Саксонцы были обращены к христианству оружием Карла великого, после 30-летней опустошительной войны, продолжавшейся до 805 года. Апостолом Скандинавских островов был Ансгарий, монах Корвейского монастыря на везере, положивший начало обращения шведов и датчан. Основанная им датская церковь , выдержав жестокое гонение от Эрика III и Горма Старого, наконец утверждена была Канутом великим (1014–1035) и подчинена папскому престолу. В то же время, как Канут утверждал церковь Христову в Дании, Олаф Святой, король шведский и норвежский, приняв святое крещение, утвердил ее существование в Швеции и Норвегии (1019). При одном из его преемников, Эрик IX (1155–1160), основал архиепископство Упсальское, и первым архиепископом был назначен апостол финнов Генрих, которого прежняя кафедра из Рандамески была перенесена в Або (1200 г.). Исландия, открытая Норманнами в 861 году, в 1000 г. на собрании народном приняла Евангелие Христово от саксонских и норвежских проповедников и в том же году передала его новооткрытой тогда Гренландии. Глава 2. Церковное учение 18. Священное Писание Апостолы, по примеру Иисуса Христа, проповедовали вначале Евангелие устно: но многие из верующих, слушая их живую и вдохновенную проповедь о жизни и учении Христовом, пожелали, для точного и неизменного сохранения в своей памяти, видеть ее в письме. Уступая сему требованию, руководимые Духом Святым Евангелисты: Матфей, Марк, Лука и Иоанн написали свои Евангелия. Евангелист же Лука, по просьбе одного важного человека, в книге деяний апостольских описал начало и судьбу первой Христианской Церкви и ее быстрое распространите трудами апостолов Петра и Павла. Обходя с проповедью из одной страны в другую, апостолы в то же время поддерживали общение с основанными церквами и, как скоро какая-либо из них нуждалась в совете, наставлении или распоряжении, апостолы удовлетворяли их потребностям посредством посланий. Таких посланий написано апостолами двадцать одно; из них четырнадцать принадлежат одному Павлу. Ряд апостольских писаний заключается пророческой книгой Апокалипсис, написанной апостолом Иоанном во время заточения его на острове Патмосе для семи малоазийских церквей. В этой книге Иоанн, в утешение гонимых христиан, пророчески открыл будущую судьбу Церкви Христовой и ее совершенную победу над древним змеем или дьяволом .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Один римский богослов, патер Перроне, цитирует письмо папы Гормизда 521 года к Юстиниану и заявляет притязание, что в этом письме необходимо читать, будто Дух Святой исходит от Сына. Манси, давший полное издание Соборов патера Ляббе, – Манси, которого римские чувства хорошо известны, допускает, что слова и от Сына вписаны сторонней рукой. Тот же богослов приводит место из Дидима Александрийского , благоприятствующее его тезису. Но в девятом веке Ратрамн, монах Корвейский, приводит то же место и там нет слов, благоприятствующих прибавке; а это показывает, что в девятом веке эти слова еще не были вписаны в текст. Тот же богослов приводит текст, как заимствованный у св. Василия, против Евномия и уже цитированный на Флорентийском соборе против греков. Но уже и в ту эпоху Марк Ефесский доказывал, что в лучших греческих манускриптах нет этого текста. Теперешнее исследование оправдало Марка Ефесского . В лучших изданиях, появившихся на Западе, печатают текст в том виде, в каком Марк его читал. Это однако же не мешает патеру Перроне цитировать текст в переделанном виде. Наряду с переделанными патером Перроне текстами поместим еще тексты некоторых других богословов, и в частности Пиччипиоса, грека, продавшегося Риму, которого памфлет против Восточной Церкви почти весь целиком был составлен римскими богословами и затем напечатан Пропагандою. Этот последний факт подтверждается самой его книгой; автор первый подтвердил это, когда Рим, довольный получением от него того, чего желал, отказался продолжать ему плату. Пиччипиос приводит следующий мнимый текст св. Василия: «Следующее выражение: Отец создал мир через Сына не указывает на несовершенство силы Отца; и тем более, не умаляет действия Сына; но показывает единство Их воли. Таким образом, выражение: создан через Сына не восстает, но свидетельствуем о первоначальной причине». «Подобно этому и следующий термин: Дух Святой исходит от Отца через Сына не имеет целью ни показать несовершенство исхождения от Отца, ни представляет бессильным исхождение от Сына; но показывает единство воли. Так что выражение через Сына не восстает, но утверждает первоначальную причину». Пиччипиос отсылает нас также к св. Василию, к его сочинению О Духе Святом, к Амфилиохию, гл. VIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Итак, у нас из-за этого Иоанна произошло в Святом граде великое смущение, ибо он говорит, что Дух Святой не исходит от Отца и Сына... На греческом говорят не как мы, а «Иже от Отца исходящаго”, — и слово, которое мы употребляем на латинском, они считают недопустимым».    