью ему пришлось искать убежище при дворе О. Там Ратгер занимался преподаванием и стал наставником Бруно Кёльнского. Впосл. О. назначил Ратгера епископом Льежа (953-955) и Вероны (962-968). Лит. наследие Ратгера включает более 50 произведений, среди к-рых проповеди, Житие св. Донатиана, епископа г. Ремы (ныне Реймс, Франция) (361-389), Житие св. Урсмара, аббата мон-ря Лоб (ок. 680-713), а также соч. «Шесть книг предисловий, или Агонистик» (Praeloquiorum libri VI vel Agonisticum) - серия диалогов-наставлений, адресованных представителям различных сословий, и написанное в форме исповеди «Извлечение из исповедного собеседования» (Excerptum ex dialogo confessionali). Лиутпранд Кремонский также начал карьеру при дворе королей Италии Гуго Арльского и Беренгара II, но в нач. 50-х гг. X в. перешел на службу к О., исполнял его дипломатические поручения (в т. ч. вел переговоры с Папским престолом и К-полем), в 962 г. был поставлен на епископскую кафедру Кремоны. Помимо исторических сочинений Лиутпранда («Антаподосис», «История Оттона» и «Донесение о посольстве в Константинополь») сохранилась также проповедь, написанная им предположительно при дворе О. в Германии,- «Пасхальная гомилия» (Homelia Paschalis), уникальный для этого периода и данного региона пример антииудейской полемики. С 60-х гг. Х в. исторические сочинения, прославлявшие правителей Саксонской династии, создавали авторы, тесно связанные именно с герм. землями: Адальберт (родом из Лотарингии), пользовавшийся покровительством архиеп. Вильгельма Майнцского и впосл. ставший 1-м архиепископом Магдебургским, монах аббатства Корвей Видукинд и канонисса мон-ря Гандерсхайм Гросвита, происходившие из высшей саксон. знати. Историческое сочинение Видукинда Корвейского было посвящено дочери О.- Матильде, а инициатором создания поэмы Гросвиты «Деяния Оттона» стала Герберга, племянница императора, дочь герц. Генриха Баварского, впосл. аббатиса Гандерсхайма.

http://pravenc.ru/text/2581739.html

Прокопий и Маврикий отмечают очень высокие военные качества славян, физически очень сильных и крупных людей, а также их склонность ко всякого рода военным хитростям (засады и т.п.). Попадая на территорию Византии, славяне быстро осваивали византийскую военную технику и вскоре научились осаждать и брать укрепленные города. Славяне Пользовались лодками-однодеревками и совершали долгие морские путешествия и походы. В отличие от германских племен, основным занятием славян было земледелие . В период, описанный Маврикием и Прокопием, они сеяли в основном ячмень и просо, а также разводили домашний скот . Им были известны и многие домашние ремесла . Те славяне, которые жили в бассейне Вислы и верхнего Днепра (в районе современного Смоленска), наряду с земледелием большое внимание уделяли скотоводству, рыболовству и лесным хозяйствам — звероловству и бортничеству. Как и древние кельты и германцы, славяне были язычниками, обожествляющими силы природы (бог неба Сварог, бог грома и молнии Перун, бог скотоводства Велес, богиня плодородия Жива и др.). Обожествляя природу во всех ее проявлениях, славяне заселили свой мир множеством мелких божеств и поклонялись им: их водоемы были населены русалками и водяными, леса — лесными божествами, в каждом жилище непременно жил домовой. В первые века новой эры славяне не имели института жречества, в отличие от кельтов. Отношения между славянскими и германскими племенами были сложными, они постоянно колебались от вражды к миру и от мира к вражде. Эти отношения красочно отражены в «Деяниях саксов» Видукинда Корвейского. Как кельтские, германские племена, славяне сыграли большую роль в крушении античного мира (Римской империи), который уже стоял на пороге гибели, и в создании нового строя, строя средневековой феодальной Европы. Само передвижение германских племен с востока на запад, положившее начало Великому переселению народов, было отчасти результатом натиска славян на германские племена, о чем подробно пишет готский историк Иордан. Славяне начали вытеснять германцев с их исконных земель по Висле, Одеру и южному побережью Балтики, и расселялись там сами, а германские племена уходили на запад. Вместе с ними пошли и многие славянские племена, таким образом приняв участие в Великом переселении народов в IV-VI вв. Много южных славянских племен переселялись с вестготами и остготами.

