455 В это же время завоевана восточная часть бывшего государства Святополкова, страна между Дунаем и Татрами и некоторые жупы на север от Татров. 456 Эти, так сказать, домашние события чешской истории не вошли в фокус миросозерцания иностранных летописцев, следивших только за отношениями Славян к немецкой империи. Туземный летописец, Косьма, слишком неблагоприятно отзывается о Болеславе I. Это было, пожалуй, в характере его монашеских воззрений – приписать дела отца – братоубийцы сыну, идеалу христианского князя. Но и отрицательный отзыв Косьмы о Болеславе 457 дает понять направление внутренней деятельности этого князя. В продолжение 14 лет он ведет войну с Немцами; при этом является он в своей стране таким же самостоятельным и полноправным государем, каковы были князья моравские – Ростислав и Святополк. Припомним, как непрочно было до него положение княжеской семьи в Чехии, как интриговали при дворе и за границей чешские жупаны, называвшиеся у иностранных летописцев одинаким титулом с земским князем; во время Болеслава упоминается уже только один случай измены. В летописях ему придается титул царя (Видукинд); все его подданные, имеющие какую-либо власть, суть его служилые люди, чиновники, которых он свободно назначает на должность и удаляет. Все коленные князья и жупаны, наблюдавшие прежде интересы своих уделов, призываются теперь к служению целой стране, к выполнению княжеской воли. Понятно, что для Болеслава не была легка внутренняя борьба, и победа не досталась ему разом. За суровое проведение своих целей он получил прозвание Укрутного (Saevus). Но только утвердивши на прочных основаниях свою власть, он мог вывести Чехию из её узких границ и поставить на дорогу более широкую, указав ей будущность в привлечении соседних славянских народов в один союз. Первую половину своего княжения Болеслав провел в войне с Немцами, отвлекая их силы от северной марки, почти непрерывно стоявшей на военном положении; он изменил прежней политике, когда увидел, что наличными силами нельзя бороться со врагами, что союз с ними безопаснее сомнительной войны.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Представление плеяд под образом утиного гнезда или наседки с семью цыплятами, распространено почти во всей Европе 151 . Если рассматривать небо, говорит Мюллер, при совершенно прозрачном воздухе, в безлунную ночь, то на темно-синем фоне, усеянном звездами, замечают слабую, белую, туманную полосу, которая, при неправильном очертании, увеличиваясь в ширине, проходит через весь ряд созвездий. Эта туманная полоса, известная под названием Млечного пути, образует кольцо, разделяющее весь небесный свод на две, не совсем равные части. Начиная от Лебедя до хвоста Скорпиона, млечный путь разделяется на две, одна возле другой идущие полосы, окружающие темное пространство, на подобие острова. Млечный путь относят к разлагающимся туманам, на том основании, что при рассматривании его в хорошую зрительную трубу, он является составленным из бесчисленного множества малых, густо расположенных, звездочек. Вид, в котором нам представляется млечный путь, объясняется предположением, что звезды, составляющие его, образуют кольцо, и что солнце, вместе с своими планетами, находится в средине этого кольца 153 . Простой народ, не умея астрономичсски объяснить млечный путь, как явление небесного света, представляет его по своему, мифологически. В некоторых местах (наприм. нижегородской губернии) крестьяне называют его мышины тропки, а голову млечного пути – косари (тул.) 154 . В средние века, когда вообще в небесных светилах видели знамения земных событий, наши предки назвали млечный путь, по нашествию татар, батыевым путем, думая, что на небе, именно в млечном пути отобразился страшный путь Батыя. Название это сохраняется в некоторых местах и теперь. И вообще, у разных европейских народов господствовало подобное мифическое представление о млечном пути. Напр. венгерцы называли эту группу звезд путем войны, via belli (hadakuttia), потому, будто бы, что переселяясь из Азии, они следовали этому созвездию. По эпической саге Видукинда о победе саксов над тюрингами, герой-полубог Ирмин или Ирин мечом проложил этот небесиый путь, viam ferro faciens, почему он и назывался iringes wec an dem himmel, iringesstrâza 155 . Кроме того, по средневековому суеверному миросозерцанию, млечный путь представлялся и назывался via Sancti Jakobi, chemin de saint Jacques, Jakobstrass. Западные славяне называли его zesta v’Rim (путь в Рим), от путешествий пилигримов. Финны представляли млечный путь птичьим путем (linnunrata 156 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Посему проповедь Христианства немцами у Славян не воспринималась: «…в том виде, в каком оно им предлагалось, Балтийские славяне не узнавали в нём Божественной истины а скорее могли считать его орудием немцев, которое служило им для господства над другими народами» . Кстати говоря, немец и историк Саксов Видукинд признал ещё в X веке, что германцы Саксы борются ради своего «пространного владычества, а Балтийские славяне, чтобы найти свободу», то есть избежать рабства . Это признание наличия извечной «германской линии», нацеленной «давить славян» под девизом «Дранг нах Остен». Въевшаяся в Романо-Германский мир захватническая парадигма поведения неизбежно привела к постоянной геополитической угрозе России. Историки-классики обратили внимание на повышенную агрессивность немцев даже по сравнению с французами. Это происходило оттого, что немцы непрерывно переносили на Земли Славян средоточие своей государственности, что вело к созданию репрессивного жесткого порядка на захваченных землях. А.Ф. Гильфердинг отметил: «…немецкое племя образовало значительные государственные тела только на завоёванной земле и преимущественно на славянской: таковы Пруссия и Австрия Прусская монархия – так называемая Старая Марка… более чем наполовину имела славянское население. Здесь… образовалась та завоевательная и германизирующая сила… которая, покорив и обнемечив… балтийских славян, потом стала тяготеть над самою Германией и распространять… своё владычество». Аналогично и Австрия – Восточная Марка была не вполне немецкой землёй (ср. ложное мнение проф. БФУ Г. Кретинина на сей счёт). Подобные заключения делал и француз Э. Лависс (XIX в.). Он отмечал, что Франки ко времени Карла, подчинив Галлов, а затем и историческую Германию, начали натиск на Славян. Карл воюет «…с Вендами (балто-славянскими племенами) и делает их данниками». Он «успел… вооружить против них восточную границу Германии, вдоль которой был основан ряд марок. Это были маленькие государства, организованные для наступательных действий: сражаться с Вендами, собирать с них дань… таковы были обязанности начальников марок, которые назывались маркграфами, т.-е. пограничными графами… передовой стражей…». Славяне не уступали германцам во времена первого Рима, но не могли бороться с немцами, «которых цивилизовали и организовали… франки» .

http://ruskline.ru/opp/2022/11/10/s_mech...