Эту жалобу галликанских монахов папа Лев III переслал императору Карлу Великому с собственным сопроводительным письмом. В ноябре 809 года Карл Великий созвал по этому поводу собор в Аахене. Подробности работы этого собора не сохранились. Известно лишь, что на соборе председательствовал сам Карл, что большинство высказалось за Filioque и что по окончании собора соборное решение вместе с епископом Вормским Бернаром и Корвейским аббатом Адельхардом было послано в Рим на одобрение папы. Папа принял посланников и, прочитав решение собора о Filioque, заявил: «Так я мыслю, так считаю... Если бы кто хотел об этом мыслить иначе, запрещаю; и того, кто противно мыслит, если он не обратится и не захочет держаться сего мнения, совсем отвергаю». Впрочем, хотя папа и согласился с учением об исхождении Святого Духа и от Сына, он тем не менее решительно отверг прошение послов внести Filioque в Никео-Цареградский Символ веры. После Римского собора 810 года папа приказал вырезать текст Никео-Цареградского Символа веры без Filioque на двух серебряных скрижалях, выставить их в храме святого Петра и написать под ними: «Я, Лев, поставил это из любви и ради сохранения православной веры (Наес Leo posui amore et cautela orthodoxae religionis)».    Однако преемники Льва III, особенно непреклонный папа Николай I, сделали все, вопреки протестам, приходящим с Востока — от имени Вселенской Церкви и веры, — чтобы вставка Filioque в Символе веры была принята на Западе в качестве догмата. С того времени и до сего дня римокатолики упорно исповедуют и защищают это учение. Filioque сохранили в своих символах и все религиозные общины, отделившиеся от Рима после Реформации. § 28. Критика римско-католического учения о Filioque    Происхождение римско-католического учения о исхождении Святого Духа «и от Сына» отчасти можно обнаружить в учении святого Амвросия, а главным образом — в учении блаженного Августина.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Христиане не слышали про это до IX века, когда впервые Корвейский аббат Пасхазий Радберт высказал мнение, что Святая Дева была зачатою без первородного греха. Начиная от XII века эта мысль начинает распространяться среди духовенства и паствы западной церкви, уже отпавшей от Вселенской Церкви, и тем лишившейся благодати Святого Духа. Впрочем, и члены римской церкви далеко не все соглашались с новым учением. Разделились в мнениях даже знаменитые богословы Запада, так сказать, столпы латинской церкви. Фома Аквинат и Бернард Клервосский решительно порицали его, в то время как Дунс Скотт его защищал. От учителей разделение перешло к их ученикам: латинские монахи доминиканцы, за своим учителем Фомою Аквинатом, проповедовали против учения о непорочном зачатии, а последователи Дунса Скотта – францисканцы старались его всюду насадить. Борьба между этими двумя течениями продолжалась в течение нескольких веков. И на одной и на другой стороне были личности, считавшиеся среди католиков величайшими авторитетами. Не помогало решению вопроса то, что некоторые сообщали, что имеют о сём откровение свыше. Знаменитая в XIV веке среди католиков монахиня Бригитта в своих записках говорила о явлениях ей Богородицы, Которая Сама ей сказала, что Она зачата непорочно, без первородного греха; а ещё более знаменитая современная ей подвижница Екатерина Сиенская утверждала, что в зачатии Святая Дева была причастна первородному греху, откровения же она получает от Самого Христа (Прот. Ал. Лебедев. Разности в учении о Пресвятой Богородице Церкви Восточной и западной). Таким образом, ни на основании богословских сочинений, ни на основании чудесных явлений, взаимно противоречащих, латинская паства не могла разобраться долгое время, где же истина. Римские папы до Сикста IV (конец XV века) оставались в стороне от этих споров, только сей папа в 1475 году одобрил службу, в которой ясно выражалось учение о непорочном зачатии, а несколько лет спустя воспретил осуждать тех, кто верует в непорочное зачатие. Однако и Сикст IV не решился ещё