http://sedmitza.ru/lib/text/441028/

Согласно свидетельству Видукинда Корвейского (ок. 925 - после 973), О. был коронован после смерти Генриха I, в 936 г., в Ахене, однако более вероятно, что коронация состоялась еще при жизни отца, в 930 г., в Майнце (см., напр.: Keller. 1995). Хронология правления Первые годы правления прошли в борьбе с внешними врагами и в противостоянии представителям герм. знати, оспаривавшим его право на престол. В 936 г. О. направил саксон. военачальника Германа Биллунга († 973) в поход против восставшего слав. племени ротарей, благодаря чему удалось одержать верх и восстановить влияние герм. короля в регионе. Вскоре на землях, захваченных у полабских славян, О. создал 2 маркграфства, ставшие форпостом для дальнейшего распространения влияния герм. государя на восток: Герман Биллунг в 936 г. получил территории в нижнем течении Эльбы (впосл. именовались маркой Биллунгов), а др. представитель саксон. знати, Геро Железный († 965), в 937 г. стал маркграфом Восточной марки в среднем течении Эльбы и на р. Зале. К 940 г. О. подчинил себе слав. земли вплоть до Одера. С началом правления О. набеги на герм. земли возобновили венгры. В 937 г. они напали на Франконию, в 938 г.- на Саксонию, но оба раза их натиск удалось отразить. В 943 г. близ г. Вельс крупную победу над венграми одержали войска герц. Бертольда Баварского († 947), после чего набеги на нек-рое время прекратились. В 938-939 гг. против О. выступили его старший брат Тангмар, младший брат Генрих, Эберхард, герцог Франконии (918-939), и Гизельберт, герцог Лотарингии (925 или 928-939). Тангмар был убит в 938 г., Эберхард и Гизельберт погибли в 939 г. Генрих сначала бежал ко двору западнофранк. кор. Людовика IV Заморского (936-954), но потом вернулся в Германию и примирился с братом, к-рый передал под его управление Лотарингию. В 941 г. Генрих поднял новый мятеж и организовал покушение на О. в Кведлинбурге. После подавления мятежа Генриха поместили под арест в Ингельхайме (ныне Ингельхайм-ам-Райн); герцогом Лотарингии по распоряжению О. стал Оттон I († 944), граф Вердена. После его смерти герцогство Лотарингское получил женатый на его дочери Конрад Рыжий († 955), граф Вормсгау и Шпайергау (во Франконии), к-рый, овдовев, в 947 г. женился на Лиутгарде, дочери О.

http://pravenc.ru/text/2581739.html

При архиеп. Адальдаге (937-988) были учреждены еп-ства в дат. городах Орхус (946), Шлезвиг (ок. 948), Рибе (950) и Оденсе (965). Согласно Видукинду Корвейскому , именно при этом архиепископе в результате деятельности еп. Поппона произошло офиц. принятие христианства в Дании (ок. 965). В 959 г. Адальдаг рукоположил во епископа мон. Либуция для проповеди христианства на Руси, но его миссия не состоялась. Архиепископ поддерживал Оттона I в его церковной политике: в 965-966 гг. Адальдаг содержал под арестом в Г. смещенного императором папу Римского Бенедикта V . Благодаря усилиям Адальдага в подчинение архиеп-ству Г.-Бремен перешло слав. еп-ство Ольденбург (967/68), впосл. Любек (с 1160). Несмотря на миссионерские успехи, незадолго до смерти архиеп. Адальдага в слав. областях и в Дании произошли крупные восстания, направленные против дальнейшего распространения христианства и связанного с ним влияния Римско-Германской империи. При архиеп. Либентии I Старом (988-1013) продолжалась борьба против набегов дат. викингов. К XI в. архиеп-ство Г.-Бремен достигло наивысшего расцвета. При архиеп. Унване (1013-1029) Г. был отстроен после очередного набега викингов. Тогда же были введены общежительные правила для монахов-каноников, «тогда как раньше они жили смешанным образом: [отчасти] как монахи, [отчасти] как каноники» (Ibid. P. 108). В это время христианство постепенно утвердилось в Швеции и Норвегии, куда архиеп. Унван не только организовал неск. миссий во главе с епископами, но и назначал епископов (напр., еп. Тургота в швед. г. Скара в 1014). К этому же времени относятся первые упоминания о дат. епископах: в Оденсе - о Регинберте (с 1020/22) и в Роскилле - о Годебальде († 1021). В 1025 г. Унван способствовал примирению кор. Кнуда I Великого и римско-герм. имп. Конрада II († 1039). Отношения архиепископа с Кнудом Великим осложнялись тем, что король привозил епископов из завоеванной им Англии: «Из них он поставил: Бернарда в Сконе, Гербранда на Зеландию, Регинберта на Фюн. Возревновал из-за этого наш архиепископ Унван. Говорят, что он перехватил возвращавшегося из Англии Гербранда, который, как он узнал, был назначен [на должность епископа] Этельнотом, архиепископом англов. Он [Гербранд], поскольку [его] убедила необходимость, пошел навстречу [архиепископу и] пообещал, как должно, соблюсти верность и подчиняться гамбургской кафедре, став впоследствии весьма близким архиепископу [человеком]» (Ibid. P. 116).