Земские князья, приобретая новые силы в коленах, вошедших в их непосредственную зависимость, становились страшны для князей в жупанов, обладавших еще долею самостоятельности. Нам остается остановиться на двух фактах этого рода, о которых сообщают Видукинд и Косьма. 378 Болеслав I не даром носит прозвание Укрутного, внутренняя деятельность Болеслава должна служить оправданием данного ему названия. Вероятно, при нем не легко было отстаивать старую вольность самостоятельным коленам и жупам. 379 Один из коленных князей, по словам Видукинда, был Болеславу особенно почему-то опасен, и ему была объявлена война. Князь прибегает к помощи Саксов, но саксонское и турингское войско, посланное ему на помощь, было разбито Болеславом, и столица непокорного князя была так разорена и опустошена, что еще во время писателя стояла в развалинах. К X в. относится усиление и процветание княжества Славниковцев. Только сыну Болеслава I, Болеславу II, удалось провести свою власть над всеми коленами, образовавшими народ чешский; с конца X века уже не встречается в чешской истории таких правителей областями, которые бы не признавали над собой непосредственной власти земских князей. Судьба Славниковцев, владевших многими славянскими коленами наследственно и сохранивших княжескую власть при таких могущественных земских князьях, как Болеславы, представляет весьма замечательное и любопытное явление в чешской истории. Славниковцы спокойно управляют областью, в которой было не менее двадцати жуп; их земли доходят до самого соседства с Прагой; член их дома делается пражским архиепископом; – и это в то время, когда чешские князья приобрели уже значительные силы, подчинив себе соседние области, когда во всей земле чешской, за исключением частей, стоящих под домом Славниковцев, исполнялась одна их воля. Любопытно посмотреть, как образовалась и чем поддерживалась в Чехии сила, почти равная силе земских князей. Впрочем, нельзя отрицать, что и самое избрание на пражскую кафедру члена из дома Славниковцев, и мирные отношения между Славником и земскими князьями много уже говорят в пользу того мнения, что Славниковцы не были вполне самостоятельны, что они не более как в качестве верховных жупанов управляли жупами, входившими в состав их княжества, признавая над собою зависимость князей чешских, как высшей земской власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

151 D. M. Grimm: Zumeist verbreitet unter dem Volk in Deutschland, fast in ganz Europa ist das Bild einer Henne mit Sieben Küchlein. S. 691. О происхождении плеяд Гримм сообщает такую легенду: Christus gieng an einem Beckerladen vorüber, wo frisches Brot duftete und sandte seine junger hir, ein brot zu erbitten, der becker schlug es ab, doch von ferne stand die beckerfrau mit ihren sechs töchtern und gab das brot heimlich, da für sind sie als siebengestirn an den Himmel versetzt, der becker aber ist zum Kukuk geworden. S. 691. 152 Немцы называли вечернюю и утреннюю Венеру âpantsterno, tagastesrno, abendstern, morgenstern. Финны утреннюю звезду представляли божественным существом. По саге эcmob, Koim – утренняя звезда зажигала солнце, как свечу, а вечерняя – Ammarik racuлa. Kastren, Finn. Myth. 65. 155  Mirari tamen non possumus, – присовокупляет Видукинд, – in tantum famam praevaluisse, ut Iringi nomine, quem ita vocitant, lacteus coeli circulus usque in praesens sit notatus. Или, по ауерсбергской хронике: famam in tantum praevaluisse, ut lacteus coeli circulus Iringis nominee Iringesträza usque in praesens sit vocatus. Grimm, 331. 156 Grimm. D. M. 331–332. По другим сказаниям, Weg von Dover nach Cardigan sich erstreckend bildet am Himmel die milchstrasse, или – путь, проезженный некогда поездами языческих богов. Фаетон, сын божий, когда вздумал править солнечным поездом отца, воспламенил полосу на небе, и это стал путь, который называется млечным путем. У всех восточных народов он называется то путем богов, то путем душ. Grimm. D. M. 331. 157 И даже теперь, замечает Шлейден в своем чтении о луне, 2,000 лет спустя, это суеверие твердо укоренилось у наших кормилиц, нянек, и даже у многих из так называемого образованного класса. Этюды, 248. Uberall herscht die Vorstellung, – пишет Гримм, – dass held, ehegluck und haussegen, gleich dem licht des himmels wachsen und zunehmen werden. Nicht anders geschieht haar und nägelschnitt im neumond (franz. abergl. n. 5. Schütze holht id.