утверждать, что таково есть непоколебимое учение Церкви, почему, запретив осуждать тех, кто верует в непорочное зачатие, он не осуждал и тех, кто верует иначе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Но различия эти существовали и были известны задолго до разделения и сами по себе никогда не считались достаточной причиной для нарушения церковного общения, если только не касались догмата. Сам Фотий в письме к папе Николаю от 861 г. оправдывает свое возведение прямо из мирян в патриархи (он прошел все церковные степени в шесть дней) тем, что восточный канон допускает это: так были поставлены св. Нектарий (в IV в.), свв. Тарасий и Никифор; указав ряд различий между Востоком и Западом, Фотий говорит, что «ни от кого не требуется исполнения не принятого в его стране закона, лишь бы не нарушалась вера и вселенский канон». Монах Ратрамн корвейский, написавший, по вызову Николая I, сочинение «Contra Graecorum opposila», на основании того же принципа объявляет пустыми все упреки, делаемые греками (в письме императора Михаила к папе Николаю I) латинской церкви по дисциплинарным вопросам. При всех попытках воссоединения стороны очень быстро соглашались признать за каждой стороной ее практику, и единственными, но непреодолимыми преградами являлись неизменно главенство папы и учение о исхождении Святого Духа. Все остальные разногласия – не причины разделения, а показатели, до чего дошло взаимное раздражение и как тщательно всякая сторона стремилась оберегаться от всякого соприкосновения с другою. До Пия IX существенными причинами разделения, кроме вышеуказанных, считалось еще католическое учение о значении добрых дел для спасения («пелагианство в Римской церкви») и, в связи с ним, учение о сверхдолжных заслугах святых, об индульгенциях и о чистилище. Пий IX, провозгласив догматами мнения о непорочном зачатии Богородицы (в булле об этом новом догмате авторизуется теория догматического развития, тоже несогласная с православным учением) и о непогрешимости папы в вопросах веры, придал разделению церквей еще два догматических основания. 176 Пятая патриархия, Иерусалимская, или элийская (см. первое правило Первого Вселенского собора), в последнем отношении далеко превосходила все другие, но во всех остальных далеко уступала им, а потому не принимала участия в соперничестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Николай унизился даже до обращения к Гинкмару, знаменитому архиепископу Реймскому, который восставал против его абсолютистических притязаний. Он чувствовал, что имеет надобность в этом великом западном богослове, чтобы сопротивляться Фотию. Папа получил обвинения этого патриарха чрез болгарского государя. «Читая это сочинение, говорит он, 303 мы подумали, что те, которые внушили его, обмокали свое перо в море богохульства, и вместо чернил, пользовались грязью заблуждений. Они осуждают не одну только нашу Церковь , но и всю латинскую Церковь; и осуждают ее за то, что мы постимся в субботу и учим об исхождении Духа Святого от Отца и Сына, между тем, как они заявляют, что Он исходит от одного только Отца». Николай кротко излагает другие упреки Греков. Многие из этих упреков не существуют в окружном послании Фотия к восточным. «Особенно безумно, прибавляет он, то, что прежде принятия наших легатов, они хотели обязать их, представить исповедание веры, в котором эти члены и лица, исповедующие их, были бы анафематствованы, и доставить канонические письма тому, кого они называют патриархом вселенским. Отсюда видно, что Восточные, для защиты древней веры и древней дисциплины против римских нововведений, прибегали ко всем средствам, находившимся в их распоряжении. Поэтому нельзя согласиться с мнением Николая, который видел глупость в предосторожностях совершенно законных и канонических, которые были ошибочны только потому, что полагали преграду его честолюбивым проектам. Изложивши свои жалобы против Восточных, Николай приказал всем митрополитам собраться на провинциальных соборах, ответив на обвинения Фотия и результаты своих рассуждений отослать к Гинкмару для пересылки к нему. Французские епископы собрались действительно. Многие из них вступили в заговор против Восточных, преимущественно же Эней Парижский. Самое же ученое сочинение написал Ратрамн, монах Корвейский. Нельзя было сделать ничего лучше для защиты неправого дела. В эпоху, когда памятники предания были очень редки на Западе, трудно было извлечь из них полное учение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009