http://pravenc.ru/text/161614.html

В Свящ. Римской империи К. с. называли инсигнию герм. королей и императоров. Как правило, ее не отождествляли с копьем, которым римский воин пронзил тело Христа, однако, по преданию, в нее были вмонтированы гвозди, использованные при распятии Христа. Инсигния хранится в Венской сокровищнице; ее копия, подаренная имп. Оттоном III польск. кн. Болеславу I Храброму ,- в музее кафедрального собора на Вавеле в Кракове (краковское К. с. содержит частицу св. гвоздя). Венское К. с. представляет собой наконечник стального копья длиной 50,7 см, сломанный посередине и скрепленный железными и серебряными накладками, поверх к-рых наложено покрытие из листового золота. На серебряных накладках, созданных при имп. Генрихе IV (1084-1106), сохранилась посвятительная надпись; золотое крепление было добавлено при имп. Карле IV (1355-1378). Материал и форма копья указывают на то, что предмет был изготовлен в VII-VIII вв. Во 2-й пол. VIII в. или нач. IX в. в верхней части наконечника было сделано отверстие, в к-рое вмонтировали и закрепили серебряной проволокой железный шип (по преданию, фрагмент св. гвоздя). Происхождение и первоначальная форма шипа не установлены. Возможно, это был обоюдоострый шип в виде 2 гвоздей, скрепленных шляпками, или бронзовый медицинский зонд. Копье святое. IX в. (ризница кафедрального собора на Вавеле, Краков) Копье святое. IX в. (ризница кафедрального собора на Вавеле, Краков) Самое раннее упоминание о герм. К. с. содержится в «Антадопосисе» Лиутпранда Кремонского . Приведя легенду о том, что К. с. некогда принадлежало имп. Константину Великому, историк выразил скептическое отношение к этим сведениям (1-м достоверно известным ему владельцем инсигнии был гр. Самсон из Сев. Италии). Во время восстания против кор. Беренгария Фриульского (888-924) североитал. знать пригласила на царство Рудольфа II, кор. Бургундии (912-933), к-рому вручили К. с. как символ власти ( Brackmann. 1937; Hlawitschka. 1960). По свидетельству Лиутпранда, благодаря этой реликвии Рудольф II одержал победу над войском герм. кор. Генриха I Птицелова (919-936). Впосл. Генриху I удалось получить К. с. от Рудольфа II в обмен на земли в Швабии и крупную денежную выплату. Видукинд Корвейский утверждал, что К. с. находилось во владении герм. короля уже при Конраде I (911-918), но это свидетельство скорее всего ошибочно ( Hofmeister. 1908; Schramm. 1955). Согласно Лиутпранду, со времени Генриха I К. с. хранилось в Германии и рассматривалось как символ власти королей и императоров. Однако описанный историком предмет не полностью соответствует реликвиям, хранящимся в Вене и Кракове: на наконечнике, имевшем «в середине... отверстия по обеим его сторонам», были закреплены 2 св. гвоздя, сложенные в форме креста ( Лиутпранд Кремонский. Антаподосис: Книга об Оттоне: Отчет о посольстве в К-поль/Изд. подгот., пер.: И. В. Дьяконов. М., 2006. С. 84-85).

http://pravenc.ru/text/2057216.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009