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Канонизацию В. исследователи связывают с основанием в 973 г. Пражской епископской кафедры, кафедральным собором стал храм св. Вита, а патроном - В. Тогда же были установлены дни его памяти: 28 сент. (день убийства) и 4 марта (день перенесения мощей). Во 2-й пол. X в., когда город еще подчинялся чеш. власти, В. был посвящен храм, поставленный в Кракове, на Вавеле. В сохранившихся текстах житий В. рассказы о чудесах не имеют дат, но в 70-х гг. X в. о них уже было известно Видукинду. В. исцелял больных, чудесным образом вызволял из тюрем раскаявшихся преступников, просивших святого о заступничестве, высвобождал из оков должников, попавших в кабалу по воле кредиторов. Более поздние сочинения пополнили биографию В. 2 важными эпизодами. 1-й помещен как дополнение в «Легенде Кристиана», после рассказов о посмертных чудесах. В. и князь г. Коуржима договорились не начинать военных действий, а решить спор поединком. Когда они вышли в поле, чтобы сразиться, князь Коуржима увидел на челе В. изображение распятого Христа. В знак того, что он подчинился В., он припал к ногам святого. Возможно, это дополнение - запись рассказов о В., к-рые по неизвестным причинам не изложили более ранние агиографы. Во 2-м эпизоде, к-рый содержится лишь в житиях В., записанных в XIII в. («Oriente iam sole», «Ut annuncietur»), сообщается, что В. опоздал на собрание князей, созванное имп. Генрихом (так он назван в этих текстах). Недовольные король и князья решили не приветствовать его и заставить стоять в их присутствии. Однако, когда В. появился, Генрих встал ему навстречу и посадил рядом с собой на трон. Князьям он объявил, что не мог поступить иначе, увидев, что В. сопровождали ангелы, голову его окружало сияние, а на челе было изображение креста. Император подарил В. драгоценную реликвию - часть мощей св. Вита. Тогда же он освободил Чешское княжество от уплаты дани в пользу империи. Отсутствие у предшествующих агиографов столь важного для биографии В. эпизода заставляет видеть в этом вымысел чеш. книжников XIII в., пытавшихся т. о. обосновать притязания чеш. правителей на привилегированное место в Свящ. Римской империи.

http://pravenc.ru/text/161181.html

Та же участь постигла его супругу и детей. Баварское герц-ство было разделено на неск. графств и подчинено власти префекта, на эту должность К. В. назначил своего двоюродного брата Герольда. Некоторые знатные баварские семьи, оказавшие поддержку Тассилону III, были отправлены в изгнание. Часть пограничных земель, заселенных славянами (Каринтия, Крайна), К. В. включил в состав королевства. В 794 г. Тассилона доставили к К. В. на съезд знати во Франкфурте для повторного отречения. Очевидно, среди баварской аристократии еще долго сохранялись сепаратистские настроения, представлявшие угрозу господству франков. Долгую, изнурительную и кровавую войну К. В. вел на землях саксов: периодически заканчиваясь и возобновляясь, война продлилась 33 года. В 772 г. К. В. впервые вторгся во владения саксов, разрушил крепость Эресбург и разграбил языческие капища, в т. ч. весьма почитаемое святилище Ирминсул. Спустя 3 года король вновь напал на саксов. Франки дошли до р. Окер, построили на завоеванных территориях неск. крепостей и оставили там сильные гарнизоны. Однако вскоре саксам удалось захватить Эресбург. В 776 г. франки вернулись на земли саксов. В пограничной зоне К. В. создал особый укрепленный район - Саксонскую марку, заново отстроил Эресбург и возвел др. крепости. В 777 г. мн. представители саксон. племенной знати (эделинги) признали власть К. В. и присягнули ему на верность в Падерборне. Часть эделингов, не желавших подчиняться франкам, объединилась вокруг Видукинда, представителя могущественного саксон. клана; в начале франк. вторжения Видукинд бежал к королю данов Зигфриду. В 778 г. они совершили военный рейд вглубь франкских территорий, дойдя до Рейна. На следующий год К. В. вернулся в Саксонию, прошел почти все владения саксов, не встретив сопротивления, и опять принял присягу представителей местной знати. В 780 г. он достиг берегов Эльбы, служившей границей между землями саксов и слав. племен, а в 782 г. вторгся во владения славян с целью пресечь попытки сорбов (также известны как лужицкие сербы, или венды) нападать на пограничные территории.

http://pravenc.ru/text/1681075.html

399 Русское житье Вячеслава... Разгорделись чешские мужи и начали ссориться меж собою: молод был князь их. Но когда он вырос… вошел дьявол в сердца злых советников его, они наговаривали Вячеславу: хочет тебя убить Болеслав, с ним за одно и мать, и воины его... злые псы, посоветовавшие Вячеславу выгнать мать свою без вины... 400 Чешские паны распустили слух, что Людмила, из личной ненависти, была умерщвлена Драгомирой. Между тем, в народном предании, в продолжение столетий, Драгомира, как богоугодная супруга Вратиславова, пользовалась добрым воспоминанием. См. Büdinger, Oesterreichische Geschichte, s. 307. 401 А когда он начал править, трудно сказать; если в 18 лет он еще не мог, за малолетством, сделаться самостоятельным правителем, то мог им сделаться в 20, в самом крайнем случае в 24; при первом предположении он бы княжил с 923, при втором с 927 года; см. Томка Apologie, s. 70. Времясчисление Палацкого, Dêjiny 1. str. 231–2, менее вероятно. 402 Cosmae, 1. 15. Вратислав.... accepit uxorem nomine Dragomir de durissima gente Luticensi, et ipsam saxis duriorem ad credendum, ex provincia nomine Stodor. 403 Continuator Reginonis, a. 928: Heinricus rex Boemos hostiliter invasit, et praestante Deo fortiter superavit; в соответствии с этим стоит известие Видукинда, 1. 35: Heinricus rex et Arnoldus dux Boemos vincunt. Об этом же говорит Косьма под 1040 годом, рассказывая об отношениях Генриха III к чешскому князю Брячиславу I. 405 Много красок, живописующих эту сторону характера Вячеслава, рассеяно в гумпольдовой легенде, сс. 13, 15, 7; также в русском житии его. 407 Это время указано Палацким, в статье: О umuceni sv. Vaclava... и в Dêjiny I, стр. 237, примеч. 220. 408 Источники для истории борьбы Славян с Немцами в X в. Кроме летописных заметок, помещенных ар. Pertz, Script. II–III, важны составители больших хроник: Vidukind, ар. Pertz, Scr. III; Adamus Bremensis ap. Pertz, Scr. VII; Thietmar, ap. Portz, Scr. III; Cosmas, ap. Pertz, Scr, IX; Helmoldus, ap. Leibnit. Scr. rer. Brunsw. II. Пособия. Прекрасный обзор современных событий по источникам представляют: Iahrbücher des Deutschen Reichs, herausgeg. v. Ranke I und II B-de. Специально до Славян – труды ІІІафарика и Палацкого; Giesebrecht W., Geschichte der Deutsch. Kaiserz.; Giesebrecht L., Wendische Geschichten; Leutsch, Markgraf Gero; Zeuss, Die Deutschen... и др., на которые будут ссылки в своем месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

283 В самой Моравии сохранилось до сих пор в народе воспоминание о справедливости Святополка и близости его к народу. 284 Регино, Видукинд, Косьма и Титмар дают ему царский титул. 285 Но важнейшим явлением царствования Святополка остается и останется не то, чего он достиг своими усилиями, не его объединенная из славянских народов держава, которая сразу, после его смерти, и начала разлагаться; но то дело, против которого он ратовал, дело не им начатое и которое он не переставал тормозить. Имя Святополка в истории славянской церкви приобретает совершенно другой оттенок, чем в славянской истории вообще. Здесь, в связи с Мефодием, Святополк много теряет своей обаятельности и величия. Тут мы видим его жалким орудием немецкой партии, недальновидным человеком, во всем доверившимся креатуре немецкого короля, Викингу, который обманывает его до самого 893 г. В самом деле, пристрастие Святополка к иностранцам военного и духовного сословия весьма выдается, при всей скудости известий из того времени; ни архиепископ Мефодий, ни один из его учеников, по смерти его, не вошел в милость князя Святополка. С 881 г. прерываются сношения Мефодия с Римом; с 882 г. началась жестокая война у Святополка с Арнульфом; без сомнения немецкая партия тогда была менее сильна при дворе моравского князя; с победою Святополка и успешным миром, закрепившим за ним всю Паннонию, в 884 г., церковная власть Мефодия должна была значительно расшириться. Мы не знаем, что делала в это время немецкая партия: но ни у Арнульфа, ни у папы она ничего не могла выиграть, так как Святополк стоял на верху силы и могущества, и был ожесточен против Немцев. Весьма важное значение имеет здесь то свидетельство, по которому враги Мефодия старались заподозрить его в Греции перед императором и патриархом, и что Мефодий путешествовал перед смертью в Царьград: «злоба их на этом не остановилась, но еще говорили: император так недоволен им, что, если бы он явился к нему на глаза, то не миновал бы казни. Но царь прислал письмо к Мефодию и просил его принять на себя труд побывать в Константинополе». 286 Путешествие в Царьград должно относиться к промежутку от последнего путешествия в Рим до смерти Мефодия. Уклончивая политика папы, старание его угодить тем и другим, посвящение в епископы Викинга и почти без внимания оставленная жалоба Мефодия; ожесточенная война моравского князя с Немцами, поставлявшая Мефодия в необходимость прекратить апостольские дела, – все это такие обстоятельства, которые делают весьма возможным путешествие его в Царьград. 287 Как скоро успокоились в Моравии от войны, опять появляются здесь следы деятельности Мефодия: к 884 г. относится освящение им церкви в Берне. 288

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Рассказывают также, что Видукинд потому крестился, что был поражен величием христианского богослужения. Раз разъезжал, он неподалеку от франкского войска, и вдруг напало на него сильное желание посмотреть, как христиане служат своему Богу. Видукинд нарядился нищим и на рассвете прокрался в стан к франкам. Неузнанный никем, прошел он через ряды воинов, готовившихся к богослужению и с ними вместе вступил в церковь . Не приносили там в жертву ни коней, ни быков; только славили Бога в священных песнях и с умилением, стоя на коленях перед алтарем, готовились причаститься св. Таин. Христианское богослужение потрясло душу Видукинда. Глаза его наполнились слезами, и он безмолвно сложил руки на молитву, ему показалось, что младенец Иисус, сидящий на руках девы Марии, манит его к себе и говорит: «Приди ко мне!». Он бросился на колени перед алтарем – и когда все с изумлением окружили его, сказал: «Я Видукинд, герцог саксонский, окрестите меня; я хочу сделаться таким же христианином, как и вы». Карл обнял его, и все заликовали в воиске у франков: самый упорный язычник, наконец, сам добровольно крестился. Потеряв такого отважного вождя, саксы скоро совсем покорились Карлу. Тогда стало среди них распространяться скорее христианство. Чтобы оградить священников, проповедывающих слово Божие от нападков со стороны язычников, Карл издал строгие законы. Он думал строгими наказаниями скорее заставить саксов принять христианство. По всей земле саксов пошли казни, да убийства, и поневоле саксам пришлось смириться и насильно принимать крещение. Кто из саксов, говорилось в законах Карла, будет впредь уклоняться от крещения, желая оставаться в языческой вере – того казнить смертью . Кто вступит в заговор с язычниками против христиан и будет упорствовать во вражде к христианам, также будет казнен. Смертной казни предавался всякий, кто убивал епископа, священника или диакона. Казнили и того, кто по неуважению к христианской вере нарушал пост, поев мяса. Притом эти казни отличались страшной жестокостью. Например, кто занимался колдовством, того зарывали живым в землю. Такими мерами Карлу скоро удалось исполнить задуманное дело: саксы все крестились.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009